Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе по фгос город мастеров

Обновлено: 02.07.2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

на заседании ШМО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для учащихся 1-4 классов

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Общая характеристика курса

Цели программы:

· развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;

· формирование универсальных учебных действий младших школьников;

· создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;

· развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

· развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.

Особенностью данного курса является то, что работа детей будет организована в различных творческих мастерских. Организовав работу таким образом, мы преследуем цель максимально приблизить ребенка к овладению тем или иным видом творчества, показать свою индивидуальность, повысить кругозор. Таким мастерскими в первом и втором классах являются: мастерская игротеки, мастерская лепки, мастерская флористики, мастерская Деда Мороза, мастерская коллекции идей, мастерская оригами, мастерская конструирования и моделирования. В третьем классе добавляется мастерская дизайна и мастерская кукольного театра. В четвертом классе ребята познакомятся с работой в мастерской мягкой игрушки, волшебной паутинки, бумагопластики.

Творческие мастерские расширяют конструкторско-технологические знания и умения, полученные во время урочных занятий, так являются их продолжением и преследуют основную идею стандарта второго поколения – взаимосвязь образовательного процесса и внеучебного процесса, которая позволит развивать у младшего школьника развитие универсальных учебных действий. Кроме того, мастерские знакомят детей с новыми видами художественной деятельности (игротека, флористика, бумагопластика, дизайн)

Для организации творческой деятельности предлагаются объекты, которые служат для детей ориентиром в работе. Прежде чем приступить к работе, ребенку следует путем собственного анализа выявить схему конструкции данного объекта. Он должен выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, найти сходства и различия. Ребенок должен спланировать трудовые операции, определить материалы и подобрать инструменты для работы. В результате данных действий ученик продолжает развивать такие процессы как внимание, анализ, синтез, сравнение, память, воображение. Предлагаемый объект не всегда может быть единственно возможным. Ребенок имеет право внести свои изменения, предложить иные варианты, проявить при этом гибкость мышления.

Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии.

Формой организации внеурочной деятельности является кружок. Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания образования

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

· Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

· Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

· Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

· Ценностного отношения к природе, окружающей среде;

· Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

· Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

· Формирование информационной грамотности современного школьника;

· Развитие коммуникативной компетентности;

· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

· Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

· Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

· Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

· Внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

· Выраженной познавательной мотивации;

· Устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· Планировать свои действия;

· Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

· Адекватно воспринимать оценку учителя;

· Различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

· Проявлять познавательную инициативу;

· Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

· Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

· Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

· Формулировать собственное мнение и позицию;

· Договариваться, приходить к общему решению;

· Соблюдать корректность в высказываниях;

Обучающийся получит возможность научиться:

· Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

· Владеть монологической и диалогической формой речи;

· Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;

· Анализировать объекты, выделять главное;

· Проводить сравнение и классификацию;

· Устанавливать причинно-следственные связи;

· Строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

· Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

· Использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

· Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

· Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

· Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

· Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

· Оказывать посильную помощь в оформлении класса, школы, своего жилища;

· Достичь оптимального для каждого уровня развития;

· Сформировать навыки работы с информацией.

1. Основы культуры труда и самообслуживания.

Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.

Организация рабочего места для работы с различными материалами ( рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).

Анализ объекта и его назначения.

Данный раздел раскрывается при организации творчества во всех мастерских 1,2,3,4 класса.

2. Технология ручной обработки материалов.

Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.

Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами.

Приемы работы с природными материалами.

1 класс: композиции из листьев;

2 класс: композиции из листьев, композиции из соломки, шахматы из шишек;

3 класс: работа с листьями (эстамп), работа с ракушками, украшение яичной скорлупой.

Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.

1 класс: лепка фигурок животных, композиции из пластилина;

2 класс: лепка героев сказок, фигурок домашних животных, составление коллективных композиций;

3 класс: лепка посуды;

4 класс: лепка из соленого теста.

Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги.

Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.

1 класс: новогодние игрушки, поделки из бумаги, простейшие модели оригами;

2 класс: аппликации, работа с гофрированным картоном, объемные игрушки из бумаги, оригами;

3 класс: куклы из геометрических фигур, поделки из гофрированного картона; подвижные игрушки из картона;

4 класс: игры из бумаги, бумагопластика (основы квиллинга), маски для карнавала.

Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами.

1 класс: прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение;

3 класс: куклы из драпа, изонить;

4 класс: мягкие игрушки, вышивка, футляры из драпа, макраме.

3. Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.

1 класс: кораблик, самолет;

2 класс: вертушка, парашют, конструирование мебели;

3 класс: игрушки из поролона.

4. Дизайн.

3 класс: различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы;

4 класс: декупаж вазы, плетение из бисера, украшение шкатулки.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература

Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2013

Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2013

Дополнительная литература

Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002

Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002

Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2002

Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997

Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010

Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002

Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. М., 2010

Энциклопедия поделок . М., 2004

Учебное оборудование

Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25 - 30 см., линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не козья ножка), шило, игла швейная и для вышивания в удлиненным ушком и для вышивания по канве, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки.

Материальные условия: специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки, обучающих к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. (все необходимые приспособления можно купить или изготовить из различных коробок и другого утилизированного материала).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №1 села Верхнеяркеево

муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

на заседании МО

Протокол заседаний № ___

Директор МБОУ Гимназия №1

_________ Р.А. Темуршина

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление программы – общекультурный

Общее количество часов: 66

Количество часов в неделю: 2

Учитель: Фаязова Гульнара Ромелевна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Цель курса - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики.

Курс предполагает решение следующих задач:

-развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

-развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;

-развитие умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

-знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

-знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

Особенностью данного курса является то, что работа детей будет организована в различных творческих мастерских. Организовав работу, таким образом, мы преследуем цель максимально приблизить ребенка к овладению тем или иным видом творчества, показать свою индивидуальность, повысить кругозор. Таким мастерскими в первом и втором классах являются: мастерская игротеки, мастерская лепки, мастерская флористики, мастерская Деда Мороза, мастерская коллекции идей, мастерская оригами, мастерская конструирования и моделирования. В третьем классе добавляется мастерская дизайна и мастерская кукольного театра. В четвертом классе ребята познакомятся с работой в мастерской мягкой игрушки, волшебной паутинки, бумагопластики.

Творческие мастерские расширяют конструкторско-технологические знания и умения, полученные во время урочных занятий, так являются их продолжением и преследуют основную идею стандарта второго поколения – взаимосвязь образовательного процесса и внеучебного процесса, которая позволит развивать у младшего школьника развитие универсальных учебных действий. Кроме того, мастерские знакомят детей с новыми видами художественной деятельности (игротека, флористика, бумагопластика, дизайн)

Для организации творческой деятельности предлагаются объекты, которые служат для детей ориентиром в работе. Прежде чем приступить к работе, ребенку следует путем собственного анализа выявить схему конструкции данного объекта. Он должен выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, найти сходства и различия. Ребенок должен спланировать трудовые операции, определить материалы и подобрать инструменты для работы. В результате данных действий ученик продолжает развивать такие процессы как внимание, анализ, синтез, сравнение, память, воображение. Предлагаемый объект не всегда может быть единственно возможным. Ребенок имеет право внести свои изменения, предложить иные варианты, проявить при этом гибкость мышления.

Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии.

Формой организации внеурочной деятельности является кружок. Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 2 часа в неделю всего 66 часов, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Часы для работы в мастерских распределены следующим образом:

Мастерская Деда мороза

Мастерская коллекции идей

Мастерская конструирования и моделирования

Мастерская кукольного тетра

Мастерская мягкой игрушки

Мастерская волшебной паутинки

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

Разделы "Технический труд" и "Конструирование и моделирование" основаны на технико-технологических знаниях, предназначеных для изучения в школах с политехническим уклоном. При этом так же производятся технологические операции с хорошо известными материалами - бумагой, картоном, тканью, природными материалами и т.п.

Список предложенных материалов далеко не полный, должен постоянно корректироваться в зависимости от опыта и подготовки преподавателя, а также от времени и места выполняемых работ.

Для качественного обучения младших школьников работе с нетрадиционными материалами необходимо подготовить грамотного учителя. Поэтому сегодняшний студент - будущий учитель - приобретает такие навыки и умения в области трудового обучения в учебном заведении, при помощи которых он мог бы свободно манипулировать любыми, даже самыми невероятными, материалами.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

Внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

Выраженной познавательной мотивации;

Устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Планировать свои действия;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

Проявлять познавательную инициативу;

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться, приходить к общему решению;

Соблюдать корректность в высказываниях;

Обучающийся получит возможность научиться:

Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

Владеть монологической и диалогической формой речи;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;

Анализировать объекты, выделять главное;

Проводить сравнение и классификацию;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

Использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

Оказывать посильную помощь в оформлении класса, школы, своего жилища;

Достичь оптимального для каждого уровня развития;

Сформировать навыки работы с информацией.

Основы культуры труда и самообслуживания.

Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.

Организация рабочего места для работы с различными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).

Анализ объекта и его назначения.

Данный раздел раскрывается при организации творчества во всех мастерских 1,2,3,4 класса.

Технология ручной обработки материалов.

Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.

Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами.

Приемы работы с природными материалами.

1 класс: композиции из листьев;

2 класс: композиции из листьев, композиции из соломки, шахматы из шишек;

3 класс: работа с листьями (эстамп), работа с ракушками, украшение яичной скорлупой.

Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.

1 класс: лепка фигурок животных, композиции из пластилина;

2 класс: лепка героев сказок, фигурок домашних животных, составление коллективных композиций;

3 класс: лепка посуды;

4 класс: лепка из соленого теста.

Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги.

Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.

1 класс: новогодние игрушки, поделки из бумаги, простейшие модели оригами;

2 класс: аппликации, работа с гофрированным картоном, объемные игрушки из бумаги, оригами;

3 класс: куклы из геометрических фигур, поделки из гофрированного картона; подвижные игрушки из картона;

4 класс: игры из бумаги, бумагопластика (основы квиллинга), маски для карнавала.

Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами.

1 класс: прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение;

3 класс: куклы из драпа, изонить;

4 класс: мягкие игрушки, вышивка, футляры из драпа, макраме.

Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.

1 класс: кораблик, самолет;

2 класс: вертушка, парашют, конструирование мебели;

класс: игрушки из поролона.

3 класс: различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы;

Копилка учителя начальных классов

Внеурочная деятельность 1 класс.
Азбука нравственного воспитания.
Рабочая программа.
Автор: Кордюкова В.И.

Копилка учителя начальных классов

Холодова О. Юным умникам и умницам 4 класс.

Копилка учителя начальных классов

Копилка учителя начальных классов

Копилка учителя начальных классов

Копилка учителя начальных классов

Копилка учителя начальных классов

Копилка учителя начальных классов

Копилка учителя начальных классов

Копилка учителя начальных классов

▫

Рабочая программа `Умники и умницы` 2 класс
Автор: Татьяна Федоровна Мичкасская
Рабочая программа по внеурочной деятельности `Умники и умницы` 1 класс
Елена Михайловна Клименченко

Копилка учителя начальных классов

Читайте также: