Экономический анализ как наука и практика кратко

Обновлено: 02.07.2024

Экономический анализ – это набор методов, применяемых для исследования хозяйственных систем, экономических событий и явлений.

Экономический анализ играет важную роль в организации управления экономическими системами, а также способствует повышению их эффективности и результативности. Анализ позволяет выявлять неиспользованные ресурсы, резервы, корректировать действующие стратегии и тактики.

Предметом экономического анализа является текущее состояние экономических систем. Он дает возможность рассмотреть структуру не только с экономической, но и с финансовой точки зрения. Анализ в теоретической науке таков, что позволяет разносторонне и детально исследовать определенные аспекты системы с использованием имеющейся информации.

Субъектами экономического анализа могут быть домашние хозяйства, предприятия, макроэкономические системы. Он может проводиться как собственными силами субъектов, так и внешними контрагентами, имеющими на это полномочия. Например, аудиторские проверки со стороны налоговых органов закреплены законом. Дебиторы, кредитные организации так же имеют право проводить экономический анализ с целью выявления надежности и платежеспособности субъекта.

Объектами экономического анализа выступают:

  1. Имущественно-финансовый комплекс.
  2. Производственная деятельность.
  3. Снабженческо-сбытовая активность.
  4. Финансовая деятельность.
  5. Работа отдельных подразделений предприятия и так далее.

Экономический анализ отвечает принципам научности, системности, комплексности. Системы изучаются в динамике, что позволяет отследить определенные тренды. Чтобы анализ был полным, необходимо выделить его основную цель. Анализ должен нести конкретную практическую пользу, в противном случае он будет нецелесообразным и экономически не обоснованным.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках экономического анализа используются разные методы, например, традиционные математические методы, экономическое моделирование, статистические инструменты.

Экономический анализ как практическая деятельность

Экономический анализ широко применяется в практической деятельности. В зависимости от выбранных задач выделяют следующие виды прикладного экономического анализа:

  1. Социально-экономический.
  2. Экономико-статистический.
  3. Маркетинговый.
  4. Инвестиционный.
  5. Функционально-стоимостной.

Социально-экономический рассматривает связь между экономическими и социальными явлениями. Статистика позволяет рассматривать большие объемы данных и анализировать их через выборки. Так же здесь есть возможность снижения влияния отклонений. Статистический анализ используется в исследованиях общественно-экономических явлений, для выявления связи между разными системами.

Работа предприятия предполагает активную сбытовую деятельность, иначе не будет возможности создавать прибыль. Исследование рынка является отправной точкой организации сбыта и маркетинговой кампании в целом. Инвестиционный анализ позволяет исследовать потенциально выигрышные проекты, либо рассчитать отдачу от вложений в модернизацию, реконструкцию. Функционально-стоимостной анализ позволяет систематически изучать хозяйственный процесс, чтобы повышать эффективность управления.

Анализ может быть полным или частичным, финансово- или технико-экономическим в зависимости от задач. На макроэкономическом уровне анализ так же важен. Он позволяет изучать тенденции в национальном, региональном и мировом хозяйстве. Каждый субъект может самостоятельно провести анализ, либо привлечь для этого специалистов. Анализ может проводиться на перспективу, как результат определенной деятельности или для внесения корректировок в текущую деятельность.

Значение экономического анализа

Экономический анализ тесно связан с прикладными направлениями экономической науки. Например, он используется в экономической теории, бухгалтерском учете, статистике, аудите, внутрихозяйственном планировании, отраслевой экономике, управлении организацией и персоналом, кредитовании, финансовом менеджменте. Он призван облегчать управление, выявлять положительные и отрицательные тенденции, формировать прогнозы. Данные экономического анализа подкрепляют бизнес-планы, стратегии, принимаемые руководителями компаний или целых регионов.

Научность анализа повышает качество результатов исследования. Цифровизация всех сфер жизни человека влияет и на экономический анализ. Сегодня можно обрабатывать большие массивы данных с минимальными погрешностями с помощью программного обеспечения и информационных систем.

Экономика не стоит на месте. Для нее характерны развитие и усложнение экономических процессов. Крупные системы трансформируются и приобретают новые формы. Происходят изменения в бухгалтерском, финансовом и управленческом учете. Это влечет за собой потребность в изменении действующего законодательства.

Унификация расчетных формул и инструментов позволяет стандартизировать анализ и сделать его более доступным для разных видов хозяйственной деятельности. В условиях рыночной экономики роль экономического анализа значительно усиливается. Он становится необходимым условием принятия управленческих решений, оценки рынка и конкурентов. Умение обращаться с инструментами экономического анализа во многом определяет качество исследований.

Современные условия развития экономики отличаются быстротой и динамичностью изменений, поэтому экономический анализ становится необходимостью. Он проводится регулярно с целью своевременного выявления различных благоприятных и неблагоприятных тенденций. Наиболее важным является анализ денежных потоков, ведь движение финансов обеспечивает нормальное функционирование хозяйственных систем любого уровня.

Новые условия организации и ведения бизнеса потребовали не только внедрения новых способов ведения хозяйствования, но и изменения взглядов на содержание основных функций, выполняемых специалистами для обеспечения рентабельной работы организации, в числе которых и комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

На рис. 1. дана примерная схема основных видов экономического анализа.

Макроэкономический анализ — это комплексный анализ народного хозяйства страны и мирового в целом.

Микроэкономический анализ - это анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих организаций или предприятий.

Экономический анализ по субъекту проведения можно разделить на внешний, который проводится в интересах государства, потенциальных партнеров, кредиторов, инвесторов и акционеров, как правило, аудиторскими фирмами и на внутренний, проводимый в интересах руководства организации внутренними аналитиками.

Рис.1. Схема основных видов экономического анализа

Теорию экономического анализа будем рассматривать только в рамках анализа деятельности организаций и прежде всего коммерческих предприятий.

Сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Содержание экономического анализа заключается в использовании научных методов для обоснования решений.

Цель экономического анализа – аналитическое обоснование управленческих решений принимаемых руководителями различных уровней.

Предмет экономического анализа функция управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений.

Объект экономического анализа - хозяйственная деятельность предприятий.

Основные задачи экономического анализа субъекта хозяйствования:

· Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

· Изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности.

· Научное обоснование текущих и перспективных планов.

· Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.

· Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия.

· Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими.

· Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Классификация видов экономического анализа:

1. По отраслевому признаку

· отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.),

2. По признаку времени

· предварительный (перспективный).

- краткосрочный;

- долгосрочный.

· последующий(ретроспективный).

- оперативный;

- итоговый (результативный).

3. По пространственному признаку

· внутрифирменный;

Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях.

Понятие бенчмаркинг было введено впервые американскими компаниями в сфере бизнеса в 70-х годах XX века, в частности компаниями Xerox и Ford Motor Co как процесс самооценки и совершенствования своей работы. Сам термин появился в 1972 году в результате исследований маркетингового инструментария в Институте стратегического планирования Кембриджа (США).

Основным принципом бенчмаркинга стал лозунг: если организация хочет стать лучшей, она должна знать, как лидеры в этой сфере деятельности достигают высоких результатов. Бенчмаркинг рассматривается как мощный инструмент повышения качества продукции и предполагает двухэтапный процесс:




- внутренний бенчмаркинг — метод сравнения отдельных операционных действий или функций с подобными и выявление того, что необходимо совершенствовать;

- функциональный (внешний) бенчмаркинг — метод поиска и изучения лучшего опыта в этой области с целью определения возможности его применения.

Бенчмаркинг (от benchmark) — процесс по целенаправленному поиску, оценке, обучению и использованию лучшего опыта организации и производства продукции или оказания услуг на отраслевом, национальном и межнациональном уровне. Бенчмаркинг можно отнести к совокупности управленческих методов.

4. По аспектам исследования

· социально-экономический;

· экономико-статистический;

· экономико-экологический;

· функционально-стоимостный;

· логистический и т.д.

5. По методике изучения объектов

· фундаментальный;

· экономико-математический и др.

6. По субъектам анализа

7. По степени охвата изучаемых объектов

8. Посодержанию программы

Новые условия организации и ведения бизнеса потребовали не только внедрения новых способов ведения хозяйствования, но и изменения взглядов на содержание основных функций, выполняемых специалистами для обеспечения рентабельной работы организации, в числе которых и комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

На рис. 1. дана примерная схема основных видов экономического анализа.

Макроэкономический анализ — это комплексный анализ народного хозяйства страны и мирового в целом.

Микроэкономический анализ - это анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих организаций или предприятий.

Экономический анализ по субъекту проведения можно разделить на внешний, который проводится в интересах государства, потенциальных партнеров, кредиторов, инвесторов и акционеров, как правило, аудиторскими фирмами и на внутренний, проводимый в интересах руководства организации внутренними аналитиками.

Рис.1. Схема основных видов экономического анализа

Теорию экономического анализа будем рассматривать только в рамках анализа деятельности организаций и прежде всего коммерческих предприятий.

Сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Содержание экономического анализа заключается в использовании научных методов для обоснования решений.

Цель экономического анализа – аналитическое обоснование управленческих решений принимаемых руководителями различных уровней.

Предмет экономического анализа функция управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений.

Объект экономического анализа - хозяйственная деятельность предприятий.

Основные задачи экономического анализа субъекта хозяйствования:

· Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

· Изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности.

· Научное обоснование текущих и перспективных планов.

· Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.

· Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия.

· Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими.

· Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Классификация видов экономического анализа:

1. По отраслевому признаку

· отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.),

2. По признаку времени

· предварительный (перспективный).

- краткосрочный;

- долгосрочный.

· последующий(ретроспективный).

- оперативный;

- итоговый (результативный).

3. По пространственному признаку

· внутрифирменный;

Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях.

Понятие бенчмаркинг было введено впервые американскими компаниями в сфере бизнеса в 70-х годах XX века, в частности компаниями Xerox и Ford Motor Co как процесс самооценки и совершенствования своей работы. Сам термин появился в 1972 году в результате исследований маркетингового инструментария в Институте стратегического планирования Кембриджа (США).

Основным принципом бенчмаркинга стал лозунг: если организация хочет стать лучшей, она должна знать, как лидеры в этой сфере деятельности достигают высоких результатов. Бенчмаркинг рассматривается как мощный инструмент повышения качества продукции и предполагает двухэтапный процесс:

- внутренний бенчмаркинг — метод сравнения отдельных операционных действий или функций с подобными и выявление того, что необходимо совершенствовать;

- функциональный (внешний) бенчмаркинг — метод поиска и изучения лучшего опыта в этой области с целью определения возможности его применения.

Бенчмаркинг (от benchmark) — процесс по целенаправленному поиску, оценке, обучению и использованию лучшего опыта организации и производства продукции или оказания услуг на отраслевом, национальном и межнациональном уровне. Бенчмаркинг можно отнести к совокупности управленческих методов.

Читайте также: