Мониторинг реализации проекта в школе

Обновлено: 30.06.2024

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

НИСИПП

Главная / Исследования / Система мониторинга и оценки на уровне проекта (на примере образовательного проекта)

Система мониторинга и оценки на уровне проекта (на примере образовательного проекта)

Файлы

Материалы конференции IPEN 2010 года
(Бишкек - Москва - Астана)

Хамзина С.А.
Региональный координатор по мониторингу и оценке

Проект USAID по повышению качества образования

Мониторинг и оценка как инструменты эффективного управления стали активно развиваться в нашей (и не только) стране именно с приходом различных донорских проектов, т.к. появилась необходимость отслеживания реализации бюджетов, выполнения поставленных задач и достижения целей. Интересно, что первые годы к проведению МиО привлекались в основном иностранные специалисты, т.к. местный потенциал только начал формироваться. Сейчас упрочилась тенденция привлечения местных специалистов, что является показателем возросшего уровня профессионализма кыргызстанских специалистов в этой области. Мониторинг и оценка проектов рассматриваются сегодня как незаменимый инструмент управления проектной деятельностью, их значимость признается все большим количеством управленцев. Мониторинг и оценка важны не только с точки зрения повышения эффективности конкретных уже проводимых проектов, но и с точки зрения важности получаемой информации и выводов для инициирования и организации новых проектов и программ. Кроме того, с возрастанием роли и степени участия в проектах общественных и правительственных структур остро встает вопрос об отчетности перед всеми участниками проекта по результатам проделанной работы (обеспечения прозрачности) и выводам, которые способны обеспечить преемственность проводимой деятельности. Партнеры, работающие в проекте, заинтересованы в получении информации о практических результатах проектной деятельности, позволяющих оценивать работоспособность и продуктивность системы, в которой они работают.

Большинство реализуемых проектов выстраивают для себя систему мониторинга и оценки еще на этапе планирования. На этом этапе, как правило, как правило, разрабатывается система определенных индикаторов (показателей), по которым можно судить о ходе программы или проекта, оценить степень выполнения проекта. Сам мониторинг и оценка начинаются позже и выстраиваются в рамках управленческой системы. Сложность этой системы зависит от сложности деятельности, которую нужно отслеживать.

На "выходе" система мониторинга должна выдавать оперативную информацию о том, как идут дела, есть ли отклонения от плана. Если система мониторинга работает нормально, то это дает возможность руководителю вовремя воздействовать на ход проекта, принимая те или иные решения.

Нужно обратить внимание на тот факт, что если мониторинг выстраивается в каждом проекте как обязательная его часть, по отношению к оценке подход не столь однозначен, особенно для социальных проектов, где эффекты и результаты проекта часто появляются в отсроченном режиме, а сроки проектов не всегда позволяют в полной мере это увидеть. Чаще используются результаты только промежуточных оценок как обзор проделанной работы, для составления прогноза возможных результатов, как способ определения изменений, которые необходимо внести в проект для обеспечения его продуктивности и эффективности. Однако для образовательных проектов (впрочем, так же, как для проектов, например, в области здравоохранения), именно оценка воздействия является чрезвычайно важной задачей, т.к. дает возможность увидеть его влияние на значимую для каждого человека сферу. Учитывая, что эти отрасли развиваются в основном как раз таки за счет донорских средств, оценка (как эффективности уже реализованных проектов, так и оценка нужд) дает возможность планирования действительно релевантных потребностям проектов, с учетом тенденций развития и местного потенциала.

Переходя к опыту построения системы мониторинга и оценки проекта USAID по повышению качества образования, нужно прежде всего сказать, Проект USAID по повышению качества образования (QLP) – пятилетний проект (2007 – 2012), направленный на содействие повышения качества начального и среднего образования в республиках Средней Азии: Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане.

Проект направлен на улучшение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и повышение эффективности системы финансирования школ. И хотя основные изменения планируются на системном, институциональном уровне, для оценки эффективности этих воздействий были вовлечены и все другие уровни.



На каждом из них ожидаются определенные результаты, и разработан ряд индикаторов (как процесса, так и результата), запланированы промежуточные (для каждого года реализации проекта) и целевые показатели по каждому из данных индикаторов. В таблице приведены примеры индикаторов 1 . Всего для проекта разработано 40 индикаторов, учитывающих все основные запланированные результаты (outcomes) и продукты (outputs) проекта.



Индикаторы процесса отслеживаются на квартальной или ежегодной основе. Эти данные собираются и анализируются в рамках квартальных и годовых отчетов, обсуждаются на встречах сотрудников и руководства. Данные собираются отделом по МиО проекта, вводятся в базу данных, анализируются, обсуждаются и используются при планировании каждого последующего года реализации проекта, корректировки действий и сроков. Таким образом, компонентами системы мониторинга проекта являются:

- индикаторы и планируемые показатели;
- система данных, их ввода и обработки;
- процедуры отчетности и анализа и обсуждения информации для использования для принятия решений;
- структура в рамках проекта (отдел МиО), обеспечивающая этот процесс.

В связи с тем, что основной компонент проекта – тренинговый, была разработана методология оценки ее эффективности. Изучение эффективности обучения основано на модели, разработанной американским ученым Дональдом Киркпатриком 2 . Модель Д. Киркпатрика – это концептуальный подход к оценке тренинговых программ, представляющий собой комплексную систему оценки эффективности тренинга. Данная модель в настоящее время стала классической и используется в практике оценочных исследований.

Модель, адаптированная для Проекта предполагает оценку проведенного обучения на следующих уровнях:



Схема 1: Уровни измерения эффективности обучения (адаптированная модель Киркпатрика)

Для оценки 1, 2 и 3 уровня используется следующий инструментарий:

  1. Анкета для участника тренинга. Заполняется каждым участником тренинга и сдается тренеру (тренерам). Анализ анкет проводится тренерами и предоставляется ими в отчете вместе с рекомендациями по улучшению тренинга.
  2. Анкета для замера прироста в знаниях и понимании – по целевым группам: пре- и пост- тренинга (тест). Тест используется для некоторых направлений проекта.
  3. Программный мониторинг: посещение занятий в школах, университетах, ИПК; беседы и обсуждения с участниками тренингов на местах и др.

Осуществляется программными специалистами в течение всего периода работы.

Обычно охват измерениями зависит от ресурсов и возможностей. Учитывая это, рекомендуется для мониторинга и оценки тренингов в рамках Проекта сделать 100% замер на 1 уровне (для программных целей – выполняется и анализируется тренерами/программными специалистами), и 30-40 % охват для замеров на 2 уровне (то есть проводить анкетирование 30-40% слушателей по каждой целевой группе или в 30% тренингов). Третий уровень является прерогативой программных специалистов и не является формализованным (часть вопросов 3 уровня замеряется во время оценки на четвертом уровне).



При оценке проекта используются индикаторов результата (уровень 4 по модели Киркпатрика), относящихся к уровню целей проекта, и для их измерения был разработан подход к оценке, при котором измерение результативности и воздействия обучения по обновленным программам повышения квалификации на практику учителей в классе и результаты обучения учащихся производится в специально отобранных целевых школах проекта. Данные школы не являются пилотными школами, но именно в этих школах производятся все измерения, поэтому проект гарантирует прохождение учителями целевых предметов и администраторами данных школ курсов повышения квалификации по обновленным программам и получения необходимых учебных материалов для внедрения изменений в практику. Всего в период работы проекта в КР планировалось отобрать 75 целевых школ, в Таджикистане - 86 школ. До начала деятельности в этих школах, в апреле 2009 года в выборке, состоящей из 15-ти целевых школ, а также в пяти контрольных школах был проведен сбор исходных данных: тестирование учащихся, наблюдение уроков и интервьюирование учителей, опросы администраторов школы и родителей. В течение 2009 года учителя начальных классов, родного языка и математики и администраторы этих школ прошли обучение на курсах повышения квалификации, проведенных по программам, разработанным Проектом, в 2010 г. эти школы получили разработанные материалы, наставническую поддержку со стороны проекта. Следующий сбор данных в этих же школах будет проведен в 2011 году (то есть через два года после оценки исходных данных), чтобы оценить воздействие проекта. В 2012 году пройдет последнее исследование, которое покажет, насколько это воздействие имеет продолжительный эффект (устойчивость). Примерно та же последовательность предполагалась для использования на второй выборке школ (еще по 20 школ в каждой республике), работа с которыми начинается на год позднее. Таким образом, предполагалось провести оценку в более чем 45% школ, в которых работает проект.



Таким образом, для оценки проекта была использована квазиэкспериментальная модель, позволяющая наиболее надежным и достоверным способом оценить, насколько проект достиг запланированных результатов на уровне системы повышения квалификации, на уровне практики управления школ, на уровне учительской практики и, наконец, на уровне ученика. Безусловно, эта модель оценки проекта не является идеальной. Основная проблема при ее использовании связана с краткосрочностью периода времени между началом проектных интервенций и оценкой воздействия. То есть достаточно сложно предполагать, что за период в два года могут произойти какие-либо изменения на уровне учащихся. Тем не менее, это специфика любых интервенций в области образования, где эффект от реформы или значимого изменения может быть реально оценен лишь через несколько лет.

1 Формулировки индикаторов и значения показателей приведены с сокращениями и изменениями, в качестве примеров.

2 Kirkpatrick, D. L. (1998). Evaluating training programs: the four levels. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, Inc.

Предметом исследования является анализ практики применения системы оценки ее качества.

Внутришкольная система формирования культуры проектной и исследовательской деятельности состоит из:

– элективного курса (учебного предмета), обеспечивающего ее целенаправленное формирование;

– базовых и профильных учебных предметов, способствующих ее реализации;

– исследовательской деятельности и образовательных проектов на базе Лаборатории Эйнштейна, как школьного компонента учебного плана;

– городской НПК им.М.В.Ломоносова;

- экспериментально-исследовательской работы в составе Школьной лиги РОСНАНО, как школа-партнер Лиги.

Важная роль в этом вопросе отводится системе оценки качества , состоящей из нескольких взаимосвязанных компонентов:

систематического мониторинга (соотнесенного с этапами циклограммы) процесса осуществления проектной и исследовательской деятельности;

предварительной оценки проекта (исследования) учащегося экспертным советом школьного научного общества;

оценки защиты проектной (исследовательской) работы экспертным советом в ходе школьной конференции;

механизма обратной связи.

Мониторинг – один из способов создания и использования новых механизмов и инструментов организации процесса проектной и исследовательской деятельности учащихся. В его ходе выстраивается не только характер развития исследования, но и понимание того, какие изменения в целом происходят при осуществлении проекта.

Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Его объектами выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни этой сферы, управления, те или иные аспекты деятельности, знания и т.д.

Цель: оптимизация процесса принятия решений по улучшению организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

– регулярный сбор и обработка информации, проведение системного и сравнительного анализов;

– определение состояния процесса организации проектной и исследовательской деятельности учащихся с целью выработки перспективы;

– установление уровней овладения школьниками умений и навыков проектной и исследовательской деятельности;

– информирование участников школьного научного общества о текущем состоянии дел, обеспечение открытости объективной информации о результатах;

– выработка эффективного инструмента усовершенствования системы работы над проектами.

Этапы внедрения системы мониторинга:

0 цикл программы: 2005- 2009 гг.

создание материально-технической базы для занятий проектной деятельностью учащихся гимназии;

1этап: 2010-2012гг.

обобщение опыта работы школьного НОУ учащихся,

разработка комплексной программы проектной деятельности по оптимизации процесса обучения предметов естественнонаучного цикла,

создание экспертного совета учителей и кураторов проектной деятельности,

разработка комплексной программы развития проектной деятельности в гимназии,

создание единой базы проектных работ по различным направлениям деятельности,

организация занятий по направлениям;

2 этап: 2013-2015 гг.

обобщение опыта работы НОУ учащихся и учителей в публикациях,

разработка программы взаимодействия гимназии и предприятий–партнеров в проектной деятельности,

разработка и усовершенствование системы подготовки, проведения и экспертизы работ,

совместная работа в проекте Школьная Лига РОСНАНО,

Организация курсов усовершенствования учителей по программе ШЛ РОСНАНО,

Распространение и обобщение опыта работы учителей и организация ресурсного центра изучения инновационных технологий;

3 этап: 2016-2020 гг.

внедрение проектных технологий в практическое использование, как результат взаимодействия гимназии и предприятий–партнеров в проектной деятельности,

организация практикума учащихся старшего звена на предприятия-партнеры в проектной деятельности;

Организация курсов усовершенствования учителей по направлению внедрения проектного метода как итоговая аттестация школьника,

Формирование материально-технической базы ресурсного центра изучения инновационных технологий;

Исполнение решений по созданию системы мониторинга проектной деятельности гимназистов

0 цикл программы: 2005- 2009 гг.

создание материально-технической базы для занятий проектной деятельностью учащихся гимназии;

1этап: 2010-2012гг.

обобщение опыта работы школьного НОУ учащихся,

разработка комплексной программы проектной деятельности по оптимизации процесса обучения предметов естественнонаучного цикла,

создание экспертного совета учителей и кураторов проектной деятельности,

разработка комплексной программы развития проектной деятельности в гимназии,

создание единой базы проектных работ по различным направлениям деятельности,

организация занятий по направлениям;

2 этап: 2013-2015 гг.

обобщение опыта работы НОУ учащихся и учителей в публикациях,

разработка программы взаимодействия гимназии и предприятий–партнеров в проектной деятельности,

разработка и усовершенствование системы подготовки, проведения и экспертизы (оценки) проектных работ (таблица 1, таблица 2),

совместная работа в проекте Школьная Лига РОСНАНО,

Организация курсов усовершенствования учителей по программе ШЛ РОСНАНО,

Распространение и обобщение опыта работы учителей и организация ресурсного центра изучения инновационных технологий;

Таблица 1. Интегрированная оценка проектной (или исследовательской) работы

Фамилия, имя, класс автора работы

ФИО руководителя

Оценка руководителя

Участие в конкурсах, конференциях (результаты)

Оценка преподавателя элективного курса

Таблица 2. Критерии оценки уровней сформированности культуры проектной и исследовательской деятельности

Фамилия, имя, класс автора работы

ФИО руководителя

Уровни (творческий, продуктивный, базовый)

Результаты мониторинга ШЛ РОСНАНО: ежегодно 30% анкетируемых учеников гимназии становятся призерами Всероссийского мониторинга ШЛ РОСНАНО.

Презентация на тему: " Мониторинг реализации проектов по обеспечению формирования системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных." — Транскрипт:

2 Цели и задачи мониторинга реализации проектов Цель: Обеспечение эффективной реализации проектов, направленных на формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей)

3 Цели и задачи мониторинга реализации проектов Задачи: 2011 год: Разработка и апробация методики и инструментария организации и проведения мониторинга реализации проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленных на формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков. Разработка методических рекомендаций (для специалистов системы общего и высшего профессионального образования) по проведению мониторинга реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков. Проведение на базе информационно-коммуникационных технологий мониторинга реализации проектов, направленных на формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков Разработка методического пособия для специалистов системы общего и высшего образования по использованию информационно-коммуникационных технологий в мониторинге реализации проектов, направленных на формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков

4 Цели и задачи мониторинга реализации проектов Задачи: 2011 год: Подготовка аналитической справки в адрес Минобрнауки России, содержащей результаты мониторинга реализации проектов в 2011 году, направленных на формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков Подготовка и проведение консультационно-обучающих семинаров по проведению мониторинга реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков, в т.ч. оснащению комплектами современного лабораторного оборудования создаваемых центров при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах посредством ведения постоянного мониторинга реализации предусмотренных проектов. Подготовка проекта методического письма Минобрнауки России, содержащего анализ хода реализации проектов и методические рекомендации субъектам Российской Федерации по формированию системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков.

5 Цели и задачи мониторинга реализации проектов Задачи 2012 год: Проведение на базе информационно-коммуникационных технологий мониторинга реализации в гг. проектов, направленных на формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков. Подготовка аналитических материалов в адрес Минобрнауки России, содержащей результаты мониторинга в годах реализации проектов, направленных на формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков

6 Цели и задачи мониторинга реализации проектов Задачи 2013 год: Проведение на базе информационно-коммуникационных технологий мониторинга реализации проектов, направленных на формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков Подготовка и проведение итоговой конференции по обсуждению предварительных итогов реализации в годах проектов, направленных на формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков. Разработка проекта методического письма Минобрнауки России по итогам реализации проектов(период гг.), направленных на формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков. Разработка сборника методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по дальнейшему развитию системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков.

7 Цели и задачи мониторинга реализации проектов Целевой индикатор и показатель, достижению значений которых будет способствовать реализация проекта (2) Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников. (11) Доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе, дистанционного или в учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях

10 Методика организации и проведения мониторинга реализации проектов Методика организации и проведения мониторинга содержит 60 количественных показателей взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы 25 качественных описательных характеристик

12 Методика организации и проведения мониторинга реализации проектов с использованием ИКТ Методика мониторинга Статистические данные Результативность проектов Правое обеспечение Психолого- педагогическое обеспечение Учебно- методическое обеспечение Организационное обеспечение

13 Инструментарий проведения мониторинга реализации проектов САЙТ МОНИТОРИНГА

14 Профили пользователей системы мониторинга реализации проектов

15 Заполнение мониторинговой анкеты Мониторинговые анкеты составлены с учетом различных статусов: 1. Организатор учебного процесса в общеобразовательных учреждениях; 2. Учитель общеобразовательных учреждений; 3. Школьник 9-11 классов; 4. Преподаватель ВУЗа; 5. Организатор учебного процесса в ВУЗе.

16 Прежде чем приступить непосредственно к самому опросу каждому участнику анкетирования необходимо заполнить личный профиль пользователя. В профиле пользователя есть как обязательные для заполнения поля, так и необязательные. К обязательным относятся: Фамилия, Имя, Отчество Регион, Субъект РФ, Город, Место работы/учебы, . Необязательные: телефон, должность, ученое звание, ученая степень, опыт разработок ОП, наличие публикаций. Для всех категорий респондентов

17 Апробация методики организации и проведения мониторинга реализации проектов Мероприятие 1 Для проведения мониторинга создан сайт, доступный по ссылке сайта с использованием современного свободно распространяемого программного обеспечения. Сайт вступил в действие 3 ноября 2011 г Мероприятие 2 18 ноября было разослано письмо Минобрнауки о мониторинге формирования системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования Мероприятие 3 Для помощи участвующим в мониторинге были проведены 4 консультационно- обучающих семинара 22 и 24 ноября 2011 г., направленных на внедрение методических разработок. Помимо очной части, для большого ряда участников был организован дистанционный доступ в виде вебинара (24 ноября) Мероприятие 4 25 ноября по представителям регионов была разослана анкета для рецензий на систему мониторинга

19 Апробация методики организации и проведения мониторинга реализации проектов

20 Обобщая полученные рецензии, предложения по совершенствованию системы мониторинга можно структурировать следующим образом: предложения, выходящие за рамки выполняемого проекта изменения, касающиеся сроков проведения и программы мониторинга доработка моделей взаимодействия вузов и общеобразовательных учебных заведений, их большая дифференциация доработка функционала инструментария

22 Апробация методики организации и проведения мониторинга реализации проектов Доработка моделей взаимодействия вузов и общеобразовательных учебных заведений Учесть краткосрочные многопрофильные летние и зимние школы, в течении ряда лет проводимые ведущими университетами, в том числе и международные Учесть наличие региональных центров по подготовке к олимпиадам, организованных и поддерживаемых вузами для подготовки участников и победителей олимпиад различного уровня Добавить модели, учитывающие трехстороннее взаимодействие (трехсторонний договор о сотрудничестве: школа-университет-партнер): университет, школа и партнеры Дифференцировать различные формы работы дистанционных школ при университетах, учитывая их многообразие, в том числе, и индивидуальное обучение Расширить список лицеев и гимназий, взаимодействующих с университетами, добавив в него профильные и многопрофильные школы

23 Апробация методики организации и проведения мониторинга реализации проектов Доработка функционала инструментария Дать возможность респондентам повторного редактирования свои анкеты после ввода данных в систему мониторинга Дать большие возможности ответственным лицам представителей субъектов Российской Федерации и исполнителям госконтрактов по просмотру, изменению и удалению некорректных данных Дать большие возможности ответственным лицам представителей субъектов Российской Федерации и исполнителям госконтрактов для сопоставления результатов мониторинга в разные временные интервалы Дать ответственным лицам представителей субъектов Российской Федерации и исполнителям госконтрактов возможность ознакомления с итоговыми результатами мониторинга

24 Доработанная методика организации и проведения мониторинга реализации проектов После доработки методика организации и проведения мониторинга содержит 73 количественных показателей взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы 30 качественных описательных характеристик

25 Доработанная методика организации и проведения мониторинга реализации проектов Модели взаимодействия Университет-лицей-профильная школа Университет-профильные классы Университет-школа- партнеры Университет -заочная школа Основная образовательная программа Дополнительное обучение Однна школа Несколько школ Индивидуальное обучение Университет- единая образовательная среда Университет - краткосрочные зимние и летние школы Университет - центры подготовки к олимпиадам

26 Доработанный инструментарий проведения мониторинга реализации проектов

28 Разработка методических рекомендаций для специалистов системы общего и высшего образования по проведению мониторинга реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков мониторинга реализации проектов

30 Программа и сетевой график проведения мониторинга для региональных участников, операторов и привлекаемых экспертов Респонденты Сбор данных по формам Р1 –Р5 Организаторы учебного процесса в университетах и вузах, не исполнителях госконтрактов Сбор данных по формам Р1 Не позднее 5 июля, 8 ноября Школьники Сбор данных по формам Р4 Не позднее 5 июля, 8 ноября Преподаватели вузов Сбор данных по формам Р5 Не позднее 5 июля, 8 ноября Преподаватели общеобразовательных учреждений Сбор данных по формам Р3 Не позднее 5 июля, 8 ноября Организаторы учебного процесса в общеобразовательных учреждений школьного, муниципального и регионального уровня Сбор данных по формам Р2 Не позднее 5 июля, 8 ноября Респонденты Сбор данных по формам Р6-Р7 Ответственные лица университетов -исполнителях госконтрактов ЕЖЕМЕСЯЧНО, не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным Ответственные лица – представители субъектов Российской Федерации Проверка данных по формам Р6 Не позднее 8 июля, 11 ноября

31 Ведение мониторинга реализации проектов Мониторинг был осуществлен в 63 субъектах Российской Федерации, в нем приняли участие 97 вузов и 1553 образовательных учреждений общего образования В мониторинге приняли участие более респондентов: – преподаватели 1800 – преподаватели общеобразовательных учреждений) 5148; – организаторы учебного процесса в вузах 460; – организаторы учебного процесса в общеобразовательных учреждениях 1930; – старшие школьники 7350

32 Ведение мониторинга реализации проектов Группы респондентов Субъекты Российской Федерации Организаторы учебного процесса в общеобразовательных учреждениях (школьный, муниципальный, региональный уровни) 63 Учителя общеобразовательных учреждений 63 Старшие школьники 63 Преподаватели вузов 56 Организаторы учебного процесса в вузах 52

34 Методическое пособие для специалистов системы общего и высшего профессионального образования по использованию информационно-коммуникационных технологий в проведении мониторинга реализации проектов Задача исполнителей госконтрактов - попытаться свести несистемные риски, связанные с неполнотой и неточностью информации, на основании которой принимается решение, а так же неопределенностью целей, интересов и поведения участников проекта, к минимуму

35 Аналитическая справка в адрес Минобрнауки России, содержащей результаты мониторинга в 2011 году реализации проектов Основные выводы по сопоставлению полученных результаты мониторинга: Обработка полученных данных на противоречивость информации показала, что ввиду ввода данных разными лицами – представителями вузов-исполнителями госконтрактов, сведения по одним и тем-же направлениям подготовки сильно различаются везде, кроме данных ПНИПУ. Все введенные анкеты отличаются неполнотой информацией, часть полей осталась незаполненными. Для каждого исполнителя госконтракта при сопоставлении с данными из организаций общего образования, школьников, учителей и преподавателей вузов нашлись те или иные подтверждения о взаимодействии. При вводе данных, отражающих организационную составляющую взаимодействие университетов и учреждений общего образования, все университеты соответствуют требованиям госконтрактов на количество поддерживаемых направлений, моделей взаимодействия, наличия требуемых технических возможностей взаимодействия в виде количества компьютерных классов, оборудования, преподавателей, технических специалистов и т.д.

38 Подготовка и организация проведения консультационно-обучающих семинаров по внедрению методических разработок в регионах по проведению мониторинга Проведение 2 семинаров в очной форме 22 ноября. На одном из них выступил и.о. директора Института управления образование Российской Академии образования, к.п.н. Малеванов Е.Ю., на втором - заместитель директора Института непрерывного образования Пермского национального исследовательского политехнический университета Черникова И.Ю. Проведение 2 семинаров в виде вебинаров 24 ноября. Дистанционная запись докладов и.о. директора Института управления образование Российской Академии образования, к.п.н. Малеванова Е.Ю. и заместителя директора Института непрерывного образования Пермского национального исследовательского политехнический университета Черниковой И. Ю.– 22 ноября 2011; Организация он-лайн консультаций для исполнителей мониторинга в форме чата- – 24 ноября 2011.

39 Подготовка и организация проведения консультационно-обучающих семинаров по внедрению методических разработок в регионах Доклад и.о. директора Института управления образование Российской Академии образования, к.п.н. Малеванова Евгения Юрьевича

41 Проект методического письма Минобрнауки России содержащего анализ хода реализации проектов и методические рекомендации субъектам Российской Федерации по формированию системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективность. Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно - активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой.

Используя проектирование, пришла к выводу, что проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Целью педагогического проекта являлось развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность. По результатам проведенного обследования выявлено, что дети проявляют интерес к экспериментированию, познавательной активности к миру живой и неживой природы.

В ходе работы выявлено:

Повысился уровень познавательной активности старших дошкольников; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

Разработана система педагогических условий, направленная на развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность;

Осуществлен подбор диагностических методик, позволяющих судить об уровне познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;

Выстроена система работы для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов;

Повысилась компетентность родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире.

Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У детей речь стала богаче, пополнился словарный запас.

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий и надеюсь, дальнейших проектов.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на самого воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых деятельностных форм работы с детьми.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Развиты творческие способности, инициатива, коммуникативные навыки, познавательный и поисковый интерес, самостоятельность. Знания, приобретаемые детьми входе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

По результатам мониторинга мы видим, что на начало работы по проектной деятельности, детей (2018 г.):

- с низким уровнем развития составляет 3 человека – 10%;

- с нормативным уровнем развития - 12 человек – 40%;

- с высоким уровнем развития – 15 человек – 50%;

По результатам мониторинга мы видим, что на данный период работы по проектной деятельности (2020г.), детей:

Читайте также: