Власть как общесоциальная категория тгп кратко

Обновлено: 17.05.2024

Сущность гос-ва – это такое его свойство, которое отражает его социальное назначение, его социальную востребованность, цели и т.д.

Основным признаком и одновременно сущностью государства выступает государ. Власть. Государственная власть содержит общие признаки власти, как общесоциологические категории.

Виды власти в обществе: религиозная, политическая, семейная, государственная.

Государ. власть имеет специфику: 1) Публичность; 2) Универсальность; 3) Верховенство; 4) Законодательная прерогатива (только власть издает юридич. законы); 5) Легальное применение силы; 6) Легитимность (разделение большинством населения).

2) Понятие и сущность государства. (Воп 5)

Государ. власть является сущностью государства. Государство – это особая организация власти, как совокупности полномочий переданных населением для управления обществом.

Государ. власть наделяется правом принятия общеобязательных управленческих решений и применением средств для реализации этих решений.

Средствами и методами осуществления государ. власти выступает убеждение (руководство) и принуждение (насилие). Характер власти зависит от удельного веса этих методов.

Т.о. сущность всякого государства заключается в организации политической власти по управлению обществом, только в одних исторических условиях эта власть сосредотачивается в руках небольшой группы лиц, использующих ее преимущества, в своих классовых интересах опираясь на принуждение. В других условиях власть сосредотачивается в руках представительного органа населения, использующего ее преимущества для удовлетворения общесоциальных потребностей, опираясь на согласование интересов субъектов общественной жизни.

Признаки государства: 1) Организация политической власти, которая обеспечивает внешнее представительство и внутреннее управление населением на основе согласовании интересов; 2) Механизм состоящий из государственных органов и служащих; 3) Территориальная организация власти, обеспечивающая юридич. и политическое единство населения; 4) Суверенитет; 5) Монопольное право на правотворчество и легальное применение силы; 6) Государство обладает собственностью (предприятия, учреждения, имущественные права, распоряжение национальными ресурсами, взимание налогов и сборов).

3) Типы государства. (Воп 6)

Тип государства – это система признаков государства выражающая его сущность.

Существуют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный (Вебер, Сорокин, Тойнби).

Согласно формационному подходу, тип государства отражает экономическую основу государства, классовую сущность и социальное назначение государства. Пять типов: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Недостатки: игнорирование цикличности в развитии государства; умаление значения в духовно-культурной жизни общества; однолинейность трактовки государства.

В рамках цивилизационного подхода основой развития государства считается духовно-культурная жизнь общества. Используемые принципы: хронологический, пространственный, информационный, научно-технический, ….

Формационный и цивилизационный подходы лишь в своей совокупности дополняют друг друга раскрывая объективную картину развития государства.

Тема: Формы государства.

1) Понятие и элементы формы государства. (Воп 7)

Форма государства – это совокупность способов, организации, устройства и осуществления государственной власти. Форма государства зависит от его сущности и типа.

Серьезное влияние на форму государства оказывает состояние экономики, культурный уровень населения, его исторические традиции и национальные особенности.

Основные элементы формы государства: 1) Форма правления (отражает порядок организации верховной или высшей власти и ее взаимодействие с населением); 2) Форма государственного устройства (отражает территориальную организацию государства, т.е. из каких частей состоит и как они взаимосвязаны между собой и с центром); 3) Государственно-правовой режим (способы и методы осуществления политической власти).

2) Формы государственного правления. (Воп 8)

По форме правления государства делятся на: монархию и республику.

Монархия – вся полнота государ. власти сосредоточена в руках одного человека (монарха), который выполняет функции главы государства, главы законодательной, как часто исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии: монарх наследует власть по принципу крови и осуществляет ее пожизненно; монарх персонифицирует собой государство; монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности.

Виды монархии: абсолютная; ограниченная представительным органом на основе конституции.

Республика – государственная власть делегируется народом представительному органу.

Признаки республики: 1) Выборность и сменяемость представительной власти; 2) Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную (система сдержек и противовесов); 3) Власть несет политическую и юридическую ответственность.

Виды республики: президентская, парламентская и смешанная. Они различаются в зависимости от того, кем формируется и перед кем несет ответственность правительство.

3) Формы государственного устройства. (Воп 9)

По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федеративные).

Унитарные – единые, централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками суверенитета.

Федерации – добровольные объединения в союз нескольких государств или государственных образований сохраняющих не только хозяйственную, но и политическую самостоятельность. В таком государстве 2 уровня власти: федеральная и региональная; 2 языка; организ. законодательной власти; 2 гражданства.

4) Государственно-правовой режим. (Воп 10)

Подразделяется на 2 вида: авторитарный и демократический.

Авторитарный: народ отстраняется от формирования контроля за государ. властью; устраняется оппозиция; опора власти на полицейский аппарат; личность лишена демократических прав и их гарантий.

Крайней формой авторитаризма является тоталитарный режим (наличие официальной идеологии, сращивание государственного аппарата с правящей партией во главе с вождем (культ личности), милитаризация общественной жизни; контроль государства над всеми сферами общественной жизни (включая над личностью)).

Демократический: народ является источником власти; участвует в контроле за ней; разделение властей; реализация самоуправления; плюрализм; реализация личностью прав и свобод.

Тема: Государство в политической системе российского общества.

1) Понятие и структура политической системы общества. (Воп 11)

Политическая система – совокупность государственных и не государственных организаций связанных нормами и отношениями политико-правового характера позволяющего участвовать в формировании осуществления государственной власти.

Структура: 1) Политические организации (государство, политические партии, общественные организации); 2) Политическое сознание (идеи, ценности, теории), в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность; 3) Политические отношения между субъектами по поводу государственной власти; 4) Политико-правовые нормы регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти.

Функции политической системы: 1) Политические целепологание; 2) Властно-политическая интеграция общества; 3) Упорядочение политических процессов; 4) Обеспечение управления воздействия на социально-значимые отношения.

Власть - это способность и воз­можность оказывать определенное воздействие на дея­тельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившиеся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организа­ции и означает обладание властью. При этом право пред­ставляет собой способность лица (субъекта) действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей (явлений).

Некоторые ученые полагают, что власть означает реальную способность одного из элементов существую­щей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью продукт некоторого целенаправ­ленного влияния. Третьи утверждают, что власть пред­ставляет собой такие взаимоотношения между людьми (группами людей), сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что власть - это стремление к до­стижению равновесия.

Элементы определения власти:
    • во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов власти , которыми могут выступать отдельные лица, а также "коллективно действующее лицо" (партия, организация, комитет, совет и т.д.); власть мо­жет ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);
    • приказ осуществляющего власть , т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженного с его по­мощью воле;
    • подчинение того, над кем осуществляется власть , тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.

    Власть, определяемая как возможность одного че­ловека принуждать другого к совершению какого-либо действия, представляется как бы встроенной в челове­ческую сущность. Однако почему же одни люди обладают политической властью, а другие - нет? Для ответа на этот вопрос выдвигались разные объяснения, имеющие биоло­гическую, психологическую, культурную природу.

    Природа власти

    Если исходить из того, что власть - способность индивидуума или групп влиять на поведение других в соответствии со своими желаниями, то можно выделить следующие ее аспекты:

      1. власть - это отношение между людьми, которое не является их характерной чертой или свойством;
      2. власть предметно обусловлена. Отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел власти, т.е. "X" имеет власть над "У" в вопросе "А", но не в вопросе "В";
      3. власть относительна: "X" имеет над "У" больше власти, чем "Z";
      4. власть "ситуационна", т.е. зависит от условий, в которых осуществляется;
      5. власть отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей (влиятельной партии);
      6. власть кончается там, где начинается насилие, хо­тя она и предполагает угрозу применения силы или наси­лия, но неспособность субъекта власти обеспечивать со­гласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует , а есть попытка ока­зывать давление.
      Психологические основы власти

      Общественные законы суть законы сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудниче­ство - это действия людей, имеющих определенную на­правленность и предполагающих некоторую силу, а имен­но, власть. Власть рождается с самим общественным про­цессом, являясь одним из необходимых условий его фун­кционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т.е. в известном смысле им подчинена и без их поддержки не может существовать. Власть неизбежна. Ее присутствие и последствия (принуждение) видны во всех отношениях между людьми.

      Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе.

      Свобода есть состояние независимости от внеш­них условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влия­ние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество, состоящее из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется. Живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

      Государственная (политическая) власть

      Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во вла­сти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обус­ловили появление государства. Государство выступает как носитель государ­ственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуци­ровать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

      Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):
        1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
        2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
        3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
        4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
        5. устанавливает систему налогов;
        6. организует население по территориальному признаку;
        7. характеризуется легитимностью и легальностью.
        Особые свойства государственной власти:
          1. для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство;
          2. государственная власть публична , то есть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти;
          3. государственная власть суверенна , что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны;
          4. государственная власть универсальна : она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны;
          5. государственная власть обладает прерогативой, то есть исключитель­ным правом, на издание общеобязательных правил поведения (юридических норм);
          6. во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно .

          Политическая власть как одно из важнейших прояв­лений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осу­ществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Полити­ческая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.


          Оглавление

          • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
          • Тема 2. Происхождение государства и права
          • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
          • Тема 4. Государство и общество[9]

          Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

          Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

          3.1. Понятие и признаки государства

          Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

          Рассмотрим основные признаки государства.

          1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

          2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

          3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

          Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

          4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

          5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

          6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

          7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

          Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

          3.2. Сущность государства

          Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

          Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

          С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

          В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

          Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

          Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

          Читайте также: