Рефлексия проектной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Приемы рефлексии на уроке

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

10.Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

13.Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

14.Резюме, эссе, мини-сочинения.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

20. "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

21."А напоследок я скажу".

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

· Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

· Что не оправдалось и почему?

· Мои и наши перспективы?

22."Ассоциация".

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

23. "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

24.Оценочный лист.

В ыполнил ли я то, что задумал? _____________________________________

П олучилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?__________

В сё ли получилось так, как я задумывал?__________________________

Ч то было сделано хорошо?_________________________________________________

Ч то было сделано плохо?_________________________________________________

Ч то было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?____________

К то мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?_________________________

Попрошу взрослых оценить мою работу:

ч т о с к а з а л а м а м а:____________________

ч т о с к а з а л а у ч и т е л ь н и ц а:_______________________________

к а к о ц е н и л и п р о е к т д р у з ь я:______________________________

В ч ё м я с н и м и с о г л а с е н, в ч ё м - н е т ?_________________________

25. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

27.Анализ своих ошибок.

28. Шкала настроения.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

29. Слова-напутствия.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

30.Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка . Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

31. Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

35.Эмоционально-музыкальная концовка . Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

36.Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

38."Бортовой журнал" - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

39. Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

43.Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета.

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

45.Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

47.Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

48.Стихотворение.

Мне интересно знать, о чем мечтает каждый,

Оставшись сам с собой наедине,

К чему стремится и чего он жаждет,

О чем мечтает дома в тишине,

О чем порою думает ночами,

Какого чуда он от жизни ждет,

И грезит вдруг какими миражами,

Какие замки строит он в мечтах,

О чем тоскует, мается, грустит,

Какими тайнами воспоминаний

Он раны сердца часто бередит.

Но, к сожаленью, это невозможно

Узнать, что человек в себе хранит:

Все чувства его спрятаны надежно,

И мир души не каждому открыт.

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Все время схватывая нить

Жить, думать, чувствовать, любить,

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите.

В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

Ученики желают друг другу добра.

Чтобы гости захотели

К нам на урок прийти опять.

Ученики приветствуют учителей.

Узнал что-то новое Научился

Расстроился Я Получил радость

Удивился Ничего не понял

Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.

О –огненно-купольная, отвергнутая Петром

К – колокольная, краснокупольная

В – возвеличенная, вольная

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Пусть каждый день и каждый час

Вам новой добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас.

И любо мне, и сладко мне,

И мир в моей груди,

Дремотою обвеян я –

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко – и верится, и плачется,

И так легко, легко.

Земля дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

И с отвращением читаю жизнь свою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь. И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Проходят дни, проходят сроки,

Свободы тщетно жаждем мы,

Мы беспощадно одиноки

На дне своей души-тюрьмы.

Смешать печаль, которой нет острей,

С восторгами, которых не бывало.

Чемодан, мясорубка,корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

55. Анализ урока учащимися

Назовите, чем вы занимались на уроке?

Какие трудности ты испытывал на уроке?

Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?

Поставь баллы от 1 до 5:

Индивидуальная - работа в парах -

По карточкам - самостоятельная работа -

Работа в группах - коллективная работа -

Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) -

56. Маятник настроения

57. Цветик- многоцветик

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.

58. Мишень настроения

День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата и мотивация

59. Состояние моей души

Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

60. SMS


  1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

· "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

· "На этом уроке меня порадовало…";

· "Я похвалил бы себя…";

· "Особенно мне понравилось…";

· "После урока мне захотелось…";

· "Сегодня мне удалось…";

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

· Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

· Что не оправдалось и почему?

· Мои и наши перспективы?

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

  1. Рефлексия "Плюс – минус – интересно".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.

Дать представление о классификации рефлексии.

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться :

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

Меня зовут Наталья, мое качество наблюдательная.

- А теперь вы, пожалуйста. Вот и познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилось, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет – то вниз. Спасибо

- А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли прочитать ( Рефлексия ) Спасибо большое, присаживайтесь.

Выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер-класса. (Озвучивание по желанию.)

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА

За окном холодная ранняя весна, так хочется лета, и пусть эти красивые, маленькие, нежные бабочки напоминают вам про лето. Выберите, одну, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну притчу.

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

- Действительно слова мудреца – это философия нашей жизни и нашей профессии: от нас зависит, каким станет ученик – безынициативным, пассивным, несамостоятельным или же наоборот – активным, умеющим самостоятельно принимать решения, быть образованным.

«Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:

любимым( Слайд 5 )

нужным ( Слайд 6 )

а главное – успешным ( Слайд 7)

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я”.
РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Для своего мастер- класса я выбрала давно интересующую меня тему

Моя цель: ( Слайд 8) Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия?

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: (Слайд 10)

1.Физическую (успел – не успел);

2.Сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

3.Интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

4. Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает ( Слайд 11)

(Слайд 12) а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);

( Слайд 14) Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

(Слайд 15) Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

(Слайд 16) Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

(Слайд 17) Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

(Слайд 18) Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии эмоционального состояния ( Слайд 19)

1. Слайд 20. Стихи для эмоционального настроя

3. Слайд 22 Карточки с изображением лица - смайлики (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

( Дети выбирают лепесток соответствующий своему настроению)

Красный- восторженное; оранжевый – радостное; желтый – светлое; зеленый – спокойное; голубой – грустное ; синий – тревожное; фиолетовый – уныние.

Слайд 26 Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Слайд 32 Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Закончи предложение ( интервью)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд 33

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

Слайд 35 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного запаса детей.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Слайд 37 Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная педагогическая наука считает, что если ребёнок не производит рефлексию учебной деятельности, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В таком случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении, о реализации системно-деятельностного подхода. Таким образом, этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Младший школьный возраст – это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Поэтому в начальной школе необходимо обучать школьников основам рефлексивной деятельности.

В данной статье приводятся основные приёмы развития рефлексивной деятельности у учащихся начальных классов в урочной и проектной деятельности.

Малинкина Лариса Геннадьевна,

Учитель начальных классов

Реализация ФГОС НОО: приёмы рефлексивной деятельности

на уроке в начальной школе

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало раз­витие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирова­ние у ребенка универсальных учебных действий, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Рефлексивная деятельность связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, является источником развития мотивации достижения, умения учиться, познавательных интересов и готовно­сти к обучению в основном звене.

Современная педагогическая наука считает, что если ребёнок не производит рефлексию учебной деятельности, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В таком случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении, о реализации системно-деятельностного подхода. Таким образом, этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.

Младший школьный возраст – это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Поэтому в начальной школе необходимо обучать школьников основам рефлексивной деятельности.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока, где учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Продолжительность данного этапа составляет 1-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему.

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести и может адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся и состав класса, особенности предмета, тему и тип урока (уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии эмоционального состояния, уроки математики требуют рефлексии содержания материала и рефлексии деятельности).

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока.

По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов.).

Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.

Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния

1. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят с целью установления контакта с классом. Можно поставить музыку (в соответствии с темой), зачитать эмоциональное стихотворение. Потом обязательно спросить нескольких учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? Во-первых, учащиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Существуют различные варианты данного приёма. Например, на доске прикреплён солнышко, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучку - если занятие неинтересное, было мало полезной информации.

Рефлексия деятельности

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

! - шевелил мозгами

. . . - слышал краем уха

? - считал ворон

При использовании такого приёма необходимо, чтобы ребёнок знал и мог объяснить, что обозначает каждый фразеологизм.

Приёмы рефлексия содержания учебного материала

Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Рефлексия содержания учебного материала помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

Выбрать высказывание, соответствующее вашему состоянию, изобразить условный знак на полях тетради:

Урок полезен, всё понятно.


Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.


Ещё придётся потрудиться!


Да, трудно всё таки учиться!



Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал.
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

    Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

    • Графическая: на доске таблица со знаками


    В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.


    Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

    Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

    Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":

    О — олицетворяет справедливость

    Л — луна, черный пудель и "чертовщина"

    А — антипод Иешуа

    Н — не абсолютное зло

    Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

    Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

    • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
    • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
    • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


    Понравился материал?
    Хотите прочитать позже?
    Сохраните на своей стене и
    поделитесь с друзьями

    Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


    Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
    что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
    и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

    Кстати, такая возможность есть
    на всех страницах нашего сайта

    0 Спам

    34 nfr0dina • 17:46, 14.05.2021

    Подскажите, имеет ли право учитель после рефлексии поставить в электронный журнал оценку, которую определили сами дети? Оценили работу ребёнка на уроке в тройку и педагог ставит её в журнал. Это правомерно?

    0 Спам

    33 anna4107 • 08:40, 20.11.2020

    0 Спам

    32 LenaL3897 • 10:04, 08.02.2020

    0 Спам

    31 Комментарии • 03:47, 23.11.2019

    0 Спам

    30 Lazareta • 13:23, 09.06.2019

    Большое спасибо за полезную и нужную информацию? очень интересно и познавательно,а самое главное прекрасно поданный, интересный и содержательный материал по различным темам. Просто, доступно, лаконично и по существу.

    0 Спам

    29 19tanchik • 14:45, 21.02.2019

    Большое спасибо за полезную и нужную информацию. Я часто пользуюсь приемами рефлексии (4- 7кл.)с использованием интерактивной доски: посадим цветы на поляну, нарядим елку, соберём листья, лестница успеха и др.. Возьму на заметку и приёмы из Вашей статьи, подкорректируя для ИД.

    0

    28 valegj • 18:22, 23.12.2018

    0

    27 tovmashal • 20:18, 12.11.2018

    0 Спам

    26 Lenin2917 • 13:28, 01.04.2018

    Большое спасибо за прекрасно поданный, интересный и содержательный материал по различным темам. Просто, доступно, лаконично и по существу "не растекаясь мыслью по древу".

    0 Спам

    25 raisa240283 • 04:27, 02.03.2018

    0 Спам

    24 [Материал] светлана муравьева • 20:37, 16.11.2017

    0

    23 viki0115 • 18:49, 24.11.2016

    0

    21 sebsent • 11:46, 23.11.2016

    Владимир Иванович Даль в гробу переворачивается от ваших рефлексий . Есть хорошее русское слово - самооценка,но дело даже не в этом. Советское образование было одним из лучших в мире,по признанию западных специалистов,а современным разработчикам новых программ обучения в школе надо гвоздь в голову забить.

    0

    22 Екатерина_Пашкова • 11:49, 23.11.2016

    avatar

    1 Спам

    20 патма • 19:33, 30.09.2016

    0

    19 icicles • 14:05, 17.04.2016

    Старшеклассники, да и младшие дети не хотят думать вообще. Чего греха таить, и система образования этому не способствует, и перегруз большой, потому для деток класса до 5 можно оствить одно и тоже, с 6 по 7 потихоньку вводить разнообразие, а вот с 8 класса вообще ставить практически незапоминающиеся задачи - к примеру, один раз карточки с цветами, в другой раз зайчиков-мышек-медведей, в 3 раз продолжить фразы и закончить предложения, потом написать плюсы и минусы урока, потом предложить им написать план урока (коротенький) на следующий раз. чтобы учли все детали и т.д. Надо учить их думать, искать ассоциации, продумывать детали, иначе хана им в современной жизни и в нашем непрекращающемся и нескончаемом кризисе.

    1

    18 shynarad • 20:02, 08.02.2016

    1

    17 tim_malishok • 16:16, 04.02.2016

    0

    16 metodist54 • 18:42, 24.01.2016

    0

    15 MirabelFoks • 15:16, 06.12.2015

    1

    14 Рустам_Б • 19:05, 10.09.2015

    0

    13 milatixonjva • 16:48, 29.03.2015

    Галина, спасибо за статью. Согласна с Вашими рекомендациями и выводами. Я работаю в начальной школе, и с 1 класса мы учились анализировать свои эмоции, свою работу, успехи и проблемы. Сейчас, в 3-м классе, понимаю, что рефлексия не просто "дань" ФГОС - необходима для повышения эффективности урока! Некоторые приёмы, предложенные мною, прижились, а иногда и дети предлагали свои варианты анализа. И в Вашей статье обратила внимание на приём АКРОСЛОВО - взяла его на заметку. Спасибо! С уважением, Людмила.

    avatar

    0

    12 Наталья779008 • 03:10, 29.03.2015

    0

    11 122 • 13:45, 25.03.2015

    0

    10 Яло-77 • 06:19, 25.03.2015

    0

    9 marinaglavatskaya2014 • 19:07, 23.03.2015

    avatar

    1

    8 Svetlana1183 • 18:10, 23.03.2015

    1

    7 elena-anishhenkova • 16:47, 23.03.2015

    1

    6 Svetmoy • 16:35, 23.03.2015

    1

    5 валя5875 • 16:17, 23.03.2015

    avatar

    2

    4 ЕленаГерасимчук • 14:34, 23.03.2015

    Хочу поблагодарить автора за полезный материал. Расскажу коллегам и буду использовать описанные Вами виды рефлексии в своей работе. большое Вам спасибо, уважаемая Галина,

    avatar

    1

    3 ЕленаГерасимчук • 14:28, 23.03.2015

    Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек. Этот вид рефлексии использую в течение 8 лет. Очень нравится мне и детям. У каждого ребёнка нарисован "портрет" с написанным внизу именем. Некоторые "портреты" дети рисовали или раскрашивали сами, учитывая причёску, цвет глаз, волос и т. д. В 8 - 9 классе использую иногда таблицу, в которой в первом столбце прописан список класса, в следующих - виды заданий с оценочными баллами, ребята друг за другом заполняют таблицу, отмечая крестиком или галочкой задания, которые выполнили успешно, в последнем столбце ставят себе оценку.

    Читайте также: