Психология профессиональной деятельности кратко

Обновлено: 30.06.2024

Психология в профессиональной деятельности выполняет несколько важных функций:

  • предметообазующую (основной предмет психологии труда – деятельность);
  • интегративную (труд является междисциплинарной категорией);
  • методическую (изучение закономерности);
  • методологическую (изучение субъективного и объективного).

Для того чтобы дать определение деятельности необходимо учесть некоторые особенности. Первая из них – это то, что понятие является общенаучными.

Деятельность – личностная форма социальных отношений, характеризующая метод включения личности в существующую систему разделения труда.

Данный термин указан в разных дисциплинах, но ключевую роль в комплексном изучении деятельности играет психология.

Вторая особенность – ясность, обыденность. Т.е. словесно мы понимаем, что такое труд, но на деле он может оказаться сложным.

Деятельность – вид активного отношения человека к действительности, которая имеет вектор на сознательное достижение поставленных целей и связана с формированием социально-значимых ценностей.

Этот термин является наиболее точным в области психологии. Его преимущество – это психологическое изучение деятельности.

Природа психологического изучения

  • катализатором, синтезом для всей системы взаимодействия человека с миром;
  • содержит рационалистические, эмоциональные, межличностные и др. стороны;
  • помогает преодолеть недостатки рационалистических определений деятельности;
  • является базой для охвата разных реальных аспектов, типов, классов, видов деятельности.

Из этого следует, что деятельность имеет два отличительных признака:

  • продуктивность (цель – получить результат, который может быть представлен в трех формах:
    • трудовой;
    • игровой;
    • учебной);
    • структуру;
    • содержание;
    • динамику);

    Эти признаки помогают определить деятельность и ее свойства. Также к качествам относят:

    • предметность (отвечает за преобразование или освоение объекта);
    • адаптивность (отвечает за гибкость и трансформацию деятельности при изменении условий);
    • системность.

    Рассмотрим подробнее третий пункт.

    Определение системности деятельности

    Системность обуславливает два плана:

    • внешний, или предметно-действенный;
    • внутренний, собственно психологический.

    Первый раскрыт лучше, второго. Нельзя понять и изучить психологическую деятельность, если нет объективного содержания. В связи с этим возник вопрос о пропорции внешнего и внутреннего содержания. Пропорцию формируют на базе соблюдения двух важных общепсихологических принципов:

    • единство психики и деятельности;
    • двухэтапность психологического изучения деятельности.

    Отсюда следует, что исследование деятельности содержит два этапа:

    • исследование содержания (рассмотрение объективного);
    • исследование психологических механизмов (рассмотрение субъективного).

    Внешняя характеристика реализуется через:

    • субъект;
    • объект труда;
    • предмет (включает в себя различные процессы, явления, вещи, с которыми взаимодействует человек);
    • условия (отвечает за социальные, психологические, санитарно-гигиенические, физические характеристики деятельности);
    • средства деятельности (включает в себя различные виды орудий, технику, которые могут ускорить процесс деятельности).

    Внутренняя характеристика описывает процессы, механизмы, структуру, содержание, средства психической регуляции.

    Системность дает возможность понять предмет психологического изучения деятельности. Так как сама по себе система сложная, то и в качестве предмета выступает психологическая проблематика.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

    Автор: Бураменская Марина Николаевна

    1. Понятие профессиональной деятельности

    2. Методы профессиональной деятельности

    3. Личностные ориентации и их влияние на профессиональную деятельность

    4. Субъективные и объективные методы профессиональной деятельности

    5. Профессиональное сознание

    Понятие профессиональной деятельности.

    Психология профессиональной деятельности относится к научно-практическому направлению в психологии. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Профессионализм - это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализ трудовой деятельности, профессиональных навыков.

    Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией.

    Методы психологии профессиональной деятельности.

    Методы психологии - это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации, используемой далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Методы психологии основаны на общенаучном принципе объективности, который обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с психологической реальностью. Это позволяет снизить влияние на суждение о психике личных пристрастий, корпоративной солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит исследование. Наиболее распространенными методами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросные методы.

    В психологии профессиональной деятельности указанные методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся:

    - определение наличного уровня профессионализма у человека;

    - установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека;

    - выявление профессиональных потенциальных возможностей;

    - помощь конкретному работнику в использовании его реальных;

    - профессиональных возможностей для эффективного выполнения труда.

    Рассмотрим одну из классификаций методов психологии профессиональной деятельности.

    1. Профессиографические методы

    Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными задачами и результатами труда. Психологический анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие моменты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требования к работающему человеку.

    Экспериментальный метод. Эксперимент в профессиографии

    служит для проверки уже составленной психограммы. С этой цельювыделяют несколько групп специалистов с различной профессиональной успешностью. У членов каждой группы с помощью специальныхприборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ориентировочной психограмме профессионально-важными. Результаты экспериментального исследования сопоставляются с профессиональнойуспешностью.

    2. Личностные методы.

    Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и других элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество различных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных вопросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника.

    3. Структурный метод.

    Сущность структурного метода состоит в том, что трудовую деятельность описывают в виде структуры, состоящих из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная и надежностная характеристики.

    Одним из принципов структурного метода является принцип иерархического структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется:

    - на оперативном уровне - в виде структуры взаимосвязей решаемых задач;

    - на уровне решения одной задачи - в виде структуры взаимосвязей алгоритмов;

    - на уровне алгоритма - в виде структуры взаимосвязей блоков операций;

    - на уровне блока операций - в виде взаимосвязей отдельных операций;

    - на уровне операции - в виде взаимосвязи ее компонентов.

    4. Системный анализ

    Методика системного анализа опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях.

    Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии - с другой.

    На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. На уровне структурно-функционального анализа изучаютсяпринципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. Психофизиологический уровень анализа деятельности означает изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов. Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

    В результате сочетания всех перечисленных уровней описаниядеятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любоеявление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.

    Методы системного анализа деятельности активно разрабатываются психологами нашей страны, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией профессиональной деятельности новые перспективы.

    Объективные и субъективные условия успешного профессионального самоопределения

    Среди объективных условий можно выделить:

    - Социально-экономическое положение в стране.

    - Полноту предоставленной информации о мире профессий.

    -Специфика рынка труда конкретного региона.

    К субъективным условиям обычно относят:

    - Внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта.

    - Мотивация профессионального самоопределения оптанта.

    - Уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения.

    При выборе конкретной специальности полезно знать как можно больше о том, что она требует. Вне зависимости от того, пытаетесь ли вы принять решение о специальности в настоящее время или готовитесь заняться ею в будущем, знание о том, какое образование или навыки требуются, или о чем-либо, связанном с условиями труда, помогут сделать информированный выбор.

    При выделении типов самоопределения был использован критерий потенциальной возможности для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой осваиваемой деятельности).

    Типы самоопределения человека:

    - самоопределение в конкретной трудовой функции операции;

    - самоопределение на конкретном трудовом посту; - самоопределение в специальности;

    - самоопределение в профессии (в группе родственные специальностей);

    - жизненное самоопределение (где профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью);

    - личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения);

    - самоопределение в культуре, выход на "социальное бессмертие" как высший уровень личностного самоопределения.

    Трудовая мотивация и ее функции.

    Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций:

    - побуждающую (вызывает активность человека к профессиональной деятельности);

    - направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности);

    - регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).

    Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной деятельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии. Она определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. К таким побуждениям относят: профессиональное призвание, профессиональное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности.

    Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.

    Профессиональные намерения - это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.

    Потребность в профессиональном труде - это готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду. Потребность личности в определенной профессиональной деятельности называю также профессиональной склонностью, которая может реализоваться либо в профессиональной деятельности, либо в хобби.

    Ценностные ориентации в профессиональной деятельности -это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.

    Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом.

    Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодинакова на разных стадиях профессионализации. Источниками изменения в мотивационной сфере являются:

    - перестраивание общественных отношений человека;

    - изменение условий профессионального труда;

    - логика саморазвития человека;

    - неравномерность развития и рассогласование между уровнем профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелости личности;

    - рассогласование между отдельными сторонами в мотивационной сфере (мотивы, цели, смыслы).

    Операциональная сфера профессионализма

    Операциональная сфера профессиональной деятельности осуществляет исполнительскую часть деятельности, обеспечивает получение необходимого результата. Мотивационная сфера труда раскрывает то, ради чего человек действует, а операционная сфера - то, как действует человек для реализации своих мотивов. Операционная сфера труда - это те средства и те ресурсы, которые человек использует для реализации имеющихся мотивов.

    К психологическим средствам труда относятся:

    - операции и действия, осуществляемые человеком в процессе труда, и более крупные их объединения - способы, приемы в труде, а также умения и навыки;

    - технологии - четкое планирование специалистом психологической стороны производственного процесса, контроль за достижением поставленных целей. Технологии различаются по сочетанию заложенных в них целей и приемов труда. Если технологии профессиональной деятельности направлены на психологический мир другого человека (или самого себя), их называют психотехнологиями.

    Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества - это качествачеловека, влияющие на эффективность его труда. Они являются и предпосылкой профессиональной деятельности и ее новообразованием, таккак совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К профессионально важным качествам относятся:психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношения к труду и к другимлюдям. Мотивы, цели, интересы и т.п.

    Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. Различают общие и специальные профессиональные способности. Общие профессиональные способности - это психологическиесвойства личности, требуемые от человека конкретной деятельностью.

    Они определяются предметом труда в профессии. Специальные профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.

    Наряду с профессиональными способностями в качестве отдельного компонента операционной сферы рассматривается профессиональное сознание и самосознание Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание включает:

    - осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, профессионального кредо;

    - осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;

    - учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

    - положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что ведет к повышению уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией.

    Профессиональное самосознание меняется в процессе профессионализации.

    Следующим компонентом операциональной сферы является профессиональный тип мышления, который определяется как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

    Профессиональное мышление включает в себя:

    - процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности;

    - пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда;

    - приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач;

    - этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности;

    - приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, выработка новых стратегий профессиональной деятельности.

    Рассмотрим отдельные виды мышления и их возможное включение в профессиональную деятельность:

    - теоретическое мышление, направленное на выявление отвлеченных закономерностей, правил, на системный анализ развития данной области труда;

    - репродуктивное мышление, воспроизводящее определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу;

    - продуктивное, творческое мышление, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние экстремальным ситуациям;

    - наглядно-действенное мышление, при котором решение профессиональных задач происходит с помощью реальных действий в наблюдаемой ситуации;

    - наглядно-образное мышление, при котором ситуация и изменения в ней представляются человеку как образ желаемого результата;

    - словесно-логическое мышление, где решение профессиональных задач связано с использованием понятий, логических конструкций, знаков;

    - интуитивное мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выделенных этапов, минимальной осознанностью.метод профессиография самонаблюдения

    Психология профессиональной деятельности — практикоориентированная дисциплина, направленная на психологическое обеспечение развития и помощи субъекту профессиональной деятельности.

    Предметами отрасли выступают факты, закономерности и механизмы внутреннего мира личности в процессе ее профессионального развития.

    Дисциплина основывается на теоретических и практических достижениях общей психологии, возрастной, педагогической, юридической, экономической, экспериментальной психологии, психофизиологии труда и управления, инженерной и организационной психологии, эргономики.

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    Научно-практическое направление изучает трудовые и профессиональные особенности взаимоотношений людей, условия труда и создания способов решения задач, связанных с анализом трудовой деятельности. Отвечает на вопросы:

    1. Как поступать в стрессовых ситуациях, возникающих на рабочем месте или из-за трудовой деятельности?
    2. Как избежать манипуляций, возможных со стороны вышестоящих по должности сотрудников?
    3. Как правильно вести себя при общении с конфликтными коллегами?
    4. Как реагировать на новые вызовы, возникающие при смене занятости: собеседование, знакомство с новым коллективом, необходимость расширения профессиональных и интеллектуальных навыков и умений, кадровая переподготовка или повышение квалификации?

    Роль профессиональной психологии в профессиональной деятельности

    Существует ряд задач, которые решает профессиональная психология:

    1. Оценка начального уровня профессионализма лица.
    2. Определение соответствия индивида требованиям конкретного вида занятий.
    3. Установление соответствия профессии ожиданиям соискателя.
    4. Раскрытие возможных потенциалов личности.
    5. Поддержка работника в условиях использования его потенциала для результативного труда.

    Изучение профессиональной деятельности проводится в двух направлениях:

    Основные задачи исследований в сфере психологии труда это:

    1. Исследование деятельности специалистов различного профиля: разработка методов и программ, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм.
    2. Разработка классификационных схем и построение классификаций специальностей.
    3. Наблюдение механизмов психической регуляции рабочей деятельности в нормальных и экстремальных условиях.
    4. Изучение работоспособности труженика в различных видах и условиях труда и обоснование рекомендаций по повышению или поддержанию на требуемом уровне.
    5. Обзор особенностей функциональных, психических, состояний субъекта деятельности: разработка методов оценки и коррекции, разбор причинно-следственных отношений характера состояний и особенностей субъекта.
    6. Рассмотрение закономерностей взаимосвязи особенностей личности и характеристик занятия.
    7. Определение видов мотивации профессиональной деятельности, способствующих успешной реализации и удовлетворенности трудом.
    8. Обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов: методы, показатели, критерии, организация.
    9. Разбор инженерно-психологических закономерностей взаимодействия индивида с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств участия, экспертиза.
    10. Введение эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов.
    11. Уточнение процессов формирования и становления личности профессионала.

    Объектами изучения научно-практической дисциплины выступают:

    Предметы изучения сферы:

    1. Психологические закономерности трудового процесса.
    2. Особенности личности субъекта деятельности во взаимосвязи со средствами, орудиями, содержанием, условиями и организацией трудовой инициативы.
    3. Система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональное занятие.

    Особенности применения методов в психологии профессиональной деятельности

    Методы психологии — это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации. Информация затем используется для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций.

    В психологии профессиональной деятельности методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики. Условно их подразделяют на две группы:

    1. Экспериментальные.
    2. Неэкспериментальные.

    Экспериментальные разделяются на:

    1. Лабораторный эксперимент — проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к кадровой деятельности субъекта.
    2. Естественный эксперимент — проводится в привычных для субъекта условиях труда — там, где обычно проходят его рабочий день и профессиональное занятие. Принцип естественности сохраняется и в искусственно созданной ситуации, в условиях которой возможно проследить функции сотрудника.

    Неэкспериментальные подразумевают наблюдение, когда психолог получает необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, коммуникативных процессах, условиях труда.

    Экспериментом называется метод целенаправленного и планомерного изучения психики в специально создаваемых условиях.

    Организация эксперимента требует соблюдения следующих условий:

    1. Предварительная постановка цели и выбора объекта исследования.
    2. Подготовка плана.
    3. Наличие общей инструкции и протокола фиксации хода обследования.
    4. Подготовка материала, оборудования для исследования.
    5. Количественная и качественная обработка результатов предусмотренными методами: формулы расчета, количество таблиц, график.

    Преимущества эксперимента:

    1. Позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта по мере варьирования проведения.
    2. Дает возможность для исследователя не выжидать, пока у испытуемого возникнет интересующее его явление, а активно вызывать его путем создания условий.
    3. Предусматривает вариант повтора, уточнения и проверки первоначальных данных.
    4. Допускает быстрый сбор большого объема фактического материала.
    5. Содержит четкие критерии фиксации и обработки данных, что влияет на объективность в отличие от метода наблюдения.
    6. Облегчает способ фиксации данных за счет отделения изучаемого явления от других.
    7. Упрощает анализ протокола эксперимента, строящийся в соответствии с заданной методикой, последовательностью, и выраженный в числовых показателях.

    Недостатки эксперимента:

    1. Не изучает естественность в психологических процессах.
    2. Не создает целостного представления о психике испытуемого.
    3. Требует длительной и тщательной подготовки, в отличие от наблюдения.
    4. Зависит от умения экспериментатора выбирать цель, материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью.

    Наблюдение отвечает определенным требованиям:

    1. Формулирование цели и выделенной единицы мониторинга.
    2. Наличие системы, в которой ведется наблюдение.
    3. Выбор объекта исследования.
    4. Поддержка естественных условий жизни, в которых испытуемый не подозревает, что он рассматривается в качестве объекта.
    5. Независимость наблюдателя, гарантирующая объективность исследования.
    6. Последовательный и систематический характер.
    7. Надежные способы фиксации наблюдаемых данных.

    Проблемы психологии профессиональной деятельности

    Проблемы созревания профессионалов и профессионализма личности рассматриваются в рамках конкретного социально-экономического и социокультурного контекста.

    Новые информационные технологии, автоматизация, компьютеризация влекут за собой изменение традиционных представлений о профессионалах и профессионализме, что должна учитывать наука.

    Развитие общества возможно, если его основу будут составлять профессионалы. В последнее время появилось и понятие о профессиональной некомпетентности, непрофессионализме. Отсюда вытекает ряд психологических проблем профессионализации личности:

    Психология профессиональной деятельности – отрасль научного знания о труде, изучающая условия, и разрабатывающая пути и методы решения задач в области формирования и функционирования индивидуальных и групповых субъектов профессиональной деятельности.

    1. Повышение производительности труда.

    2. Гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.

    Более частные задачи:

    К числу основных исследовательских задач психологии труда относятся (по А.В. Карпову):

    1) исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности;

    2) изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;

    4) исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе, раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;

    5) изучение проблемы мотивации трудовой деятельности, раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности, установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности, разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда;

    6) изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности, раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности — ее стрессоустойчивости;

    Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

    1) разработка методологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора;

    2) оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;

    3) развитие исследований и разработок по проблеме профессиональной ориентации личности;

    4) психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда;

    5) разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и средств труда;

    Объект: профессиональная деятельность

    Субъект труда: каждый работник предприятия, вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс.

    Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

    Сфера психологии труда очень широка, а ее границы с иными психологическими дисциплинами достаточно условны. Психология труда — это, по существу, конкретизация всей психологии по отношению к важнейшей стороне человеческого бытия — труду.

    При изучении психологии труда можно выделить несколько категорий наук, переплетающихся и в разной степени взаимодействующих с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некоторые ее разделы), гигиена и охрана труда.

    Во-вторых, это практически вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и прочее.

    В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин и приборов, которые применяются работником в процессе труда, т. е. орудия труда.

    Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение и т.д.)

    Профессия (лат. professio — официально указанное занятие) - вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. Профессия отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника.

    Деятельность профессиональная – трудовая деятельность, определяемая профессиональной принадлежностью субъекта труда.

    Профессионализм педагогической деятельности состоит в том, что педагог должен владеть искусством формировать у наличного состава учащихся готовность к продуктивному решению задач в их последующей трудовой деятельности средствами.

    Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

    1. Специальная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

    2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

    3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

    4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

    Читайте также: