Для чего рабочие тетради в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

ДД! В связи с переездом и сменой сада столкнулась с тем, что в новом саду не проводятся занятия по тетрадям, в бывшем использовались рабочие тетради по Прописям, Урокам грамоте, Математике и Развитию речи, в этом вообще не уверена, что вообще какие-то занятия проводятся, лепка и рисование по расписанию 2 раза в неделю, пошли в него потому отзывов было мало и только хорошие, типа таких - ребенку комфортно. Отходили пока 4 дня. Воспитатель, возраст за 50, оказалось, ездит учиться 2 раза в неделю, дети остаются с няней, которая только смотрит и суп разносит.
Вопрос Должны ли проводиться занятия по этим предметам в саду или это на усмотрение каждого сада?
Как мне говорила воспитатель из прежнего сада это госстандарт.

Не знаю как сейчас стандарты, наши уже в школе. Несколько лет назад именно тетради не являлись обязательными. Государство ими сады не обеспечивали, соответственно и требовать ничего не могли. Покупка тетрадей за счет родителей - дело добровольное, для облегчения процесса обучения. Т.е. хотят родители - покупают, воспиталетели занимаются. Не хотят - занятия проводятся "по старинке" без тетрадей. Кол-во занятий регламентируется. Именно математика и письмо обязательными вроде не являются.

Программа занятий зависит от того по какой программе развития работает сад. Названия я уже не помню, но старые совсем, да без рабочих тетрадей. Мы когда сын был в саду, по предложению воспитателя закупали сами тетради в начале года.

То есть вообще никаких занятий с цифрами, буквами? Мы то в группе от 4-5, а в старшей подготовительной тоже не должны?

Сады сейчас не берут на себя образовательные функции. Нужно ребенка к школе подготовить - платите за подготовительные курсы при школе.

Ну вот видимо ввела меня в заблуждение наша предыдущая воспитатель, что программа такая для всех, тетради, да , это ее рекомендация для лучшего обучения. Ну хорошо, хоть мы были у нее основы заложены, будем дома продолжать.

Не должны. Есть сады с занятиями, но это инициатива руководства. В нашем саду есть занятия, но мы за них платим деньги каждый месяц, есть сады где без доп платы занимаются.

Знаменитости в тренде

Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания дошкольниками

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Основными способами познания цвета, формы, размера, длины, высоты, количества и других признаков, которые осваивает ребенок в дошкольном возрасте, являются сравнение, классификация и сериация.

Один из основных залогов успешного обучения детей – это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала и рабочих тетрадей. На занятиях большое внимание следует уделять его разнообразию, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п., что соответствует возрастным возможностям.

Выбирая тетрадь, следует учитывать: цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников; соответствие возрасту детей;

Использование рабочей тетради подразумевает применение и дополнительных средств (цветных и простых карандашей, фломастеров, резинок и т. п., которые в достаточном количестве должны быть предоставлены детям.

Использование тематических макетов-ширм в работе с дошкольниками

Использование тематических макетов-ширм в работе с дошкольниками "Использование тематических макетов-ширм в работе с дошкольниками". Зима - волшебное время года. Для привлечения познавательного интереса.

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

Использование мандал в работе с дошкольниками

Использование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

рабочие тетради для дошкльников по развитию речи

рабочие тетради для дошкльников по развитию речи

В чем же заключается принцип использования рабочей тетради по речевому развитию? Ребенок наглядно и самостоятельно отрабатывает навыки графических диктантов, выполняя задания по штриховке, развивает мелкую моторику, тем самым подготавливая руку к письму. В старшем дошкольном возрасте обучается письму, не в плане написания букв и слов, а работы с составляющими слова: буквы, слога.

Вместе с тем, используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательного способа познания), а, следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т. п.). В связи с этим использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности.

Сравнивая достижения и успехи детей в группах, в которых были закуплены полные комплекты рабочих тетрадей, можно сделать вывод, что дошкольники более легко и просто усваивают изучаемый материал, легче проводят анализ слов, составляют описательный рассказ. Имея перед глазами образец составления рассказа в виде ярких и красочных подсказок, ребенок без особого труда осуществляет пересказ, составляет описательный рассказ по серии сюжетных картинок.

Для родителей в конце учебного года предоставлялись итоги работы с рабочими тетрадями, где рассказывались и показывались успехи каждого ребенка, давались рекомендации, на какие задания (или же вопросы) необходимо уделить внимание тем или иным детям.

В подготовительной к школе группе в рабочих тетрадях представлены более сложные задания именно написания элементов букв, как в старых прописях. С одной стороны, ребенок получает первый опыт письма, с другой – знакомится с графическим изображением букв. При этом разработчики тетрадей не ставят задачу научить ребенка писать в подготовительной группе каллиграфическим почерком, задача состоит в ознакомлении с отдельными элементами написания букв: палочки, крючки, кружочки и т.д.

В ходе анализа подготовки выпускников к обучению в школе, можно сделать вывод, что 95% воспитанников без затруднений могут проводить анализ слов, составлять предложения по представленной схеме, составлять описательный рассказ или пересказ. Более половины наших выпускников уже имеют опыт графического написания букв, слогов и слов в целом.

Но при этом и существует ряд затруднений использования рабочих тетрадей.

Подводя итог, можно говорить о необходимости использования рабочих тетрадях в образовательной деятельности в детском саду. Это не только способствует развитию произвольности, внимания и самоконтроля, но и воспитывает уважительное отношение к собственным вещам, обучает работать в парах, проводить самоанализ деятельности.

Развивающие книги и тетради для дошкольников

Многие педагоги-практики подтвердят, что, несмотря на очень современный и правильный по целям и задачам ФГОС дошкольного образования, родительский запрос по-прежнему четко ориентирован на ЗУНовскую модель образования. Да и существующие формы организации многих дошкольных учреждений не помогают родителям заглянуть в будущее и задуматься: ведь еще несколько лет – и знания, избавленные от рефлексии, так называемые hard skills , перестанут быть главной и единственной гарантией успешной самореализации, не помогут найти работу, друзей, создать семью.

Осознание будущих проблем начинается только тогда, когда ребенок попадает в школу. Вроде все умеет, всему научили – и читать, и писать, и бойко отвечать. Но чуть в сторону от этой прекрасной модели – и начинаются проблемы: не умеет общаться, не чувствует границ, не может своими словами выразить мысли и желания, не может приспособиться к меняющейся обстановке, не понимает чувства и намерения других людей.

Результат – формирование тяжелейших комплексов. И хорошо если родителям удастся найти хорошую школу с чутким педагогом, который поможет. Но повезет не всем. Поэтому правильнее надеяться на себя и начать формирование soft skills заблаговременно, пока в психике ребёнка не закрепились устойчивые негативные конструкции и низкая самооценка.

Итак, всем хорошо известные 4К – креативность, критика, коммуникация, координация – и развивающая литература для дошкольников. В хорошей детской литературе эти компетенции обычно представлены комплексно, в неразрывной связи. Но все же попробуем выделить в каждой подборке книг ведущую, стержневую компетенцию. Список будет очень неполным и безусловно субъективным, поэтому любая дискуссия горячо приветствуется.

1. Креативность

В своей повседневной работе сталкиваюсь с тем, что очень немногие педагоги знают гениальные альбомы для развития креативности японского дизайнера Таро Гоми. Они феноменально успешны во всё мире, переведены и на русский язык. Казалось бы, что в них такого особенного? Обычные альбомы, в которых ребенок дорисовывает картинку. Но все не так примитивно.


Альбомы Таро Гоми можно уверенно рекомендовать детям 4–7 лет.

Ребёнок вместе с героями будет искать ответы на эти вопросы и найдёт их с помощью наклеек, карандашей, фломастеров, кисточек, красок, конструкторов и самых обычных домашних вещей. Задачи художественного развития и освоения основ изобразительной грамоты решаются исподволь, совершенно незаметно для малышей.


Альбомы Ирины Лыковой помогут организовать целый ансамбль разных видов деятельности – рисование, аппликацию, лепку, конструирование. И еще очень важно, что они научат нас, взрослых, творческому общению с ребенком за границами этих замечательных тетрадей.

Адресованы альбомы малышам 3 4 лет. Четыре альбома – по одному на каждое время года.

2. Критическое мышление

В дошкольном возрасте первый шаг к критическому мышлению – это формирование навыка смыслового чтения (слушания). Очень важно читать вдумчиво, обсуждать прочитанное, разговаривать, задавать вопросы. Отлично, когда в книге есть иллюстрации, которые связаны с текстом и образно, и содержательно. Они станут опорой для чтения и бесед. И конечно же это должны быть настоящие, захватывающие тексты.

Освоить навык смыслового чтения помогут книги Елены Матвеевой про таксу Ламбу. Рассказы совсем крошечные, на полстранички, но переполнены эмоциями и сюжетами.

Истории о таксе Ламбе – это добрые, душевные рассказы о том, что мир прекрасен, что не надо бояться чувств и эмоций, что искренность и радость делают нас ближе.

Они помогают ребёнку вступить в диалог с героями, миром, своими близкими, самим собой.


Образ словесный поддерживается художественными решениями. Иллюстрации не перпендикулярны тексту (увы, и так бывает!), а дарят новые чувства и впечатления. Это расширяет границы восприятия текстов разной содержательной и эмоциональной направленности. Настоящая синергия!

Обязательно обсуждайте каждую историю: поступки героев, их настроение, поведение в разных жизненных ситуациях. Эмоционально проживая события, ребёнок осваивает навык критического чтения.


Работать по тетрадям Ирины Мальцевой можно, начиная с 4–5 лет и позже.

Книги Елены Матвеевой и тетради Ирины Мальцевой – очень показательный пример того, насколько разными могут быть способы решения одной общей задачи. И ни одним из них не стоит пренебрегать.

3. Коммуникация


Психологи Виктория Чал-Борю и Елена Пояркова придумали истории, в которых приемы сказкотерапии сочетаются с заданиями на рефлексию, размышление, что запускает механизм формирования эмоционального интеллекта.

Авторы не предлагают готовых решений, а приглашают поиграть в жизнь лесных зверят и в игре обсудить очень важные проблемы детской и взрослой жизни.

Развитие социальных навыков сопровождается продуктивной деятельностью ребёнка. В каждой тетрадке – сказка, комментарий для родителей и идеи-подсказки для совместных игр и творчества. Важно, что авторы не склонны к простым решениям. Нет плохих или хороших эмоций, есть умение или неумение ими управлять. Например, главная идея сказки про гнев совсем не про то, что злиться – это плохо. Надо учить ребенка правильно свой гнев выражать, а не загонять его внутрь. А сказка про любопытного Зайчонка учит разумной осторожности при активном познании окружающего мира.


Тетради этой линейки очень помогут родителям малышей от 3 до 6 лет уделить внимание тому, как ребёнок справляется со своими переживаниями и как он учится взаимодействовать с другими людьми.

Истории про бурундука Пряника и барсука Вареника – еще один популярный вид терапевтических сказок.


Тема эта неисчерпаема, так как книги-помощники, книги-подсказки нужны родителям не меньше, чем известные сказки, истории, повести. Конечно, любая книга обязательно учит и воспитывает. Но дидактическая сказка не просто учит. Она помогает взрослым обсудить с малышом какие-то конкретные поведенческие проблемы на примере простых героев, порассуждать, пообщаться, поговорить, посмеяться. Обсуждать Винни-Пуха тоже очень здорово, но эта сказка сложна для простого анализа, она решает задачи высокого уровня. Дидактическая сказка отличается как раз конкретностью задачи. Именно поэтому в ней, как правило, немного слов, яркие и наполненные деталями эмоциональные иллюстрации. Все в ней направлено на установление контакта с ребенком.


Автор Ирина Зартайская и художник О лег Гончаров придумали героев, которые выражают собой полярные черты характера любого человека, особенно совсем маленького: застенчивость и коммуникабельность, мечтательность и прямолинейность, скромность и нахальство. И показали, что такие разные качества могут прекрасно уживаться, если их объединяет доброта и терпимость, умение не только слушать друг друга, но и слышать.

Меланхолик-интроверт Пряник и сангвиник-экстраверт Вареник смешные, но не сладкие, в них нет патоки. Они про настоящих, а не про выдуманных малышей. Они обижаются, ссорятся, плохо себя ведут, любят плюшки и всякую неправильную еду.

Маленький читатель не чувствует себя рядом с этими героями каким-то неправильным, хуже, чем они. Он такой же. И еще он обязательно почувствует, что наши герои – добрые и отзывчивые. И что нет плохих детей, а есть неправильные поступки. Эти истории на самом деле про безусловную любовь, которой так не хватает нашим детям. Они учат любить просто так, а не за что-то.

Читать сказки про Пряника и Вареника можно начинать с трех лет.

4. Координация


Более того: каждая тетрадь – это готовый сценарий командной игры в детском саду, сценарий тематического детского праздника-квеста! Бери, дополняй, выбирай варианты. А в тетрадях найдешь направление движения, вектор развития. Проект дает возможность совершить воображаемое путешествие в реальную среду, это – ментально близкое развивающее пространство, знакомое и многим доступное. Путешествуя, мы будем читать и считать, составлять коллекции и решать логические задачи, проходить запутанные лабиринты, разгадывать шифровки и загадки, находить спрятанные предметы, рассказывать и сочинять самые невероятные истории.

Тетради рассчитаны на детей 5–7 лет, но в них заложены алгоритмы, которые позволят взрослым наполнять сюжеты подходящим для любого возраста содержанием.

Читайте также: