Психолого педагогические условия адаптации детей в доу

Обновлено: 04.07.2024

С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенно меняется: незнакомая обстановка, незнакомые взрослые, отсутствие родителей, режим дня, новые требования к поведению. Все это обрушивается на малыша одновременно. Происходи процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – привыкание малыша к детскому саду.

Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики. Негативный – дезадаптация, стресс.

Адаптационные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психического развития.

Различают 4 степени тяжести адаптации:
1. Легкая степень: к 20 дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений

2. Адаптация средней степени тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в дошкольном учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до 2 раз не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

3. Тяжелая степень адаптации: значительная длительность (от 2 до 6 месяцев) и тяжесть всех проявлений.

4. Сверхтяжелая степень: около 5 месяцев и более. Встает вопрос, стоит ли ребенку оставаться в детском саду.
Общая задача педагогов и родителей в адаптационный период – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, снизить риски возникновения дезадаптации.

Именно с этой целью была создана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Целью такой модели является создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение через взаимодействие детского сада и семьи.

Адаптацию следует рассматривать с точки зрения трех сторон участников этого процесса: родители, воспитатели, дети. Адаптацию проходит каждый участник, поэтому сопровождение необходимо всем участникам на протяжении всего адаптационного периода.

С учетом состояния здоровья детей педагог-психолог совместно с воспитателями создается график приема детей. Также с учетом возраста детей составляются планы работы по адаптации, в которые включаются игры и упражнения, направленные на поддержку ребенка в период привыкания к детскому саду.

Немаловажной составляющей является совместный осмотр и подготовка группы, материально-технического оснащения.

3. Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в виде лекций-консультаций.
Родители получают информацию о том, что же такое адаптация, как она происходит, на какие моменты необходимо обратить внимание родителям. Также педагог-психолог знакомит родителей с различными аспектами нахождения ребенка в детском саду, требованиями к режиму дня и т.д.

Очень важно на протяжении всего адаптационного периода взаимодействовать педагогу-психологу с родителями на личных консультациях. Это помогает снизить уровень тревожности родителей, потому что они тоже переживают и волнуются за своих малышей, помогает уточнить личностные особенности каждого ребенка для того, чтобы общение с ребенком в детском саду было более эффективное и приятное для малыша.

4. Проведение занятий по адаптации с детским коллективом.
На этом этапе педагог-психолог совместно с воспитателями проводит серию занятий с детьми, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечного напряжения, помочь освоиться в новой обстановке. Важная составляющая таких занятий – это знакомство детей друг с другом и сплочение детского коллектива.

Программу занятий каждый педагог-психолог выбирает для себя самостоятельно. Можно найти пример какой-либо программы и составить свою программу, которая будет адаптирована под конкретный детский коллектив в конкретном учреждении.

Как правило, программа рассчитана на 10-12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю или 2 раза в неделю (на усмотрение педагога-психолога). Рекомендуется проводить серию занятий несколько раз в течение адаптационного периода в связи с тем, что малыши часто болеют, кто-то постоянно посещает детский сад, а кто-то длительно болеет. Поэтому повторение занятий позволяет включить в процесс всех детей.

Таким образом, данная модель организации адаптационного периода позволяет системно подходить к процессу привыкания малышей к детскому саду и всесторонне оказывать поддержку малышу в этот сложный период адаптации, что значительно повышает количество детей с легкой и средней степенью адаптации и снижает количество детей с тяжелой и сверхтяжелой степенью адаптации.

нуждается во вр емени, чтобы ада птироваться к новой жизн и.

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Для

облегчения процесса адаптации важно уделять ребенку в этот период

Что важно учитыват ь воспитат елям в период ада птации р ебенка?!

- умение самост оятельно проситьс я и ходить на горшок, унитаз

- аппетит, умение самостоят ельно и аккуратно кушать, особые

вкусовые привычки или особенности питания (что - то не ест или есть на

- умение одеватьс я или пробовать, это делать самостоятельно

- наличие отрицате льных привычек (сосет палец, пустышку,

- процесс засыпания, (люб ит поглаживания, мас саж, сказ ку)

- сон какой? (кр епкий , поверхност ный, короткий по времени)

- бодрствование , (активный, любознательный, не проявляет

- режим (приходят вовремя или опаздывают, высыпается ребенок

- степень увер енности в себе (как заходит в группу идет сам или ег о

тянут, как реагирует на незнаком ого человека и на новое по мещение,

проявляет ли активность, стр емиться исследовать помещение)

- умение взаимодействовать с другими де тьми (контактность)

- поведение (проявление увере нности в себе, нерешительность,

- самостоятельность (удаетс я ли ребенку заня ть себя , как организует

освоение новог о, может ли раз вернуть игр овые действи я, насколько

активно пользуетс я речью , часто ли обращается за поддер жкой ко

- особе нности нервной сис темы (подвиж ность, чувствите льность,

возбуди мость, неуравновеше ннос ть, медлительность, плаксивость )

обращатьс я к ним по имени, просить, а не отнимать иг рушки,

- умение вз аимодействовать со вз рослыми, обращать ся з а помощью

(доброжелате льность, акт ивность) , проявление интер еса к

- познавательный интер ес, любознатель ность, интерес к игрушкам,

- игра (умеет играть с амостоятельно или нужна ком пания )

- обучаемость (как быстро р ебенок слышит инструкцию и готовность

- наличие хрони ческих заб олеваний, особенн остей здор овья

- наблюд ение и лечение у специалис тов. Учтите после долгой

- ус тановление контакта с родителями, баб ушками (внимание,

- ти пы неправильного воспита ния (кумир семьи, гиперопека ,

- р одители, особенности семьи (многодетная, малообеспеченная,

Об особенностях семейного воспита ния можно сделать предположения,

• Дают ли родители ребенку время осмотреться или сразу

пытаются вовлечь его во что - то, привле кая внимание к игр ушкам?

• Доверяют ли родители пед агогу или пытаются кон тролировать

• Легко вступают в контакт с воспитателем и специалистами?

Настроены ли на сотрудничество или пытаются конкурировать ?

Чаще тревогу исп ытывают де ти, родители которых с ами проявляют

В адаптационный период воспитатели долж ны заслужить доверие р ебенка

и обеспечить ему чувство увер енности и защищен ности в де тском саду.

Психолого - педаг огические у словия для облегчения процесса ада птации

1. Работа с детьми. Индивидуал ьный подход. Большее внимание на

телесные ощуще ния. Коммуникатив ные коллективные иг ры.

Важно выйти ребенку навстречу поздороваться, присесть рядом, чтобы

глаза оказалис ь на одном уров не с г лазами ребенка.

Постараться заинтересовать ребенка. Предложить пройти посмотреть

игрушки. По мните: первые контакты с ребенко м – контакты помощи и

В детском с аду воспитатель помощник и защитник ребенка. Не

отказывайте ему во внимании и заботе. Ухаживая за маленьким ребенком,

▪ Оказывать малышу помощь и поддержку во вс ех сложн ых для

него ситуац иях, связанных с различными бытовыми процесс ами.

Следите за кожей ваших рук, чтобы он а была гладкой, м ягкой и сухой, не

причиняла беспокойства реб енку. Прикосновение ру к должно быть

Главное ваш личный пример. По стар айтесь научить детей ходить

опрятными, чистыми, сухими. Только от ваших посто янных усилий и

внимания будет зависеть, научиться ли ребенок ощущать комфорт и

удовольствие от ч истоты своего тела, будет ли стремиться выполн ять

Еда и сон наиболее критические моменты в период нахождения детей в

детском саду. Промахи в их организаци и и проведении могут вызвать плач и

нежелание ходить в детский сад, отказ от еды и появление страхов.

Благотворное влия ние пищи зависит от эмоционального сос тояния ребенка и

Автор: Долгова Марина Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №148
Населённый пункт: Ростовская область г.Батайск
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Глава 2. Направления психолого-педагогической деятельности по

оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям к дошкольному

образовательному учреждению. ……..…………………………..……………. 6

Глава 3. Условия успешной адаптации.

3.1 Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе…………9

3.2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления

ребенка в детский сад.…………..

3.3. Правильная организация в адаптационный период игровой

деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов

“ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей

игры и упражнения. ……………. 12

человеческой

подготовка к будущей

неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в

решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний

В.А.Сухомлинский

- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному

- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и

родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного

- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей

раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или

не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность

проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости

родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное

мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается

как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного

воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с

незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с

другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека.

Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие

няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии

заменить детский сад

Глава 1. Адаптация.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас

очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад,

происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка

привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может

сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой

активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все:

отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество

детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также

резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка

выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для

воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить

процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую

это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков,

воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный

подход к ним.

Любая адаптация – это приспособление индивида к новым условиям

существования. Адаптация делится на биологическую и социальную.

Биологическая – изменение физиологической активности органов и их

систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях

тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого,

психического развития, и задача логопеда – помочь ребенку в процессе

адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша.

Социальная адаптация – формирование новых социальных отношений и

связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим

компонентом между детьми.

отражается, например, в снижении функциональной активности организма в

проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации.

Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым

условиям его существования.

Благополучное изменение физиологической активности органов и их

систем ребенка в ответ на изменение условий существования.

Благополучное формирование новых социальных отношений и связей

ребенка в группе.

Если психолог, логопед и воспитатель, организуя деятельность детей,

помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость

успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать

свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к

дальнейшей жизни в детском саду.

По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям

длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем

дошкольном возрасте – 1 месяц.

Чаще всего дети приходят в детский сад в 3 года, поэтому остановимся на

этом периоде подробнее.

Глава 2. Направления психолого-педагогической деятельности по

оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям к

дошкольному образовательному учреждению.

учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого

родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные

вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою

очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об

особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об

интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в

адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них

Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного

квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям

навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со

взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников

детского сада, раскрываются основные закономерности формирования

навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного

формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его

хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят

родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что

должен уметь ребенок этого возраста .

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание,

в котором принимают участие заведующая детским садом, методист,

психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста.

Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей

раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности

образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего

воспитателей и родителей:

Рекомендации для воспитателей:

- любите детей и относитесь к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических особенностях развития

- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным

- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в

- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом

дня детского сада, с требованиями к ребенку;

- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и

- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.

В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование,

педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с

родителями, родительские собрания.

Рекомендации для родителей:

- любите своего ребенка таким, какой он есть;

- радуйтесь своему ребенку;

-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- слушайте ребенка, не перебивая;

- установите четкие и определенные требования к ребенку;

- не устраивайте для ребенка множество правил;

- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их

признаков, действий с ними;

- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- поощряйте игры с другими детьми;

- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце

- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к

- посещайте групповые собрания.

образовательного учреждения и родителей является залогом успешной

адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Глава 3.Условия успешной адаптации.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался,

3.1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание

идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий

воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.

Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и

страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно

приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно.

Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть

один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из

детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и

вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы

потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы

у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои

накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны

выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого

проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность

для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько

возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со

свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту

проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность

фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном

к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры

имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным

является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее

разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды

разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые

трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые

игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у

детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2

недель до 2—3 месяцев).

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и

окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя

неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная

занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического

комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта

занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и

частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период

адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на

руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама

все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный”

альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае

малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так

тосковать вдали от дома

3.2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до

поступления ребенка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий

особенностям ребенка в семье и детском саду.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка

только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и

другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на

утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание

на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В

первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не

был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании

Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их

осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки,

рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с

режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к

советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и

пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения

адаптируется в новой обстановке.

3.3. Правильная организация в адаптационный период игровой

деятельности, направленной на формирование эмоциональных

контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно

включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального

контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в

воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама)

и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе

совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией,

проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть

фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным

вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются

с учетом возможностей детей, места проведения.

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными

чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для

этого им необходима "пища".

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития

высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления,

речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка

со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е.

воспринимать окружающий предметный мир.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику работы с

маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно

заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через

отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает

необходимость активности со стороны самого педагога по выявлению

психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

На протяжении всего адаптационного периода целесообразно проводить

игровые занятия, основными задачами которых являются:

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,

-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

-развитие речевой активности, восприятия, внимания;

-развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

-развитие игровых умений и навыков.

Необходимо на занятиях использовать приемы, которые позволяют

затормаживать отрицательные эмоции малышей:

- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или

шариков с отверстием на шнур).

- сжимание кистей рук (малышу предлагать резиновую игрушку-

- рисование фломастером, красками.

В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения,

которые позволяют детям интенсивно

возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.

Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к

объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие

эффективно проводить в несколько этапов, игры по ходу варьировать в

зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей

синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро

переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье,

положительный эмоциональный настрой.

Следует не забывать ежедневно использовать язык поэтических образов,

так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных

уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия

Успешная адаптация - это залог физического и психологического

благополучия ребенка. Критерии эффективности успешной адаптации:

социализация детей младшего дошкольного возраста; повышение уровня

эмоционального благополучия; развитие физической и психологической

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных

качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок

определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к

характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия

Читайте также: