Что мы понимаем под семантикой словообразования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Введённое Й.Триром понятие лингвистического поля основано на идее Ф. де Соссюра о языке как о синхронной системе связей, которые удерживаются вместе различиями, оппозициями и различительными признаками. Эта теория развивалась дальше различными лингвистическими школами. Её главная ценность заключается в том, что делается попытка найти лингвистические критерии, вскрывающие системный характер языка. Полевые исследования внесли значительный вклад в семантику, позволили изучать значение единиц в системе, проникнуть вглубь значения.

Й. Трир рассматривал язык как самостоятельную замкнутую систему, которая определяет сущность всех её частей. Язык членит мир, который существует в сознании в виде системы понятий. Каждому такому понятию в понятийной сфере соответствует лексическое поле в языке, которое состоит из совокупности отдельных слов. Поле имеет особую структуру — в нём есть ядро и периферия. В ядре признаки максимально сконцентрированы, на периферии возможен неполный набор признаков при возможном ослаблении их интенсивности [Цит. по Башарина, 2007:13].

Учёные выделяют ономасиологическое и семасиологическое свойства поля. Ономасиологическим свойством поля является то, что в основе находится родовая сема или гиперсема, обозначающая класс объектов.

Сема —минимальная, предельная единица плана содержания. Семы пред­став­ля­ют собой элементарные отражения в языке различных сторон и свойств обозначаемых предметов и явлений действительности. Она реализуется как компонент семемы —элементарного значения слова (лексико-семантического варианта слова). В отличие от семы семема —единица плана содержания более высокого уровня: будучи социально обусловленной, она выступает как содержательная сторона языковой единицы на коммуникативном уровне [Городецкий, 1983: 44].

Семасиологическая характеристика поля заключается в том, что члены соотносятся друг с другом по интегрально-дифференциальным признакам в своих значениях. Это позволяет их объединять и различать в пределах одного лексико-семантического поля.

Как уже отмечалось, семантическое поле состоит из ядра, к нему примыкает обширная периферия поля, в которой могут различаться ближайшая, дальняя и крайняя периферия, а также фрагменты поля.

Ядро поля составляют лексемы с высокой частотностью, наиболее общие по значению, в прямом значении, стилистически нейтральные, без эмоционально-экспрессивных и темпоральных ограничений, в минимальной степени зависящие от контекста.

Основными признакам лексем, относящихся к ближней периферии, являются: меньшая по сравнению с ядром частотность, стилистическая нейтральность, отсутствие ограничений в употреблении, минимальная зависимость от контекста.

Дальняя периферия включает в себя лексические единицы с невысокой частотностью, как однозначные, так и многозначные. В эту группу слов, в отличие от предыдущей входят преимущественно лексемы со стилистическими и эмоционально-экспрессивными ограничениями.

Единицы крайней периферии характеризуются низкой частотностью, большинство многозначных лексем входят в поле в неосновном значении. Большинство слов имеет яркие стилистические и эмоционально-экспрессивные семы. К крайней периферии относятся также устаревшие слова, поскольку они малоупотребительны или употребляются не в основном значении. К данной части поля относятся также лексемы, которые в основном значении входят в другую лексико-семантическую группировку, а значение релевантное для изучаемого поля является периферийным в их смысловой структуре.

В словообразовании методика полевых исследований помогла наглядно представить место каждого аффикса и его взаимосвязь с другими элементами системы. В качестве основных полей в аффиксации выделяют поле агентивности, абстрактности, отрицательности, признаковости и др.

В лингвистике долгое время шли споры о наличии у аффикса собственного лексического значения. Несомненно, что, обладая обобщённым, предельно абстрагированным значением, аффикс имеет и своё лексическое значение, хотя у многих аффиксов оно бывает довольно расплывчатым. Как и слово, аффикс обладает категориальным значением, что позволяет ему выступать в ряде случаев показателем принадлежности слова к той или иной части речи.

Сочетательные (валентные) свойства аффикса включают в себя не только их способность соединяться с основами определённой части речи, но и выявляют семантические ограничения на перечень производящих основ. Явление семантического согласования, которое является основой для построения словосочетания, можно наблюдать и в аффиксации, при соединении основ со словообразовательными элементами.

Таким образом, использование метода полевых исследований в словообразовании помогает наглядно представить место каждого аффикса в словообразовательной системе и его взаимосвязь с другими элементами системы.

Выводы по 1 главе

Английский и турецкий языки — это неродственные разноструктурные языки. Турецкий язык является языком агглютинативного типа, его специфической чертой является закон сингармонизма, регулирующий характер гласных в аффиксах в зависимости от гласных корня при словообразовании.

Типологические исследования в словообразовании актуальны и позволяют группировать основные признаки явлений в сравниваемых языках и выводить общие закономерности, действующие в этих языках, независимо от степени их родства.

Производное слово есть сложный комплекс структурно-семантических характеристик единиц языка. Структура и значение производного слова формируются на основе структуры и значения производящей базы и словообразовательных средств в рамках словообразовательной модели.

В данной работе под продуктивностью понимается число слов, которые существуют в языке с данным аффиксом, и частотность появления новообразований. По степени продуктивности аффиксы делятся на продуктивные, малопродуктивные и непродуктивные.

Важной характеристикой аффикса является его валентность — способность сочетаться с основами разных частей речи.


СЕМАНТИКА, в широком смысле слова — анализ отношения между языковыми выражениями и миром, реальным или воображаемым, а также само это отношение (ср.

Выражение типа семантика слова) и совокупность таких отношений (так, можно говорить о семантике некоторого языка) .

Данное отношение состоит в том, что языковые выражения (слова, словосочетания, предложения, тексты) обозначают то, что есть в мире, — предметы, качества (или свойства) , действия, способы совершения действий, отношения, ситуации и их последовательности.

Термин "семантика" образован от греческого корня, связанного с идеей "обозначения" (ср.

Отношения между выражениями естественного языка и действительным или воображаемым миром исследует лингвистическая семантика, являющаяся разделом лингвистики.

Семантикой называется также один из разделов формальной логики, описывающий отношения между выражениями искусственных формальных языков и их интерпретацией в некоторой модели мира.

В данной статье речь идет о лингвистической семантике.


Написать 3 слова с каждым словообразованием (словообразования Приставочный способ словообразования, Суффиксальный способ словообразования, Приставочно - суффиксальный способ словообразования) - ПОМОГИ?

Написать 3 слова с каждым словообразованием (словообразования Приставочный способ словообразования, Суффиксальный способ словообразования, Приставочно - суффиксальный способ словообразования) - ПОМОГИТЕ !


Что изучается в словообразовании?

Что изучается в словообразовании?


Словообразование по - утреннему?

Словообразование по - утреннему.


Помогите пожалуйста указать способы словообразования слов?

Помогите пожалуйста указать способы словообразования слов.

Укажите способ словообразования слова "Открывшую".

Укажите способ словообразования слова "Усеявших" Укажите способ словообразования слова "Освещенные" Укажите способ словообразования слова "Сверкающие" Укажите способ словообразования слова "Встретившая" Укажите способ словообразования слова "Выходившая".

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Одновременно термин употребляется по отношению к разделу лингвистики, изучающему этот процесс, специальные средства, в нем задействованные, а также слова, возникшие в результате словообразования в первом значении, с точки зрения их формального и содержательного строения.

Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим. Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты – дериватами. К основным словообразовательным процессам относятся аффиксация (префиксация, суффиксация и т.д.), словосложение, конверсия и некоторые др.

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Диахроническое словообразование изучает реальные процессы образования одних языковых знаков от других на протяжении исторического развития языка, а также исторические изменения словообразовательной структуры отдельных слов (в частности, путем опрощения и переразложения). Синхронное словообразование изучает не столько процессы, сколько отношения между словами, сосуществующими в одном синхронном срезе языка.

Так, русское слово зонтик с синхронной точки зрения является производным от слова зонт. Оно образовано с помощью присоединения к последнему суффикса -ик со значением уменьшительности. Однако реальная историческая последовательность появления этих слов в русском языке иная. Сначала из нидерландского языка было заимствовано слово зонтик (нидерл. zonnedek). Затем произошло переразложение, т.е. перемещение границы морфем внутри слова (в данном случае – ее возникновение). Заключительная часть корня -ик под влиянием аналогии (домик, столик и т.д.) стала восприниматься как самостоятельная морфема – уменьшительный суффикс. Вследствие этого возникло слово без уменьшительного суффикса – зонт. Таким образом, с синхронной точки зрения, можно говорить о следующем направлении словообразования: зонт ® зонтик, а с диахронной – об обратном: зонтик ® зонт.

Наряду с возникновением и перемещением морфемных границ существует и противоположный процесс утрачивания, который называется опрощением. Так, с исторической точки зрения, глагол забыть является производным от глагола быть, однако с синхронной точки зрения это не так. В современном русском языке эти слова вообще не воспринимаются как однокоренные, а основа глагола забыть не членится на корень и приставку.

Основным понятием словообразования является словообразовательная мотивация. В синхронном словообразовании оно обозначает отношение, связывающее мотивирующее слово с производным (дериватом). Производное слово, как правило, сложнее мотивирующего и формально, и семантически. Так, глагол пересчитать является производным от глагола считать, поскольку образован от него путем присоединения приставки пере-. Он сложнее как формально, поскольку в его составе присутствует соответствующий звуковой (или буквенный) сегмент пере-, так и семантически, поскольку в толковании глагола пересчитать должна быть отсылка к глаголу считать.

Как цепочки в целом, так и отдельные пары слов, связанные отношением мотивации, выделяются в результате словообразовательного анализа. Его следует отличать от морфемного анализа, который состоит в расчленении слова на составляющие его морфемы. Словообразовательный же анализ подразумевает определение мотивирующего слова и проведенной с ним операции, в частном случае выделение форманта, участвовавшего в образовании слова. Полный словообразовательный анализ подразумевает также восстановление всех предшествующих словообразовательных шагов, т.е. установление для данного слова всей его словообразовательной цепочки.

Словообразовательный анализ оказывается иногда более показательным, чем морфемный. Так, если не обращаться к семантике, морфемный состав двух омонимов заходить1 (несов. к зайти) и заходить2 ('начать ходить') одинаков. В них обоих выделяется приставка за- и корень -ход-. Тем самым морфемный анализ не позволяет разрешить омонимию. Однако это можно сделать с помощью словообразовательного анализа, поскольку данные слова имеют различную словообразовательную предысторию: идти ® зайти (префиксация) ® заходить (имперфективация) и ходить ® заходить (префиксация).

Особый интерес представляет изучение словообразовательных отношений в тексте. В частности, текст может актуализировать значение морфемы, т.е. морфема начинает функционировать как самостоятельная семантическая единица языка. Например, следующее стихотворение М.Цветаевой основано на повторе приставки и целиком построено как некая перифраза ее значения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Семантика словообразовательных средств как

смыслообразующий элемент текста.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Такого рода активность является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Одной из технологий, которая основывается на активизации и интенсификации деятельности учащихся, является игровая технология. Поэтому игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным.

Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, перевод знаний в опыт, развитие памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей.

Другая игровая проблемная ситуация : в городе Слованске (где живут слова) потерялась приставка. Что произойдет? Напишите свою историю. Учащиеся поставлены в ситуацию поиска. Им необходимо выяснить, как влияет приставка на значение слова, какой смысл она несет. Они сами должны сделать вывод о значимости приставки. Ребятам могут быть предложены варианты приставок и слова с этими приставками (например, -бес. -без) (безветренный, беззлобный, бесшумный, бескорыстный), или же они сами работают с толковым словарем, выписывая слова с определенной приставкой (пример одной работы см. приложение).

Формы организации учебно-исследовательской деятельности могут быть следующими:

-учебный (лингвистический) эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

Так, лингвистический эксперимент помогает понять роль морфем в тексте. Данная форма организации учебно-исследовательской деятельности , основанная на сравнении, сопоставлении, положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, языкового чутья школьников. Примером такой работы может служить анализ следующего текста.

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад - в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот побежало по верхушкам: иней зарозовел: розово зачернелись галочки, проснулись: брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно- золотые пятна пали на белый снег. (И. Шмелев)

Где возможно, замените приставочные глаголы бесприставочными. Изменится ли при этом смысл текста?

Охарактеризуйте морфемный состав "цветовой" лексики. Какие суффиксы повторяются чаше всего в этих словах? (-оват (-еват), -е) Участвуют ли они в организации содержания текста?

Читайте также: