Мастер класс проектно исследовательская деятельность в школе

Обновлено: 02.07.2024

Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по настоящему увлечь предметом исследования, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

ВложениеРазмер
master_klass_moy_na_sat.docx 33.71 КБ

Предварительный просмотр:

учитель начальных классов,

г.Старый оскол. Белгородская ообл.,

Мастер – класс мне хочется начать со стихотворения Н.Рыленкова:

Слайд 2 «Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Действительно, знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.

- Я предлагаю вам первую часть высказывания, а Вы его продолжите.

  • Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит)

Слайд 3 (2 щелчка)

  • Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать) (1 щелчок)
  • Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи) (1 щелчок)

Я надеюсь, что мысли, которые будут высказываться сегодня, не будут вами восприниматься равнодушно. Каждый из вас уйдёт, обогащённый множеством идей.

Слайд 4 (1 щелчок) Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

-Какие синонимы к нему мы можем подобрать?

(1 щелчок) Синонимы: ОПЫТ, АНАЛИЗ, ЭКСПЕРИМЕНТ, НАБЛЮДЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ, ОБЗОР, ПОИСК.

Что же такое исследовательская деятельность?

Исследовательская деятельность обучающихся – разновидность учебной работы, связанная с решением учащимися творческих, исследовательских задач, осуществляемая в соответствии с требованиями к основным этапам исследования и сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями, универсальными учебными действиями по добыванию, переработке и применению информации.

Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по- настоящему увлечь предметом исследования, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога не только высокого уровня знаний, но и желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

Из носителя знаний и информации , все знающего оратора, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Работа над исследованием позволяет педагогу вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную работу.

Преимуществом применения исследовательской деятельности является:

во-первых , наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся;

во-вторых , развитие самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.

Исследовательская деятельность очень эффективна и нравится детям. Конечно, работа трудоёмка, так как надо продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения.

Подведу итог сказанного словами притчи:

В наших руках возможность формировать личность :

2. Умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

3. Уважающую и принимающую ценности семьи и общества;

4. Доброжелательную, уважающую своё и чужое мнение;

5. Готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Л юбой ребёнок хочет иметь домашнего питомца.

Учёные убеждают, что домашние питомцы положительно влияют и на здоровье человека.

Мы решили провести исследование и выяснить, а так ли это на самом деле?

Слайд 6 Цель данного исследования – раскрыть роль домашних питомцев в жизни человека и выяснить их влияние на эмоциональное состояние.

Методы исследования: изучение литературных источников, проведение социологического опроса и анкетирования, наблюдения за животными, консультации.

Слайд 7 В ходе исследования были использованы следующие формы работы:

  • выставки детского творчества;
  • беседа, диалог, дискуссия;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины;
  • встреча с работниками приютов бездомных животных;
  • встреча с людьми, чьи профессии связаны с животными;
  • проектные работы;
  • совместная работа с родителями.

Практический результат исследования заключается в разработке рекомендаций по уходу за питомцами для тех, кто хочет завести домашнее животное или уже имеет его.

Сроки реализации данного исследования составляли 2 месяца.

Исследование проводилось в два этапа.

Слайд 8 На первом этапе дети познакомились с документами, посетили библиотеку, изучили информацию в Интернет-ресурсах, выслушали мнения специалистов по этой проблеме.

Узнали, что по статистике на сегодняшний день в России примерно более 51 миллиона бездомных животных, в основном это домашние питомцы, которых выбросили на улицу, или потомки уже одичавших собак и кошек.

Проанализировав полученную информацию, дети сделали вывод: порой приобретение домашнего животного является спонтанным и недостаточно подготовленным шагом, что приводит к растущему количеству бездомных кошек и собак.

Слайд 9-10 На втором этапе провели анкетирование среди учеников начальной школы и родителей (всего опрошено респондентов - 48 учеников и 16 родителей).

Слайд 11 На основании анализа анкетирования был сделан вывод: дети часто считают домашних питомцев игрушкой, а когда она им надоедает, выбрасывают на улицу, это является одной из причин появления бездомных животных.

Слайд 12 В течение месяца дети с родителями наблюдали за собаками и кошками, которые встречались им на улице. Вероятно, они оказались ненужными хозяевам. Было замечено, что бездомные животные часто создают аварийную ситуацию на дорогах.

Слайд 13 - 14 Поэтому и было решено провести опрос непосредственных участников дорожного движения, т.е. инспектора ГИБДД и водителей. Участники опроса подтвердили, что часто причиной ДТП являются бездомные животные.

Слайд 15 Из беседы с ветеринарным врачом мы узнали, что брошенные животные не чувствуют опасность, так как они привыкли быть под защитой человека.

Слайд 18 Родители совместно с детьми выпустили листовки в защиту домашних питомцев, которые они вместе с детьми разместили на информационных стендах города.

Слайд 22- 25 Затем была проведена творческая работа , в которой также активное участие принимали родители: конкурсы рисунков, поделок о наших любимых питомцах.

Слайд 26 Продуктом нашей исследовательской работы стал макет приюта для животных, через создание которого дети выразили свое желание видеть этих животных в комфортных условиях.

Слайд 27-28. В процессе работы занятия проводились в форме квест-игры, викторины, ролевой игры, театрализованного представления, выступления агитбригады.

Слайд 29 Благодаря данной работе дети расширили свой кругозор, продемонстрировали результативное участие в конкурсах и конференциях.

Я считаю, что это эмоциональное высказывание ребенка является высокой оценкой нашей работы.

Слайд 31-32 Совместная работа доставила массу удовольствия не только детям, но и родителям.

У важаемые коллеги , предлагаю применить теоретические знания, полученные в ходе мастер-класса, на практике,

Склеена и сшита,
Без дверей, закрыта.
Кто ее открывает,
Тот много знает. (Книга)

Книгу ещё называют источник знаний, как вы думаете, почему?

Как думаете, а вы смогли бы создать книгу?

Давайте попробуем. Но для начала я предлагаю вам разгадать загадки.

1.Этот сказочный герой. С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

2. Дыму, дыму-то кругом! Кто бежит с большим ведром, Кто с ушатом… Вот кошмар! В доме у кого пожар? Подгорел чей хвост немножко? Погорелец — тётя … (Кошка)

4. У Мальвины — верный друг. Если кто обидит вдруг, Защитит подругу он, Храбрый пудель … (Артемон)

5. Двое взрослых, пять ребят, Семейка дружная собак.
Зовут их по фамилии просто, Их знают все, семья…
(Ответ – Барбоскины)

6. В Простоквашино их дом,
Проживают вчетвером.
Кто из них погожим днём
Вдруг свалился в водоём? (Шарик )

Вы большие молодцы, ответили на загадки правильно.

Скажите. Пожалуйста. На какие 2 группы можно поделить мультяшных героев? ( На группы кошки и собаки).

-Кто догадался, какой будет тема нашего исследования? ( Про кошек и собак)

Мы разделились на 2 группы. 1Группа, которая будет собирать информацию о кошках и 2 группа - информацию о собаках.

Работу будем выполнять по плану. Он у вас на желтых листиках.

Выполняя задания по плану, вы сразу оформляете листы для книги. Пункты плана у нас соответствуют разделам книги.

1.Породы кошек и собак. (1 конверт)

2.Роль кошек и собак в жизни людей. (2 конверт)

3.Уход за кошками и собаками. (3 конверт)

4.Интересные факты. (4 конверт)

5. Доска почёта. (5 конверт)

1 конверт. Соотнести породы кошек и собак с изображением) Вырезаете название породы и приклеиваете к рисунку.

2 конверт (Рассмотреть картинки и рассказать какую роль играют кошки и собаки в жизни человека). Вырезаем описание и приклеиваем рядом с соответствующей картинкой.

3 конверт (составить памяку - уход за кошкой и собакой). Делаете надписи рядом с картинками.

4 конверт (Найти интересную информацию о собаках и кошах, рассказать)

5. Доска почёта. (Найти интересную информацию о животных-героях, рассказать)

Группы готовы. Начинаем заполнять разделы книги. Начинаем с кошек.

Вот какая книга получилась у нас! Мне было интересно, а понравилось ли вам. Если вам понравилось, было интересно, , то угостите этих замечательных щенка и котёнка косточкой или рыбкой (косточкой будем угощать собаку, а кошку рыбкой). Если кому то было что то непонятно и у вас остались вопросы или вам вообще ничего не понравилось и было скучно то на заборчик прикрепите вопросик.

Всем большое спасибо, мне было очень приятно с вами работать,

Сегодня я попытались показать вам, что создание проблемных ситуаций не только формирует ту систему знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческое мышление. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок.

Завершая наше общение, послушайте, пожалуйста, притчу об учителе:

«Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление познакомит с организацией проектной деятельности, как одно из условий повышения качества и эффективности обучения младших школьников.

Мастер-класс:

Токарева Марина Алексеевна,

учитель начальных классов

Цель: повысить мотивацию коллег к активному внедрению проектов в образовательную деятельность учащихся.

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класса и его участников.

Познакомить с организацией проектной деятельности, как одного из условий повышения качества и эффективности обучения младших школьников.

Стимулировать у коллег творческую деятельность с учащимися в работе над проектами.

Форма: практическое занятие

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Проектная деятельность очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу, она обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания. При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

Для начала необходимо выяснить, что такое проект. Проектирование — это деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего социальную и/или личностную значимость. Иными словами, проект — это то, что вы делаете САМИ, а результат (продукт) может быть ПОЛЕЗЕН другим и/или вам самому в последующем. Смысл проектной деятельности заключается не только и не столько в создании продукта. Очень важно научиться планировать и организовывать собственную деятельность, доводить свой замысел до конечного результата.

Я надеюсь, что наша совместная работа поможет систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы на уроках.

Хотелось бы отметить, что проектирование и исследование - изначально принципиально разные вещи.

Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.

То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование.

В основе метода проектов и метода исследований лежат:(слайд 2)

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований(слайд3)

по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

По количеству участников: (коллективные, групповые, индивидуальные);

По месту проведения: (урочные и внеурочные);

По времени: (мини- проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).Краткосрочные требуют выделения 4-6 уроков. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Долгосрочные могут выполняться как в группах, так и индивидуально, в течение учебного года.

По теме: (предметные или свободные);

По степени самостоятельности выполнения: (самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д.);

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Я хочу познакомить вас с методикой Александра Савенкова. Доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета, академик.

Предлагаемая методика А.И. Савенкова позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях.

Перед вами- основные этапы исследования(общенаучные подходы)- слайд 4

Выделение и постановка проблемы (Выбор темы исследования, карточки, из которых дети выбирают тему)

Выработка гипотезы, предположений (подумай сам)

Поиск и предложение возможных вариантов решения (это и есть составление плана исследования)

Сбор материала (кармашки с эмблемами)

Обобщение полученных данных (набор пиктограмм)

Подготовка материалов исследования к защите

Путь развития исследовательских способностей А. Савенков предлагает проводить поэтапно:

Этап тренировочный

Задания на развитие способности видеть проблемы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы

Развитие умений давать определения понятиям

( Подготовительные занятия - описание, характеристика, пример, сравнение;

Умения ограничивать понятия – объяснить, что это такое (автомобиль, здания, одежда, мебель);

Умения обобщать(лук, редис, огурцы – овощи и т.п.); загадки, кроссворды)

Тренинги- классификации, наблюдения, эксперименты( с магнитами и т.п.)обязательно делать выводы

Развитие умений делать умозаключения

2 этап самостоятельные учебные исследования

Используем методику с кармашками, но сначала нужно выбрать тему исследования.

Карточки с темами лучше всего разложить перед детьми или прикрепить на доске и включить всех детей в обсуждение по поводу выбора темы.

Тема выбрана. Попугай

Составление плана исследования

Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее.

Как это можно сделать?

(Если дети назвали прочитать в книге, положите карточку с изображением книги и т.д.)Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования.(слайд 5)

Следующий шаг - сбор материала. Его надо зафиксировать в сознании всех участников занятия. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать наряду с обычным пиктографическое письмо.

Как мы помним, первый из выделенных нами методов –




Например, исследователи пришли к мысли, что попугаи могут быть большими друзьями людей. Нарисуем маленького человечка и рядом с ним попугая.


Так, например, в нашем случае кто-то может подсказать, что попугаи только в северных странах живут в неволе, а в теплом климате они широко распространены в дикой природе и изначально это не домашние, а дикие птицы. Просто они легко приручаются и потому хорошо ладят с человеком


Пальмы будут напоминать нам о дикой природе, солнце -о теплом климате, а нарисованный рядом попугай будет дополнять общую картину, свидетельствующую о том, что перед нами именно дикая, а не домашняя птица.

Возникают сложности т.к. дети 1 класса ещё не умеют читать, можно просто ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать (учитель).

В ходе наблюдений мы можем изучать особенности поведения попугая и его реакции на различные события. Все это надо зафиксировать на наших листочках.

Можно провести даже эксперименты

Например, боится ли наш попугай громких звуков и резких движений? Любит ли он музыку? Чем он питается и какую еду предпочитает? Ест ли он что-то необычное? Можно ли его обучить чему-либо?

Если какой-то из методов на начальных этапах работы не идет, не страшно - можно не акцентировать на этом внимание

Обобщение полученных данных

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.

И начинаем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали, что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.

Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.

Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные.

Практически это выглядит так: два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад.

Начали они с определения основных понятий, сказали, кто такой попугай, рассказали, где он живет и чем питается, затем продолжили свое повествование, опираясь на собранный материал.

После выступления исследователей надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы - самостоятельной исследовательской практике детей.

Все исследовательские работы и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то несколько сворачивался.

Какими могут быть темы детских исследований( слайд 6)

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.

Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.

Практическая часть.

Выбор темы. Определим одну общую тему нашего исследования по карточке с картинками. (Белый медведь)

Составление плана исследования.

Для того чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

Сбор материала.

Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем их схематично зарисовывать.

Учителя разбиваются на 4 группы, каждая группа получает 2 карточки с видом исследования и с вопросами на данную тему. (Белый медведь) Группы занимают места за столами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мастер-класс на тему:

Конспект разработки.

Мастер-класс на тему

1. Актуализация знаний, формулирование целей:

- Демонстрация видеосюжета про Мальвину и Буратино.

Вопросы: - как вы думаете, почему Мальвине не удалось научить Буратино?

- Какие педагогические приемы использовала Мальвина?

О: Мальвина использовала приемы традиционной педагогики. Давайте вспомним, чет традиционная система обучения отличается от современной развивающей . (Слайд1,2)

Сравнительная характеристика систем традиционного и развивающего обучения

Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения

деятельности

Деятельностный способ обучения

Ученик сам формирует цели.

Используются внешние мотивы деятельности

Опора на внутренние мотивы деятельности

Выбираются педагогом. Часто не зависят от поставленной цели

Выбираются совместно с учащимися, адекватны целям

Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем

Создается ситуация выбора действий в соответствии с возможностями ученика

Прослеживается внешний результат, главным образом уровень освоения

Главное внутренние позитивные изменения в процессе

Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов

Итак, в основе современного деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.

(слайд 3) Исследовательская деятельность учащихсяэто совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности

- Как вы думаете, о чем конкретно сегодня мы будем говорить?

(Слайд 5) План нашего занятия:

1. Структура исследовательской деятельности

2. Особая терминология исследовательской деятельности.

3. Методы исследовательской деятельности.

4. Представление результатов и публичное выступление.

5. Рекомендации для педагога при организации проектной и исследовательской деятельности

2. Структура ИД.

Не секрет, что любая проектно-исследовательская деятельность проходит через 3 основных этапа: организационно-подготовительный, практический и презентационный. Каковы же особенности этих этапов? Перед вами на столах лежат элементы исследовательской деятельности. Расположите их в том порядке, который вам кажется наиболее правильным. Мы работаем сегодня в группах, приветствуется взаимопомощь.

- Сравните вашу структуру со структурой, предложенной в методических пособиях. - - Возникли ли у вас разногласия? Как вы думаете, почему?

(Слайд 6) Основные этапы учебной исследовательской деятельности:

1. Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования

2. Определение цели исследования

3. Выбор объекта исследования

4. Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез).

5. Определение конкретных задач.

6. Поиск и изучение литературы по теме исследования.

7. Выбор методов исследования

8. Планирование и выполнение собственных исследований

9. Анализ полученных результатов

10. Проверка гипотезы

11. Формулирование выводов.

12. Подготовка отчета о проделанной работе.

3. Терминология.

А сейчас я вам предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

яблоко, призы - конфеты.

Назовите условия, при каких которых этот предмет будет очень полезным? При каких условиях этот же предмет может быть совершенно бесполезным?

Птица села на ветку, потому что..

Молоко прокисло, потому что…

Цветы цветут, потому что….

Лягушки квакают, потому что….

Я одергиваю руку, потому что…..

“ Почему совы охотятся ночью?” - “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”.

Такие игры-разминки можно применять и на уроках. Они направлены на развитие умений выдвигать гипотезы, задавать вопросы, предвидеть события, предполагать. А как показывает практика, многие школьники испытывают затруднения именно на этих этапах исследовательской деятельности. А умеем ли мы выдвигать гипотезу, определять цели и задачи, предмет и объект исследования? Давайте попробуем.

Тезаурус проектно-исследовательской деятельности

Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д.

Сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. Противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

Идеальное, мысленное предположение результата

деятельности. Начинается с существительного: исследование, изучение, выявление…

Конкретизированные или более частные цели. Начинается с глагола: изучить, описать, установить, выяснить…

Важность, значительность, чего-либо в настоящее время, современность, злободневность.

Предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Проблемное явление, порождающее ситуацию и избранное для изучения. Сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете. На что направлена познавательная деятельность. Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Главный вопрос при определении объекта: Что рассматривается?

Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. Это знание, которое Вы хотите получить в результате проведения исследования. Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема , требующая решений. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта. Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы: Как рассматривается объект? Какие отношения ему присущи? Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?

- У меня получилось следующее (слайд 8).

4. Методы ИД.

Очень важным этапом в исследовательской деятельности является выбор адекватных методов. Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата . Ни один проект не должен остаться без того или иного вида метода исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.

При заполнении кластера в помощь вы можете использовать дополнительный материал.

Суть метода

Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ.

Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков.

Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

· Полевой, или естественный эксперимент.

· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.

Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознания.

Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо.

Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.

5. Защите проекта.

Доклад представляет собой краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости . В структурном отношении доклад обычно делится на три части: введение, основную часть, заключение.

Принцип построения доклада следующий: сначала приводится общая информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования и в заключении подводятся итоги. Примерный план доклада вы можете видеть на слайде (слайд 10).

Время, выделяемое на доклад, зависит от вида исследовательской работы ( слайд 11).

Во время выступления пользоваться текстом доклада не следует, поэтому все ключевые вопросы должны быть отражены в презентации.

Презентация является эффективным способом изложения сути и результатов проведенного исследования. Её цель- проинформировать о содержании исследования и убедить в достоверности и обоснованности полученных результатов, предлагаемых рекомендаций. Презентация должна ясно и веско доводить до аудитории центральную идею исследования и полученные результаты. Структура презентации аналогична структуре и плану доклада.

При подготовке слайдов рекомендуется придерживаться следующего ( слайд 12):

Слайды должны быть простыми, не перегруженными текстом и излишними данными.

Желательно использовать шаблон со светлым фоном, который не отвлекает внимание от содержания слайда.

Текст должен легко читаться, рекомендуемый размер шрифта не ниже 20pt, цвет - синий или черный. Текст должен быть написан простыми, короткими предложениями, отражать основные положения доклада, существенную информацию. Рекомендуется употреблять общепринятую терминологию, пояснять узкоспециализированные понятия.

Не следует использовать в презентации звуковые эффекты и большое количество анимации.

Рисунки, графики, таблицы должны иметь название.

Содержание слайдов должно соответствовать выступлению.

Дополнительные материалы, подкрепляющие выступление и не вошедшие в презентацию, могут быть оформлены в виде раздаточного материала к докладу.

Примерная структура и содержание презентации результатов исследовательской работы

Слайд презентации

Вид и название исследовательской работы.

ФИО, степень, звание и должность научного руководителя.

Актуальность темы, включая установленную проблему. Объект и предмет исследования

Цель, гипотеза и задачи исследования, ограничения и допущения

Теоретическая база, методы и инструменты исследования

Основные положения, выносимые на защиту

Содержание исследования: предлагаемое решение задач исследования с обоснованием

Анализ достигнутых результатов. Новизна полученных результатов . Практическая значимость полученных результатов

Общее заключение и выводы. Перспективы развития темы и полученных результатов

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности” для учащихся, которые должны выполняться участниками проекта , план действий учащихся в проекте . Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Чётко определяю этапы работы над проектом: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио. Стараюсь через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы - формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Работая в 11 профильном классе, разработала следующую систему проведения уроков-проектов:

Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего занятия.

(Слайд) Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы , на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. (Слайд, щелчок)

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом .

Проектно-исследовательская деятельность —деятельность по проектированию собственного исследования , предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Исследование –это лишь этап проектной работы .

ЦЕЛЬЮ моего мастер класса является рассмотреть особенности реализации проектно – исследовательской деятельности .

Задачами мастер – класса является

рассмотреть структуру проектной деятельности

выделить наиболее эффективные приемы создания проекта

выработать практический выход проекта

Особенностями мастер – класса – показать основные формы и приемы работы, применяемые в нашей школе в рамках реализации проектно – исследовательской деятельности.

Я предлагаю провести наш мастер - класс по следующему плану : (Слайд)

1.Подготовительная, информационная работа

2. Практическая работа

3. Завершающая часть, рефлексия мастер – класса

Вам было предложено разделится на 2 группы. Каждая группа в процессе мастер- класса должна получить свой проект.

В рамках подготовительно – информационной работы следует выделить структуру проекта . Для этого выполним задание на приведение в соответствие основных этапов и компонентов. Предлагаю взять карточки белого цвета и стрелками соотнести понятие и определение. Время 1 минута.

Определение проблемы и темы исследования

Определение объекта и предмета исследования

Основной (этап сбора данных)

Сбор данных и контроль в соответствии с программой исследования

Анализ полученной информации.

Изложение результатов исследования

Проверка по (Слайду)

Рассмотрев понятие проекта, выработав его структуру, предлагаю нам вместе составить краткосрочный учебный проект.

Создание проекта подразумевает 3 этапа

1 ЭТАП: Подготовительный

2 ЭТАП: Основной (этап сбора данных)

3 ЭТАП: Заключительный

ЭТАП: Подготовительный (Слайд)

Определение проблемы и темы исследования.

- Для того, чтобы выявить проблему и сформулировать тему, предлагаю просмотреть видеофрагмент.

- Внимание на экран…

ВИДЕО . (щелчок в центре слайда)

- Поделитесь своими мыслями по поводу проблемы (варианты участников)

- Верно, затронута проблема экологии окружающей среды.

Все это говорит о том, что главной задачей всего человечества является охрана окружающей среды - нашего с вами завтра. Сформулируйте тему проекта, тема должна быть проблемной.

Как сохранить…. (выслушать ответы и продолжить своё завтра..)

Каждая группа сформулирует тему проекта и запишет на отведенном листе

- Назовите темы своих проектов. (Слайд)

- Определились с темой, следующий этап: формулирование цели и задач исследования.

Цель проекта- исследовать…..

Цель проекта- Исследовать проблему загрязнения окружающей среды) (Слайд)

Изучить….. (Изучить проблему загрязнения окружающей среды)

Рассмотреть… (Рассмотреть проблему загрязнения окружающей среды) Создать. (продукт, памятку, брошюру, макет, )

3) Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу , т. е. строить предположения.

Предлагаю вам выдвинуть гипотезу. Посмотрите на (Слайд) и сформулируйте.

Гипотеза: если. , то.

Гипотеза: если принять меры по охране окружающей среды, то экологическая обстановка вокруг нас улучшится.

4) Для определения следующего компонента вам нужно отгадать загадки и объединить отгадки одним п онятием. ( объект )

Отгадайте загадки.

Объедините отгадки одним понятием. (Если определили: ПРИРОДА, окружающая среда)

Замените близким по значению словосочетанием (синонимом). (Слайд по отгадке каждый раз щелчок)

1. Ты без него не сможешь жить, ни есть, ни пить, не говорить.

И даже, честно говоря, разжечь не можешь ты огня. (Воздух)

2 .Бегу я как по лесенке по камушкам звеня.

Издалека по песенке узнаете меня. (Ручей)

3 .В синей чаше алый мяч,

Он и светел и горяч. (Солнце в небе)

4 .Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица. (Земля)

Итак, объектом исследования является окружающая среда (Слайд)

5) Из слов следующей песни мы определим Предмет нашего исследования (охрана окружающей среды)

Таким образом, выделив структурные элементы проекта, переходим ко 2 и 3 этапу сбору данных и контролю в соответствии с программой исследования и анализу полученной информации.

Предлагаю остановиться на следующих методах исследования, сегодня у нас есть возможность остановиться на 2.

2 ЭТАП: Основной (этап сбора данных) (Слайд)

Теоретический анализ литературы .

Для того, чтобы провести анализ литературы, поработаем с текстом , который лежит у вас на столах. Ваша задача: прочитать текст , подчеркнуть проблемы, определить главную мысль (природа в опасности) (Слайд)

Охрана Природы

Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких промысловых животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли. Человек заметил также, что полноводные реки и источники начали мелеть, а рыба попадается в сети все реже и реже. Птицы покидали привычные гнездовья, и их стаи поредели. Заметно увеличилась сеть оврагов и балок, а губительные черные бури и суховеи стали частыми гостями. Сыпучие пески подступили к селам и засыпали их окраины, нередко вместе с полями. Плодородие почв уменьшилось, и на полях появились сорняки, угнетавшие посевы и уменьшавшие урожай возделываемых растений.

Особенно сильные изменения произошли вокруг городов и возникавших промышленных центров. Воздух здесь стал дымным и тяжелым от заводских и фабричных труб. Около шахт возникли высокие терриконы и отвалы пустой горной породы, а также появились обширные свалки различного мусора и отходов. Вода в реках и озерах загрязнилась и стала непригодной для питья. На месте когда-то бывших лугов появились болота и кочки.

Главная мысль ______________________________________________

Таким образом, пришли к выводу, что природа действительно находится в опасности. Для того, чтобы выяснить какие меры по охране окружающей среды осуществляются, чтобы экологическая обстановка вокруг нас улучшилась, можно провести социологический опрос. Обратите внимание на ( Слайд)

Примерные вопросы:

- Отчего загрязняется окружающая среда?

- Нужна ли природе помощь человека?

- Почему мы говорим, что природа в опасности?

Итоги соцопроса позволят нам сделать вывод о том, что большинство людей заинтересованы в охране окружающей среды. Каждый из них осознает, что судьба природы в его руках.

2. А мы сегодня с вами вместо опроса попробуем оценить действия человека по фото из печатного издания. Рассмотрим фото и поместим их под сигналами: зелёный – положительное влияние человека на природу, красный – отрицательное влияние человека на природу.

- Загрязнение воды заводами, фабриками

- Очистительные фильтры на трубах

- Посадка деревьев, цветов.

- Чем бы вы могли помочь природе?

Человек загрязняет окружающую среду, истребляет животных и растения, необдуманно совершает такие поступки, о последствии которых ему долгое время приходится жалеть. Нужна ещё и экология души.

3 ЭТАП: Заключительный

По итогам проекта можно подготовить презентацию и практический выход .

Предлагаю сегодня изготовить эмблему нашего проекта- это будет итогом нашей работы.

Найдите шаблоны предметов в конвертах (Земля, люди , цветок, бабочка, Солнце, листок, высказывание.)

Изготовление в группах эмблемы.

Просмотреть и вывесить все 2 проекта .Защита проектов.

t1589186981aa.jpg

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Прошу вас продолжить фразу: Почему я здесь?

Я здесь потому, что.

Закончить свой мастер-класс хотелось бы притчей.

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки..

Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т.е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег. И в жизни каждый из нас сталкивается с проблемами очень часто, которые пытается решить более или менее успешно.

Ведь если говорить в целом - проектно-исследовательская деятельность, это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта.

Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению - Мы Строим нашу лодку, т. е. создаем проект.

Очень важно научиться договариваться на берегу, а не тогда, когда лодка поплывет.

Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал, повысит вашу мотивацию к овладению проектно- исследовательской деятельностью, поможет использовать данную деятельность в вашей работе. Успехов вам! Спасибо за внимание.

Читайте также: