Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс школа волонтера

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Директор школы______________

/ Бычкова О.В./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8 класс

Составитель: учитель физической культуры и ОБЖ

Арцаба.Д.Н.,1кв.к.

2020-2021 учебный год

Планируемые результаты внеурочной деятельности

формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

формирование неравнодушного отношения к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-расширении круга приёмов составления разных типов плана;

расширении круга структурирования материала;

умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

умении организовывать волонтёрскую деятельность;

способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

-патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;

здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

формирование толерантности – организация досуга

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся

Умение планировать работу волонтёров.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся будут знать:

о волонтерском движении в России;

права и обязанности волонтеров;

основные направления деятельности волонтеров;

основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

аргументировано отстаивать свою позицию;

адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

издавать агитационную печатную продукцию;

принимать общечеловеческие ценности.

Содержание внеурочной деятельности с указанием форм её организации и видов деятельности

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Раздел 1. Волонтерское движение в России.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Программа рассчитана на 35 часов. Частота занятий – 1 раз в неделю

Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

Тематическое планирование

Количество часов

Форма контроля

Волонтерское движение в России.

Участие в благотворительных акциях, практических делах

Изготовление поделок – 8 Трудовые дела – 4

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

Тема учебного занятия

Кол-часов

Планируемые сроки

Фактические сроки

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся.

Практическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся.

Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении.

Участие в беседе о празднике Дне работника леса, о роли волонтёров в организации

праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ.

Изготовление открытки-поздравления для пап из цветной бумаги и картона

Моделирование дома моей мечты.

Беседа о роли волонтёров в том, что делает

жизнь радостной. Что приятнее: получать или дарить радость?

Моделирование дома своей мечты, защита модели.

Подготовка праздничного поздравления к Дню пожилого

Участие в беседе о празднике Дне пожилого человека, о роли волонтёров в организации

Отбор праздничных номеров, распределение ролей, обязанностей, подготовка

Поздравление пожилых людей на квартирах с праздником Днём пожилого человека

Участие в беседе о поведении на улице, в гостях, о правилах поведения и общения со взрослыми людьми.

Выступление детей на квартирах пожилых людей, вручение открыток-поздравлений, цветов.

Беседа о роли волонтёров в бережном отношении ко всему живому на планете.

Участие в экологической игре, составление покетмода

Беседа о безопасном маршруте школьников

Изготовление и распространение маршрутного листа «Школа-дом, дом-

Подготовка поздравления, сувениров для поздравления школьного библиотекаря с

Международным днём школьных библиотек

Участие в беседе о Международном дне школьных библиотек, о роли волонтёров в организации праздника, обсуждение

поздравления школьного библиотекаря, самооценка и анализ работ.

Выбор и подготовка стихов, изготовление сувениров в парах.

Толерантность – качество волонтёра

Участие в беседе: что значит быть толерантным, важно ли это качество для волонтёра?

Чтение и обсуждение художественных произведений.

12 ноября – Синичкин день.

Участие в беседе о Синичкином дне, о роли волонтёров в жизни зимующих птиц, об изготовлении кормушки для птиц.

Изготовление с младшими школьниками кормушек из бросового материала

Изготовление для мам подарков к Дню матери. Букет астр.

Участие в беседе о Дне матери, о роли волонтёров в организации праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ

Изготовление букета астр для мам из цветной бумаги и картона.

Участие в беседе об правилах дорожного движения

Изготовление листовок по ПДД для младших школьников

5 декабря – Всемирный день волонтёров.

Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском

движении. Самооценка личной волонтёрской деятельности, задачи на будущее.

Анализ волонтёрской деятельности, перспективы работы.

Участие в беседе о роли волонтёров в жизни зимующих птиц.

Развешивание кормушек, принесённых

детьми из дома и изготовленных вместе с родителями, кормление птиц.

Великой Отечественной войны и территории около него

Участие в беседе о памяти к тем людям, кто боролся за нашу независимость, счастливое детство, о долге перед ними.

Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него.

Изготовление петушка с сюрпризом для детей

Участие в беседе о роли волонтёров в организации новогодних сюрпризов, об изготовлении сюрприза детям дошкольной группы, самооценка и анализ работ.

Изготовление петушков с сюрпризом и вручение их малышам дошкольной группы.

Расчистка игровой площадки дошкольной группы от снега

Участие в беседе об активном отдыхе малышей и помощи волонтёров работникам дошкольной

Уборка снега с игровой площадки.

Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми дошкольной группы.

Участие в беседе о помощи волонтёров в организации игр с малышами дошкольной группы.

Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр волонтёров с детьми

Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и

поздравление их на квартирах с Днём защитника Отечества

Участие в беседе о роли волонтёров в проведении Дня защитника Отечества, просмотр презентации, определение

последовательности работы, самооценка и анализ работ.

Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-

сувениров труженикам тыла и поздравление их на квартирах.

17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Добру пусть откроется сердце ”

Участие в беседе о доброте, о роли этого качества для волонтёра, самооценка и анализ работы.

Изготовление сувениров для педагогов, поздравление их с Международным женским днём

Участие в беседе о Международном женском

дне, о роли волонтёров в проведении праздника, просмотр презентации, определение

последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ.

Изготовление сувениров, подготовка

выступления детей; вручение праздничных сувениров педагогам

Беседа о роли светоотражающих элементов на одежде пешеходов

Проверка наличия фликеров у обучающихся младших классов

2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки

Участие в беседе о Международном дне детской книги, о бережном отношении к книге, о роли волонтёров в сохранении книг, самооценка и анализ работы.

12.04 - Международный день

милосердия. “Будьте милосердным”

Участие в беседе о Международном дне

милосердия, о роли этого качества для волонтёра.

чтение художественных произведений, обсуждение.

Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы.

Участие в беседе о роли волонтёров в создании уюта в школе и сохранении чистоты.

Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы.

Участие в беседе о роли волонтёров в

благоустройстве школьного двора, улиц посёлка и сохранении чистоты.

Составление коллективного проекта

Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц посёлка.

Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты.

Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к тем людям, кто боролся за наше счастливое детство, о долге перед ними, о роли волонтёров в организации праздника; просмотр презентации,

определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ.

Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-

сувениров труженикам тыла и детям войны, поздравление их на квартирах.

Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты улиц посёлка.

Уборка мусора на улице Школьной.

Социальная акция «Письмо

Беседа об обязанностях водителей, пассажиров

Написание писем-обращений водителям

Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц посёлка.

Развешивание листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты в посёлке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет организовать работу по волонтёрскому движению учащихся.

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для обучающихся 10 классов и направлен на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).


Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

1. Формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность,

2. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

- знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в мире и России;

- содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков;

-овладение основными практическими умениями в области социальных отношений;

-формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;

-формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к ней;

- пропаганда здорового образа жизни.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

-расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы:

· духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

· патриотическое и гражданское воспитание – проектная, исследовательская;

· здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

· формирование толерантности – организация досуга.

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

-историю волонтёрского движения в России и в мире;

-права и обязанности волонтёров;

- основные направления деятельности волонтёрских отрядов;

-основные формы работы волонтёров;

будут уметь:

-организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий людей;

-проводить мероприятия, направленные на формирование здоровых привычек;

-адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;

-аргументированно отстаивать свою позицию.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Раздел 1. Волонтерское движение в России.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы “Юные волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.


В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Цель программы:

Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.

Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.

Внедрение новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.

Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий,

тематических выступлений, конкурсов и др.)

Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.

Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;

Создание условий, позволяющих обучающимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.

Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.

- базисного плана МКОУ СОШ №6

- федерального образовательного стандарта основного общего образования;

методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде и привлечении добровольцев к работе учреждений социального обслуживания

2. Общая характеристика курса

Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:

во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);

во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.

Направления работы

духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села;

здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;

профессиональное становление – организация досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.

Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся.

Программа "Я доброволец!" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 5 – 11 классов.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Курс рассчитан на 35 часов.

Возраст – 10 – 18 лет.

Задания направлены на освоение теоретической базы добровольческого движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводятся в форме бесед, игр, проектов, квестов, экологических десантов.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

расширении круга приёмов составления разных типов плана;

расширении круга структурирования материала;

умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

умении организовывать волонтёрскую деятельность;

способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

4. Содержание курса

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Обучающиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год.

Вредные привычки – 13 часов

Здоровый образ жизни – 9 часов

Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.

Милосердие – души усердие – 6 часов

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

5. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


Представленная программа направлена на вовлечение учащихся в добровольческое, общественное движение, предполагает профилактическую работу, эколого-патриотическую пропаганду, социальную помощь детям – сиротам, инвалидам, заботу о пожилых людях; воспитание в подростке способности к саморазвитию, самовоспитанию; формирование активной жизненной позиции, позитивной социализации личности.

Описание разработки

1. Пояснительная записка

Кто берет – наполняет ладони,

кто отдает – наполняет сердце.

1. 1. Актуальность программы

Политические, социально - экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно - воспитательного процесса в образовательном учреждении.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В Общенациональной программе развития воспитания детей РФ важнейшими проблемами воспитания названы: размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.

Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно - политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды.

Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, в условиях давления социального окружения: умения общаться. Понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально - экономическая обстановка в стране, требовали появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм

вовлечения подростков в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего

поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что - либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким - либо общим специальным интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т. е. при глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся.

Волонтёрство – это активная развивающая среда, объединяющая в союз единомышленников детей, педагогов и родителей.

Волонтёрство – это не только метод, посредством которого каждый представитель общества может участвовать в улучшении качества жизни, не только эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека и общества. Для молодых людей – это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Помогая другим, они обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам и формируют новые социальные связи. В этом качестве волонтёрство, бесспорно, является ресурсом развития личности.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не захочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающихся занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратятся в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

Читайте также: