Туристско краеведческая деятельность как один из видов внеурочной работы в школе

Обновлено: 02.07.2024

I. История туризма и особенности самодеятельного туризма.

Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.
Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со школой. Его зарождение как социального явления относится к концу XVII — началу XVIII века, когда учащиеся школ некоторых европейских стран стали совершать пешеходные «прогулки на природу. Но потребовалось еще около двух столетий, чтобы из прогулок и непродолжительных горных путешествий туристическая деятельность превратилась в хорошо организованное движение.
В 70-х годах ХIХ столетия в школьном обучении стали использоваться пешеходные прогулки и у нас в России. Одной из первых в своей педагогической практике их применила Александровская учительская школа Тифлиса. С 1885 года начала проводить путешествия по Днепру и по другим местам России Киево-Печерская гимназия. С 90-х годов начинают регулярно участвовать в различных путешествиях и другие учебные заведения. Отдельные педагоги достаточно системно использовали туристско-краеведческую деятельность с учащимися. Однако само ее построение напоминало обычную прогулку, экскурсию, главной целью которых было созерцательное восприятие окружающего мира. Более глубокое отношениях этой деятельности мы видим у великих педагогов прошлого, начинал с Я. Коменского, Ж-Ж. Руссо, Кд. Ушинского, которые считали экскурсии, наглядность окружающего мира одним из важнейших принципов педагогики.
По характеру организации туризм делится на плановый и самодеятельный. Плановые совершаются по заранее разработанному и подготовленному какой-то организацией маршруту, с предоставлением всевозможных услуг и размещением на специальных базах и гостиницах. Этим видом туризма занимаются специальные туристические организации. В своей практике я использую самодеятельный туризм, поэтому больше остановлюсь на этом виде туризма.
Организация самодеятельного туризма строится в основном на принципах самообеспечения и самообслуживания, т.е. в самодеятельных путешествиях туристы находятся на полном самообслуживании, сами решают все вопросы, связанные с выбором маршрута, обеспечением снаряжением
разработкой графика движений. Это не значит. что самодеятельный турист полностью бесконтролен. Он вполне организован, действует по разработанному маршруту и графику движения, включает в себя различные соревнования, краеведческую работу. Самодеятельный туризм способствует оздоровлению организма, имеет большую познавательную ценность, активно воздействует на всестороннее развитие личности и ее нравственных качеств, воспитывает чувство самоутверждения условиях борьбы с трудностями, со стихийными силами природы.

II. Туристско-краеведческая деятельность учащихся

Как учитель я использую в своей педагогической деятельности самодеятельный туризм как внеклассную форму занятий.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, достигнуть более высокий уровень развития двигательных способностей, нравственных качеств, закрепить привычку регулярно тренироваться.
Взяв на вооружение туристско-краеведческую деятельность в своей работе с 1986 года, стараюсь соединять три основных блока: воспитательный, образовательный и оздоровительный.
Рассмотрим каждый блок отдельно.

2.1. Образовательный блок имеет познавательный характер.

2.2. Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений.

2.3. И, наконец, самый любимый учащимися, оздоровительный блок туристской деятельности.

Оздоровительный блок включает в себя различные соревнования, спортивные игры, развивающие ловкость, быстроту, сноровку. В зависимости от способов передвижения содержание игр и соревнований меняется. Например, при лыжных походах во время игр и соревнований отрабатываем поведение в лавиноопасной зоне, подъемы, спуски, торможения, повороты, трапление лыжни, а при водных путешествиях учу технике работы веслами, плавания на байдарке, так как при путешествии на байдарке гребец должен соблюдать определенные правила. Во время привалов изучаем азы туриста: правила страховки при переправах и правила завязывания узлов. За время туристского похода ребята уже самостоятельно учатся к начальным приемам всех туристских навыков.

Заключение

Список литературы

1. Абухов А.Х. Туризм на новом этапе. М., Профиздат, 1983.
2. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. М., Ф.и С., 1989.
3. Пасечный П.С. На туристкой тропе. М., Ф. и С., 1986.
4. Рогатин Б. В ногу со временем. М., Ф. и С., 1986.
5. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста М., Профиздат, 1985.

Для всестороннего развития обучающихся значение туристско-краеведческой деятельности велико.

Туризм - это специфический вид спортивной деятельности. В начальной школе (1-2 класс) эта деятельность может осуществляться только при дублирующей роли, участии родителей.

Эта деятельность открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. К чему и призывают нас требования новых стандартов образования, требования, выдвигаемые реальным течением событий.

Педагогическими принципами организации туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов являются:

- постепенное расширение границ познания окружающего мира от семьи, школы, микрорайона (улицы, села), близлежащей зеленой зоны в туристических прогулках и экскурсиях до небольших походов, например, по микрорайону;

- последовательное ознакомление, позже обучение начальным туристским и краеведческим навыкам и умениям;

- непрерывное участие в туристско-краеведческой деятельности (беседы, встречи, экскурсии, игры, практические занятия и т.п.).

Краеведческая и туристская деятельность прививает детям и молодежи основы коллективизма, взаимовыручки, умение ориентироваться в сложной обстановке и найти выход из различных ситуаций.

Туристско-краеведческая деятельность в школе является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Она решает проблему внеурочное (внеаудиторной) занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью. Ребенок, с самого детства, познавший красоту окружающего мира в коллективе друзей и единомышленников и укрепивший свое здоровье во время туристических походов, не будет вовлечен в сомнительные компании, будет уверенно смотреть в будущее.

ВложениеРазмер
kraevedenie_kak_odin_iz_vidov_vneurochnoy_deyatelnosti.doc 110 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение как один из видов внеурочной деятельности.

Ершова Светлана Симоновна, учитель географии

Вологодская область, Великоустюгский муниципальный район,

п. Новатор, ул. Советская, д. 42

Традиционно выделяются виды внеурочной деятельности:

  1. Игровая
  2. Познавательная
  3. Туристско – краеведческая,
  4. Спортивно – оздоровительная
  5. Досугово – развлекательная
  6. Художественное творчество
  7. Социально преобразующая добровольческая деятельность
  8. Трудовая деятельность

Основные направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Художественно-эстетическое
  3. Научно-познавательное
  4. Военно-патриотическое
  5. Общественно - полезная
  6. Проектная деятельность

Родной край, его природа, история, культура – вот основа для воспитания человека, искренне любящего и знающего свою страну. Внеурочная деятельность, особенно краеведческого направления, предоставляет широкие возможности для использования самых разнообразных форм и методов, тем самым выполняя основные положения воспитания и социализации, определенные Федеральным Государственным образовательным стандартом:

  1. первый уровень – приобретение знаний (о природе, об общественных нормах, и т.п.), понимания реальности и повседневной жизни.
  2. второй – формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.
  3. третий – получение опыта самостоятельного социального действия. [1]

Уровни воспитательных результатов

  1. Приобретение знаний
  1. Развитие позитивного отношения к базовым ценностям

3.Накопление опыта самостоятельного действия

Виды внеурочной деятельности

  1. Исследовательские проекты
  2. Познавательные марафоны, конференции, игры

Познавательные акции, организуемые школьниками и педагогом для младших школьников, сверстников, учителей, родителей, местного социума

Интеллектуальные игры, организуемые учителем

Интеллектуальные, ролевые и др. игры, организуемые совместно учителем и обучающимися

Интеллектуальные, ролевые и др. игры, организуемые совместно учителем и обучающимися для младших школьников, сверстников, учителей, родителей, местного социума

Кружковые занятия, организуемые учителем по отработке умения конструирования, технического творчества и т. п.

Трудовые акции, десанты, организуемые педагогом и совместно с обучающимися в виде КТД

  1. Трудовые акции, десанты, организуемые педагогом и совместно с обучающимися для младших школьников;
  2. в окружающем школу социуме

Досугово – развлекательные акции, организуемые совместно в виде КТД

  1. Досугово – развлекательные акции, организуемые совместно педагогом с обучающимися для младших школьников;
  2. в окружающем школу социуме
  1. Краеведческие экскурсии
  2. Туристические поездки
  3. Кружковые занятия
  1. Походы выходного дня
  2. Спортивные туристические мероприятия
  1. Поисково – краеведческая деятельность
  2. Природоохранные и природо - восстановительные мероприятия

Социальные пробы (инициативное участие в отдельных акциях, организуемых взрослыми)

Социально – ориентированные КТД

Остановлюсь на краеведении – одном из видов внеурочной деятельности и его направлениях, используемых в собственной практике.

2011 - 12 учебный год совпал с празднованием трех великих дат в истории нашей страны:

  1. 1150 - летнего юбилея зарождения российской государственности Отправной точкой Российского государства считают 862 год – тогда славянские племена призвали на княжение варяга Рюрика.
  2. Вторая великая дата в истории России – 400-летие освобождения Отечества от литовско-польских захватчиков в 1612 году.
  1. 200 – летие Отечественной войны, победа над армией Наполеона.

информационная содержит сказки:

игровая - игры, разработанные и сделанные своими руками:

  1. формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  2. формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, и др.

Чем наполнены души наших детей, за это в ответе и родители, и учителя. Любовь к родному краю, малой родине может и должна стать одним из кирпичиков фундамента души, на котором будет строиться жизнь и судьба человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности по туристко-краеведческому направлению для обучающихся 2 класса. Прилагается также и календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда обучающиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.

Принципы построения программы:

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;

создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного чувашского края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;

воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;

формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;

вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;

создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Личностные УУД

Обучающийся научится и приобретет:

научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние и внутренние мотивы;

эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Чувашской республики;

чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

узнавать символику России, Чувашии;

описывать достопримечательности России, Чувашии;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной;

работать с атласом, глобусом и картой;

находить на карте свой регион и его главный город Чебоксары;

устанавливать причинно‐следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающийся получит возможность:

самостоятельно подбирать литературу по теме;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при

Программа обучения в 2 классе предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, населенном пункте, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях, о богатстве растительного и животного мира.

Мы живем в России

Что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, республика.

Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.

Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.

Тема: Символика РФ./герб, флаг, гимн/

Практические работы. 1. Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.

2. Край, в котором мы

Тема: Наш край на карте России. Города и села на карте Чувашской Республики. Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области.

Тема: Символика Республики. Герб, флаг. Гимн.

Тема: История нашего края. Чувашия в древности. История создания и исследования.

Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей республике.

Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Охрана растений.

Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира

Тема: Водоемы Чувашии. Реки, озера. Растительный и животный мир водоемов

Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства. Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.

Тема: Знаменитые люди нашей республики.

Тема: Промышленность края. Крупные предприятия республики. Что выпускают, где находятся.

Тема: Сельское хозяйство республики. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях республики. Значение сельского хозяйства.

Практические работы. 1. Чувашия на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки, озера, обозначить их на контурной карте. 2. Обучение работы с картой Чувашской Республики: Города и села Чувашии, обозначить их на контурной карте. 3. Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.

4. Рассматривание образцов полезных ископаемых.5. Экскурсия в музей В.И.Чапаева

Экскурсии: 1. Природа вокруг нас, 2. Краеведческий музей,

3. Ботанический сад. 4. На водоем, в парки города 5. Национальный музей.

3. Город, в котором я живу

Тема: История родного города. Чебоксары на карте России и Чувашии.

Тема: Символика города.

Тема: Районы города. Знакомство с районами города. Район, в котором я живу.

Тема: Улицы города. Улица, на которой находится школа. Улицы, по которым я хожу. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Дать представления об истории названий улиц, площадей города.

Тема: Предприятия города. Заводы и фабрики города. Труд людей нашего города. Место работы родителей, их профессии. Познакомить с предприятиями города, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.

Экскурсии: 1. На предприятия, где работают родители. 2. По улицам и районам города. 3. В школьный музей.

Читайте также: