Проект экологическая тропа в детском саду средняя группа

Обновлено: 04.07.2024

План разработан для средней группы.Экологическая тропа состоит из 13 объектов, которые находятся на территории детского сада.

Оценить 2690 0

План работы экологической тропы в средней группе

Воспитатель: Радайкина О.А.

Программное содержание

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

Формы и методы работы с детьми на

экологической тропе:

экологические беседы;

наблюдения в природе;

уроки доброты;

целевые прогулки;

познавательные вечера;

экологические конкурсы

экологические экскурсии;

решение экологических ситуативных задач;

чтение художественной литературы;

детские проекты;

обсуждение и проигрывание ситуаций;

труд в природе;

уроки мышления;

коллекционирование;

выставки и экспозиции;

экологические развлечения, досуги, праздники;

экологические игры (дидактические, имитационные, игры

моделирование экосистем, игры-утешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);

экологические сказки;

инсценировки, театрализации.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

взросло-детские проекты;

КВН, викторина;

изготовление поделок, рисунков;

субботники по облагораживанию территории детского сада;

участие в конкурсах;

участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;

фотовыставки;

изготовление экологической газеты

С ветки на ветку

Никому не поймать.

В лесу мне играть -

Для зимы собирать.

Рекомендации по организации работы:

рассматривание домика для птиц;

наблюдение за птицами;

слушание пения взрослых птиц;

слушание пения разных птиц в записи;

выработка правил поведения.

Острый, красный длинный нос,

Но огромное гнездо

Строить все ж умеет.

Длинные ноги,

Длинный клюв красный,

Острый, красный длинный нос,

Но огромное гнездо

Строить все ж умеет.

Вороны-птицы осторожные, очень умные, в гнезде с птенцами ведут тихую спокойную жизнь, стараются быть

незамеченными. В поисках корма серые вороны бывают назойливыми,

изобретательными и смелыми.

Скворцы-прилетают к нам весной из Центральной и Южной Европы. Гнездо строит самка. Они питаются насекомыми, спасая леса и огороды от множества вредителей. А поздним летом едят растительную пищу.

Синица-живет неподалеку от человека. На зиму не улетает в теплые края. Синицы приносят неоценимую пользу лесам, паркам, садам. Подкармливая, их можно удержать на территории сада.

Снегири–этих птичек называют красногрудыми красавцами. Они прилетают к нам зимовать. Это доверчивые и общительные птицы. Если кто-нибудь из стаи попал в ловушку, остальные спешат ему на помощь. Питаются эти птицы

некрупными орешками, ягодами, почками различных деревьев.

Ласточки–быстрые, веселые, кто их не знает. Их жизнь тесно связана с жизнью человека. Есть городские и деревенские ласточки. Городские белогрудые ласточки лепят свои гнезда по крышам и карнизам домов.

Ласточки-касатки гнездятся на чердаках деревенских домов. Ласточки питаются исключительно насекомыми. Перед грозой ласточки летают очень низко над землей. Когда насекомых становится, меньше ласточки улетают на юг.

Воробьи-дерзкие, смелые, умные птички. Кроме воробьев, обитающих около жилья человека, есть и полевые воробьи. Они питаются как насекомыми, так и семенами многих растений, ягодами и фруктами, городские воробьи -еще и пищевыми отходами человека.

Клесты–их иногда называют северными попугаями, потому что они, как попугаи могут повиснуть на ветке, откусить шишку и перенести ее на другое дерево. Эти птицы выводят птенцов зимой. Питаются в основном шишками.

Кукушка -ее слышали многие, но мало кто видел эту осторожную птицу.

Прилетает эта птицах нам в середине весны, улетает на юг в конце лета. Кукушка обыкновенная подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, остальные виды выводят своих птенцов сами. Это очень полезные птицы, они поедают насекомых, которых другие птицы не едят. Например, мохнатую гусеницу. Несколько кукушек могут спасти от вредителей большие

Объекты для наблюдений: Пень —жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник

—стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми

Рекомендации по организации взаимодействия с детьми:

естественное старение пня;

рассматривание мха и древесных грибов;

связь с животными и насекомыми;

использование луп для наблюдений;

С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.

Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны. Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.

Цель: знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время

посадки и полива.

Объекты для наблюдений:

Ограниченная территория (клумба, вазон), на котором выращиваются различные декоративные растения.

Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Зачем это сделал, сказать не могу.

В стакане цветок постоял и завял

Но сколько бы он на лугу простоял.

Рекомендации по организации работы с детьми:

-труд с детьми: подготовка клумб,

посадка новых растений, полив, рыхление,

прополка, сбор семян;

-наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по

внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

-сенсорное развитие детей во время

прогулок на цветники;

-беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);

-проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

-видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

-формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

(костер, котел, пень)

Проведение экологических игр

Воспитатель даёт задание:

Воспитатель задаёт детям вопросы типа:

Какой звук больше всего понравился?

Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий?

Издавал ли ветер какой-либо звук?

Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.

Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.

В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков.

Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей.

Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.

Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.

Цель: уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых.

Объект для наблюдений: муравейник

Погляди на молодцов-

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может муравей.

Муравьѐв называют санитаром леса. Если много муравейников в лесу, значит лес здоровый. Муравейники нельзя разорять.

(грибы, ягоды, паутина)

Лес –это величайшее творение природы, краса и гордость нашей Земли!

Любите и охраняйте наш лес.

Цель: познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и

экосистемами леса; показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство.

Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это

любимое место для проведения развлечений.

На уютной лесной поляне, усыпанной цветами, росли два гриба – белый и мухомор. Росли они так близко, что если б хотели, могли бы обмениваться рукопожатиями.

Как только ранние лучи солнца будили все растительное население полянки, гриб-мухомор всегда говорил своему соседу:

— Доброе утро, приятель.

— Как же ты, братец, навязчив!

— Я не навязчив, — скромно возразил мухомор. – Я только хотел с тобой подружиться.

— Ха-ха-ха, — засмеялся белый. – Да неужели ты думаешь, что я стану заводить с тобой дружбу?!

— А почему бы и нет? – добродушно спросил мухомор.

— Да потому что ты – поганка, а я… а я – благородный гриб! Вас, мухоморов, никто не любит, потому что вы ядовиты, а мы, белые, съедобны и вкусны. Сам посуди: нас и мариновать, и сушить, и варить, и жарить можно, мы редко бываем червивые. Люди нас любят и ценят. А вас – почти не замечают, разве что ногой пнут. Верно?

— Верно, — печально вздохнул мухомор. – Но зато посмотри, какая у меня красивая шляпка! Яркая и веселая!

— Хм, шляпка. Кому нужна твоя шляпка. – И белый гриб отвернулся от соседа.

А в это время на полянку вышли грибники – маленькая девочка со своим отцом.

— Грибы! Грибы! – весело закричала девочка, увидев наших соседей.

— Верно, — сказал отец и добавил: да это белый гриб! Он срезал его под самый корешок и отправил в корзинку.

— А этот? – спросила девочка, указывая на мухомор.

— А этот оставим, он нам не нужен.

— Ядовитый?! Значит, его нужно растоптать!

— Зачем же. Он полезный – злые мухи садятся на него и погибают. Белый гриб благородный, а мухомор – полезный. А потом, посмотри, какая у него красивая, яркая шляпка!

— Верно, — согласилась девочка. – Пусть стоит.

И мухомор остался стоять на цветастой полянке, радуя глаз своей ярко-красной в белую горошинку шляпкой…

Цели: Наблюдение за кустами в разные времена года. Исследование внешних особенностей – ствол, лист, цветы. Чем отличаются от деревьев, различия кустов между собой. Связь с животным миром. Польза для человека и забота человека о них.

Не страшны и грипп, ангина
Если рядом я … (малина).

Две сестры
Летом зелены,
К осени одна - краснеет.
Другая – чернеет. (смородина)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы, и медведи. (малина)

показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить

распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растения

Объекты для наблюдения:

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

Объекты для наблюдений: овощные культуры

Рекомендации по организации работы:

-наблюдение за трудом взрослых;

-посадка и уход за посаженными растениями;

-наблюдение за ростом растений.

Познавательные загадки:

Появляюсь я из грядки, вырастаю ловко.

Скушайте меня, ребятки, рыжую. (морковку)

В огороде вырастала, под дождями мокла,

Созревала, созревала. и созрела. (свекла)

А зайчонок слопал с хрустом аппетитную. (капусту)

Вот любимый наш гарнир, покорил он целый мир.

Поскорей берите ложку, ешьте вкусную. (картошку)

Вот так овощ –озорник, спрятался от нас в парник!

Вырос длинным, молодец! А зовусь я. (огурец)

Пословицы и поговорки:

Огород –для семьи доход.

Повадился козел в огород ходить, как бы ему рогов не сломить.

Что за порядок –огород без грядок!

Свой огораживай, чужого не пригораживай

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
- картофель -

***
Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…
- капусту -

***
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
- морковь

***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
- свекла -

***
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
- лук -

***
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.
- чеснок -

***
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
- кабачок -

***
В огороде – желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
- тыква -

***
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
- баклажан -

***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
- перец -

***
Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
- репка -

Дать знания о жителях и растениях водоема, наблюдение за ними. Привлекать детей к посильному труду у водоема (уборка мусора, частичная замена воды).

Для игры ”рыбак и рыбка” потребуется скакалка. Участники образуют круг, а водящий становится в его центр. Радиус круга не должен превышать длину скакалки. “Рыбак” вращает скакалку над самой землей, а участники-”рыбки” перепрыгивают через неё, стараясь не ”попасться на удочку”. Если ”рыбка попалась”, ”рыбак” меняется с ней ролями. Правила игры могут быть усложнены. Например, водящий постепенно приподнимает скакалку, вынуждая игроков подпрыгивать выше.

Цель: познакомить детей с одним из способов украшения ландшафта–альпийской горкой; показать сочетание разных оттенков зелени, ярких цветов и серых камней, помочь увидеть красоту окружающего мира. Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий

по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок—все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень важно, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика, эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, знакомство на местном материале с разнообразием природы, практическая работа по формированию бережного отношения к природе.

Одним из актуальных и эффективных методов экологического образования и воспитания является метод проектов. Учитывая вышесказанное, было принято решение разработать проект по созданию на прогулочном участке группы экологической тропы. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу, где натуральные объекты выступают источниками познавательной информации. Для большей привлекательности экологической тропы ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, высадив лекарственные, редкие, исчезающие виды растений, характерные для данной местности.

Содержание и форма организации экологической работы с детьми заключается в проведении цикла занятий, экскурсий по экологической тропе, организации наблюдения и экспериментальной деятельности, уборке территории и уходе за посаженными растениями.

Экологическая тропа может использоваться во все времена года.

Цель проекта:

Воспитание экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи проекта:

-формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира;

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение в зоне экологической тропы;

- систематизировать и расширить знания детей об окружающей среде - растениях, насекомых, природных явлениях;

- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное и ответственное отношение к природе.

- привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Сроки реализации проекта: 3 месяца (март – апрель – май) кто делает посадки для экотропы с марта.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы, анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по обогащению и закреплению знаний детей о ….

Подбор материала, методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников, воспитателями, создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей.

Основной этап:

Осуществление поставленных задач, наработка методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.

Контрольный этап:

Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.

Ожидаемые результаты.

- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

-Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

-Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы на экологической тропинке:

• экологические конкурсы, праздники;

• экологические акции (Скворушка, Покорми птиц зимой);

• чтение произведений о растениях, птицах и животных;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• совместная деятельность детей и родителей: экологические выставки и экспозиции; создание поделок и рисунков; оформление альбомов, газет;

• инсценировки, театрализации и т. д.

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложении. По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде указателей, выполняя задания педагога.

В состав экологической тропинки входят видовые точки (объекты экотропы, такие как:

Объекты экологической тропы

Цель:. Знакомить детей с приготовлением чая на основе лекарственных трав, их пользе для укрепления организма.

2. «Цветочная мозайка (цветник).

Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями липы. Закрепить знания детей о характерных признаках дерева. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.

4. Летняя лаборатория.

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)

(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями Закрепить знания детей о характерных признаках деревьев. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями плодовых деревьев.

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, формировать умения отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе.

Цель :знакомство с лекарственными растениями, закрепление знаний и умений по уходу за ними.

Цель: развитие творческих способностей детей, умение запечатлеть увиденное в продуктивной деятельности детей, воспитание эстетической культуры.

Цель: предоставление возможности для психологической разгрузки.

Цель: формирование знаний детей о жизни пчел и природных взаимосвязях. Познакомить детей профессией пчеловода. Развивать познавательные способности дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы.

Цель: знакомство дошкольников с деревенским бытом. Обогащать познавательные знания детей. Воспитывать у детей уважение, чувство гордости и любовь к родному краю.

Лесная полянка на территории детского сада способствует развитию у детей бережному отношению к природе, способствует развитию пространственного восприятия.

Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях и кустарниках (помидор, лук, морковь, редис, свекла, картофель, кабачок, укроп, петрушка, смородина, земляника и виктория, выращиваемых на нашей территории; обучение навыкам ухода за ними; формирование представления о значении овощей в жизни человека.

Цель: дать детям знание об особенностях дерева, его значение для человека, и применение его в народной медицине, кулинарии и в промышленности и т. д.

20. Метеостанция

Список использованной литературы.

1. Зубкова Н. М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.

2. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка – М, 2006.

3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.

4. Николаева С. Н. Эколог в детском саду – М., 2003.

Сценарий праздника к 8 Марта в детском саду (средняя группа)

Сценарий праздника к 8 Марта в детском саду (средняя группа) Сценарий к 8 марту. Дети входят в зал и танцуют. $ Танец с платками и шарами. Ведущая: Мы здесь сегодня собрались, чтобы поздравить всех.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгосрочный экологический проект в средней группе соответствует фгос.

"Экологическая тропа на территории ДОУ"


Воспитатели:

Цель проекта:

Развитие познавательного отношения детей 4-5 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Механизм выполнения

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Сроки реализации проекта: один год

Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.

Ожидаемые результаты

создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

повышение уровня знаний по экологии у детей;

совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями; интерес к познанию живого;

сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей; стремление удовлетворить потребности живого организма; проявление гуманных чувств к живому.

Значение экологической тропы:

- учить детей правильно взаимодействовать с природой;

- развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства

- формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;

- учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;

- дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса).

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идѐт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап – итоговый, диагностический (апрель-май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательного отношения детей 4-5 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Механизм выполнения

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Сроки реализации проекта: один год

Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.

Ожидаемые результаты

создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

повышение уровня знаний по экологии у детей;

совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями; интерес к познанию живого;

сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей; стремление удовлетворить потребности живого организма; проявление гуманных чувств к живому.

Значение экологической тропы:

- учить детей правильно взаимодействовать с природой;

- развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства

- формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;

- учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;

- дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса).

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идѐт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап – итоговый, диагностический (апрель-май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Читайте также: