Рабочая программа по внеурочной деятельности школьная газета 8 класс
Обновлено: 02.07.2024
Создание школьной газеты имеет большую роль для установления более тесных связей внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между учащимися разных классов устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимодействия. Также подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Газета остается самым простым и доступным школьным изданием.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• Организовать практическую, общественно и социально значимую коллективную деятельность
• Повысить познавательную активность учащихся, научить их вовремя реагировать на события, находить источники информации
Общая характеристика курса
Основные направления деятельности
Образовательная. Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров газеты требует вовлечения учащихся в различные формы деятельности: они получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.
Коммуникативная. Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.
•Уважение к читателям и авторам газеты. • Создание положительного образа учителя, ученика, школы. • Учитывать, что о каждом ученике читают его родители. • Писать только то, о чем знаешь. • Не замыкаться в стенах школы. • Проявлять заинтересованность и творчество. • Не оскорблять, не унижать печатным словом.
Ценностные ориентиры курса
Место курса в учебном плане.
Данная программа включена во внеурочную деятельность учебного плана школы и составлена из расчета 102 часа (3 занятия в неделю) для учащихся 6-10 классов.
Основная форма организации – учебные занятия (индивидуальные и групповые).
Личностные , метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты освоения курса предполагают:
· приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты ;
· получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
· понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
·познакомятся с основными терминами журналистики;
· приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
· получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
·приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
·приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
·научатся давать самооценку результатам своего труда;
·приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
· приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания
·научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
·научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
· поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
· приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Содержание программы
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи
Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся.
1 лазерный принтер;
1 мультимедийный проектор с экраном;
Музыкальная MIDI клавиатура с акустической системой;
Графический планшет А5
Система организации беспроводной сети
Основы работы с текстом.
Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.
Учащиеся должны уметь:
работать с текстовыми инструментами;
создать и редактировать текстовый блок.
Основы работы с иллюстрациями.
Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.
Учащиеся должны уметь:
помещать иллюстрацию на страницу;
создавать и редактировать графические блоки;
редактировать рисунки в блоках;
импортировать иллюстрации из других приложений;
Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.
Учащиеся должны уметь:
совместно размещать текстовые и графические блоки;
печатать созданный документ.
Практикум по верстке
Сверстать газетную полосу формата A4.
Учащиеся должны уметь:
верстать любой вид издательской продукции;
правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.
Секреты стилистики (Правила хорошей речи)
Язык – важнейшее средство общения; о богатстве русского языка, его роль как языка межнационального. О тексте, типах, стилях речи.
Стилистика лексических средств языка
Стилистические средства словообразования и морфологии.
Стилистические средства синтаксиса.
Компьютер и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
функциональную схему компьютера;
как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
состав и назначение программного обеспечения компьютера;
назначение и основные функции операционной системы.
Учащиеся должны уметь:
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
Методы работы с программами Microsoft Office
Учащиеся должны уметь:
отменять изменения в документе. Открытие документа Office. Создание нового документа;
использовать помощника для получения справочной информации. Ввод текста. Практическая работа;
выделять текст с помощью мыши. Выделение и замена текста с помощью клавиатуры;
перемещать текст. Выбор и форматирование объектов. Копирование формата с помощью команды Формат по образцу;
настраивать панели инструментов. Увеличение и уменьшения масштаба. Практическая работа.
Технология обработки текстовой информации
Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов.
Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы.
Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).
Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.
Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.
Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.
Учащиеся должны уметь:
применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
вставлять в документ объекты из других приложений;
создавать типовые документы на компьютере;
использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1.Вводное занятие. Уточнение списка редакционной коллегии.
2.Утверждение плана работы.
3.Понятие о школьной газете.
4.Из истории журналистики.
5.Этика и психология журналистского общения.
6.Печатные издания и их роль.
7.Газета. Какая она должна быть?
8.Язык и стиль газеты.
10.Анализ рубрик печатных изданий.
11.Текст. Тема и идея текста.
12.Стили речи. Особенности стилей.
13.Этапы создания газеты.
14.Сбор и оформление информации.
15.Выпуск газеты к Дню Учителя.
16.Юный редактор – кто это?
17.Цели газетного творчества.
18.Газетная статья - основа газеты.
19.Создание газетных статей.
20.Оформление газетных материалов.
21.Основы оформительской работы.
22.Изобразительные элементы в газете.
25.Иллюстрации , рисунки, фотографии как дополнение к газетным статьям.
26.Реклама на страницах газеты.
27.Оформление, дизайн газеты
28.Содержание и форма журналистских произведений.
29.Журнальные жанры: информационная заметка, зарисовка.
30.Практическое занятие. Заметка в газету.
31.Информационная составляющая газеты.
32.Сбор первичной информации.
34.Интервью. Что значит взять интервью?
35.Вопросы для интервью.
36.Практикум . Берем интервью.
Особенности диалогической формы.
Редактирование статьи. Обмен впечатлениями.
Репортаж. Особенности жанра.
Репортер – автор репортажа и очевидец с места событий.
Композиционные особенности репортажа.
Репортаж с места событий.
Редактирование репортажа и совершенствование заголовков.
Оформление, дизайн газеты.
Оформление газетных материалов.
Очерк. Особенности жанра.
Проблемный подход к материалу статьи.
Работа с текстом.
Работа с текстами.
Редактирование статей. Обмен впечатлениями.
Заседание круглого стола.
Подборка материалов по темам.
Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.
Выпуск школьной газеты
Современный дизайн газеты.
Оформление информации на электронных носителях.
Заголовок в газете.
Работа с фрагментами текста.
Выпуск школьной газеты
Сатирические жанры. Фельетон.
Особенности жанра. Работа с текстом.
Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.
Подборка материалов по темам.
Обработка графической информации.
Подборка материалов по темам.
Обработка текстовой информации.
Поиск информации в Интернете.
Оформление, дизайн газеты.
Выпуск школьной газеты
Нравственно-патриотическое направление газеты.
Сбор и оформление информации.
Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.
Экологическое направление газеты.
Сбор и оформление информации.
Поиск информации в Интернете.
Спортивно- оздоровительное направление газеты.
Сбор и оформление информации.
Выпуск школьной газеты
Заседание круглого стола.
Встреча с интересными людьми.
Сбор и оформление информации
Подборка материалов по темам.
Участие в жизни школы, города.
Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.
Экскурсия на типографию.
Экскурсия на типографию.
Выпуск школьной газеты
Анализ итогов работы в прошедшем году.
Состав редакционной коллегии (возможны изменения):
1. Руководитель проекта – учитель русского языка
2. Главный редактор
7. Верстальщики (компьютерный дизайн) –
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981. Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации‖.
Ресурсы Интернета.
Компьютер, принтер, сканер, фото- видеокамера, Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adabe Photoshop.
Планируемые результаты
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.
· Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;
·Заинтересовать учащихся творческим процессом;
·Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;
·Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой
грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в
учебных и иных целях в устной и письменной формах;
Формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).
Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования.
-Закон об образовании № 273-Ф3 от 29.12.2012;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации №1897 от17.12.2010;
-Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2011
-Третьякова С.В., Иванов А.В. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. - М.: Просвещение, 2013
Цели и задачи курса:
Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования.
- Получение знаний и умений по созданию печатного издания.
- Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
- Развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;
- Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
- Развитие навыков установления межпредметных связей.
- Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий.
- Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения.
- Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
- Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.
- Организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
- Формирование эстетических навыков.
- Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.
- Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.
Данная программа направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций:
коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),
познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),
информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),
общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере),
ценностно – смысловых (ценностные представления человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков)
личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития).
Важным механизмом реализации проекта является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, учащимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков. Школьная газета – воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Программа включает в себя:
изучение основ истории журналистики;
обзор современных средств массовой информации;
знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
изучение методов сбора и обработки информации;
изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);
освоение методов работы со словом.
Немаловажный аспект создания школьной газеты – знакомство с современным издательским делом, которое в настоящее время широко использует новые информационные технологии.
В содержании акцент сделан на изучении основ журналистики, формировании информационной культуры.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка и освоение основ издательского дела с использованием средств коммуникационных и проектных технологий. Теоретические и практические занятия по журналистике чередуются с теоретическими и практическими занятиями издательского дела. Выпуски газет равномерно распределяются в течение всего учебного года.
Традиционное понимание образования как некоей суммы знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть школьники, в настоящее время коренным образом переосмысливается. Сегодня под образованием понимается, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Сегодняшнее общество должно заложить в свое подрастающее поколение механизмы взаимопонимания, общения и сотрудничества. А сам школьник, адаптируясь к новым условиям, должен овладеть не только основами экономики, компьютерной грамотности, но и навыками общения и коммуникации.
Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, который предполагает:
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Целевая аудитория: учащиеся, педагоги и родители .
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность ( в т. ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Формы проведения занятия:
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Коллективные обсуждения и дискуссии.
Групповая работа над проектами.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
Устные выступления по заданным темам.
Формы занятия, предусмотренные программой: свободная творческая дискуссия; ролевые игры; выполнение творческих заданий; творческая практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе: сочинения разных жанров и их редактирование в текстовых редакторах, верстка газеты в издательских системах); работа с прессой (обзор, анализ, сопоставление); работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.); социологический опрос; экскурсии и встречи с журналистами.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.
Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.
Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.
Метапредметные задачи
Регулятивные УУД:
Учиться определять и формулировать цель деятельности.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.
Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
- владеть навыками работы с разными информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками информационной переработки прочитанного материала;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении;
- создавать и редактировать письменные тексты публицистического и художественного стиля с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода);
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам.
- навыкам работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, браузеры, поисковые системы, словари);
- различным формам представления данных (таблицы, диаграммы, графики, схемы);
- приемам безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных;
- основам соблюдения норм информационной этики и права.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, а также планировать пути их достижения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- писать статьи, интервью, репортажи и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для передачи информации, выражения своих мыслей, чувств;
- осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редактор текстов, издательской системы, браузеры и др.);
- познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников).
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Руководитель МО учителей русского языка и литературы
Заувервальд М. Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Предметная область
Учебный предмет
Количество часов
в неделю (год)
Русский язык, литература
8 класс – 1(35)
ступень обучения (класс) основное общее образование, 5-9 класс
Боркина Н.В., учитель русского языка и литературы
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1_ от 31 августа 2020 года
Пояснительная записка
Данная цель реализуется благодаря следующим задачам внеурочной деятельности:
овладение знаниями о принципах журналистской деятельности, об особенностях профессии журналиста,
овладение основными навыками журналистского мастерства, коммуникативными компетентности и приобретение первичного профессионального опыта,
формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
развивающие
развитие образного и логического мышления,
развитие творческих способностей подростков,
расширение общего кругозора.
воспитывающие
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства,
формирование нравственных основ личности будущего журналиста,
формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции,
воспитание культуры поведения и речи.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; формирование активной позиции.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
формирование у ребенка ценностных ориентиров в области журналистики;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приемами и техниками творческого практикума (сочинения разных жанров);
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
самостоятельно о пределять и объяснят ь свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
оцениват ь жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценит ь, как хорошие или плохие;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы различных жанрах публицистического стиля;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;
учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, дополнительную литературу (словари, энциклопедии, справочники).
Познавательные УУД:
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации; пользоваться памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать работы (статьи) и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком литературного искусства:
а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в творческих работах (статья, заметка и т.д.);
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;
уметь слушать и понимать речь других;
уметь договариваться о правилах общения;
учиться согласованно, работать в группе:
а) учиться планировать свою работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений:
Ученик научится:
- правильно писать заметки, интервью и т. д.
- правилам проведения опроса, интервью;
- специальным приемам оформления;
- общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельно готовить публикацию материалов для школьной газеты;
- работать в различных жанрах публицистического стиля.
Ученик получит возможность научиться:
- набирать текст на компьютере;
- подбирать вопросы при интервью и т. д.
- писать правильно статьи, заметки в газету;
- находить нужный материал выбранной темы;
- устанавливать и редактировать стили;
- верстать любой вид издательской продукции;
- правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.
- регулировать расстояния между буквами, словами и строками;
- переформатировать сверстанную публикацию;
- распечатывать макет на принтере, масштабировать публикацию при печати.
Содержание курса внеурочной деятельности
Что такое журналистика? (4 часа)
Ознакомление с планом работы, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Задачи и функции журналистики.
Факт, как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, глубокое знание в области литературы, философии и др., владение литературным языком.
Авторство и авторское право. Роль точки зрения журналиста в представлении материала.
ИКТ-технологии в журналистике.
Практическое занятие . Работа с ИКТ-технологиями. Создание эскиза и дизайна страниц
Жанры журналистики (13 часов)
Многообразие журналистских жанров: особенности и отличия.
Особенности работы с фотографиями. Роль фотографии в журналистики. Обработка фотографии, подготовка к печати.
Репортаж. Основные правила работы над репортажем. Подготовка репортажа о событии класса. Роль и оформление фоторяда. Оформление репортажа для школьной газеты.
Интервью. Основные правила работы над интервью. Сбор информации на подготовительном этапе. Подготовка вопросника. Основной этап – работа с интервьюируемым. Обработка результатов и оформление интервью.
Статья. Основные правила работы над статьей. Выбор темы статьи. Сбор и обработка материалов. Оформление статьи.
Работа над выпуском школьной газеты. Подбор материалов, выбор фотографий.
Изучение программ для верстки газеты. Выпуск первого номера газеты.
Работа с текстом в журналистике (9 часов)
Microsoft Word – особенности работы с текстом. Верстка и макетирование газеты.
Особенности оформления текста для интернет-изданий. Основы редакторского мастерства.
Практическая работа: Работа над выпуском школьной газеты, подбор материалов, выбор фотографий.
Система СМИ в нашей стране.
Периодические СМИ. Многообразие СМИ в сети Интернет.
Анализ интернет-СМИ. Анализ школьного сайта в контексте журналистике.
Практическая работа: Подготовка материалов (новость, заметка, статья, интервью) для газеты или школьного сайта. Работа над выпуском школьной газеты.
Средства массовой информации в России (9 часов)
Система СМИ. Периодические СМИ. Интернет-СМИ
Практическая работа: Подготовка материалов (новость, заметка, статья, интервью) для газеты или школьного сайта. Работа над выпуском школьной газеты.
Формы работы: групповые, индивидуальные консультации.
Методы и приѐмы:
анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
практические (создание, издание и распространение школьной газеты);
Виды деятельности обучающихся:
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
Программа предназначена для знакомства учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ с основами профессий журналиста, верстальщика, выпускающего редактора газет и журналов.
курса внеурочной деятельности
1. результаты освоения
курса внеурочной деятельности
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты освоения программы отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ коммуникативной культуры, соответствующей современному уровню социального мышления, развитие опыта творчески ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
11) развитие творческих способностей через совершенствование навыков самовыражения в публицистических, литературных жанрах, творческой деятельности журналистского характера.
Метапредметные результаты освоения программы отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, клас-сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение (критически оценивать содержание и форму текста);
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ компентенции); развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
12) формирование и развитие творческого мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, культурно-образовательных и познавательных задач:
1) осознание целостности окружающего мира, страны в которой мы живем, родного края;
2) понимание взаимосвязей гуманитарных предметов в познавательном процессе;
3) использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
4) расширение кругозора и культурного опыта школьника;
5) понимание базовых основ жизни в окружающем мире;
6) осознание взаимосвязи различных частей социума, важности умения создать вокруг себя благоприятную социальную среду;
7) усвоение и закрепление знаний о методах журналистской деятельности;
8) развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
9) выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей по отношению к окружающей среде;
Читайте также: