Педагогические средства способствующие социальному становлению детей сирот в школьном образовании

Обновлено: 02.07.2024

В основу социально-педагогического сопровождения детей-сирот закладывается целостное видение ребенка в процессе его развития. При этом проблемы ребенка рассматриваются как необходимые препятствия в процессе его личностного роста и развития. Причинами препятствия роста могут быть как недоразвитие функций, соответствующих новообразованиям предыдущих возрастных периодов, так и неблагоприятные условия социального окружения, а также сформированные к данному периоду неадекватные компенсации и защиты в виде дезадаптированных ролей и отклоняющегося поведения.

Преодоление указанных препятствий, то есть выход из кризисного состояния связан с выявлением для данного ребенка зоны его ближайшего развития, а также с организацией социально-педагогического сопровождения, позволяющего выработать более адекватные жизненные ориентации у детей.

При этом важнейшими условиями вовлечения ребенка в специально организованное социально-педагогическое сопровождение является изменение его самооценки и формирование мотивации развития.

Социально-педагогическое сопровождение заключается в том, чтобы помочь ребенку понять самого себя, свое окружение и вселить надежду на изменение сложившейся трудной жизненной ситуации. Первые шаги в этом направлении педагог делает, отмечая не только проблемы и недостатки ребенка, но, прежде всего, те проявления здоровья, самостоятельности, активности, которые он в нем замечает, подчеркивая и повторяя их, раскрывая их значения в качестве ресурсов решения проблемы. Педагогу необходимо в доступной форме рассказать несовершеннолетнему, что ему предстоит, что его ожидает, что ожидают от него.

Очень важно выслушать точку зрения самого ребенка на проблему. Хотя многие воспитанники говорят о внешних обстоятельствах, затрудняющих их жизнь, но тем не менее имеют также место и соображения, касающиеся причин своего состояния.

Цель: Сопровождение естественного развития социально адаптированной личности воспитанника школы-интерната, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.

· Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития детей-сирот;

· Выявление проблем адаптации воспитанников в школе-интернате (проблем общения, сформированности учебной мотивации, нарушения норм и правил поведения в стенах школы-интерната);

· Выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений со сверстниками, воспитателями, учителями;

· Профилактика возможного неблагополучия детей;

· Осуществление социально-правовой защиты несовершеннолетних воспитанников;

· Проведение профориентационной работы, направленной на повышение уровня готовности к самостоятельной жизни;

· Постинтернатное сопровождение выпускников школы-интерната; Катамнестическое изучение особенностей социально-психологической адаптации выпускников школы-интерната.

Особенности содержания образования и развития методов обучения в школе-интернате

Современное обучение в школе–интернате основано на следующих важнейших дидактических принципах:

· формирование интереса к предмету;

· творческое отношение к обучению,

· опирающееся на педагогику сотрудничества; научность.

Основными принципами совершенствования обучения в школе–интернате личностного роста и самореализации станут:

· постепенность развития нововведений;

· соответствие содержания методов обучения организации учебного процесса обучения.

Проблемы над которыми работает каждый педагог:

· как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;

· как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

· каким образом обеспечить немеханическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта;

· как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником.

Основными принципами воспитания в процессе развивающего обучения будут:

· воспитание духовных начал в человеке;

· воспитывающий характер преподавания (основным становится подход, который обеспечивает приобретение определенных качеств личности на уроке, опирающихся на знания и умения).

Образовательный процесс в школе будет направлен на развитие мышления, на активное развитие у учащихся дедуктивно-индуктивных способов обучения.

Знание исследовательских умений учащихся, умение отобрать необходимые источники из большого количества литературы, самостоятельная работа с текстом, анализ источников, повышение требований к навыкам конспектирования и тестирования, разработка сквозной системы заключительных уроков по основным предметам – это основные средства внедрения исследовательского обучения как технологии.

Основным итогом личностно-ориентированного обучения является формирование индивидуальности личности. Учитель должен знать требования стандартов образования, школьники – требования к уровням усвоения знаний, воспитатель – механизмы формирования мотивов учения, условия, ведущие к сознательному отношению школьников к учебной работе, что позволит им опираться на собственную самооценку при выборе дальнейшего пути развития, продвигаясь по своей личностной траектории, соответствующей возможностям, склонностям и интересам.

Количество классов коррекции (для детей с отставанием в учебе) по мере активного внедрения личностно-ориентированных методов обучения будет уменьшаться и последующие 5 лет такие классы останутся только в 1-5–х классах, а после пятого класса будут ликвидированы.

Контроль за усвоением программы качеством знаний будет проводится на трех уровнях:

Психологическая служба школы-интерната будет оказывать помощь педагогам в разработке программ индивидуального обучения детей.

Классный руководитель должен быть готов к творческому сотрудничеству с учащимися, уважая личность ребенка, создавая ему эмоциональный комфорт, развивая в нем доброту, отзывчивость, гибкость, чуткость, непрерывно способствуя самосовершенствованию ребенка и его развитию.

Проблемы здоровья воспитанников порождает проблемы в обучении и воспитании.

Вся работа специалистов в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет осуществляться с учетом особенностей контингента детей.

Главная цель физического воспитания в сиротском учреждении:

Воспитание полноценных граждан, здоровых физически, психически, с достаточными адаптационными возможностями. Это необходимо им в дальнейшей взрослой жизни, потому что вопрос охраны здоровья детей-сирот и укрепления его тесно связан с повышением функциональных и адаптационых возможностей каждого ребенка.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

· сформировать у ребенка потребность в здоровом образе жизни, для чего:

- выявить уровень физического развития и состояния здоровья ребенка, попавшего в сиротское учреждение;

- пробудить в нем интерес к какому-либо виду спорта;- формировать группы для занятий физкультурой и спортом с учетом здоровья воспитанников и их склонностей к занятию;

· дать возможность ребенку проявить свои сильные стороны через спорт, используя при этом ситуацию успеха; показать ребенку, что при целенаправленном воздействии средств физического воспитания можно достичь всестороннего и гармоничного развития личности;

· способствовать стрессоустойчивости и стабилизации состояния психического здоровья воспитанника;

· привить любовь к спорту в целях реализации возможностей ребенка в дальнейшем выборе профессии.

Основные планируемые нововведения

1. Изменение функции методического Совета, передав ему функции Совета по развитию школы.

2. Внедрение технологии личностно развивающегося образования и метода проектов в учебно-воспитательную деятельность. Осуществление конструктивно-деятельностного подхода в образовании. Создание воспитательных систем классов и групп, их апробация. Разработка научно-методического обеспечения содержания образования с учетом внедряемых развивающих технологий, каковыми являются исследовательское, проблемо-исследовательское, а также многоуровневое обучение, которое будет базироваться на целенаправленном развитии общеучебных умений и навыков.

3. Создание научно-исследовательской кафедры по отслеживанию результатов развития школы.

4. Широкая интеграция воспитанников в образовательное пространство школы-интерната и просмотр содержания работы с ними.

6. Внесение дополнений и изменений в школьную программу.

родственников, друзей школы-интерната к:

- обсуждению вопросов планирования.

9. Разработка в разных сферах школьной жизни системы договорeнностей.

Таким образом, эти нововведения позволяют: Разработать систему деятельности школы-интерната по оказанию психолого-педагогической поддержки детям-сиротам в их личностном становлении, в самообразовании и саморегуляции. Выстроить профессиональную деятельность учителей в контексте диалога как педагогического метода, ориентированного на формирование диалогического опыта личности учащихся, на раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала. Создать условия для повышения мотивационной, когнитивной и технологической готовности педколлектива к работе с самоопределяющейся и самоуправляемой личностью. Реализовать стратегию управления, нацеленного на организацию работы школы как саморазвивающегося организма – культурного пространства, обеспечивающего становление личности. Организовать работу с родственниками в системе конструктивного сотрудничества.


Социально-педагогическое сопровождение социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в условиях учреждения интернатного типа

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях нашего государства, когда каждый гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников к самостоятельной жизни становится одной из главных проблем социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения. Анализ проблемы сиротства приводит к пониманию того, что специфические особенности нахождения ребёнка в учреждениях интернатного типа обуславливают актуальность создания специальных условий и правильно организованного социально-педагогического сопровождения, способствующего успешной социализации для интеграции воспитанников в социум.

По данным официальной статистики, из 800 тысяч детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 90 % являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Число детей-­сирот, воспитывающихся именно в детском доме, растёт с каждым годом. Из 100% сирот, покинувших учреждения интернатного типа 90% не социализированы в обществе. Дети, покинувшие стены интернатного учреждения, сталкиваются с различными трудностями: получение жилья, образования, поиск работы, рациональное пользование деньгами, принятие самостоятельных решений и т.д. Все эти навыки дети, выросшие в традиционной семье, приобретают постепенно, по мере взросления, копируя поведение родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. Воспринимая общепринятую вокруг них среду как норму поведения. У воспитанников учреждений интернатного типа, лишенных семейного воспитания, никаких осознанных привычек, как правило, не наблюдается: – только 10% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения адаптируется к условиям самостоятельной жизни.

Рассмотрим сущность и содержание следующих понятий:

Социально-педагогическое сопровождение представляет собой совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника, его родителей (сопровождаемого, объекта сопровождения), на основе прогнозирования перспектив поведения и самопроявления объекта в ситуации развития, направленное на создание условий и обеспечение ему наиболее целесообразной помощи или поддержки, разрешения возникшей проблемы и трудности в общении, успешном продвижении в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении (уходе, развитии и воспитании ребенка), поиск способа ее преодоления, а также побуждение к самостоятельности и активности в этом. [3, с.54]

Интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, относятся к институтам социализации. Под институтами социализации понимаются учреждения, организации и социальные институты, в которых личность перенимает социальные нормы и ценности, правила поведения, которые присущи конкретному обществу.

Виды интернатных учреждений в Российской Федерации:

социальные приюты для детей и подростков;

детские дома семейного типа;

школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

специальные (коррекционные) школы интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В словаре терминов по общей и социальной педагогики социализация – это процесс становления личности. В процессе этого становления происходит усвоение человеком языка, социальных норм, установок, ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социуму, группе, и воспроизводство им социальных связей. Социализация рассматривается как процесс и результат. Социализация как процесс – особенности социального становления личности. Социализация как результат – характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастными особенностями или уровнем развития. [4]

В словаре социального педагога дается следующее определение. Социализация – это процесс усвоения человеком социального опыта, обусловленный комплексом социально-экономических, социально-психологических, психолого-педагогических факторов, включающих личность в систему общественных отношений. [6]

Выделяют два основных типа социализации:

первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

1. Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

2. Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, говорить. Родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, знакомят с правилами поведения.

3. Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д.

4. Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности в соответствии с программой учебного заведения, расширению кругозора. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. отмечают, что главной особенностью воспитанников детских домов является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи. [5, c .77]

По мнению Абельбейсова В.А., вследствие этого возникают условия, которые рассматриваются как факторы, затрудняющие социально-педагогическое сопровождение социализации, а именно:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые часто носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односторонни;

большинство воспитанников имеют отклонения физического здоровья и в психическом развитии; число детей с отклонениями в развитии, по данным разных исследований, составляет 70-80 %, причем, чаще всего это – задержка психического развития.

ярко выражен дефицит индивидуализированного общения со взрослыми;

ограничение социальной активности воспитанников;

недостаточное включение детей в разные виды практической деятельности,

ограничение сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;

регламентация жизнедеятельности ребенка, ограничение личного пространства и выбора, которое приводит к подавлению самостоятельности и инициативности, ответственности за свои поступки, затруднению саморегуляции личности и развития внутреннего самоконтроля;

дефицит установок и образцов социального поведения для подражания и усвоения, вызывающий затруднения в усвоении и воспроизводстве социального опыта;

ограничение контактов ребенка с более широкой социальной действительностью, так как учреждения интернатного типа находятся в некоторой изолированности и отстраненности от реальной жизни, вследствие чего у воспитанников формируется недоверие и страх внешнего мира;

Эти причины определяют особенности детей, которые воспитываются в детских домах, наиболее ярко проявляющиеся у выпускников. Для последних характерны следующие черты, выраженные в той или иной степени:

иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах;

трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения;

инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения – без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха;

при отсутствии стабильности в сегодняшних условиях происходит сильное усугубление, нагнетание неуверенности в себе, в своем будущем, агрессии по отношению к внешнему миру.

Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в социум должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплекса социальных ролей, норм, правил и ценностей, а также всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому развитию.

Работа по социально-педагогическому сопровождению социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в условиях учреждения интернатного типа успешна и эффективна в том случае, если она будет проводиться непрерывно, последовательно, с учетом возрастных, психических, физических особенностей детей.

Абельбейсов, В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социология образования, 2011. – № 7. – С. 51-56

Бегидова С.Н., Морозова И.В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. – № 3. – С.53-56.

Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности //Социология, 2013. – №4. – С. 77-82.

Читайте также: