План работы мини музея в детском саду
Обновлено: 04.07.2024
Оценить 1825 0
Перспективное планирование работы мини-музея
Керимова Амина Александровна
г. Нижний Новгород
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Театрализованные досуги.
3. Мастер-классы, семинары.
5. Работа с родителями.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
Сентябрь
1. Знакомство с народным творчеством.
Рассматривание иллюстраций с народными куклами.
2. Беседа с детьми
4. • Подбор русских народных сказок
• Подбор природного и бросового материала
• Подбор дидактических игр
-приобщение детей к истории русской народной культуры;
- привлечь родителей к сбору материала для изготовления куклы.
Воспитатели группы, дети, родители.
октябрь
3. Мастер класс для родителей.
5. Добавление новой куклы
6. Знакомство с новой куклой. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной куклекак виду народного художественного творчества.
Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков.
. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
- формировать умение определять материал из которого сделана игрушка. Воспитатели группы, дети, музыкальный руководитель.
Ноябрь
1. Знакомство с бумажной куклой в костюмах народов России.
2. Тематический досуг «Родной край собирает друзей
3. Чтение русских народных потек, прибауток.
Познакомить детей с еще одним видом кукол. Учить любоваться их нарядом, определять русский народный костюм.
Формировать основы гражданственности и патриотизма через ознакомление с культурой народов России ;
Вызвать уважение к культуре. различных народностей.
- продолжать знакомит с русским фольклером
Воспитатели группы, дети, музыкальный руководитель.
Декабрь
Январь
1. Знакомство с веревочной куклой.
3. Чтение русских народных сказок
4. Продолжение работы по пополнению мини- музея. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Воспитатели группы, дети, родители, воспитатели других групп.
Февраль
1. Знакомство с русской матрешкой. Рассматривание иллюстраций, наглядного материала.
2. Беседы о народных промыслах.
4. Продолжение работы по дополнению мини- музея. Продолжать знакомить детей с видом народного- прикладного искусства.
2.Беседа «Моя любимая кукла Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства.
3.Развивать отображать увиденное в рисунке, развивать наблюдательность и воображение детей.
Апрель
3. Продолжение работы по оформлению мини-музея.
Воспитатели группы. Дети. Родители.
1. 18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей средних групп.
2. Анкетирование родителей старших и подготовительных групп.
3. Отчет о проделанной работе на педсовете ДОУ. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ- МУЗЕЯ
- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов,
- пополнение альбома и каталога музея;
- мастер-классы для воспитателей и родителей;
- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;
- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
Анкеты для родителей
- Проанализировать заинтересованность родителей в воспитании героико-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, средствами музейной педагогике .
-Скоординировать работу мини – музея (направление, организацию экскурсий и пропаганду мини – музея ).
-Способствовать повышению внимания к познавательному развитию ребёнка средствами музейной педагогике .
2. Посещаете ли вы музеи, выставки нашего города? Если нет, то почему?
3. Возможно ли создание мини-музеев в детском саду?
4. Какие цели можно реализовать при создании мини-музеев?
5. Как вы считаете, кто может участвовать в создании мини-музеев в детском саду?
6. Какие качества развиваются у ребенка в процессе работы мини-музея?
7. Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с семейными традициями и родословной семьи?
8. Хотели бы вы, чтобы ваши дети участвовали в создании и участии мини-музея в детском саду?
9. Хотели бы вы участвовать в создании мини-музея в детском саду?
Анкета 2
1. Посещали ли Вы детский краеведческий мини – музей ДОУ ?___
2. Как Вы о нём узнали?___
3. Принимали ли Вы участие в его организации, если да, то в какой форме?___
4. Что Вам понравилось и что хотелось бы изменить в работе мини – музея ?___
5. Возрос ли героико-патриотический потенциал вашего ребёнка . Если да, то в чём это выражается? ___
7. Как Вы считаете, нужно ли продолжать работу мини - музея ?___
8. Чем, Вы могли бы помочь в организации мини – музея и его экспозиций ? ___
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.
Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.
Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.
Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.
Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Цели: Знакомство с названием мини-музея и его значением. Познакомить детей с новым мини-музеем в группе, расширить кругозор детей о родном крае.
2. Прослушивание песен о родном крае.
Цели: Воспитывать любовь к родному краю, месту, где ты родился.
1. Экскурсия в мини-музей. Беседа о Родине и малой Родине.
Цели: Закрепить название нашей страны, столицы, название родного города. Воспитывать патриотические чувства.
2. Знакомство с символикой России.
Цели: Воспитывать патриотические чувства.
Работа с родителями
Цели: Закрепить название города, говорим о достопримечательных местах города Димитровграда.
2. Знакомство с символикой города Димитровграда.
Цели: развитие познавательного интереса, речи.
Рассказать о профессиях людей в родном городе, месте их работы. Поговорить с детьми о том где и кем работают их родители
Октябрь История ложки
Цель: привить интерес детям к возникновению предметов рукотворного мира, к истории появления старинных и современных вещей.
Обогатить представление детей об истории появления ложки, их многообразие и разнообразие.
Расширить и активизировать словарный запас детей (деревянная, алюминиевая, пластмассовая, расписная, серебряная, столовая, десертная, чайная); развить внимание, воображение, познавательный интерес.
1. История возникновения ложки
Цели: Знакомство с русскими деревянными ложками Знакомство с элементами росписи деревянных ложек
2. Знакомство с символикой России.
Цели: Воспитывать патриотические чувства.
Работа с родителями
3. Сбор атрибутов для мини-музея.
1. Знакомство с песней “Во поле березка стояла”
Цели: Учить детей азам игры на ложках
Цели: знакомство с русской народной сказкой, развитие речи,
Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.
Цели: формировать понятия: цвет, форма, размер. Развивает память, речь, логическое мышление, воображение, пространственное мышление, мелкую моторику. Воспитанники чувствуют успешность и радость общения с взрослым.
Цели: Развитие познавательного интереса. Продолжать воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.
Цели: Собрать матрёшку из разрезанных частей
Работа с родителями
2. Матрешкины частушки (дети, родители, педагог).
3. Составление сказок и рассказов о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки – малышки).
1. Утренняя гимнастика с матрешкой.
Цели: Развитие двигательной активности, создание эмоционального настроя.
Цели: Вставить части-украшения (геометрические фигуры) в подходящие отверстия
1. Чтение потешек про матрешки, использование театра на пальчиках.
2. Рисование матрешек карандашами с использованием трафаретов.
Декабрь Дымковская игрушка
1. Дымковская игрушка
Цели: История возникновения дымковской игрушки Знакомство с элементами дымковской игрушки
2. Чтение потешек, стихов о дымке. Рассматривание книжек-малышек.
Цели: Развитие познавательного интереса. Продолжать воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.
Работа с родителями
2. Составление сказок и рассказов о дымковских игрушках (совместная деятельность детей с родителями – книжки – малышки).
Цели: составление картинки из частей
Цели: закрепление полученных знаний о дымковских игрушках
2. Рисование дымковских игрушек карандашами с использованием трафаретов.
2 неделя1. Золотая хохлома
Цели: Знакомство с хохломской посудой, изучаем элементы росписи хохломы.
Продолжить знакомство с традициями хохломской росписи, видеть красоту растительного орнамента. Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков.
Работа с родителями
Цели:Знакомить с народными традициями играми, песнями, танцами.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
2. Составление сказок и рассказов о хохломе (совместная деятельность детей с родителями – книжки – малышки).
Цели: Продолжить знакомство с народными традициями, играми, загадками, в которых были задействованы хохломские изделия.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Цели: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с праздниками, гуляньями.
Воспитывать интерес к родной культуре.
Февраль История русского народного костюма
Цели: Знакомить детей с видами рукоделий, воспитывать любовь к своему народу.
3. Разучивание русских народных потешек.
1. Знакомство с куклами в русских народных костюмах, элементами узоров.
Цели: Знакомить с традициями народа. Формировать у детей историческое сознание.
3. Чтение русских народных сказок.
Работа с родителями
1. Беседа с родителями
2. Консультация для родите-лей «Влияние русских народных сказок на развитие
1. Изготовление украшений (бусы, браслеты) из бусин, бисера для кукол.
2. Рассматривание альбомов с образцами русской национальной одежды
Цели: Знакомить детей с русскими народными праздниками
Март История татарского народного костюма
1. Рассматривание альбомов с образцами татарской национальной одежды.
Цели: Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, учить сравнивать и анализировать.
Знакомить детей с историей народ-ного костюма и его элементами.
2 неделя1. Знакомство с куклами в татарских народных костюмах, элементами узоров.
Цели: Знакомить с традициями народа. Формировать у детей историческое сознание.
Работа с родителями
2. Консультация для родите-лей «Влияние татарских народных сказок на развитие
Цели: Показать процесс и дать
возможность принять непосредственное участие в
приготовлении татарского блюда (печенья)
Цели: формировать представления детей о весенних обычаях и традициях татар: отметить отличительные и сходные
традиции с русскими обычаями,
развивать познавательный интерес
детей к национальным традициям
татар, культуре, национальным блюдам
Апрель Знакомство с татарским фольклором
1. Знакомство с татарской литературой
Цели: знакомить с татарским литературой.
2 неделя1. Прослушивание татарской
Цели: Знакомство с татарским фольклором.
Работа с родителями
1. Изготовление книжек-малышек на тему татарский фольклор.
Цели: Знакомство с народными татарскими играми
1. Аппликация на полоске с использованием узоров из татарского орнамента (колокольчики).
Цели: Познакомить детей с элементами татарских узоров, уточнить знания того цвета, который будет дан детям, упражнять в использовании правильных приемов наклеивания.
1. Солнышко, нарядись, красное, покажись
Цели: Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе. 2 неделя1. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча
Цели: Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой; рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: "чугунок", "ухват", "кочерга", и т. д. обратить внимание как похожи русская и татарская изба
Работа с родителями
Цели: Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей.
Помочь детям купить на ярмарке элементы русского или татарского костюма
1. Сказки водят хоровод
Цели: Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Дошкольное учреждение-это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность. Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Процесс познания у ребенка происходит практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего: меняются требования общества к подрастающей личности. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования под развивающей предметно-развивающей средой подразумевается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его интересов, уровня активности. Со здавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.
Каковы требования к предметно-развивающей среде по ФГОС:
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет - значит действовать с ним"). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж.Пиаже.
Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции - вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
В обычном музее ребенок-лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - соавтор, творец экспозиции. Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Н.А.Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев
- Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- Воспитательная в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Как известно мини-музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будет результат, будет зависеть и успешность мини-музея. Это сложная задача, которую должен решить воспитатель. Мини-музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.
При создании и использовании мини-музеев нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Поэтому в каждом мини-музее детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т.д.
Основными задачами мини-музеев являются:
1. Образовательная.
Развитие зрительно-слухового восприятия; обучение усвоению информации; обучение работе с дидактическим материалом.
2. Развивающая.
Развитие мыслительных процессов, развитие интеллекта, памяти; обогащение словарного запаса.
3. Воспитательная.
Воспитание личностных качеств, взглядов, убеждений: становление умственного, трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания.
Этапы создания мини-музея:
1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяют название мини-музея, разрабатывают его содержание, выбирают место для размещения.
2. Практический.Оформление уголка мини-музея с учетом эстетических норм, соблюдения правил безопасности, гигиенических норм. Сбор и расположение экспонатов на полках мини-музея.
3. Обобщающий. На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.
Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:
- восприятие,
- понимание,
- осмысливание,
- закрепление,
- применение.
Рекомендации по организации мини-музея
2. Тщательно продумывать мини-зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади. Заранее подбирать музейные экспонаты и их количество. При расположении экспонатов наиболее оптимальным решением является их размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Располагать их на полках, стеллажах, столиках разной величины, тумбах. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы
4. Продумать освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки шкафов, стеллажей, полок.
5. Не перегружать помещение музея витринами и стендами, оставить место для интерактивной работы с детьми.
7. Каждый мини-музей-это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- Экскурсии
- Образовательная деятельность с элементами игры
- Творческие задания (заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы)
- Исследовательская деятельность
- Игры-развлечения,
- Игры-путешествия,
- Интеллектуально-творческие игры.
- Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.)
Ведущей формой работы музея является экскурсия.
Экскурсии могут быть:
- Обзорные экскурсии;
- Тематические экскурсии;
- Научно-просветительские экскурсии.
Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.
Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.
Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.
При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы;
- Принцип научности: Любая экспозиция должна строиться на научной основе.
- Принцип предметности: Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
- Коммуникативно-информационный принцип: Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
- Принцип концентричности: Только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т.е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.
Тематика мини-музеев может быть разнообразной
Результаты реализации технологии музейной педагогики в условиях детского сада
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Цель проекта: Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Тип проекта: творческий, познавательный
По количеству участников: коллективный.
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года (долгосрочный)
Участники проекта: ПДО по ИЗО, рабочий по обслуживанию здания, педагог-психолог, воспитатели старших и подготовительных групп, родители.
Автор проекта:
ПДО по ИЗО Карцева Жанна Игоревна
Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.
Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.
Не принято здесь громко говорить,
И строгие глядят с портретов лица,
Ты понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.
Актуальность проекта:
Почему мы приняли решение создать мини-музеи в ДОУ?
Мы задались вопросом - часто ли наши дети бывают в музеях? Ответ очевиден. Причины самые разные.
Как же привлечь внимание родителей и детей к музеям?
Так возникла необходимость создания мини–музеев и в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагогов, детей. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании коллектива ДОУ, детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют их своими поделками. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагога, детей и их семей.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Мини-музеи в нашем ДОУ способствуют полноценному развитию воспитанников, расширяют представления детей о мире, приобщают к культурным и духовным ценностям.
Цель проекта:
Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Задачи проекта:
Собрать информацию о мини-музеях, разработать эскизы, организовать сбор экспонатов.
Способствовать вовлечению родителей и коллектива ДОУ в единое образовательное пространство.
Пополнить развивающую среду ДОУ.
Расширить кругозор дошкольников, развивать познавательные способности.
Формировать культурные, художественно-эстетические качества личности ребенка.
Предполагаемый результат:
Создание мини-музеев в ДОУ позволит:
- приобщить дошкольников к миру общечеловеческих культурных и исторических ценностей, расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
- усовершенствовать предметно-развивающую среду в ДОУ;
- поможет в усвоении детьми элементов культуры, расширит словарный запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, пословиц и поговорок, методических пособий.
- обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ;
- повысит компетентность родителей в вопросах приобщения детей к музейной культуре.
Этапы организации работы над проектом:
Первый этап - подготовительный.
Планирование мини-музея.
Определение перспективы создания мини-музеев и разработка алгоритма по их созданию:
1) выбор темы мини-музея.
2) определение места размещения мини-музея.
3) планирование экспозиций.
4) выбор дизайна оформления мини-музея.
5) подбор экспонатов.
Поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
Второй этап – практический
Создание мини-музея.
1.Определение места размещения мини-музея, замеры.
Месторасположение мини-музея определяли с учетом пространства и психологической комфортности, безопасности деятельности.
2. Создание экспозиций.
3. Установка, оформление мини-музея.
4. Подбор экспонатов, наполнение мини-музея.
В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.
Третий этап – презентационный.
Представление мини-музея.
На этом этапе происходит презентация-открытие мини-музея.
Четвертый этап – деятельностный.
Функционирование мини-музеев.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Сентябрь 2018г.:
Октябрь, ноябрь 2018г.
Создание первого мини-музея "Русская изба" - коллекция предметов старинного русского быта. Сбор экспонатов. Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея является возможность увидеть старинные редкие экспонаты-достопримечательности.
Декабрь 2018 г.
консультация для родителей старших и подготовительных групп.
Январь, февраль, март 2019г.
Апрель, май 2019г.
Сентябрь, октябрь, ноябрь 2019г.
Составлены конспекты образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по темам созданных мини-музеев.
Проведены открытые занятия и утренники с использованием экспонатов из мини-музеев.
Активизировалось взаимодействие с родителями, ими была оказана посильная помощь в оснащении и пополнении экспонатами мини-музеев.
В процессе создания мини-музеев мы учитывали следующие принципы:
- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в особенности художественно-эстетической и познавательной направленности;
- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты во время занятий, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
- разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, что способствует формированию чувства патриотизма.
Подводя итоги проекта хочется сказать, что нами была проведена большая и увлекательная работа. Но это еще не окончание! Интересная работа по созданию музейного пространства в нашем ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада пополняют свои экспозиции. Педагоги и воспитатели ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие пособия по тематике мини-музеев, даны рекомендации родителям о пользе посещения с детьми различных музеев и т. д.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками коллектива детского сада, воспитанников и родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Встреча с экспонатами мини-музеев в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится интересной и познавательной для детей.
Читайте также:
- С помощью чего происходит управление в windows кратко
- Граффити как вандализм кратко
- Что объединяет приведенные ниже признаки кратко поясните свое мнение наличие социальных групп
- Какая роль в трагедии отведена тени дмитрия борис годунов ответ кратко
- От чего зависит длительность геологических эр кратко