Рабочая программа по внеурочной деятельности школьная газета 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

Создание школьной газеты имеет большую роль для установления более тесных связей внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между учащимися разных классов устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимодействия. Также подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Газета остается самым простым и доступным школьным изданием.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

• Организовать практическую, общественно и социально значимую коллективную деятельность

• Повысить познавательную активность учащихся, научить их вовремя реагировать на события, находить источники информации

Общая характеристика курса

Основные направления деятельности

Образовательная. Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров газеты требует вовлечения учащихся в различные формы деятельности: они получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.

Коммуникативная. Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.

•Уважение к читателям и авторам газеты. • Создание положительного образа учителя, ученика, школы. • Учитывать, что о каждом ученике читают его родители. • Писать только то, о чем знаешь. • Не замыкаться в стенах школы. • Проявлять заинтересованность и творчество. • Не оскорблять, не унижать печатным словом.

Ценностные ориентиры курса

Место курса в учебном плане.

Данная программа включена во внеурочную деятельность учебного плана школы и составлена из расчета 102 часа (3 занятия в неделю) для учащихся 6-10 классов.

Основная форма организации – учебные занятия (индивидуальные и групповые).

Личностные , метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты освоения курса предполагают:

· приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты ;

· получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

· понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;

· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

·познакомятся с основными терминами журналистики;

· приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;

· получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

·приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

·приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

·научатся давать самооценку результатам своего труда;

·приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;

· приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания

·научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;

·научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;

· поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

· приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Содержание программы

Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи

Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся.

1 лазерный принтер;

1 мультимедийный проектор с экраном;

Музыкальная MIDI клавиатура с акустической системой;

Графический планшет А5

Система организации беспроводной сети

Основы работы с текстом.

Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.

Учащиеся должны уметь:

работать с текстовыми инструментами;

создать и редактировать текстовый блок.

Основы работы с иллюстрациями.

Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.

Учащиеся должны уметь:

помещать иллюстрацию на страницу;

создавать и редактировать графические блоки;

редактировать рисунки в блоках;

импортировать иллюстрации из других приложений;

Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.

Учащиеся должны уметь:

совместно размещать текстовые и графические блоки;

печатать созданный документ.

Практикум по верстке

Сверстать газетную полосу формата A4.

Учащиеся должны уметь:

верстать любой вид издательской продукции;

правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.

Секреты стилистики (Правила хорошей речи)

Язык – важнейшее средство общения; о богатстве русского языка, его роль как языка межнационального. О тексте, типах, стилях речи.

Стилистика лексических средств языка

Стилистические средства словообразования и морфологии.

Стилистические средства синтаксиса.

Компьютер и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

функциональную схему компьютера;

как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;

состав и назначение программного обеспечения компьютера;

назначение и основные функции операционной системы.

Учащиеся должны уметь:

работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);

соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

Методы работы с программами Microsoft Office

Учащиеся должны уметь:

отменять изменения в документе. Открытие документа Office. Создание нового документа;

использовать помощника для получения справочной информации. Ввод текста. Практическая работа;

выделять текст с помощью мыши. Выделение и замена текста с помощью клавиатуры;

перемещать текст. Выбор и форматирование объектов. Копирование формата с помощью команды Формат по образцу;

настраивать панели инструментов. Увеличение и уменьшения масштаба. Практическая работа.

Технология обработки текстовой информации

Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов.

Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы.

Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).

Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.

Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.

Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

Учащиеся должны уметь:

применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

вставлять в документ объекты из других приложений;

создавать типовые документы на компьютере;

использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1.Вводное занятие. Уточнение списка редакционной коллегии.

2.Утверждение плана работы.

3.Понятие о школьной газете.

4.Из истории журналистики.

5.Этика и психология журналистского общения.

6.Печатные издания и их роль.

7.Газета. Какая она должна быть?

8.Язык и стиль газеты.

10.Анализ рубрик печатных изданий.

11.Текст. Тема и идея текста.

12.Стили речи. Особенности стилей.

13.Этапы создания газеты.

14.Сбор и оформление информации.

15.Выпуск газеты к Дню Учителя.

16.Юный редактор – кто это?

17.Цели газетного творчества.

18.Газетная статья - основа газеты.

19.Создание газетных статей.

20.Оформление газетных материалов.

21.Основы оформительской работы.

22.Изобразительные элементы в газете.

25.Иллюстрации , рисунки, фотографии как дополнение к газетным статьям.

26.Реклама на страницах газеты.

27.Оформление, дизайн газеты

28.Содержание и форма журналистских произведений.

29.Журнальные жанры: информационная заметка, зарисовка.

30.Практическое занятие. Заметка в газету.

31.Информационная составляющая газеты.

32.Сбор первичной информации.

34.Интервью. Что значит взять интервью?

35.Вопросы для интервью.

36.Практикум . Берем интервью.

Особенности диалогической формы.

Редактирование статьи. Обмен впечатлениями.

Репортаж. Особенности жанра.

Репортер – автор репортажа и очевидец с места событий.

Композиционные особенности репортажа.

Репортаж с места событий.

Редактирование репортажа и совершенствование заголовков.

Оформление, дизайн газеты.

Оформление газетных материалов.

Очерк. Особенности жанра.

Проблемный подход к материалу статьи.

Работа с текстом.

Работа с текстами.

Редактирование статей. Обмен впечатлениями.

Заседание круглого стола.

Подборка материалов по темам.

Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.

Выпуск школьной газеты

Современный дизайн газеты.

Оформление информации на электронных носителях.

Заголовок в газете.

Работа с фрагментами текста.

Выпуск школьной газеты

Сатирические жанры. Фельетон.

Особенности жанра. Работа с текстом.

Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.

Подборка материалов по темам.

Обработка графической информации.

Подборка материалов по темам.

Обработка текстовой информации.

Поиск информации в Интернете.

Оформление, дизайн газеты.

Выпуск школьной газеты

Нравственно-патриотическое направление газеты.

Сбор и оформление информации.

Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.

Экологическое направление газеты.

Сбор и оформление информации.

Поиск информации в Интернете.

Спортивно- оздоровительное направление газеты.

Сбор и оформление информации.

Выпуск школьной газеты

Заседание круглого стола.

Встреча с интересными людьми.

Сбор и оформление информации

Подборка материалов по темам.

Участие в жизни школы, города.

Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.

Экскурсия на типографию.

Экскурсия на типографию.

Выпуск школьной газеты

Анализ итогов работы в прошедшем году.

Состав редакционной коллегии (возможны изменения):

1. Руководитель проекта – учитель русского языка

2. Главный редактор

7. Верстальщики (компьютерный дизайн) –

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009.

Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001

Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981. Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации‖.

Ресурсы Интернета.

Компьютер, принтер, сканер, фото- видеокамера, Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adabe Photoshop.

Планируемые результаты

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.

· Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;

·Заинтересовать учащихся творческим процессом;

·Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;

·Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой

грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в

учебных и иных целях в устной и письменной формах;

Формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования.


-Закон об образовании № 273-Ф3 от 29.12.2012;

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации №1897 от17.12.2010;

-Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2011

-Третьякова С.В., Иванов А.В. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. - М.: Просвещение, 2013

Цели и задачи курса:

Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования.

- Получение знаний и умений по созданию печатного издания.

- Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

- Развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;

- Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

- Развитие навыков установления межпредметных связей.

- Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий.

- Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения.

- Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.

- Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.

- Организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми.

- Формирование активной жизненной позиции.

- Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

- Формирование эстетических навыков.

- Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.

- Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Данная программа направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций:

коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),

познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),

информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),

общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере),

ценностно – смысловых (ценностные представления человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков)

личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития).

Важным механизмом реализации проекта является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, учащимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков. Школьная газета – воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Программа включает в себя:

изучение основ истории журналистики;

обзор современных средств массовой информации;

знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

изучение методов сбора и обработки информации;

изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);

освоение методов работы со словом.

Немаловажный аспект создания школьной газеты – знакомство с современным издательским делом, которое в настоящее время широко использует новые информационные технологии.

В содержании акцент сделан на изучении основ журналистики, формировании информационной культуры.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка и освоение основ издательского дела с использованием средств коммуникационных и проектных технологий. Теоретические и практические занятия по журналистике чередуются с теоретическими и практическими занятиями издательского дела. Выпуски газет равномерно распределяются в течение всего учебного года.

Традиционное понимание образования как некоей суммы знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть школьники, в настоящее время коренным образом переосмысливается. Сегодня под образованием понимается, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Сегодняшнее общество должно заложить в свое подрастающее поколение механизмы взаимопонимания, общения и сотрудничества. А сам школьник, адаптируясь к новым условиям, должен овладеть не только основами экономики, компьютерной грамотности, но и навыками общения и коммуникации.

Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, который предполагает:

ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Целевая аудитория: учащиеся, педагоги и родители .

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;

познавательная, творческая, общественная активность;

самостоятельность ( в т. ч. в принятии решений);

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

уважение к себе и другим;

личная и взаимная ответственность;

готовность действия в нестандартных ситуациях.

Формы проведения занятия:

Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).

Коллективные обсуждения и дискуссии.

Групповая работа над проектами.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.

Устные выступления по заданным темам.

Формы занятия, предусмотренные программой: свободная творческая дискуссия; ролевые игры; выполнение творческих заданий; творческая практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе: сочинения разных жанров и их редактирование в текстовых редакторах, верстка газеты в издательских системах); работа с прессой (обзор, анализ, сопоставление); работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.); социологический опрос; экскурсии и встречи с журналистами.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.

Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.

Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.

Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.

Метапредметные задачи

Регулятивные УУД:

Учиться определять и формулировать цель деятельности.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.

Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.

Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Делать предварительный отбор источников информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования

Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

- владеть навыками работы с разными информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- владеть навыками информационной переработки прочитанного материала;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении;

- создавать и редактировать письменные тексты публицистического и художественного стиля с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

узнает о назначении основных компонентов компьютера (оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода);

- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам.

- навыкам работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, браузеры, поисковые системы, словари);

- различным формам представления данных (таблицы, диаграммы, графики, схемы);

- приемам безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных;

- основам соблюдения норм информационной этики и права.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, а также планировать пути их достижения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- писать статьи, интервью, репортажи и другие жанры;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для передачи информации, выражения своих мыслей, чувств;

- осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редактор текстов, издательской системы, браузеры и др.);

- познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

Руководитель МО учителей русского языка и литературы

Заувервальд М. Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов
в неделю (год)

Русский язык, литература

8 класс – 1(35)

ступень обучения (класс) основное общее образование, 5-9 класс

Боркина Н.В., учитель русского языка и литературы

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1_ от 31 августа 2020 года

Пояснительная записка

Данная цель реализуется благодаря следующим задачам внеурочной деятельности:

овладение знаниями о принципах журналистской деятельности, об особенностях профессии журналиста,

овладение основными навыками журналистского мастерства, коммуникативными компетентности и приобретение первичного профессионального опыта,

формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

развивающие

развитие образного и логического мышления,

развитие творческих способностей подростков,

расширение общего кругозора.

воспитывающие

формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства,

формирование нравственных основ личности будущего журналиста,

формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции,

воспитание культуры поведения и речи.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; формирование активной позиции.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

формирование у ребенка ценностных ориентиров в области журналистики;

воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

овладение различными приемами и техниками творческого практикума (сочинения разных жанров);

отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

самостоятельно о пределять и объяснят ь свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

оцениват ь жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценит ь, как хорошие или плохие;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться работать по предложенному плану;

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы различных жанрах публицистического стиля;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;

учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, дополнительную литературу (словари, энциклопедии, справочники).

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации; пользоваться памятками;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать работы (статьи) и их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

уметь пользоваться языком литературного искусства:

а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в творческих работах (статья, заметка и т.д.);

б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;

уметь слушать и понимать речь других;

уметь договариваться о правилах общения;

учиться согласованно, работать в группе:

а) учиться планировать свою работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений:

Ученик научится:

- правильно писать заметки, интервью и т. д.

- правилам проведения опроса, интервью;

- специальным приемам оформления;

- общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельно готовить публикацию материалов для школьной газеты;

- работать в различных жанрах публицистического стиля.

Ученик получит возможность научиться:

- набирать текст на компьютере;

- подбирать вопросы при интервью и т. д.

- писать правильно статьи, заметки в газету;

- находить нужный материал выбранной темы;

- устанавливать и редактировать стили;

- верстать любой вид издательской продукции;

- правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.

- регулировать расстояния между буквами, словами и строками;

- переформатировать сверстанную публикацию;

- распечатывать макет на принтере, масштабировать публикацию при печати.

Содержание курса внеурочной деятельности

Что такое журналистика? (4 часа)

Ознакомление с планом работы, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Задачи и функции журналистики.

Факт, как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, глубокое знание в области литературы, философии и др., владение литературным языком.

Авторство и авторское право. Роль точки зрения журналиста в представлении материала.

ИКТ-технологии в журналистике.

Практическое занятие . Работа с ИКТ-технологиями. Создание эскиза и дизайна страниц

Жанры журналистики (13 часов)

Многообразие журналистских жанров: особенности и отличия.

Особенности работы с фотографиями. Роль фотографии в журналистики. Обработка фотографии, подготовка к печати.

Репортаж. Основные правила работы над репортажем. Подготовка репортажа о событии класса. Роль и оформление фоторяда. Оформление репортажа для школьной газеты.

Интервью. Основные правила работы над интервью. Сбор информации на подготовительном этапе. Подготовка вопросника. Основной этап – работа с интервьюируемым. Обработка результатов и оформление интервью.

Статья. Основные правила работы над статьей. Выбор темы статьи. Сбор и обработка материалов. Оформление статьи.

Работа над выпуском школьной газеты. Подбор материалов, выбор фотографий.

Изучение программ для верстки газеты. Выпуск первого номера газеты.

Работа с текстом в журналистике (9 часов)

Microsoft Word – особенности работы с текстом. Верстка и макетирование газеты.

Особенности оформления текста для интернет-изданий. Основы редакторского мастерства.

Практическая работа: Работа над выпуском школьной газеты, подбор материалов, выбор фотографий.

Система СМИ в нашей стране.

Периодические СМИ. Многообразие СМИ в сети Интернет.

Анализ интернет-СМИ. Анализ школьного сайта в контексте журналистике.

Практическая работа: Подготовка материалов (новость, заметка, статья, интервью) для газеты или школьного сайта. Работа над выпуском школьной газеты.

Средства массовой информации в России (9 часов)

Система СМИ. Периодические СМИ. Интернет-СМИ

Практическая работа: Подготовка материалов (новость, заметка, статья, интервью) для газеты или школьного сайта. Работа над выпуском школьной газеты.

Формы работы: групповые, индивидуальные консультации.

Методы и приѐмы:

анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;

практические (создание, издание и распространение школьной газеты);

Виды деятельности обучающихся:

творческий практикум (сочинения разных жанров);

работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

Основы журналистики. Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ

Программа предназначена для знакомства учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ с основами профессий журналиста, верстальщика, выпускающего редактора газет и журналов.

курса внеурочной деятельности

1. результаты освоения

курса внеурочной деятельности

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы внеурочной деятельности.

Личностные результаты освоения программы отражают:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

9) формирование основ коммуникативной культуры, соответствующей современному уровню социального мышления, развитие опыта творчески ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

11) развитие творческих способностей через совершенствование навыков самовыражения в публицистических, литературных жанрах, творческой деятельности журналистского характера.

Метапредметные результаты освоения программы отражают:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, клас-сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение (критически оценивать содержание и форму текста);

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ компентенции); развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

12) формирование и развитие творческого мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, культурно-образовательных и познавательных задач:

1) осознание целостности окружающего мира, страны в которой мы живем, родного края;

2) понимание взаимосвязей гуманитарных предметов в познавательном процессе;

3) использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

4) расширение кругозора и культурного опыта школьника;

5) понимание базовых основ жизни в окружающем мире;

6) осознание взаимосвязи различных частей социума, важности умения создать вокруг себя благоприятную социальную среду;

7) усвоение и закрепление знаний о методах журналистской деятельности;

8) развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

9) выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей по отношению к окружающей среде;

Читайте также: