Психолого педагогические условия адаптации детей в доу
Обновлено: 04.07.2024
С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенно меняется: незнакомая обстановка, незнакомые взрослые, отсутствие родителей, режим дня, новые требования к поведению. Все это обрушивается на малыша одновременно. Происходи процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – привыкание малыша к детскому саду.
Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики. Негативный – дезадаптация, стресс.
Адаптационные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психического развития.
Различают 4 степени тяжести адаптации:
1. Легкая степень: к 20 дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений
2. Адаптация средней степени тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в дошкольном учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до 2 раз не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжелая степень адаптации: значительная длительность (от 2 до 6 месяцев) и тяжесть всех проявлений.
4. Сверхтяжелая степень: около 5 месяцев и более. Встает вопрос, стоит ли ребенку оставаться в детском саду.
Общая задача педагогов и родителей в адаптационный период – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, снизить риски возникновения дезадаптации.
Именно с этой целью была создана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Целью такой модели является создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение через взаимодействие детского сада и семьи.
Адаптацию следует рассматривать с точки зрения трех сторон участников этого процесса: родители, воспитатели, дети. Адаптацию проходит каждый участник, поэтому сопровождение необходимо всем участникам на протяжении всего адаптационного периода.
С учетом состояния здоровья детей педагог-психолог совместно с воспитателями создается график приема детей. Также с учетом возраста детей составляются планы работы по адаптации, в которые включаются игры и упражнения, направленные на поддержку ребенка в период привыкания к детскому саду.
Немаловажной составляющей является совместный осмотр и подготовка группы, материально-технического оснащения.
3. Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в виде лекций-консультаций.
Родители получают информацию о том, что же такое адаптация, как она происходит, на какие моменты необходимо обратить внимание родителям. Также педагог-психолог знакомит родителей с различными аспектами нахождения ребенка в детском саду, требованиями к режиму дня и т.д.
Очень важно на протяжении всего адаптационного периода взаимодействовать педагогу-психологу с родителями на личных консультациях. Это помогает снизить уровень тревожности родителей, потому что они тоже переживают и волнуются за своих малышей, помогает уточнить личностные особенности каждого ребенка для того, чтобы общение с ребенком в детском саду было более эффективное и приятное для малыша.
4. Проведение занятий по адаптации с детским коллективом.
На этом этапе педагог-психолог совместно с воспитателями проводит серию занятий с детьми, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечного напряжения, помочь освоиться в новой обстановке. Важная составляющая таких занятий – это знакомство детей друг с другом и сплочение детского коллектива.
Программу занятий каждый педагог-психолог выбирает для себя самостоятельно. Можно найти пример какой-либо программы и составить свою программу, которая будет адаптирована под конкретный детский коллектив в конкретном учреждении.
Как правило, программа рассчитана на 10-12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю или 2 раза в неделю (на усмотрение педагога-психолога). Рекомендуется проводить серию занятий несколько раз в течение адаптационного периода в связи с тем, что малыши часто болеют, кто-то постоянно посещает детский сад, а кто-то длительно болеет. Поэтому повторение занятий позволяет включить в процесс всех детей.
Таким образом, данная модель организации адаптационного периода позволяет системно подходить к процессу привыкания малышей к детскому саду и всесторонне оказывать поддержку малышу в этот сложный период адаптации, что значительно повышает количество детей с легкой и средней степенью адаптации и снижает количество детей с тяжелой и сверхтяжелой степенью адаптации.
нуждается во вр емени, чтобы ада птироваться к новой жизн и.
Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Для
облегчения процесса адаптации важно уделять ребенку в этот период
Что важно учитыват ь воспитат елям в период ада птации р ебенка?!
- умение самост оятельно проситьс я и ходить на горшок, унитаз
- аппетит, умение самостоят ельно и аккуратно кушать, особые
вкусовые привычки или особенности питания (что - то не ест или есть на
- умение одеватьс я или пробовать, это делать самостоятельно
- наличие отрицате льных привычек (сосет палец, пустышку,
- процесс засыпания, (люб ит поглаживания, мас саж, сказ ку)
- сон какой? (кр епкий , поверхност ный, короткий по времени)
- бодрствование , (активный, любознательный, не проявляет
- режим (приходят вовремя или опаздывают, высыпается ребенок
- степень увер енности в себе (как заходит в группу идет сам или ег о
тянут, как реагирует на незнаком ого человека и на новое по мещение,
проявляет ли активность, стр емиться исследовать помещение)
- умение взаимодействовать с другими де тьми (контактность)
- поведение (проявление увере нности в себе, нерешительность,
- самостоятельность (удаетс я ли ребенку заня ть себя , как организует
освоение новог о, может ли раз вернуть игр овые действи я, насколько
активно пользуетс я речью , часто ли обращается за поддер жкой ко
- особе нности нервной сис темы (подвиж ность, чувствите льность,
возбуди мость, неуравновеше ннос ть, медлительность, плаксивость )
обращатьс я к ним по имени, просить, а не отнимать иг рушки,
- умение вз аимодействовать со вз рослыми, обращать ся з а помощью
(доброжелате льность, акт ивность) , проявление интер еса к
- познавательный интер ес, любознатель ность, интерес к игрушкам,
- игра (умеет играть с амостоятельно или нужна ком пания )
- обучаемость (как быстро р ебенок слышит инструкцию и готовность
- наличие хрони ческих заб олеваний, особенн остей здор овья
- наблюд ение и лечение у специалис тов. Учтите после долгой
- ус тановление контакта с родителями, баб ушками (внимание,
- ти пы неправильного воспита ния (кумир семьи, гиперопека ,
- р одители, особенности семьи (многодетная, малообеспеченная,
Об особенностях семейного воспита ния можно сделать предположения,
• Дают ли родители ребенку время осмотреться или сразу
пытаются вовлечь его во что - то, привле кая внимание к игр ушкам?
• Доверяют ли родители пед агогу или пытаются кон тролировать
• Легко вступают в контакт с воспитателем и специалистами?
Настроены ли на сотрудничество или пытаются конкурировать ?
Чаще тревогу исп ытывают де ти, родители которых с ами проявляют
В адаптационный период воспитатели долж ны заслужить доверие р ебенка
и обеспечить ему чувство увер енности и защищен ности в де тском саду.
Психолого - педаг огические у словия для облегчения процесса ада птации
1. Работа с детьми. Индивидуал ьный подход. Большее внимание на
телесные ощуще ния. Коммуникатив ные коллективные иг ры.
Важно выйти ребенку навстречу поздороваться, присесть рядом, чтобы
глаза оказалис ь на одном уров не с г лазами ребенка.
Постараться заинтересовать ребенка. Предложить пройти посмотреть
игрушки. По мните: первые контакты с ребенко м – контакты помощи и
В детском с аду воспитатель помощник и защитник ребенка. Не
отказывайте ему во внимании и заботе. Ухаживая за маленьким ребенком,
▪ Оказывать малышу помощь и поддержку во вс ех сложн ых для
него ситуац иях, связанных с различными бытовыми процесс ами.
Следите за кожей ваших рук, чтобы он а была гладкой, м ягкой и сухой, не
причиняла беспокойства реб енку. Прикосновение ру к должно быть
Главное ваш личный пример. По стар айтесь научить детей ходить
опрятными, чистыми, сухими. Только от ваших посто янных усилий и
внимания будет зависеть, научиться ли ребенок ощущать комфорт и
удовольствие от ч истоты своего тела, будет ли стремиться выполн ять
Еда и сон наиболее критические моменты в период нахождения детей в
детском саду. Промахи в их организаци и и проведении могут вызвать плач и
нежелание ходить в детский сад, отказ от еды и появление страхов.
Благотворное влия ние пищи зависит от эмоционального сос тояния ребенка и
Автор: Долгова Марина Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №148
Населённый пункт: Ростовская область г.Батайск
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Глава 2. Направления психолого-педагогической деятельности по
оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям к дошкольному
образовательному учреждению. ……..…………………………..……………. 6
Глава 3. Условия успешной адаптации.
3.1 Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе…………9
3.2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления
ребенка в детский сад.…………..
3.3. Правильная организация в адаптационный период игровой
деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов
“ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей
игры и упражнения. ……………. 12
человеческой
подготовка к будущей
неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в
решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний
В.А.Сухомлинский
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и
родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей
раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или
не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность
проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости
родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное
мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается
как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного
воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с
незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с
другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека.
Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие
няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии
заменить детский сад
Глава 1. Адаптация.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас
очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад,
происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка
привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может
сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой
активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все:
отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество
детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также
резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка
выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.
Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для
воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить
процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую
это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков,
воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный
подход к ним.
Любая адаптация – это приспособление индивида к новым условиям
существования. Адаптация делится на биологическую и социальную.
Биологическая – изменение физиологической активности органов и их
систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях
тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого,
психического развития, и задача логопеда – помочь ребенку в процессе
адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша.
Социальная адаптация – формирование новых социальных отношений и
связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим
компонентом между детьми.
отражается, например, в снижении функциональной активности организма в
проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации.
Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым
условиям его существования.
Благополучное изменение физиологической активности органов и их
систем ребенка в ответ на изменение условий существования.
Благополучное формирование новых социальных отношений и связей
ребенка в группе.
Если психолог, логопед и воспитатель, организуя деятельность детей,
помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость
успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать
свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к
дальнейшей жизни в детском саду.
По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям
длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем
дошкольном возрасте – 1 месяц.
Чаще всего дети приходят в детский сад в 3 года, поэтому остановимся на
этом периоде подробнее.
Глава 2. Направления психолого-педагогической деятельности по
оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям к
дошкольному образовательному учреждению.
учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников
Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого
родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные
вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою
очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об
особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об
интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в
адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них
Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного
квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям
навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со
взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников
детского сада, раскрываются основные закономерности формирования
навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного
формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его
хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят
родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что
должен уметь ребенок этого возраста .
До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание,
в котором принимают участие заведующая детским садом, методист,
психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста.
Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей
раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности
образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего
воспитателей и родителей:
Рекомендации для воспитателей:
- любите детей и относитесь к ним как к своим;
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным
- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом
дня детского сада, с требованиями к ребенку;
- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование,
педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с
родителями, родительские собрания.
Рекомендации для родителей:
- любите своего ребенка таким, какой он есть;
- радуйтесь своему ребенку;
-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- слушайте ребенка, не перебивая;
- установите четкие и определенные требования к ребенку;
- не устраивайте для ребенка множество правил;
- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их
признаков, действий с ними;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- чаще хвалите ребенка;
- поощряйте игры с другими детьми;
- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;
- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце
- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к
- посещайте групповые собрания.
образовательного учреждения и родителей является залогом успешной
адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Глава 3.Условия успешной адаптации.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался,
3.1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание
идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий
воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и
страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно
приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно.
Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть
один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из
детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.
Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и
вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы
потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы
у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои
накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны
выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого
проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность
для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько
возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со
свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту
проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность
фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном
к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры
имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным
является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее
разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды
разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые
трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые
игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у
детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2
недель до 2—3 месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и
окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя
неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная
занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического
комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта
занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и
частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период
адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на
руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама
все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный”
альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае
малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так
тосковать вдали от дома
3.2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до
поступления ребенка в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий
особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка
только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и
другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на
утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание
на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В
первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не
был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их
осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки,
рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с
режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к
советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и
пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения
адаптируется в новой обстановке.
3.3. Правильная организация в адаптационный период игровой
деятельности, направленной на формирование эмоциональных
контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно
включающей игры и упражнения.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального
контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в
воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама)
и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе
совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией,
проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть
фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным
вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются
с учетом возможностей детей, места проведения.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными
чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для
этого им необходима "пища".
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития
высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления,
речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка
со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е.
воспринимать окружающий предметный мир.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику работы с
маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно
заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через
отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает
необходимость активности со стороны самого педагога по выявлению
психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.
На протяжении всего адаптационного периода целесообразно проводить
игровые занятия, основными задачами которых являются:
-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
-развитие речевой активности, восприятия, внимания;
-развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
-развитие игровых умений и навыков.
Необходимо на занятиях использовать приемы, которые позволяют
затормаживать отрицательные эмоции малышей:
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или
шариков с отверстием на шнур).
- сжимание кистей рук (малышу предлагать резиновую игрушку-
- рисование фломастером, красками.
В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения,
которые позволяют детям интенсивно
возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.
Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к
объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие
эффективно проводить в несколько этапов, игры по ходу варьировать в
зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей
синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро
переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье,
положительный эмоциональный настрой.
Следует не забывать ежедневно использовать язык поэтических образов,
так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных
уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия
Успешная адаптация - это залог физического и психологического
благополучия ребенка. Критерии эффективности успешной адаптации:
социализация детей младшего дошкольного возраста; повышение уровня
эмоционального благополучия; развитие физической и психологической
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных
качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок
определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к
характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия
Читайте также:
- Какими свойствами обладают рецепторы биология 8 класс кратко
- Какие меры были приняты в связи с десталинизацией в ссср в период оттепели кратко
- Стратегический проект городская школа стандарт пять звезд
- Каким символом обозначают перпендикулярные прямые кратко
- Заведующая детским садом обнаружила что в сад ходят