Что такое ритуал кратко

Обновлено: 05.07.2024

РИТУАЛ, -й,м. (книжн.). 1. Порядок обрядовых действий. Р. погребения. 1. Установленный порядок действий при совершении церковного таинства. Церковные ритуалы:р. венчания, крещения, соборования. 3. То же, что церемониал. Воинские ритуалы. Р. приема посла. || прил. ритуальный, -ая, -ое.

В словаре Ефремовой

  1. Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-л . религиозного акта.
  2. Церемониал, выработанный обычаем, порядок совершения чего-л .

В словаре Д.Н. Ушакова

РИТУА́Л, ритуала, ·муж. (от ·лат. ritualis - обрядовый) (·книж. ). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта. Ритуал погребения. Ритуал свадьбы.
| Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего-нибудь. Ритуал приема послов. По ритуалу.

В словаре Синонимов

церемония, церемониал, обряд; порядок, инициация

В словаре Энциклопедии

(от лат. ritualis - обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).

В словаре Медицинских терминов

(лат. ritualis обрядовый; син. символические действия) в психиатрии простое или сложное движение или действие, выполняемые против воли и вопреки разуму для предотвращения воображаемого несчастья или с целью его преодоления; возникает при наличии фобий, навязчивых сомнений, других навязчивых состояний.

В словаре Синонимов 2

В словаре Синонимы 4

инициация, обряд, порядок, церемониал, церемония

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В словаре Словарь иностранных слов

1. Порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта. Р. погребения.

2. Выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-нибудь Р. принятия присяги.||Ср. ЦЕРЕМОНИАЛ, ЦЕРЕМОНИЯ.

3. биол. Стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом. Брачный р. голубей. Ритуальный - являющийся ритуалом, относящийся к ритуалу, ритуалам.

риту а л, ритуала, муж. (от лат. ritualis - обрядовый) (книж.). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта. Ритуал погребения. Ритуал свадьбы.

| Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего-нибудь. Ритуал приема послов. По ритуалу.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от лат. ritualis обрядовый)

вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).

Культурология. Словарь-справочник

☼ исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. С понятием Р. тесно связаны понятия "церемония", "обряд", "обычай", "этикет". Нередко эти термины используются как синонимы, однако предпринимались многочисл. попытки их разграничить. Одной из важнейших проблем исследования Р. была проблема его определения. Большинство исследователей рассматривали Р. как категорию поведения, религиозного по характеру и преследующего религ. цели. Р. определялся как религ. практика (У. Робертсон-Смит, 1889), "правила поведения, к-рые предписывают, как человек должен себя вести в присутствии священных объектов" (Дюркгейм, 1912), магич. драматизация обычной деятельности, проистекающая из склонности человека воспроизводить те действия, к-рые дают ему чувство собственной силы (Дж. Харрисон, 1913). Эти определения подчеркивали принадлежность Р. к сфере сакрального (см. Сакральное), нерац., неутилитарного, в противоположность профанной, утилитарной, рац. повседневной деятельности. Малиновский включал в Р. не только религиозную, но и магич. практику; он связывал Р. с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности, и определял его как "традиционно разыгрываемое чудо". Дж. Гуди (1961) определял Р. как "стандартизованное поведение, в к-ром отношение между средствами и целью не является подлинным (т.е. либо иррационально, либо нерационально)". М. Глакмен (1962) разграничил Р. и церемонию, определив церемонию как "сложную организацию человеч. деятельности, к-рая не является по сути технической или рекреационной и к-рая включает способы поведения, выражающие социальные отношения", а Р. — как более ограниченную категорию церемониальной деятельности, связанной с мистич. и религ. представлениями.

В 19 – пер. пол. 20 в. большое место в изучении Р. занимали споры о взаимоотношении Р. и мифа. Одни антропологи отстаивали первичность Р. и рассматривали миф как его закрепление, объяснение, рационализацию (Робертсон-Смит, Фрэзер, Э. Лич); другие считали первичными мифол. и религ. представления и соответственно вторичным разыгрывание, или внешнее выражение, этих представлений (Тайлор, Харрисон, Малиновский, Гуди). В наст. время этот вопрос снят: Р. и миф рассматриваются как две формы выражения одной и той же символики, ни одна из к-рых не может быть признана первичной по отношению к другой.

Важный вклад в изучение Р. внесли Французская социологическая школа и функциональная школа (см. Функционализм) в англ. антропологии. В функционализме Р. рассматривался как поведение, обращенное к священным объектам, и по существу как символ, выражение социальных отношений. Дюркгейм (1912) разработал подробную классификацию Р., разделив их на негативные, или аскетические, связанные с запретными объектами (табу), и позитивные. В позитивные он включал Р. имитации; "представительные", или памятные Р. (напр., Р. почитания предков); жертвоприношения; искупительные Р. Социальной функцией Р. он считал укрепление коллективных чувств и поддержание социальной солидарности. А. ван Геннеп (1908) исследовал и описал церемонии, связанные с кризисами индивидуального жизненного цикла (рождением, половым созреванием, заключением брака, смертью и т.д.) и событиями календарного цикла, объединив их в категорию "обрядов перехода". Он обнаружил, что обряды перехода подчиняются той же модели, что и обряды инициации, и служат перемещению индивида из одного статуса в другой, к-рое происходит в три этапа: отделение индивида от группы, переход и воссоединение с группой. Мосс (1925) рассматривал акты дарения (или обмена) как "принудит. акты ритуального типа, в к-рых обмениваемые предметы являются средством мистич. власти". Радклифф-Браун (1922) разработал понятие "ритуальной ценности"; он утверждал, что объектами, к-рым придается ритуальная ценность, являются объекты, социально значимые для мирских, практич. целей, и что обычно ритуальная ценность не придается предметам роскоши. Он считал, что отправление Р. создает чувства, функционально важные для интеграции об-ва. В функционализме недостаточное внимание уделялось символике Р.: эта тема исследований стала одной из важных тем франц. Структурализма (Леви-Стросс), где Р. изучается как "язык", или знаковая система, с применением методов структурной лингвистики. Глакмен (1962) исследовал Р. ролевой инверсии, названные им "Р. восстания". Он рассматривал "Р. восстания" как драматич. формы реагирования агрессивности (враждебности), к-рая неизбежно накапливается в об-вах, где имеют место неравенство и иерархич. отношения, и к-рая в повседневной, "мирской" жизни не может быть разряжена. Т.о., эти Р. выполняют позитивную функцию (катартическую), дают возможность символич., социально санкционированного высвобождения агрессивной энергии, уменьшая тем самым вероятность реальных конфликтов и способствуя укреплению социального порядка. Э. Лич (1961) рассмотрел Р. как выход в сферу "сакрального", где действуют иные пространство и время и где нормы "мирской", повседневной жизни теряют свою значимость. С этим он связал наличие в религиозных Р. аскетич. и экстатич. компонентов: первые интенсифицируют нормативные ограничения "обыденной" жизни, вторые их упраздняют. М. Блок (см. Блок, Марк) и Ф. Барт (1975) исследовали использование Р. как средства мистификации властных отношений в стратифицированных об-вах. В то время как большинство исследователей относили Р. исключительно к сфере магико-религиозного поведения, ряд исследователей интерпретировали Р. как особый аспект любого поведения. Лич (1954) утверждал, что между ритуальными актами и привычными действиями невозможно провести четкую границу, и что каждое действие имеет тех. (практич., инструментальный) и ритуальный (символич., коммуникативный) аспект. Т.о., каждое действие имеет ритуальное измерение. Э. Гоффман (1967) рассмотрел рутинные действия повседневной жизни как Р. и назвал их "Р. взаимодействия" (Р. приветствий, Р. разговорного взаимодействия и т.д.). Эти Р. он связывал с развитием в совр. об-вах особого, религиозного по своей природе, культа, центр. священным объектом к-рого является человеч. личность (индивидуальное Я). В микросоциологии Р. Коллинза для обозначения этой категории ритуалов используется термин "естеств. ритуалы". В этологии (К. Лоренц) и этологич. антропологии (И. Эйбл-Эйбесфельдт и др.) анализ Р. и процесса ритуализации — одно из важнейших направлений исследований. Здесь ритуалы рассматриваются как модели поведения, выполняющие гл. обр. коммуникативную функцию, а также функции контроля агрессивности, консолидации групп, формирования системы культурных символов.

вид Обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, кодифицированная система действий (в том числе речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.).

Р. играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. Развитие правовых норм, системы нравственных представлений, элементов рационального поведения личности и научного сознания вытесняет Р. на периферию общественной жизни, главным образом в область церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданскую обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Ритуал или обряд – это определенные действия, у которых есть символическое значение. Через ритуалы человек выражает свое внутреннее состояние, отношение к миру. Ритуалы не остались в прошлом – вся наша жизнь полна ими.

Ритуалы современного человека

Что можно назвать современными ритуалами? Например, день рождения. Это ритуализированный праздник, где мы соблюдаем определенную последовательность действий: угощение, поздравления, подарки. Свидание – тоже ритуал. Мужчина и женщина наряжаются, встречаются и идут в кафе или кино.

Соблюдение ритуалов может быть не слишком строгим, но все же у него есть важные детали, которых придерживаются почти все. Если речь идет о свидании, в нашей стране обычно мужчина платит за женщину, приглашает ее в какое-то место, проявляет активность. Мужчина может подарить цветы, от женщины этого не ждут. При этом оба стараются выглядеть нарядно, показать себя с лучшей стороны. Обычно на первых свиданиях обсуждают какие-то легкие темы или по крайней мере, не болезни родственников или проблемы на работе. И от того, насколько хорошо оба выполняют роли в ритуале, зависит многое в дальнейшем.

День рождения тоже может проходить очень по-разному, но все же, как правило, именинник угощает, а в ответ получает приятные слова и подарки . Можно и отступить от этого правила, но окружающие будут не в восторге.

Есть и личные ритуалы, которые имеют значение для конкретного человека, а не для общения с другими.

Зачем нужны ритуалы?

При этом ритуалы могут быть полезны вне зависимости от того, как вы относитесь к религии и приметам.

У любого ритуала есть внутренний психологический смысл, даже если с точки зрения логики действие выглядит излишне, а то и странно. Ритуалы выражают наше внутреннее состояние, структурируют действия, помогают общению, снимают напряжение, помогают разрядить негативные эмоции , получить поддержку.

Еще одно назначение ритуала – ставить психологический якорь на события. Например – свадьба, день рождения, рождение детей , смерть близких людей, новоселье – это важнейшие события жизни, которые мы почти всегда отмечаем какими-то ритуалами.

Например, свадьба помогает молодоженам понять, что их жизнь теперь поменялась. Самостоятельная и независимая жизнь закончилась, пора учиться считаться с другим человеком, брать на себя ответственность .

Другой пример – похороны. Их ритуализированность помогает пережить удар от ухода близкого человека. Прощание имеет большой смысл. Человек, который может оплакать, попрощаться, переносит горе легче. И когда люди приносят цветы на могилу, они делают это на самом деле для себя, это их ритуальное действие. И это нормально, если помогает им чувствовать себя лучше.

Понятно, что даже самый тщательно проделанный ритуал не гарантирует положительного результата. И пышная свадьба по всем древним традициям – не гарантия долгой счастливой жизни. Но если у вас есть намерение, ритуал поможет в нем укрепиться и даст решимость и поддержку, силы на действие, освободит от лишнего беспокойства, которое отнимает силы и отвлекает.

Ритуалы достижений и планирования

Итак, ритуалы очень важны. И для таких событий как свадьба, новоселье, рождение детей – у нас обычно есть готовые ритуалы.

Но есть и другие важные дела, для которых нет подходящих ритуалов в современности, но которые тоже стоит отмечать, чтобы отметить свою решимость или старания.

Пока мы крутим все только в голове, подсознание может не воспринимать это всерьез. Ритуал может помочь сделать первый шаг на пути к переменам, освободить голову от страхов и тревог, поверить в реальность того, чего вы хотите.

Ритуал формирования намерений

Это настоящий ритуал в психологическом смысле, на котором мы вместе со участниками проходим длинный путь от подведения итогов уходящего года до формирования желаний на будущий год.

Вместе мы снимаем значимость с незавершенных связей и незавершенных дел, очищаемся от тревоги, страхов и неуверенности, которые многие испытывают в этот период, разряжаем напряжение прошедшего года.

И самое последнее – на освободившемся в голове и душе пространстве мы формируем цели на будущий год.

В отличие от не слишком продуманных новогодних желаний, такие намерения, скорее всего, исполнятся, потому что будут продуманы и сформулированы. На их выполнение появится энергия , потому что мы не потратим ее на неактуальные желания, страхи и ненужные связи.

Иными словами, мы оставим в прошлом году все ненужное, поблагодарим его за все то, что он дал нам, а все позитивное и светлое возьмем с собой.

Таков ритуал формирования намерений и такими же позитивными и важными могут стать многие ритуалы, которые вы, замечая или нет, используете в своей жизни.

Читайте также: