Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам; возрастает влияние нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Психофизиологическая характеристика труда - это сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека.

Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, силе ее воздействия на организм, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления.

Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость- комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления.

Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п.

Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния

физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

4.2. Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние организма студентов

К таким факторам относятся:

· Степень напряженности учебной нагрузки.

· Уровень материального обеспечения студентов.

· Уровень индивидуальной работоспособности.

· Степень удовлетворенности результатами обучения.

· Соблюдение здорового образа жизни.

Влияние этих факторов может быть как положительным, так и негативно сказываться на состоянии организма. Совокупность негативных объективных и субъективных факторов приводит к переутомлению и способствует появлению заболеваний.

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на головной мозг. Головной мозг потребляет до 15 – 20% кислорода при массе, составляющей лишь 2 – 2,5% общей массы тела. Это свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем.

Негативно влияют на работу головного мозга и весь организм следующие факторы:

· Длительная сидячая поза. Длительное сидение приводит уменьшению кровоснабжения головного мозга.

· Психическое напряжение. Умственная работа приводит к увеличению содержания адреналина в крови до 20%, а при стрессе до 50 – 300%. Насыщение крови кислородом может снижаться до 80%.

4.3. Динамика работоспособности студентов

Факторы, влияющие на работоспособность студентов:

· Физиологическое состояние: состояние здоровья, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем организма.

· Окружающая обстановка: освещенность помещения, уровень шума, температура воздуха и др.

· Психическое состояние: самочувствие, настроение, мотивация и др.

· Индивидуальные свойства личности: особенности нервной системы, темперамента.

· Эмоциональное напряжение: похвала, порицание, указания преподавателя.

· Мотивация обучения: значимость данной деятельности.

Изменение работоспособности студента в течение учебного дня.

Выявлено шесть периодов таких изменений:

· Период врабатывания. Постепенное повышение работоспособности (10-15 минут).

· Период оптимальной работоспособности (1,5-3 часа).

· Период полной компенсации. Появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевыми усилиями.

· Период неустойчивой компенсации. Происходит снижение продуктивности учебной деятельности.

· Период постепенного снижения работоспособности.

· Период резкого снижения работоспособности.

Изменение работоспособности в течение учебной недели.

Динамика умственной работоспособности в недельном цикле характеризуется последовательной сменой ее периодов:

· Период врабатывания в начале недели (понедельник).

· Период оптимальной работоспособности (вторник, четверг).

· Период снижения работоспособности (пятница, суббота).

Изменение работоспособности в учебном году:

· Период врабатывания в первом семестре. Повышение работоспособности происходит в течение первых 3 - 3,5 недель.

· Период устойчивой работоспособности. Продолжительность - до 2,5 месяцев.

· Период снижения (в зачетную неделю) и резкого снижения (в период экзаменов) работоспособности.

· Период врабатывания во втором семестре. Повышение работоспособности происходит в течение 1,5 недели.

· Период устойчивой работоспособности. Период длится до середины апреля.

· Период снижения и резкого снижения (в зачетную неделю и экзаменационную сессию) работоспособности.

4.4. Изменения психофизического состояния студентов в период

Экзаменационной сессии

Характерные признаки изменения состояния организма:

· Увеличение ЧСС (до 120-145 ударов в минуту перед экзаменом).

· Повышение артериального давления (до 155/95 мм. рт. ст.).

· Появление чувства волнения, страха.

· Снижение массы тела (на 1,6-3,4 кг).

Средства физической культуры в регулировании состояния организма в период сессии:

· Организация сна, питания, пребывания на свежем воздухе.

· Упражнения циклического характера с невысокой интенсивностью (бег трусцой, ходьба, ходьба на лыжах, плавание и др.).

· Упражнения с вовлечением большого числа мышц и мышечных групп.

· Аутогенная тренировка, медитация.

Утренняя гимнастика. Уменьшает период врабатывания, повышает настроение, улучшает самочувствие.

Физкультурная пауза. Комплекс упражнений, выполняемый в течение 10 минут проводится после четырех часов занятий. Повышает работоспособность.

Микропауза с применением динамических упражнений (бег на месте, подпрыгивания, общеразвивающие гимнастические упражнения).

Микропауза с упражнениями в положении сидя (изометрические мышечные напряжения).

4.6. Контрольные вопросы

3. Какие факторы негативно влияют на работу головного мозга?

4. Какие факторы влияют на работоспособность студентов?

5. Как изменяется работоспособность студента в течение учебного дня?

6. Как изменяется работоспособность студента в течение учебной недели?

7. Как изменяется работоспособность студента в течение учебного года?

8. Назовите характерные признаки изменения состояния организма в период сессии?

9. Какие средства физкультуры регулируют состояние организма студента в период сессии?

10. Какие формы физкультуры используются в течение учебного дня студентов для улучшения работоспособности?

Литература

1. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2003. - 448 с.

2. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. М.: Прометей, 1994.

3. Жолдак В.И. Физическая культура в системе научной организации труда. М: 1982.

Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

Основные понятия

Общая физическая подготовка (ОФП) – педагогический процесс всестороннего физического развития человека.

Специальная физическая подготовка (СФП) – педагогический процесс воспитания физических качеств и функциональных систем организма, необходимых для конкретной спортивной или профессиональной деятельности.

Спортивная подготовка – педагогический процесс целенаправленной подготовки спортсмена к участию в соревнованиях.

Методические принципы физического воспитания (ФВ) – основные положения, которых необходимо придерживаться при решении задач в процессе занятий по ФВ.

Физические упражнения – двигательные действия, используемые в качестве средств физической культуры (ФК).

Методы физического воспитания – способы использования средств ФК, позволяющие решать задачи обучения движениям и развития физических качеств.

Двигательное умение – врожденное или приобретенное двигательное действие, выполнение которого происходит при ведущей роли внимания и мышления.

Двигательный навык – двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления.

Физические качества – физиологические свойства организма, определяющие уровень двигательных способностей человека.

Лекция 5. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Учебное время студентов в среднем составляет 52–58ч в неделю, т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8–9 часов, следовательно, рабочий день студента один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 75%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. При этом восстановительные процессы после таких занятий проходят не полноценно к этому нужно добавить недостаточный сон, нерегулярное питание, гиподинамия и т.д.

Работоспособность. Что такое работоспособность? Обычно отвечают – это способность к выполнению работы. О деятельности организма по выполнению произведенных затрат, обычно забывают. Поэтому правильнее будет сказать, что с физиологической точки зрения работоспособность определяет возможности организма при выполнении работы к поддержанию структуры и энергетических запасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ – физической и умственной различают физическую и умственную работоспособность.

Биологические ритмы. Работоспособность человека в течение трудового дня неодинакова. Можно говорить о ряде ее последовательных этапов. Первый этап – врабатывание – приходится, как правило, на первый час от начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна и восстановление динамического стереотипа. Второй этап – устойчивой работоспособности – длится последующие 2-3 часа, после чего работоспособность вновь снижается (этап некомпенсированного утомления). Эти три этапа повторяются дважды в день. Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.

Таким образом, в течение суток кривая работоспособности выглядит волнообразно. Максимальные подъемы отмечаются с 10 до 13 и с 17 до 20 часов. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются незначительные физиологические подъемы с 24 до 1 ночи и с 5 до 6 часов. При составлении режима труда и отдыха нужно учитывать периоды подъема и спада биологических ритмов.

Необходимо также отметить, что существуют колебания работоспособности в течение недели, месяца и более продолжительной в течение года или нескольких лет. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу у него развивается утомление.

Хорошо известно, что работоспособность женщин зависит от месячного цикла. Она снижается в дни физиологического стресса: на 13-14 день цикла (фаза овуляции), перед месячными и во время них. У мужчин подобные изменения гормонального фона выражены слабее. Некоторые исследователи связывают околомесячные колебания тонуса с гравитационным влиянием луны. Есть подтверждения, что действительно в период полнолуния человек имеет более высокий обмен веществ и нервно-психическую напряженность и менее устойчив к стрессам, чем во время новолуния. Причем у женщин овуляция и падение тонуса приходится чаще на полнолуние.

Существуют также сезонные колебания работоспособности, которые оказывают большое влияние на человека. Например, в переходное время года, особенно весной, у многих людей появляются вялость, утомляемость, снижается интерес к работе. Это состояние называют весенним утомлением.

Все сказанное подводит к выводу, что каждому из нас чрезвычайно важно научиться выбирать оптимальное время для того или иного вида работы, совпадающее с пиком суточной, недельной, месячной работоспособности.

Формирование современного молодого человека происходит в противоречивых условиях: с одной сто¬роны, научно-техническая революция способствует значительному росту возможностей его интеллекта, с другой — резко усиливается действие ряда факто¬ров, противодействующих полноценной психофизи¬ологической адаптации организма. В результате су¬жается диапазон приспособительных и компенсатор¬ных возможностей, снижается уровень физиологиче¬ских резервов организма, что в конечном итоге нега¬тивно влияет на успешность адаптации, ее устойчи¬вость. Как следствие, снижаются показатели физиче-ского развития, физической работоспособности и со¬стояния здоровья студентов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности………………………………………………………………………4
Глава 2.Средства физической культуры в регулировании работоспособности ……………………………………………………………………………………. 9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по физической культуре.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.

Глава 1. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности……………………………………………… ………………………4

Глава 2.Средства физической культуры в регулировании работоспособности ……………………………………………………………………………… ……. 9

Студенчество занимает особое место в социальной структуре общества. Оно представляет значительную группу нового поколения, несущего с собой нарождающиеся тенденции цивилизации в области развития науки, образования, культуры, различных отраслей экономики. В то же время студенческий возраст - это период, когда идет к завершению биологическое созревание организма человека, становление индивидуума в социальной среде.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Формирование современного молодого человека происходит в противоречивых условиях: с одной стороны, научно-техническая революция способствует значительному росту возможностей его интеллекта, с другой — резко усиливается действие ряда факторов, противодействующих полноценной психофизиологической адаптации организма. В результате сужается диапазон приспособительных и компенсаторных возможностей, снижается уровень физиологических резервов организма, что в конечном итоге негативно влияет на успешность адаптации, ее устойчивость. Как следствие, снижаются показатели физического развития, физической работоспособности и состояния здоровья студентов.

Глава 1. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.

В условиях современного обучения у студентов резко возрастает интенсификация умственного труда на фоне заметного снижения двигательной активности. Долгое вынужденное положение тела, отсутствие хорошо организованного рабочего места, частые пренебрежения гигиеническими требованиями к условиям обучения и отдыха, укоренившиеся пассивные виды отдыха — все эти неблагоприятные факторы сопровождают студенческую жизнь. Сначала они приводят к компенсаторным изменениям тонуса и силы мышц, к болезненным уплотнениям в них, а затем, вторично, к изменениям в межпозвонковых дисках и нервных корешках.

Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики — все это требует от студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных учебных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, по факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учебе.

Установлено, что время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6 - 8 ч в день. Время, затрачиваемое на самоподготовку "средним" студентом, колеблется у отдельных молодых людей довольно существенно, занимая 3 — 5 ч, а в период зачетно-экзаменационной сессии - 8 — 9 ч. Перечисленные факторы деятельности современного студента характеризуют типичные особенности гипокинезии (ограничение двигательной активности) и, как следствие, гиподинамии (ослабление мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок). Известно, что ограничение двигательной активности на всех этапах онтогенеза оказывает вредное влияние на состояние здоровья и физическое развитие индивидуума. Практически не существует ни одного органа или системы органов, функции или механизма, которые не изменились бы в условиях снижения адекватной двигательной активности.

Постоянное ограничение двигательной активности сопровождается ослаблением нормальных импульсов, несущих сигналы в кору и подкорковые образования головного мозга обо всех процессах, протекающих в организме в процессе его жизнедеятельности. Эти сигналы являются естественными стимуляторами активизации физиологических систем во всех аспектах, связанных с мышечной деятельностью и приспособительными реакциями на разнообразные раздражители.

Дефицит мышечной деятельности отчетливо сказывается на снижении тонуса центральной нервной системы, что проявляется в ряде симптомов как на уровне головного мозга, так и на уровне отдельных органов и систем. Нарушение сна, снижение памяти, вялость, подавленное настроение свидетельствуют о снижении возбудимости клеток коры головного мозга и подкорковых образований.

Утомление нервной системы способствует гипотрофии мышц, нарушению биохимических и окислительно-восстановительных процессов в них, увеличению энергостоимости выполняемой работы, ухудшая доставку кислорода к головному мозгу. Происходит снижение обмена веществ, разбалансировка работы основных систем и органов, нарушается система целостных и полноценных адаптационных реакций организма.

Отрицательно влияет гипокинезия и гиподинамия на сердечно-сосудистую систему. Снижаются функциональные резервы как центрального, так и периферического звена кровообращения, изменяются все участки сосудистой системы. В условиях гиподинамии сердечная мышца адаптируется к физическим нагрузкам в основном за счет нарастания частоты сердечных сокращений, что расценивается как неэкономная реакция организма, приводящая к быстрому истощению резервов миокарда.

Дефицит мышечной деятельности сопровождается ослаблением способности организма к самообновлению белков в тканях таких ключевых органов, как мышечная система, сердце, мозг. Ослабляются внутриклеточные энергетические процессы. В результате происходят функциональные сбои в работе многих органов и систем, уменьшение объема и массы отдельных мышечных групп, а на фоне неадекватного гормонального контроля и сниженного уровня обмена веществ возрастает масса тела за счет жировых накоплений.

Гипокинезия приводит к ухудшению общей реактивности организма. Наступает снижение резистентности к инфекции и неспецифической иммунологической реактивности, снижается устойчивость к аллергии.

Таким образом, двигательный дефицит, в котором вынужденно существует большинство студенческой молодежи, значительно усугубляет имеющиеся и провоцирует возникновение новых заболеваний. Исследования по определению степени эмоционального напряжения студентов до и после экзаменов показали, что под влиянием стресса меняется множество показателей работы различных органов и систем: артериальное давление, частота сердечных сокращений, электрокардиограмма, температура кожи, кровенаполнение сосудов мозга и нижних конечностей, уровень сахара, гемоглобина, форменных элементов периферической крови, наблюдаются также тремор рук, покраснение шеи, побледнение лица.

Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе психоэмоциональном состоянии студентов.

К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.

На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.

Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственности с элементом напряженности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарно влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.

Глава 2. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность.

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.

Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы.

Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Аннотация: Особенности учебного труда и влияние физической культуры на формирование внимания, оперативного мышления, инициативности и эмоциональной устойчивости.

5.1. Основные понятия

5.2. Особенности учебного труда студентов

Одна из важнейших задач высшей школы - создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодежи.

Согласно великому Аристотелю, "хороший вождь должен обладать "этосом", "пафосом", "логосом". Известно, что "этос" - высокая нравственность, источник убеждать в своей правоте, "пафос" - способность затрагивать чувства людей, "логос" - умение разумно обосновать свои поступки и заставлять думать людей.

Известно, что здоровье человека на 45-50% зависит от условий образа жизни, избранного стиля жизни, четко связанных с формированием граней личности.

Каждый вуз имеет свою, рожденную им же и постоянно совершенствующуюся информационно-воспитательную среду. Ее многокомпонентность и положительное влияние на студента, особенно первокурсника, корреляционно зависит от уровня педагогического мастерства преподавателей до наиглавнейшего компонента - вузовской (не школьной "физры") физической культуры, спорта, существенно сокращающей период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с его "мягкими" на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо жесткими по отношению к организму, порой еще недостаточно окрепшему, в периоды зачетов и экзаменов.

Такие термины, как "самоуправление", "аутогенный менеджмент " - не только дань моде, но и важные волевые моменты, основа которых: постановка целей, планирование своей деятельности, распределение времени и многое другое, что связано с изменением уклада, стиля, образа жизни.

Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования. Вуз предоставляет такую возможность.

Особо следует сказать об адаптации к вузовским формам и видам обучения. Подчеркнем, что студенту-первокурснику, резко перешедшему границу между условиями обучения в школе и вузе, важно сократить этот период, который может длиться и семестр и два-три года. Просматривается четкая закономерность сокращения времени адаптации у тех, кто коммуникабелен, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности.

  • активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование, скалолазание и другие виды целенаправленной физической занятости;
  • массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, в которых студент - участник, организатор, помощник и т.п.;
  • разумное планирование своей жизни на ближайшие 3-5 лет в виде реально обоснованной программы самосовершенствования, основные положения которой нацелены на укрепление здоровья, повышение интеллекта, освоение избранной профессии.

Известно, что человек рождается только с задатками тех природных качеств, которые определяют красоту тела и соразмерность, согласованность движений, физическую силу, гармоничность развития. Активное развитие, совершенствование и формирование этих природных дарований - это процесс самопознания, самоутверждения, становления личности, и "ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие" (Аристотель).

Не менее важно и использование средств физической культуры, спорта в психологической подготовке будущего специалиста. Именно спорт, физическое воспитание ставит студента (пока студента!) в те условия, которые формируют его психологическую готовность к профессиональным негативным воздействиям. Австралийский психолог Алан Пиз доказал, что с помощью слов, вербально, мы передаем только 7% информации, 93% приходятся на интонацию, мимику, жесты, бессознательные телодвижения. Только наличие сильной воли, умение сохранять самообладание могут позволить скрыть свое психологическое состояние.

Утомление необходимо рассматривать как временное ухудшение функционального состояния организма, основные признаки которого:

  • резкое снижение работоспособности;
  • изменение физиологических функций;
  • изменение внешних признаков поведения.

Способность человека выполнить конкретную умственную деятельность в заданных параметрах эффективности определяется как работоспособность, основу которой составляют определенные психофизиологические свойства, психологические качества индивида и специальные знания, умения, навыки.

Наиболее типичные изменения работоспособности студентов связаны с учебной нагрузкой, расписанием занятий, занятостью научно-исследовательской, профессиональной деятельностью как дополнительными факторами. К ним следует отнести и особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Принятые системой образования рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный, зимний и летний каникулярный отдых, временное пребывание целевого характера в профилакториях, санаториях, академический годовой отпуск нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от разных систем организма, при этом пятьдесят и более процентов от всех импульсов принадлежит мышцам.

Движения мышц, создающие громадное количество импульсов, способствуют образованию замкнутых циклов возбуждения, отличающихся высокими уровнями стойкости, инертности.

Так, после прекращения физической работы человек сразу отключается от нее. При умственной деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Нервная система полностью не реабилитирована. Экспериментально доказано, если человек после физической работы не получил полного отдыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомленный мозг мобилизует свои возможности для борьбы с переутомлением. мускулатуры.

Для умственной деятельности необходим не только тренированный мозг, но и тренированное тело.

Приведенные данные (табл. 5.1) могут служить некоторым ориентиром использования различных физических нагрузок с целью оптимизации умственной деятельностью студентов.

5.3. Формирование профессионально важных качеств средствами физической культуры, спорта и туризма

Внимание

Отдельные качества внимания имеют много специфического, в связи с этим при их формировании и совершенствовании используются различные педагогические приемы.

Объём и распределение внимания формируются как деленный навык одновременного выполнения нескольких действий, близких по своей психофизиологической структуре профессиональным действиям, выполняемым в условиях высокого темпа работы. При этом постепенно увеличивают количество воспринимаемых объектов и явлений, расстояние между ними и темп восприятия.

Переключение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями: упражнениями на переключение внимания с объекта на объект с предварительным усвоением техники и "маршрутов" переключений; упражнениями с выделением наиболее важных объектов из второстепенных; тренировками в быстроте переключения внимания с объекта на объект.

Концентрация внимания развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание.

Устойчивость внимания обеспечивается выработкой волевых качеств и созданием путем тренировки определенной физиологической базы для проявления устойчивого внимания, в частности, выносливости глазодвигательного аппарата.

Большие возможности для качеств внимания представляют гимнастические и строевые упражнения.

Эффективным универсальным средством развития внимания являются спортивные игры с мячом. Это объясняется тем, что действия в них требуют высокого уровня проявления различных качеств внимания. Так, волейболисту в процессе игры приходится одновременно воспринимать более 10 объектов и их элементов. Например, принимая мяч, он одновременно определяет расстояние до мяча и игроков, следит за перемещением своих игроков и игроков противника, выбирает способ и усилие для передачи мяча и т.д. Кроме того, волейболисту во время игры приходится постоянно моментально менять объекты, на которые направлено внимание. Сделав передачу для нападающего, он переключает свое внимание на страховку, прием и т.д. Только за одну секунду внимание волейболиста переключается поочередно на 3-6 объектов. Длительность игры, разнообразие тактических ситуаций требуют устойчивости внимания. Все это приводит к тому, что уже сами по себе занятия волейболом способствуют развитию качества внимания. Например, объем внимания у волейболистов больше, чем у гимнастов, борцов, пловцов на 25-31%.

Упражнения на внимание

Упражнения для развития объема и распределения внимания: бег, езда на велосипеде по шоссе; бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног (например, эстафетный бег); бег под гору между деревьями; прыжки в длину с разбега; метание легкоатлетических снарядов; выполнение вольных гимнастических упражнений на координацию движений рук и ног; жонглирование двумя и более мячами; ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам.

Оперативное мышление

Эффективными путями развития оперативного мышления в процессе физического воспитания являются: использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств и тренировка в этих видах; введение определенной системы педагогических воздействий, специально направленных на формирование качества.

Существенный эффект оказывают:

  • обучение (по принципу проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий) приемам оперативного мышления на материале, специфичном для физического воспитания;
  • упражнения, направленные на решение различных двигательных алгоритмических (решаемых по определенной схеме) и эвристических (требующих творческих усилий мысли) задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика, бегуна на средние дистанции, борца;
  • упражнения на развитие наблюдательности, памяти, восприятия, внимания, воли и других психических процессов, связанных с быстрым мышлением.

Упражнения на оперативное мышление

  1. Выполнение различных тактических алгоритмических и эвристических заданий для бегуна на средние дистанции, игровика, борца, фехтовальщика, боксера.
  2. Эстафета с решением внезапно возникающих алгоритмических и эвристических задач (легкоатлетические эстафеты с общей зоной передачи, эстафеты с преодолением препятствий, с ведением, переноской мяча).
  3. Преодоление незнакомых полос препятствий на время.
  4. Бег под гору, езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах, санях по закрытому маршруту.
  5. Спортивные игры (бадминтон, баскетбол, бейсбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, теннис, настольный теннис, мини-футбол, хоккей, велобол, велополо, мотобол).
  6. Игра в бадминтон, волейбол, теннис через закрытую сетку.
  7. Ориентирование на местности.
  8. Игра в шахматы "блиц". Продолжительность партии - 3-10 мин. На каждый ход - 3-10 с. Время на обдумывание и партию постепенно сокращается.

Эмоциональная устойчивость

В процессе профессионально-прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается путем:

  1. приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам;
  2. выработки навыков, умений, привычек, саморегуляции эмоциональной напряженности.

Для решения первой задачи наиболее эффективными средствами являются упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил занимающихся для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях.

Решение второй задачи осуществляется путем упражнений в приемах изменения соматических и негативных проявлений эмоций (контроля и регуляции мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры, специальных дыхательных упражнений) и способах отвлечения от эмоций, самовнушения-самоубеждения.

Упражнения, направленные на приобретение опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности

  1. Бег с горы по сложному маршруту.
  2. Эстафета с выполнением двигательных задач, требующих проявления смелости, решительности.
  3. Выполнение различных двигательных задач на высоте (гимнастическом бревне, гимнастической стенке, специальной площадке).
  4. Прыжки в воду с вышки.
  5. Прыжки на батуте (с выполнением сложных по координации движений).
  6. Командные спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, борьба за мяч, хоккей и др.).
  7. Скоростной спуск на лыжах по сложному маршруту.
  8. Скалолазание.

Волевые качества

Методической основой волевой подготовки является система воздействий, направленных на воспитание конкретных волевых проявлений личности, накопление ею опыта волевого поведения, создание хорошей функциональной, физиологической и морфологической базы для волевых проявлений. Основными средствами для решения этих задач служат физические упражнения, виды спорта, требующие преодоления трудностей, адекватных трудностям производства.

Инициативность

Нормирование этого волевого качества на занятиях физической культурой и спортом осуществляется главным образом за счет накопления опыта инициативного поведения. С этой целью действенными являются следующие приемы и средства:

  1. выполнение физических упражнений на занятиях одним из многих способов по личной инициативе;
  2. самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;
  3. соревнования с другими студентами на оптимальное решение двигательной задачи;
  4. самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях;
  5. организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе;
  6. спортивные игры;
  7. единоборства;
  8. эстафеты;
  9. личные соревнования.
Смелость и решительность

Формированию этих качеств в наибольшей степени способствуют упражнения, содержащие элементы известного риска и требующие преодоления чувства боязни и колебания.

Упражнения на смелость и решительность

  1. Бег под крутую горку с преодолением препятствий.
  2. Прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов.
  3. Ходьба и бег с закрытыми глазами.
  4. Прыжки через препятствия и гимнастические снаряды.
  5. Упражнения на батуте: прыжок на живот - прыжок на ноги, сальто вперед и назад в группировке, согнувшись.
  6. Преодоление специальных полос препятствий.
  7. Игра в регби по упрощенным правилам с силовыми элементами.
  8. Акробатические прыжки.
  9. Прыжки в воду.
  10. Прыжки-падения на землю, пол.
  11. Быстрое нападение в играх.
  12. Боксерский поединок с сильным противником.
  13. Скалолазание.
Стойкость

Наиболее действенным средством формирования этого качества в процессе физического воспитания являются упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, в большом объеме, требуют значительного нервного напряжения. При воспитании стойкости целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственное наращивание усилий, тренировку в группе, соревновательный метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств.

Во время формирования стойкости нужно тренировать не только волевое усилие, но и физиологическую базу усилия. В этом случае необходимо строго соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и адекватности их возможностям организма. В противном случае может произойти истощение физиологической базы, что, в конечном счете, отразится на волевом действии.

Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Преподаватель _______ В.Ф.Богомолов

Студент ЮС16-01Б, 161619906 _______ А.В.Фаттахова

СОДЕРЖАНИЕ

1 Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента………………………………………………………….5

2 Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие……………………………………………………………………..8

3 Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления…………………………………………………..10

4 Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики, повышение эффективности учебного труда…………………………………………………………………. 12

Список использованных источников…………………………………………. 18

ВВЕДЕНИЕ

Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.

Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

1) Противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;

2) Между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

3) Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.

Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе – психоэмоциональное состояние студентов.

К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

1) Резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом

2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива

4) Сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.

Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.

На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.

Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственностью с элементом напряженности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.

Читайте также: