Что такое модернизм кратко

Обновлено: 06.07.2024

Модернизм появился в западной культуре в конце XIX века и получил свое развитие в начале следующего столетия. Этот период вошел в историю искусства и, в частности, живописи как чрезвычайно плодотворный и наполненный новыми открытиями, хотя в сознании современников он ассоциировался с упадком. Модернизм эволюционировал на волне отрицания классического наследия и невероятно расширил и обогатил художественный язык живописи.

Модернизм стал прямым отражением социальных процессов, проходящих в обществе. Темпы жизни ускорялись, прежние идеалы стремительно устаревали, а новые только создавались. Художников преследовали ощущение пустоты и чувство тревоги, и спасение они искали в разрушении существующих устоев и традиций, навязанных классическими формами искусства.

Что такое модернизм, характерные черты и особенности стиля

Модернизм характеризуется отказом от реализма в пользу чувственного восприятия и передачи внутреннего мира живописца. Провозглашалась абсолютная свобода художника в творчестве, которое не должно быть связано рамками реального мира. На смену выверенным веками приемам пришел эксперимент.

Главной ценностью считалось самовыражение, которое стало философией модернизма. Адепты новых течений считали, что искусство прошлого с его ограниченностью и рационализмом ведут живопись в тупик, и только абсолютно новаторские и порой абсурдные приемы способны вдохнуть новую жизнь в творчество.

Модернизм — это совокупность множества направлений, получивших свое развитие в первой половине XX века, в их число входят:

  • фовизм;
  • кубизм;
  • сюрреализм;
  • футуризм;
  • абстракционизм;
  • экспрессионизм.

Живопись модернистов объединяла общая черта — художники по-новому подавали привычные образы, что выражалось в нестандартных формах, линейной композиции, сложном ритме и неожиданных цветовых сочетаниях.

Направления в модернизме, известные художники-модернисты

Первым течением в модернистском искусстве в начале XX века стал фовизм. Термин был впервые употреблен французской критикой в отношении творчества группы молодых художников, куда входили:

Живописцы не пропагандировали определенную эстетическую программу, но формально выступали против методов и приемов импрессионистов, что выражалось в примитивизме форм, остроте композиционных решений, стремлении к яркому цвету, пренебрежении линейной перспективой.

Кубизм возник чуть позднее фовизма, его основоположниками считаются Жорж Брак (Georges Braque) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Художники взяли за основу постулат Сезанна о том, что в основе любого предмета лежат геометрические формы и развили его в своем творчестве. Картины кубистов представляют собой фантастическую реальность, созданную воображением художника. Вещи предстают в виде комбинаций отдельных частей, а плоскости сдвигаются. Главным критерием оценки произведений для кубистов было геометрическое совершенство изображения.

Первые работы футуристов появились в 1909 году. Художники противопоставляли технику и человека и стремились передать в своих произведениях переполненность сознания современников впечатлениями. Главным героем произведений стало время, его стремительный ритм они передавали через раздробленность зрительного образа, хаотичный ритм и многократное повторение движений тел и предметов. К футуризму примкнули многие заметные художники Италии:

Сюрреализм главным в искусстве провозгласил бессознательное начало и поставил своей целью пробудить ассоциативное мышление зрителей. Течение зародилось во Франции в 1920-е годы и развивалось в двух направлениях. Одни живописцы создавали шедевры с абстрактными образами и произвольными формами — таковы работы Андре Массона (Andre Masson), Макса Эрнста (Max Ernst), Хоана Миро (Joan Miro).

Другая группа сюрреалистов во главе с Сальвадором Дали (Salvador Dali) сосредоточилась на тщательном воспроизведении образов, возникающих в подсознании. Картины мастеров отличает точность изображения, скрупулезная прорисовка деталей и выверенная перспектива, характерная для академической живописи. Лейтмотивом творчества Дали стала фантастика абсурда с парадоксальными сочетаниями форм и зрительной неустойчивостью объектов.

Разгоревшиеся военные конфликты в Европе конца 1930-х годов замедлили развитие модернистского искусства и прервали связь национальных школ живописи. Многие начинания художников первой половины двадцатого столетия остановились, едва начавшись. Модернизм оказал колоссальное влияние на эволюцию искусства, а творчество мастеров той эпохи вызывает неподдельное восхищение у современного зрителя.

Цена на произведения основоположников фовизма, экспрессионизма, футуризма на мировых аукционах живописи поднимается до астрономических сумм. В каталоге Very Important Lot вы найдете как антикварные работы, так и картины современных художников-модернистов.

— реакционное, упадочное течение в буржуазном искусстве, характеризуемое причудливостью и надуманностью форм
— далекое от общественной жизни, народа, отказывающееся служить ему искусство, мистика, вера в сверхестественное
— современное направление нереалистического искусства

Сегодня модернизм

Примеры модернизма

Осознав тщетность усилий человечества жить в мире, счастье и довольстве, представители многих искусств конца ХIX, ХХ веков предположили, что современный им мир изначально — юдоль бед и несчастий, что человек — игрушка в руках рока, который есть нечто таинственное, нереальное, мистическое, иррациональное, не подконтрольное человеческой воле

В литературе

История возникновения

Начало модернизма наступило в конце 19го века и охватывает культуру двух последних столетий. Он представляет собой совокупность художественных практик и течений. На вопрос, как образовался модерн и откуда его корни, однозначного ответа до сих пор нет. Известно, что рождению эпохи способствовали долгие дискуссии, споры и противоречия, возникшие в результате потрясений на фоне войн и революций.

Основные черты и признаки

Суть модернизма – это желание перемен, стремление к новому, эксперимент. На первое место выходит не форма, а содержание и чувства. Чем причудливее и загадочнее, чем больше вопросов, тем для размышления, тем притягательнее. Идея новизны является главной, но не единственной. Вместе с ней основной мыслью становится поиск правды, уникальное открытие, а не глобальная форма. Правда для модерниста – это энный отрицательный идеал, это что-то непостижимое и неподдающееся логическому объяснению.

Черты, которые характеризуют модернизм:

  • Спонтанность и свобода творчества;
  • Отход от предметности;
  • Замещение формальной глубины интуитивной глубиной;
  • Утверждение абсурдности бытия;
  • Отрицание исторического прогресса;
  • Автономия искусства;
  • Активное участие в преобразовании жизни.

К наиболее значимым течениям модернизма относятся фовизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, конструктивизм, кубизм. Каждое из них затрагивает разные виды искусства.

Как проявился модернизм в…

В живописи

Произведения других художников модернизма отличали абсолютная свобода деятельности, и отрицание рамок реального мира. Яркие представители: Эдвард Мунк, Поль Гоген, Альфонс Муха, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие.

В литературе

Одними из главных представителей направления являются: Франц Кафка, Марсель Пруст, Уильям Фолкнер, Вирджиния Вульф, Эрнест Хемингуэй. Хронологическая последовательность повествования теперь отошла на второй план. Развивается литература и драматургия абсурда, герои совершают необдуманные поступки, ведут странные бессмысленные диалоги — все, как у людей.

В России первых модернистским направлением становится символизм, который начинается одновременно с зарождением Серебряного века. Главным последователем новых веяний становится Д. Хармс. Так же элементы модернизма просматриваются в некоторых произведениях А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, В.В. Маяковского и других деятелей того периода.

В театре

Существенные изменения произошли в театре, родился новый тип пьес – метадрама. Метадрама — это саморефлексия театра на уровне структуры. Произошло новое осознание театральности, появились новые формы. Новая драма значительно отличалась от классической, на первое место выходит человек с его переживаниями и часто трагической судьбой.

Старые залы с ложами потеряли свою актуальность, на смену им пришли совершенно нетеатральные помещения – чердаки, подвалы, развалины. Теперь главное было показать жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Представители модернизма в театре и кино: Антонен Арто, Эжен Ионеско, Луи Деллюка, Сергей Эйзейнштейн.

В архитектуре

В архитектуре так же произошли значительные перемены. Отказ от геометрических линий и переход к природной естественности стало одной из главных особенностей. Стекло и бетон стали главным материалом в создании новых построек. Внутреннее убранство теперь было наравне с внешним видом здания, а все детали тщательно продуманы. В целом стиль охарактеризован строгостью и функциональностью. Представители: Ле Корбюзье, Антонио Гауди, Отто Вагнер, Михаил Эйзенштейн.

Эпоха модернизма значительно обогатила культуру человечества и привнесла в него много новых норм и традиций. В разных странах модернизм проявил себя по-разному, дополнялся национальными особенностями, вкусами и пристрастиями.

Автор: Ася Александрова

Искусство серебряного века: направления, течения, общая характеристика

Автор: Самый Зелёный · Published 15.06.2020

Языковые средства выразительности речи: виды, определения, примеры

Автор: Самый Зелёный · Published 05.05.2021

Изменения в ЕГЭ по истории 2022 года: как изменятся КИМы?

Автор: Самый Зелёный · Published 06.09.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

История возникновения

К концу XIX века, когда реализм уже прижился и даже успел наскучить, начинает дуть ветер перемен… и экспериментов. На красную ковровую дорожку с гордостью выходят модернисты, заявляющие о новой эпохе. Триумф модернизма приходится на начало ХХ века, именно тогда и начинается кардинально отличающаяся от прошедших времен литература, а вместе с ней и музыка, и изобразительное искусство.

Истоки модернизма вытекают из желания сделать по-новому, поэтому рассказывается история формы, а не содержания. Культура модернизма зарождается в 60-ых годах ХIX века. Тогда в живописи царствуют импрессионисты, а в литературе – немецкие романтики, воспевающие эскапизм и культ иррационального начала. Сюжет закончился еще в античности, не останавливаться же культуре? И благодаря модернизму, культура преображается и становится абсолютно неузнаваемой для тех времен.

Ни для кого не секрет, что все новое не сразу воспринимается с восторгом, модернизм – не исключение. Однако технику представители осваивали разную, ведь данное явление – это совокупность явлений авангардной культуры. Развитие модернизма было стремительным, захватывающим, казалось бы, все вокруг.

История данного культурного явления исходит из желания совершенствовать искусство, ведь мир не стоит на месте. В жизни происходят глобальные изменения: вместо цоканья копыт лошадей на улицах слышны моторы, что говорит о великом прогрессе. Кроме того, одним из главных истоков модернизма служит глобальная переоценка ценностей из-за Первой Мировой войны. Вы говорили о том, что человек прекрасен? Но химическое оружие и война доказывают, что жизнь одного ничего не значит. Вследствие этого и создается новое искусство. Оно априори не могло оставаться таким же, и стремительные перемены нагрянули в лице модернистов. Это и послужило началу развития такого культурного переворота – в жизни творились страшные, неописуемые вещи. Модернисты взялись за задачу не только описать все это, но и доказать, что искусство может быть абсолютно иным, поэтому для этого культурного направления типичен отказ от всех авторитетов.

Наступление эпохи модернизма было настолько громким и ярким, что никто не мог не заметить таких перемен. Это выражалось в искусстве, в жизни и самом человеке. Переставая томить вас, расскажем об идеи модернизма, и почему так много внимания уделяется этой эпохе.

Идея модернизма состояла, как уже было сказано, в желании экспериментировать. Из-за глобальных перемен, происходящих в жизни, искусство так же подверглось серьезным изменениям, и если раньше люди зачитывались Шекспиром и верили его идеалам, то модернисты отворачиваются от ранее сказанного. Что-то делалось все же больше для эпатажа, однако заявления тех же футуристов были достаточно громкими. Главная идея модернизма – сделать не так, как было раньше, поэтому представители новой эры развивали форму произведения искусства.

Вся характеристика модернизма заключается в эстетическом бунте, это некое обновление искусства. Создать что-то такое, чего раньше не было, и что отражало бы ситуацию нового мира.

Любая эпоха воспевала определенные позиции, если в средневековье это – церковь, в сентиментализме – чувства, то концепция модернизма состоит в эксперименте и проявлении таких же глобальных перемен.

Признаки

В литературе XIX века автор вас словно водил за ручку? Забудьте. Отныне вы погружаетесь в модернистский текст, где узнаете героев так, как в жизни. Да, интерес к такой книге может возникнуть не сразу, но, увы, к этому надо привыкнуть: нужно дать шанс раскрепощенному воображению, проявить терпение и толерантность, в таком случае текст вас полностью охватит.

Форма становится главной составляющей: важна не история, а как ее преподносят. Один из главных признаков модернизма – причудливая экспериментальная форма.

Принципы

Мало того, что нам важна форма, а не содержание, так еще и интерес проявляется не к событиям, а к чувствам. Нет, это не сентиментализм, в модернизме иной принцип: практически вскрыть внутренний мир героя. Становится интересно, что чувствует персонаж, оказавшийся в определенной ситуации.

Кроме того, в литературе модернизма вы не часто встретите нормальных героев. На сцену искусства выходят слабоумные, физически неполноценные герои, маньяки. Обостряется внимание к человеческой паталогии. Так же далеко не все модернистские произведения побалуют вас хэппи-эндом, это так же служит некой аллегорией трагедии современного человека.

Модернист – любитель экспериментов. Но также ждите недоговоренность, завуалированность, интеллектуальное чтение и принцип рассеянного смысла. Модернизм, безусловно, ярчайшая эпоха, которой есть, чем похвастаться.

Течения и направления

Не стоит забывать и о другом виде модернизма – символизме. Однако это течение не стоит относить к авангардной культуре, так как это обновление только искусства, а не взглядов потенциальной аудитории.

Каждое направление уникально и ярко, благодаря чему модернизм преображается и становится похож на новогоднюю разноцветную елку, где каждая игрушка – это шедевр эпохи.

Особенности

Если раньше искусство развивалось в определенном направлении, то с наступлением эпохи модернизма оно разошлось по разным тропинкам. В каждом течении свои правила и методы, однако общее все же находится – тяга к эксперименту. Данная особенность проявляется во всех видах искусства модернизма.

Отличительная особенность, к примеру, сюрреализма – это выявление бессознательного, а футуризма – привлечение внимания к новой жизни через эпатаж и отказ от старого. Все это демонстрирует, каково было искусство модернизма, но лучше всего, убедиться в этом на практике.

В литературе

А как могли выражать литературу будущего в эпоху модернизма? Если вы думаете, что место действия всего лишь заменялось на современные города, то этого недостаточно. Футуристы старались максимально преобразить литературу, вводя визуальную поэзию – теперь стихи можно было скорее смотреть, чем читать. Самые смелые представители модернизма отказывались от всего того, что было нам привычно – рифмы, значения слов, союзов и предлогов. Книги преобразились до неузнаваемости и не переставали вызывать интерес, поэтому литературный модернизм выстрелил ярче всего.

Остановимся не на таком радикальном жанре модернизма – символизме. В данном течении ничего не воспринималось буквально, строчки были наполнены шифрованием и образами.

В живописи

На полотнах модернизм вылился в разные цвета – яркие и блеклые, а образы на картинах могли просто поражать. Художественный модернизм пользовался популярностью не меньше литературного. После появления фотографии художникам нужно было доказать, что их дело продолжает жить, поэтому копировать реальность – это не о модернизме.

В культурный мир врываются такие направления живописи, как импрессионизм, где суть картины выражалась во впечатлении художника. Но дальше – больше. Чего стоит только противоположное импрессионизму направление – экспрессионизм. Авторы буквально выливали на полотна все свои переживания и чувства, поэтому каждый цвет – это эмоция.

Модернистская живопись ярко воплощается в таких направлениях, как: кубизм, наполненной фигурами; фовизм, благодаря которому глаза зрителя сразу цепляются за ярчайшие краски; и сюрреализм, где отыскать логику представляется нереальной задачей.

В архитектуре

Для наиболее яркого представления зданий модернизма, вообразите сперва для сравнения образец классицизма – какой-нибудь Исаакиевский собор Петербурга или Большой театр в Москве, а после старайтесь вообразить противоположное творение.

Архитектурный модернизм так же не стесняется нарушать стандартные правила, поэтому отказывается от прямых линий и даже от некого удобства. Главное – необычно!

Именно поэтому, проходя мимо здания архитектуры модерна, вы сразу обратите на него внимание, возможно, даже не догадываясь, к какому стилю оно относится. Но определенно, вы не сможете упустить его из виду. К примеру, таковым является здание Казанского вокзала в Москве.

В музыке

Искусство – необычайная сила, и если оно преображается, то во всех сферах. Музыка – не исключение. Интересно, что в модернизме форма превышается над содержанием, и если в литературе, в живописи можно искать сюжет, то музыка наполнена главной особенностью модернизма. Она не знала сюжета, ее нужно было слушать и уметь насладиться потоком нот, то взволнованно играющих, то плавно переходящих друг за дружкой.

Но и музыка не избегала экспериментов. Современный на тот момент город мог отражаться в мелодии модернизма, ведь композицию теперь можно создать из одного только звука.

Яркий пример – джаз, где основой стала импровизация, благодаря чему каждая мелодия была уникальна.

Основные черты

По сути, каждая эпоха в той или иной степени добивалась внимания в искусстве, но модернизм глядит дальше всех. Это не просто необычное искусство. Жизнь стремительно изменялась, а искусство не отстает. Приоритеты и ценности изменились, философы вот-вот прогремели об отсутствии смысла жизни, поэтому творческим людям ничего не остается, кроме как экспериментировать.

После Первой мировой войны люди читают литературу потерянного поколения, возмущаются спектаклями театра абсурда, ведь это очередное подтверждение того, что жизнь – сплошной хаос.

Впрочем, форма формой, но о чем же писали представители модернизма? Сюжет для них был, конечно, вторичен, однако большинство все-таки от него не отказываются. Лучше всего изучить отдельно актуальные темы эпохи модернизма.

Одна из актуальнейших тем модернизма – это, разумеется, война. Событие, шокирующее всех. Описывалось и психологическое состояние человека на войне, и его жизнь после. Человек вынужден убивать, и это не могло не отразиться на страницах книг. Читатель рассматривает героев как людей потерявшихся, не знающих, как им жить, сомневающихся в главных ценностях жизни – любви и вере.

Так же на контрасте с войной подчеркивался праздник жизни и разрушение американской мечты. Желание жить, потому что неизвестно, когда жизнь оборвется – это и помпезно, и страшно. В литературе понятие потерянного поколения стало ведущей темой модернизма.

Немаловажная проблема в любую эпоху – смысл жизни. Однако вот незадача, модернизм зарождает новую философию, заявляющую, что никакого смысла и вовсе нет. Искусство пытается найти ответы на эти вопросы, пока экзистенциалисты занимают пьедестал.

Эмоции и сумасшествие – еще одна тема модернизма, как для литературы, так и для живописи. В таких стремительных переменах потеряется любой человек, нормальные герои в прошлом. Поднимаются важные вопросы о том, кто есть кто в современном обществе, и о роли каждого человека.

И, конечно, модернизм заявляет и о силе искусства, что именно оно может помочь выжить в таком неординарном мире.

Стиль

У каждого автора свой метод, за счет чего мы и превозносим их творчество. Эстетика модернизма воплощается, прежде всего, в деталях, за которыми скрываются целые истории. Именно так писал, например, писатель-модернист Эрнест Хемингуэй.

Искусство выводит наружу несвязанный лихорадочный бред. Это выражается не только в сюрреалистической живописи, но и в литературе. Представьте, что пока вы спите и с головой погружены в необычный сон, ваша рука бессознательно что-то записывает. В этом и заключался стиль еще одних представителей модернизма.

Представители

Наконец, после того, как мы разобрались, что же это за эпоха, лучше всего остановиться на представителях. В теории модернизм красив и необычен, но на практике он раскрывается гораздо ярче, поэтому, как говорится, этих героев надо знать в лицо.

В литературе

Начнем с писателей модернизма – представителей, которые выразили новую эпоху на страницах.

В живописи

Пробегаясь по основным направлениям эпохи, назовем главных художников модернизма.

  • Сальвадор Дали, записывающий свои сновидения на картинах.
  • Пабло Пикассо – художник, старавшийся проявить себя не в одном направлении.
  • Казимир Малевич – представитель абстрактного искусства.
  • Василий Кандинский – художник-абстракционист.
  • Ван Гог – художник постимпрессионизма, благодаря которому положено начало экспрессионизма
  • Поль Гоген – представитель постимпрессионизма, положивший начало фовизму.
  • Анри Матисс – представитель фовизма.
  • Эдвард Мунк – художник экспрессионизма.

В архитектуре

Модернизм проявил себя во всех направлениях искусства, поэтому настала очередь назвать имена архитекторов модернизма.

  • Вальтер Гропиус
  • Алвар Аалто
  • Гюстав Эйфель
  • Антонио Гауди
  • Ле Корбюзье

В музыке

Остановимся и на композиторах модернизма для наиболее яркой картины.

  • Клод Дебюсси
  • Дмитрий Шостакович
  • Рихард Штраус
  • Ферруччо Бузони
  • Джон Кейдж

Примеры

Наконец, разобравшись с представителями модернизма, мы можем перейти непосредственно к их произведениям, которые стали отражением той самой противоречивой эпохи.

Читайте также: