Использование информационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе литература

Обновлено: 02.07.2024

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Я включаю в процесс обучения ещё и аудио, и видео средства, для реализации не только принципа наглядности, но и значительному повышению интереса к учёбе.

Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на экран.

1. ресурсы Интернет

2. электронные энциклопедии.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, пальчиковую гимнастику, смену поз.

Применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов нецелесообразно.

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует :

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.

Систематическое использование ИКТ позволяет мне :

- сделать учебный процесс доступным, интересным для детей, наглядно представить учебный материал;

- повысить качество усвоения учебного материала;

- повысить познавательную активность;

- усилить образовательные эффекты;

- осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

- рационально использовать время учебного занятия;

- оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Урок с использованием ИКТ становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ. Практически на любом школьном предмете и на любом этапе урока (для обозначения темы урока; в начале урока; как сопровождение объяснения учителя; для контроля учащихся) можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Я использую информационные технологии на всех этапах урока.

1. При объяснении нового материала.

5. При проведении олимпиад.

6. Внеклассных занятий и др.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Внедрение информационных технологий в начальной школе осуществляется по следующим направлениям:

- создание презентаций, видео- и аудио файлов, фото слайдов к урокам;

- работа с ресурсами Интернет;

- использование готовых обучающих программ;

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

В своей работе я постоянно использую презентации на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира и др. Используя сайты Интернета, я подбираю наглядный материал для своих уроков : картинки, фотографии, аудиофайлы, звуковые эффекты, видеофайлы, фильмы. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для меня являются опорой для объяснения нового материала, закрепления в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. В частности на уроках окружающего мира, математики, русского языка происходит развитие целостной системы знаний за счё т введения новых обобщающих понятий: объект, модель, понятие, термин и многих других.

Слайды, выведенные на экран телевизора,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка. Использование анимации в слайдах позволяет мне дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, но и повышают мотивацию обучения.

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

На уроках технологии использую презентации с поэтапной демонстрацией изготовления поделки, аппликации. Это существенно облегчает работу учителя – все доступно, легко и наглядно, что немаловажно для детей младшего школьного возраста.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать и просто – удивляться тому, что раньше мы показывали на пальцах.

Компьютер стал неотъемлемой частью моей работы. Я использую его и в подготовке к урокам, и для самообразования, и для обобщения опыта работы в электронном виде.

Современные технологии шагнули далеко вперёд, теперь не составляет большого труда найти в Интернете нужную информацию, скачать презентацию к уроку, обменяться опытом с коллегами по всей России.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

После Референдума 2014г. в Крыму произошли большие перемены. Изменения произошли не только в жизни крымчан, но и в образовании. Благодаря спонсорской помощи жителей г. Белгорода в нашем Шубинском УВК сделан капитальный ремонт, в каждом классе есть компьютеры, что позволяет учителям начальных классов использовать их в своей работе на каждом уроке.

В заключение хочу сделать такой вывод:

В настоящее время каждому педагогу необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой так же, как он использует сегодня авторучкой или мелом для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Использование ИКТ в начальной школе Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ Цель методической разработки – показать дидактические возможности и особенности использования ИКТ на уроках технологии. Основными задачами.

Методы контроля обучения на уроках физической культуры рекомендуемых в начальной школе Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения.

Мониторинг художественно-творческого развития учащихся на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности Алибаева Анна Валерьевна, преподаватель художественного отделения МБУ ДО "Детская музыкальная школа" с. Месягутово муниципального района.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Цель обучения ребенка состоит в том, .чтобы сделать его способным развиваться.

Практическое использование ИКТ в начальной школе XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной.

Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе Звукобуквенный анализ – фундамент правописания Лингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике.

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе Эпиграф Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия. Роберт Риклефс.

Актуальность проекта: владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на педагогов. Их задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией значит научить учиться.

ВложениеРазмер
proekt.doc 108 КБ
prilozhenie.doc 200 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Яхъяевой Олеси Назаровны

студентки 41 группы

050146 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки

По количеству участников: 25 учеников

По продолжительности: краткосрочный

Срок реализации: декабрь 2014 – март 2015

Участники проекта: обучающиеся

Автор проекта: Яхъяева Олеся Назаровна

Место реализации проекта: СОШ, 2 класс.

Предметное или внепредметное направление: личностное воспитание.

Целевая аудитория (возрастной контингент обучающихся): школьники 8– 9лет.

Актуальность проекта: владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на педагогов. Их задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией значит научить учиться.

Проблема : каковы психолого-педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности как средства активизации познавательного интереса обучающихся.

Объект исследования: организация внеурочной деятельности в начальной школе.

Предмет исследования: процесс использования информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательного интереса.

Гипотеза исследования: использование информационно - коммуникационных технологий во внеурочной деятельности способствует активизации познавательного интереса младших школьников при соблюдении следующих условий:

– систематическом использовании средств информационно - коммуникационных технологий в процессе внеурочной деятельности;

– учете возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

– высокой компьютерной грамотности педагога.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Выявить роль в активизации познавательного интереса младшего школьника.
  2. Провести мониторинг результатов деятельности.
  3. Разработать конспекты внеурочных занятий с использованием ИКТ, которые будут способствовать активизации познавательного интереса младших школьников.

Проект является краткосрочным, его реализация рассчитана на месяц. В ходе деятельности осуществляется работа по активизации познавательного интереса младших школьников посредством использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочное время.

Этапы и сроки реализации

Первый этап диагностический

Третий этап практический

Четвертый этап аналитический

1. Анализ затруднений.

2. Выявление проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

4. Определение целей и задач проекта.

5. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

6. Прогнозирование результатов.

7. Внедрение проектной работы.

8. Формирование методического комплекса.

9. Корректировка работы.

10. Мониторинг текущих результатов.

11. Подведение итогов.

12. Оформление результатов работы.

Продукты проекта: конспекты (Приложение 1)

Перспективы дальнейшего развития.

В дальнейшем, после разработки конспектов внеурочных занятий с использованием ИКТ, планируется обновлять их различными методами и формами применения современных технологий, способствующих активизации познавательного интереса младших школьников.

Теоретическая часть проекта

Сегодня все больше и больше перед педагогами всего мира стоит проблема снижения интереса обучающихся к внеурочной деятельности. Занятия включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития детей, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения познавательным материалом. Активизация познавательного интереса очень важна, так как она является социально значимым качеством личности и формируется у младших школьников в учебной и внеурочной деятельности.

Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.

Внеурочная деятельность, различные ее формы является продолжением урока, где информационно-коммуникационные технологии нашли самое широкое применение: участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах, проведение внеурочных занятий, игр с использованием компьютерных технологий, участие в социальном проектировании. Современному педагогу важно научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации и при этом создать такие условия, чтобы познавательный интерес детей не снижался. Может помочь педагогу в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на занятии позволяет сделать процесс мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Опыт работы педагогов в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса обучающихся.

Современные ИКТ имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.

Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.

Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования технических средств: проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Есть возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото - видеокопилку. Большая роль на внеурочной деятельности отводится театрализации, концертной деятельности. Здесь опять на помощь приходят ИК технологии. Через презентации дети познакомились с основами театра, кукольным театром. Очень интересно проходят занятия по артикуляционной гимнастике, когда дети, повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране. Невозможно обойтись без компьютера и при подготовке к инсценированию сказки.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к внеурочным занятиям в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального эффекта.

Презентации позволяют учителю:

– наглядно представлять материал;

– интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

– регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:

– придает занятию эмоциональную окрашенность;

– психологически облегчает процесс усвоения;

– возбуждает живой интерес к предмету познания;

– расширяет общий кругозор;

– повышается производительность труда учителя.

Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ во внеурочный процесс. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающихся.

Итак, одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у обучающихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. При рассмотрении данного процесса мы опирались на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности. Большую роль в повышении познавательного интереса обучающихся в процессе внеурочной деятельности отводится информационно-коммуникационным технологиям.

Итак, в данном разделе была раскрыта роль использования информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время в развитии личности младших школьников, эффект влияния игры на личность школьника.

Хочется рассмотреть влияние информационно-коммуникационных технологий на активизацию познавательного интереса младшего школьника. Почему именно ИКТ, да потому что, на современном этапе образования требования ФГОС второго поколения одной из важнейших задач ставит ориентировку младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной российской школы. Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий.
Занятие по внеурочной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий несколько отличается от традиционного занятия. Единую структуру подобного занятия выделить сложно, так как каждое занятие индивидуально, что определяется рядом причин: спецификой программы, содержанием конкретного внеурочного занятия, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ-компетенцией педагога.
Использование ИКТ возможно на разных этапах занятия. Представляется рациональным выделение компонентов педагогической деятельности педагога, являющихся новыми компетенциями в связи с внедрением ИКТ в процесс внеурочной деятельности. В таблице 1.1. приведены примеры возможности использования ИКТ на различных этапах внеурочного занятия.

Использование ИКТ на различных этапах внеурочного занятия

Содержание
педагогической
деятельности

Цели педагогической
деятельности

Условия достижения цепей (на основе
использования
компьютерной техники)

(самоопределе-ние) к деятельности

Подготовить обучающихся к работе на занятии

- доброжелательный эмоциональный настрой учителя и обучающихся;
- быстрое включение класса в деловой ритм за счет активизации познавательного интереса;
- обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе за счет высокой мотивации

Актуализация и пробное действие

Демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения, с помощью мульти-видеотехники, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос

Быстро выявить уровень знаний обучающихся по предыдущей теме

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Демонстрация презентации темы и целей урока

обучающихся к работе на занятии

- формирование дидактической цели вместе с обучающимися;
- использование приемов организации деятельности обучающихся по принятию цели

Реализация проекта занятия

Предъявление ученикам через ИКТ основных понятий, и схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового учебного материала

Предъявить новый учебный материал

- применение различных способов активизации мыслительной деятельности обучающихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения систематизация новых знаний

физкультминутки, зарядки, в том числе с использованием ИКТ (презентации, CD-диски, содержащие текст физкультминутки, фото, видеоматериалы с демонстрацией образца упражнения)

Создать условия для сохранения здоровья обуч-ся и учителя

- оперативное привлечение всех обучающихся к процессу выполнения здоровьесберегающих мероприятий на занятии

Включение в систему знаний и повторение

Предъявление ученикам через ИКТ вопросов и заданий, требующих мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

Обучить способам мыслительной, учебно-познавательной деятельности по применению имеющихся знаний

Рефлексия занятия и самооценка деятельности.

Предъявление ученикам через ИКТ заданий разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

Организация контроля и самоконтроля; воспитание способности к самооценке

- использование различных способов контроля и самоконтроля знаний в игровой форме на компьютере;
- рецензирование работ обучающихся с последующим ознакомлением результатов рецензирования на компьютере

Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств

Длительность работы с компьютерами

Количество занятий в день

Гимнастика для глаз

3-5 упражнений по 5 и более раз каждое

Физкультминутка на рабочем месте

7-8 упражнений по 4-6 раз каждое

Длительность перерывов между занятиями

Ожидаемые результаты: использование информационно - коммуникационных технологий во внеурочной деятельности будут способствовать активизации познавательного интереса младших школьников.

Предварительный просмотр:

1. Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления

Внеурочная деятельность обучающихся - специально организованная деятельность представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.


ФГОС ставит задачу использовать в работе начальной школы информационное оснащение в образовательном процессе. Внеурочная деятельность школьников является органическим продолжением учебного процесса. Поэтому, цель учителя начальных классов - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной.

Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.

Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

вовлечение школы в построение единого информационного пространства;

формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества

формирование отношения к компьютеру, как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации

развитие познавательной и творческой активности учащихся;

формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;

повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей ;

развитие информационных ресурсов образовательного учреждения

внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

развитие способности свободного культурного общения;

обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

всестороннее развитие личности ребенка

Перед учителями ставятся задачи организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании информационных и коммуникационных технологий

повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);

усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Таким образом, система работы во внеурочное время с использованием ИКТ и Интернет – технологий имеет действительно ряд преимуществ:

дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;

предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;

гарантирует непрерывную связь в отношениях "учитель – ученик";

способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);

повышает мотивацию учения;

развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

Можно подвести итог и сделать вывод, что в организации внеурочной деятельности учащихся с использованием ИКТ:

ни одно школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;

растет интерес школьников к участию в школьных, городских, всероссийских конкурсах с использованием ИКТ

Таким образом, внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.

Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому учащимся необходима внеурочная деятельность, насыщенная ИКТ с конкурсами, олимпиадами, ребусами, развлечениями, играми….

Яндекс.Учебник — это онлайн-сервис для учителя: более 10 000 заданий по математике и русскому языку для 2–4 классов. Они проверяются автоматически, и автоматически же собирается статистика по классу, виден прогресс по каждому ученику.

ЯКласс — образовательный онлайн-ресурс. Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика


Использование ИКТ во внеурочной деятельности по литературному чтению в начальной школе

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информатизация начальной школы - одно из важнейших направлений её развития на современном этапе.

Информатизация всех сфер деятельности ставит перед школьным образованием проблему: подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникативными технологиями.

Достоинства информационных технологий обучения общеизвестны - это активизация когнитивной деятельности учащихся, индивидуальный характер обучения, повышение качества преподавания в результате быстрого оценивания знаний, умений и навыков учеников, оперативное управление ходом учебного занятия и т.п.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс способствует развитию сложившейся методики образования за счет преимуществ, связанных с наглядностью, возможностью использования различных форм представления информации: звука, изображения, обработки и хранения больших объёмов данных и т.п. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. Использование компьютерного тестирования позволяет разнообразить процесс обучения и сократить время контроля.

Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин. Кроме того, также актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что интеграция новых информационных и педагогических технологий способствует созданию гуманистической образовательной среды, в которой развивается личность активная, умеющая приобретать знания и применять их, генерировать собственные идеи.

Изучению вопроса применения информационных технологий посвящено ряд исследований (Я. А. Ваграменко, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), основной мыслью которых является подтверждение того, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Таким образом, следует говорить о формировании во многом новой среды обучения.

И.С. Якиманская отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни.

Выделим две основные идеи. Во-первых, необходимость разнообразия среды обучения. Ясно, что использование средств ИКТ способствует этому. Во-вторых, требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам обучаемых. И эту проблему достаточно эффективно могут решить ИКТ.

Цель работы заключается в выявлении особенностей использования информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Объект исследования: процесс изучения литературного чтения.

Предмет исследования: информационные технологии на уроках литературного чтения.

Гипотеза исследования: использование информационных технологий на уроках литературного чтения позволит обеспечить необходимую степень наглядности и повысит интерес к изучению предмета.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Информационные технологии могут существенно помочь в решении основных задач обучения чтению.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)

технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы) [24, с.17].

Наиболее широко на уроках литературного чтения находят применение два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.

Слайд шоу — это видеоряд из фотографий, сопровождаемый музыкой и/или дикторским сопровождением. Слайд-шоу – это последовательность зрительных образов (слайдов, картинок), в котором можно максимально компактно, но при этом наглядно, представить ту или иную тему, произведение и т.п.

Компьютерные презентации – это основной вид современных технологий представления информации. Презентация является информационным обеспечением фронтальной работы учителя с классом и состоит из слайдов. Основные формы данной информации – текст, рисунки, схемы [14, с. 67]. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание.

Информационные технологии могут использоваться на уроках литературного чтения:

для обозначения темы урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса;

как сопровождение объяснения учителя. В практике обучения младших школьников можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные термины, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий при анализе текста и т.п.;

как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставиться на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию, переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку.

для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

Таким образом, информационные технологии целесообразно применять в следующих случаях:

диагностического тестирования качества усвоения учебного материала;

в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

в обучающем режиме;

при работе с отстающими учениками;

в режиме самообучения;

в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

Методика использования информационных технологий предполагает:

совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

усиление мотивации учения;

- улучшение качества обучения и воспитания [15, с.33].

Уроки литературного чтения с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики [13, с.25].

Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю начальных классов необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность учащихся в выборе информации, её обработки, должна контролироваться учителем.

При разработке компьютерной поддержки необходимо определить:

какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

какие уроки целесообразно делать компьютерными;

как организовать компьютерные занятия.

Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности.

Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.

Информационные технологии как раз и являются современным эффективным средством, позволяющим не только повысить познавательный интерес к изучению предмета, но и значительно расширить возможности уроков литературного чтения.

Теоретическое и практическое изучение проблемы привело нас к следующим выводам.

1. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

2. Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.

3. Использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся.

4. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердится.

Также применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Таким образом, современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков.

Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, но они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной.- М.: Просвещение, 1994.

Александров Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения // ИНФО. - 2003. - № 5.

Аренова А.Х. Интернет-технологии в процессе обучения// Начальная школа.- 2003.-№ 3.

Архангельский С. И., Шестак Н. В. Теоретические основы учебного процесса с использованием универсальных технических средств обучения. - М., 2000. -Вып.2.

Белов Л. А. Методические рекомендации по использованию видеозаписей в учебно-воспитательном процессе. - М., 2004.

Большая энциклопедия начальной школы. – СПб,: Нева; М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2002.

Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1987. – с. 215 .

Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе / Пер. с англ. - М., 2008.

Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения. //Начальная школа. – 2004. - №3. - с. 39-44.

Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования. – М.: Просвещение, 2000.

Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе. -М., 2007.

Информатика в понятиях и терминах / Под ред. В. А. Извозчикова. - М., 2001.

Информатика в специальностях педагогического вуза: Сб. организационно-метод. м-лов. - Магнитогорск, 2005.

Информатика: основные понятия и термины: Словарь. - Воронеж, 2006.

Компьютер в помощь ученому и учителю / Под ред. И. В. Марусева. - Куйбышев, 2009.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Достоинства использования ИКТ………………………………9-13 стр.
4. Заключение……………………………………………………..14- 15 стр.
5. Список литературы…………………………………………….…..16 стр.

Актуальность использования ИКТ на уроках в начальной школе.

Цели использования ИКТ в начальной школе.

Основная цель использования ИКТ - стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность. Основной целью применения информационных технологий - повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.

Задачи использования ИКТ в начальной школе.

Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитие мотивации к обучению; развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций; развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышение уровня комфортности обучения; снижение дидактических затруднений учащихся; повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.

Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках в начальной школе

Основная идея применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы: интеграция различных предметных областей; модернизация традиционной системы предметного обучения; накопление образовательных ресурсов; освоение учителем современных информационных технологий; организация личностно-ориентированного обучения; творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи: развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; воспитание системно и аналитически мыслящих людей; формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей; формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности; использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности. В перспективе в отечественном образовании необходимо внедрять и другие формы образования. Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКТ. Если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, то решение этой проблемы следует искать в использовании ИКТ и дистанционного обучения. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников говорят их возрастные особенности.

Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Для начальной школы применение ИКТ позволяет решить ряд проблем обучения. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Использование ИКТ на уроках позволяет: сделать урок более интересным, наглядным; вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

Основные направления информатизации начального образования

Читайте также: