Психолого педагогические основы организации обучения в доу

Обновлено: 09.05.2024

Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования.

ВложениеРазмер
psihologo-pedagogicheskie_usloviya_od_doo.docx 22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.

Для успешной реализации программы, должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия (п.3.2.1 ФГОС ДО), которые

гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие:

  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

В рамках психолого-педагогической диагностики проводится оценка развития детей, их динамики, в том числе измерение личностных образовательных результатов.

Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Необходимым условием реализации ФГОС ДОУ является психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. В настоящее время выделяют следующие виды (направления) деятельности по осуществлению психолого-педагогического сопровождения:

Диагностическая деятельность — выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:

2) Коррекционная и развивающая деятельность

Коррекционная деятельность - организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Развивающая деятельность - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

3) Консультативная и просветительская деятельность

Консультативная деятельность - оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования.

Консультации с родителями может быть как групповой, так и индивидуальной.

Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Просветительская деятельность - формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, педагогов, родителей.

Психологическое просвещение участников образовательного процесса может проходить по примерным темам:

  • Возрастные особенности детей каждой возрастной группы
  • Ознакомление с новыми формами работы
  • Адаптация детей к ДОУ
  • Готовность детей к школьному обучению

4) Профилактическая деятельность

Профилактическая деятельность - предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителей, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Таким образом, вышеперечисленные виды деятельности психолого-педагогического сопровождения помогают оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, диагностическую, коррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном .

"Психолого – педагогические условия развития деятельности детей старшего дошкольного возраста".

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы МКДОУ детский сад №15 являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическ.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ к конспекту организованной образовательной деятельности с использованием психолого-педагогических технологий "Муха-Цокотуха"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к конспекту организованной образовательной деятельности с использованием психолого-педагогических технологий "Муха-Цокотуха".


Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации по обеспечению специальных образовательных условий для дошкольников с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного о.

quot;Психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ".

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в условиях МБДОУ

Внутренняя коррекционная служба ДОО (взаимодействие участников коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процесса) – интегрированная и координированная организаци.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ

Между тем, такая ситуативность образовательного процесса раскрывает, с одной стороны, непредсказуемость детского поведения и реакции ребенка на воспитывающие и обучающие воздействия, другой - необходимость создания специальных или использование сложившихся воспитательных и дидактических ситуаций целью развития личности ребенка. В соответствии ситуационным подходом Б. П. Битинас определяет воспитание как взаимосвязанную цепь воспитательных ситуаций, Г. Н. Прозументова - как динамику способов самореализации ребенка. М. И. Попова определяет воспитательную ситуацию как системную совокупность условий и обстоятельств, которые, с одной стороны, определяют содержание и характер взаимодействия воспитателя и воспитанников, а с другой - определяются этим взаимодействием. Л. А. Парамонова и С. Н. Николаева такие же возможности видят в организации развивающих и обучающих педагогических ситуаций.

Категория ситуации в данном случае выступает в двух функциях: как рамка исследования и как содержательная единица целостного образовательного процесса.

1. В рамках исследования тех или иных качеств ребенка, стиля

его поведения, индивидуальных особенностей ситуация помогает

выявить реакцию ребенка именно на данный комплекс воздействия, поэтому она характеризуется субъектностью.

Поскольку в ней представлены механизмы управления образовательным процессом, т. е. подобраны те средства решения проблемы, которыми ребенок может воспользоваться с учетом своих личностных

интересов, она является ситуацией самоопределения на основе

сделанного выбора. Наконец, смыслообразование - результативный аспект образовательного процесса. Ребенок начинает пони-

мать, достиг ли он положительного результата выбранным путем

и какую пользу он принес себе и окружающим. В этом отношении

в качестве единицы образовательного процесса, по И. А. Колесниковой, является ценностно - смысловой обмен воспитательными

или дидактическими потенциалами между воспитателем и его

воспитанниками, детским коллективом.

2. Ситуация как содержательная единица целостного образовательного процесса выделяется за счет того, что модель ситуативного поведения ребенка постепенно закрепляется при ее частом

использовании и способствует формированию стиля поведения,

постоянных качеств личности. Именно ситуация как типичное

для каждого этапа становления личности сочетание внутренних

процессов развития и внешних условий определяет динамику

образовательного процесса и возникновение психических новообразований. Поэтому образовательный процесс как целостность

для тех, кто его осуществляет (педагогов, родителей, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности, который повторяется через определенный промежуток времени. Он состоит из следующих этапов:

- диагностика (изучение) воспитанников и определение

задач воспитания и обучения;

- проектирование, планирование воспитательной и дидактической деятельности;

- организация педагогического взаимодействия;

- проверка, оценка результатов.

Таким образом, мы разобрали, почему движущие силы образовательного процесса и его логика являются основными критериями, позволяющими определить его специфику как специфику

целостности. Под целостностью принято понимать, напомним,

неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также

развития и формирования личности. Теперь мы можем перейти ко второму тезису, характеризующему психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ.

Как у целостности у образовательного процесса есть ряд характеристик, а точнее взаимосвязь и последовательность этапов образовательного процесса позволяют сделать вывод о цикличности и повторяемости педагогической деятельности: диагностика - проектирование - реализация - диагностика на новом уровне взаимодействия детей, педагогов и родителей. При этом воспитательный процесс сохраняет свойство статичности. Это означает, что на основе отдельных воспитывающих и обучающих ситуаций выявление существенных сторон образовательного процесса невозможно; необходима достаточно представительная выборка.

Любая смена периодов относительной стабильности (функционирования, накопления количественных изменений) хотя и характеризуется кризисами, приводит в конечном итоге к переходу образовательного процесса из одного качества в другое. так, некогда сложившаяся централизованная система обучения и воспитания дошкольников перешла в фазу развития вариативного образования, открывшего путь к разным программам воспитания и обучения дошкольника.

На данном этапе педагогической поддержки образовательного процесса как целостности педагогу необходимо пройти от реактивного и репродуктивного уровня через уровень индивидуализации до уровня устойчивости процесса профессионального саморазвития и интеграции. На первом уровне в отношениях с детьми такой педагог стихийно влияет на становление субъектности каждого ребенка, проявляя качества нецелостности образов своего профессионального Я. На втором - репродуктивном уровне воспитатель делает попытки осуществить поиск условий, благоприятных для становления профессионального саморазвития, связывает их с образцами и алгоритмами эффективной профессиональной деятельности коллег. Ребенок уже осознанно в некоторых ситуациях воспринимается как объект или субъект совместной деятельности. На третьем уровне педагог целенаправленно отыскивает возможности для проявления субъектности как условия профессионального саморазвития. проявления субъектности связываются с субъект-субъектным подходом к взаимодействию с ребенком. на четвертом уровне - устойчивости процесса профессионального саморазвития - педагог транслирует ценности саморазвития и субъект-субъектного подхода к воспитанию и обучению детей родителям воспитанников. ему присущ индивидуальный стиль педагогической деятельности, на пятом уровне происходит переход от самостоятельного индивидуального поиска средств в достижении целей становления субъектности к коллективному поиску; от адекватной самооценки к обоснованной взаимооценке уровня саморазвития педагогического коллектива. Педагог переносит знание и понимание психолог педагогических основ организации целостного образовательного процесса на уровень педагогического сопровождения методической службы ДОУ.



Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Дошкольное образование в России — это система по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста (от 2- месяцев до 7-ми лет), а также осуществлению ухода и присмотра за ними.

Психологическая основа системы дошкольного образования

Основой дошкольного образования в России является Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), содержащий в себе основные нормативно-правовые акты, комплекс методов, средств и приемов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, учитывающих их психические и личностные особенности.

Большое влияние на формирование ФГОС ДО оказала культурно-личностная концепция, разработанная Л.С. Выготским. В соответствии с данной концепцией, в основу современного дошкольного образования заложены личностно-ориентированный, деятельностный, индивидуально-дифференцированный и средовой подходы организации воспитательно-образовательного процесса. Именно данные процессы являются наиболее актуальными для получения желаемого результата дошкольного образования.

Ожидаемым результатом дошкольного образования является формирование личностных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для последующего успешного обучения в школе.

Психологической основой системы дошкольного образования является:

  1. Целостные представления о ребенке дошкольного возраста, особенностей его психического и физического развития. Данные знания, необходимы педагогу для того, чтобы организовать эффективный и целостный воспитательно-образовательный процесс, ориентированный на закономерности развития ребенка дошкольника.
  2. Целостные представления об особенностях жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста получают необходимые знания, умения и навыки не только в процессе организованной воспитательно-образовательной деятельности, но в иных видах собственной деятельности (игровая, трудовая, развлекательные мероприятия и т.д.). То есть система дошкольного образования не должна быть ограничена только рамками детского сада, необходимо сотрудничать с семьями воспитанников. Важным является и учет всех аспектов жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.
  3. Представление об индивидуальной траектории развития и особенностях поведения детей дошкольного возраста. ФГОС ДО указывает на то, что в процессе реализации образовательной программы ДОУ, важно учитывать не только индивидуальные возможности, но и потребности каждого воспитанника. На основании этих данных разрабатывать Рабочую Программу группы ДОУ.

Готовые работы на аналогичную тему

Все указанные элементы, представляющие в совокупности основу дошкольного образования, должны быть тщательно изучены не только воспитателем, но и методистом ДОУ. Полученные результаты являются фундаментом образовательной Программы ДОУ и организации воспитательно-образовательного процесса.

Психолого-педагогические основы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Ребенок дошкольного возраста должен не просто уметь воображать, но и уметь руководить своим воображением. В основе практически всех видов детской деятельности лежит воображение (игра, творчество, продуктивная деятельность и т.д.). Именно поэтому очень важно развивать у детей воображение и формировать умение им управлять.

Таким образом, благодаря общению у ребенка дошкольного возраста формируется личностная и психологическая готовность к последующему обучению в школе.

Условия личностного и психологического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Условия личностного и психологического развития детей дошкольного возраста:

Привлечение родителей в качестве активных партнеров ДОУ, с целью создание единой образовательной среды и социальной ситуации, необходимых для успешного развития ребенка дошкольного возраста.Задача ДОУ не только выстроить продуктивные взаимоотношения с родителями воспитанников, но и организовать для них необходимую психолого-педагогическую поддержку по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Только в сотрудничестве с семьей воспитанника можно создать необходимую воспитательно-образовательную среду.

Учет возрастных и индивидуальных возможностей детей дошкольного возраста, а также их потребностей в личностном росте, развитии, получении определенных знаний, умений и навыков. Организуя образовательный процесс в ДОУ, воспитатели должны учитывать возрастные возможности детей, их индивидуальные потребности, способности и природные качества. Стремиться организовать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок получил необходимый багаж знаний и имел возможность развивать свои дарования.

Наличие детской игры – ведущего вида деятельности. Без игры невозможно построить систему значимого для ребенка обучения. Игра создает условия для формирования и развития психики и личности ребенка. Игра обеспечивает развитие волевых качеств личности ребенка, развитие воображения.

Психолого-педагогические аспекты организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Психолого-педагогические аспекты организации
образовательного процесса в дошкольном учреждении

  • создать психолого-педагогические и социальные условия, способствующие развитию интеллектуально-личностного потенциала каждого ребенка;
  • разработать и взять за основу при осуществлении образовательной деятельности систему комплексно-тематического, перспективного и календарного планирования образовательной и коррекционной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО;
  • строить взаимодействие с детьми в процессе непосредственно-образовательной деятельности на основе инновационных технологий, интегративных методов обучения и аутогенного подхода к оценке развития детей;
  • разработка модели детского межвозрастного сообщества как формы социально- коммуникативного развития детей и условий ее реализации;
  • совершенствовать систему физкультурно-оздоровительной и лечебно- профилактической работы в группе, включая культуру здорового образа жизни и работу с семьями воспитанников;
  • развивать систему оценки освоения детьми образовательной программы путем использования целевых ориентиров;
  • повышение профессиональной компетентности педагога в условиях современных требований;
  • продолжить работу по сопровождению и консультированию семей воспитанников по вопросам образования и развития детей дошкольного возраста общеобразовательных и ОВЗ групп по повышению уровня компетенции родителей в вопросах детской педагогики, психологии.
  • содействовать активному включению родителей в образовательный процесс.
  • приёмы повышения интереса к изучаемой тематике;
  • приёмы повышения степени включенности в процесс обучения;
  • создание доброжелательной обстановки во время занятий;
  • приёмы повышения успешности усвоения учебного материала.
  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

Читайте также: