Психолого педагогическая компетентность преподавателя высшей школы это

Обновлено: 30.06.2024

Адыгейский государственный университет, кафедра общей педагогики

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Аннотация . В статье автор обозначает свое понимание сущности профессиональной компетентности и в свете современной модернизации образования обосновывает актуальность ее формирования у преподавателя вуза. Исходя из специфики педагогической деятельности преподавателя (сочетание педагогической деятельности с научно-исследовательской работой), выделяются структурные компоненты профессиональной компетентности преподавателя вуза и при этом делается особый акцент на профессионально важных личностных качествах преподавателя.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, психолого-педагогическая компетентность; коммуникативная компетентность; управленческая (организационная) компетентность; креативная компетентность.

Blyagoz N.Sh.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF HIGHSCHOOL TEACHER:

BASIC ELEMENTS

Annotation . The author of the article highlights her understanding of the professional competence essence; she also clarifies its development in the current educational modernisation. Taking into account the pecularities of the teaching context (combining teaching per se and research), she focuses on structural components of a teaching competence in a high education institution while she emphasises the important personal features of a teacher.

Keywords : professional competence, psychological-pedagogical competence; communicative competence; managing competence; creative competence.

Между тем, реальные изменения в процессе подготовки специалистов высшей квалификации в русле последних требований, возможно только при условии развития профессиональной компетентности самого педагога высшей школы, осознающего меру своей ответственности перед студентами, собой и всего общества.

Вместе с тем, Е. П. Белозерцев, Ф. Н. Гоноболин, Э. Ф. Зеер, В. А. Крутецкий рассматривают профессионально значимые качества личности педагога ; М. В. Булыгин, И. Ф. Демидов, М. И. Лукьянова, О. М. Шиян - условия и средства развития педагогической компетентности; Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин - пути повышения профессиональной компетентности.

В современной практике в общем смысле под профессиональной компетентностью понимается способность специалиста в той или иной области, успешно решать задачи профессиональной деятельности согласно заданным стандартам. Компетентность - это то, чего достиг специалист. Составляющими профессиональной компетенции специалиста являются знания, умения, навыки, профессионально значимые личностные качества, в совокупности, обеспечивающие его способность успешно выполнять свою работу.

Исходя из выше представленного, а также специфики педагогической деятельности преподавателя (сочетание педагогической деятельности с научно-исследовательской работой), в качестве структурных компонентов профессиональной компетентно­сти преподавателя вуза следует выделить:

–знания и умения в области преподаваемой дисциплины (науки);

- управленческую (организационную) компетентность;

Компетентный преподаватель непременно должен владеть научными знаниями в области преподаваемой дисциплины, чего однако недостаточно, вопреки представлениям преподавателей, не имеющих педагогического образования. Компетентный преподаватель - хороший методист, профессионально владеющий методами и методикой (образовательными технологиями), позволяющими ему представить учебный материал в виде системы познавательных задач, решение которых направленно на овладение студентом содержания изучаемой дисциплины .

Помимо знаний в области преподаваемого предмета и методика его преподавания, независимо от того какую дисциплину он преподает, обязательно должен быть компетентен в психологии личности и учебно-воспитательного процесса, и в педагогике.

Психологическая компетентность преподавателя вуза включает помимо выше обозначенного еще: психологические особенности студенчества; психологию учебно-познавательной деятельности студентов; психологию педагогической деятельности преподавателя; психологию педагогического общения; основы психодиагностики, без знания которых невозможно вовлечь студентка в образовательный процесс и реализовать личностно-ориентированное образование.

В деятельности преподавателя особое место занимает умение выстраивать общение со студентами, своими коллегами. В данном случае оно выступает средством научной и педагогической коммуникации, условием совершенствования профессионализма, создания благоприятного психологического климата в студенческой аудитории, между педагогом и студентами. Для этого преподаватель должен владеть специальными коммуникативными умениями, к которым относятся: познание личности обучающегося – студента; организация деятельности студентов в образовательном процессе в форме сотрудничества, творческого поиска; восприятие и правильное оценивание ситуации общения; сочувствие, сострадание, понимание личности студента; сочетание уважения личности обучающегося с высоким уровнем требовательности к нему, построенного на гуманистических методах взаимодействия. При этом он должен быть способен: выступать в студенческой аудитории, вести беседу или дискуссию, используя вербальные и невербальные средства общения; объективно воспринимать партнера по общению и вызывать у него потребность к совместной деятельности; способность предвидеть и предупреждать конфликты; способность конструктивно критиковать, воспринимать и учитывать критику. В качестве одного из самых важных коммуникативных способностей преподавателя выступают рефлексивные способности, позволяющие ему объективно осознать, как он воспринимается партнером по общению, что возможно при умении воспроизводить внутренний мир собеседника.

Помимо, выделенных коммуникативных умений и способностей в структуре коммуникативной компетентности преподавателя, особо стоит сказать о профессионально важных личностных качествах преподавателя, наличие которых является катализатором становления профессионально компетентного преподавателя вуза. Сюда входят: подлинный интерес к студентам, потребность и умение с ними общаться; способность проявлять к ним эмпатию; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своими чувствами, быть эмоционально устойчивым; умение прогнозировать педагогические ситуации, возможные последствия и пути их решения; способность к пе­дагогической импровизации; умение применять все разнообразие методов взаимодействия (убеждение, внушение, беседа, дискуссия, психическое заражение и др.).

Как известно, преподавательская деятельность это управленческая деятельность и для ее успешной реализации преподаватель должен обладать организаторской компетентностью, включающая знания в области менеджмента образования: понятие о менеджменте, его цели, значение, функции и особенности менеджмента образования; структура организаторской деятельности преподавателя. Преподаватель должен уметь выполнять действия по: определению цели учебно-познавательной деятельности студентов; планировать содержание, методы, средства обучения по преподаваемой дисциплине; подготовить и провести различные виды занятий, органи­зовать совместную деятельность студентов, контроль за выполнением работ и оценку результатов, обеспечение учебной дисциплины при творческой обстановке.

Надо отметить, что организаторская компетентность преподавателя высшего учебного заведения направлена не только на организацию образовательной, научно-исследовательской деятельности со студентами, но и для самоорганизации собственной деятельности.

И конечно, определяясь с составляющими профессиональной компетентности преподавателя вуза непременно нужно остановиться на креативной компетентности, настоятельно необходимой для обеспечения эффективной научно-педагогической и исследовательской деятельности. Креативность - это относительно устойчивая характе­ристика личности, показывающая уровень ее творческой одаренности, способность к творчеству. Креативная компетентность преподавателя проявляется в творческом процессе, обеспечивающемся системой знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Пожалуй, самым важным составляющим данного вида компетентности являются качества личности преподавателя, а именно способность к творчеству: интуиция, ассоциативность, одухотворенность, воображение; чувство новизны; гибкость и критичность ума, изобретательность, самобытность; умение видеть знакомое в незнакомом; способность к анализу, синтезу и комбинированию; способность к предвидению, переносу опыта; способность ставить и решать нестандартные задачи; стремление к новому, свободе и др.

Креативная компетентность преподавателя делает профессиональную деятельность конкретного преподавателя неповторимой, продуктивной и обеспечивает эффективную научно-исследовательскую работу.

В заключение надо сказать о том, что преподаватель вуза на каждом этапе профессиональной деятельности включается в решение всего комплекса педагогических задач, для решения которых требуется реализация всего наличного уровня его профессиональной компетентности.

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. М., 2005.

2. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога // Профессиональное образование. 2005. № 12.

3. Зеер Э., Самаюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-29.

_______________________________________________________________________________


2. Дистанционное обучение – как современная форма обучения медицинских кадров / Н.В. Агранович, А.Б. Ходжаян, А.Я. Сохач, Е.В. Щетинин // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2012. – № 2. – С. 90–93.

4. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и инновации / под ред. Н.Д. Ющука. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. – 334 с.

5. Горбунков В.Я., Плугина М.И. Теория и практика подготовки педагогических кадров для обеспечения образовательного процесса в системе повышения квалификации // Вестник Государственного университета управления. – 2010. – № 17 . – С. 44–47.

6. Губанова, Л.В. Психологическая компетентность вузовского преподавателя иностранного языка: дис. … канд. пед. наук, 13.00.08. – Тверь, 1999. – 189 с.

7. Гусева А.С. Развитие аутопсихологических способностей человека: методы и технология / А.С. Гусева, В.В. Лешин. – М.: РАГС, 2000. – 166 с.

8. Колябина Т.Д. Подготовка педагогических кадров школы к принятию и использованию психологической информации: дис. . канд. педаг. наук, 13.00.08.. – Барнаул, 1996. – 186 с.

10. Ходжаян А.Б., Агранович Н.В. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе // Фундаментальные науки. – 2011. – № 11(1). – С. 149–153.

11. Ходжаян А.Б., Агранович Н.В. Организация самостоятельной работы студентов, как необходимое условие эффективного образовательного процесса в медицинском Вузе. Методические рекомендации. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2011. – 30 с.

Сегодня одним из главных условий, обеспечивающих необходимый уровень подготовки будущих специалистов для системы здравоохранения, является наличие сильного, грамотного, обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности и квалификации профессорско-преподавательского состава.

Вопросы, связанные с толкованием и пониманием компетентности, стали предметом анализа многих исследователей. В общем виде компетентность трактуется как способность к интеграции знаний, навыков, способов их использования в условиях изменяющихся требований внешней среды. Но в различных исследованиях можно увидеть и другие определения рассматриваемого феномена. В частности, под компетентностью понимается: мера понимания окружающего мира и адекватность взаимодействия с ним (Н.В. Яковлева); совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять деятельность (Perlmutter M. и Nyguist L.); определенный уровень сформированности общественно-практического опыта субъекта (Ю.Н. Емельянов); уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе (Л.П. Урванцев); совокупность профессиональных свойств, т.е. способностей реализовать должностные требования на определенном уровне (Л.И. Анцыферова) и др.

С позиции акмеологического подхода профессиональная компетентность, в первую очередь, связана с достижением высшего уровня профессионализма в разных видах деятельности [3, с. 47]. В данном исследовании речь идет о профессиональной компетентности преподавателей высшей школы и такой составляющей в ее структуре, как психолого-педагогическая компетентность. Но для полного представления о содержании заявленной проблемы необходимо акцентировать внимание на структуре и содержательных характеристиках профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава.

По мнению Н.В. Кузьминой (1999), основными компонентами профессиональной компетентности педагога является:

1) специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений обучаемых;

3) социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности воспитуемых;

5) аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности.

Анализ других исследований по данному вопросу показывает, что в качестве необходимых составляющих профессиональной компетентности преподавателя высшей школы необходимо рассматривать:

1. Специальную подготовку: высокий уровень академических знаний; осознание и принятие требований общества и профессионального сообщества к личности деятельности.

2. Личностные качества: сформированность потребностно-мотивационных, эмоционально-волевых, нравственных характеристик; готовность к саморазвитию.

3. Психолого-педагогическую подготовленность: знание методологических основ и категорий педагогики и психологии; понимание закономерностей социализации и развития личности; представление о сущности, целях и технологиях воспитания и образования личности; понимание не только законов ее анатомо-физиологического, но и психического развития на разных возрастных этапах и т.д. [1; 9].

Последняя составляющая приобретает особое значение в тех случаях, когда речь идет о преподавателях вузов, не имеющих специальной педагогической подготовки (к этой группе относятся и большинство преподавателей высшей медицинской школы).

Постановка проблемы формирования психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского образовательного учреждения обусловлена: анализом требований общества к медицинскому образованию, выпускаемым специалистам и соответственно к преподавателю; педагогической интерпретацией социального заказа и выделения на этой основе наиболее общих целей подготовки будущих специалистов; особенностями подготовки студента как будущего специалиста в области здравоохранения; отбором содержания образования согласно выдвинутым целям; экспериментальной проверкой учебных программ (наличием в них блока общегуманитарных дисциплин) и т.д. [4].

Необходимо отметить, что система высшего медицинского образования призвана готовить молодых специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки по своей врачебной специальности, способных быстро и эффективно реагировать на современные достижения медицинской науки, владеющих широким спектром клинического мышления и навыками эпидемиологической оценки ситуации, готовых внедрять новые технологии в практическое здравоохранение. В качестве одного из основных компонентов образовательная система медицинского вуза включает развернутую модель специалиста-врача с отражением необходимого для него уровня деловых и личностных качеств, знаний и умений. В этой связи учебный процесс в вузе предусматривает поэтапное и последовательное овладение каждым студентом знаниями на теоретическом и практическом уровне с обязательной реализацией таких функций, как формирование личности и, конечно же, развитие интеллектуальных способностей, определяющих индивидуальный способ мышления, способствующих саморазвитию личности. В этой связи следует отметить, что в последнее десятилетие при реализации учебного процесса в высших учебных заведениях широко используются различные инновационные технологии. В частности, инновации в образовании проявляются в тенденциях накопления и видоизменения инициатив и нововведений в образовательном пространстве (использование новых методик и приемов обучения, создание реальных условий для организации самостоятельной работы студентов и их самообразовательной деятельности), которые обусловливают изменения в сфере образования, а также трансформацию его содержания и качества на более высокий уровень [2;10; 11]. И на этот процесс огромное влияние сегодня оказывает система последипломного обучения, где осуществляется не только повышение квалификации преподавателей в области академических (медицинских) знаний, но и в области психолого-педагогической компетентности [5].

В ряде исследований психологическая компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков по психологии, четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности, умение использовать психологические знания в работе с учениками и т.д.; психологические умения, обоснованные на психологических знаниях, способствующие успешному решению учебно-воспитательных задач; системное единство психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процессы педагогического общения, а также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагогов; владение профессионально значимой структурой знаний и т.д.

Исследования, связанные с психологической компетентностью субъектов образования (дошкольного, школьного, высшего и т.д.) приобретают сегодня особое значение. Это связано с изменением ситуации в образовательных учреждениях, что повлекло за собой повышение требований к преподавателю. Многие исследователи (Ю.К. Бабанский, Ю.Н. Кулюткин, Т.И. Шамова, Н.В. Немова и др.) видят основную роль преподавателя в том, чтобы он в современных условиях был готов к выполнению основной функции: быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии каждой личности. И это требует от преподавателя не только высокого уровня академических знаний, но и психолого-педагогических.

Большинство исследователей рассматривают психолого-акмеологическую компетентность как целостную интегральную и комплексную характеристику преподавателя, которая позволяет увидеть производные возможности человека не только такими, какими они являются сейчас, но и с позиций их формирования, а также перспектив развития [1]. Следовательно, важное значение имеет постановка вопроса о включении не только психологического, но и акмеологического знания в общую структуру профессиональной компетентности как ее необходимого компонента.

1) коммуникативная (знания, умения и навыки в области межличностного общения);

2) аутопсихологическая (знания самого себя);

3) гностическая компетентность (знания в области своего предмета) [6]. И здесь можно увидеть, что коммуникативная компетентность находится в структуре психологической, а не социальной компетентности. Несмотря на некоторые разногласия, считаем необходимым более подробно рассмотреть первые две из перечисленных составляющих в структуре психологической компетентности, предложенной Л.В. Губановой.

1) представление индивида о самом себе, что определяет Я-концепцию, когнитивный компонент самосознания – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной ситуации и т.д.;

Особое значение приобретает проблема формирования аутопсихологической компетентности в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Это обусловлено необходимостью воздействовать на обучаемых в период формирования их мировоззренческой системы. Именно на этапе юности для личности свойственно подвергать анализу свой внутренний мир, соотносить свои возможности и требования социальной ситуации развития, определять свое место в системе социальных отношений и перспективу личностно-профессионального развития. В этом процессе преподаватель может оказать реальную педагогическую помощь студенту. Но это может происходить при условии: наличие у преподавателя необходимого и достаточного уровня сформированности психолого-педагогической и акмеологической компетентности.

Основное содержание психолого-педагогической компетентности заключается в единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процессы педагогического общения, а также предполагающих личностное развитие, самовоспитание, совершенствование личности и деятельности преподавателя.

Рецензенты:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Педагог - проектировщик, конструктор, организатор образовательного процесса. Он должен ясно представлять себе содержание и способы действий субъектов образовательного процесса, основные позиции его действующих лиц и так выстроить связи и отношения в совместном с детьми бытии, чтобы это преобразование приводило в итоге к образованию у них важнейших способностей, к их развитию.

По данным социологических опросов \educationalpsychology\:

только 8% учителей отметили у себя высокий уровень наличных знаний по психологии;

58% считают, что их психологические знания находятся на низком уровне;

13% учителей отметили у себя низкий уровень способности проектировать различные психологические ситуации в детском коллективе;

56% учителей отметили, что не умеют за поведением ребенка видеть его психологическое состояние;

48% учителей не применяют индивидуальный подход в обучении на основании индивидуально-психологических характеристик учащихся.

Психологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выявляли основы психолого-педагогической компетентности учителя и выдели следующие элементы:

активное (т.е. действенное) знание возрастной психологии, предмета психологии. Данный элемент подразумевает применение знаний на практике.

социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения.

аутопсихологические знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер.

Психологическая компетентность (Н.В. Андронова):

2) всегда опосредована содержанием деятельности специалиста;

3) является частью психологической культуры специалиста и элементов его профессионализма;
4)это своеобразный личностный инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности;

5)содержит два основных блока:

- интеллектуальный (когнитивный) – психологические знания и психологическое мышление;
- практический (действенный) – психологические умения и навыки.

Структура психологической компетентности:

компетентность в общении

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога , которая включает в себя:

осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Факторы, определяющие психологическую компетентность человека :

индивидуальные особенности (при этом большую роль играет тип личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной, аутичной или не аутичной, а также ее интеллект);

психическое состояние (астеническое и стеническое) и типичное настроение;

эффективность социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности);

влияние культурных различий;

специальная психологическая подготовка.

Необходимость повышения психолого-педагогической компетентности работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и педагогам.

Задача психологической службы школы : помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии учащихся, в преодолении недостатков их поведения.

Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого-педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя.

Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого-педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя.

Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов психолого-педагогической компетентности учителя.

Психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся

Научные разработки по вопросам психолого-педагогической компетентности и ее развития среди педагогов находятся в активном поиске идеальной модели качеств и черт, а также критериев сформированности и единства терминологического аппарата.

Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в образовательном учреждении.

Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах


Эта статья посвящена проблеме профессионально — педагогической компетентности в образовании. Профессиональная компетентность преподавателя определена как способность приводить свой образ жизни, сердцевину которого составляет профессиональный труд, в соответствие с образом мира как целостной и системно — смысловой действительностью, представляющей мир, в котором он живет и действует.

На современном этапе развития мировой цивилизации к национальным образовательным системам предъявляются новые требования. Они должны подготовить специалистов, призванных стать носителями нового качества труда, профессиональной деятельности, соответствующих инновационным моделям общественного развития.

Ключевой фигурой качества образования является, прежде всего, компетентность знаний преподавателя, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся в процессе реализации всех ступеней обучения.

В рамках Болонского процесса обозначилась тенденция к изменению принципов формирования содержания образования. Акцент переносится с процесса образования на изменение его результатов, сформированных в идеологии компетенций. Компетентностный подход становится одним из основополагающих в мировой образовательной практики, что создает необходимость научного определения сути этого понятия.

Компетентностный подход в образовании предъявляет определенные требования к профессиональной подготовке, к профессиональному становлению любого специалиста. Профессиональное становление специалиста имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность профессионала так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Профессиональное становление специалиста охватывает длительный период жизни: от начала формирования профессиональных намерений до профессионального мастерства.

Английский психолог Джон Равен, определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие компетентности", которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.

Зимняя И. А. трактует "компетентность" как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, "компетенция" рассматривается как не пришедший в "употребление" резерв "скрытого", потенциального".

А. В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. Компетентность — "уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере", то есть владение "учеником соответствующей компетенцией".

По мнению Э.Ф. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.

В.В. Сериков определяет компетентность как "способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире".

Компетенция, по мнению Keen, это структура, слагаемая из различных частей как пальцы на руке (то есть навыки, знания, опыт, контакты, ценности — это пальцы, координация вех этих элементов — это ладонь, и, наконец, контроль над всей системой, символизируемый нервной системой, управляющей рукой в целом).

Анализируя, получаем, что для компетентного специалиста, необходимы знания как "ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия", развитие обобщенных умений, навыков и личностного опыта в различных областях деятельности человека, способности и готовности их применять.

Э.Ф. Зеер, рассматривая профессиональное становление, как динамический непрерывный процесс проектирования личности специалиста выделяет стадии становления в зависимости от изменения социальной ситуации и характера ведущей деятельности:

– оптация — формирование профессионально — педагогических намерений;

– профессиональная подготовка — формирование профессиональной направленности и системы педагогических знаний умений и навыков;

– профессиональная адаптация — вхождение в профессию. Освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение;

– профессионализация — формирование профессиональной позиции, выполнение педагогической деятельности;

– профессиональное мастерство — полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегральных новообразований;

Профессиональное становление характеризуется как интегральное свойство деятельности специалиста, отражающее уникальную для него взаимосвязь и содержательное наполнение входящих в состав компонентов — профессиональной культуры, нравственности, самореализации, самоактуализации в профессиональной деятельности, что и обеспечивает, в конечном счете, профессиональную компетентность специалиста.

Необходимо определить, какими основными характеристиками и качествами должен обладать компетентный преподаватель. Можно выделить три большие группы качеств компетентного педагога: организационные качества, психолого-педагогические и профессиональные.

Компетентный преподаватель должен обладать организационными качествами. К таким можно отнести активность, пунктуальность преподавателя, его трудолюбие, коммуникабельность, исполнительность. Данные качества должны являться для студентов подсознательным примером подражания.

Основные психолого-педагогические качества преподавателя выражаются в его корректности, тактичности, нравственности.

Доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение — это все создает особый микроклимат в группе, обстановку доверия и уверенности студентов в собственных силах и достижимости поставленных целей.

Объективное, справедливое отношение преподавателя формирует, воспитывает у студента чувство собственного достоинства, величие духа, наличие которых способствует развитию его творческой самостоятельности, созидательной устремленности и, напротив, угнетение чувства собственного достоинства ведет к бесхарактерности, бездумной уступчивости и покорности.

Нравственность преподавателя влияет и на нравственность студентов. Нравственность — это внутренний код, определяющий человеческие отношения.

Важна и профессиональная нравственность. Профессия учителя издавна выделялась особым нравственным статусом. Это не только личная ответственность за выполнение педагогического долга, но и правдивость, обязательность, верность данному слову, порядочность, уважительное отношение коллег.

Немаловажна адаптация преподавателя к ведению педагогической деятельности. Профессиональная адаптация преподавателя определяется активностью личности, и выступает как единство аккомодации и ассимиляции. Понятие профессиональной адаптации связывается с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности. С.Г. Вершловский отмечает, что в процессе профессиональной адаптации происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность.

Важнейшее качество компетентного преподавателя — высокий профессиональный уровень преподавателя. Важнейшим критерием для оценки квалификации преподавателей является их умение сочетать в методике преподавания теоретические знания и практические навыки. Квалифицированные преподаватели в режиме реального времени следят за всеми событиями, происходящими в мире экономики, политики и бизнеса, что позволяет обогащать теоретическую базу знаний живыми, реальными примерами.

Коммуникативная компетентность преподавателя способствует умению общаться и устанавливать контакты в различных ситуациях, находить темы для разговора, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, сотрудничать в самых разных видах деятельности.

Общекультурная компетенция преподавателя ориентируется на непрерывное саморазвитие его личности в плане наиболее полного усвоения культурных ценностей и приобщения к этой сокровищнице личности обучаемого через различные виды деятельности.

Интеллектуально-педагогическая компетентность предполагает умение мыслить, владеть педагогическими объектами и является ключевой, т. к. никакая другая деятельность не может быть организована без интеллекта. Интеллектуальная компетентность преподавателя не может быть неизменной и ограниченной — она должна совершенствоваться и развиваться, т. к. от этого во многом зависит степень усвоения предмета и развитие творческих способностей студента.

Компетентность преподавателя не может существовать без творчества в педагогической деятельности. Только преподаватель, работающий творчески, способен воспитать и обучить творческую личность.

Творчество преподавателя — это высокая ступень его профессиональной деятельности, направленный на поиск более совершенных методов, приемов и средств учебно-образовательного процесса.

Самообразование преподавателя — повышение профессионального мастерства преподавателя. Обучающийся преподаватель сам берет на себя всю ответственность за собственное обучение, включая: установление целей обучения; определение содержания обучения; разработку и планирование собственной программы обучения; самомотивацию и рефлексию; организацию и управление собственной деятельностью; оценивание результатов собственной деятельности и самооценивание; оценивание качества избранного способа обучения.

Уровень компетентности преподавателя определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области.

Компетентный преподаватель должен обладать необходимой рефлексией. Педагогическая рефлексия определяется как обращенность сознания педагога на самое себя, учет представлений учащихся о деятельности педагога и представлений самого обучаемого о том, как педагог понимает деятельность студента. Рефлексия означает осознание себя и ожиданий других субъектов образовательного процесса, это попытка понять происходящее в себе и себя в происходящем путем самостоятельного обращения к самоанализу.

Рефлексия как основной механизм саморазвития направлена на фиксацию субъектом текущих и итоговых изменений (достижений), а также прогнозирование хода формирования профессиональной компетентности.

Педагогическая фасилитация является профессионально значимым качеством личности преподавателя, от которого зависит успешность овладения педагогической деятельностью, повышение продуктивности образования, развитие субъектов педагогического процесса и формирование особого стиля взаимодействия педагога с учащимися.

Можно подвести итог, что чем выше компетентность преподавателя, тем более компетентного специалиста получит общество и тем скорее будет решена задача высшего образования по формированию специалиста нового поколения.

Профессиональная компетентность преподавателя может быть определена как способность приводить свой образ жизни, сердцевину, которого составляет профессиональный труд, в соответствие с образом мира как целостной и системно — смысловой действительностью, представляющей собой мир, в котором он живет и действует.

Современное образование, как подчеркивается в материалах Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века должного обеспечивать человеку понимание самого себя и окружающей среды, дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, содействовать выполнению его социальной роли в процессе трудовой деятельности и жизни в информационном обществе.

Достижение перечисленных задач возможно лишь путем освоения и развития общих способностей — компетенций — ключевых квалификаций — универсальных культуросообразных мнений.

Основные термины (генерируются автоматически): компетентный преподаватель, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, знание, профессиональная адаптация, профессиональная подготовка, умение, компетентный специалист, образовательный процесс, профессиональное мастерство.

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Характеристики профессионально-педагогической. компетентный преподаватель, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, знание, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, умение.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная.

О профессиональной компетентности учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс.

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Ключевые слова: коммуникативный, организация учебного процесса, источник знаний, компетентность, модель, целенаправленность

Важнейшей целью модернизации образования на современном этапе является подготовка высококлассных и компетентных специалистов.

Повышение качества образования через повышение уровня.

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс.

. профессиональная компетентность педагога, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическое общение, педагогическая деятельность, Целевая программа развития образования.

Особенности профессиональной компетенций молодых.

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование. Результаты исследования развития профессиональной.

Повышение профессиональной компетенции педагогов.

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс.

Система формирования профессиональной компетентности.

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный.

Читайте также: