1 правомерно ли считать родительское собрание основной формой взаимодействия школы и семьи

Обновлено: 07.07.2024

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:””;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:”Times New Roman”;>

КГБОУ «Ключевская общеобразовательная школа-интернат

как основная форма работы

Халилова Елена Владимировна

классный руководитель 6 класса

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

К 80-м годам XX века в нашей стране сложилась система содружества школы и семьи в воспитании детей. Такой союз отражал общность интересов государства и народа, был направлен на формирование высоконравственной личности

Сегодня, в начале XXI века, необходимо использование накопленного опыта в рамках систематической, дифференцированной работы школы с родителями по вооружению их педагогическими знаниями и умениями.

Взаимодействие семьи и школы – проблема, над которой уже не одно столетие думают ведущие педагоги и психологи.

В современном мире остро стоит необходимость устанавливать связи между семьёй и школой.

Общение с родителями – большое искусство, необходимая составляющая успешной работы классного руководителя с детьми. Эффективность учебной деятельности зависит, в числе прочего, и от тесноты контакта с семьей учащегося.

Функции родительского собрания заключаются в выработке планов и программ совместной работы классного руководителя и родителей на предстоящий период (планы и программы, касающиеся класса в целом); принятие особо важных решений для жизни данного класса; подведение итогов, анализ проделанной работы за определенный период времени, выработка предварительной стратегии на будущее.

На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы.

Родительские собрания могут быть: организационными, текущими, тематическими, итоговыми.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа – начале сентября.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, поездок.

Последующие собрания являются тематическими . Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы. Тематические родительские собрания, как правило, носят характер просветительский и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.

Родительские собрания проводятся в различных формах, где можно выделить некоторые из них:

Форму проведения родительского собрания – дискуссии можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

Круглый стол – это собрание, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

Собрание-презентация – это публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, врачей и других специалистов.

Родительское собрание в письменной форме проводится всё чаще и чаще. Это очень удобная форма проведения собрания. Учитель направляет родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают её и вносят свои предложения.

Родительское собрание на дому – форма родительского собрания, когда учитель посещает семьи на дому и обсуждает накопившиеся вопросы о данном ученике. Это может быть общая тема, но касается она только одной семьи.

Как привлечь родителей в школу и правильно организовать родительское собрание? И учитель, и родители в определенном смысле коллеги, в равной степени они делают одно общее дело, доверенное самой жизнью: обучить, воспитать, вырастить детей достойными людьми.

Именно от того, как педагог продумал родительское собрание, как подготовил – зависит результативность вклада родителей в работу со своими детьми, общение учителя и учащихся, эффективность воспитательной системы класса.

Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений.

Родительское собрание необходимо правильно подготовить и провести. Во взаимодействии с родителями классному руководителю важно хорошо представлять цель встречи и общения. При этом в центре внимания должна быть не сама проблема, а ее решение.

Основные элементы подготовки собрания:

¨ Выбор темы собрания. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогом, предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.

¨ Определение целей родительского собрания.

¨ Изучение классным руководителем научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

¨ Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

¨ Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Секреты успешности родительского собрания:

· Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно, что позволит родителям скорректировать свои планы и найти время для посещения родительского собрания.

· Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

· Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

· Жестко определить регламент собрания. Берегите время родителей.

· Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

· Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми деятельность.

Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя.

На собрании после обсуждения организационных моментов, необходимо определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

Советы классному руководителю по проведению собрания

· Перед началом собрания лучше “оставить за дверью” плохое настроение.

· Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

· Не забудьте “золотое правило” педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

· Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

· Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

· В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

· Доведите до родителей мысль, что “плохой ученик” не означает “плохой человек”.

· Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

· Осуждать отсутствующих родителей.

· Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

· Давать негативную оценку всему классу.

· Переоценивать значение отдельных предметов.

· Избирать для общения назидательный тон.

Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

Воспитательная задача школы – создание условий для эффективного взаимодействия родителей, детей и педагогов, все это в содружестве способствует формированию гармоничной личности младшего школьника.

Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.

Добавить комментарий Отменить ответ

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

заместитель директора по УР

Роль родительского собрания

во взаимодействии образовательного учреждения с семьей

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя могут дать детям

В.А.Сухомлинский

Но родительское собрание является одной из важных форм установления контакта педагогов с семьями учащихся. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа или начале сентября. Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы. Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Для более эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо тесное сотрудничество учителя с родителями учащихся. Об этом мечтает любой классный руководитель. Но многолетний опыт работы показывает, что родители не хотят посещать родительские собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Если начинаем привлекать родителей к помощи в кабинете, то в лучшем случае предлагают материальную помощь. Хотя не скажешь, что родители не занимаются воспитанием детей, некоторые не могут придти в школу из-за нехватки времени, другие считают, что уделяют своему ребенку достаточно времени дома, не отдавая должное школе, третьи – чтобы не слышать плохое о ребенке. Но какая бы не была причина нам необходимо работать с родителями вместе.

Тогда, когда воспитание молодежи – очень актуальная тема: и воспитание не только в школе, но и в семье.

Ведь воспитательный процесс – это сама жизнь. Поэтому если родителей более плотно привлекать к проведению воспитательных мероприятий, то это послужит организованным и продуманным педагогическим просвещением родителей, что способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

Взаимодействие школы и родителей имеет разные формы и проявления. Важную роль в углублении семейного воспитания играет создание системы педагогического всеобуча родителей. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.

Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев можно использовать сайт школы. Размещать на школьном сайте виртуальный всеобуч для родителей, это удобно и экономит время.

В педагогической литературе можно найти много разных советов по проведению бесед и родительских собраний. Можно предложить следующие рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний:

Перечень действий педагога по подготовке классного собрания:

определение его цели и задач;

изучение научно-методической литературы;

проведение диагностических методик;

определение вида, формы, этапов родительского собрания;

приглашение родителей и его участников;

составление решения собрания, рекомендаций (памяток) родителям;

оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Советы психолога

Проводить собрания не более 1-2 часов.

Самый приятный звук для человека – его имя. Хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.

Перед началом собрания объявить вопросы, которые будут обсуждаться на собрании.

Начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.

Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников: и благополучных и трудновоспитуемых, - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Предупредить родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

Поблагодарить всех, кто нашел время придти (особенно отцов)

Секреты успешного проведения родительского собрания

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

К родительскому собранию нужно добросовестно готовиться.

Если технические возможности школы позволяют, то можно использовать презентации, видеофильмы при проведении родительских собраний.

Семь правил успешного проведения родительского собрания:

Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте!

Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!

Как пригласить родителей на собрание?

Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей.

Звонок по телефону.

Использование дружеских связей родителей.

Индивидуальное приглашение на бумаге с указанием темы собрания.

Индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте.

Приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению.

Приглашение с помощью родительского комитета.

Как начать собрание и расположить родителей к разговору?

Использование цитат, эпиграфов; оформление доски.

Поприветствовать и поблагодарить родителей.

Лирическое начало (стихи, инструментальная музыка).

Знакомство родителей с проблемой и регламентом.

По-особому (необычно) рассадить родителей.

Выставка творческих работ учащихся.

Реклама педагогической литературы.

Видеоролик о жизни класса или выступление детей.

Начать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителей.

Отметить работу родительского комитета.

Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания.

Выразить радость от общения с родителями и их детьми.

Какие нетрадиционные формы проведения собрания вы можете предложить?

Педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику).

Родительские конференции по обмену опытом воспитания.

Итоговые совместные собрания детей и родителей.

Посещение театра и обсуждение с детьми спектакля.

Презентация семейного воспитания.

Как должен продумать свое выступление классный руководитель, чтобы каждый родитель услышал о своем ребенке что-то хорошее? Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс?

С хорошего начать и хорошим закончить.

Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей.

О плохом сказать в общем, не называя фамилий.

В плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всех.

О хорошем при всех, о недостатках – индивидуально.

Показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий.

Написать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др.

Награждение родителей грамотами.

Создание психологического портрета ребенка с помощью определенных значков, объясненных родителям.

Представление детей по номинациям.

Анализ дел (отметить каждого).

Можно проводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: “Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей”.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентированые на построение разумного образа жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях в педагогической науке и практике сложилась благоприятная почва для развития инновационных процессов. Инновационное развитие системы образования обусловлено социально-экономическими, политическими, демократическими и культурными изменениями в обществе. В связи с этим в национальной доктрине основным приоритетным направлением определено воспитание. Именно воспитание вводит ребенка в окружающую культуру.

Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Поэтому одним из главных направлений воспитательной программы является работа по взаимодействию классного руководителя, семьи и детей, организация совместных дел родителей и детей.

Очень часто приходится слышать мнение, что все идет из семьи. Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенческом возрасте. Самым продуктивным вариантом работы, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя.

Формы взаимодействия семьи и школы – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Основные способы сотрудничества школы и родителей.

Родительское собрание на тему:

(дискуссия, с использованием интерактивных методов).

Цель: способствовать единению, сплочению семьи, установлению теплых взаимоотношений родителей и детей.

Задачи:

Участники: учащиеся 5 класса и их родители.

Форма проведения: дискуссия, с использованием интерактивных методов.

Этап подготовки.

● Оформление на экране: тема, цель. На доске: детские рисунки, цитаты:

● Подбор проблемных ситуаций семейного воспитания.

● Подбор практических советов и рекомендаций для родителей и детей.

Ожидаемые результаты:

  1. Улучшение микроклимата в семье.
  2. Оказание помощи родителям и детям, при возникновении проблемных ситуаций.
  3. Обучение родителей навыкам поведения в семье и во взаимоотношениях в ребенком.

Этап проведения.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

- Да, настоящая семья, это не семья из трех человек, как принято сегодня. Настоящая семья – это: бабушка, дедушка, мама, папа и трое детей.

- Поднимите руки, у кого сейчас такая семья.

Задание детям. А сейчас, дети ответьте откровенно на вопросы:

- Кто глава вашей семьи?

- Чем ты огорчаешь родителей?

- Чем ты их радуешь?

- Как тебя наказывают родители?

- Просишь ли ты у них прощения?

- Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

- Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?

- Какие у тебя отрицательные черты характера?

- Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?

- Что ты хотел бы изменить в своей семье?

Задание родителям. Продолжите предложения.

- Если ребенка постоянно критикуют, то… (он учиться ненавидеть).

- Если ребенок во вражде, то… (он учится агрессивности).

- Если ребенка высмеивают, то… (он становится замкнутым).

- Если ребенка подбадривают, то… (он учится верить в себя).

- Если ребенка поддерживают, то…(он учится ценить себя).

- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, то…(он учится ценить себя).

Классный руководитель: Что такое, по вашему мнению, взаимопонимание? (Обмен мнениями).

Классный руководитель: Знаем ли мы друг друга? Наш мир состоит из взрослых и детей. А умеем ли мы понять друг друга, пожалеть, посочувствовать?

В словаре С.И. Ожегова взаимопонимание трактуется как понимание и согласие. Взаимопонимание это вид взаимодействия на равных позициях, уважительное отношение друг к другу.

- Ваши дети учатся в 5 классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах?

- Расскажите, как вы встречаете своих детей из школы, какими словами? (Родители высказываются). На экране появляются советы по воспитанию детей.

СОВЕТ 2. Когда ребенок совершит дурной поступок, его мучает совесть, но вы его наказываете, и совесть замолкает.

Классный руководитель: Бить или не бить? – вот, в чем вопрос.

Парламент в Англии решил – бить. Для этого даже специальные ремни выпускают.

В Европе не модно даже ставить в угол.

- А как у вас в семье? (Высказываются родители).

- А как вы решаете эту проблему? (Мнение родителей).

1.Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?

(Дети пишут на листочках, а родители через 3 минуты по очереди отвечают вслух, ответы сопоставляются).

2. Ваш ребенок не убрал свою постель. Как вы поступите?

(Родители пишут, дети отвечают).

3. Ласковое обращение мамы к ребенку или как обычно называете ребенка дома?

(Родители пишут, дети отвечают).

Задание : ситуации для родителей.

Классный руководитель: Каждому из вас предлагается составить список качеств, важных для взаимопонимания в семье. При составлении списка постарайтесь вспомнить примеры, когда вы проявляли взаимопонимание в общении со своей семьей. После оглашения списка, каждый может высказать свое мнение, аргументируя его и приводя примеры. Если большинство участников будут согласны с этим качеством, оно будет принято в список и записано на интерактивной доске.

- А теперь перепишите все качества на свой листочек и сопоставьте их с теми, что имеются в вашей семье.

Качества

Наличие качества в семье

Умение понять проблемы члена семьи.

Умение выслушивать друг друга.

Ценить мнение друг друга.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал листок владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ, и в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Любите, берегите и понимайте друг друга! Мира в ваших семьях! До свидания, до новых встреч!

Снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.

Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.

Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор си-туаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Виды родительских собраний:

1. Организационные:

-избрание родительского комитета;

-распределение общественных поручений;

-разработка мероприятий с участием родителей

2. Собрания по плану классного всеобуча родителей.

3 . Тематические.

4 . Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5. Собрания-практикумы.

6 . Итоговые и т.д.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Данные рекомендации могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Начальная школа

Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.

Режим дня и его влияние на качество обучения.

Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.

Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.

Роль игры в расширении кругозора ребенка.

Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.

Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.

Шалость и хулиганство - есть ли различия?

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Средняя школа

Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.

Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.

Когда легко учиться?

Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности.

Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку - гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье.

Особенности межличностных отношений подростков.

Психологический стресс и подросток.

Помощь родителей в формировании и развитии волевых качеств.

Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и подростками.

Воспитание детей и "ножницы времени".

Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.

Старшая школа

Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.

Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.

Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании классного коллектива.

Профессиональные намерения и возможности учащихся класса

ВНО. Как помочь ребенку.

Мой ребенок- выпускник.

Аникеева Юлия Валериевна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области

Формы работы с родителями:

индивидуальные консультации педагога, посещения на дому, родительские тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги, родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции.

Этапы подготовки родительского собрания:

7.Выбор темы собрания.

5.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

8.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

2.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

1.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

4.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Аникеева Юлия Валериевна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области

Автор: Аникеева Юлия Валериевна, учитель английского языка, руководитель ШМО классных руководителей, МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области, 2012 год

Данная работа предназначена для проведения семинара на МО классных руководителей.

Используемые ресурсы:

Тематические классные часы и родительские собрания.\Л.Ж.Жалпанова.- Ростов н\Д: Феникс, 2011.-284с.

Тесты для подростков.\О.Ф.потемкина и др. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.- 320с.

Групповая психология.\Э.Берн.- М.: Академический проект, 2001. – 464с.

Конспект практического семинара

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители учеников – единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.

Существуют разнообразные формы и методы социально – педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание.

Анализ планов воспитательной работы классных руководителей позволяет сделать вывод, что в классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания. Темы собраний, как правило, подбираются согласно возрасту детей и в соответствии с их актуальностью для данного класса. Однако, в течение года не всегда проводятся все запланированные собрания. В этом случае классный руководитель напрасно лишает себя лишней возможности пообщаться с родителями, обсудить различные вопросы жизнедеятельности класса.

Родительское собрание дело тонкое. Однозначно на родительском собрании не должно быть случаев публичного осуждения за неудачи в учебе и нарушения дисциплины. Для таких вопросов лучше использовать индивидуальные беседы.

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания ,главная из которых:

- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей,

- социокультурные особенности жизни семьи,

-экономическое положение семьи.

Информирование родителей о деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.


Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:


-повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, дискуссия, тренинги),

-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь школы в делах),

- участие родителей в управлении школой (совет школы, родительский комитет),

- формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.

Давайте сразу определимся: У нас три группы

План проведения семинара.

Содержание работы с родителями.

Формы работы с родителями .

Методы работы с родителями.

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия семьи и школы.

Правила эффективного взаимодействия классных руководителей с семьями учащихся.

!1 группа Формы работы с родителями делятся на традиционные и нетрадиционные.


На доске плакат – формы работы с родителями – 2 колонки: традиционные и нетрадиционные.

Ваша задача: из предложенного перечня форм дополнить данные колонки, можно написать свои.

Итак, перед нами формы работы с родителями.(Приложение 1)

Как вы считаете какие формы работы с родителями дают наибольший эффект традиционные или нетрадиционные.

!2 группа Ваше задание: из предложенного перечня анкет, тестов выбрать те, которые, на ваш взгляд, помогут определить уровень психолого-педагогических знаний родителей.

1.Когда он родился, то __________________________________________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________

3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________

5.Его отношение к школе было ___________________________________________

6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________

Диагностика №1.

Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе один балл, если нет – 0 баллов.

1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
2. Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет а фантазирует.
3. Современные школьные программы чересчур сложны.
4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.

6. Наивная непосредственность – это, скорее, достоинство детского возраста, а не недостаток.
7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
10. Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
11. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.

12. В детстве всем необходимы занятия спортом. · За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
13. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

14. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.

15–20 баллов.
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.
Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.
8–11 баллов.
Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.
Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов.
Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.
Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.

Отметьте те утверждения, с которыми Вы можете согласиться. Если в каком-то из разделов Вы отметили 2 или 3 пункта, существует риск некоторых "перегибов".

А - Возможно, Вы представляете своего ребёнка более беспомощным, чем он есть на самом деле. Попробуйте дать ему больше самостоятельности!

Б - Не слишком ли Вы балуете своих детей? Вы ведь сами ещё молодая женщина!

В - Пожалуй, Вы несколько более требовательны, чем ребёнок может вынести. Не ведёт ли это к напряжению в семье?

Г - Такое впечатление, что Вашим детям "всё нельзя". Постарайтесь выбрать из Ваших требований самые необходимые!

Д - Не думайте, что строгие наказания - лучший метод воспитания. Есть риск, что ребёнок перестанет отвечать на просьбы, не подкреплённые угрозой.

Если Вы обнаружили, что превысили свои полномочия в отношениях с ребёнком, радуйтесь хотя бы тому, что это произошло своевременно - внимательная мама всегда готова признать свои ошибки.

1) Мои дети для меня - самое главное в жизни.

2) Ради детей я готова отказаться от личной жизни.

3) Я всё время думаю только о детях - об их болезнях, делах, друзьях.

1) Мои дети всегда умеют добиться от меня того, что хотят.

2) Я трачу на детей значительно больше денег, чем на себя.

3) Я не понимаю, как можно устать от общества своих детей.

1) Мои дети имеют больше домашних обязанностей, чем другие.

2) Мой старший ребёнок всегда присматривает за младшим.

3) Я охотно поручаю своему ребёнку трудные дела.

1) Главное, чему нужно научить детей, - это слушаться.

2) Дети должны уважать мать больше всех людей на свете.

3) Нельзя проявлять свои слабости при детях.

1) Детям полезно, если они не только любят, но и боятся мать.

2) Ради детей нельзя оставлять их проступки безнаказанными.

3) Случается, что лучшее наказание - это порка.

1. Меня почти во всем поддерживают.
2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают.
6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
7. Мне дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.
9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.

1. Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

– организацией школьного быта;

– питанием в школе;

– состоянием школьных помещений;

– материально-техническим обеспечением школы;

– отношениями между школьниками в классе;

– вашими отношениями с педагогами и администрацией;

– отношением вашего ребенка с педагогами;

– отношением вашего ребенка к школе в целом.

2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?

3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?

4. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?

6. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы?

7. Что, по вашему мнению, школа делает хорошо?

8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы сделать лучше?


Как видите, анкеты позволяют понять, владеют ли родители необходимой информацией по воспитанию детей, правильно ли выбран принцип воспитания, определят проблемы в воспитании детей.

Распределите в правильном порядке этапы подготовки родительского собрания.(Приложение 2.)

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.

На сегодняшнем семинаре мы хотели только рассказать о нетрадиционных формах работы с семьей, выявить факторы, которые способствуют эффективному взаимодействию семьи и школы, но и дать практическое занятие в работе с родителями по формированию методов и приемов развития жизненно важных навыков у детей. Все запланированное мы выполнили.

А теперь хотелось бы получить ваше мнение по проведенному семинару.

Как вы считаете, все ли сегодня удалось на сегодняшнем семинаре?

На столе лепестки. Требуется сложить цветы – красный цвет – удалось, желтый – не совсем удалось, зеленый – совсем не удалось.

Читайте также: