Психолого педагогическое сопровождение одаренных детей в школе

Обновлено: 07.07.2024

Одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения.

Исследователи указывают на то, что у многих одаренных детей возникают учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые могут стать причиной школьной и социальной дезадаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.

К задачам психолого-педагогического сопровождения одаренных детей относят:

- определение критериев и признаков одаренности детей;

- осуществление профилактических мероприятий по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных детей;

- оказание помощи одаренным учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута.

Сопровождение одаренных детей может осуществляться на 4-х уровнях:

Индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).

Групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги).

Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.

Основные направления психолого-педагогического

сопровождения талантливых и одаренных детей

1. Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. Диагностическое направление предполагает изучение индиви­дуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.

Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами:

Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.

Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностики, чтобы получить достоверный материал.

В своей работе я использую анкету одаренности А.И.Савенкова

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много

разных предметов, людей и ситуаций;

- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит

хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,

- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,

рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение

(украшение для дома, одежды);

- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и

- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается

воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной

2. В сфере музыкальной одаренности:

- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

- любит музыкальные записи;

- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

- сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3. В сфере литературной одаренности:

- любит писать и сочинять рассказы и стихи;

- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет

- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет

главное, наиболее характерное;

- выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что

обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии

событий, о которых рассказывает;

- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда

рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

- умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,

4. В сфере артистической одаренности:

- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

- интересуется актерской игрой;

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с

- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

5. В сфере технической одаренности:

- интересуется механизмами и машинами;

- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания

новых приборов, машин, механизмов;

- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

- читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,

- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных

- быстро и легко осваивает компьютер.

6. В сфере лидерской одаренности:

- инициативен в общении со сверстниками;

- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

- легко общается с детьми и взрослыми;

- улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо

- часто руководит играми и занятиями других детей;

- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

7. В сфере спортивной одаренности:

- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме

- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

- бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол);

- физически выносливее сверстников.

8. В сфере интеллектуальной одаренности

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и

мотивы поступков других людей;

- обладает хорошей памятью;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и

проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по

годам, даже расчетлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все

новое и неожиданное в жизни.__

Обработка данных: То, в какой сфере у вас большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно-эстетическая и артистическая), то у вашего ребёнка есть большие творческие возможности.

2. Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах), содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков. Важное значение в управлении развитием интеллектуально-творческих способностей детей имеет игра.

Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка.

Главные цели:

формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

развитие коммуникативных навыков;

снижение уровня тревожности;

формирование адекватной самооценки;

обучение методам релаксации и визуализации

3. Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса.

4. Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.). Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.

5. Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.

6. Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школ.

7. Мотивационное направление — поощрение талантливых и одаренных учащихся, педагогов и родителей (премии, почетные грамоты и пр.).

Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.

1. Диагностический этап

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

2. Информационный этап

подбор литературы по тематике;

создание банка информации по работе с одаренными детьми;

подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.

3. Подготовительный этап

определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;

составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности;

разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

4.Развивающий этап

организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (по индивидуальному плану);

организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;

организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагоги, воспитатели, администрация, психолог, родители и др.).

Работа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей– это сложный процесс. Он требует от педагога-психолога знаний в области психологии одаренных и их обучения, личностного роста, а также тесного сотрудничества с педагогами, администрацией и обязательно с родителями. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение.

Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы // Известия ДГПУ, №3, 2010.

ВЕБИНАР: Нейропсихологические аспекты заботы о детях младенческого возраста: как создать условия для оптимального развития головного мозга?

ВЕБИНАР: Воровство в детском и подростковом возрасте: методы профилактики и психологической коррекции

Детская практическая психология

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей

Автор

/module/item/name

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС [5].

Одним из направлений работы по внедрению ФГОС является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. В настоящее время это направление становится все более приоритетным. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

Одарённость понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1].

Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным её аспектам.

Одаренность ребёнка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребёнок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии). Кроме того, одарённые дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребёнок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать своё увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребёнка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности [2].

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Педагоги и психологи образовательных учреждений находятся на стадии поиска и наработки материала по выявлению и сопровождению учеников с признаками одаренности.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей может включать в себя несколько этапов:

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников. Могут использоваться следующие диагностические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, социометрические исследования. А также изучение профессионального развития личности педагога.

Практика образования показала, что далеко не каждый, даже хороший учитель, может осуществлять обучение одаренных школьников. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности.

Поэтому работа педагога-психолога также направлена на повышение уровня теоретических знаний учителей об особенностях психологии одаренной личности, а также на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это в значительной мере содействует совершенствованию профессионализма, повышению общей и психолого-педагогической культуры учителей, укреплению их личностно ориентированной позиции в педагогической деятельности.

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. Включает в себя виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований; психолого-педагогические семинары; тематические родительские собрания.

Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

Проведение следующих мероприятий: организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся, тренинговые занятия, совместные коррекционно-развивающие занятия детей и родителей, создание портфолио с целью формирования мотивации достижения, проектная деятельность учащихся и др.

Аналитический. Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися, который включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
• детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
• создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
• выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
• структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Список литературы

1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
2. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.
3. Интернет-ресурс.
4. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детская одаренность представляет собой комплексную категорию, в которой сфокусированы объекты разных научных дисциплин. Основными из них являются выявление, обучение и развитие одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Существенная роль в этой деятельности отводится специалистам психологической службы гимназии. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.

Цель психологического сопровождения одаренных детей: Создание психологических условий для реализации одаренного ребенка в культурно-образовательном пространстве гимназии.

Задачи, реализуемые в процессе психологического сопровождения:

Идентификация одаренных детей.

Изучение влияния внешних условий: семьи, школы.

Изучение внутренних условий: когнитивной, аффективной, ценностно-смысловой сфер личности.

Реализация индивидуальных психологических программ, учитывающих специфику развития одаренных детей:

Обогащение картины мира и мировоззрения одаренных детей, развитие представлений учащихся;

Обучение регуляции неравновесных психических состояний

Развитие эмоционального интеллекта интеллектуально одаренных подростков

Психологическое сопровождение педагогов, работающих с одаренными детьми:

профилактика эмоционального выгорания педагогов,

психологическое просвещение и консультирование.

Принципы выявления одаренных детей:

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);


- преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.

Основные направления психологического сопровождения:

Изучение индивидуальных особенностей учащихся

гимназии выявило четыре направления для

организации психологического сопровождения

Этапы психологического сопровождения одаренных детей

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап - индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса, потенциальных возможностей ребенка.

Академическая одаренность - При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т. д. )

Творческая одаренность - Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т. п. ).

Кинестетическая одаренность - Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

Социальная одаренность - Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одаренными детьми создается тесный альянс психолога с педагогами, деятельность которого направлена на формирование и углубление выявленных способностей. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра психолого-педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п., а также развивающие внеурочные программы воспитательной работы в гимназии).

Виды психологического сопровождения одаренных детей

Работа психолога с одаренными детьми осуществляется в таких формах, как:

Психологическое консультирование является одним из главных направлений в этой работе, и его основной принцип – доверительное общение, откровенная беседа. Для этого в школе создан специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога, своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик, психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.).

Немаловажную роль играют уроки по психологии, тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные (Приложение - ), творческие (Приложение - ), коммуникативные (Приложение - ) способности учащихся.

На таких уроках диагностируются способности, интересы, склонности учащихся (Приложение - ) с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении, исследуются структура и состояние межличностных отношений и психологического климата в классах, проводится коррекция конфликтных взаимоотношений и др.

Контакт учащегося с психологом носит информационный характер: ребенок узнает о психологической природе своей личности, приобщается к психологическим знаниям и психологической культуре. С учетом своего типа темперамента, характерологических особенностей, коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ) одаренный ребенок вместе с психологом строит программу саморазвития и самосовершенствования.

Виды и свойства интеллекта

Определение

общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;

Креативность

Общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Академический интеллект

Общая способность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и пр.). Проявляется в уровне учебной успеваемости.

Общий интеллект

Умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности.

Невербальный интеллект

Способность оперировать реальными предметами, образами предметов, изображениями.

Вербальный интеллект 1

Это вербальные, речевые способности к мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий, установление словесных сходств и различий, доказательство и т.д. Интеллект журналистов, адвокатов, писателей, психотерапевтов. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова. Как правило, такие люди много читают. Они ясно пишут, им нравится выступать на публике.

Логико-математический интеллект

Операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бухгалтера. Это способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события.

Пространственно-визуальный интеллект

Способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности; включает в себя два подфактора: скорость и точность распознавания двухмерных объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве. Необходим архитекторам, фотографам, художникам, скульпторам, пилотам, механикам, инженерам. Люди – прекрасные наблюдатели, любят выражать свои идеи графически и легко ориентируются в незнакомой среде.

Социальный интеллект

Способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Выражается в том, как мы воспринимаем настроение, темперамент и потребности других, как реагируем на них, определяет успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей. Нужен социальным работникам, психотерапевтам, менеджерам, офицерам, политикам. Людям этих профессий нужна способность идентифицироваться с другими и представлять, как мир выглядит из их перспективы. Обладающий этим даром может стать хорошим коммуникатором, учителем и посредником.

Музыкально-ритмический интеллект

Восприятие ритмов и мелодий, их оценивании и создании. Этой формой интеллекта обладают не только композиторы или певцы, но все, кто может петь и танцевать.

Телесно-кинестетический интеллект

Интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. Очень нужен спортсменам и ремесленникам, хирургам и механикам, актерам, танцорам, физиотерапевтам.

Приложение - Б Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.

(критерии американской программы “Astor”)

Учитель должен: быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму); проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний; верить в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы;

нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущать себя человеком, заслуживающим доверия, увереным в своей, человеческой привлекательности и состоятельности;

считать окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

постоянно работать по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Читайте также: