План работы мини музея в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 1825 0

Перспективное планирование работы мини-музея

Керимова Амина Александровна

г. Нижний Новгород

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Театрализованные досуги.

3. Мастер-классы, семинары.

5. Работа с родителями.

6. Пополнение музея экспонатами.

7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

Сентябрь

1. Знакомство с народным творчеством.

Рассматривание иллюстраций с народными куклами.

2. Беседа с детьми

4. • Подбор русских народных сказок

• Подбор природного и бросового материала

• Подбор дидактических игр

-приобщение детей к истории русской народной культуры;

- привлечь родителей к сбору материала для изготовления куклы.

Воспитатели группы, дети, родители.

октябрь

3. Мастер класс для родителей.

5. Добавление новой куклы

6. Знакомство с новой куклой. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной куклекак виду народного художественного творчества.

Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков.

. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

- формировать умение определять материал из которого сделана игрушка. Воспитатели группы, дети, музыкальный руководитель.

Ноябрь

1. Знакомство с бумажной куклой в костюмах народов России.

2. Тематический досуг «Родной край собирает друзей

3. Чтение русских народных потек, прибауток.

Познакомить детей с еще одним видом кукол. Учить любоваться их нарядом, определять русский народный костюм.

Формировать основы гражданственности и патриотизма через ознакомление с культурой народов России ;

Вызвать уважение к культуре. различных народностей.

- продолжать знакомит с русским фольклером

Воспитатели группы, дети, музыкальный руководитель.

Декабрь

Январь

1. Знакомство с веревочной куклой.

3. Чтение русских народных сказок

4. Продолжение работы по пополнению мини- музея. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Воспитатели группы, дети, родители, воспитатели других групп.

Февраль

1. Знакомство с русской матрешкой. Рассматривание иллюстраций, наглядного материала.

2. Беседы о народных промыслах.

4. Продолжение работы по дополнению мини- музея. Продолжать знакомить детей с видом народного- прикладного искусства.

2.Беседа «Моя любимая кукла Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства.

3.Развивать отображать увиденное в рисунке, развивать наблюдательность и воображение детей.

Апрель

3. Продолжение работы по оформлению мини-музея.

Воспитатели группы. Дети. Родители.

1. 18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей средних групп.

2. Анкетирование родителей старших и подготовительных групп.

3. Отчет о проделанной работе на педсовете ДОУ. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ- МУЗЕЯ

- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов,

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для воспитателей и родителей;

- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;

- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

Анкеты для родителей

- Проанализировать заинтересованность родителей в воспитании героико-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, средствами музейной педагогике .

-Скоординировать работу мини – музея (направление, организацию экскурсий и пропаганду мини – музея ).

-Способствовать повышению внимания к познавательному развитию ребёнка средствами музейной педагогике .

2. Посещаете ли вы музеи, выставки нашего города? Если нет, то почему?

3. Возможно ли создание мини-музеев в детском саду?

4. Какие цели можно реализовать при создании мини-музеев?

5. Как вы считаете, кто может участвовать в создании мини-музеев в детском саду?

6. Какие качества развиваются у ребенка в процессе работы мини-музея?

7. Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с семейными традициями и родословной семьи?

8. Хотели бы вы, чтобы ваши дети участвовали в создании и участии мини-музея в детском саду?

9. Хотели бы вы участвовать в создании мини-музея в детском саду?

Анкета 2

1. Посещали ли Вы детский краеведческий мини – музей ДОУ ?___

2. Как Вы о нём узнали?___

3. Принимали ли Вы участие в его организации, если да, то в какой форме?___

4. Что Вам понравилось и что хотелось бы изменить в работе мини – музея ?___

5. Возрос ли героико-патриотический потенциал вашего ребёнка . Если да, то в чём это выражается? ___

7. Как Вы считаете, нужно ли продолжать работу мини - музея ?___

8. Чем, Вы могли бы помочь в организации мини – музея и его экспозиций ? ___

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Цели: Знакомство с названием мини-музея и его значением. Познакомить детей с новым мини-музеем в группе, расширить кругозор детей о родном крае.

2. Прослушивание песен о родном крае.

Цели: Воспитывать любовь к родному краю, месту, где ты родился.

1. Экскурсия в мини-музей. Беседа о Родине и малой Родине.

Цели: Закрепить название нашей страны, столицы, название родного города. Воспитывать патриотические чувства.

2. Знакомство с символикой России.

Цели: Воспитывать патриотические чувства.

Работа с родителями

Цели: Закрепить название города, говорим о достопримечательных местах города Димитровграда.

2. Знакомство с символикой города Димитровграда.

Цели: развитие познавательного интереса, речи.

Рассказать о профессиях людей в родном городе, месте их работы. Поговорить с детьми о том где и кем работают их родители

Октябрь История ложки

Цель: привить интерес детям к возникновению предметов рукотворного мира, к истории появления старинных и современных вещей.

Обогатить представление детей об истории появления ложки, их многообразие и разнообразие.

Расширить и активизировать словарный запас детей (деревянная, алюминиевая, пластмассовая, расписная, серебряная, столовая, десертная, чайная); развить внимание, воображение, познавательный интерес.

1. История возникновения ложки

Цели: Знакомство с русскими деревянными ложками Знакомство с элементами росписи деревянных ложек

2. Знакомство с символикой России.

Цели: Воспитывать патриотические чувства.

Работа с родителями

3. Сбор атрибутов для мини-музея.

1. Знакомство с песней “Во поле березка стояла”

Цели: Учить детей азам игры на ложках

Цели: знакомство с русской народной сказкой, развитие речи,

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Цели: формировать понятия: цвет, форма, размер. Развивает память, речь, логическое мышление, воображение, пространственное мышление, мелкую моторику. Воспитанники чувствуют успешность и радость общения с взрослым.

Цели: Развитие познавательного интереса. Продолжать воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Цели: Собрать матрёшку из разрезанных частей

Работа с родителями

2. Матрешкины частушки (дети, родители, педагог).

3. Составление сказок и рассказов о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки – малышки).

1. Утренняя гимнастика с матрешкой.

Цели: Развитие двигательной активности, создание эмоционального настроя.

Цели: Вставить части-украшения (геометрические фигуры) в подходящие отверстия

1. Чтение потешек про матрешки, использование театра на пальчиках.

2. Рисование матрешек карандашами с использованием трафаретов.

Декабрь Дымковская игрушка

1. Дымковская игрушка

Цели: История возникновения дымковской игрушки Знакомство с элементами дымковской игрушки

2. Чтение потешек, стихов о дымке. Рассматривание книжек-малышек.

Цели: Развитие познавательного интереса. Продолжать воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Работа с родителями

2. Составление сказок и рассказов о дымковских игрушках (совместная деятельность детей с родителями – книжки – малышки).

Цели: составление картинки из частей

Цели: закрепление полученных знаний о дымковских игрушках

2. Рисование дымковских игрушек карандашами с использованием трафаретов.

2 неделя1. Золотая хохлома

Цели: Знакомство с хохломской посудой, изучаем элементы росписи хохломы.

Продолжить знакомство с традициями хохломской росписи, видеть красоту растительного орнамента. Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков.

Работа с родителями

Цели:Знакомить с народными традициями играми, песнями, танцами.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

2. Составление сказок и рассказов о хохломе (совместная деятельность детей с родителями – книжки – малышки).

Цели: Продолжить знакомство с народными традициями, играми, загадками, в которых были задействованы хохломские изделия.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Цели: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с праздниками, гуляньями.

Воспитывать интерес к родной культуре.

Февраль История русского народного костюма

Цели: Знакомить детей с видами рукоделий, воспитывать любовь к своему народу.

3. Разучивание русских народных потешек.

1. Знакомство с куклами в русских народных костюмах, элементами узоров.

Цели: Знакомить с традициями народа. Формировать у детей историческое сознание.

3. Чтение русских народных сказок.

Работа с родителями

1. Беседа с родителями

2. Консультация для родите-лей «Влияние русских народных сказок на развитие

1. Изготовление украшений (бусы, браслеты) из бусин, бисера для кукол.

2. Рассматривание альбомов с образцами русской национальной одежды

Цели: Знакомить детей с русскими народными праздниками

Март История татарского народного костюма

1. Рассматривание альбомов с образцами татарской национальной одежды.

Цели: Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, учить сравнивать и анализировать.

Знакомить детей с историей народ-ного костюма и его элементами.

2 неделя1. Знакомство с куклами в татарских народных костюмах, элементами узоров.

Цели: Знакомить с традициями народа. Формировать у детей историческое сознание.

Работа с родителями

2. Консультация для родите-лей «Влияние татарских народных сказок на развитие

Цели: Показать процесс и дать

возможность принять непосредственное участие в

приготовлении татарского блюда (печенья)

Цели: формировать представления детей о весенних обычаях и традициях татар: отметить отличительные и сходные

традиции с русскими обычаями,

развивать познавательный интерес

детей к национальным традициям

татар, культуре, национальным блюдам

Апрель Знакомство с татарским фольклором

1. Знакомство с татарской литературой

Цели: знакомить с татарским литературой.

2 неделя1. Прослушивание татарской

Цели: Знакомство с татарским фольклором.

Работа с родителями

1. Изготовление книжек-малышек на тему татарский фольклор.

Цели: Знакомство с народными татарскими играми

1. Аппликация на полоске с использованием узоров из татарского орнамента (колокольчики).

Цели: Познакомить детей с элементами татарских узоров, уточнить знания того цвета, который будет дан детям, упражнять в использовании правильных приемов наклеивания.

1. Солнышко, нарядись, красное, покажись

Цели: Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе. 2 неделя1. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча

Цели: Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой; рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: "чугунок", "ухват", "кочерга", и т. д. обратить внимание как похожи русская и татарская изба

Работа с родителями

Цели: Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей.

Помочь детям купить на ярмарке элементы русского или татарского костюма

1. Сказки водят хоровод

Цели: Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Дошкольное учреждение-это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность. Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Процесс познания у ребенка происходит практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего: меняются требования общества к подрастающей личности. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования под развивающей предметно-развивающей средой подразумевается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его интересов, уровня активности. Со здавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.

Каковы требования к предметно-развивающей среде по ФГОС:

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет - значит действовать с ним"). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж.Пиаже.

Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции - вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

В обычном музее ребенок-лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - соавтор, творец экспозиции. Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Н.А.Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев

  • Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
  • Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
  • Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
  • Воспитательная в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Как известно мини-музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будет результат, будет зависеть и успешность мини-музея. Это сложная задача, которую должен решить воспитатель. Мини-музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.

При создании и использовании мини-музеев нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Поэтому в каждом мини-музее детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т.д.

Основными задачами мини-музеев являются:

1. Образовательная.

Развитие зрительно-слухового восприятия; обучение усвоению информации; обучение работе с дидактическим материалом.

2. Развивающая.

Развитие мыслительных процессов, развитие интеллекта, памяти; обогащение словарного запаса.

3. Воспитательная.

Воспитание личностных качеств, взглядов, убеждений: становление умственного, трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания.

Этапы создания мини-музея:

1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяют название мини-музея, разрабатывают его содержание, выбирают место для размещения.

2. Практический.Оформление уголка мини-музея с учетом эстетических норм, соблюдения правил безопасности, гигиенических норм. Сбор и расположение экспонатов на полках мини-музея.

3. Обобщающий. На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.

Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:

  • восприятие,
  • понимание,
  • осмысливание,
  • закрепление,
  • применение.

Рекомендации по организации мини-музея

2. Тщательно продумывать мини-зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади. Заранее подбирать музейные экспонаты и их количество. При расположении экспонатов наиболее оптимальным решением является их размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Располагать их на полках, стеллажах, столиках разной величины, тумбах. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы

4. Продумать освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки шкафов, стеллажей, полок.

5. Не перегружать помещение музея витринами и стендами, оставить место для интерактивной работы с детьми.

7. Каждый мини-музей-это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы работы с экспозициями мини-музея:

  • Экскурсии
  • Образовательная деятельность с элементами игры
  • Творческие задания (заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы)
  • Исследовательская деятельность
    • Игры-развлечения,
    • Игры-путешествия,
    • Интеллектуально-творческие игры.

    - Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.)

    Ведущей формой работы музея является экскурсия.

    Экскурсии могут быть:

    • Обзорные экскурсии;
    • Тематические экскурсии;
    • Научно-просветительские экскурсии.

    Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.

    Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.

    Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.

    При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы;

    • Принцип научности: Любая экспозиция должна строиться на научной основе.
    • Принцип предметности: Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
    • Коммуникативно-информационный принцип: Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
    • Принцип концентричности: Только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т.е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.

    Тематика мини-музеев может быть разнообразной

    Результаты реализации технологии музейной педагогики в условиях детского сада

    - У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель проекта: Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

    Тип проекта: творческий, познавательный

    По количеству участников: коллективный.

    Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

    Срок реализации: 2 года (долгосрочный)

    Участники проекта: ПДО по ИЗО, рабочий по обслуживанию здания, педагог-психолог, воспитатели старших и подготовительных групп, родители.

    Автор проекта:

    ПДО по ИЗО Карцева Жанна Игоревна

    Любой музей есть память о веках.

    Творенья от начала мирозданья,

    Любое человечества созданье

    В картинах, письменах, стихах.

    Сегодня день торжественен и строг.

    Открыта дверь, музей гостей встречает,

    В стенах своих входящих привечает,

    Лишь стоит преступить его порог.

    Не принято здесь громко говорить,

    И строгие глядят с портретов лица,

    Ты понимаешь: стоило родиться,

    Чтобы узнать, как мастер мог творить.

    Пройдет и сто, и двести лет,

    И триста лет пройдет,

    Но каждый снимок и портрет

    Любую вещь, любой предмет

    Здесь сохранит народ.

    Актуальность проекта:

    Почему мы приняли решение создать мини-музеи в ДОУ?

    Мы задались вопросом - часто ли наши дети бывают в музеях? Ответ очевиден. Причины самые разные.

    Как же привлечь внимание родителей и детей к музеям?

    Так возникла необходимость создания мини–музеев и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

    Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагогов, детей. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании коллектива ДОУ, детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют их своими поделками. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагога, детей и их семей.

    Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

    Мини-музеи в нашем ДОУ способствуют полноценному развитию воспитанников, расширяют представления детей о мире, приобщают к культурным и духовным ценностям.

    Цель проекта:

    Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

    Задачи проекта:

    Собрать информацию о мини-музеях, разработать эскизы, организовать сбор экспонатов.

    Способствовать вовлечению родителей и коллектива ДОУ в единое образовательное пространство.

    Пополнить развивающую среду ДОУ.

    Расширить кругозор дошкольников, развивать познавательные способности.

    Формировать культурные, художественно-эстетические качества личности ребенка.

    Предполагаемый результат:

    Создание мини-музеев в ДОУ позволит:

    - приобщить дошкольников к миру общечеловеческих культурных и исторических ценностей, расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

    - усовершенствовать предметно-развивающую среду в ДОУ;

    - поможет в усвоении детьми элементов культуры, расширит словарный запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, пословиц и поговорок, методических пособий.

    - обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ;

    - повысит компетентность родителей в вопросах приобщения детей к музейной культуре.

    Этапы организации работы над проектом:

    Первый этап - подготовительный.

    Планирование мини-музея.

    Определение перспективы создания мини-музеев и разработка алгоритма по их созданию:

    1) выбор темы мини-музея.

    2) определение места размещения мини-музея.

    3) планирование экспозиций.

    4) выбор дизайна оформления мини-музея.

    5) подбор экспонатов.

    Поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

    Второй этап – практический

    Создание мини-музея.

    1.Определение места размещения мини-музея, замеры.

    Месторасположение мини-музея определяли с учетом пространства и психологической комфортности, безопасности деятельности.

    2. Создание экспозиций.

    3. Установка, оформление мини-музея.

    4. Подбор экспонатов, наполнение мини-музея.

    В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.

    Третий этап – презентационный.

    Представление мини-музея.

    На этом этапе происходит презентация-открытие мини-музея.

    Четвертый этап – деятельностный.

    Функционирование мини-музеев.

    РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

    Сентябрь 2018г.:

    Октябрь, ноябрь 2018г.

    Создание первого мини-музея "Русская изба" - коллекция предметов старинного русского быта. Сбор экспонатов. Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея является возможность увидеть старинные редкие экспонаты-достопримечательности.






    Декабрь 2018 г.

    консультация для родителей старших и подготовительных групп.



    Январь, февраль, март 2019г.


    Апрель, май 2019г.






    Сентябрь, октябрь, ноябрь 2019г.









    Составлены конспекты образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по темам созданных мини-музеев.

    Проведены открытые занятия и утренники с использованием экспонатов из мини-музеев.

    Активизировалось взаимодействие с родителями, ими была оказана посильная помощь в оснащении и пополнении экспонатами мини-музеев.

    В процессе создания мини-музеев мы учитывали следующие принципы:

    - интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в особенности художественно-эстетической и познавательной направленности;

    - деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты во время занятий, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

    - научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

    - культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

    - динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

    - разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

    - регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, что способствует формированию чувства патриотизма.

    Подводя итоги проекта хочется сказать, что нами была проведена большая и увлекательная работа. Но это еще не окончание! Интересная работа по созданию музейного пространства в нашем ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада пополняют свои экспозиции. Педагоги и воспитатели ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие пособия по тематике мини-музеев, даны рекомендации родителям о пользе посещения с детьми различных музеев и т. д.

    Таким образом, мини-музеи, созданные руками коллектива детского сада, воспитанников и родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Встреча с экспонатами мини-музеев в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится интересной и познавательной для детей.

    Читайте также: