Законно ли дистанционное обучение в школе во время карантина

Обновлено: 08.07.2024

1.2. Права родителей.

Часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.

Пунктом 7 части 1 указанной статьи предусмотрено, что свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания

Согласно ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность: очное, очно-заочное, заочное.

Вне таких организаций: семейное и самообразование.

! Очень важно не писать никаких заявлений с просьбой перевода на другую форму обучения – таким образом родителя легко могут подловить на добровольном отказе от традиционного образования в стенах школы.

Обязанности зеркально отображают Ваши права, то есть любая предусмотренная законом обязанность образовательной организации – это Ваше право.

Поэтому призываем родителей в полной мере использовать предоставленные законом вышеуказанные права и аргументы.

Что же мы должны делать с учетом продвижения цифровизации образования?

- если не хотим уходить на электронное обучение, то не подписываем соответствующее заявление, не используем пароли и логины, не регистрируемся на ресурсах, которые нам не подходят для обучения детей (выбор формы обучения есть право родителей);

- если хотим использовать тот или иной образовательный ресурс, то перед регистрацией внимательно читаем пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и условия обработки персональных данных;

- в соответствии с федеральным законодательством мы имеем право на получение образовательных услуг в традиционной форме.

Это означает, что родителей не могут принудить к электронной форме обучения детей, к предоставлению адресов электронной почты, регистрации на цифровых платформах и т.п. без добровольного согласия.

Часть II. Карантин. Что делать, если в классе/группе ввели карантин?

К сожалению, в последнее участились случаи, когда детям запрещают посещение школ из-за отказа пройти тест на коронавирус.

Указанный запрет на законе не основан по следующим причинам.

То есть нужно именно медицинское заключение, а не тест.

Краткая инструкция здесь о том, что делать, если требуют тест.

Нашей основной задачей сейчас является бойкотирование дистанционного электронного обучения в целом – как замены традиционного очного обучения на цифровые платформы, онлайн-конференции и прочие компьютерные и интернет- образовательные ресурсы. Будем исходить из того, что полный отказ от этой несуществующей в природе и в законодательстве дистанционно-электронной формы обучения – наш приоритет.

1) Отказ от электронного обучения стоит начать с организации учета успеваемости и документооборота в отношении обучающегося в традиционной форме на бумажном носителе. Поэтому начать следует с отказа от автоматизированной ОПД и электронного учета успеваемости.

В ходе диалога с администрацией школы и более высокими чиновниками от образования также можно предложить рассмотреть вопрос о режиме обучения детей с продлением каникул и учебного года на период карантина лишь для желающих родителей, оформив такое решение приказом в отношении соответствующих групп детей (например, как индивидуальный учебный план для участников такой группы). По нашему мнению, этот выход точно не является панацеей, но в качестве альтернативы – подчеркиваем – для желающих , предложить можно.

Самое главное, что надо помнить при разработке ваших ответных мер: когда Вы впервые пришли в школу, Вы уже написали заявление о выбранной Вами ОЧНОЙ форме обучения для своего ребенка. И менять эту форму какими-либо иными заявлениями ни в коем случае нельзя. Такую позицию, между прочим, занимают и чиновники Минпросвета – на горячей линии они подтверждают тот факт, что каждый ученик имеет законное право оставаться на очной форме обучения в период коронавирусных ограничений, в том числе - обучаясь на дому.

Часть IV. Если отказали в сохранении очного обучения. Переход на индивидуальный учебный план (образовательный маршрут).

Если на Ваше обращение директору об отказе от электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий, последовал отказ, то любой отказ следует обжаловать, других путей настоять на своей позиции закон не знает.

Отчасти, этот процесс обжалования уже будет Вами запущен при подаче образцов №2 и №3 из раздела III.

Хорошо бы также предварительно ознакомиться с локальным актом школы по индивидуальному учебному плану, оговорить детали с работниками школы, обсудить возможные варианты получения заданий и взаимодействия с учителями-предметниками. В разных регионах и школах ситуация может отличаться. Изучайте содержание нормативного акта региона по карантину и локальных актов школы по организации заочного, очно-заочного обучения либо по ИУП. В ряде школ Положение об ИУП прямо говорит о том, что дети самостоятельно осваивают программу, а роль школы по факту сводится к консультированию (объем не ясен). Устраивает ли такое положение дел – решать родителям.

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:

На фоне пандемии коронавируса, российские школьники вынуждены периодически переходить на удаленное обучение. Данное обстоятельство вызвало шквал негодования со стороны общественности, а прежде всего, родителей учеников. Именно поэтому остается открытым вопрос о том, законно ли дистанционное обучение в школе.

Что такое дистанционное обучение?

В связи со сложившейся обстановкой коронавируса учебные заведения по всему миру, в том числе и в России, были вынуждены перейти на временное дистанционное обучение школьников. Фактически, такой перевод учеников на удаленку является своего рода ограничительной мерой, призванной остановить распространение новой инфекции среди населения.

Впервые дистанционное обучение для учащихся школ было применено в феврале 2020 года в связи с началом пандемии. Несмотря на то что этот эксперимент вызвал в обществе многочисленные споры, многие педагоги и родители школьников пришли к выводу, что такой формат обучения вполне может стать хорошей альтернативой традиционному очному учебному процессу.

Следует отметить, что дистанционное обучение представляет собой способ обучения, при котором взаимодействие преподавателя и школьника осуществляется на расстоянии.

В ходе такой учебной практики активно и эффективно используется широкий спектр инструментов и технологий для интерактивного обучения и облегчения коммуникации между школьниками и преподавателями. Так, для усвоения школьных программ учащиеся должны иметь персональные компьютеры, мобильные телефоны, веб-камеры, стабильное интернет соединение, а также различные приложения, мессенджеры и платформы, например, Zoom, WhatsApp, Skype.

Плюсы и минусы дистанционки

необходимость много времени проводить за компьютером. В некоторых школах проводятся уроки онлайн, где все ученики вынуждены заниматься с учителем через Zoom стандартные 45 минут по каждому предмету, что крайне негативно сказывается на зрении. В других учебных заведениях при карантине подобные уроки отсутствуют. Вместо них ученики получают задания в виде тестов или видео материалов;

сложность организации самостоятельной работы. Не все ученики, особенно младших классов, способны самостоятельно изучать, полученный от педагогов материал. Зачастую у их родителей возникают проблемы с распределением времени школьника.

Таким образом, новый подход к обучению школьников, может ставить многих учащихся в невыгодное положение. Например, детей, не имеющих доступа к компьютеру и интернету, а также тех, кому требуется помощь в мотивации к учебе и организации самостоятельной работы.

Законно ли дистанционное обучение?

Из-за пандемии коронавируса, дистанционное обучение, к слову, типичная форма преподавания в российских колледжах и вузах, в настоящее время активно внедряется также для школьников. В связи с чем, учебные заведения вынуждены экстренно создавать возможности для онлайн-обучения. В связи с этим, многие родители задаются вопросом, разрешено ли дистанционное обучение в школе.

Согласно ст. 8 закона № 273-ФЗ от 29.12.2021 г., органы власти субъектов РФ обязаны обеспечивать госгарантии по реализации прав граждан на получение образования. Например, предоставлять возможность детям обучаться в школе. Согласно ст. 16 указанной нормативно-правовой нормы, реализация учебных программ в школах возможна не только в привычном очном формате, но и в дистанционном, с применением различных современных технологий. Как было отмечено выше, под таковым понимается освоение учебных программ, посредством взаимодействия педагогов и учеников на расстоянии с применением телекоммуникационных сетей.

Следует отметить, что целесообразность введения подобных мер в рамках борьбы с коронавирусом, определяется на региональном уровне исходя из сложившейся эпидемиологической обстановки в конкретном субъекте РФ. Соответствующие полномочия были делегированы указом президента РФ № 239 от 02.04.2020 г.

В данном документе отмечено, что эпидемиологическую ситуацию оценивают Роспотребнадзор и главный санврач субъекта РФ. Именно на основе их рекомендаций должны вводиться ограничительные меры, в том числе в сфере образования. Примерная модель реализации обучения в электронном и дистанционном формате предложена в письме Минпросвещения № ГД-39/04 от 19.03.2020 г.

Таким образом, на федеральном уровне вопрос о переводе всех российских школ, как частных, так и муниципальных, на дистант не решается. Переход на новый режим обучения осуществляется исключительно по решению властей субъектов РФ, исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе.

Порядок перехода на дистант

В том случае, если законом конкретного российского субъекта предусматривается переход школьников на дистанционное обучение с обозначенной даты, руководство каждой школы должно подготовить соответствующие организационно-распорядительные документы. А также обеспечить возможность изучения школьной программы удаленно, посредством основным информационно-коммуникационных систем.

Для этого руководству учебного учреждения необходимо сделать следующие шаги.

Разработать положение о дистанционном обучении

Все вопросы, касающиеся регулирования порядка внедрения и ведения учебного процесса посредством дистанционных технологий руководство учебного учреждения может изложить в Положении о дистанционном обучении.

Издать приказ о дистанционном обучении

Вам также будет интересно:

Далее, с приказом следует ознакомить обучающихся, родителей и сотрудников школы.

Получение согласия от родителей

Руководство школы, в рамках организации дистанционного обучения, должно получить от родителей каждого школьника письменное согласие на то, что ребенок будет проходить школьную программу в удаленном режиме. Как правило, родителям или представителям ученика предлагается для этого заполнить стандартный бланк.

Итоги

Таким образом, переход школьников на дистанционное обучение является абсолютно законной мерой. Принимается она вынужденно и временно региональными властями в ответ на сложившуюся неблагоприятную эпидемиологическую обстановку в конкретном субъекте РФ. В школе после карантина и обучения некоторого периода в дистанционном формате, дети возвращаются к традиционному учебному процессу.

Из-за ситуации с пандемии родители по всей стране столкнулись с вопросом, а как поступить, если в школе дали на подпись заявление, где ты сам просишь перевести ребенка на «обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. У кого-то нет технической возможности подключиться к электронной системы – нет компьютера, телефон старой модели и так далее, кто-то в принципе против онлайн-обучения из-за угрозы здоровью ребенка – и небезосновательно. Родители, которые сами теперь сидят и учатся вместе с детьми, жалуются, что на выполнение всех домашних заданий уходит по много часов, и все это время ученик проводит за компьютером.

Несогласные с подобным режимом обучения задали вопрос общественному уполномоченному по защите семьи (ОУЗС), эксперты организации за ответом обратились в Минпросвещения – на горячую линию, она работает для всех. Так вот представители ведомства пояснили, что у родителей (законных представителей) есть право на отказаться от электронного обучения, что закреплено методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

При невозможности применения электронного обучения, говорится в методических разработках, осуществляется перевод обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам (п. 16). Альтернативная форма обучения предполагает использование печатных материалов. Перевод на индивидуальное обучение осуществляется по личному заявлению по предложенному в Минспросвещения образцу.

Противники дистанционного обучения распространили в сети расширенную форму заявления об отказе от электронного формата.

Экспресс-тестирование на антиген SARS-CoV-2

Сегодня родительская общественность широко обсуждает Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы и Департамента образования и науки г. Москвы от 13.10.2021 № 997/567. Итог: в школах был запущен пилотный проект экспресс-тестирования учащихся.


Несмотря на пристальное внимание к этой теме, многие до сих пор не знают, что в соответствии с Приказом они сами выбирают способ тестирования:

экспресс-тестирование ИХА силами образовательной организации — школа выделяет помещение и предоставляет либо своего служащего, прошедшего специальное обучение, либо медицинского работника;

проводят тестирование у своего ребенка самостоятельно в здании учебного заведения или предоставленном школой помещении (15-летние обучающиеся сами проводят экспресс-тестирование);

предъявляют отрицательный результат ПЦР-теста один раз в две недели (за исключением каникул).

Подобные документы подписываются на государственном уровне, прежде всего, для разрыва цепочки заболевших. Ограничение личных контактов поможет снизить уровень заболеваемости, а также не допустить дистанционного обучения. В прошлом году большинство детей учились удаленно, и не все оказались готовы к такому формату. А родители на себе ощутили всю тяжесть образовательного процесса: им пришлось совмещать родительские обязанности с учительскими.

Новый Приказ ассоциируется в основном с цифровизацией, некоторые считают ее бесполезной. Судя по тем темам, которые чаще всего поднимаются в соцсетях, родителей возмущают две вещи:

Кто-то будет лезть к их ребенку.

Если родитель/законный представитель откажется от выбора способа тестирования, ребенка не допустят к обучению, что, с их точки зрения, нарушает его право на образование.


Права детей

Права учеников влекут за собой и обязанности:

добросовестно осваивать образовательную программу;

выполнять индивидуальный учебный план;

посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом уроки;

осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;

выполнять задания, которые даны педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Однако закон позволяет сделать образовательный процесс непрерывным для ученика:

в пределах осваиваемой программы;

в порядке, установленном локальными нормативными актами.

2. Заочное обучение. Перевод здесь также определяется локальным актом образовательной организации.

3. Семейное образование.

Класс уходит на карантин


Допустим, тест показал, что у одного из ребят в классе ковид. В таком случае на карантин уходят, как правило, только контактные ученики. К ним относятся те, кто:

  • имел контакт (менее 1,5 м) с заболевшим одноклассником;
  • от 30 минут находился с ним в закрытом помещении за 2 дня до теста или появления первых симптомов.

Переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев в эту группу не входят!

Если по каким-то причинам школьник отсутствовал на занятиях, а когда вернулся, класс уже был закрыт на карантин, он на него не распространяется. В прошлом году родители возмущались, что их не уведомляли о карантине или переводе на удаленку.


Даже при дистанционном обучении ответственность за освоение учебной программы лежит не только на родителях, но и на школе. Она отвечает за материалы, предоставленные учащимся, саму программу и проведение контрольных мероприятий. Обеспечение рабочего места и соблюдение расписания дистанционных уроков ложится уже на плечи родителей.

Допустим, учитель физкультуры на дистанционке сказал выполнить упражнения (домашнее задание). Если ребенок причинил себе вред, несмотря на то, что урок к тому времени уже закончился, опекуны вправе потребовать с него возмещения морального ущерба. Ведь это задание дал педагог. Правда, есть нюанс: родители-истцы могут разделить ответственность за ЧП с ответчиком-учителем.

По соглашению сторон родитель вправе:

Взять отпуск за свой счет.

Ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика.

Перейти на удаленную работу.

Потребовать установить неполное рабочее время, если на иждивении находится ребенок в возрасте до 14 лет (ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет). Учтите, оплата труда будет рассчитана согласно фактически отработанному времени.

Взять больничный для ухода за ребенком в возрасте до семи лет.

Организация питания

В школах детям из льготных категорий предоставляется бесплатное горячее питание. Казалось бы, при переходе на дистанционку учебное заведение должно компенсировать его либо деньгами, либо продуктовыми наборами. На самом деле это не так.


В Москве, например, ежемесячные компенсационные выплаты за питание касаются льготников, которые:

не питаются в государственном общеобразовательном учреждении по состоянию здоровья (необходимо медицинское заключение);

обучаются на дому (дети-инвалиды) — когда учителя приходят к ребенку домой, включая проведение внеклассных занятий. Такое образование не имеет к дистанту никакого отношения. Из-за личных контактов с педагогами обязательное прохождение экспресс-теста их также касается;

получают семейное образования.

Отказ от электронных ресурсов

Встречаются случаи, когда целый класс отправлен на карантин, а родители вдруг понимают: у них нет учетной записи в МЭШ (Московская электронная школа). Все субъекты, где внедряется цифровая модель образования, должны предоставить школьникам все необходимые ресурсы для обучения на платформе ЭШ, а также возможность ведения электронного дневника.


Учебные заведения сейчас активно разрабатывают такие локальные нормативные акты. Так, классный руководитель раз в месяц будет информировать родителей о посещаемости и успеваемости их ребенка, а охрану и педагогов уведомят о выдаче конкретному ученику пропуска на бумаге.

Читайте также: