Изучение и распространение передового педагогического опыта доу курсовая работа

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Хачатурян Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: Передовой педагогический опыт
Тема: Передовой педагогический опыт
Раздел: дошкольное образование

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Е.А.Хачатурян, старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Республика Адыгея, г. Майкоп

настолько вошел в широкую практику, что порой кажется, что все что могло -

уже случилось! Но мы по-прежнему стараемся изобрести велосипед, потому

что нет предела совершенству для педагогических идей, новшеств, творческих

Что же такое – передовой педагогический опыт? Понятие передовой

педагогический опыт в современной методической литературе характеризуется

и эффективность деятельности

новизны любой опыт остается повседневным, и в скором времени становится

достоянием только конкретного человека. Результативность – тоже важный

новшество в своей работе, хочется получить и хороший результат, а иначе,

зачем нужно внедрять это новшество? Эффективность заключается в том, что

качественно более высокий профессиональный уровень.

Чтобы выявить передовой опыт, отличить его от опыта положительного,

Критерии передового педагогического опыта

- социальному заказу государства, общества;

- Закону об образовании Российской Федерации;

категорий педагогов. Способствовать:

- решению актуальных задач общества;

социального заказа государства, общества в области

образования, интересов личности учащегося.

С о от в е т с т в и е

п р а к т и ч е с ко й

д е я т е л ь н о с т и

основополагающим положениям современной науки в

воспитанников их ценностным ориентациям, а также

- в уровне обученности воспитанников;

-в уровне воспитанности воспитанников;

- в личностном развитии воспитанников;

Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой

заметными качественными показателями, тогда такой

- в комбинации элементов известных методик;

- в рационализации, усовершенствовании отдельных

сторон педагогического труда;

- достаточная проверка опыта по времени;

- подтверждение позитивных результатов не только в

работе одного воспитателя, но и в деятельности всех

педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;

в о зм ож н о с т ь

п о вто р е н и я

т в о р ч е с ко г о

расширение этого опыта до массового.

воспитательной работе при наименьшей затрате сил и

Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку

опыта и дает основание для его квалификации как передового.

педагогическому опыту относится такая практика, которая содержит в себе

называется новаторством. Такой педагогический опыт важен, потому, что он

мероприятие, проводимое раз в году в виде конференции или педагогических

чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности воспитателей,

который необходимо осуществлять "поэтапно", т.к. от этого в значительной

Все этапы можно представить в виде схемы последовательных действий:

Выявление Изучение Обобщение Распространение

Выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение

эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их

- анализ результатов мониторинга качества образования;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары;

- анализ анкет педагогов.

Приступив к изучению передового педагогического опыта, необходимо в

первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может

длительного периода времени, возможно, не одного года);

- система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть

изучена в течение года);

- использование одного эффективного приема (время изучения определит

- опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к

современным условиям технологий (например, проектный метод).

Методы изучения педагогического опыта:

методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого

педагогического опыта для коллег, воспитанников, родителей.

признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Синтез: установление связи, причин и следствий.

регистрации воспитательных процессов и явлений.

6. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что в

ряду суждений лиц, качеств, сравнение каждого из них проводится с каждым

из данного ряда.

возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

9. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов.

3. Обобщение педагогического опыта

Для того чтобы передовой педагогический опыт широко вошел в практику,

использования в других условиях и другими педагогами.

Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых

построен конкретный опыт; обосновать продуктивность и перспективность

этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить

использования и развития конкретного опыта.

Обобщение опыта и форма распространения опыта зависят от уровня

обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы МДОУ. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

1. Выявление педагогического опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа — это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения), вторая — критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).

Признаками передового педагогического опыта являются:

  1. Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:
  • социальная адаптивность дошкольников;
  • образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);
  • познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;
  • уровень воспитанности.

Типичные ошибки этого этапа:

  1. Некоторые воспитатели не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, педагог, желая добиться высоких результатов в своей работе, проводит дополнительные занятия, увеличивает их длительность. Эта работа может принести мгновенный хороший результат (т.е. будет решена текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема: нервно-психическое здоровье детей.
  2. Непонимание воспитателей, что новое — это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов — также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовой опыт выдается псевдоноваторские и псевдо-педагогические приемы. Например, попытка замены педагога техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе; диктаторские приемы влияния на детей; завышение реальных показателей успешности и т.п. Другие воспитатели добиваются высокого уровня знаний за счет дополнительных занятий. Отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единый и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт.

2. Изучение педагогического опыта.

Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:

  • целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
  • система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);
  • использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);
  • опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность передового опыта.

Затем планируется работа по обобщению опыта с использованием следующей формулы:

  • Постановка цели (для чего?) .
  • Определение содержания (что) .
  • Выявление методов, средств (как?)
  • Диагностирование результатов (какой?).

Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может планироваться на год или более.

3. Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический)

Описание – это один из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта, в котором наиболее часто встречающимися ошибками являются:

Приступая к описанию педагогического опыта следует придерживаться следующих требований:

  • Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.
  • Конкретность: краткое и вместе с тем краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.
  • Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.
  • Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.

Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения , который бывает практическим, методическим и научным .

Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.

Методический - (наиболее продуктивный!) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.

Научный - способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.

Описание педагогического опыта но представлять описание опыта в форме модулей.

5. Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении"

В данном разделе подробно описана система работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении.


Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической.


перспективный план работы воспитателя по распространению передового педагогического опыты за 2015-2020 аттестационный период

перспективное планирование работы Адиевой Ольги Михайловны.


Рабочая программа по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении

Данная программа составлена для изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта в ДОУ. На основе методической работы ДОУ оно предполагает показ наиболее устойчивых, х.


Рабочая программа по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении

Данная программа составлена для изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта в ДОУ. На основе методической работы ДОУ оно предполагает показ наиболее устойчивых, х.


"ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА"

Предлагаю вашему вниманию статью по организации распространения передового педагогического опыта работы.

Обобщение и распространение передового педагогического опыта работы

Справка об обобщении и распространении передового педагогического опыта по теме "Координационная лестница и спортивный танец как инновационные формы развития координационных способностей у дошкол.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пояснительная записка.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы МДОУ. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Данные рекомендации позволят зам.зав. по ВМР или заведующей систематизировать свою работу по этому направлению методической работы и могут быть применены в любом МДОУ, проработавшем не менее 1 года, где есть опытные педагоги.

Объективные предпосылки обобщения опыта:

Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.

В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме и методист, наметив график посещений для изучения опыта работы данного педагога, убеждается, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты неслучайны и стабильны.

Цель: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в МДОУ на основе его научного осмысления и анализа.

1.Создать в МДОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.

2. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.

3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.

4. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.

5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.

Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по обобщению и распространению передового педагогического опыта предполагает осуществление ряда последовательных этапов.

I этап - выявление прогрессивного опыта. На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт. Очень важно на первом этапе отобрать наиболее существенное, дать предварительную оценку собранному материалу. Поэтому необходимо определить критерии оценки по показателям.

Таблица 1 - Критерии оценки передового педагогического опыта.

Критерии оценки опыта

I Критерий - высокая эффективность

Опыт может быть признан передовым лишь в том случае, если достигнутые педагогом результаты обучения, воспитания и развития выше, чем традиционные, характерные для массового опыта

II Устойчивость результатов

Мгновенное улучшение или единичный результат могут быть случайными или даже не зависеть от педагога

III Сбалансированность и комплексность результатов

IV Рациональность затрат времени, условий, средств.

Критерий оценивает перегрузку педагогов: результаты, оторванные от анализа процесса труда педагогов и детей, не дают основания отнести опыт к передовому; ППО предполагает высокие результаты, но достигнутые при разумной интенсификации сил, средств и при рациональном использовании времени.

V Соответствие реальным возможностям основной массы педагогов, материальной базе

Критерий определяет насколько возможно воспроизвести данный опыт другими педагогами, насколько он заинтересует всех педагогов

Примечание: Все названные критерии должны применяться только в совокупности, а не выборочно

В период работы над опытом используются следующие виды контроля и руководства.

1. Просмотр и анализ календарных планов и дневниковых записей воспитателя (1 раз в месяц)

2. Проведение консультаций по накоплению материала.

3. Просмотр работы воспитателя с целью изучения приёмов обучения или воспитания детей и просмотр практических материалов (1 раз в месяц)

4. Коллективный просмотр с обсуждением (2-3 раза)

5. Опрос детей, беседа, проведение контрольных занятий с детьми.

6. Отчёт воспитателя в ходе работы

7. Консультация о том, как описать собранный материал; оказание помощи в изложении материала.

II этап - выделение прогрессивного опыта из массовой практики на основе разработанных критериев.

Предлагаем структуру создания опыта по некоторым темам на примере одного месяца. Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

РАБОТА НАД СЛОВОМ

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Занятия по развитию речи

Занятия по ознакомлению с окружающим

Другие формы работы

Часть других занятий по ознакомлению с окружающим

Часть занятия по другим разделам

Экскурсии, целевые прогулки

Рисование, лепка, аппликация, ручной труд

Чтение художественной литературы

Праздники и развлечения

Другие формы работы

Часть занятия по другим разделам

Часть других занятий по ознакомлению с окружающим

Экскурсии, целевые прогулки

Рисование, лепка, аппликация, ручной труд

Чтение художественной литературы

Праздники и развлечения

Другие формы работы

III этап - научно обоснованное обобщение передового опыта. Данный этап предполагает определение главных идей опыта, вычленение составных элементов опыта, установление связи между ними. Выявленный и изученный опыт следует обобщить, т.е. раскрыть способы и приёмы, с помощью которых в обычных условиях достигнуты высокие результаты воспитания и обучения детей или управления педагогическим процессом. Анализ и обобщение - трудный момент в работе по изучению передового педагогического опыта. В практике нашего ДОУ опыт обобщается по-разному: в виде буклетов, плакатов, докладов. На данном этапе не исключается работа самого педагога по описанию личного опыта.

Таблица 2 - Примерный план описания педагогического опыта воспитателя

Тема педагогического поиска

Обосновывается актуальность разработок педагога и раскрывается противоречие в практике работы ДОУ, на разрешение которого направлен творческий поиск педагога.

Цель и задачи педагогического опыта

Цель - основной конечный результат работы. Задачи раскрывают, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Период, за который реализуются конечные результаты

Достигнутые результаты работы

Указывается новое, оригинальное

Форма обобщения опыта

Формы представления опыта:

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например:

Показ работы, открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

IV этап - распространение и организация ППО . Это самая ответственная часть данной деятельности, так как предполагает создание условий и возможностей для внедрения в дошкольную практику видов передового опыта.

Что означает - внедрить опыт в практику работы? Это значит повысить качество воспитания и обучения в детском саду. О внедрении можно говорить тогда, когда уже достигнуты его результаты, а может быть, улучшены. Опыт может внедряться полностью, а может только то, что является необходимым и может привести к результатам, или исходя из трудностей.

Работа по внедрению передового педагогического опыта ведётся по следующим направлениям:

-тщательное изучение, выделение главного в выбранном опыте (условия, приёмы, ход, результаты работы);

-составление перспективного плана внедрения на каждый месяц;

-проведение коллективного просмотра (2 раза)

-составление отчёта о внедрении и заслушивание на педсовете.

С целью оказания помощи педагогам в ДОУ проводятся следующие мероприятия:

-проведение семинара после изучения опыта;

-просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,

-изучение новинок литературы по данному вопросу;

-организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,

-показ отдельных методов и приёмов с объяснением их целесообразности;

-осуществление контроля за внедрением после того, как научили внедрению (может быть проведена тематическая проверка по внедрению).

Публикации и рукописные материалы:

Условия формирования опыта:

Достигнутые (или предполагаемые) результаты:

Подпись автора-Подпись эксперта

Таким образом, созданная в ДОУ система работы по обобщению и внедрению передового педагогического опыта способствует повышению профессионализма педагогов, их мастерства и творческих возможностей.

Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Поэтому в дошкольном учреждении должна быть информация об имеющемся опыте в округе, городе, стране, за рубежом. Эту информацию можно сообщить на педсовете, представить на выставке в методическом кабинете с рекомендациями по внедрению опыта.

С воспитателями, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать воспитатель.

Для систематизации работы по передовому опыту целесообразно составить перспективный план

Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим

Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим

Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим

Развитие творческих способностей на занятиях по лепке

Ознакомление детей с циферблатом и определением времени по часам

С – создание опыта.

И – изучение опыта

О – обобщение опыта.

Р – распространение опыта.

Тематический план по изучению, обобщению, распространению и
внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении.

или педагогического опыта.

- анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;

- просмотр занятий в образовательном учреждении;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары, другое.

- анализ анкет педагогов.

Изучение педагогического опыта

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).

3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении

5. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.

6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни.

(практический, научный, методический)

Соотнесение уровней и формы обобщения:

1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Распространение педагогического опыта

- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

- Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

- Творческий отчёт, в процессе которого проходит:
• Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
• Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
• Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
• Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;
• Изучение методических материалов и деловой документации;
• Тематические и персональные выставки автора опыта;
• Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
• Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
• Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
• Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

1. Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам образец педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты; высокое мастерство, итог личного, локального эксперимента педагога.

Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является важной частью методической работы ДОО.

Роль старшего воспитателя в обобщении опыта работы очень велика, так как именно он должен увидеть ППО в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами, с помощью каких методов и приемов достигаются высокие результаты.

Распространение педагогического опыта – процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления или результаты опыта инновационной педагогической деятельности до целевой аудитории, апробирование данного опыта другими педагогами и внесение в него необходимых корректив.

· Распространение передового педагогического опыта

После обобщения педагогом положительных результатов по одному из направлений профессиональной деятельности, ему следует помочь определить пути распространения собственного опыта.

Распространение опыта должно последовательно осуществляться на различных уровнях: локальном (внутри ДОО, муниципальном, республиканском (региональным, федеральном и т. д.

Внедрение - наиболее важный и наименее изученный этап в системе распространения передового опыта.

Можно хорошо изучить и обобщить, даже успешно пропагандировать и в приказном порядке заставлять его применять, и все же успеха не достичь. Внедрение нелегко дается воспитателю ДО, он требует творческих усилий, способности к трансформации и преодоления трудностей, большого желания и силы воли, настойчивости и умения анализировать свои ошибки и неудачи. Неудачи в начале, даже при самой тщательной подготовке, неизбежны. Нужны навыки, приспособления, отработки приема с учетом своих индивидуальных данных.

Внедрение передового педагогического опыта

может быть организовано в каждой образовательной организации независимо от качественного состава кадров. В связи с этим старшему воспитателю необходимо периодически оформлять в методическом кабинете выставки имеющегося отечественного и зарубежного передового опыта работы, с аннотацией и рекомендациями по его внедрению.

ППО коллег помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует разработке собственного опыта, совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

С педагогами, которые будут внедрять опыт, составляется перспективный план работы, включающий изучение теории вопроса и определение форм и видов работы, которые будут внедряться.

Общая технология внедрения передового педагогического опыта в практику может быть кратко выражена в следующей последовательности:

- Ознакомление педагогов с передовым опытом, разъяснение его преимуществ по сравнению с традиционными методами;

- Создание благоприятных условий для развития творчества педагогов, показ приемов работы на практике;

- Организация практической работы с применением интерактивных методик;

- Организация педагогического направления введенных рациональных методов работы;

- Моральное и материальное поощрение носителя передового педагогического опыта.

2. Распространение опыта может проводиться в различных формах:

Устная форма представления опыта осуществляется путем организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте. Это может сделать педагог дошкольного образования, руководитель ДОУ, опыт которого обобщен. Выступления организуются на педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

Практическая форма представления опыта – это демонстрация опыта во время открытого занятия, мероприятия, мастер – класса и т. д. Его эффективность как средства распространения опыта будет выше, если целевая установка четко сформулирована (показ идеи обобщенного опыта, ее пропаганда) и будет заранее доведена до сведения воспитателей. Именно эти идеи и должны потом стать предметом коллективного обсуждения педагогов.

Печатная форма. Опыт педагога может быть описан в стенной газете, методическом бюллетене, статьях городских газет, научных работах; возможно издание в ДОО рукописных сборников из опыта работы воспитателя, интернет сайтах.

Существуют следующие основные формы обобщения опыта : открытые педагогические мероприятия, рассказ, описание (доклад).

При организации открытого показа педагогам предлагается просмотреть отдельные приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов. Данное мероприятие предполагает определенную подготовку, которая поможет интересно организовать обсуждение увиденного.

Рассказ используется при организации выступления на педсовете, семинаре, консультации и других формах методической работы, где непосредственно в живом изложении педагог поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это описание собственного опыта работы.

Описание (доклад) предполагает более глубокий аналитический уровень обобщения опыта, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Роль старшего воспитателя на данном этапе работы предполагает оказание помощи педагогу в анализе и формулировке результатов, подборе наиболее эффективных материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и др.).

Для учета ППО в ДОО следует ежегодно заполнять (пополнять) соответствующую информационную карту учета передового педагогического опыта.

Читайте также: