Предельные углеводороды план урока 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Предельные углеводороды.

Урок химии в 9 классе

учитель высшей категории

МКОУ ОШ №7 г. Приволжска

Определение. Общая формула

Гомологический ряд

Виды изомерии

Номенклатура. Строение

Алканы в природе

Физические свойства

Химические свойства

Перемещение по управляющим кнопкам

У всех углеводородов ряда алканов имеются только простые связи между углеродными атомами, которые соединены с максимально возможным числом атомов водорода (4), т.е. насыщены ими до предела. Поэтому такие углеводороды называются предельными или насыщенными.

Общая формула предельных углеводородов (алканов):

Виды записи формул органических соединений

Гомологический ряд – это ряд веществ, расположенный в порядке возрастания относительных молекулярных масс, сходных по строению и свойствам, но отличающихся друг от друга по составу на одну или несколько групп - CH2 -. Вещества такого ряда называются гомологами.

C3H8 пропан

C4H10 бутан

C5H12 пентан

C6H14 гексан

C7H16 гептан

C8H18 октан

C9H20 нонан

C10H22 декан

Структурная изомерия пентана C5H12 :

CH3 - CH2 - CH2 - CH2 - CH3

CH3 – CH - CH2 - CH3

Изомеры – это вещества, которые имеют один и тот же качественный составы, но отличаются по своему строению и свойствам.

Для алканов характерна изомерия углеродного скелета или структурная изомерия

Названия образуются от латинского корня

путем добавления суффикса – АН (алканы)

Для алканов характерны только одинарные связи. Максимальное число связей углерода = 4

Структурная формула пентана

CH3 - CH2 - CH2 - CH2 - CH3

Для алканов характерны только одинарные связи. Максимальное число связей углерода = 4

  • Выбрать главную (самую длинную) цепь: CH3 – CH - CH2 - CH3 │ CH3

3. Назвать радикалы с указанием их положения в цепи цифрами и количества греческими числительными

((2) ди -, (3) три-, (4) тетра- и т.д.):

CH3 – CH - CH2 - CH3

Это значит, что радикал - CH3 (метил) стоит у 2 атома углерода

4. Назвать главную цепь

CH3 – CH - CH2 - CH3

Бутан – так как в главной цепи всего 4 атома углерода

Число атомов углерода

Метан (болотный газ) образуется в результате разложения растительных и животных остатков без доступа воздуха. Может накапливаться в угольных шахтах, содержится в природном газе и попутных нефтяных газах

Этан, пропан, бутан входят в состав природного и попутного нефтяного газов.

Алканы содержатся в нефти.

Метан и этан содержатся в атмосфере планет Солнечной системы: на Юпитере, Сатурне, Уране, Нептуне. Кроме того, метан найден в хвосте кометы Хиякутаке и в метеоритах. С увеличением относительных молекулярных масс предельных углеводородов закономерно повышаются их температуры кипения и плавления.

С увеличением относительных молекулярных масс предельных углеводородов закономерно повышаются их температуры кипения и плавления.

С16Н34…и далее– твёрдые вещества

  • Горение
  • Галогенирование (взаимодействие с галогенами)

    Дегидрирование – реакция, в которой от молекулы органического вещества отщепляются молекулы водорода

4. Расщепление алканов при высоких температурах (более 15000С)

Применение алканов

Алканы являются главным источником органического химического сырья для промышленности.

В народном хозяйстве алканы являются основным энергетическим ресурсом .

Применение алканов

Горючее для дизельных и турбореактивных двигателей

А также сырьё для синтезов спиртов, альдегидов, кислот.

Применение алканов

1-3 – производство сажи

(1 – картриджи;

3 – типографическая краска)

4-7 – получение

органических веществ

(4 – растворителей;

5 – хладагентов,

используемых

в холодильных установках;

7 - ацетилен)

Применение алканов

Ответить на вопросы:

1.Что такое структурная формула вещества? Что она показывает?

2.Почему органическую химию называют химией соединений углерода?

3. Почему алканы называют предельными углеводородами?

1.Формула предельных углеводородов ряда метана:

А) СnH2n Б) СnH2n-2 В) СnH2n+2

2. Для углеводородов ряда метана характерны связи:

А) одинарные; Б) двойная; В) тройная

3.Валентность углерода в органических соединениях:

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4

4. Для углеводородов ряда метана характерна изомерия:

А) углеродного скелета; Б) положения двойной связи; В) положения тройной связи

Загрузить презентацию (199 кБ)

Цели урока:

Воспитательная цель: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать мировоззренческой формированию экологической культуры личности. Создать условия для проявления самостоятельности, для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать, общаться в паре, группе.

Развивающая цель: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, с химическими реактивами и химическим оборудованием, соблюдая технику безопасности, выстраивать логические цепочки, сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала

Форма организацииучебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах, игровая.

Оборудование и реактивы:вода, нефть, чашка Петри, спички, фильтровальная бумага, на которой изображен глобус.

Технологические особенности

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплекс, интерактивная доска.
Применяемые элементы технологий: информационно-коммуникационные технологии, методы проблемного обучения.

Средства обучения: ИКТ-ресурсы:мультимедийный комплекс.

  • Знать:
    • положения и следствия теории химического строения веществ как основу для изучения основных понятий по данной теме: гомологический ряд, гомологическая разница, номенклатура, изомерия, свойства, получение и применение;
    • о зависимости свойств предельных углеводородов от их химического, электронного и пространственного строения;
    • области использования метана, признаки утечки газа и четкую последовательность действий при его обнаружении, правила техники безопасности для предотвращения утечки газа, правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в данной ситуации.
    • составлять молекулы веществ по названиям и называть вещества по формулам, составлять формулы изомеров и гомологов, используя алгоритм;
    • читать текст учебника, работать со схемой, инструкцией по проведению эксперимента, инструктивной карточкой по проведению лабораторного опыта.
    • решать проблемные задачи.

    Цель урока: сформировать представление о предельных углеводородах с точки зрения теории химического строения органических веществ.

    Оборудование и реактивы. Демонстрационные образцы: газовая зажигалка с прозрачным резервуаром, бензин (авиационный или для зажигалок), вазелин, парафин, парафиновая свеча. Растворы КМnO4, Са(ОН)2, пробирки. Модели молекул Стюарта—Бриглеба (или шаростержневые).

    I. История открытия предельных углеводородов

    Учитель может начать урок с небольшого исторического вступления.

    В 30-х гг. XIX в. немецкий химик К. Райхенбах выделил из буковой смолы смесь высших насыщенных углеводородов. Считая, что он получил индивидуальное вещество, Райхенбах назвал его парафином. Это слово происходит от латинского сочетания parum affinis, что означает не обладающий сродством. Действительно, полученное вещество при обычных условиях не взаимодействовало с кислотами и щелочами, было устойчиво к окислению. К середине XIX в. химикам стали известны и другие углеводороды, имеющие подобное строение: этан, пропан, бутан, гексан. Все они имели свойства, подобные веществу, полученному Райхенбахом, поэтому в 1868 г. английский химик X. Уэтс предложил объединить их в общий класс и назвать парафинами.

    II. Понятие гомологического ряда

    Основную часть урока учитель начинает с упоминания о том, что атомы углерода обладают уникальной способностью образовывать друг с другом длинные цепочки, открытые или замкнутые в цикл. Это одна из основных причин многообразия органических соединений. Причем атомы углерода могут быть соединены не только с помощью одной, но также двумя или тремя связями:


    Если за счет оставшихся валентностей углерод образует химические связи с атомами водорода, то это будет один из важнейших типов органических соединений — углеводороды.

    Далее учитель подводит ребят к определению класса предельных углеводородов. Очень полезно использовать на этом этапе урока шаростержневые модели молекул или модели Стюарта—Бриглеба. За неимением последних можно попросить учащихся принести на урок пластилин и спички и проиллюстрировать понятие гомологии на этом нехитром материале.

    Как изменяется состав этих соединений? Из молекулярных и структурных формул, написанных на доске, легко догадаться, что все эти соединения отличаются на одну или несколько групп —СН2—. В результате дается определение.

    Гомологическим называется ряд органических соединений, расположенных в порядке возрастания относительных молекулярных масс, обладающих подобным строением и свойствами и отличающихся друг от друга по составу на одну или несколько групп —CH2— (гомологическая разность). Представители одного гомологического ряда называются гомологами.

    Метан, этан, пропан, бутан — вещества одного гомологического ряда, ряда предельных углеводородов.

    Предельными (парафиновыми, насыщенными) называются углеводороды, в которых все валентности атомов углерода, не затраченные на образование простых С—С связей, насыщены атомами водорода.

    Очень важно для ребят запомнить формулы и названия 6—7 первых представителей ряда алканов и 3—4 углеводородных радикалов нормального строения, которые приведены в таблице 9 учебника. Каждому ученику целесообразно изготовить и иметь на уроках карточку с этой таблицей (без физических свойств). В качестве подсказки она очень помогает при составлении названий не только предельных углеводородов, но и органических веществ других классов.

    Учащиеся самостоятельно выводят общую формулу алканов.

    Для закрепления знания общей формулы предельных углеводородов можно предложить следующее задание: какие из приведенных углеводородов являются предельными: С4Н8, C8H186Н6, С3Н8, С20Н42, С11Н22.

    III. Изомерия и номенклатура предельных углеводородов

    Еще одной причиной многообразия органических соединений является изомерия.

    Учитель возвращается к составлению формул гомологов метана из моделей молекул. В соответствии с таблицей за пропаном следует бутан. Чтобы изготовить модель его молекулы, нужно от пропана убрать один атом водорода и добавить метильный радикал. Оказывается, возможны два варианта такого действия. Можно отщепить водород от крайнего углеродного атома и получить бутан с неразветвленной цепочкой углеродных атомов. Если заменить на метил водород у среднего атома углерода, получим углеводород того же состава С4Н10, но с другим химическим строением. Углеродная цепочка будет разветвлена. Явление изомерии, чрезвычайно редкое для неорганических веществ и столь распространенное в органике, было открыто в 1830 г. на примере именно неорганических соединений!

    Число изомеров для предельных углеводородов очень быстро растет с увеличением числа углеродных атомов. Бутан имеет два изомера, пентан — 3, декан С10Н22 — 75, а эйкозан С20Н42— уже 366 319! Совершенно очевидно, что дать индивидуальные имена каждому веществу, а главное, запомнить их совершенно нереально. Должна быть какая-то универсальная и общепринятая система названий, т. е. номенклатура. Такая система действительно существует. Чтобы назвать предельный углеводород произвольного строения, необходимо проделать путь в 5 шагов.

    1. Выбрать в молекуле самую длинную цепочку углеродных атомов.

    2. Пронумеровать цепочку с того конца, к которому ближе разветвление молекулы.

    3. Основа названия — название углеводорода с тем же числом углеродных атомов, что и в самой длинной цепи (табл. 9 учебника).

    4. Перечислить перед основой названия все заместители основной цепи с указанием номеров углеродных атомов, при которых они стоят. Если одинаковых заместителей несколько, перед их названиями ставят приставки ди-, три-, тетра- и т. д.

    5. Отделить запятыми все цифры друг от друга, буквы от цифр — дефисом. Если при одном углеродном атоме имеется не один, а два заместителя, его цифру повторить в названии дважды.

    Перечисленные правила учитель может проиллюстрировать несколькими примерами:


    image280

    Для закрепления материала учитель предлагает в качестве домашнего задания назвать некоторые предельные углеводороды. Следует избегать сложных структур с большим числом заместителей, длинной цепью, радикалами изостроения. Это предмет изучения в 10 классе.

    IV. Свойства предельных углеводородов

    Физические свойства предельных углеводородов с ростом числа углеродных атомов в молекуле постепенно изменяются. Низшие члены ряда — газообразные вещества, углеводороды нормального строения до С17 — бесцветные жидкости, высшие — твердые вещества.

    Вполне реально продемонстрировать учащимся углеводороды во всех трех агрегатных состояниях: выпустить, а затем и поджечь газ (смесь пропана и бутана) из газовой зажигалки, пробирки с 1—2 мл бензина (лучше бесцветного, для зажигалок) и кусочками парафина (можно от белой свечи).

    Предельные углеводороды не растворяются в воде и легче ее. Это отчетливо видно при добавлении в пробирки с бензином и парафином нескольких миллилитров воды. Поскольку бензин и вода бесцветны, можно интенсивно встряхнуть пробирку. Образуется мутная система— эмульсия. Она быстро расслаивается, при этом заметно, как мельчайшие капельки углеводорода объединяются и всплывают.

    Как уже было сказано, предельные углеводороды при комнатной температуре химически инертны. При добавлении в пробирки с жидкими алканами (парафинами) раствора КМnO4 окраска не исчезает, они в этих условиях не окисляются. Однако не все так однозначно при повышенной температуре. Одно из важнейших химических свойств предельных углеводородов — горение. Учащиеся уже наблюдали пламя газовой зажигалки:


    В качестве демонстрации можно также проделать опыт со свечой, описанный в учебнике.

    При высоких температурах с предельными углеводородами могут происходить самые разнообразные превращения. Нагревание до 1500 °С приводит к разрыву всех связей С—Н, углеводород распадается на простые вещества: углерод (сажа) и водород:

    image282

    Наиболее характерным для предельных углеводородов химическим свойством являются реакции замещения атомов водорода, в частности на атомы галогена. Учитель пишет на доске уравнения реакций последовательного хлорирования метана, указывает названия каждого из продуктов замещения и его применение. Метилхлорид применяется в органическом синтезе, хлористый метилен — прекрасный растворитель и хладоагент в холодильных установках, хлороформ долгое время использовался в медицине для общего наркоза, а четыреххлористый углерод, образующий тяжелые негорючие пары, применяется для тушения пожаров.

    image283

    Такую реакцию осуществляют при повышенной температуре с использованием катализаторов, из которых наиболее удобен металлический никель.

    V. Применение предельных углеводородов

    Человек в быту сталкивается с использованием предельных углеводородов ежедневно. Учитель обращается к ученикам: вы только проснулись, чиркаете спичку и зажигаете газ на кухне. Внимательно пронаблюдайте за горением спички. Рядышком с основанием пламени можно увидеть плавящийся парафин. Парафином теперь называют смесь твердых предельных углеводородов. Им пропитывают древесину спички, чтобы горение было более равномерным и медленным. Тем временем в конфорке горит природный газ, который почти полностью состоит из метана с примесью этана и пропана. Одна из важнейших областей применения газообразных алканов — использование в качестве топлива, не только бытового, но и автомобильного (сжиженный газ) и промышленного.

    После завтрака нужно привести себя в порядок. Многие косметические средства содержат для смягчения кожи вазелин — смесь жидких и твердых предельных углеводородов. Прощальный взгляд в зеркало — ив школу. На улице — поток машин. В их двигателях сгорает смесь жидких предельных углеводородов — либо бензин (углеводороды С6Н14 — С10Н22), либо дизельное топливо (С13Н28 — С17Н36). На перемене можно побаловать себя конфетой. Проведите ногтем по поверхности фантика. Белый налет — это тоже парафин, придающий бумаге водоотталкивающие свойства, красивый внешний вид.

    Романтичен ужин при свечах! Большинство свечей изготавливают из подкрашенного парафина.

    Предельные углеводороды благодаря своей доступности являются прекрасным сырьем для химической промышленности. Уже упоминалось производство сажи, водорода, галогенпроизводных (фторированные углеводороды — лучшие хладагенты в бытовых и промышленных холодильных установках, кондиционерах). Большое количество предельных углеводородов перерабатывается в непредельные, содержащие двойную или тройную связь. Химики нашли способы получения из углеводородов кислородсодержащих соединений: спиртов, альдегидов, органических кислот.

    Следует всегда помнить, что любые химические вещества таят в себе опасность, если не знать их свойства и не применять меры предосторожности.

    Метан, называемый также рудничным газом, в большом количестве он находится под землей, сопровождая залежи нефти и каменного угля. В смеси с воздухом метан и другие газообразные гомологи очень взрывоопасны. Не редки трагические взрывы на шахтах, уносящие жизни людей.

    Но ведь утечки газа бывают и в домах, главным образом по халатности. У учителя появляется благодатная возможность рассказать о технике безопасности при пользовании бытовым природным газом. Поскольку метан не имеет запаха, в бытовой газ добавляют специальные вещества с резким запахом (одорируют), чтобы утечку можно было вовремя обнаружить. Почувствовав запах газа, нельзя не только пользоваться открытым огнем, но и включать или выключать электроприборы: от искры выключателя может произойти взрыв чудовищной силы!

    Более 100 лет люди пользуются автомобилями с бензиновыми двигателями. При этом прекрасно понимают, что вредные продукты сгорания наносят ущерб и природе, и здоровью человека. Но пока электромобили, двигатели на альтернативном топливе (спирт, водород) обходятся несравненно дороже. Вот поле деятельности для будущих поколений, нынешних школьников!

    Задания для закрепления пройденного материала могут быть следующими.

    1. Напишите формулу одного гомолога и изомера бутана СН3—СН2—СН2—СН3. Назовите все соединения.

    2. Составьте уравнения реакций хлорирования этана (с образованием монозамещенного продукта) и дегидрирования этана.

    3. Какой объем водорода образуется при каталитическом дегидрировании 10 л этана (н. у.)?

    1. Составьте структурные формулы всех изомеров пентана С5Н12 и назовите их.

    2. Напишите уравнения реакций бромирования (с образованием монозамещенного продукта) и дегидрирования пропана. Учтите, что при галогенировании водород замещается у центрального углеродного атома. Назовите продукт дегидрирования по аналогии с этиленом.

    3. Сколько кубических метров воздуха, содержащего 21% кислорода, потребуется для сжигания 2 м 3 природного газа, объемные доли метана, этана, пропана и азота (негорючая примесь) в котором равны соответственно 75%, 15%, 6% и 4%? Условия нормальные.

    1. Составьте структурные формулы всех изомеров гексана C6H14 (5 изомеров) и назовите их.

    2. Напишите реакции хлорирования (с образованием монозамещенного продукта) и дегидрирования н-бутана. Учтите, что и атом галогена, и двойная связь стремятся занять в молекуле продукта по возможности центральное положение, а не располагаться на конце цепи.

    3. Смесь метана с воздухом взрывается при объемной доле метана от 6 до 16% . Вычислите массу метана в 1 м 3 смеси при минимальном и максимальном пределах взрываемости.

    Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

    Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

    Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

    Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    4) изомеры - это вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение, гомологи - это вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько - СН2 групп;

    5) алкенам характерна реакция присоединения, а алканам реакция замещения;

    6) необходимо знать основные правила по Т/Б при работе с химическими веществами.

    Развивающие цели: учащиеся должны научиться:

    1) определять общую формулу алканов, алкенов, алкинов;

    2) строить структурные формулы гомологов углеводородов по названию;

    3) составлять уравнения химических реакций взаимодействия этена с бромной водой, раствором КМn04, получение этена из этилового спирта, горение этена на воздухе;

    4) решать задачи по УХР (уравнениям химических реакций);

    5) осуществлять генетические превращения внутри гомологических углеводородов.

    Воспитательные цели: учащиеся должны убедиться, что

    1) практика-критерии истинности знаний;

    2) в химии действительны законы диалектики, причинноследственная связь (строение и свойства);

    3) между гомологическими рядами углеводородов существует взаимосвязь;

    4) между веществами неорганической и органической химии существует взаимосвязь единства живой и неживой природы;

    5) полиэтилен имеет широкое применение в народном хозяйстве.

    Методы и методические приёмы:

    Внутрипредметная связь: органическая химия: алканы, алкены, алкины, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение углеводородов.

    Межпредметные связи: математика, физика.

    Оборудование: шаростержневые модели молекул органических веществ, плакаты, лабораторный ящик, спиртовка, асбестовая сетка, спички, прибор для получения газов, лабораторный штатив, лапка, зажим, карточки, мягкая игрушка, штатив для пробирок, пробирки. Реактивы: смесь(H2SO4 (концентрированная) и этиловый спирт C2H5OH), кварцевый песок, Вг2 (бромная вода), раствор перманганата калия КМnO4.

    На столах учащихся: шаростержневые модели молекул органических веществ, рабочие тетради, названия команд, карточки с заданиями, ручки, фломастеры.

    Развиваемые понятия: Реакции замещения, горения, присоединения, изомеры, гомологи, полимеры.

    Конспект обобщающего урока по теме:

    ( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)

    Мищенко Елена Николаевна

    Образовательные цели: учащиеся должны усвоить, что:

    углеводороды-это органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода;

    углеводороды состоят из гомологических рядов: алканы, алкены и алкины;

    изомеры - это вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение, гомологи - это вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько - СН2 групп;

    алкенам характерна реакция присоединения, а алканам реакция замещения;

    необходимо знать основные правила по Т/Б при работе с химическими веществами.

    Развивающие цели: учащиеся должны научиться:

    определять общую формулу алканов, алкенов, алкинов;

    строить структурные формулы гомологов углеводородов по названию;

    составлять уравнения химических реакций взаимодействия этена с бромной водой, раствором КМn04, получение этена из этилового спирта, горение этена на воздухе;

    решать задачи по УХР (уравнениям химических реакций);

    осуществлять генетические превращения внутри гомологических углеводородов.

    Воспитательные цели: учащиеся должны убедиться, что

    практика-критерии истинности знаний;

    в химии действительны законы диалектики, причинноследственная связь (строение и свойства);

    между гомологическими рядами углеводородов существует взаимосвязь;

    между веществами неорганической и органической химии существует взаимосвязь единства живой и неживой природы;

    полиэтилен имеет широкое применение в народном хозяйстве.

    Методы и методические приёмы:

    Внутрипредметная связь: органическая химия: алканы, алкены, алкины, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение углеводородов.

    Межпредметные связи: математика, физика.

    Оборудование: шаростержневые модели молекул органических веществ, плакаты, лабораторный ящик, спиртовка, асбестовая сетка, спички, прибор для получения газов, лабораторный штатив, лапка, зажим, карточки, мягкая игрушка, штатив для пробирок, пробирки. Реактивы: смесь(H2SO4 (концентрированная) и этиловый спирт C2H5OH), кварцевый песок, Вг2 (бромная вода), раствор перманганата калия КМnO4.

    На столах учащихся: шаростержневые модели молекул органических веществ, рабочие тетради, названия команд, карточки с заданиями, ручки, фломастеры.

    Развиваемые понятия: Реакции замещения, горения, присоединения, изомеры, гомологи, полимеры.

    Начало урока. Организационный момент.

    Актуализация знаний. Мотивационная установка.

    Цель: ещё раз убедимся в родстве всех углеводородов, способности их к взаимопревращениям, возможности их получения и повторим уравнения химических реакций углеводородов.

    На какие группы делятся углеводороды? (на предельные-алканы и непредельные: алкены и алкины). Поэтому наши команды будут называться: алканы, алкены, алкины.

    Учащимся раздаются грибы с химическими названиями углеводородов.

    Определите общую формулу для алканов, алкенов и алкинов и расположите её над корзиной.

    Напишите молекулярные формулы к названиям веществ данного гомологического ряда и распределите их по корзинам.

    Алкан Алкен Алкин

    этан, пропан, бутан. этен, пропен, бутен-1. ацетилен (этин), пропин,

    Список органических веществ: этан, пропан, бутан, этен, пропен, бутен-1, ацетилен (этин), пропин, бутин-1.

    Ведущий: В процессе изучения органической химии вы узнали строение молекул алканов, алкенов, алкинов. Чем отличаются по строению их молекулы? (наличие одинарной, двойной, тройной связей). Постройте шаростержневые модели молекул вашего гомологического ряда, который вы выбрали во время сортировки грибов.

    H H H H H H H Н Н

    H—C—C—C—H H—C—C—C—C—H Н—С—С—Н

    H H H H H H H Н Н

    H H H H H

    H—C═C—C—H H—C═C—C—C—H Н—С═С—Н

    H H H H H H H Н Н

    1)СН2═СН2 + Н2О

    ОН ОН

    2СО2 + 2Н2О

    Ведущий: Что вы наблюдаете? Каждая команда получает задание.

    Алканы: выберите из предложенных химических уравнений, уравнение

    СН2—СН2 → СН2═СН2 + Н2О

    Вывод: между гомологическими рядами углеводородов существует взаимосвязь.

    Непредельным углеводородам характерна реакция присоединения.

    Представитель каждой команды достаёт из игрушечного дракона вопрос, на обсуждение каждого вопроса команде отводится 30 секунд.

    Какая химическая связь в алканах? (σ- связь)

    Какой общей формуле соответствует пропан?

    Как экспериментально отличить этан от этена? (обесцвечивание бромной воды)

    Какой вид химической связи наиболее распространён в органических веществах?

    Какие области применения полиэтилена вы знаете?

    Что такое изомеры?

    Данные конкурсы даются дополнительно, если останется время.

    Чем по отношению друг к другу являются бутан и изобутан?

    Какой алкен можно получить из этана реакцией дегидрирования?

    Какие углеводороды имеют общую формулу CnH2n+2?

    Какие реакции характерны для непредельных углеводородов?

    Как называется реакция, характерная для алканов?

    VI. Решение расчетной задачи: Какая масса углерода необходима, для получения метана в реакции со 112л (н.у.) водорода?

    Задача даётся каждой команде, каждая команда решает её самостоятельно, а затем даёт её правильный результат. Победившая команда решает у доски.

    Дано: Решение:

    V(H2↑)н.у.=112 л.

    m (C) = ?

    М(С) = 12 г/моль

    Vm = 22,4 л/моль

    Ответ: m (C) = 30 г.

    Заключительный этап урока. Подведение итогов.

    Преподаватель подводит итоги урока, подсчитывая общее число баллов, набранных командами. Отмечается степень активности участников игры и в целом творческая атмосфера на уроке. Оценивает работу учащихся.

    // Химия в школе.─2003.─№6.─с.46.

    О.С. Габриелян. Химия. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва. 2007 г.

    Читайте также: