Власть как общесоциальная категория тгп кратко
Обновлено: 17.05.2024
Сущность гос-ва – это такое его свойство, которое отражает его социальное назначение, его социальную востребованность, цели и т.д.
Основным признаком и одновременно сущностью государства выступает государ. Власть. Государственная власть содержит общие признаки власти, как общесоциологические категории.
Виды власти в обществе: религиозная, политическая, семейная, государственная.
Государ. власть имеет специфику: 1) Публичность; 2) Универсальность; 3) Верховенство; 4) Законодательная прерогатива (только власть издает юридич. законы); 5) Легальное применение силы; 6) Легитимность (разделение большинством населения).
2) Понятие и сущность государства. (Воп 5)
Государ. власть является сущностью государства. Государство – это особая организация власти, как совокупности полномочий переданных населением для управления обществом.
Государ. власть наделяется правом принятия общеобязательных управленческих решений и применением средств для реализации этих решений.
Средствами и методами осуществления государ. власти выступает убеждение (руководство) и принуждение (насилие). Характер власти зависит от удельного веса этих методов.
Т.о. сущность всякого государства заключается в организации политической власти по управлению обществом, только в одних исторических условиях эта власть сосредотачивается в руках небольшой группы лиц, использующих ее преимущества, в своих классовых интересах опираясь на принуждение. В других условиях власть сосредотачивается в руках представительного органа населения, использующего ее преимущества для удовлетворения общесоциальных потребностей, опираясь на согласование интересов субъектов общественной жизни.
Признаки государства: 1) Организация политической власти, которая обеспечивает внешнее представительство и внутреннее управление населением на основе согласовании интересов; 2) Механизм состоящий из государственных органов и служащих; 3) Территориальная организация власти, обеспечивающая юридич. и политическое единство населения; 4) Суверенитет; 5) Монопольное право на правотворчество и легальное применение силы; 6) Государство обладает собственностью (предприятия, учреждения, имущественные права, распоряжение национальными ресурсами, взимание налогов и сборов).
3) Типы государства. (Воп 6)
Тип государства – это система признаков государства выражающая его сущность.
Существуют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный (Вебер, Сорокин, Тойнби).
Согласно формационному подходу, тип государства отражает экономическую основу государства, классовую сущность и социальное назначение государства. Пять типов: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Недостатки: игнорирование цикличности в развитии государства; умаление значения в духовно-культурной жизни общества; однолинейность трактовки государства.
В рамках цивилизационного подхода основой развития государства считается духовно-культурная жизнь общества. Используемые принципы: хронологический, пространственный, информационный, научно-технический, ….
Формационный и цивилизационный подходы лишь в своей совокупности дополняют друг друга раскрывая объективную картину развития государства.
Тема: Формы государства.
1) Понятие и элементы формы государства. (Воп 7)
Форма государства – это совокупность способов, организации, устройства и осуществления государственной власти. Форма государства зависит от его сущности и типа.
Серьезное влияние на форму государства оказывает состояние экономики, культурный уровень населения, его исторические традиции и национальные особенности.
Основные элементы формы государства: 1) Форма правления (отражает порядок организации верховной или высшей власти и ее взаимодействие с населением); 2) Форма государственного устройства (отражает территориальную организацию государства, т.е. из каких частей состоит и как они взаимосвязаны между собой и с центром); 3) Государственно-правовой режим (способы и методы осуществления политической власти).
2) Формы государственного правления. (Воп 8)
По форме правления государства делятся на: монархию и республику.
Монархия – вся полнота государ. власти сосредоточена в руках одного человека (монарха), который выполняет функции главы государства, главы законодательной, как часто исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.
Признаки монархии: монарх наследует власть по принципу крови и осуществляет ее пожизненно; монарх персонифицирует собой государство; монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности.
Виды монархии: абсолютная; ограниченная представительным органом на основе конституции.
Республика – государственная власть делегируется народом представительному органу.
Признаки республики: 1) Выборность и сменяемость представительной власти; 2) Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную (система сдержек и противовесов); 3) Власть несет политическую и юридическую ответственность.
Виды республики: президентская, парламентская и смешанная. Они различаются в зависимости от того, кем формируется и перед кем несет ответственность правительство.
3) Формы государственного устройства. (Воп 9)
По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федеративные).
Унитарные – единые, централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками суверенитета.
Федерации – добровольные объединения в союз нескольких государств или государственных образований сохраняющих не только хозяйственную, но и политическую самостоятельность. В таком государстве 2 уровня власти: федеральная и региональная; 2 языка; организ. законодательной власти; 2 гражданства.
4) Государственно-правовой режим. (Воп 10)
Подразделяется на 2 вида: авторитарный и демократический.
Авторитарный: народ отстраняется от формирования контроля за государ. властью; устраняется оппозиция; опора власти на полицейский аппарат; личность лишена демократических прав и их гарантий.
Крайней формой авторитаризма является тоталитарный режим (наличие официальной идеологии, сращивание государственного аппарата с правящей партией во главе с вождем (культ личности), милитаризация общественной жизни; контроль государства над всеми сферами общественной жизни (включая над личностью)).
Демократический: народ является источником власти; участвует в контроле за ней; разделение властей; реализация самоуправления; плюрализм; реализация личностью прав и свобод.
Тема: Государство в политической системе российского общества.
1) Понятие и структура политической системы общества. (Воп 11)
Политическая система – совокупность государственных и не государственных организаций связанных нормами и отношениями политико-правового характера позволяющего участвовать в формировании осуществления государственной власти.
Структура: 1) Политические организации (государство, политические партии, общественные организации); 2) Политическое сознание (идеи, ценности, теории), в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность; 3) Политические отношения между субъектами по поводу государственной власти; 4) Политико-правовые нормы регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти.
Функции политической системы: 1) Политические целепологание; 2) Властно-политическая интеграция общества; 3) Упорядочение политических процессов; 4) Обеспечение управления воздействия на социально-значимые отношения.
Власть - это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившиеся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. При этом право представляет собой способность лица (субъекта) действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей (явлений).
Некоторые ученые полагают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи утверждают, что власть представляет собой такие взаимоотношения между людьми (группами людей), сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что власть - это стремление к достижению равновесия.
Элементы определения власти:
- во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов власти , которыми могут выступать отдельные лица, а также "коллективно действующее лицо" (партия, организация, комитет, совет и т.д.); власть может ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);
- приказ осуществляющего власть , т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженного с его помощью воле;
- подчинение того, над кем осуществляется власть , тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.
Власть, определяемая как возможность одного человека принуждать другого к совершению какого-либо действия, представляется как бы встроенной в человеческую сущность. Однако почему же одни люди обладают политической властью, а другие - нет? Для ответа на этот вопрос выдвигались разные объяснения, имеющие биологическую, психологическую, культурную природу.
Природа власти
Если исходить из того, что власть - способность индивидуума или групп влиять на поведение других в соответствии со своими желаниями, то можно выделить следующие ее аспекты:
- власть - это отношение между людьми, которое не является их характерной чертой или свойством;
- власть предметно обусловлена. Отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел власти, т.е. "X" имеет власть над "У" в вопросе "А", но не в вопросе "В";
- власть относительна: "X" имеет над "У" больше власти, чем "Z";
- власть "ситуационна", т.е. зависит от условий, в которых осуществляется;
- власть отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей (влиятельной партии);
- власть кончается там, где начинается насилие, хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия, но неспособность субъекта власти обеспечивать согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует , а есть попытка оказывать давление.
Психологические основы власти
Общественные законы суть законы сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество - это действия людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно, власть. Власть рождается с самим общественным процессом, являясь одним из необходимых условий его функционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т.е. в известном смысле им подчинена и без их поддержки не может существовать. Власть неизбежна. Ее присутствие и последствия (принуждение) видны во всех отношениях между людьми.
Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе.
Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество, состоящее из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется. Живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.
Государственная (политическая) власть
Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):
- распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
- носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
- опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
- устанавливает систему налогов;
- организует население по территориальному признаку;
- характеризуется легитимностью и легальностью.
Особые свойства государственной власти:
- для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство;
- государственная власть публична , то есть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти;
- государственная власть суверенна , что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны;
- государственная власть универсальна : она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны;
- государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом, на издание общеобязательных правил поведения (юридических норм);
- во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно .
Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Политическая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.
Оглавление
- Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
- Тема 4. Государство и общество[9]
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
3.1. Понятие и признаки государства
Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.
Рассмотрим основные признаки государства.
1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).
2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).
3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).
4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.
5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.
6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).
7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.
Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.
3.2. Сущность государства
Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.
Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.
С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.
Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.
Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.
Читайте также: