Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности школа личностного роста

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

основного общего образования

Срок реализации: 2021/2022 учебный год

Составитель: Климова Ольга Витальевна,

классный руководитель 8Б класса

Пояснительная записка

– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы). – М.: Генезис, 2019. – 160 с..

Цели и задачи обучения в 8 классе соответствуют целям и задачам обучения по курсу внеурочной деятельности, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерными программами, а также целям и задачам, указанным в авторской программе.

Рабочая программа по внеурочной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного курса, содержание тем учебного курса, тематическое планирование.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

Актуальность программы

В 21 веке для того чтобы стать успешным недостаточно владеть предметными знаниями, надо еще обладать компетенциями, которые позволяют успешно общаться, управлять собственной деятельностью, освоить и применить любые знания.

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. Успешное решение образовательных задач предполагает, что обучающийся умеет ставить цели (задачи), владеет способами решения поставленной задачи или создает такие способы самостоятельно, умеет контролировать, оценивать и исправлять свою деятельность.

Человек живет в обществе, и чтобы добиваться совместных целей необходимо такое качество, как умение находить общий язык с окружающими.

Невозможно понимать других, если не умеешь понимать себя.

Цель программы курса внеурочной деятельности : развитие социально-личностной сферы детей подросткового, развитие умения коммуницировать, формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Способствовать успешной адаптации подростков в средней школе

Формы занятий – беседа, ролевая игра, занятия с элементами тренинга, дискуссия по видео и арт материалам.

Формы оценки результатов внеурочной деятельности

Контроль результатов проводится в игровой форме (конкурсы, игры, занятия с элементами тренинги), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Способами промежуточной аттестации и определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения, творческих заданий.

Форма подведения итогов

Итоговой работой по завершению каждого раздела являются открытое занятие с элементами психологической игры.

Планируемые результаты освоения курса

· формирование ответственного отношения к учению;

· формирование целостного мировоззрения;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку;

· освоение социальных норм, правил поведения;

· формирование ценности здорового образа жизни;

· формирование внутренней позиции учащегося;

· формирование мотивации к обучению и познанию;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

· развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности,

отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:

· осознавать свои личные качества, способности и возможности;

· осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

· овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и

· научиться контролировать собственное поведение;

· осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;

· учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

· учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;

· планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля

· адекватно воспринимать оценки учителей;

· уметь распознавать чувства других людей;

· обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;

· уметь формулировать собственные проблемы.

· учиться исследовать свои качества и свои особенности.

· учиться строить взаимоотношения с окружающими;

· учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

· учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны

· учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;

· формулировать свое собственное мнение и позицию;

· учиться толерантному отношению к другому человеку.

· учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах.

Содержание курса

Раздел 1. Мы меняемся.

Сфокусировать внимание на важнейших умениях, мотивировать подростка к позитивному самоизмениению.

Раздел 2. Я-концепция и ее ключевые компоненты .

Раздел 3.Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель .

Изучить личностные особенности в поведение человека их состояния и позиции. Научиться их различать и видеть в собственном поведение.

Раздел 4.Эмоциональный мир человека .

Рассмотреть особенности содержательного наполнения эмоций и помочь их осознанию. Способствовать снижению страхов, стрессов, эмоциональных перенапряжений.

Раздел 5.Мотивационная сфера личности .

Способствовать повышению учебной и социальной активности. Помочь в способствование и осознанию подростком своей мотивационной сферы.

Раздел 6.Обобщение .

Обобщение изученного материала на занятиях. Выделение и понимание самого необходимого в жизни человека. Составление коллажа.

t1646587858aa.jpg

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Основной образовательной программы НОО МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Формирование нравственного сознания, чувств, поведения.

Становление у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.

Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

Сохранение психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.

Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.

Формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.

Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Актуальность курса неурочной деятельности:

Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы

Возраст учащихся: 7-11 лет

Срок реализации программы: 4 года

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные универсальные учебные действия.

Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,

Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .

Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.

Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.

Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.

Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные, регулятивные и познавательные

универсальные учебные действия.

Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.

Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (слова приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощения и др.) Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.

Создание творческих работ. коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценировка отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.

Выделяются три уровня планируемых результатов.

Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребёнка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения в обществе, в школе, в семье.

Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становления у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические и ролевые игры, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения.

Во 2 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.

Внеурочные занятия во 2 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.

Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)

Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.

Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.

Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

игры: ролевые, ситуационные;

упражнения и тренинги;

Методы воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учётом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманист6ической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребёнка;

- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Программа внеурочной работы

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся с ОВЗ в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося с ОВЗ, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Посещая внеурочные занятия, учащиеся адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается программный материал. На занятиях раскрываются у учащихся с ОВЗ такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Программа внеурочной деятельности реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы, с учетом особенностей психического и физического развития и состояния здоровья учащегося с ОВЗ.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Задачи внеурочной деятельности:

1. Корректировать компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

2. Развивать активность, самостоятельность и независимость в повседневной жизни; трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;

3. Формировать основы нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, эстетические потребности, ценности и чувства, положительное отношение к базовым общественным ценностям, навыков социального общения людей.

4. Расширить представления учащихся о мире и о себе, его социальном опыте;

Основные принципы программы

1. Включение учащихся с ОВЗ в активную деятельность.

2. Доступность и наглядность.

3. Связь теории с практикой.

4. Учёт возрастных особенностей.

5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Нормативно – правовой базой для составления и реализации рабочей программы являются:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. №1599.

5. Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН) от 20 декабря 1971 года.

6. Концепция адаптированной образовательной программы (в соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации)

7. Конвенция о правах ребенка (ООН) от 20 ноября 1989 года.

8. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности


2 016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Современные дети воспитываются в условиях деформированного процесса социализации: в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения учащегося в различные виды практической деятельности; в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.

Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, а так же усвоению правил поведения предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.

Занятия окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.

Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, способствуют коррекции мышления, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.

- принцип целенаправленности педагогического процесса;

- принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- принцип систематичности и последовательности в обучении;

- принцип сознательности и активности в обучении;

- принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения;

- принцип создания положительного эмоционального фона в обучении.

Данная программа состоит из 3 модулей.

1. Искусство общения.

3. Основы жизнеобеспечения.

Цель и задачи обучения, воспитания и развития учащихся по реализуемому направлению внеурочной деятельности.

Цель программы:

- формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом через самопознание, общение, деятельность;

Задачи:

- дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений;

- учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей;

- сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям;

- развивать у учащихся навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;

- корректировать у детей нежелательные черты характера и нарушенные формы поведения;

- воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других;

- познакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитывать ответственное отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам адаптированной основной общеобразовательной программы, которая реализуется в школе-интернате: создание комплексной системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), обеспечивающей определённой суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков с целью подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.

Связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности).

Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7 – 12 лет).

Внеурочная деятельность осуществляется в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Место проведения занятий: класс, библиотека, экскурсии.

Формы проведения занятий: комбинированные и практические занятия, познавательная беседа, этическая беседа, профилактическая беседа игра-беседа, игра-занятие, игра - занятие с элементами рисования, занятия с использованием художественных средств выразительности, игры (сюжетно-ролевая, ситуационная), экскурсия, просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, детских передач.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- практический - проведение игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихс::

- объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Методы воспитания:

- меты формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности;

- приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная ига, эмоциональное воздействие, поощрение);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Количество часов и их место в учебном плане.

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятие в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

На I уровне учащиеся получают представление:

- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;

- своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

- конфликтах и способах их разрешения;

- основных моделях коммуникативного поведения;

- правилах поведения в различных ситуациях: в школе, магазине, на улице, на транспорте и др.;

На II уровне:

- соблюдает личную неприкосновенность и достоинство других, нравственные нормы поведения;

- умеет анализировать поступки свои и других людей;

- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения и т.д.

На III уровне приобретает опыт:

- использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

- адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

- адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Формирование базовых учебных действий.

Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у учащегося личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей социальной деятельности и управление ею. К ним относятся:

- способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

- умение контролировать и оценивать свои поступки, вносить коррективы в своё поведение на основе оценки учёта характера ошибок;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к учению;

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по плану;

- организовывать свое рабочее место с помощью учителя;

- адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные универсальные учебные действия:

- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;

- о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

- о конфликтах и способах разрешения;

- основных моделях коммуникативного поведения;

- о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в транспорте и др.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- вести диалог с учителем и одноклассниками;

- слушать и отвечать на вопросы других;

- высказывать свою точку зрения;

- работать в парах и рабочих группах.

Формы учёта знаний, умений, системы контролирующих материалов

для оценки планируемых результатов освоения программы.

Формы учёта знаний, умений: фронтальные, индивидуальные.

Методы текущего контроля: наблюдение за поведением учеников в разных жизненных ситуациях, устный фронтальный опрос, беседа, беседа с родителями.

Формой подведения итогов:

- контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

- текущая оценка педагогом деятельности учащихся;

- итоговый контроль проводится в конце каждого направления в форме игры, викторины, упражнения-игры.

Читайте также: