Психолого педагогические основы деятельности тренера по шахматам кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основная деятельность тренера состоит в управлении своеобразным психическим состоянием начинающего шахматиста. Тренер должен обладать следующими навыками:

1. Знаниями, умением, компетентностью в сфере шахмат;

2. Самоотдачей и работоспособностью;

3. Организаторскими навыками;

Он должен быть интровертом — жертвовать своими интересами ради интересов своих учеников и самосовершенствоваться.

Дебют

Дебют – это начало шахматной партии. Схема построения дебюта :

1.Развитие пешек, желательно захватывать центральные поля е4 или d4;

2.Развитие легкой фигуры конь;

4.Рокировка — безопасность короля;

5.Ладийные открытые линии.

Основные правила в дебюте:

1.Дважды не ходить одной и той же фигурой;

2. При рокировке сначала берутся за короля;

3. Взялся за фигуру — ходи;

4. Координируй действия своих фигур.

Миттельшпиль

Середина партии включает в себя стратегию и тактику шахматной игры. Стратегия – это выбор плана атаки на короля, постановка цели. Тактика – это выбор тактических приемов достижения поставленной цели, согласованные действия фигур, использование взаимодействия фигур и пешек. В миттельшпиле важно реализовывать материальный перевес, преимущество в развитии, роль пешечного и фигурного центра, сильные и слабые поля, открытые линии, фигурные атаки.

Задача тренера в шахматах научить детей оценивать позицию соперника и свою, правильно выбрать тактический прием, а реализовать задуманное же зависит лично от учащегося.

Эндшпиль

Эндшпиль — это последний этап, завершение партии. Основные приемы борьбы в эндшпиле:

1. Отрезание короля;

3. Правило Оппозиции;

4. Правило Квадрата;

5. Правило Треугольника;

4.Матование короля ладьей, двумя слонами, ферзем, конем и слоном — высшее достижение.

Шахматные турниры и соревнования в школе

Отдельно хочется сказать о шахматных турнирах и соревнованиях в школе. Пути проведения в школе — многогранны:

2.Межклассные соревнования 2-3-4-5-классов;

3.Первенство школы по подгруппам, девочки и мальчики отдельно;

4.Первенство района и организация дружеских встреч;

5.Первенство города по школам.

Дидактические игры на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

В лекции по шахматам отражены психологические аспекты обучения детей шахматной игре.

Лекция 7. Некоторые психологические аспекты обучения детей шахматной игре

И.Г.Сухин: Об особенностях обучения шахматной игре "шустриков" и "мямликов".

Начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка. Л.Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.

Несомненно, что умение играть в шахматы поможет маленьким "теоретикам" отточить свой логический аппарат, а "мечтателям" позволит приобрести необходимую гармонию. Особые трудности подстерегают родителей, если их дети ярко выраженные "шустрики" – непоседливые, неугомонные, подвижные, гиперактивные, либо "мямлики" – медлительные, задумчивые, не сразу реагирующие на изменение ситуации.

Другого рода трудности возникают у детей-"шустриков". Быстрые, подвижные, непоседы, они доставляют взрослым массу хлопот. Их трудно приучить к порядку, они нелегко привыкают к четкому режиму. Занятия, проводимые в детском саду, часто оказываются для них тяжелым испытанием. "Шустрики" обладают повышенной возбудимостью, легко заводятся и так же быстро остывают, они невнимательны, легко отвлекаются, им трудно хоть на мало-мальски продолжительное время сосредоточиться на чем-либо одном. Если "мямлики" спокойные, иногда грустные, неуверенные в себе дошколята, то "шустрики" смело берутся за любое дело, уверенные, что неудачи не могут их постигнуть. В случае же неудач, а они происходят нередко, "шустрики" лишь слегка удивляются и очень быстро забывают об этом. Факт неудачи никак не влияет на их дальнейшее поведение, и часто именно у таких детей по многу раз повторяются одни и те же ошибки. Правда, они довольно редко сразу возвращаются к тому же действию, не важно удачному или нет. Им более свойственно браться за другое действие, независимо от результата предыдущего. При выполнении самостоятельного задания им не приходит в голову продумывать последовательность действий, увязывать их с конкретными промежуточными целями и конечной целью, как это делают терпеливые "копуши". Для них типично импульсивное поведение: скорее начать, не дослушав задания, а после одной–двух неудач махнуть рукой: "Да ну" – и с неукротимой энергией броситься на что-либо другое. У таких детей редко формируется достаточная готовность к школе, если с ними не заниматься специально.

"Шустрику" надо показать, какие действия и в какой последовательности надо сделать, чтобы достичь результата, дать самому ему все проделать, да еще проговорить с ним все его действия, их результаты, да еще соотнести все промежуточные результаты с конечными. Надо не просто все "разжевать", но добиться, чтобы ребенок сам все "разжевал". Ребенок такого типа страдает от того, что не может самостоятельно разработать средства осуществления необходимой задачи – эти средства ему и должен дать взрослый. Только тогда удастся добиться успеха. К сожалению, не всегда понимают воспитатели, что даже 6-летний "шустрик" может, как 4-летний малыш, нуждаться в том, чтобы ему объяснили вроде бы совершенно очевидные вещи. Однако именно такая практика себя оправдывает. И хотя вначале от взрослого требуется изобретательность, терпение и напряжение душевных сил, постепенно положение меняется. "Шустрик", усвоив предложенные способы действий, легко переносит эти умения на аналогичные виды деятельности, а потом и на другие, отличные от начальных. Взрослый должен дать опору – алгоритм действий – и по возможности включить в него элементы самоконтроля, что для "шустриков" сопряжено с большими трудностями: своих ошибок они не видят и не придают им значения. Помогают тут и постоянные наводящие вопросы, и другие средства, позволяющие удерживать внимание ребенка. Необходимо, чтобы ребенок больше действовал с предметами сам, ведь мышление у таких детей очень несовершенно, и опора на практические действия является неизбежной ступенью.

И.Г.Сухин. О выступлении Т.А.Огневой "Некоторые психологические аспекты обучения детей шахматной игре".

Доклад Татьяны Анатольевны (которую привлёк к работе в комиссии А.А.Тимофеев, за что ему персональное спасибо!) касался интереснейших и малоизвестных медико-психологических проблем. Т.А.Огнева имеет большой опыт работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. Т.А.Огнева подчеркнула, что современные дети значительно отличаются причём далеко не в лучшую сторону от ребят, с которыми все мы работали ещё лет 10 назад (подтверждаю, что это так!) Т.А.Огнева, помимо всего прочего, работает в приёмной комиссии, занимается тестированием детей при их поступлении в начальную школу и нарисовала объективную и удручающую картину: "Дети всё слабее и слабее". Порядка 70% детей - слабые, с невратическими комплексами, состояние их глазо-моторного аппарата оставляет желать лучшего. Жаль, что доклады заседания комиссии не стенографировались (а "бумажного" варианта нет). Столько важнейших наблюдений пока не доступно общественности! Но все докладчицы со временем обязательно подготовят публикации для СМИ. В выступлении Т.А.Огневой прозвучала прекрасное: "Шахматы - это экологически чистая игра". Очень важны мысли Татьяны Анатольевны о связи "бегающих глаз детей" (дети, у которых бегают глаза, имеют проблемы с восприятием и др.) с перспективой искривления позвоночника и т.д. и т.п. При этом далеко не каждый российский детский психолог, компетентен в медико-психологических вопросах, поэтому проблемы подрастающего поколения накатывают как снежный ком, а специалистов, способных их решить, не так-то и много. Т.А.Огнева полагает, что плодотворная работа с детьми возможна с 5 с половиной лет, но способности играют большую роль, чем возраст.

Т.А.Огнева считает, что "для повышения качества и скорости развития ребенка посредством шахмат важно знать способности ребенка к изучению шахмат ещё до того, как он начал изучать эту игру". Т.А.Огнева разработала систему оригинальных методик, которые позволяют увидеть зону актуального развития каждого ребенка, что позволяет в процессе обучения определить для каждого ребенка посильную нагрузку. В результате составляется прогноз шахматных способностей ребенка.

Одна из методик направлена на выявление умения анализировать. Вторая - "рисование заборчика" - взята из комплекса приемов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы как инертность мышления и трудности переключения деятельности. Третья методика диагностирует способность ребенка действовать в уме. Четвертая методика ("Эмоциональный статус личности" - модификация цветового теста Люшера - Дорофеевой) позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка, которое определяет эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения тестирования.

Опыт применения данного комплекса методик позволил Т.А.Огневой не только выявлять способности детей к изучению шахмат, но и некоторые отклонения в развитии детей, своевременный диагноз которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Т.А.Огнева, считает, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития ребенка, его будущих школьных успехов

Опыт применения данного комплекса методик позволил Т.А.Огневой не только выявлять способности детей к изучению шахмат, но и некоторые отклонения в развитии детей, своевременный диагноз которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Т.А.Огнева, считает, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития ребенка, его будущих школьных успехов или неуспехов, особенно в таком предмете, как математика. С помощью данных методик для дозирования шахматной нагрузки психолог делила учеников на две группы. Сильной группе предлагалась более сложная программа. Учителя начальной школы были поражены тем, насколько точно деление классов на группы по результатам тестирования соответствовало школьным успехам этих детей по другим предметам.

В связи с тем, что в начале 21 века "появилось" много проблемных детей в выступлении Татьяны Анатольевны прозвучала такая фраза: "Шахматы показаны не всем детям". Здесь состоялся примерно такой диалог. Сухин: "Давайте уточним, полагаю, в данном контексте под словом "шахматы" Вы понимаете - "игра в шахматы"? Огнева: "Да, игра в шахматы, т.е. соревновательный аспект". Сухин: "Полагаю, что Ваша фраза не относится к словосочетанию "шахматы как система последовательно усложняющихся занимательных заданий"? Огнева: "Нет, не относится". Это существенный момент. Невозможно представить, что могут быть противопоказаны шахматы - как система заданий, включающий помимо всего прочего как развивающий, так и эстетический компонент. В личной беседе Татьяна Анатольевна затем заметила, что в шахматной литературе модно писать о том, что Х.Р.Капабланка играл в шахматы с четырёхлетнего возраста, но редко указывается, что после этого отец из психолого-педагогических соображений в течении очень долгого времени не разрешал юному гению участвовать в соревнованиях. Важный нюанс. Кстати, Татьяна Анатольевна согласна с мнением Н.П.Костенюк о том, что для проведения шахматных занятий в детских садах лучше всего подходят сами воспитатели, так как "здесь нет ничего сложного". И ещё один принципиальный момент. С точки зрения психофизиологии современных детей Т.А.Огнева ратует за то, что шахматы гораздо полезнее вводить в школах не со второго класса (как это обычно практикуется), а с первого, считая это необычайно важным. Шахматы облагают большими корректирующими возможностями, и если упустить подходящий возраст (поясняю, что речь идёт о так называемом сензитивном периоде, я писал о нём в своих работах, в частности в предисловии к книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет"), то позднее восполнить эту потерю уже не удастся. Свою точку зрения Татьяна Анатольевна обещала научно обосновать в одной из ближайших публикаций в шахматных СМИ.

Преподавание шахмат в начальной школе оказывает на детей положительное влияние и развивающий эффект. Это положение известно всем кто имеет отношение к данной области. Как психолог, к данному положению я хочу добавить, что шахматы в начальной школе несут психодиагностическую нагрузку. По тому, как дети осваивают этот предмет, виден их уровень организации зрительного восприятия, потенциал к наглядно- схематическому мышлению, их общей активности и регуляторной зрелости в целом, в общем то, что составляет основу успешной обучаемости ребёнка в начальной школе, как метаспособности.

Для того, чтобы успешно освоить шахматную игру, необходимо научиться выполнять, казалось бы, очень простой навык - нападение.

Это навык включает умение ребёнка удерживать на шахматной доске, пестрящей разноцветными клетками, определённую линию. На физиологическом уровне требуется от ребёнка достаточная глазо-моторная активность и координированная работа обоих полушарий мозга, что у современных детей встречается, только у 50% к 6-7 годам. Остальные 50% учащихся первого класса испытывают затруднения при ориентировании в пространстве листа, освоении чтения.

Трудности в освоении данного навыка, особенно комбинированного нападения, такого, как двойной удар, должны насторожить педагога по шахматам, потому, что это возможный признак нарушения зрения, такого, как астигматизм или нистагм. В данном случае необходимо через классного руководителя поинтересоваться у родителей, не страдает ли ребёнок данными недостатками зрения и настоятельно посоветовать пройти консультацию окулиста и специалиста по позвоночнику, если астигматизм. Нарушения зрения, часто связаны с нарушением осанки. Если у ребёнка нистагм ( невозможность удержания взгляда на фиксированной точке. Глаза постоянно убегают), то необходимо обратиться к невропато-логу, так как у ребёнка повышенная возбудимость, не дающая ему сосредоточиться. Хорошо если родители в курсе данных проблем ребёнка и принимают адекватные меры, но бывает и такое, что шахматный педагог первым замечает эти недостатки. Представляете, как страдает такой ребёнок, вроде бы с нормальным зрением в школе!

Ведь недостатки восприятия нарушают развитие мышления.

Очень много проблем у современных детей и одна из них, нарушение работоспособности из- за психосоматической ослабленности, ведущая к истощаемости. Урок шахмат требует известного интеллектуального напряжения, соизмеримым с уроком математики. Заниматься данным предметом на последних уроках в фазе накопления усталости или после обеда, когда снижена умственная активность из-за активизации процессов пищеварения - категорически недопустимо. Нарушение данного положения ведёт к развитию мигреней (головных болей непонятного происхождения) или потери интереса и снижению развивающего эффекта данного урока.

Конечно здорово, когда предупреждены всевозможные нарушения и приняты своевременные меры, но для преодоления недостатков развития у детей одних шахмат явно недостаточно и требует объединённых усилий многих специалистов разных направлений. Это только один аспект. По последним данным учёных психологов поисковая активность ребёнка, является генетически обусловленной. Очень трудно развить данное качество у детей со сниженной активностью, а данное качество, является главным для освоения шахмат. Если даже у ребёнка поисковая активность находится на высоком уровне, но он развивался в неблагополучной социальной среде, то это будет способствовать к поведенческим нарушениям, что также будет препятствовать освоению шахмат.

Поэтому шахматы как развивающий предмет должны вызвать интерес у профилированных школ, особенно экономического и математического направления. Не для кого не секрет, что туда идут отобранные дети. В настоящий момент детскими специалистами отмечается спад развития детской популяции в обще - мировом масштабе.

Если мы раньше наблюдали явление акселерации, то сейчас наоборот. Поэтому, говоря об отобранных и развитых детях мы судим относительно данной детской популяции, но эта группа детей также нуждается в развивающей работе, и шахматы здесь незаменимы. Невостребованный потенциал разрушается и теряется.

Основной задачей психолога на данном этапе работы было разъяснение шахматным педагогам о необходимости проведения психологических исследований и их анализ результатов и их осмысление. Учёт возможностей и индивидуального уровня положительно повлияет на качество и эффективность обучения шахматам и принесёт пользу учащимся данной программы.

Т.А. Огнева

Как определить способности к обучению шахматной игре ребёнка 6-7 лет

Я думаю , что педагогу, взявшему на себя задачу обучения детей шахматам с нуля, будет интересно познакомиться с несколькими психологическими методиками, которые выявляют потенциал детей к обучению шахматной игре (подчёркнем - не к самим шахматам, а только к их обучению). Известно, что научить ребёнка двигать шахматные фигуры не составляет большого труда , но научить его ориентироваться в шахматных позициях и элементам шахматного мышления - очень трудоёмкая задача. Осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала к саморазвитию ребенка. Одной из важных характеристик этого потенциала является обучаемость.

Необходимость создания такого блока психологических методик возникла у меня десять лет назад, когда я преподавала шахматы как обязательный учебный предмет в начальной школе. Опыт применения данного комплекса методик позволил мне не только выявлять способности детей к изучению шахмат, но и некоторые трудности в развитии детей, своевременное обнаружение которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается и на освоении шахматной игры. Нельзя не отметить, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития ребенка, его будущих школьных успехов или неуспехов, особенно в таком предмете, как математика. С помощью данных методик я делила учеников для обучения игры в шахматы на две группы с целью дозирования шахматной нагрузки. Сильной группе предлагалась более сложная программа. Учителя начальной школы были удивлены тем, насколько точно это деление класса на группы по результатам тестирования соответствовало школьным успехам этих детей по другим предметам. Не скрою, меня это порадовало, так как косвенно подтвердило эффективность комплексного применения разработанных и подобранных мною методик.

А теперь вашему вниманию я хочу представить эти методики.

Первая методика направлена на выявление умения анализировать. Она составлена на основе задач российского психолога, доктора психологических наук А. З. Зака. На рисунке № 1 приведены образцы трех предлагаемых ребенку заданий.


«Трудна и многогранна деятельность тренера при подготовке своих подопечных к шахматным соревнованиям. Необходимо максимально полно обладать информацией о будущих противниках, наметить точные планы действий, дебютные построения, стратегию миттельшпиля и эндшпиля, произвести детализацию знаний и умений ученика, создать рабочую модель соревнования и т. д. Но самое главное тренеру войти в роль друга – психолога-наставника, поскольку нельзя переоценить роль психологической подготовки к соревнованиям. Даже проигрыш одной партии может привести к нервному стрессу. (А. Котов). Соревнования бывают разные по цели, масштабу и степени психологической напряженности: отборочные, контрольные, командные матчи и т.д. Самыми сложными в психологическом плане являются матчи на первенство мира, т.к. накал борьбы очень высок. Лучшими матчевыми бойцами были Э. Ласкер, А. Алехин, М. Ботвинник, Г. Каспаров. Соревнования принято также делить на тренировочные, подводящие и кульминационные (главные). К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Количество стартов в этих соревнований определяет тренер, исходя из индивидуальных особенностей спортсмена.

Невозможно достичь высоких, стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно там проверяется потенциальные возможности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки спортивной и психологической подготовки, воспитываются волевые качества, проверяется спортивная форма (Анатолий Карпов много выступал на всевозможных соревнованиях). Высшая спортивная форма характеризуется состоянием наибольшей работоспособности и определяется комплексом компонентов подготовленности, в частности психологической подготовкой. Главная причина, обуславливающая взлёт или падение спортивных результатов – это работоспособность ЦНС. Она, в конечном счете, управляет всеми силами и возможностями человека. Психологический настрой спортсмена напрямую связан с ЦНС, поэтому очень важно регулировать режим тренировок и отдыха спортсмена и психологический тренинг. Все ученики имеют разные темпы становления спортивной формы и динамику работоспособности ЦНС, что требует особого внимания тренера. Прежде всего, спортсмена надо подготовить к возможным отклонениям от моделированных условий, неожиданным ситуациям и непредвиденным трудностям (Ботвинник и Рагозин играли под шум радио и курение папирос).

В процессе подготовки к соревнованиям важно осуществлять психолого-педагогические и психологические воздействия:

А) Свести к минимуму отрицательные психогигиенические воздействия: работать на преодоление психологической несовместимости.

Б) Организовать разнообразную культурно-массовую работу, отдых и развлечение спортсменов.

В) Проводить лекции, беседы психологов о возможностях и перспективах самоуправления психическим состоянием.

Г) Организовать обучение спортсменов методике психорегуляции (например – вариантам аутогенной тренировки, методики самовнушения).

Необходимо учитывать не только точное время старта, но и возможную продолжительность соревнования, создавая у спортсмена мощный психологический настрой на высокий результат в определённое время. Накануне старта обычно ваш ученик ощущает высокую нервозность. Чтобы её снять рекомендуются занятия такими видами спорта как лыжи, коньки, велосипед, настольный теннис, бадминтон и т.д. Основной психологической подготовки спортсменов является воспитание морально-волевых качеств:

1. Сила воли – самое главное волевое качество, достигается за счёт образования мощной мотивации для занятий шахматами.

2. Трудолюбие, настойчивость, терпеливость. Воспитывается путем постепенного увеличения нагрузок, часто используется групповой метод выполнения упражнения, игровые моменты.

3. Выдержка и самообладание. Психическая устойчивость спортсмена, его хладнокровие и самообладание в самых сложных и трудных соревновательных ситуациях – основа успеха в любом виде спорта, а в шахматах особенно (Тигран Петросян, Борис Спасский…).

4. Решительность. Молниеносно изменяющаяся ситуация на шахматной доске требует мгновенной оценки и решительных действий, готовности пойти на обоснованный риск (Михаил Таль – интуитивные жертвы).

5. Мужество и смелость. Выражают моральную силу и волевую стойкость человека, присутствие духа в опасной ситуации, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели.

6. Уверенность в своих силах. Это качество – главная основа бойцовского характера. Необходимо укреплять у учеников веру в свои силы – это поможет овладеть новыми тренировочными нагрузками и добиться успехов в соревнованиях, что в свою очередь укрепляет уверенность в себе.

7. Дисциплинированность. Это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Большое значение для воспитания дисциплины имеет соблюдение тренировочного и гигиенического режима, в том числе полный отказ от курения и алкоголя.

8. Воля к победе. Проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена, но вместе с тем необходимо специально укреплять волю к победе. Борьба за спортивную честь команды и коллектива в значительной мере стремление победить (Пауль Керес – командный боец).

В продолжение темы… Интересно узнать мнение профессионального психолога.

«Шахматы – это не только сложная игра, но и борьба характеров, личностей, интеллектов. Поэтому на ход шахматной партии действуют разнообразные факторы, в зависимости от сильных и слабых сторон спортсменов, психологических особенностей партнеров. И многие проблемы, проявляющиеся в шахматной игре, имеют психологический характер (потеря концентрации внимания, ощущение ответственности, недооценка собственных сил, переоценка сил соперника, снижение продуктивности мыслительной деятельности в условиях цейтнота и т.д.).

Задача спортивного психолога – помочь шахматисту накопить такой запас воли, который поможет одержать победу над самим собой в самых сложных ситуациях, когда мышлению начинают мешать сомнения и страх.

При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения – это тоже область деятельности спортивного психолога.

Шахматы – один из самых сложных видов спорта по качеству и количеству психической нагрузки, поэтому так необходимо помимо освоения методик саморегуляции вводить занятия с физическими нагрузками (бег, подвижные игры). Оптимально подобранные физические нагрузки положительно влияют на самочувствие, они придают уверенность и снимают психологическое напряжение, которое обычно накапливается за период участия в соревнованиях.

Но есть и другая крайность. Отрицательное влияние на соревновательный результат детей также оказывает гиперопека со стороны родителей, вследствие которой в стрессовой, неопределенной ситуации спортсмен будет теряться, вместо того, чтобы обращаться к собственным ресурсам. Зачастую на соревнованиях некоторые родители слишком опекают своих детей, мешая мобилизоваться и войти в нужное состояние детям, а тревога, волнение родителей на турнире может передаваться детям. Поэтому психолог проводит консультации родителей, рассказывая, как они могут помочь детям в их спортивной жизни, как оказывать поддержку на соревнованиях, помогать переживать горечь поражения и быть союзниками в этом нелегком спортивном деле.

Что необходимо сделать, для того чтобы шахматы стали
школьным предметом? Некоторые шаги в этом направлении уже были сделаны:
написаны учебники, проведены обучающие курсы для учителей. Но чего- то все
равно очень важного не хватает. Ответ на этот вопрос уже прозвучал. Специалисты
шахматного всеобуча справедливо считают, что не хватает шахматной педагогики.
Чтобы понять, что такое шахматная педагогика, необходимо сравнить традиционный
стиль преподавания шахмат и педагогически направленный.


В педагогически направленном стиле преподавания я
использую развернутый метод суть которого составляет ориентировочно- поисковая
деятельность. Сначала учащиеся исследуют позицию и устанавливают значимые
ориентиры в наглядной форме либо на шахматных досках, либо на диаграммах.
Педагог контролирует правильность выполнения этого этапа и при необходимости
помогает затрудняющемся ученикам. При многократном использовании этого метода
происходит автоматизация и в последующим учащиеся находят ход без развернутой
ориентировки, поскольку у них выработался алгоритм действия при узнавании
ориентиров данного типа.

Если ребенок затрудняется учителю достаточно указать
ориентир, если это не помогает учащийся опять применяет развернутый метод
решения задач.

В обычном классе учатся дети с разными способностями к
обучению шахматам. Нельзя игнорировать тот факт, что половина и более учащихся
нуждается в предметной среде и внешнем совершении своих действий. Разрешая
учащимся совершать ход на доске, педагог контролирует правильность выполнения
этого этапа и при необходимости помогает затрудняющемся ученикам. Это помогает
учащимся создать прочный фундамент, состоящих из автоматизации элементарных
шахматных навыков. Никакое раскрашивание не заменит реальных движений с
фигурами на шахматной доске. В то же время именно в этот момент могут
проявиться основные затруднения учащихся в свершении ходов шахматных фигур:
перескок слона на другую диагональ и трудности освоения хода коня и пешки. Поэтому
прежде всего педагогу необходимо научить детей оказывать себе помощь с помощью
прослеживающих движений указательного пальца руки, в то время как другой рукой
он держит фигуру, которой хочет пойти. Это очень действенный прием помогает
учащимся лучше воспринимать диагонали и лучше контролировать, совершаемые ходы.

Как бы мы не старались через некоторое время
выяснится, что дети по- разному справляются с учебными заданиями. Поэтому
возникает необходимость в составлении заданий на каждый урок, содержащих три
уровня сложности: простые, средние и сложные. Таким образом всем учащимся на
уроке будет представлена одна тема, но задания по ней будут выполняться на
разном уровне. При таком подходе обеспечена высокая успеваемость и мотивация.

Многие педагоги традиционного направления полагают,
что повышенный уровень напряжения, возникающий в столкновении с трудностями,
способствует развитию учащихся. Если задания вызывают повышенное напряжение у
учащихся, значит есть развитие, а если учащиеся находятся в зоне комфорта,
значит это просто развлечение и не стоит на это тратить время. На начальной
стадии обучения может произойти столкновение взрослого рационального отношения
к трудностям с детским эмоциональным отношением, которое может вылиться в
стресс и уход от деятельности. В обычном классе детей, эмоционально,
реагирующих на трудности больше половины. Поэтому на первоначальном этапе
освоения шахмат я предлагаю детям ролевые шахматные игры на сказочные сюжеты.
Такой прием не вызывает стресса и сопротивления у детей и способствует
успешному закреплению элементарных шахматных навыков.

Школа заинтересована в уроке шахмат, как в средстве
развития учащихся, а не просто в изучении правил шахматной игры в комфортных
условиях, можете возразить вы.

Вышесказанное не
противоречит развивающим задачам обучения с помощью шахмат. Главное, это
соблюдать основное правило работы на данном этапе заключающиеся в дозировании
шахматной информации. Избыток информации
препятствует формированию мышления. Целью шахматной педагогики является
создание условий для проявления исследовательской активности учащихся. Это
возможно, начиная уже с изучения ладьи, как самой простой для детского
восприятия. Поэтому можно составить много заданий с участием одной
этой шахматной фигуры, с разным уровнем сложности для учащихся на уровне
закрепления хода ладьи. Освоение элементарных правил ходов шахматных фигур
служит прекрасным дидактическим материалом для развития мышления. При
регулярности два раза в неделю происходит автоматизация навыка, особенно быстро
это происходит у часто играющих детей в шахматы. Автоматизация навыка является
основой педагогического процесса и мерилом его успешности. Например, в
математике усвоить таблицу умножения до автоматизированного навыка является
необходимым условием. В шахматной педагогике автоматизация навыка объявлена
вселенским злом. Было подмечено, что в результате автоматизации, дидактическая
ценность элементарного материала снижается, так как учащиеся слишком легко
начинают справляться с заданиями. Конечно, это радостное событие, но не для
всех. Особенно для тех чьим учебным федеральным учебникам более двадцати лет.
Не по этой ли причине игровая деятельность вне закона на уроке шахмат?

Опять
обратимся к современной педагогике, провозглашающей системно-деятельностный
подход как способ реализации федерального государственного образовательного
стандарта. Основной педагогической задачей, которого является создание и
организация условий, инициирующих детское действие. Игровая деятельность так
же, как и любая другая имеет системный характер и способствует объединению в
одну систему разные компоненты психической деятельности. Поэтому именно игровая
деятельность в виде мини игр наиболее созвучна с системно-деятельностным
подходом, в то время как дидактический подход хорошо согласуется со знаниями,
умениями и навыками или зунами, признанный в современной педагогике не
достаточным для разностороннего развития личности ребенка.

Поэтому оптимально будет
если дидактика будет сочетаться с игровой деятельностью, позволяя получить
игровой опыт, позволяющий эффективно справляться с задачами.

Зная
эти особенности развития самоконтроля у детей, я создала прием, развивающий
рефлексивное мышление у детей: разрешив в заданиях делать ошибочный ход, но с
обязательным условием указать сильнейший ход противника. После этого они сами
начинают осознавать ошибочность своего хода и самостоятельно находят ход,
удовлетворяющий требованиям позиции. Для развития рефлексивного мышления лучше
всего подходят позиции с малым количеством фигур и пешек. Таким образом, если
создать условия для того, чтобы ребенок осознавал свою ошибку, то она станет
важным фактором для его развития.

После
игровой деятельности обязательно уделять время для рефлексии пережитого
игрового опыта, что способствует открытию новых знаний. Благодаря игровой
деятельности учащиеся учатся быть субъектами своей деятельности, в которой они
самостоятельно ставят цели, находят способы для их достижения и отвечать за
результаты.

В
своей педагогической практике я опираюсь на интуитивное детское мышление,
которое является фундаментом освоения нового. Это мышление работает с
пространственными характеристиками: выше-ниже, дальше-ближе, левее-правее,
больше-меньше. Это облегчает понимание и экономит детскую энергию.
Наглядно-образное мышление способствует смыслообразованию у детей и играет
ведущую роль в мотивационной сфере.

Для
облегчения понимания смысла шахматной игры я написала четыре шахматные сказки.
Язык образов является для детей наиболее привычным и не требует больших затрат.
Благодаря этому учащиеся начинают более осмысленно действовать в ситуациях
мини-игр в первой сказке про Алекса. Знакомятся с приемами ориентировочной
деятельности и основами тактики во второй сказке про принца. Эндшпиль является
сложной частью для детского понимания, но дает богатый материал для развития
рефлексивного мышления. Поэтому третья сказка, используя сказочные образы
доходчиво знакомит учащихся с основами пешечного эндшпиля. Четвертая сказка,
используя малоформатные шахматные позиции, дает возможность продвинутым
учащимся порешать позиции в уме, не глядя на доску. В этих сказках я описала
авторские методы преподавания, которые успешно использую сама больше полувека.
Эти приемы реализуют преемственность в преподавании шахмат на протяжении всех
лет обучения в начальной школе. Поэтому эти сказки будут полезны и для
педагогов, обучающих шахматам детей от 5 до 12 лет.

Читайте также: