Экономический анализ как наука и практика кратко
Обновлено: 02.07.2024
Экономический анализ – это набор методов, применяемых для исследования хозяйственных систем, экономических событий и явлений.
Экономический анализ играет важную роль в организации управления экономическими системами, а также способствует повышению их эффективности и результативности. Анализ позволяет выявлять неиспользованные ресурсы, резервы, корректировать действующие стратегии и тактики.
Предметом экономического анализа является текущее состояние экономических систем. Он дает возможность рассмотреть структуру не только с экономической, но и с финансовой точки зрения. Анализ в теоретической науке таков, что позволяет разносторонне и детально исследовать определенные аспекты системы с использованием имеющейся информации.
Субъектами экономического анализа могут быть домашние хозяйства, предприятия, макроэкономические системы. Он может проводиться как собственными силами субъектов, так и внешними контрагентами, имеющими на это полномочия. Например, аудиторские проверки со стороны налоговых органов закреплены законом. Дебиторы, кредитные организации так же имеют право проводить экономический анализ с целью выявления надежности и платежеспособности субъекта.
Объектами экономического анализа выступают:
- Имущественно-финансовый комплекс.
- Производственная деятельность.
- Снабженческо-сбытовая активность.
- Финансовая деятельность.
- Работа отдельных подразделений предприятия и так далее.
Экономический анализ отвечает принципам научности, системности, комплексности. Системы изучаются в динамике, что позволяет отследить определенные тренды. Чтобы анализ был полным, необходимо выделить его основную цель. Анализ должен нести конкретную практическую пользу, в противном случае он будет нецелесообразным и экономически не обоснованным.
Готовые работы на аналогичную тему
В рамках экономического анализа используются разные методы, например, традиционные математические методы, экономическое моделирование, статистические инструменты.
Экономический анализ как практическая деятельность
Экономический анализ широко применяется в практической деятельности. В зависимости от выбранных задач выделяют следующие виды прикладного экономического анализа:
- Социально-экономический.
- Экономико-статистический.
- Маркетинговый.
- Инвестиционный.
- Функционально-стоимостной.
Социально-экономический рассматривает связь между экономическими и социальными явлениями. Статистика позволяет рассматривать большие объемы данных и анализировать их через выборки. Так же здесь есть возможность снижения влияния отклонений. Статистический анализ используется в исследованиях общественно-экономических явлений, для выявления связи между разными системами.
Работа предприятия предполагает активную сбытовую деятельность, иначе не будет возможности создавать прибыль. Исследование рынка является отправной точкой организации сбыта и маркетинговой кампании в целом. Инвестиционный анализ позволяет исследовать потенциально выигрышные проекты, либо рассчитать отдачу от вложений в модернизацию, реконструкцию. Функционально-стоимостной анализ позволяет систематически изучать хозяйственный процесс, чтобы повышать эффективность управления.
Анализ может быть полным или частичным, финансово- или технико-экономическим в зависимости от задач. На макроэкономическом уровне анализ так же важен. Он позволяет изучать тенденции в национальном, региональном и мировом хозяйстве. Каждый субъект может самостоятельно провести анализ, либо привлечь для этого специалистов. Анализ может проводиться на перспективу, как результат определенной деятельности или для внесения корректировок в текущую деятельность.
Значение экономического анализа
Экономический анализ тесно связан с прикладными направлениями экономической науки. Например, он используется в экономической теории, бухгалтерском учете, статистике, аудите, внутрихозяйственном планировании, отраслевой экономике, управлении организацией и персоналом, кредитовании, финансовом менеджменте. Он призван облегчать управление, выявлять положительные и отрицательные тенденции, формировать прогнозы. Данные экономического анализа подкрепляют бизнес-планы, стратегии, принимаемые руководителями компаний или целых регионов.
Научность анализа повышает качество результатов исследования. Цифровизация всех сфер жизни человека влияет и на экономический анализ. Сегодня можно обрабатывать большие массивы данных с минимальными погрешностями с помощью программного обеспечения и информационных систем.
Экономика не стоит на месте. Для нее характерны развитие и усложнение экономических процессов. Крупные системы трансформируются и приобретают новые формы. Происходят изменения в бухгалтерском, финансовом и управленческом учете. Это влечет за собой потребность в изменении действующего законодательства.
Унификация расчетных формул и инструментов позволяет стандартизировать анализ и сделать его более доступным для разных видов хозяйственной деятельности. В условиях рыночной экономики роль экономического анализа значительно усиливается. Он становится необходимым условием принятия управленческих решений, оценки рынка и конкурентов. Умение обращаться с инструментами экономического анализа во многом определяет качество исследований.
Современные условия развития экономики отличаются быстротой и динамичностью изменений, поэтому экономический анализ становится необходимостью. Он проводится регулярно с целью своевременного выявления различных благоприятных и неблагоприятных тенденций. Наиболее важным является анализ денежных потоков, ведь движение финансов обеспечивает нормальное функционирование хозяйственных систем любого уровня.
Новые условия организации и ведения бизнеса потребовали не только внедрения новых способов ведения хозяйствования, но и изменения взглядов на содержание основных функций, выполняемых специалистами для обеспечения рентабельной работы организации, в числе которых и комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
На рис. 1. дана примерная схема основных видов экономического анализа.
Макроэкономический анализ — это комплексный анализ народного хозяйства страны и мирового в целом.
Микроэкономический анализ - это анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих организаций или предприятий.
Экономический анализ по субъекту проведения можно разделить на внешний, который проводится в интересах государства, потенциальных партнеров, кредиторов, инвесторов и акционеров, как правило, аудиторскими фирмами и на внутренний, проводимый в интересах руководства организации внутренними аналитиками.
Рис.1. Схема основных видов экономического анализа
Теорию экономического анализа будем рассматривать только в рамках анализа деятельности организаций и прежде всего коммерческих предприятий.
Сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Содержание экономического анализа заключается в использовании научных методов для обоснования решений.
Цель экономического анализа – аналитическое обоснование управленческих решений принимаемых руководителями различных уровней.
Предмет экономического анализа функция управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений.
Объект экономического анализа - хозяйственная деятельность предприятий.
Основные задачи экономического анализа субъекта хозяйствования:
· Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
· Изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности.
· Научное обоснование текущих и перспективных планов.
· Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.
· Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия.
· Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими.
· Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
Классификация видов экономического анализа:
1. По отраслевому признаку
· отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.),
2. По признаку времени
· предварительный (перспективный).
- краткосрочный;
- долгосрочный.
· последующий(ретроспективный).
- оперативный;
- итоговый (результативный).
3. По пространственному признаку
· внутрифирменный;
Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях.
Понятие бенчмаркинг было введено впервые американскими компаниями в сфере бизнеса в 70-х годах XX века, в частности компаниями Xerox и Ford Motor Co как процесс самооценки и совершенствования своей работы. Сам термин появился в 1972 году в результате исследований маркетингового инструментария в Институте стратегического планирования Кембриджа (США).
Основным принципом бенчмаркинга стал лозунг: если организация хочет стать лучшей, она должна знать, как лидеры в этой сфере деятельности достигают высоких результатов. Бенчмаркинг рассматривается как мощный инструмент повышения качества продукции и предполагает двухэтапный процесс:
- внутренний бенчмаркинг — метод сравнения отдельных операционных действий или функций с подобными и выявление того, что необходимо совершенствовать;
- функциональный (внешний) бенчмаркинг — метод поиска и изучения лучшего опыта в этой области с целью определения возможности его применения.
Бенчмаркинг (от benchmark) — процесс по целенаправленному поиску, оценке, обучению и использованию лучшего опыта организации и производства продукции или оказания услуг на отраслевом, национальном и межнациональном уровне. Бенчмаркинг можно отнести к совокупности управленческих методов.
4. По аспектам исследования
· социально-экономический;
· экономико-статистический;
· экономико-экологический;
· функционально-стоимостный;
· логистический и т.д.
5. По методике изучения объектов
· фундаментальный;
· экономико-математический и др.
6. По субъектам анализа
7. По степени охвата изучаемых объектов
8. Посодержанию программы
Новые условия организации и ведения бизнеса потребовали не только внедрения новых способов ведения хозяйствования, но и изменения взглядов на содержание основных функций, выполняемых специалистами для обеспечения рентабельной работы организации, в числе которых и комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
На рис. 1. дана примерная схема основных видов экономического анализа.
Макроэкономический анализ — это комплексный анализ народного хозяйства страны и мирового в целом.
Микроэкономический анализ - это анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих организаций или предприятий.
Экономический анализ по субъекту проведения можно разделить на внешний, который проводится в интересах государства, потенциальных партнеров, кредиторов, инвесторов и акционеров, как правило, аудиторскими фирмами и на внутренний, проводимый в интересах руководства организации внутренними аналитиками.
Рис.1. Схема основных видов экономического анализа
Теорию экономического анализа будем рассматривать только в рамках анализа деятельности организаций и прежде всего коммерческих предприятий.
Сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Содержание экономического анализа заключается в использовании научных методов для обоснования решений.
Цель экономического анализа – аналитическое обоснование управленческих решений принимаемых руководителями различных уровней.
Предмет экономического анализа функция управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений.
Объект экономического анализа - хозяйственная деятельность предприятий.
Основные задачи экономического анализа субъекта хозяйствования:
· Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
· Изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности.
· Научное обоснование текущих и перспективных планов.
· Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.
· Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия.
· Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими.
· Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
Классификация видов экономического анализа:
1. По отраслевому признаку
· отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.),
2. По признаку времени
· предварительный (перспективный).
- краткосрочный;
- долгосрочный.
· последующий(ретроспективный).
- оперативный;
- итоговый (результативный).
3. По пространственному признаку
· внутрифирменный;
Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях.
Понятие бенчмаркинг было введено впервые американскими компаниями в сфере бизнеса в 70-х годах XX века, в частности компаниями Xerox и Ford Motor Co как процесс самооценки и совершенствования своей работы. Сам термин появился в 1972 году в результате исследований маркетингового инструментария в Институте стратегического планирования Кембриджа (США).
Основным принципом бенчмаркинга стал лозунг: если организация хочет стать лучшей, она должна знать, как лидеры в этой сфере деятельности достигают высоких результатов. Бенчмаркинг рассматривается как мощный инструмент повышения качества продукции и предполагает двухэтапный процесс:
- внутренний бенчмаркинг — метод сравнения отдельных операционных действий или функций с подобными и выявление того, что необходимо совершенствовать;
- функциональный (внешний) бенчмаркинг — метод поиска и изучения лучшего опыта в этой области с целью определения возможности его применения.
Бенчмаркинг (от benchmark) — процесс по целенаправленному поиску, оценке, обучению и использованию лучшего опыта организации и производства продукции или оказания услуг на отраслевом, национальном и межнациональном уровне. Бенчмаркинг можно отнести к совокупности управленческих методов.
Читайте также: