Психолого педагогические аспекты формирования личности правоведа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Самым основным и главным принципом правоприменительной деятельности является справедливость. Без справедливости деятельность юристов в правовой сфере теряет свой смысл и сущность. От юристов требуются такие качества, как: объективность и беспристрастность, независимость, соблюдение прав человека с учетом презумпции невиновности. Чем выше профессиональное мастерство юриста, тем выше его этические нормы. Чем выше этические нормы юриста, тем выше профессиональное мастерство юриста. Принципами правоприменительной деятельности являются такие, как: справедливость, объективность, беспристрастность, независимость и соблюдение прав человека, выражающие главные и основные нравственные требования, следование которым обязательно для всех юристов в различных ситуациях. Эти принципы выражают сущность профессиональной деятельности и являются линией поведения юриста. Профессиональная юридическая деятельность характеризуется сложностью и многогранностью, она представляет собой иерархическое и многоуровневое явление. Психологический анализ профессиональной юридической деятельности всегда дает возможность выделить ряд этапов, через которые происходит движение к конечной цели для юриста, а именно к установлению истины. В профессиональной юридической деятельности выделяются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктивная, социальная.

21. Структура профессиограммы следователя

В последнее время в судебно-психологических исследованиях глубже стала изучаться структура профессиограмм, которые относятся к деятельности следователя, а профессиограммы других представителей правоохранительных органов еще не получили должного для них внимания.

Профессиограмма должна включать в себя подробное описание всех сторон деятельности следователя, а также качеств и навыков, которые необходимы для этого. Первое исследование профессиограммы следователя провел В. Л. Васильев. Это исследование представляет собой его профессиональный портрет. Он основан на данных, полученных путем психологических и социологических методов изучения деятельности следователя. Такие профессиограммы ориентируют учебные заведения на определенный уровень подготовки юридических кадров и специалистов. Профессиограммы способствуют диагностике профессиональной подготовки юристов, которые работают в разных структурах правоохранительных органов.

Профессиограмма следователя - это иерархическая и многоуровневая система, которая представляет собой все основные и главные стороны профессиональной деятельности следователя, а также выявляет личностные качества и профессиональные навыки следователя, которые используются в его деятельности.

Профессиограмма следователя состоит из нескольких составляющих, которые последовательно включают в себя определенные стороны его деятельности. К ним можно отнести:

1) коммуникативную деятельность следователя, которая подразумевает общительность, эмоциональную устойчивость, а также умение слушать человека и умение говорить с ним;

2) поисковую деятельность, которая связана с наблюдательностью, любознательностью и высокой степенью ориентации следователя;

3) удостоверительную деятельность следователя, которая предполагает наличие таких качеств, как пунктуальность, аккуратность и т. д.;

4) реконструктивную деятельность следователя, которая зависит от памяти, мышления, воображения, интеллекта и т. д.;

5) организационную деятельность следователя, которая подразумевает хорошие организаторские способности в работе с людьми, а также самоорганизованность и собранность, целеустремленность, настойчивость и т. д.;

6) социальную деятельность следователя, которая должна включать в себя такие качества, как честность, гуманность, принципиальность, а также должна включать в себя профессиональную этику.

В профессиограмме следователя ведущая роль должна быть отведена социальной деятельности, поскольку именно такая деятельность способствует формированию профессиональных качеств. Элементы структуры профессиограммы следователя должны быть взаимосвязаны между собой таким образом, чтобы наличие одного из этих элементов определяло эффективность функционирования других.

22. Краткие юридические профессиограммы

Юридическая психология изучает закономерности психической деятельности личности в следственной, судебной и иной юридической деятельности и призвана глубоко раскрывать психологические особенности такой деятельности, а также дать полную характеристику психологической стороны профессиональных качеств, которые крайне необходимы для юристов. Главным результатом психологического анализа юридической деятельности является создание юридической профессиограммы.

Юридические профессиограммы представляют собой совокупность отражения основных сторон юридической деятельности, а также качеств, которые в ней должны реализоваться. Повышение эффективности труда юриста не может быть без учета индивидуальных особенностей его личности, а также соответствия его личностных качеств объективным требованиям юридической профессии. Профессиограмма юриста должна включать в себя подробное описание всех сторон его профессиональной деятельности и необходимыхему качеств и навыков.

Деятельность каждой юридической специальности включает в себя такие стороны, как:

1) социальная деятельность юриста. Она охватывает политический аспект в деятельности прокурора, следователя, оперативного работника и т. д.;

2) поисковая деятельность заключается в сборе необходимой информации, нужной для решения профессиональных задач, которые стоят перед юристом;

3) реконструктивная деятельность представляет собой завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение рабочих версий юристом;

4) коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения;

5) организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов юристом;

6) удостоверительная деятельность юриста представляет собой группировку всей собранной информации по делу в предусмотренную законом форму. Это может быть постановление, протокол, приговор и т. д. Профессиограмма юриста состоит из пунктов, последовательно включающих определенные стороны его деятельности и качеств личности:

1) организационная деятельность (предполагает наличие хороших организаторских качеств у юриста);

2) коммуникативная деятельность (общительность, эмоциональная устойчивость);

3) поисковая деятельность (наблюдательность, любознательность);

4) удостоверительная деятельность (аккуратность, пунктуальность);

5) социальная деятельность, которая предполагает такие качества, как:

а) общие качества (гуманность);

б) специальные качества (стремление юриста найти истину, профессиональная этика);

6) реконструктивная деятельность (наличие хорошей памяти, воображения).

23. Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа

Юрист не будет высоким профессионалом, если он обладает только одними знаниями, но не развит как личность в общем и профессиональном отношении. В настоящее время по мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал юридическую профессию. Высоких результатов в юридической профессии могут добиться только люди, которые обладают соответствующей психологией. Юристы должны отличаться высокой общей культурой, а также потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, должны уважать права и свободы человека и гражданина и правильно пользоваться своими знаниями.

Компоненты, отражающие готовность личности к профессиональной деятельности в правоприменительной системе, включают в себя:

1) мотивационные компоненты, которые представляют собой стремление человека стать юристом и грамотно выполнять свои должностные обязанности, а также стремление к достижению профессиональных успехов и т. д.;

2) познавательные компоненты, которые представляют собой понятия о различных сторонах юридической деятельности и о ее психологических особенностях и др.;

3) эмоциональные компоненты, которые представляют собой уверенность человека в своих силах, способность преодолевать различные препятствия, которые возникают в ходе реализации юридической деятельности, а также чувство удовлетворения в процессе достижения справедливости;

4) волевые компоненты, которые представляют собой концентрацию индивида на выполнении своих профессиональных задач.

Важные профессиональные качества следователей, судей, прокуроров характеризуются прежде всего их мировоззрением, которое способствует выработке каждым юристом четкого понимания большой социальной значимости своей профессии. В человеке, который выбрал профессию юриста, необходимо воспитывать чувство долга и справедливости, честности, объективности, стремление принимать деятельное участие в жизни общества, проявляя при этом общественно важную инициативу. Поэтому каждый человек, выполняющий правоохранительную деятельность, должен сознательно совершенствовать свои личностные качества и анализировать их состояние применительно к юридической профессии.

Профессиональная ориентация представляет собой совокупность знаний особенностей выбранной человеком профессии, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств индивида и свойств личности специалиста.

Этапом профессионально-ориентационной работы является профессиональная пропаганда, на стадии которой должны использоваться все формы, например лекции, беседы и т. д.

По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал работу правоведа в качестве основной жизненной цели.

Готовность личности молодого человека к профессиональной деятельности в правоприменительной системе, будучи целостным личностным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.

Так, мотивы отражают стремление молодого человека стать следователем, адвокатом, нотариусом или прокурором и потребность успешно выполнять свои должностные обязанности по раскрытию преступлений, всестороннему и полному расследованию уголовных дел, исследованию причин преступности и их квалифицированной профилактики. В этой же сфере находится стремление будущего специалиста к достижению профессиональных успехов, желание показать себя как специалиста с наилучшей стороны.

К познавательным аспектам относится понимание абитуриентом стоящих перед ним в будущем задач в сфере профессиональной деятельности, ясное представление о различных сторонах этой деятельности и ее психологических особенностях, представление о профессиональных ситуациях (например, следственных ситуациях), способность видеть себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.

Эмоциональной стороной готовности является чувство личной ответственности будущего молодого специалиста за результаты деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также уверенность в своих силах и способности преодолеть многие объективные и субъективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Важны также чувства удовлетворения в процессе достижения торжества закона над беззаконием, социальной справедливости и т. д.

Профориентация — это знание особенностей профессии, профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста.

Профпропаганда — наиболее легко выполняемый этап профориентационной работы, на стадии проведения которого должны использоваться все формы: лекции, беседы, экскурсии, встречи с представителями профессии, конкурсы.

Одним из наиболее важных ее аспектов должна быть профконсультация, которая поможет абитуриенту сделать достаточно обоснованный выбор профессии.

Существенную роль может сыграть профессиональная консультация в следственных органах, которую абитуриенту дадут прокурор-криминалист и наиболее опытные следователи.

Профотбор предполагает целенаправленную деятельность вузов и органов прокуратуры по отбору абитуриентов и распределению студентов по специализации на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной профессии качеств и свойств личности и отбор в процессе стажировки в следственных органах.

- военкоматы, представляющие списки демобилизованных воинов;




- подготовительные (платные) курсы на юридических факультетах;

- подготовительные факультеты для обучения в юридическом вузе;

- институт общественных помощников прокуроров и следователей, который дает возможность наиболее полно и всесторонне проанализировать личностный потенциал будущего абитуриента.

На одном из завершающих этапов профотбора с абитуриентами рекомендуется проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности абитуриента и оказывается помощь в правильном выборе профессии (специальности).

По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал работу правоведа в качестве основной жизненной цели.

Готовность личности молодого человека к профессиональной деятельности в правоприменительной системе, будучи целостным личностным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.

Так, мотивы отражают стремление молодого человека стать следователем, адвокатом, нотариусом или прокурором и потребность успешно выполнять свои должностные обязанности по раскрытию преступлений, всестороннему и полному расследованию уголовных дел, исследованию причин преступности и их квалифицированной профилактики. В этой же сфере находится стремление будущего специалиста к достижению профессиональных успехов, желание показать себя как специалиста с наилучшей стороны.

К познавательным аспектам относится понимание абитуриентом стоящих перед ним в будущем задач в сфере профессиональной деятельности, ясное представление о различных сторонах этой деятельности и ее психологических особенностях, представление о профессиональных ситуациях (например, следственных ситуациях), способность видеть себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.

Эмоциональной стороной готовности является чувство личной ответственности будущего молодого специалиста за результаты деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также уверенность в своих силах и способности преодолеть многие объективные и субъективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Важны также чувства удовлетворения в процессе достижения торжества закона над беззаконием, социальной справедливости и т. д.

Профориентация — это знание особенностей профессии, профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста.

Профпропаганда — наиболее легко выполняемый этап профориентационной работы, на стадии проведения которого должны использоваться все формы: лекции, беседы, экскурсии, встречи с представителями профессии, конкурсы.

Одним из наиболее важных ее аспектов должна быть профконсультация, которая поможет абитуриенту сделать достаточно обоснованный выбор профессии.

Существенную роль может сыграть профессиональная консультация в следственных органах, которую абитуриенту дадут прокурор-криминалист и наиболее опытные следователи.

Профотбор предполагает целенаправленную деятельность вузов и органов прокуратуры по отбору абитуриентов и распределению студентов по специализации на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной профессии качеств и свойств личности и отбор в процессе стажировки в следственных органах.

- военкоматы, представляющие списки демобилизованных воинов;

- подготовительные (платные) курсы на юридических факультетах;

- подготовительные факультеты для обучения в юридическом вузе;

- институт общественных помощников прокуроров и следователей, который дает возможность наиболее полно и всесторонне проанализировать личностный потенциал будущего абитуриента.

На одном из завершающих этапов профотбора с абитуриентами рекомендуется проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности абитуриента и оказывается помощь в правильном выборе профессии (специальности).

По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал работу правоведа в качестве основной жизненной цели.

Готовность личности молодого человека к профессиональной деятельности в правоприменительной системе, будучи целостным личностным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.

Так, мотивы отражают стремление молодого человека стать следователем, адвокатом, нотариусом или прокурором и потребность успешно выполнять свои должностные обязанности по раскрытию преступлений, всестороннему и полному расследованию уголовных дел, исследованию причин преступности и их квалифицированной профилактики. В этой же сфере находится стремление будущего специалиста к достижению профессиональных успехов, желание показать себя как специалиста с наилучшей стороны.

К познавательным аспектам относится понимание абитуриентом стоящих перед ним в будущем задач в сфере профессиональной деятельности, ясное представление о различных сторонах этой деятельности и ее психологических особенностях, представление о профессиональных ситуациях (например, следственных ситуациях), способность видеть себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.

Эмоциональной стороной готовности является чувство личной ответственности будущего молодого специалиста за результаты деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также уверенность в своих силах и способности преодолеть многие объективные и субъективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Важны также чувства удовлетворения в процессе достижения торжества закона над беззаконием, социальной справедливости и т. д.

Профориентация — это знание особенностей профессии, профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста.

Профпропаганда — наиболее легко выполняемый этап профориентационной работы, на стадии проведения которого должны использоваться все формы: лекции, беседы, экскурсии, встречи с представителями профессии, конкурсы.

Одним из наиболее важных ее аспектов должна быть профконсультация, которая поможет абитуриенту сделать достаточно обоснованный выбор профессии.

Существенную роль может сыграть профессиональная консультация в следственных органах, которую абитуриенту дадут прокурор-криминалист и наиболее опытные следователи.

Профотбор предполагает целенаправленную деятельность вузов и органов прокуратуры по отбору абитуриентов и распределению студентов по специализации на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной профессии качеств и свойств личности и отбор в процессе стажировки в следственных органах.

- военкоматы, представляющие списки демобилизованных воинов;

- подготовительные (платные) курсы на юридических факультетах;

- подготовительные факультеты для обучения в юридическом вузе;

- институт общественных помощников прокуроров и следователей, который дает возможность наиболее полно и всесторонне проанализировать личностный потенциал будущего абитуриента.

На одном из завершающих этапов профотбора с абитуриентами рекомендуется проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности абитуриента и оказывается помощь в правильном выборе профессии (специальности).

Активность современной молодежи в перестроечный период в обществе, государстве

В статье рассматриваются проблемы оценки и условий формирования готовности будущих практических психологов к разрешению нетипичных ситуаций в профессиональной деятельности. Ситуация, которая в силу внешних и внутренних факторов не может быть разрешена специалистом привычными способами, представлена как нетипичная.

Динамика профессионального самосознания курсантов в процессе обучения

Вяткин Бронислав Александрович, Беляев Олег Борисович

В статье раскрываются результаты теоретико-эмпирического исследования профессионального самосознания курсантов военного института внутренних войск МВД России. Анализируются особенности его структуры и динамики у будущих офицеров внутренних войск в ходе обучения.

Духовно-нравственное воспитание курсантов

Павлов Иван Владимирович, Павлова Ирина Ивановна

В статье представлены программные вопросы и направления духовно-нравственного воспитания курсантов в целостном педагогическом процессе вуза в ходе преподавания всех учебных дисциплин, участия в разнообразной внеаудиторной, общественно полезной работе.

Духовность как важная категория нравственного воспитания вузовской молодежи: новый взгляд на старую проблему

Зверев Вадим Олегович

Данная статья посвящена месту и роли духовно-нравственного воспитания среди студенческой (курсантской) молодежи. Акцентируя свой интерес на духовном кризисе, переживаемом современным обществом, автор подчеркивает практическое значение знаний религиозных постулатов традиционных вероучений на пути духовного оздоровления нации.

Изучение профессиональной культуры сотрудников ОВД

Чижакова Г.И., Купчигина И.М.

Иванова Светлана Петровна

В статье рассмотрены вопросы необходимости изучения рефлексии в процессе профессиональной подготовки психологов для МЧС России. Использован авторский опросник для исследования видов рефлексии. Представлены результаты анализа степени выраженности рефлексии у студентов-психологов

Концепция устойчивого развития и феномен самоорганизации

Сергина Светлана Александровна

Нравственное воспитание курсантов вузов МВД России

Осинцева Людмила Михайловна

О повышении нравственно-эстетической культуры сотрудников правоохранительных органов

Каткова Элеонора Оскаровна

Предпринята попытка обобщения опыта сотрудничества Волгоградской академии МВД России и юридического лицея № 6 г. Волгограда и его оценки с позиций решения задач профессиональной ориентации старшеклассников на обучение в вузах МВД России и иных юридических вузах. Профориентационная работа, ее направления рассмотрены в свете закономерностей общей, социальной и юридической психологии.

Организация и оценка качества патриотического воспитания в учебных заведениях

Константинов Сергей Александрович, Ефремов Олег Юрьевич

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания российских граждан в педагогическом плане. Основное внимание уделено содержанию и методам организации и оценки качества патриотического воспитания в отечественных учебных заведениях.

Основные тенденции в разрешении проблемы военно-профессионального самоопределения

Особенности когнитивного компонента самосознания студентов заочной формы обучения

Семенова Елена Александровна

Патриотическое воспитание студенчества как важнейшая проблема в современных условиях

Подходы к реализации комплексного реформирования воспитательной работы в ОВД

Кочетков Максим Владимирович

Статья посвящена совершенствованию воспитательного воздействия через влияние профессиональных традиций, обрядов, особенностей организации труда, а также посредством физического и духовного развития в рамках непрофессионального творчества. Делается вывод относительно того, что эффективность влияния отмеченной системы самосовершенствования позволяет рекомендовать ее для широкого использования в ОВД.

Представление о системе жизненных ценностей курсантов как основной педагогический ориентир воспитательной работы вуза МВД

Денисенко Снежана Валентиновна, Кузнецов Анатолий Федорович, Кузнецова Мария Анатольевна

В статье рассматриваются результаты исследования индивидуальных ценностных ориентации курсантов Омской академии МВД. С использованием диагностической методики М. Рокича выявляются группы доминирующих терминальных и инструментальных ценностей, показатели первокурсников и выпускников сопоставляются с уровнем, который желали бы видеть педагоги, представляются рекомендации по организации воспитательной работы.

Читайте также: