Проект в доу мы друзья природы
Обновлено: 02.07.2024
В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.
Тип: исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.
• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.
• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.
• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.
• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.
• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Ожидаемый результат для детей:
• Повышение уровня сформированности экологических знаний детей.
• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие познавательной активности детей.
• Участие воспитанников в акциях, тематических мероприятиях, конкурсах рисунков, фотоконкурсах.
• Обобщение и распространение результатов работы по теме проекта среди педагогических работников детского сада.
• Создание пособий и методического материала.
Сроки реализации:
1. Подготовительный с 25.03.2019г по 29.03.2019г;
2. Внедренческий с 01.04.2019г по 11.04.2019г;
3. Завершающий с 12.04.2019г по 10.05.2019г.
I этап. Подготовительный
• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.
• Чтение произведений художественной литературы по теме:
сказки о животных.
• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание загадок.
• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.
• Экскурсии, наблюдения в природе.
II этап. Внедренческий
План реализации проекта:
- Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.
- Исследовательская деятельность. Вредители сада и огорода : бабочка- капустница.
- Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.
- Наблюдение за развитием и цветением растений
III этап. Итог
Продукт проектной деятельности:
-
- огород на подоконнике;
- дидактические игры и пособия о природе родного края;
- Сотрудничество с драмкружком из ДЮЦ им. Титова и инсценировка сказки о животных.
- Разметка и посадка фруктового сада
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Список литературы
2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988
4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)
5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004
8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005
9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.:
Педпроект долгосрочный на год, с указанием актуальности, методов и прёмов, полное перспективное планирование.
Вложение | Размер |
---|---|
ekolog._proekt_my_druzya_prirody.doc | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поспелихинский район, с. Поспелиха, ул. Алтайская 33.
воспитатель высшей квалификационной категории
Игнатенко Валентина Владимировна
Планируемые результаты освоения проекта
Ресурсное обеспечение проекта
Принципы и подходы к организации образовательного процесса
Методы и формы работы по проекту.
Описание проекта по этапам
Методическое обеспечение программы
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
1. Пояснительная записка.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Теоретическая и практическая значимость проекта:
- Данный проект может быть использован в работе как методические рекомендации педагогами дошкольных образовательных учреждений.
- Теоретическая часть проекта может быть представлена как доклад или консультация для педагогов ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
- Разработанные формы работы с родительской общественностью могут применяться во всех возрастных группах ДОУ.
Проект составлен с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности.
3. Образовательная деятельность:
- ознакомление с окружающим, развитие речи,
- рисование, лепка, аппликация, конструирование ,
-дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, физкультминутки, пальчиковые игры.
5. Самостоятельная деятельность:
-трудовая, художественная, игровая деятельность.
Проект предполагает проведение одного занятия в неделю в средней группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15 - 20 мин.
Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Небрежное и жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 в 2017 году в Российской Федерации проводится Год экологии, целью проведения которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения объектов природного наследия, и сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Воспитывая в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности, применяя современные образовательные технологии проектной деятельности можно решить проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта.
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Думаю, причиной является недостаточно материалов по данной теме, а так же не достаточно уделяется внимания дома со стороны родителей.
И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Вид проекта : педагогический, познавательно -исследовательский.
Количество участников проекта: воспитатели группы (2 человека), родители (26 человек), дети (26 человек), специалисты ДОУ (3 человека).
Форма проведения : групповой проект.
3.Проблема: Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:
- Что ты хочешь сделать?
- Зачем тебе это нужно?
- Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет?
Подумай о последствиях!
Зачем необходимо беречь и любить живую природу?
Объект исследования: мир природы
Предмет исследования: вода, воздух, земля, растения, насекомые, птицы, животные.
4. Цель проекта: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней
- Формировать элементарные представления об окружающем мире. Уточнить, и расширить знания детей о растениях, животных, птицах, насекомых: различать по внешнему виду, правильно их называть.
- Продолжить знакомить с временами года, с сезонными изменениями и явлениями в природе.
- Познакомить с условиями жизни комнатных растений.
- Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
- Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
- Познакомить детей с правилами поведения на природе. Формировать первоначальные навыки безопасного поведения в природе, учить видеть красоту природы;
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения)
- Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
- Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу, вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и ко всему живому на Земле.
- пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей;
- развивать совместное творчество детей и родителей;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
- В результате проведённой работы воспитанники повысит качество знаний о природе: пополнится и расширится запас знаний о растениях, животных, о сезонных изменениях и явлениях в природе. Желание больше узнать об особенностях природы своего края.
- Воспитанники научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы, что позволит приобрести новую информацию, узнать что-то новое через экспериментирование. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы .
- У воспитанников повысится интерес, активность, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с природой, что позволит отражать свои наблюдения, знания в творческой деятельности.
- Вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране, у них повысится желания общаться с природой, сформируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, станут более бережно относиться к миру природы и ко всему живому на Земле. ( животным, птицам, насекомым, растениям).
- Воспитанники будут не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будут пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо .
- Обогатится словарный запас.
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
- Возможность участвовать в совместных экологических проектах
7.Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
3. Библиотечка юного эколога.
6. Посадка деревьев, кустарников, цветов на участке (облагораживание цветника);
изготовление скворечников, кормушек;
7. Увеличение количества комнатных цветов в группе и дома; гербарий, оформленный в альбоме;
8. Педагогическая копилка: музыкальные записи, художественная литература с познавательным материалом о природе; сборник мультфильмов о жизни насекомых, животных, растений.
10.Составить перспективный план.
8. Принц ипы и подходы к организации образовательного процесса.
- Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с природой. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
- Принцип наглядности - предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата.
- Принцип поэтапности, в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
- Принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте)
- Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом проект предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников посредством различных видов детской активности.
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- наглядные;
- словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования
- релаксация;
- игровой: (сюрпризный момент, игры)
- Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству, проведение занятий-опытов.
- Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
- Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
Формы работы с родителями
В совместной работе с родителями мы широко используем:
- консультации для родителей,
- родительские собрания,
- беседы, тематические выставки,
- смотры-конкурсы, конкурсы.
- анкетирование,
- развлечения, праздники,
10.Краткое описание проекта по этапам.
I -Подготовительный этап.
Определение цели и задач .
Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
- Что знаем? Что хотим узнать? Где и как это сделать? Зачем и кому это нужно.
С этого мы начинаем работу детей по проекту.
Опрос воспитанников по теме показал, что у детей не достаточно сформированы знания о живой и не живой природе. Дети затрудняются сравнивать времена года, не проявляют заботливого отношения к пробуждающейся природе. Дети владеют небольшим объёмом знаний о перелетных птицах, растениях, животных об их жизни и развитии. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно- исследовательский
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители и воспитатель группы.
По количеству участников групповой.
Проблема на решение которой направлен проект : как научить детей беречь природу , любить ее.
Актуальность проекта
Взаимоотношения людей с природой не всегда носят гуманный характер. Все чаще мы замечаем, что стали редкими многие обычные когда- то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья . Загрязнены вода, воздух, почва. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей , отсутствие системы непосредственного общения с природой . Одна из актуальных проблем нашего времени проблема взаимодействия человека с природой
, поэтому проблема экологического воспитания детей- одна из основных, которую призваны решать педагоги, и включает в себя бережное отношение ко всему живому; эмоциональную отзывчивость на его состояние; интерес к природным объектам . ; желание заботиться о живом, создавая необходимые условия для существования.
Чтобы заинтересовать детей у меня родилась идея проекта
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.
Способствовать развитию у детей познавательной активности.
Пополнять и расширять знания детей об окружающем мире;
Модернизация предметно- развивающей среды группы;
Формировать лексико- грамматический строй речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
1) сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности :
-творческую (художественно—эстетическую) .
2) расширить знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной
3) развивать интерес к природе нашего края
4) развивать художественное творчество детей.
5) развивать речь детей : обогащать и активизировать словарь, способствовать повышению выразительности речи;
6) воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте и богатству к родного края;
7) воспитывать у детей бережное отношение к природе , чувство ответственности и гордости за свой край.
приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;
формирование у детей знаний о природе своего края ;
проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности;
интерес и активное участие в проектной деятельности .
Установлены отношения сотрудничества между родителями и воспитателями;
Активное участие родителей в проекте
Развитие речи, словарного запаса.
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о природе родного края ;
Подготовить наглядно- стендовую информацию для родителей;
Подбор детской художественной литературы о природе , о родном крае;
Подбор игр по данной тематике.
2 ЭТАП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Наблюдения на прогулках за деревьями, кустарниками, цветами, насекомыми, домашними животными, за явлениями природы ;
Ребята рассматривают почки на деревьях и кустарниках.
Прослушивание грамзаписей : пение птиц :
Трудовая деятельность : поливка цветов, работа в уголке природы . Работа на огороде;
Накопление методического материала;
Работа с родителями;
НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;
Формирование у детей знаний о природе своего края ;
Проведение экспериментов. Соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности.
Установлены отношения сотрудничества между детьми. Родителями и педагогами;
Активное участие родителей в реализации проекта ;
Развитие речи. Словарного запаса.
• Активизация интереса детей к окружающему миру, природе ;
• Приобретение практических знаний и умение их применять в жизни;
• Укрепление связей между детским садом и семьей.
Данный проект считаю полностью реализованным. В ходе работы с детьми. Дети были очень активными, с большим удовольствием при –нимали участие в беседах, играх, в проведении опытов.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественно научных представлений дошкольников. В ходе опытно- экспериментальной деятельности дошкольники научились наблюдать, сравнивать, размышлять, устанавливать причинно- следственную связь, делать выводы, соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Таким образом. можно сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несет в себе большие возможности для всестороннего развития детей : развивает их мышление, обогащает знания. Активный и пассивный словарный запас. Побуждает желание созидать. а не разрушать.
Данная форма работы обеспечивает личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая при этом особую атмосферу. Которая позволяет каждому ребенку реализовать свою любознательную и познавательную активность.
1. Вераксы Н. Е. Проектная деятельность дошкольников
Пособие для педагогов дошкольных учреждений
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями Т Ц Сфера.
4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике
5. Иванова А. И. « экологическое наблюдения и эксперименты в детском саду.
Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;
в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания у дошкольников. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.
Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.
Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.
В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания, поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Экологическое воспитание необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований.
АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Тип проекта:
Краткосрочный (ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.) - исследовательский, практико-ориентированный.
Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи проекта:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Ожидаемые результаты:
1. у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
2. у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
3. повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
4. создано единое воспитательное пространство в объединении дополнительного образования детей и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный – ноябрь 2020 г.
2 этап – Основной – декабрь 2020 г.
3 этап –Заключительный – февраль 2021 г.
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- Насыщение предметно-развивающим, тематическим содержанием.
Дидактические игры:
Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы.
Заключительный этап
1. Подведение итогов
2. Презентация проекта.
Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности, достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок экологии и экспериментирования в группе.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений ).
Библиотечка юного эколога.
Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
- Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Определение уровня экологической воспитанности детей:
Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Самостоятельная работа с календарем природе. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца. Значение листопада. Наиболее распространенные животные лесов, лугов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений. Оказание помощи больным и поврежденным деревьям.
Зима в природе. Связь зимних явлений в природе с изменением высоты солнца. Жизнь наземных животных, птиц и обитателей водоемов в зимнее время. Знакомство с новым диким животным. Условия обитания диких животных в зимнее время. Следы на снегу. Организация зимней подкормки птиц и развешивание кормушек у себя дома.
Лес – многоэтажный дом. Знакомство с лесом – как сообществом растений и животных. Ярусность леса. Влияние человека на жизнь леса. Знакомство с простейшими цепями питания в лесу. (+) и (-) влияние человека на лесное сообщество.
Красная книга. Знакомство с некоторыми охраняемыми растениями и животными. Осень: классификация комнатных растений в зависимости от потребностей света и влаги. Особенности их внешнего вида в связи с условиями природных мест обитания. Подготовка почвы для дальнейшего использования в уголке природы.
Последовательность деятельностных шагов по введению экологических знаний дошкольнику:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство экологической деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе предлагается выбор обучающимися метода разрешения проблемной ситуации по экологии, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Педагог организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаков в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. В результате организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, педагог подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
8. Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог занятия).
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Использование деятельностного подхода на экологических занятиях:
у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
интерес к предмету побуждает к чтению литературы о природе, что расширяет их познания в области данной науки.
Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.
Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение 1995г.
Подъякова Н.Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.
Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.
Материалы Маура О, Коннора – старший вица-президент Национального Одюбоновского Общества Охраны природы.
Читайте также: