Психология социально правовой деятельности лекции для спо кратко

Обновлено: 02.07.2024

Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обуславливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить в ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под "маской" социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

Особая взаимосвязь психологии и социальной работы прослеживается в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий объект воздействия - человек. Известно, что человек не только выступает как объект социальных отношений, но и является их субъектом. При этом формируются различные жизненные стратегии. Являясь объектом социального действия, индивид занимает пассивные общественную и личностную позиции. Психологически это проявляется как стремление к детерминированности своей жизненной стратегии, исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладанию поведенческих стереотипов, ригидности мышления, монопараметричности существования, эстернальности. Подлинную активность, тенденции к саморазвитию, самоактуализации, интернальности, целенаправленности, креативности может проявить личность, лишь будучи субъектом социальной деятельности.

Ослабление личностной, индивидуальной субъектности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы состоит в создании условий для проявления жизненных сил и социальной субъектности, в оказании помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями. Именно вопросы, связанные с практическими аспектами психологии и социальной работы, оказываются в данном случае в центре внимания. Прежде всего возникают вопросы: какое место должна занимать прикладная психология в системе социальной работы с населением? какие функции она выполняет? какую помощь оказывает практикующему социальному работнику? Значение психологических знаний для социальной работы рассмотрим на следующих двух примерах.

В социальной работе нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, одинокие престарелые, многодетные семьи, беженцы, безработные, правонарушители, наркоманы и др.). работа с подобными группами очень сложна и не всегда удачна. Но владение социальным работником психологической информацией может ее упростить.

Обычно социально дискриминированные группы ведут себя стереотипно - у них главным образом две линии поведения. Первая из них характеризуется усилением конфликтности в межличностных отношениях, ослаблением внутригрупповых связей, девальвацией внутригрупповых ценностей, общей неудовлетворенностью группой, стремлением ее покинуть. Вторая связана с усилением внутригрупповой солидарности, укреплением межличностных связей, повышением удовлетворенности принадлежности к группе, стремлением возвыситься над другими группами и людьми.

Обе линии поведения носят деструктивный характер. Социальному работнику, знающему о том, что ему придется иметь дело с социально дискриминированными группами, нужно быть готовым к неизбежному проявлению вышеописанного комплекса деструктивных социально-психологических особенностей. При этом необходимо понять, почему возникают столь противоречивые последствия социальной несправедливости. Анализ всех возможных стратегий активности социально депривированных групп для достижения позитивной социальной идентичности дает следующие типы стратегии: индивидуальная мобильность, социальная креативность, социальное соперничество (конкурентность).




Первая группа стратегий характерна для людей, пытающихся повысить свой социальный престиж благодаря своим личным возможностям (способностям, случайностям, обману и др.). Вторая - связана с изменением критериев социальной оценки. Третья - включает как мирные, демократические, так и агрессивные формы соперничества, нередко приводящие к социальным катаклизмам. Но самое главное заключается в том, что все типы поведения могут не сопровождаться активным действием до тех пор, пока незаконность статусных различий не становится явной, очевидной, тогда возникает и крепчает ощущение несправедливости.

Основываясь на психологических данных, в социальной работе может быть выбран путь снятия напряженности, предварительное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.

Значение психологических знаний для социальной работы можно рассмотреть на примере взаимодействия социального работника с людьми, совершившими или пытающимися совершить попытку самоубийства, т.е. суицидальными клиентами. Социальному работнику истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых - не лишить себя жизни, а продемонстрировать это намерение. Причем следует учитывать тот факт, что нередко такая демонстрация заканчивается смертью из-за не учета реальных обстоятельств.

Причинами суицидальных деяний могут быть непреодолимые для личности препятствия, имеющие остро выраженную негативную окраску (утраты, разочарования, обиды, измены, просчеты, конфликты, различные по силе и субъективной значимости для индивида, по внезапности, продолжительности и повторяемости).

Описание этого явления в категориях психологии показывает, что человек решает лишить себя жизни под влиянием тех ли иных обстоятельств когда, во-первых, его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни и смерти: терпит поражение все, что удерживало человека на Земле; в-третьих, наиболее сильный удар приходится на нравственные ценности личности; и наконец, принятие суицидного решения - акт проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл смерти (инверсия). Именно инверсия и "запускает" поведенческий механизм добровольного ухода из жизни.

В морально-психологическом аспекте в принятии решения о суицидальном акте важная роль принадлежит свойствам, связанным с индивидуальной и социальной субъектностью. При позициях "протеста", "призыва" или "избегания" и соответствующей им мотивации лишения себя жизни личность моральную ответственность перекладывает на других людей; при позиции "самонаказания" ответственность полностью принимается принимается личностью; при позиции "отказа" она приписывается "судьбе", "року". Суицидальное решение, в условиях психологического кризиса личности, является результатом сложного взаимодействия факторов индивидуального и общественного сознания.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что для выделения в социальной работе суицидоопасных людей и групп недостаточно только формальных социально-демографических признаков. Необходима совокупность содержательных, социально-этических и морально-психологических характеристик жизненных сил и жизненного пространства как отдельных личностей, так и социальной общности, свидетельствующих об их уязвимости.

Значимость психологических знаний для социальной работы усиливается в связи с необходимостью организации работ превентивного (предупреждающего, профилактического) характера: с подростками и молодежью, отличающимися асоциальным поведением (хулиганство, мелкие кражи, угон автотранспорта, нарко-токсикомании); суицидоопасными людьми; лицами, склонными к частым "кризисным психическим состояниям" и др. В таких случаях социальная поддержка носит преимущественно характер индивидуальной психосоциальной работы. Во всей этой деятельности социальному работнику нужно знать, какие изменения происходят и у индивидов, и в семьях, где они живут, и то, как ослабить влияние таких изменений.

Эти группы нуждаются в социальной и психологической поддержке, выраженной в различных формах: материальной помощи, получении профессии, облегчении социально-психологической адаптации к новым условиям, снятию психической напряженности, стресса и др.

Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обуславливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить в ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под "маской" социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

Особая взаимосвязь психологии и социальной работы прослеживается в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий объект воздействия - человек. Известно, что человек не только выступает как объект социальных отношений, но и является их субъектом. При этом формируются различные жизненные стратегии. Являясь объектом социального действия, индивид занимает пассивные общественную и личностную позиции. Психологически это проявляется как стремление к детерминированности своей жизненной стратегии, исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладанию поведенческих стереотипов, ригидности мышления, монопараметричности существования, эстернальности. Подлинную активность, тенденции к саморазвитию, самоактуализации, интернальности, целенаправленности, креативности может проявить личность, лишь будучи субъектом социальной деятельности.

Ослабление личностной, индивидуальной субъектности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы состоит в создании условий для проявления жизненных сил и социальной субъектности, в оказании помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями. Именно вопросы, связанные с практическими аспектами психологии и социальной работы, оказываются в данном случае в центре внимания. Прежде всего возникают вопросы: какое место должна занимать прикладная психология в системе социальной работы с населением? какие функции она выполняет? какую помощь оказывает практикующему социальному работнику? Значение психологических знаний для социальной работы рассмотрим на следующих двух примерах.

В социальной работе нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, одинокие престарелые, многодетные семьи, беженцы, безработные, правонарушители, наркоманы и др.). работа с подобными группами очень сложна и не всегда удачна. Но владение социальным работником психологической информацией может ее упростить.

Обычно социально дискриминированные группы ведут себя стереотипно - у них главным образом две линии поведения. Первая из них характеризуется усилением конфликтности в межличностных отношениях, ослаблением внутригрупповых связей, девальвацией внутригрупповых ценностей, общей неудовлетворенностью группой, стремлением ее покинуть. Вторая связана с усилением внутригрупповой солидарности, укреплением межличностных связей, повышением удовлетворенности принадлежности к группе, стремлением возвыситься над другими группами и людьми.

Обе линии поведения носят деструктивный характер. Социальному работнику, знающему о том, что ему придется иметь дело с социально дискриминированными группами, нужно быть готовым к неизбежному проявлению вышеописанного комплекса деструктивных социально-психологических особенностей. При этом необходимо понять, почему возникают столь противоречивые последствия социальной несправедливости. Анализ всех возможных стратегий активности социально депривированных групп для достижения позитивной социальной идентичности дает следующие типы стратегии: индивидуальная мобильность, социальная креативность, социальное соперничество (конкурентность).

Первая группа стратегий характерна для людей, пытающихся повысить свой социальный престиж благодаря своим личным возможностям (способностям, случайностям, обману и др.). Вторая - связана с изменением критериев социальной оценки. Третья - включает как мирные, демократические, так и агрессивные формы соперничества, нередко приводящие к социальным катаклизмам. Но самое главное заключается в том, что все типы поведения могут не сопровождаться активным действием до тех пор, пока незаконность статусных различий не становится явной, очевидной, тогда возникает и крепчает ощущение несправедливости.

Основываясь на психологических данных, в социальной работе может быть выбран путь снятия напряженности, предварительное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.

Значение психологических знаний для социальной работы можно рассмотреть на примере взаимодействия социального работника с людьми, совершившими или пытающимися совершить попытку самоубийства, т.е. суицидальными клиентами. Социальному работнику истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых - не лишить себя жизни, а продемонстрировать это намерение. Причем следует учитывать тот факт, что нередко такая демонстрация заканчивается смертью из-за не учета реальных обстоятельств.

Причинами суицидальных деяний могут быть непреодолимые для личности препятствия, имеющие остро выраженную негативную окраску (утраты, разочарования, обиды, измены, просчеты, конфликты, различные по силе и субъективной значимости для индивида, по внезапности, продолжительности и повторяемости).

Описание этого явления в категориях психологии показывает, что человек решает лишить себя жизни под влиянием тех ли иных обстоятельств когда, во-первых, его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни и смерти: терпит поражение все, что удерживало человека на Земле; в-третьих, наиболее сильный удар приходится на нравственные ценности личности; и наконец, принятие суицидного решения - акт проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл смерти (инверсия). Именно инверсия и "запускает" поведенческий механизм добровольного ухода из жизни.

В морально-психологическом аспекте в принятии решения о суицидальном акте важная роль принадлежит свойствам, связанным с индивидуальной и социальной субъектностью. При позициях "протеста", "призыва" или "избегания" и соответствующей им мотивации лишения себя жизни личность моральную ответственность перекладывает на других людей; при позиции "самонаказания" ответственность полностью принимается принимается личностью; при позиции "отказа" она приписывается "судьбе", "року". Суицидальное решение, в условиях психологического кризиса личности, является результатом сложного взаимодействия факторов индивидуального и общественного сознания.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что для выделения в социальной работе суицидоопасных людей и групп недостаточно только формальных социально-демографических признаков. Необходима совокупность содержательных, социально-этических и морально-психологических характеристик жизненных сил и жизненного пространства как отдельных личностей, так и социальной общности, свидетельствующих об их уязвимости.

Значимость психологических знаний для социальной работы усиливается в связи с необходимостью организации работ превентивного (предупреждающего, профилактического) характера: с подростками и молодежью, отличающимися асоциальным поведением (хулиганство, мелкие кражи, угон автотранспорта, нарко-токсикомании); суицидоопасными людьми; лицами, склонными к частым "кризисным психическим состояниям" и др. В таких случаях социальная поддержка носит преимущественно характер индивидуальной психосоциальной работы. Во всей этой деятельности социальному работнику нужно знать, какие изменения происходят и у индивидов, и в семьях, где они живут, и то, как ослабить влияние таких изменений.

Эти группы нуждаются в социальной и психологической поддержке, выраженной в различных формах: материальной помощи, получении профессии, облегчении социально-психологической адаптации к новым условиям, снятию психической напряженности, стресса и др.

Психология социально-правовой деятельности

Психология социально-правовой деятельности считается частью социальной психологии. Предметом исследования дисциплины является психологическая характеристика правоприменительной деятельности государственных органов в социуме, или негосударственных, но также наделенных правоприменительной функцией.

Психология социально-правовой деятельности: понятия и нормы

Специалисты, осуществляющие социально-правовую деятельность, в своей работе используют современные методики и средства, позволяющие добиться ее максимальной эффективности. Они должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям и соблюдать правила поведения, в том числе этические, которые должны быть ориентированы на клиентов.

Есть и другие принципы, такие как:

консультация у специалиста

  • моральные нормы, их исполнение считается моральным долгом;
  • понятие чести, достоинства;
  • необходимость согласования организованных мероприятий с поставленными задачами;
  • прикладной характер практической социально-правовой деятельности может связывать специалиста со многими поступками и другими видами жизнедеятельности человека, в любом случае необходимо проявлять уважение;
  • полностью запрещены любые грубые выпады или бестактные, неучтивые замечания;
  • сведения, полученные психологом во время работы, не должны использоваться в личных интересах, неприемлема возможность злоупотребления должностными полномочиями;
  • с любым, из обратившихся к специалисту людей, он обязан наладить доверительные отношения.

В социально-правовой деятельности психологов имеются характерные показатели и специфические, в которых отмечены особенности психики работающего специалиста, начиная от приоритетов и личных качеств до свойств характера. Все они должны отвечать профессиональным требованиям.

Вопросы профессиональной пригодности

психология социально-правовой деятельности профпригодность

Скорость формирования профпригодности зависит не только от полученного образования. Главная роль отводится уровню мотивации и степени подготовки к работе. Совокупность этих важных индивидуальных качеств психолога обеспечивает высокую эффективность работы. Способствует более творческому подходу к решениям поставленных перед ним задач. Благодаря профессиональной компетентности, хорошо подготовленный психолог быстро выстраивает связи и вступает в плодотворные коммуникативные отношения с одним субъектом или группой.

Под профессионализмом специалиста по психологии социально-правовой деятельности понимается наличие у него важнейших моральных ценностей. А также выполнение действий, в соответствии с профессиональной культурой.

Культурные и этические принципы

Нравственному кодексу, включенному в психологию социально-правовой деятельности, должны соответствовать:

  • постановка задач и их решение;
  • защита правовых норм для каждого человека в социуме;
  • создание авторитетного мнения о психологической службе.

К принципам этического кодекса можно отнести:

  • основной постулат психолога, занимающегося социально-правовой деятельностью — действовать всегда в интересах клиента;
  • юридическая компетенция и легитимность, высокая ответственность;
  • обеспечение доступности.

Основные положения, принятые в стране, соответствуют международным стандартам и требованиям к психологам, работающим в социально-правовой сфере.

Правосудие

Правовая психология — это раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты и процессы реализации правотворчества, правопонимания, формирование правосознания, а так же социализации личности в сфере права.

Правовая психология выступает в качестве некоторого набора привычек, стереотипов поведения, которые являются реакцией общества и социальных групп на отдельные правовые нормы, общие принципы организации правового порядка, а также юридические организации.

В более простой формулировке под правовой психологией подразумевается отношение человека к праву, закону и его представителям. При этом подобные отношения могут являться удовлетворенностью, негодованием, возмущением, удовольствием.

Объект и предмет правовой психологии

Предмет изучения правовой психологии — психологические особенности взаимодействия людей в ходе реализации правовых отношений и правоприменительной деятельности.

В качестве объекта изучения в юридической психологии выступают конкретные типы людей и их общности с точки зрения правовой активности существующих процессов правового регулирования.

Основными задачами подобного направления рассматриваются: психология правовой социализации, ее недостатки, потенциальные психологические предпосылки производительности правовых общепризнанных норм и правил.

Структура правовой психологии

Традиционно в структуре правовой психологии выделяют следующие компоненты:

  • Общая часть. Состоит из перечня основных положений современной психологии, а также конкретные инструменты для заимствования некоторой информации из смежных областей;
  • Специальная часть. Данная категория также делится на перечень основных разделов, среди которых можно выделить криминальную психологию, психологию жертвы, следственную психологию, криминалистическую психологию, судебную психологию и множество других категорий. Все они позволяют наиболее полно охватить различные правовые ситуации, связанные с психологическим восприятием того или иного факта.

Задачи правовой психологии

Правовая психология призвана решать следующие задачи:

  • Изучение различных возникающих психологических явлений, а также закономерностей человеческой деятельности в процессе правотворчества и формирования правосознания;
  • Проведение исследования психологических предпосылок эффективности правовых норм. Здесь становится важным изучение специфики вхождения психологических терминов в уголовно-правовые и гражданско-правовые отношения;
  • Проведение исследования особенностей психологии юридического труда, разработка определенные рекомендации для улучшения профессионального мастерства всех работников правоохранительных органов. Крайне важным является осуществление деятельности по профориентации, профотбору и профессиональной консультации;
  • Проведение анализа психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений с целью создания определенных рекомендаций для исправления и перевоспитания осужденных. Здесь также разрабатывается комплекс мер, позволяющих подготовить осужденного к будущему освобождению из мест лишения свободы;
  • Определение основных психологических направлений исследования личности преступника и жертвы.

Принципы правовой психологии

Под принципом подразумеваются основные идеи и концепции, которые пронизывают общую систему знаний в направлении юридической психологии. Стоит понимать, что перечень подобных подходов в значительной степени отличается в литературе. При обращении к юридической современной психологии можно выделить следующие принципы:

  • Объективность. Деятельность специалистов должна быть полностью непредвзятой.
  • Детерминизм. Поиск причин и факторов, которые привели к правонарушению.
  • Единство. Рассмотрение видов деятельности, которые оказывают значительное влияние на поведение.
  • Развитие. Важность воздействия окружающей среды на личностные изменения.
  • Личностный подход. Изучение личности как конкретного субъекта правопослушной деятельности.
  • Системность. Рассмотрение факторов, которые являются определяющими с точки зрения психики человека.

Методы правовой психологии

Методы правовой психологии характеризуются наличием некоторой специфики, которая формируется в связи с особенностями изучаемых субъектов. В качестве основной методики рассматривается структурный анализ, который позволяет определить имеющиеся функциональные зависимости всех исследуемых объектов. Довольно часто используется структурно-генетический анализ, позволяющий обнаружить связь между функционированием человека и личностным развитием. К числу иных методов исследования в юридической психологии относится:

  • Естественный эксперимент. Используется для определения правдивости показаний при определении воздействия окружающей среды;
  • Метод беседы. Подразумевает ведение доверительной беседы.
  • Метод анкерный. Подразумевает проведение опроса большой категории лиц.
  • Метод изучения гражданских дел. Позволяет определить все ошибки, которые появились в ходе следствия;
  • Проведение личностно-диагностических тестов.
  • Биографический метод.

Психологическая теория права Л. Петражидского

Наибольшее влияние на развитие российской психологической школы права оказал Лев Иосифович Петражицкий, профессор факультета юриспруденции в Петербургском университете. По его мнению, право должно определяться как некоторая совокупность психических элементов, которые полностью формируются в зависимости от психических особенностей индивида, придающих поведению характер общеобязательности.

Также по мнению Л.И. Петражицкого основным источником права должна выступать эмоциональная сфера человека. В его психологической теории права эмоции подразделяются на правовые и моральные. Правовые эмоции обладают атрибутивно-императивным характером, то есть позволяют продемонстрировать конкретные потребности индивида с точки зрения чувственного переживания долга. При этом моральные эмоции являются внутренними определяющими факторами для поведения человека.

С точки зрения правовой психологии Л.И. Петражицкий выделил следующий перечень социальных сфер:

    В эту категорию входят официальные отношения людей, определяемые набором формальных правил;
  • Преступная правовая психика.
  • Императивно-атрибутивные переживания.
  • Правовые переживания.

Как итог, можно отметить, что Лев Иосифович Петражицкий определял правовую психологию как крайне важную часть в жизни каждого человека, придавая ей статус регулятора поведения в социуме.

Отличия правовой идеологии и правовой психологии

Крайне важным при рассмотрении подобных категорий является умение продемонстрировать связь и отличия правовой психологии и идеологии. Стоит учитывать, что правовая психология позволяет отражать правовую действительность в качестве набора несвязанных фактов, не рассматривая ее как единую систему. При этом правовая идеология является полной противоположностью, задача которой заключается в рассмотрении правовой действительности в качестве единого целого. Правовая психология является более быстрым инструментом реагирования на формирующиеся изменения правовой действительности, поскольку все изменения воспринимаются непосредственно субъектом.

Связь между правовой идеологией и психологией состоит в следующем: в отрыве от правовой психологии правовая идеология лишается определённой эмпирической базы, становится оторванной от реальности и неэффективной. При этом, их единство обеспечивает наиболее полное и корректное отображение особенностей общественного бытия, а также позволяет оказать активное влияние на всю социальную жизнь общества.

В целом, право, законодательство, правовая система направлены на регулирование социальных процессов, организацию общественной жизни в рамках существующих общественных отношений. Правовой эффект становится возможным только благодаря тому, что функционирование социальных структур, любые социальные процессы имеют своим содержанием целенаправленную деятельность и общение людей. Таким образом, социальный эффект и возможность реализации правового регулирования зависит не только от характера правового воздействия, но и от способности и готовности людей сознательно воспринимать и усваивать его, формировать в соответствии с ним свои действия и отношения. Реализация правовых норм, их действие осуществляется в деятельности, поведении людей.

Психология социально-правовой деятельности - Правосознание как механизм правового регулирования

Правосознание как механизм правового регулирования

Правосознание — это универсальная форма действия механизма правового регулирования, то есть фактор его эффективности. Правосознание способно как активно воздействовать на элементы механизма правового регулирования, так и само испытывать его воздействие. На правосознание влияет система норм и оценок, существующих в данном обществе (морально-политические императивы и существующая правовая система), которая поступает в сферу правосознания с помощью информационного механизма. Важно отметить, что как истинность содержания информации, так и развитие средств информации влияют на формирование правосознания и, соответственно, права. Информация интернализируется субъектом через социально-психологический механизм.

Правосознание, достаточно активно проявляет себя в механизме правового регулирования общественных отношений. Согласно. Я. Г. Ткаченко, это не конкретно правовые, а общие механизмы управления обществом и механизмы внутреннего управления действиями людей.

При исследовании роли правосознания в механизме правового регулирования принципиальное методологическое значение имеют разработанные в психологии положения о единстве сознания и деятельности, о влиянии внешних факторов внутренними условиями личности, о социальной детерминации психологической структуры личности.

Социальные явления правосознания

При анализе правосознания в системе социально-правовых отношений следует учитывать, что партнеры в ней, с одной стороны, осуществляют целенаправленное поведение по отношению к объекту взаимных интересов, а с другой стороны, ориентированы на взаимное поведение, координируют и корректируют свои действия в зависимости от своих прав, обязанностей и форм взаимодействия, а также от действий партнера. Данный вид отношений характеризуется как сознательно-волевые (но в науке давно изучены бессознательные и неосознаваемые формы поведения, которые, конечно же, находят свою реализацию и в сфере отношений, регулируемых правом), осуществляемые для реализации определенного социально значимого интереса. Любые отношения в сфере социальных отношений имеют психологическую окраску. Таким образом, помимо индивидуального поведения здесь формируется общий механизм взаимодействия, который на уровне правосознания следует рассматривать уже не как отношение субъекта к объекту (которым является лицо с набором прав и обязанностей), а как субъекта к объекту (самостоятельному, свободному элементу правовой действительности).

Система психологических знаний в социальной работе

Психологическая теория личности составляет основу социальной работы. Социальная работа тесно связана с типизацией личностей, и ее стратегия и тактика строятся соответствующим образом. На практике теория акцентирования символов оправдала себя. Например, выявляются положительные и отрицательные черты характера, конфликтные ситуации, соответственно подбираются психологические упражнения и воспитательные рекомендации.

Также особое внимание уделялось изменению социального окружения человека и формированию его способности использовать социальные ресурсы и возможности. М. Ричмонд выделял четыре метода социальной работы — понимание личности, понимание социальной среды, прямое действие по взаимному согласию и опосредованное действие социальной среды. По его мнению, основным применением психологических знаний в социальной работе было развитие потенциала (самосовершенствование) человека и помощь ему извне в поиске собственных психологических ресурсов.

Психологическая теория групп играет существенную роль в социальной работе. Раскрыта структура группы: Лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое структурирование групп помогает организовать социальную работу.

Существенной частью системы психологических знаний в социальной работе является теория психологии общения. Социальное обучение, органично интегрированное в социальную работу, помогает овладеть коммуникативными навыками, которые питают и развивают личность. Это создает благоприятные социальные и образовательные отношения.

Психологические методы социальной работы

В социальной работе используются психологические методы. Будучи по сути психологическими, они направлены на решение проблем социализации, оздоровления общества.

Психологические методы, используемые в социальной работе, делятся на индивидуальные и групповые.

Значительные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решение многочисленных задач по изучению социально-психологических характеристик личности, коллективов, образовательных, экономических отношений.

Задачи, стоящие перед конкретным психодиагностическим исследованием, могут быть решены несколькими способами. Один из них довольно распространен в работе психологов и очень полезен для социального работника. Это наблюдение за изучаемым человеком в контексте взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях (семья, группа).
Психологическое консультирование широко используется в социальной работе. Его используют менеджеры, рядовые работники, учителя, родители, ученики, студенты, молодожены, члены семьи и т.д. Их индивидуальная и групповая деятельность основывается на результатах этой работы.

Психологический отбор является необходимым методом социальной работы. Используется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения направления переподготовки, кадровых групп.

Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они обращаются к получателям помощи, чтобы те лучше осознавали социальную ситуацию, развивали чувство собственного достоинства и адаптировались к изменившимся условиям жизни.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: