Психолого педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста

Обновлено: 05.07.2024

Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их?

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходит на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженность у отдельных детей той или иной возрастной черты.

Но несомненно, что особенности существенного сказываются на познавательных возможностях детей.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей детской психики. Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики.

Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

  • новизна воспринятого “что – то”;
  • осознание его как чего – то неизведанного;
  • импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства.

Возрастное явление – своеобразие хода развития сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности. Только у части детей, опережающих свой возраст, подобная одержимость умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других таких детей – при прочих равных условиях неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится – это скажется и на развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской одаренности во многом зависят именно от возрастных в определенную пору возникающих в какой – то мере преходящих особенностей.

В вопросе о восприятии одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать родительское воспитание.

Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Именно детям, наиболее любознательным, часто становятся скучно в классе после первых же уроков.

Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми, так как беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди.

У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребенка, если ему почему – либо не даются физкультура, занятия по труду.

Для “вундеркиндов” раньше требовалось специальное разрешение органов народного образования. Теперь согласно новому положению об общеобразовательной средней школе официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом.

Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности.

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время, но не нужно торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: “бутоны” его способностей еще не раскрылись.

Как распознать талант.

Если ваш ребенок одарен и отличается от всех как “белая ворона”, чтобы пестовать его талант, необходимо знать о большинстве особенностей “нестандартного ребенка” и понимать его проблемы.

Как надо вести себя родителям с одаренным ребенком.

Как распознать талант.

Если ребенок, безусловно, талантлив. Но в какой области оценить правильность предположения о врожденных способностях ребенка может тест – анкета, разработанная учеными – психологами, специальностями в области детской психологии А. де Хоаном и Г. Кафом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о психологических особенностях одарённых детей, признакаж и видах одарённости.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:

- 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;
- 75 % выдающихся людей рано "созрели", были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
- почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
- по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.

1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
3. Были увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умели контролировать себя.
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.


Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.
Ученые (И. Ньютон, Д'Аламбер, Р. Декарт и др.) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны.
Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди - ученые, художники, управленцы - имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.Отмечу также, что многие из них в разной степени свойственны всем людям, но уровень, на котором они проявляются, различен.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Признаки одаренности

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Одаренность может быть четырех видов:

Художественная: способности в области художественного творчества, музыки, живописи, скульптуре, актерские способности.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность: высокоразвитые способностипереработки информации позволяют преуспевать во многих областях знаний, успешность обучения учебным предметам.

Творческая: - большой круг интересов (поведенческие характеристики: большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, яркий темперамент.

Социальная одаренность: исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровнейпсихической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.). Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями).

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.

При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи: 1.способствовать развитию каждой личности;

2.довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;

3.способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т.д.)

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только олределить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п., а также разносторонние программы в лицеях, гимназиях, колледжах).

Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7.Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. / Г.С. Абрамова. - М.: Академ. Проект, 2002. - 624с.

2. Амонашвили, Ш.Л. Школа жизни. / Ш.Л. Амоношвили М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998. - 80 с.

3. Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей /

4. Белова, Е.А. Одаренные дети / Е.А. Белова. // Дошкольное восп итание. 1991. -№4. - С. 69-75.

5. Богоявленская, Д.Б. Ещё раз о понятии одаренности / Д.Б. Богоявленская М.: 2005. - 56с.

6. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. — М.: Знание, 1991.-56с.

7. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. М.:1970. - 210с.

8. Истягина, А.Ю. Одаренные дети глазами педагога / А.Ю. Истягина.-М.: 2001. 45с.

9. Крюкова, Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация / Е.А. Крюкова. — Волгоград: Перемена. 1999. 196с.

10. Лейтес, Н.С. Способность и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. М. - 1984. - 79с.

11. Лихачев, Б.Т. Детская одаренность. // Педагогика. М.:1996. -С. 74-84.

12. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. М. 1977. - 46с.

Оглавление
Введение
Глава 1 Детская одарённость как психолого-педагогический феномен
1.1 Понятие "одарённость", признаки одаренности
1.2 Виды одарённости
1.3 Особенности развития личности одарённых детей
Глава 2 Психолого-педагогическая характеристика одарённых младших школьников и основные способы работы с ними
2.1 Характеристика личности и способы работы с младшими школьниками с гармоничным типом одарённости
2.2 Характеристика личности и способы работы с младшими школьниками с дисгармоничным типом одарённости
2.3 Из опыта работы учителей с одарёнными младшими школьниками
Заключение
Список использованных источников

Введение
В современном мире все больше становится актуальной тема одаренности детей, особенно младших школьников. Согласно данным международной статистики, около 25% всех детей в мире являются одаренными, при этом 2-3% детей обладают выдающимися способностями [20]. Большой интерес к феномену одаренности оправдан, ведь еще три десятилетия назад основные силы школ были направлены на помощь отстающим ученикам, поскольку главной целью образования было обеспечение всех желающих необходимым уровнем знаний. В этих условиях именно одаренный ребенок часто становился изгоем учебного процесса, где его способности в лучшем случае эксплуатировались, а в худшем — подавлялись. Соответственно, изучение своих воспитанников с психологической точки зрения сходило на нет, а значит и психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания тоже. В современной же России можно говорить о гуманизации образования, о направленности на развитие личности ребенка, об индивидуализированном подходе в обучении. Потому как каждый ребенок по-своему уникален и имеет определенные задатки и способности, которые именно такая система образования позволяет развить, а начинать это развитие следует как раз с младшего школьного возраста. Это оптимальный период для диагностики одаренности, определения ее типа, когда можно скорректировать направление развития личности ребенка, наметить индивидуальный план для расширения способностей каждого. В этом помогут труды ученых, которые и по сей день занимаются исследованием феномена, например, И. Ю. Кулагина, Н. Б. Шумакова, Дж. Резулли. Рассматривая актуальность данной темы, необходимо подчеркнуть, что на учителя начальных классов возложена колоссальная ответственность за воспитание и развитие всех учеников, особенно одаренных, ведь наш мир меняется с каждым днем, а значит и требования к члену современного общества тоже.
Объект исследования – развитие личности одаренного младшего школьника.
Предмет исследования – особенности гармоничного и дисгармоничного типа развития личности одаренного ребенка в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: изучение психолого-педагогических характеристик личности младшего школьника с гармоничным и дисгармоничным типами одаренности.

Суть инструментального аспекта поведения заключается в следующих признаках:
— Наличие специфических стратегий деятельности. Нестандартные способы деятельности обеспечивают особую продуктивность ребенка.
— Сформированность качественно своеобразного стиля деятельности. Он выражается в желании ребенка все делать по-своему, в склонности к рефлексивной оценке результатов.
— Особый тип организации знаний. Высокая структурированность, способность устанавливать связи с другими предметами, а также одаренный ребенок имеет способность быстро схватывать и усваивать информацию.
— Своеобразный тип обучаемости. Часто проявляется в быстром и легком освоении программы или наоборот, в замедленном темпе, но с последующим резким изменением структуры знаний, умений и навыков [3].
Описывая мотивационный аспект поведения одаренных детей, стоит отметить следующие особенности:
— Повышенная избирательная чувствительность к различным сторонам действительности, а также к формам собственной активности.
— Повышенная познавательная потребность.

Презентация на тему: Особенности развития личности младших школьников с гармоничным и дисгармоничным типами одаренности


Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению особенностей воспитания одаренных детей младшего школьного возраста, представлены и проанализированы группы данной категории детей. Рассмотрены качества педагогов и способы работы им с данными детьми.

Ключевые слова: одаренные дети младшего школьного возраста, одаренность, художественно одаренные дети, творчески одаренные дети, профессиональные умения

Во все времена был повышен интерес к людям, которые выделялись на фоне остальных благодаря своей одаренности. Исключением не стало и наше время. Именно сейчас общество и государство нуждается в поколение людей, способных неординарно мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях. Такие люди нужны обществу. Благодаря их способности мыслить, не как все, увеличилась возможность в достижении значительных высот. Поэтому стремительно увеличилась потребность в создании особых образовательных условий для одаренных детей. Поддержка и развитие таких детей, должна начинаться с раннего возраста и осуществляться через педагогические воздействия и систему мероприятий в начальной школе.

Для начала надо определить, одарен ребенок или нет. В силу многогранности определения одаренности до сих пор выявления особых способностей у младшего школьника сложный процесс. Такой процесс представляет собой выделение специфичных способностей у ребенка с помощью различных методов: наблюдение, опрос, эксперимент. Хотя еще в младенчестве можно заметить у ребенка: ранее развитие речи, большой словарный запас, отличная память, необычная внимательность. Но перечисленные признаки могут говорить только о выдающихся интеллектуальных способностях. Поэтому стоит быть внимательнее и опираться на определение одаренности [1, с. 15].

Данное понятие сводиться к тому, что одаренность у ребенка может определить профессионально подготовленным специалистом, который рассматривает следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в приобретении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в различных областях.

Большинство педагогов и психологов, занимающихся проблемой одаренности детей младшего школьного возраста (Дж. Гилфорд, А. М. Матюшкин, А. И. Доровской, Е. С. Белова, А. И. Савенков, С. Л. Рубинштейн и другие) выделили классификацию видов одаренности, где выделены предлагаемые ниже группы одаренных детей младшего школьного возраста:

  1. Художественно одаренные дети. Проявление данных способностей происходит чаще всего на уроках изобразительных искусств или даже во внеурочное время на занятиях дополнительного образования, то есть различные кружки и секции. Развитие художественных способностей приводит к тому, что дети добиваются значительных успехов в живописи, музыке, хореографии, бывает актерский талант. Но вместе с успехом приходит и неудача в самой школе. Чаще всего занятия, связанные с любим видом творчества вытесняют занятия общеобразовательной школы. Ребенок большую часть времени отдает кружку или секции, что приводит к плохим отметкам, прогулам, неуспеваемости. То есть для художественно одаренных детей младшего школьного возраста следует разрабатывать и применять индивидуальные образовательные программы [2, с. 15].
  2. Творчески одаренные дети. Критерий, который относит ребенка к данной группе — это креативность, которая включает в себя: нестандартное мышление, гибкость мышления, способность находить интересные решения в сложных задачах, отход от стереотипов, поиск чего нового, оригинальность. Такой ребенок сразу выделяется на фоне остальных. Скорее всего, у него на все есть своя точка зрения, а другие он не воспринимает. Также ребенок неорганизован, эгоистичен. Сопровождение такого ребенка важный этап в формировании его личности. Любое упущение может привести к тому, что его неорганизованность и плохое поведение сведет все его творческие способности к нулю. Но для успешного развития творчески одаренных детей следует организовать правильную педагогическую поддержку для усовершенствования их способностей в условиях начальной школы [2, с. 15].
  3. Физическая, двигательная, спортивная одаренность. Дети с такими возможностями добиваются значительных успехов в спорте. Они обладаю хорошей физической подготовкой. Выделяются такие качества как, координация, сила, превосходное здоровье. Данная одаренность негативно сказывается на школьных занятиях. Принцип тот же, что и у художественно одаренных детей. Посещение спортивных секций ведет к отсутствию времени на занятия в школе. Важно учитывать, что его физические способности могут превосходить интеллектуальные[2, с. 16].
  4. Социально одаренные дети. Младшие школьники с данным видом одаренности проявляют себя, как лидера, способного работать в группе. Их личностные черты это высокий интеллект, гибкость мышления. Для педагога такие дети становятся примером школьной успеваемости и воспитанности [2, с. 16]. При правильном обучении ребенок достигает огромных высот.
  5. Дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью. Общая интеллектуальная одаренность выражается в высоком уровне обучаемости школьников по всем предметам, а в свою очередь академическая одаренность по отдельным предметам. Чаще всего детей этой группы и называют в школе одаренными. Такой ребенок демонстрирует высокое развитие памяти, мышления, интеллекта. А также способность к переработке информации. Дети с общей интеллектуальной одаренностью не испытывают трудности в учебе, когда как у детей с академической одаренности бывают затруднения в изучении тех предметов, которые им неинтересны. Одной из задач учителя для детей с академической одаренностью становиться помощь в приобретении даже тех знаний, которые им неинтересны. Но и нельзя препятствовать углубленному изучению тех предметов, которые в приоритете у ребенка. Важно организовать такой образовательный процесс, который поспособствует развитию и определенной направленности данной одаренности.

Оба мнения исходят из того, что для одаренного ребенка должен существовать индивидуальный подход. Влияние на детей может оказывать как педагог, так и родители или его ближайшее окружение. Одаренные дети нуждаются в поддержке со стороны окружающих. Доброжелательность и понимание помогут ребенку чувствовать себя психологически комфортно. Особые способности могут пугать ребенка. Сравнивая себя со своими одноклассниками он будет чувствовать себя другим. Все эти внутренние ощущение могут привести к тому, что ребенок не будет ни с кем дружить, общаться. Что в свою очередь приведет к одиночеству и депрессии. Поэтому родители, педагог должны обращать внимание на поведение ребенка. А также обеспечить правильное восприятие себя и адекватную самооценку личности у одаренного ребенка.

Важно учитывать свободу выбора ребенка, он может выбирать для себя образовательную траекторию обучения, приоритетный предмет и даже способы и формы его изучения. Не стоит давить на ребенка. Если педагог определил какую-либо одаренность не обязательно сразу загружать его. Нужно дать ему свыкнуться с новым статусом. Образовательные учреждения в свою очередь ведут работу с целью стимулирования данных учеников к развитию творческих способностей, проведение олимпиад, школьных конкурсов.

Большая часть ответственности за одаренного ребенка ложиться на педагога. Только благодаря его внимательности можно определить способности ребенка в той или иной области. Задачами педагога станут внедрение методов обучения подходящих, как отдельно для одаренного ребенка, как и класса в целом.

Педагог, работающий с одаренными детьми должен обладать определенным набором качеств. В первую очередь иметь достаточно знаний по особенностям психологии одаренных детей. Квалифицированный педагог будет чувствовать ребенка, разбираться в его потребностях и интересах. Владеть достаточно высоким уровнем интеллектуального развития. При работе с одаренными детьми важно обладание таких черт личности, как живой и активный характер, гибкость (быть готовым к пересмотру своих взглядов), постоянное стремление к совершенствованию. Конечно, надо быть чутким, внимательным, чувствительным по отношению к ребенку [1, с. 236–237].

Для правильной работы с одаренными детьми, следует для начала определить к какой группе одаренности он относиться. Далее выяснить какая форма проявления данных способностей, возможно явная или скрытая. Затем установить особенности психологического развития личности самого ребенка. Все это необходимо учитывать при составлении образовательного плана обучения.

Готовность педагога работать с одаренными детьми говорит о том, что у него уже есть теоретические знания и практический опыт. Профессиональные умения играют главную роль в становлении и развитии одаренности. В них входят умение модифицировать учебные программы, умение работать по специально-определенному плану, умение консультировать учащихся [1, с. 242].

Можно выделить несколько целей обучения одаренных детей младшего школьного возраста: создание условий для развития творческой личности; раскрытие индивидуальности ребенка и его возможностей; обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня.

Для их осуществления педагогу необходимо разработать учебные программы. Специализированная программа должна отвечать всем особенностям личности одаренного ребенка и следующим требованиям: быть ускоренной, модернизированной, усложненной; по качеству превосходить обычный курс обучения; с возможностью корректировки самим обучающимся; способствовать развитию абстрактного, продуктивного мышления и навыков их практического применения; должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе. А осуществление учебного процесса проходить в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленному шаблону обучения [1, с. 259–263].

Таким образом, начальная школа для одаренного ребенка становиться этапом, когда его творческие способности, проявленные во время обучения должны быть, не только замечены, но и направлены на дальнейшее развитие. Для их поддержания и совершенствования педагог организовывает комплекс индивидуальных образовательных мероприятий. Работа осуществляется по определенному учебному плану, который помогает не потерять потенциал талантливого ребенка. Образовательные учреждения в свою очередь должны стремиться в создании особых условий для успешного протекания образовательного процесса у одаренных детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, академическая одаренность, одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Читайте также: