Проект в доу мы друзья природы

Обновлено: 02.07.2024

В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.

Тип: исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители.

• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.

• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.

• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.

• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.

• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.

• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.

• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Ожидаемый результат для детей:

• Повышение уровня сформированности экологических знаний детей.

• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие познавательной активности детей.

• Участие воспитанников в акциях, тематических мероприятиях, конкурсах рисунков, фотоконкурсах.

• Обобщение и распространение результатов работы по теме проекта среди педагогических работников детского сада.

• Создание пособий и методического материала.

Сроки реализации:

1. Подготовительный с 25.03.2019г по 29.03.2019г;

2. Внедренческий с 01.04.2019г по 11.04.2019г;

3. Завершающий с 12.04.2019г по 10.05.2019г.

I этап. Подготовительный

• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.

• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.

• Чтение произведений художественной литературы по теме:

сказки о животных.

• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание загадок.

• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.

• Экскурсии, наблюдения в природе.

II этап. Внедренческий

План реализации проекта:

t1585074578aa.jpg

t1585074578ab.jpg

t1585074578ac.jpg
t1585074578ad.jpg

t1585074578ae.jpg
t1585074578af.jpg

t1585074578ag.jpg

- Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.

t1585074578ah.jpg

t1585074578ai.jpg

- Исследовательская деятельность. Вредители сада и огорода : бабочка- капустница.

t1585074578al.jpg

t1585074578am.jpg
t1585074578an.jpg

- Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.

t1585074578ao.jpg

t1585074578ap.jpg

t1585074578aq.jpg

t1585074578ar.jpg

t1585074578as.jpg

t1585074578at.jpg

t1585074578au.jpg

t1585074578av.jpg

- Наблюдение за развитием и цветением растений

t1585074578aw.jpg
t1585074578ax.jpg

III этап. Итог

Продукт проектной деятельности:

-

t1585074578ba.jpg

- огород на подоконнике;

t1585074578bb.jpg

- дидактические игры и пособия о природе родного края;

t1585074578bc.jpg

t1585074578bd.jpg

t1585074578be.jpg

t1585074578bf.jpg

t1585074578bg.jpg
t1585074578bh.jpg

- Сотрудничество с драмкружком из ДЮЦ им. Титова и инсценировка сказки о животных.

t1585074578bi.jpg

t1585074578bj.jpg

t1585074578bk.jpg

t1585074578bl.jpg
t1585074578bm.jpg

t1585074578bn.jpg
t1585074578bo.jpg

t1585074578bp.jpg
t1585074578bq.jpg

- Разметка и посадка фруктового сада

t1585074578br.jpg
t1585074578bs.jpg

t1585074578bt.jpg
t1585074578bu.jpg

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

Список литературы

2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988

4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)

5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004

8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005

9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.:

Педпроект долгосрочный на год, с указанием актуальности, методов и прёмов, полное перспективное планирование.

ВложениеРазмер
ekolog._proekt_my_druzya_prirody.doc 245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поспелихинский район, с. Поспелиха, ул. Алтайская 33.

воспитатель высшей квалификационной категории

Игнатенко Валентина Владимировна

Планируемые результаты освоения проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Принципы и подходы к организации образовательного процесса

Методы и формы работы по проекту.

Описание проекта по этапам

Методическое обеспечение программы

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

1. Пояснительная записка.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Теоретическая и практическая значимость проекта:

  1. Данный проект может быть использован в работе как методические рекомендации педагогами дошкольных образовательных учреждений.
  2. Теоретическая часть проекта может быть представлена как доклад или консультация для педагогов ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Разработанные формы работы с родительской общественностью могут применяться во всех возрастных группах ДОУ.

Проект составлен с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности.

3. Образовательная деятельность:

- ознакомление с окружающим, развитие речи,

- рисование, лепка, аппликация, конструирование ,

-дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, физкультминутки, пальчиковые игры.

5. Самостоятельная деятельность:

-трудовая, художественная, игровая деятельность.

Проект предполагает проведение одного занятия в неделю в средней группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15 - 20 мин.

Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Небрежное и жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 в 2017 году в Российской Федерации проводится Год экологии, целью проведения которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения объектов природного наследия, и сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Воспитывая в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности, применяя современные образовательные технологии проектной деятельности можно решить проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта.

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Думаю, причиной является недостаточно материалов по данной теме, а так же не достаточно уделяется внимания дома со стороны родителей.

И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.

Вид проекта : педагогический, познавательно -исследовательский.

Количество участников проекта: воспитатели группы (2 человека), родители (26 человек), дети (26 человек), специалисты ДОУ (3 человека).

Форма проведения : групповой проект.

3.Проблема: Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:

  • Что ты хочешь сделать?
  • Зачем тебе это нужно?
  • Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет?

Подумай о последствиях!

Зачем необходимо беречь и любить живую природу?

Объект исследования: мир природы

Предмет исследования: вода, воздух, земля, растения, насекомые, птицы, животные.

4. Цель проекта: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней

  • Формировать элементарные представления об окружающем мире. Уточнить, и расширить знания детей о растениях, животных, птицах, насекомых: различать по внешнему виду, правильно их называть.
  • Продолжить знакомить с временами года, с сезонными изменениями и явлениями в природе.
  • Познакомить с условиями жизни комнатных растений.
  • Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
  • Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
  • Познакомить детей с правилами поведения на природе. Формировать первоначальные навыки безопасного поведения в природе, учить видеть красоту природы;
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения)
  • Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
  • Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
  • Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу, вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и ко всему живому на Земле.
  • пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей;
  • развивать совместное творчество детей и родителей;
  • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

  • В результате проведённой работы воспитанники повысит качество знаний о природе: пополнится и расширится запас знаний о растениях, животных, о сезонных изменениях и явлениях в природе. Желание больше узнать об особенностях природы своего края.
  • Воспитанники научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы, что позволит приобрести новую информацию, узнать что-то новое через экспериментирование. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы .
  • У воспитанников повысится интерес, активность, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с природой, что позволит отражать свои наблюдения, знания в творческой деятельности.
  • Вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране, у них повысится желания общаться с природой, сформируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, станут более бережно относиться к миру природы и ко всему живому на Земле. ( животным, птицам, насекомым, растениям).
  • Воспитанники будут не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будут пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо .
  • Обогатится словарный запас.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических проектах

7.Ресурсное обеспечение проекта :

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

3. Библиотечка юного эколога.

6. Посадка деревьев, кустарников, цветов на участке (облагораживание цветника);

изготовление скворечников, кормушек;

7. Увеличение количества комнатных цветов в группе и дома; гербарий, оформленный в альбоме;

8. Педагогическая копилка: музыкальные записи, художественная литература с познавательным материалом о природе; сборник мультфильмов о жизни насекомых, животных, растений.

10.Составить перспективный план.

8. Принц ипы и подходы к организации образовательного процесса.

  • Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с природой. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
  • Принцип наглядности - предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата.
  • Принцип поэтапности, в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
  • Принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте)
  • Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом проект предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников посредством различных видов детской активности.
  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные;
  • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования
  • релаксация;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)
  • Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству, проведение занятий-опытов.
  • Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
  • Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями мы широко используем:

  • консультации для родителей,
  • родительские собрания,
  • беседы, тематические выставки,
  • смотры-конкурсы, конкурсы.
  • анкетирование,
  • развлечения, праздники,


10.Краткое описание проекта по этапам.

I -Подготовительный этап.

Определение цели и задач .

Выявление уровня знаний детей по теме проекта.

- Что знаем? Что хотим узнать? Где и как это сделать? Зачем и кому это нужно.

С этого мы начинаем работу детей по проекту.

Опрос воспитанников по теме показал, что у детей не достаточно сформированы знания о живой и не живой природе. Дети затрудняются сравнивать времена года, не проявляют заботливого отношения к пробуждающейся природе. Дети владеют небольшим объёмом знаний о перелетных птицах, растениях, животных об их жизни и развитии. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Паспорт проекта

Вид проекта : познавательно- исследовательский

Продолжительность проекта : краткосрочный

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители и воспитатель группы.

По количеству участников групповой.

Проблема на решение которой направлен проект : как научить детей беречь природу , любить ее.

Актуальность проекта

Взаимоотношения людей с природой не всегда носят гуманный характер. Все чаще мы замечаем, что стали редкими многие обычные когда- то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья . Загрязнены вода, воздух, почва. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей , отсутствие системы непосредственного общения с природой . Одна из актуальных проблем нашего времени проблема взаимодействия человека с природой

, поэтому проблема экологического воспитания детей- одна из основных, которую призваны решать педагоги, и включает в себя бережное отношение ко всему живому; эмоциональную отзывчивость на его состояние; интерес к природным объектам . ; желание заботиться о живом, создавая необходимые условия для существования.

Чтобы заинтересовать детей у меня родилась идея проекта

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.

Способствовать развитию у детей познавательной активности.

Пополнять и расширять знания детей об окружающем мире;

Модернизация предметно- развивающей среды группы;

Формировать лексико- грамматический строй речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

1) сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности :

-творческую (художественно—эстетическую) .

2) расширить знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной

3) развивать интерес к природе нашего края

4) развивать художественное творчество детей.

5) развивать речь детей : обогащать и активизировать словарь, способствовать повышению выразительности речи;

6) воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте и богатству к родного края;

7) воспитывать у детей бережное отношение к природе , чувство ответственности и гордости за свой край.

приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;

формирование у детей знаний о природе своего края ;

проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности;

интерес и активное участие в проектной деятельности .

Установлены отношения сотрудничества между родителями и воспитателями;

Активное участие родителей в проекте

Развитие речи, словарного запаса.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о природе родного края ;

Подготовить наглядно- стендовую информацию для родителей;

Подбор детской художественной литературы о природе , о родном крае;

Подбор игр по данной тематике.

2 ЭТАП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Наблюдения на прогулках за деревьями, кустарниками, цветами, насекомыми, домашними животными, за явлениями природы ;

Ребята рассматривают почки на деревьях и кустарниках.

Прослушивание грамзаписей : пение птиц :

Трудовая деятельность : поливка цветов, работа в уголке природы . Работа на огороде;

Накопление методического материала;

Работа с родителями;

НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;

Формирование у детей знаний о природе своего края ;

Проведение экспериментов. Соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности.

Установлены отношения сотрудничества между детьми. Родителями и педагогами;

Активное участие родителей в реализации проекта ;

Развитие речи. Словарного запаса.

• Активизация интереса детей к окружающему миру, природе ;

• Приобретение практических знаний и умение их применять в жизни;

• Укрепление связей между детским садом и семьей.

Данный проект считаю полностью реализованным. В ходе работы с детьми. Дети были очень активными, с большим удовольствием при –нимали участие в беседах, играх, в проведении опытов.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественно научных представлений дошкольников. В ходе опытно- экспериментальной деятельности дошкольники научились наблюдать, сравнивать, размышлять, устанавливать причинно- следственную связь, делать выводы, соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Таким образом. можно сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несет в себе большие возможности для всестороннего развития детей : развивает их мышление, обогащает знания. Активный и пассивный словарный запас. Побуждает желание созидать. а не разрушать.

Данная форма работы обеспечивает личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая при этом особую атмосферу. Которая позволяет каждому ребенку реализовать свою любознательную и познавательную активность.

1. Вераксы Н. Е. Проектная деятельность дошкольников

Пособие для педагогов дошкольных учреждений

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями Т Ц Сфера.

4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике

5. Иванова А. И. « экологическое наблюдения и эксперименты в детском саду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;

в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;

в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания у дошкольников. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.

Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.

В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания, поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.

Экологическое воспитание необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований.

АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Тип проекта:
Краткосрочный (ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.) - исследовательский, практико-ориентированный.
Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Задачи проекта:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Ожидаемые результаты:
1. у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
2. у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
3. повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
4. создано единое воспитательное пространство в объединении дополнительного образования детей и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный – ноябрь 2020 г.
2 этап – Основной – декабрь 2020 г.
3 этап –Заключительный – февраль 2021 г.

- Сбор и анализ литературы по данной теме.

- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- Насыщение предметно-развивающим, тематическим содержанием.

Дидактические игры:

Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.

Чтение художественной литературы.
Заключительный этап
1. Подведение итогов
2. Презентация проекта.
Принципы реализации проекта:

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
внешним условиям.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности, достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

Уголок экологии и экспериментирования в группе.

Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений ).

Библиотечка юного эколога.

Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

Ожидаемые результаты:
- У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
- Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Определение уровня экологической воспитанности детей:

Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Самостоятельная работа с календарем природе. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца. Значение листопада. Наиболее распространенные животные лесов, лугов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений. Оказание помощи больным и поврежденным деревьям.

Зима в природе. Связь зимних явлений в природе с изменением высоты солнца. Жизнь наземных животных, птиц и обитателей водоемов в зимнее время. Знакомство с новым диким животным. Условия обитания диких животных в зимнее время. Следы на снегу. Организация зимней подкормки птиц и развешивание кормушек у себя дома.

Лес – многоэтажный дом. Знакомство с лесом – как сообществом растений и животных. Ярусность леса. Влияние человека на жизнь леса. Знакомство с простейшими цепями питания в лесу. (+) и (-) влияние человека на лесное сообщество.

Красная книга. Знакомство с некоторыми охраняемыми растениями и животными. Осень: классификация комнатных растений в зависимости от потребностей света и влаги. Особенности их внешнего вида в связи с условиями природных мест обитания. Подготовка почвы для дальнейшего использования в уголке природы.

Последовательность деятельностных шагов по введению экологических знаний дошкольнику:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство экологической деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи.

На данном этапе предлагается выбор обучающимися метода разрешения проблемной ситуации по экологии, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Педагог организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаков в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. В результате организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, педагог подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8. Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог занятия).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Использование деятельностного подхода на экологических занятиях:

у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

интерес к предмету побуждает к чтению литературы о природе, что расширяет их познания в области данной науки.

Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.

Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.

Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение 1995г.

Подъякова Н.Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.

Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.

Материалы Маура О, Коннора – старший вица-президент Национального Одюбоновского Общества Охраны природы.

Читайте также: