Исследовательская деятельность в доу воздух

Обновлено: 07.07.2024

Педагогический проект

Автор: воспитатель ГКУЗ

Специализированный дом ребёнка

Стрельцова Жанна Юрьевна,

первая квалификационная категория

Ульяновск, 2019

Паспорт проекта

Автор проекта: Стрельцова Жанна Юрьевна, воспитатель ГКУЗ Специализированный дом ребёнка, первая квалификационная категория

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 6. 02. по 18. 02 2019)

Вид проекта: познавательно - исследовательский, игровой

Возраст детей: младший дошкольный (3-4 года)

Цель проекта: Создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта; сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле.

Задачи проекта:

Задачи для детей:

Задачи для педагога:

1.Подобрать и изучить методическую литературу и интернет – ресурсы по теме проекта.

2.Подобрать дидактические игры, опыты, конспекты НОД видеоматериалы о свойствах и применении воздуха.

3.Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контакта между работниками дошкольного учреждения и родителями.

Задачи для родителей:

1.Улучшить взаимопонимание со своим малышом. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, уверенность в собственных педагогических возможностях.

2.Стимулировать желание детей узнать новое о неживой природе.

3.Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении ребёнок-родитель.

Ожидаемые результаты:

  1. Повыситься уровень развития любознательности детей.
  2. Дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах.
  3. Дети должны получить простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.

4.Развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в команде.

Стратегия достижения поставленной цели и задач:

Знакомство с объектом неживой природы – воздухом будет организовано через познавательно – исследовательскую деятельность. игровую деятельность, восприятие художественной литературы, коммуникативную деятельность, двигательную деятельность.

Этапы проекта:

1 этап Подготовительный - поиск форм и методов реализации проекта

2 этап Основной - реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разных видах деятельности.

3 этап Оценочный – подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности.

1 этап Подготовительный с 6. 02. по 9. 02. 2019

Проблема

У детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Зачем он нужен людям и другим живым организмам? Какое значение воздуха? Как воздух загрязняется? Как охранять воздух? Такие вопросы возникли у детей во время беседы о воздухе.

Поиск форм ответа на поставленные вопросы

1.Работа с методической и художественной литературой.

2.Разработка содержания деятельности и подготовка ресурсного обеспечения для проведения исследований, опытов, экспериментов с воздухом, дидактических игр, занятий.

Планирование работы с детьми

Создание игровых ситуаций, способствующих развитию познавательного интереса.

Развитие умения сопереживать героям сказок и мультипликационных фильмов.

Развивать умение общаться со взрослыми и сверстниками, работать в команде

Получение и закрепление знаний об объекте неживой природы – воздухе (свойства воздуха, его значение в жизни человека.)

Формирование умения проводить простые опыты, делать выводы, употреблять знания, полученные экспериментальным путём в повседневной жизни.

Занимательные опыты с воздухом

Опыт №1, №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.

Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Опыт№4. Воздух может перемещаться.

Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается.

Опыт №6. Воздух всегда в движении.

Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах.

Опыт №8. Воздух имеет объем.

Опыт №9. Воздух имеет вес, который зависит от его объема

Опыт №10. Объем воздуха зависит от температуры.

Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать.

Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух.

Опыт №13. Плавающий апельсин.

Звуковая культура речи

Обогащение словарного запаса детей существительными и прилагательными, обозначающими воздух и его свойства; глаголами, обозначающими его движение.

Чтение художественной литературы

Воспитание любви к чтению, умения внимательно слушать, запоминать, рассказывать о своём отношении к прочитанному

Загадки, пословицы и поговорки о воздухе. (Приложение 1)

Стихи о воздухе и ветре (Приложение 1)

Приобщение к искусству- рассматривание репродукций картин, иллюстраций к произведениям детской литературы

Рисование-формировать умение создавать несложные сюжетные композиции нетрадиционным способом - воздухом через трубочку.

Музыка- развитие песенно-исполнительских и танцевальных навыков. Развитие навыков выразительной передачи игровых образов.

Репродукции картин Левитана, детские иллюстрированные книги по теме проекта.

Набор строительного и бросового материала

Развитие двигательной активности в режимных моментах.

Закрепление у детей желания играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

Планирование взаимодействия с родителями:

Консультации для родителей:

Планирование использования информационно - коммуникативных технологий

2 этап Основной (реализация проекта)

Понедельник 11 февраля

1.Непосредственная образовательная деятельность

1.Ознакомление с миром природы-

2.Музыка

2.Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

3. Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельные игры с воздушными шариками.

Дидактические игры о воздухе разученные с воспитателем.

4.Взаимодействие с семьёй

Информирование родителей о проведении проекта. Консультация

Вторник 12 февраля

1.Непосредственная образовательная деятельность

1.Ознакомление с художественной литературой и лепка

2.Физическая культура

2.Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

3. Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельные игры детей с мыльными пузырями.

Дидактические игры о воздухе разученные с воспитателем

4.Взаимодействие с семьёй

Среда 13 февраля

1.Непосредственная образовательная деятельность

Развитие речи

2.Физическая культура на прогулке

2.Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

3. Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельные игры с воздушными шариками.

Дидактические игры о воздухе разученные с воспитателем.

4.Взаимодействие с семьёй

Четверг 14 февраля

1.Непосредственная образовательная деятельность

1.Рисование

2.Музыка

2.Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

3. Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельные игры детей с мыльными пузырями.

Дидактические игры о воздухе разученные с воспитателем.

4.Взаимодействие с семьёй

Пятница 15 февраля

1.Непосредственная образовательная деятельность

2.Физическая культура

2.Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

3. Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельные игры детей с воздушными шариками и мыльными пузырями.

Дидактические игры о воздухе разученные с воспитателем.

4.Взаимодействие с семьёй

3 этап Оценочный 18.02 2019

По окончании проектной деятельности были получены следующие результаты:

1.После проведения опытов, бесед, НОД, презентаций, посвященных изучению воздуха, у ребят сформировалось представление о понятии воздух, его некоторых свойствах. Опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

3.Вся проводимая работа с родителями, значительно улучшила общение родителей с детьми. Возникло понимание значимости такого тесного контакта со своими детьми. Дети стали активнее вступать в диалог, проявлять интерес и делиться приобретённым опытом.

Таким образом, реализуемый проект показал, что детям нравится получать знания посредством проведения опытов. В процессе данной деятельности повысилась любознательность, речевая активность. У родителей повысилось желание помочь в оснащение экспериментального центра атрибутами, дидактическим материалом для дальнейшего знакомства с объектами неживой природы.

Используемая литература:

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

2. Развивать у детей причинно - следственные связи на основе эксперимента и делать выводы;

3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией.

Ход занятия

Дети с воспитателем проходят на ковер и встают в круг.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычное занятие. И поэтому нам надо немного настроиться для его проведения. Для этого возьмитесь все за руки и ощутите тепло рядом стоящего с вами друга и улыбнитесь друг другу:

Встаньте рядышком по кругу

Нам здороваться не лень

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

Правильно, шарик. А как выдумаете, что у него внутри? (воздух)

Правильно, воздух.

Посмотрите, как мой шарик умеет летать. Я только его слегка и он взлетает под потолок. Как вы думаете, почему? (он легкий)

А чем шарик наполнен? (воздухом)

Так значит, получается, что воздух какой? (воздух легкий)

А сейчас я развяжу шарик и выпущу из него воздух. Что вы почувствовали (ветерок)

А этот ветерок и есть выходящий из шарика воздух.

Ребята, а вы увидели воздух (нет)

А почему? (невидимый)

Значит, что получается: воздух прозрачный, невидимый. А вы хотели бы воздух увидеть? (да)

Ну, тогда я приглашаю вас в нашу научную лабораторию для исследования воздуха. Вы готовы?

Вот мы с вами и в лаборатории.

А что мы здесь будем делать? (говорить о свойствах воздуха)

(в случаи затруднения вспомним опыт с шариком)

Воспитатель показывает стакан и спрашивает:

Тогда смотрите фокус:

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не пополняется водой. Что же не пускает воду в стакан? (воздух)

(Опыт предлагается повторить детям)

А теперь наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки)

А откуда они взялись? это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Попадая в воду воздух, выходят пузырьками вверх. А значит, что мы можем про них сказать? (они легче воды).

Дома, попробуйте сделать этот опыт для родителей.

Подвиньте к себе стакан с водой и подуйте в соломинку? Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузырьки?

А теперь подуйте сильнее?

Что вы видите? (пузырей стало больше)

Значит чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Ребята, где еще есть воздух? (ответ детей)

Но почему мы его не видим?

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, то все живое: человек, животные, растения, погибло б в палящих лучах солнца. Без воздуха не было бы жизни на Земле, потому что всему живому необходим воздух.

А сейчас вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный)

Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха)

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может переносить запахи. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что там приготовили.

А теперь занимаем свои рабочие места.

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать.

Какой опыт вам показался самым интересным? Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята.





Рисунки в технике кляксография


Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД: Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.


Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
Воспитатель. Дети, чтобы узнать, о чем пойдет речь у нас с вами сейчас, я предлагаю вам отгадать загадку.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…
Дети. Это воздух.

Воспитатель. Правильно, молодцы, сегодня мы с вами будем говорить о воздухе.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что такое воздух?
Дети. Мы воздухом дышим.
Воспитатель. Правильно, дети, воздух – это то, чем мы с вами дышим. Воздух, ребята, это смесь газов. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.
Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли, которая называется атмосфера.
Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар.
Дети, как вы думаете, кому нужен воздух?
Дети. Воздух нужен человеку, животным, растениям, птицам, деревьям.
Воспитатель. Правильно, молодцы.
Воздух необходим для жизни всем живым существам
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, какими свойствами обладает воздух? Назовите?
Дети. Он прозрачный, мы его не видим,
Воспитатель. Ребята, давайте сегодня, продолжим наши исследования и узнаем еще, какие свойства есть у воздуха. Опыт мы проведем – воздух мы везде найдем!
Воспитатель. Дети, скажите, чем пахнет воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель. Сделайте, пожалуйста, вдох, через нос выдох? Вы чувствуете, какой-нибудь запах?
Дети. Нет
Воспитатель. Значит, воздух не имеет запаха. А сейчас мы поиграем в игру.

Воспитатель. Я сейчас вам раздам стаканы, а что лежит внутри мы незнаем, но вы должны угадать по запаху, что там находится?
(В стаканах лежат: долька мандарина, долька лука и чеснока, и пустой стакан)
Воспитатель. Дети, вы угадали. Что лежит в стаканах?
(Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, воздух нужен человеку для чего?
Дети. Чтобы дышать.
Воспитатель. А сейчас я попрошу вас закрыть ладошками рот и нос. А теперь вдохните воздух и сосчитайте, кто, сколько времени может продержаться без воздуха? Ну как, трудно? Какое желание у вас было?
Дети. Нам хотелось открыть нос.
Воспитатель. Значит дети, воздух нам необходим. А сейчас, возьмите по соломинке и стакан воды, и выдыхайте через соломинку воздух. Что вы видите?
Дети. Мы видим пузырьки.
Воспитатель. А что находится в пузырьках?
Дети. Воздух
Воспитатель. Правильно, молодцы. Мы дышим воздухом, кислородом. Он нам необходим для жизни. Без воздуха мы погибнем.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, а у нас воздух чистый? Что мы можем сделать для этого?
(Ответы детей)
Воспитатель. Правильно вы говорите, мы с вами можем сделать воздух чище, а для этого надо постараться не загрязнять его, не мусорить, не разжигать костров.
Воспитатель. Ребята, наш с вами разговор подходит к концу. Вы все сегодня прекрасно потрудились, узнали много нового и полезного о воздухе. Дети, о каких свойствах воздуха вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель. В следующий раз мы с вами продолжим исследования, и еще больше узнаем о воздухе. Спасибо вам.

Читайте также: