Психология социально правовой деятельности лекции для спо кратко
Обновлено: 02.07.2024
Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).
Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обуславливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить в ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под "маской" социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.
Особая взаимосвязь психологии и социальной работы прослеживается в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий объект воздействия - человек. Известно, что человек не только выступает как объект социальных отношений, но и является их субъектом. При этом формируются различные жизненные стратегии. Являясь объектом социального действия, индивид занимает пассивные общественную и личностную позиции. Психологически это проявляется как стремление к детерминированности своей жизненной стратегии, исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладанию поведенческих стереотипов, ригидности мышления, монопараметричности существования, эстернальности. Подлинную активность, тенденции к саморазвитию, самоактуализации, интернальности, целенаправленности, креативности может проявить личность, лишь будучи субъектом социальной деятельности.
Ослабление личностной, индивидуальной субъектности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы состоит в создании условий для проявления жизненных сил и социальной субъектности, в оказании помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями. Именно вопросы, связанные с практическими аспектами психологии и социальной работы, оказываются в данном случае в центре внимания. Прежде всего возникают вопросы: какое место должна занимать прикладная психология в системе социальной работы с населением? какие функции она выполняет? какую помощь оказывает практикующему социальному работнику? Значение психологических знаний для социальной работы рассмотрим на следующих двух примерах.
В социальной работе нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, одинокие престарелые, многодетные семьи, беженцы, безработные, правонарушители, наркоманы и др.). работа с подобными группами очень сложна и не всегда удачна. Но владение социальным работником психологической информацией может ее упростить.
Обычно социально дискриминированные группы ведут себя стереотипно - у них главным образом две линии поведения. Первая из них характеризуется усилением конфликтности в межличностных отношениях, ослаблением внутригрупповых связей, девальвацией внутригрупповых ценностей, общей неудовлетворенностью группой, стремлением ее покинуть. Вторая связана с усилением внутригрупповой солидарности, укреплением межличностных связей, повышением удовлетворенности принадлежности к группе, стремлением возвыситься над другими группами и людьми.
Обе линии поведения носят деструктивный характер. Социальному работнику, знающему о том, что ему придется иметь дело с социально дискриминированными группами, нужно быть готовым к неизбежному проявлению вышеописанного комплекса деструктивных социально-психологических особенностей. При этом необходимо понять, почему возникают столь противоречивые последствия социальной несправедливости. Анализ всех возможных стратегий активности социально депривированных групп для достижения позитивной социальной идентичности дает следующие типы стратегии: индивидуальная мобильность, социальная креативность, социальное соперничество (конкурентность).
Первая группа стратегий характерна для людей, пытающихся повысить свой социальный престиж благодаря своим личным возможностям (способностям, случайностям, обману и др.). Вторая - связана с изменением критериев социальной оценки. Третья - включает как мирные, демократические, так и агрессивные формы соперничества, нередко приводящие к социальным катаклизмам. Но самое главное заключается в том, что все типы поведения могут не сопровождаться активным действием до тех пор, пока незаконность статусных различий не становится явной, очевидной, тогда возникает и крепчает ощущение несправедливости.
Основываясь на психологических данных, в социальной работе может быть выбран путь снятия напряженности, предварительное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.
Значение психологических знаний для социальной работы можно рассмотреть на примере взаимодействия социального работника с людьми, совершившими или пытающимися совершить попытку самоубийства, т.е. суицидальными клиентами. Социальному работнику истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых - не лишить себя жизни, а продемонстрировать это намерение. Причем следует учитывать тот факт, что нередко такая демонстрация заканчивается смертью из-за не учета реальных обстоятельств.
Причинами суицидальных деяний могут быть непреодолимые для личности препятствия, имеющие остро выраженную негативную окраску (утраты, разочарования, обиды, измены, просчеты, конфликты, различные по силе и субъективной значимости для индивида, по внезапности, продолжительности и повторяемости).
Описание этого явления в категориях психологии показывает, что человек решает лишить себя жизни под влиянием тех ли иных обстоятельств когда, во-первых, его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни и смерти: терпит поражение все, что удерживало человека на Земле; в-третьих, наиболее сильный удар приходится на нравственные ценности личности; и наконец, принятие суицидного решения - акт проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл смерти (инверсия). Именно инверсия и "запускает" поведенческий механизм добровольного ухода из жизни.
В морально-психологическом аспекте в принятии решения о суицидальном акте важная роль принадлежит свойствам, связанным с индивидуальной и социальной субъектностью. При позициях "протеста", "призыва" или "избегания" и соответствующей им мотивации лишения себя жизни личность моральную ответственность перекладывает на других людей; при позиции "самонаказания" ответственность полностью принимается принимается личностью; при позиции "отказа" она приписывается "судьбе", "року". Суицидальное решение, в условиях психологического кризиса личности, является результатом сложного взаимодействия факторов индивидуального и общественного сознания.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что для выделения в социальной работе суицидоопасных людей и групп недостаточно только формальных социально-демографических признаков. Необходима совокупность содержательных, социально-этических и морально-психологических характеристик жизненных сил и жизненного пространства как отдельных личностей, так и социальной общности, свидетельствующих об их уязвимости.
Значимость психологических знаний для социальной работы усиливается в связи с необходимостью организации работ превентивного (предупреждающего, профилактического) характера: с подростками и молодежью, отличающимися асоциальным поведением (хулиганство, мелкие кражи, угон автотранспорта, нарко-токсикомании); суицидоопасными людьми; лицами, склонными к частым "кризисным психическим состояниям" и др. В таких случаях социальная поддержка носит преимущественно характер индивидуальной психосоциальной работы. Во всей этой деятельности социальному работнику нужно знать, какие изменения происходят и у индивидов, и в семьях, где они живут, и то, как ослабить влияние таких изменений.
Эти группы нуждаются в социальной и психологической поддержке, выраженной в различных формах: материальной помощи, получении профессии, облегчении социально-психологической адаптации к новым условиям, снятию психической напряженности, стресса и др.
Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).
Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обуславливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить в ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под "маской" социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.
Особая взаимосвязь психологии и социальной работы прослеживается в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий объект воздействия - человек. Известно, что человек не только выступает как объект социальных отношений, но и является их субъектом. При этом формируются различные жизненные стратегии. Являясь объектом социального действия, индивид занимает пассивные общественную и личностную позиции. Психологически это проявляется как стремление к детерминированности своей жизненной стратегии, исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладанию поведенческих стереотипов, ригидности мышления, монопараметричности существования, эстернальности. Подлинную активность, тенденции к саморазвитию, самоактуализации, интернальности, целенаправленности, креативности может проявить личность, лишь будучи субъектом социальной деятельности.
Ослабление личностной, индивидуальной субъектности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы состоит в создании условий для проявления жизненных сил и социальной субъектности, в оказании помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями. Именно вопросы, связанные с практическими аспектами психологии и социальной работы, оказываются в данном случае в центре внимания. Прежде всего возникают вопросы: какое место должна занимать прикладная психология в системе социальной работы с населением? какие функции она выполняет? какую помощь оказывает практикующему социальному работнику? Значение психологических знаний для социальной работы рассмотрим на следующих двух примерах.
В социальной работе нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, одинокие престарелые, многодетные семьи, беженцы, безработные, правонарушители, наркоманы и др.). работа с подобными группами очень сложна и не всегда удачна. Но владение социальным работником психологической информацией может ее упростить.
Обычно социально дискриминированные группы ведут себя стереотипно - у них главным образом две линии поведения. Первая из них характеризуется усилением конфликтности в межличностных отношениях, ослаблением внутригрупповых связей, девальвацией внутригрупповых ценностей, общей неудовлетворенностью группой, стремлением ее покинуть. Вторая связана с усилением внутригрупповой солидарности, укреплением межличностных связей, повышением удовлетворенности принадлежности к группе, стремлением возвыситься над другими группами и людьми.
Обе линии поведения носят деструктивный характер. Социальному работнику, знающему о том, что ему придется иметь дело с социально дискриминированными группами, нужно быть готовым к неизбежному проявлению вышеописанного комплекса деструктивных социально-психологических особенностей. При этом необходимо понять, почему возникают столь противоречивые последствия социальной несправедливости. Анализ всех возможных стратегий активности социально депривированных групп для достижения позитивной социальной идентичности дает следующие типы стратегии: индивидуальная мобильность, социальная креативность, социальное соперничество (конкурентность).
Первая группа стратегий характерна для людей, пытающихся повысить свой социальный престиж благодаря своим личным возможностям (способностям, случайностям, обману и др.). Вторая - связана с изменением критериев социальной оценки. Третья - включает как мирные, демократические, так и агрессивные формы соперничества, нередко приводящие к социальным катаклизмам. Но самое главное заключается в том, что все типы поведения могут не сопровождаться активным действием до тех пор, пока незаконность статусных различий не становится явной, очевидной, тогда возникает и крепчает ощущение несправедливости.
Основываясь на психологических данных, в социальной работе может быть выбран путь снятия напряженности, предварительное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.
Значение психологических знаний для социальной работы можно рассмотреть на примере взаимодействия социального работника с людьми, совершившими или пытающимися совершить попытку самоубийства, т.е. суицидальными клиентами. Социальному работнику истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых - не лишить себя жизни, а продемонстрировать это намерение. Причем следует учитывать тот факт, что нередко такая демонстрация заканчивается смертью из-за не учета реальных обстоятельств.
Причинами суицидальных деяний могут быть непреодолимые для личности препятствия, имеющие остро выраженную негативную окраску (утраты, разочарования, обиды, измены, просчеты, конфликты, различные по силе и субъективной значимости для индивида, по внезапности, продолжительности и повторяемости).
Описание этого явления в категориях психологии показывает, что человек решает лишить себя жизни под влиянием тех ли иных обстоятельств когда, во-первых, его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни и смерти: терпит поражение все, что удерживало человека на Земле; в-третьих, наиболее сильный удар приходится на нравственные ценности личности; и наконец, принятие суицидного решения - акт проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл смерти (инверсия). Именно инверсия и "запускает" поведенческий механизм добровольного ухода из жизни.
В морально-психологическом аспекте в принятии решения о суицидальном акте важная роль принадлежит свойствам, связанным с индивидуальной и социальной субъектностью. При позициях "протеста", "призыва" или "избегания" и соответствующей им мотивации лишения себя жизни личность моральную ответственность перекладывает на других людей; при позиции "самонаказания" ответственность полностью принимается принимается личностью; при позиции "отказа" она приписывается "судьбе", "року". Суицидальное решение, в условиях психологического кризиса личности, является результатом сложного взаимодействия факторов индивидуального и общественного сознания.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что для выделения в социальной работе суицидоопасных людей и групп недостаточно только формальных социально-демографических признаков. Необходима совокупность содержательных, социально-этических и морально-психологических характеристик жизненных сил и жизненного пространства как отдельных личностей, так и социальной общности, свидетельствующих об их уязвимости.
Значимость психологических знаний для социальной работы усиливается в связи с необходимостью организации работ превентивного (предупреждающего, профилактического) характера: с подростками и молодежью, отличающимися асоциальным поведением (хулиганство, мелкие кражи, угон автотранспорта, нарко-токсикомании); суицидоопасными людьми; лицами, склонными к частым "кризисным психическим состояниям" и др. В таких случаях социальная поддержка носит преимущественно характер индивидуальной психосоциальной работы. Во всей этой деятельности социальному работнику нужно знать, какие изменения происходят и у индивидов, и в семьях, где они живут, и то, как ослабить влияние таких изменений.
Эти группы нуждаются в социальной и психологической поддержке, выраженной в различных формах: материальной помощи, получении профессии, облегчении социально-психологической адаптации к новым условиям, снятию психической напряженности, стресса и др.
Психология социально-правовой деятельности считается частью социальной психологии. Предметом исследования дисциплины является психологическая характеристика правоприменительной деятельности государственных органов в социуме, или негосударственных, но также наделенных правоприменительной функцией.
Психология социально-правовой деятельности: понятия и нормы
Специалисты, осуществляющие социально-правовую деятельность, в своей работе используют современные методики и средства, позволяющие добиться ее максимальной эффективности. Они должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям и соблюдать правила поведения, в том числе этические, которые должны быть ориентированы на клиентов.
Есть и другие принципы, такие как:
- моральные нормы, их исполнение считается моральным долгом;
- понятие чести, достоинства;
- необходимость согласования организованных мероприятий с поставленными задачами;
- прикладной характер практической социально-правовой деятельности может связывать специалиста со многими поступками и другими видами жизнедеятельности человека, в любом случае необходимо проявлять уважение;
- полностью запрещены любые грубые выпады или бестактные, неучтивые замечания;
- сведения, полученные психологом во время работы, не должны использоваться в личных интересах, неприемлема возможность злоупотребления должностными полномочиями;
- с любым, из обратившихся к специалисту людей, он обязан наладить доверительные отношения.
В социально-правовой деятельности психологов имеются характерные показатели и специфические, в которых отмечены особенности психики работающего специалиста, начиная от приоритетов и личных качеств до свойств характера. Все они должны отвечать профессиональным требованиям.
Вопросы профессиональной пригодности
Скорость формирования профпригодности зависит не только от полученного образования. Главная роль отводится уровню мотивации и степени подготовки к работе. Совокупность этих важных индивидуальных качеств психолога обеспечивает высокую эффективность работы. Способствует более творческому подходу к решениям поставленных перед ним задач. Благодаря профессиональной компетентности, хорошо подготовленный психолог быстро выстраивает связи и вступает в плодотворные коммуникативные отношения с одним субъектом или группой.
Под профессионализмом специалиста по психологии социально-правовой деятельности понимается наличие у него важнейших моральных ценностей. А также выполнение действий, в соответствии с профессиональной культурой.
Культурные и этические принципы
Нравственному кодексу, включенному в психологию социально-правовой деятельности, должны соответствовать:
- постановка задач и их решение;
- защита правовых норм для каждого человека в социуме;
- создание авторитетного мнения о психологической службе.
К принципам этического кодекса можно отнести:
- основной постулат психолога, занимающегося социально-правовой деятельностью — действовать всегда в интересах клиента;
- юридическая компетенция и легитимность, высокая ответственность;
- обеспечение доступности.
Основные положения, принятые в стране, соответствуют международным стандартам и требованиям к психологам, работающим в социально-правовой сфере.
Правовая психология — это раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты и процессы реализации правотворчества, правопонимания, формирование правосознания, а так же социализации личности в сфере права.
Правовая психология выступает в качестве некоторого набора привычек, стереотипов поведения, которые являются реакцией общества и социальных групп на отдельные правовые нормы, общие принципы организации правового порядка, а также юридические организации.
В более простой формулировке под правовой психологией подразумевается отношение человека к праву, закону и его представителям. При этом подобные отношения могут являться удовлетворенностью, негодованием, возмущением, удовольствием.
Объект и предмет правовой психологии
Предмет изучения правовой психологии — психологические особенности взаимодействия людей в ходе реализации правовых отношений и правоприменительной деятельности.
В качестве объекта изучения в юридической психологии выступают конкретные типы людей и их общности с точки зрения правовой активности существующих процессов правового регулирования.
Основными задачами подобного направления рассматриваются: психология правовой социализации, ее недостатки, потенциальные психологические предпосылки производительности правовых общепризнанных норм и правил.
Структура правовой психологии
Традиционно в структуре правовой психологии выделяют следующие компоненты:
- Общая часть. Состоит из перечня основных положений современной психологии, а также конкретные инструменты для заимствования некоторой информации из смежных областей;
- Специальная часть. Данная категория также делится на перечень основных разделов, среди которых можно выделить криминальную психологию, психологию жертвы, следственную психологию, криминалистическую психологию, судебную психологию и множество других категорий. Все они позволяют наиболее полно охватить различные правовые ситуации, связанные с психологическим восприятием того или иного факта.
Задачи правовой психологии
Правовая психология призвана решать следующие задачи:
- Изучение различных возникающих психологических явлений, а также закономерностей человеческой деятельности в процессе правотворчества и формирования правосознания;
- Проведение исследования психологических предпосылок эффективности правовых норм. Здесь становится важным изучение специфики вхождения психологических терминов в уголовно-правовые и гражданско-правовые отношения;
- Проведение исследования особенностей психологии юридического труда, разработка определенные рекомендации для улучшения профессионального мастерства всех работников правоохранительных органов. Крайне важным является осуществление деятельности по профориентации, профотбору и профессиональной консультации;
- Проведение анализа психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений с целью создания определенных рекомендаций для исправления и перевоспитания осужденных. Здесь также разрабатывается комплекс мер, позволяющих подготовить осужденного к будущему освобождению из мест лишения свободы;
- Определение основных психологических направлений исследования личности преступника и жертвы.
Принципы правовой психологии
Под принципом подразумеваются основные идеи и концепции, которые пронизывают общую систему знаний в направлении юридической психологии. Стоит понимать, что перечень подобных подходов в значительной степени отличается в литературе. При обращении к юридической современной психологии можно выделить следующие принципы:
- Объективность. Деятельность специалистов должна быть полностью непредвзятой.
- Детерминизм. Поиск причин и факторов, которые привели к правонарушению.
- Единство. Рассмотрение видов деятельности, которые оказывают значительное влияние на поведение.
- Развитие. Важность воздействия окружающей среды на личностные изменения.
- Личностный подход. Изучение личности как конкретного субъекта правопослушной деятельности.
- Системность. Рассмотрение факторов, которые являются определяющими с точки зрения психики человека.
Методы правовой психологии
Методы правовой психологии характеризуются наличием некоторой специфики, которая формируется в связи с особенностями изучаемых субъектов. В качестве основной методики рассматривается структурный анализ, который позволяет определить имеющиеся функциональные зависимости всех исследуемых объектов. Довольно часто используется структурно-генетический анализ, позволяющий обнаружить связь между функционированием человека и личностным развитием. К числу иных методов исследования в юридической психологии относится:
- Естественный эксперимент. Используется для определения правдивости показаний при определении воздействия окружающей среды;
- Метод беседы. Подразумевает ведение доверительной беседы.
- Метод анкерный. Подразумевает проведение опроса большой категории лиц.
- Метод изучения гражданских дел. Позволяет определить все ошибки, которые появились в ходе следствия;
- Проведение личностно-диагностических тестов.
- Биографический метод.
Психологическая теория права Л. Петражидского
Наибольшее влияние на развитие российской психологической школы права оказал Лев Иосифович Петражицкий, профессор факультета юриспруденции в Петербургском университете. По его мнению, право должно определяться как некоторая совокупность психических элементов, которые полностью формируются в зависимости от психических особенностей индивида, придающих поведению характер общеобязательности.
Также по мнению Л.И. Петражицкого основным источником права должна выступать эмоциональная сфера человека. В его психологической теории права эмоции подразделяются на правовые и моральные. Правовые эмоции обладают атрибутивно-императивным характером, то есть позволяют продемонстрировать конкретные потребности индивида с точки зрения чувственного переживания долга. При этом моральные эмоции являются внутренними определяющими факторами для поведения человека.
С точки зрения правовой психологии Л.И. Петражицкий выделил следующий перечень социальных сфер:
-
В эту категорию входят официальные отношения людей, определяемые набором формальных правил;
- Преступная правовая психика.
- Императивно-атрибутивные переживания.
- Правовые переживания.
Как итог, можно отметить, что Лев Иосифович Петражицкий определял правовую психологию как крайне важную часть в жизни каждого человека, придавая ей статус регулятора поведения в социуме.
Отличия правовой идеологии и правовой психологии
Крайне важным при рассмотрении подобных категорий является умение продемонстрировать связь и отличия правовой психологии и идеологии. Стоит учитывать, что правовая психология позволяет отражать правовую действительность в качестве набора несвязанных фактов, не рассматривая ее как единую систему. При этом правовая идеология является полной противоположностью, задача которой заключается в рассмотрении правовой действительности в качестве единого целого. Правовая психология является более быстрым инструментом реагирования на формирующиеся изменения правовой действительности, поскольку все изменения воспринимаются непосредственно субъектом.
Связь между правовой идеологией и психологией состоит в следующем: в отрыве от правовой психологии правовая идеология лишается определённой эмпирической базы, становится оторванной от реальности и неэффективной. При этом, их единство обеспечивает наиболее полное и корректное отображение особенностей общественного бытия, а также позволяет оказать активное влияние на всю социальную жизнь общества.
В целом, право, законодательство, правовая система направлены на регулирование социальных процессов, организацию общественной жизни в рамках существующих общественных отношений. Правовой эффект становится возможным только благодаря тому, что функционирование социальных структур, любые социальные процессы имеют своим содержанием целенаправленную деятельность и общение людей. Таким образом, социальный эффект и возможность реализации правового регулирования зависит не только от характера правового воздействия, но и от способности и готовности людей сознательно воспринимать и усваивать его, формировать в соответствии с ним свои действия и отношения. Реализация правовых норм, их действие осуществляется в деятельности, поведении людей.
Правосознание как механизм правового регулирования
Правосознание — это универсальная форма действия механизма правового регулирования, то есть фактор его эффективности. Правосознание способно как активно воздействовать на элементы механизма правового регулирования, так и само испытывать его воздействие. На правосознание влияет система норм и оценок, существующих в данном обществе (морально-политические императивы и существующая правовая система), которая поступает в сферу правосознания с помощью информационного механизма. Важно отметить, что как истинность содержания информации, так и развитие средств информации влияют на формирование правосознания и, соответственно, права. Информация интернализируется субъектом через социально-психологический механизм.
Правосознание, достаточно активно проявляет себя в механизме правового регулирования общественных отношений. Согласно. Я. Г. Ткаченко, это не конкретно правовые, а общие механизмы управления обществом и механизмы внутреннего управления действиями людей.
При исследовании роли правосознания в механизме правового регулирования принципиальное методологическое значение имеют разработанные в психологии положения о единстве сознания и деятельности, о влиянии внешних факторов внутренними условиями личности, о социальной детерминации психологической структуры личности.
Социальные явления правосознания
При анализе правосознания в системе социально-правовых отношений следует учитывать, что партнеры в ней, с одной стороны, осуществляют целенаправленное поведение по отношению к объекту взаимных интересов, а с другой стороны, ориентированы на взаимное поведение, координируют и корректируют свои действия в зависимости от своих прав, обязанностей и форм взаимодействия, а также от действий партнера. Данный вид отношений характеризуется как сознательно-волевые (но в науке давно изучены бессознательные и неосознаваемые формы поведения, которые, конечно же, находят свою реализацию и в сфере отношений, регулируемых правом), осуществляемые для реализации определенного социально значимого интереса. Любые отношения в сфере социальных отношений имеют психологическую окраску. Таким образом, помимо индивидуального поведения здесь формируется общий механизм взаимодействия, который на уровне правосознания следует рассматривать уже не как отношение субъекта к объекту (которым является лицо с набором прав и обязанностей), а как субъекта к объекту (самостоятельному, свободному элементу правовой действительности).
Система психологических знаний в социальной работе
Психологическая теория личности составляет основу социальной работы. Социальная работа тесно связана с типизацией личностей, и ее стратегия и тактика строятся соответствующим образом. На практике теория акцентирования символов оправдала себя. Например, выявляются положительные и отрицательные черты характера, конфликтные ситуации, соответственно подбираются психологические упражнения и воспитательные рекомендации.
Также особое внимание уделялось изменению социального окружения человека и формированию его способности использовать социальные ресурсы и возможности. М. Ричмонд выделял четыре метода социальной работы — понимание личности, понимание социальной среды, прямое действие по взаимному согласию и опосредованное действие социальной среды. По его мнению, основным применением психологических знаний в социальной работе было развитие потенциала (самосовершенствование) человека и помощь ему извне в поиске собственных психологических ресурсов.
Психологическая теория групп играет существенную роль в социальной работе. Раскрыта структура группы: Лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое структурирование групп помогает организовать социальную работу.
Существенной частью системы психологических знаний в социальной работе является теория психологии общения. Социальное обучение, органично интегрированное в социальную работу, помогает овладеть коммуникативными навыками, которые питают и развивают личность. Это создает благоприятные социальные и образовательные отношения.
Психологические методы социальной работы
В социальной работе используются психологические методы. Будучи по сути психологическими, они направлены на решение проблем социализации, оздоровления общества.
Психологические методы, используемые в социальной работе, делятся на индивидуальные и групповые.
Значительные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решение многочисленных задач по изучению социально-психологических характеристик личности, коллективов, образовательных, экономических отношений.
Задачи, стоящие перед конкретным психодиагностическим исследованием, могут быть решены несколькими способами. Один из них довольно распространен в работе психологов и очень полезен для социального работника. Это наблюдение за изучаемым человеком в контексте взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях (семья, группа).
Психологическое консультирование широко используется в социальной работе. Его используют менеджеры, рядовые работники, учителя, родители, ученики, студенты, молодожены, члены семьи и т.д. Их индивидуальная и групповая деятельность основывается на результатах этой работы.
Психологический отбор является необходимым методом социальной работы. Используется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения направления переподготовки, кадровых групп.
Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они обращаются к получателям помощи, чтобы те лучше осознавали социальную ситуацию, развивали чувство собственного достоинства и адаптировались к изменившимся условиям жизни.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Читайте также:
- Педагогический коллектив школы 3
- Театральная деятельность в детском саду родительское собрание
- В тропических широтах образуется область высокого атмосферного давления почему кратко
- Педагогическое сотрудничество учителя и учащихся в воспитательной деятельности кратко
- В чем заключается принцип независимости действия сил кратко