Психолого педагогический совет школы

Обновлено: 05.07.2024

До начала педсовета педагогам раздаются индивидуальные графики оценки их готовности и адаптированности к педагогической деятельности, составленные психологом при подготовке к педсовету ( Школьный психолог 2005г. №12).

ХОД ПЕДСОВЕТА

1. Вступительное слово директора школы

2) Анализ и интерпретация результатов диагностики профессионально-значимых личностных качеств учителей, их ценностно-мотивационной сферы.

3) Углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту, развитию его профессионально-значимых личностных качеств

2. Психолог. Сегодня мы говорим о профессионализме педагога. Давайте представим себе учителя – профессионала.

а) Какими качествами, способностями он должен обладать?

Называются качества, присущие педагогам, которые записываются на доске:

  • тактичность; способность к творчеству; работоспособность;
  • способность к сочувствию, исполнительность; коммуникабельность;
  • адаптированность; уровень саморегуляции;
  • уверенность в своих силах и т.д.

б) Учителям предлагается выбрать из списка 10-12 качеств, наиболее характерных для каждого из них, и оценить, насколько они выражены (в процентах);

г) Психолог обращает внимание педагогов на их индивидуальные графики, в которых указаны многие из перечисленных качеств, и предлагает оценить, в какой степени у каждого из них выражено то или иное качество .

Затем предлагается общий график выраженности этих же качеств у всего педагогического коллектива школы (Приложение 1 – График оценки готовности и адаптированности педагогов СОШ №10 к педагогической деятельности), который для анализа необходимо соотнести с индивидуальными графиками педагогов.

Из графика видно, что у педагогов достаточно хорошо выражены коммуникабельность, адаптированность к педагогической деятельности, на хорошем уровне способность к творчеству и работоспособность, уровень саморегуляции.

Слабое звено - это уверенность в своих силах, что требует определенной коррекции.

Психолог. Ценностно-смысловое ядро - одно из стержневых оснований личности. Каждый человек имеет определенную систему ценностей.

В ходе обсуждения выберите из предложенного списка 3 наиболее приоритетные ценности которые характеризуют, по вашему мнению, педагога-профессионала. Аргументируйте, почему? (не менее 5 аргументов).

Далее просим обратить внимание на общую диаграмму иерархии качеств педагогического коллектива (Приложение 2 – Общая диаграмма ранжирования ценностей учителями СОШ №10)

Цель – определение индивидуального вложения своего времени в течение суток

Педагогам предлагается анкета (Приложение 3).

Психолог. Время - ценность. Куда мы его вкладываем, то мы и получаем.

Задаём ли мы себе вопросы относительно своей профессиональной деятельности:

3. Углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту, развитию его профессионально-значимых личностных качеств

Мотивация работы в школе у педагогов различна, но наибольшее предпочтение отдается передаче знания и опыта детям. Учителям интересна та или иная область знаний (математика, физика, художественная литература и т.д.). Педагоги чувствуют свою ответственность за будущее детей. Далее предпочтение отдается зарабатыванию денег и большому отпуску летом. Воспитывать детей нравится не многим педагогам.

1. Приоритетные ценности.

Профессионально важные качества учителя — любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Это свидетельствует о гуманистической направленности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворно работать и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.

2. Психоэмоциональное состояние.

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

По результатам было выявлено преобладание второго варианта ответа. Такой показатель позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильность психоэмоционального состояния определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них. Проявляется как недостаточный уровень самообладания, склонность к тревоге, некоторые трудности социальной адаптации.

3. Самооценка.

4. Стиль преподавания.

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может или способствовать эффективности работы учителя, или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Это говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Характерны удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

5. Уровень субъективного контроля.

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Преобладание первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами. Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

Предлагается список качеств. Каждому из педагогов из предлагаемого списка необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке. Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы в свой. В каждой группе ведущий предлагает одному их участников взять , не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно . Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

Упражнение способствует углублению процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, определению его профессионально-значимых личностных качеств со стороны педагогического коллектива.

  1. Задачи, поставленные в начале педсовета, выполнены.
  2. Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах (лекции, семинары, тренинговые занятия).

Решение педагогического совета

Руководителю социально-психологической службы Черных Н.А. подготовить курс лекций, семинаров, тренинговых занятий для педагогов школы.

1. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом : Учебно- методическое пособие. - М.2004. – 352с.

2. Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса. – М.:Сентябрь, 2007.– 208 с.

Педагогический Совет

Педагогические советы, полные разработки успешного педсовета.

Педагогический совет является органом самоуправления государственного учреждения образования, ГУО СШ РБ, в его состав входят все педагогические работники данного учреждения.

Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим , иными актами законодательства, уставом учреждения образования.

Читайте также: