Что такое втулка кратко

Обновлено: 04.07.2024

ВТУЛКА, деталь машины, механизма, прибора цилиндрич. или конич. формы, имеющая осевое отверстие, в к-рое входит др. деталь. В зависимости от назначения применяют В. подшипниковые, закрепительные, переходные и др.

Подшипниковая В.- деталь неразъёмного подшипника скольжения, в отверстии к-рой вращается цапфа вала или оси. Такая В. входит в корпусную деталь с натягом, иногда дополнительно крепится винтами. В. изготовляют из антифрикционных материалов (чугуна, бронзы, графита, пластмасс); из чугуна или стали с тонким слоем антифрикционного материала на поверхности трения; из пористых металлокерамич. самосмазывающихся материалов. Применение В. в подшипниках скольжения сокращает расход дорогостоящего и обычно дефицитного антифрикционного материала (оловянистые бронзы и баббиты), а также упрощает ремонт, сводя его к замене изношенной В. новой.

Закрепительная В. служит для закрепления внутр. колец подшипников качения и др. деталей на цилиндрич. участках валов и осей. В. выполняется разрезной с наружной конич. поверхностью и затягивается гайкой.

Переходная В. служит для установки инструмента с конич. хвостовиком в шпиндель станка, имеющего отверстие большего размера, чем хвостовик инструмента.

деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы, имеющая осевое отверстие, в которое входит другая деталь. В зависимости от назначения применяют В. подшипниковые, закрепительные, переходные и др.

Подшипниковая В. — деталь неразъёмного подшипника скольжения (См. Подшипник скольжения), в отверстии которой вращается Цапфа вала или оси. Такая В. входит в корпусную деталь с натягом, иногда дополнительно крепится винтами. В. изготовляют из антифрикционных материалов (См. Антифрикционные материалы) (чугуна, бронзы, графита, пластмасс); из чугуна или стали с тонким слоем антифрикционного материала на поверхности трения; из пористых металлокерамических самосмазывающихся материалов. Применение В. в подшипниках скольжения сокращает расход дорогостоящего и обычно дефицитного антифрикционного материала (оловянистые бронзы и баббиты), а также упрощает ремонт, сводя его к замене изношенной В. новой.

Закрепительная В. служит для закрепления внутренних колец подшипников качения (См. Подшипник качения) и других деталей на цилиндрических участках валов и осей. В. выполняется разрезной с наружной конической поверхностью и затягивается гайкой.

Переходная В. служит для установки инструмента с коническим хвостовиком в шпиндель станка, имеющего отверстие большего размера, чем хвостовик инструмента.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Втулка" в других словарях:

Втулка — Втулка деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы (с осевой симметрией), имеющая осевое отверстие, в которое входит сопрягаемая деталь. В зависимости от назначения применяют втулки подшипниковые, закрепительные,… … Википедия

ВТУЛКА — ВТУЛКА, втулки, жен. (спец.). 1. Металлическое кольцо или короткая трубка, помещаемые в местах опоры вала, внутри колесной ступицы для уменьшения трения. Втулка подшипника. Колесная втулка. 2. Металлическая или деревянная затычка, пробка для… … Толковый словарь Ушакова

втулка — втулочка, пробка, затычка, штуцер, бушинг, цанга Словарь русских синонимов. втулка см, пробка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

втулка ВК — втулка ветроколеса Элемент ВК, предназначенный для крепления лопастей и передачи момента вращения к СПМ ветроагрегата. [ГОСТ Р 51237 98] Тематики ветроэнергетика Синонимы втулка ветроколеса EN hub … Справочник технического переводчика

втулка — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] втулка Механическая деталь, обычно жесткая трубка, используемая для законцовки зачищенного конца провода. [ГОСТ … Справочник технического переводчика

ВТУЛКА — деталь машины или устройства в виде полого цилиндра (конуса), в отверстие которого входит сопрягаемая деталь. Втулки бывают сплошные и разрезные … Большой Энциклопедический словарь

ВТУЛКА — ВТУЛКА, и, жен. 1. Цилиндрическая или конической формы деталь машины с продольным отверстием для вставляемой другой детали. 2. Затычка, пробка. | прил. втулочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ВТУЛКА — центральная часть всякого колеса с цилиндрическим отверстием, предназначенная для насаживания колеса на ось или вал. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

ВТУЛКА — сменяемая деталь механизма, через к рую проходят вал, стержень или поршень, имеющие вращательное или прямолинейное поступательно возвратное движение, вследствие чего изнашивается В., а не крупная деталь механизма, в к рую В. поставлена. Обычное… … Технический железнодорожный словарь

Втулка — – деталь цилиндрической формы с отверстием, входящая в состав сварной анкерной плиты. [ГОСТ 24379.1 2012] Рубрика термина: Скобяные изделия Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ВТУЛКА — деталь типа тел вращения с осевым отверстием для сопрягаемой детали … Большая политехническая энциклопедия

Современные машины и механизмы имеют множество конструктивных элементов, узлов и агрегатов. От точности их настройки и продуманной сборки зависит эффективность и безопасность эксплуатации всего агрегата. Важнейшим элементом, который влияет и на монтаж, и на работу всей конструкции являются втулки. На первый взгляд они незаметны, но данные элементы — полноценные бойцы невидимого фронта.

втулка

Зачем нужна втулка

Втулка — это элемент механизма либо машины имеющий коническую или цилиндрическую форму. В ней имеется цилиндрическое отверстие, в которое и входит деталь, которую требуется сочленить. Служит втулка для уменьшения трения.

Что это значит простым языком, если отбросить все технические детали? Втулки монтируются в механизм и становятся его частью. Они предохраняют другие узлы и детали от чрезмерных нагрузок, принимая большую их часть на себя. Таким образом существенно снижается износ критичных для обеспечения работы или дорогостоящих элементов. Если бы втулок не было, что использование целого ряда машин и механизмов было бы нецелесообразно или даже — невозможно.


Какие бывают втулки

Изготовление втулок отличается в зависимости от сферы их применения. Существует несколько видов, которые имеют свои индивидуальные особенности.

  • Переходные. Данная разновидность втулок применяется, чтобы обеспечить монтаж малорежущего инструмента, который имеет конический хвостик.
  • Подшипниковые. Их предназначение обусловлено названием. А главная задача втулок — обеспечивать эффективное вращение оси либо вала.
  • Закрепительные. Служат для обеспечения фиксации внутренних колец в подшипниках. Помимо этого, обеспечивают крепление иным элементам в изделиях конической формы.
  • Резьбовые. Предназначаются, чтобы снижать интенсивность трения.
  • Составные. Используются только для буровых инструментов и механизмов.
  • Скольжения. Разделяют независимые подвижные части механизма, которые в процессе работы не должны иметь контакт между собой.

Хоть втулка выглядит просто и кажется незначительным элементом, но обойтись без неё зачастую нельзя. К примеру, во фрезерном станке она является одним из ключевых переходных элементов.

Из чего производятся втулки

Материалы для производства втулок определены ГОСТ и ОСТ. Производятся они из легированных и нелегированных сталей, а также различных сплавов. Изготовление втулок по тех регламенту позволяет использовать абсолютно разные материалы в зависимости от предполагаемых нагрузок и условий эксплуатации изделия — медь, латунь, цветные металлы. К примеру, втулки из нержавеющей стали применяются для глухих элементов, из латуни — для паяльных конструкций. А втулки из бронзы предпочитают заказывать, если хотят максимально увеличить срок эксплуатации механизма.

втулки бронзовые

Изготовление втулки, не смотря на всю её видимую простоту, – технологически сложный процесс. Он имеет целый ряд обязательных этапов — от обточки заготовки на станке, до процесса закаливания и нанесения защитного покрытия. Ошибка на любом из них приведёт к потере качества изделия.


Металлические втулки впервые начали применяться в машиностроении и производственных процессах ещё на заре XIX века, когда отрасли получили толчок в развитии. С тех пор, процессы стали технологичнее, а механизмы и конструкции гораздо сложнее. Но альтернатива втулкам так и не была разработана. Более того, без них работа множества современных агрегатов была бы либо невозможной, либо нерациональной с экономической точки зрения.

Что такое втулка, зачем она нужна, какие разновидности металлоизделия выпускаются для промышленности? Здесь мы собрали ответы на все эти вопросы.

Что такое втулка?

Втулка – это деталь внутри машины, устройства или механизма имеющая коническую либо цилиндрическую форму. Если совсем упрощать терминологию, то внешне она может напоминать трубку, так как в ней имеется осевое отверстие. Оно необходимо для помещения в него сопрягаемой детали.

Таким образом, две детали узла или механизма не соприкасаются между собой. Это делает невозможным их трение, а также снижает чрезмерную нагрузку, которую втулка принимает на себя. Благодаря этому, агрегаты, узлы и механизмы, а также их детали используются максимально эффективно, а показатель их износостойкости существенно возрастает. Такой подход даёт возможность продлить срок службы и обеспечить бесперебойную эксплуатацию механизмов, в том числе и дорогостоящих. Изготовление втулок предусматривает возможность их производства по ГОСТ, ОСТ (отраслевым стандартам) и чертежам заказчика с разработкой индивидуального технического регламента. Вне зависимости от производственных стандартов которые применяются к данному метало изделию, все втулки можно разделить на несколько разновидностей:

Подбираются они в зависимости от возложенных на деталь задач. К примеру, для повышения работы неразъемного подшипника применяют специальную втулку с креплением на корпусе детали.

Материалы для изготовления втулок


Из каких материалов изготавливаются втулки изначально определено ГОСТ и ОСТ. Даже при производстве изделий по техдокументации, необходимо опираться на утверждённые стандарты, чтобы обеспечить качество и высокие эксплуатационные характеристики изделия. Так, для втулок используются: углеродистые, легированные и нелегированные стали, различные сплавы. В зависимости от механизма в котором они будут расположены, условий эксплуатации, в том числе агрессивного воздействия окружающей среды, заказывают изготовление втулок из нержавеющей стали, латуни, бронзы, меди, цветных металлов.

К примеру, в паяльных конструкциях используются латунные элементы, а в глухих – из нержавеющей стали. Хорошо зарекомендовали себя бронзовые втулки для подшипников. Металл, обладающий антифрикционными характеристиками, позволяет существенно увеличить срок службы дорогостоящих деталей, например в двигателях.

Все материалы, из которых изготавливают втулки можно условно разделить на три категории:

• По его плотности

• По его твёрдости

• По степени сопротивления трению

Для различных агрегатов и механизмов втулки подбираются индивидуально с учётом расчётной нагрузки на них и условий эксплуатации.

Где используются втулки?


Наиболее востребованными втулки являются в машиностроении и автомобилестроении. Без них будет просто невозможной работа транспорта и производственных станков. Ведь располагаюсь между двумя подвижными элементами, они являются надёжной защитой для каждого из них. Поэтому сами по себе втулки должны быть пластичными и прочными.

В работе любого агрегата не обойтись без подшипниковых втулок, которые обеспечивают не только предотвращение преждевременного износа других элементов, но и снижают расход дорогостоящих антискользящих материалов. Отличными эксплуатационными характеристиками обладают и шариковые втулки, которые в свою очередь делятся на открытые, закрытые и фланцевые. Конкретный тип подбирается непосредственно под задачи. А опорные втулки позволяют уменьшить расход уплотнительного материала в процессе монтажа и повысить эксплуатационные характеристики.

Использование втулок позволяет в процессе эксплуатации того или иного механизма осуществить плановую замену самого элемента. При этом, при соблюдении условий эксплуатации и регулярном обслуживании, замена дорогостоящих деталей изделия или его корпуса не потребуется. Сами же втулки, зачастую являются расходниками, позволяющими обеспечивать работу больших узлов и агрегатов.

Процесс изготовления втулок

Втулки используются повсеместно – и в детской машинке, и во фрезерном станке, и для вращения лопастей вертолёта. Эти внешне простые и незамысловатые изделия несут на себе высокую нагрузку. От их качества во многом зависит не только работоспособность механизма, но также здоровье и жизнь людей. Поэтому, изготовление втулок – процесс ответственный. Он состоит из ряда этапов:

1. Изготовление заготовки;

2. Черновая обработка, включающая в себя токарную подготовку всех рабочих и дополнительных частей;

3. Полная проработка рабочих поверхностей;

4. Черновая подготовка вспомогательных поверхностей которая включает: фрезировку пазов, сверление отверстий, нарезку резьбы и прочее;

5. Проведение термической закалки металла;

6. Финишная проработка изделия

7. Передача на ОТК

При необходимости, втулки могут поддаваться дополнительному упрочнению или покрытию антикоррозийными и прочими составами. Они повышают срок службы металлоизделий.

Использование втулок сделанных в соответствии всем стандартам и нормативной документации позволяет обеспечить эффективную, бесперебойную работу машин и механизмов. Испытывая повышенные эксплуатационные нагрузки в режиме 24/7, они надёжно защищают дорогостоящие узлы и детали.

Читайте также: