Картотека сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.

Оценить 768 0

1. Актуальность проекта
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.


В основу проекта положена физкультурная сказка, позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил.
Мудрецы говорят, что самое главное это напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности .
Цель метода сказкотерапии: -здоровьесбережение, снижение агрессивности у детей и тревожности. Здоровьесберегающая технология –сказкотерапия направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
2. Цель проекта
Основная цельработы–развитие физических и умственных способностей детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные:
формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
формирование практических навыков и умений двигательного воображения
Развивающие:
развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
развитиедетского творчествав различных видах деятельности;
совершенствование навыков связной речи детей
Воспитательные:
воспитание интереса к сказкам;
воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.

3. Описание проекта

В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.
Проект содержит перспективные планы работы с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ.

4. Ожидаемые результаты

Повысить интерес детей к физическим упражнениям и спорту;
формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
обогатить воспитанников новыми знаниями, яркими впечатлениями;
овладение навыками публичных выступлений;
формирование устойчивого интереса к сказкам;
формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;

Исполнители проекта и основные участники:
В данном проекте примут участие дети дошкольного возраста, их родители, воспитатели и специалисты ДОУ.
Формы подведения итогов реализации проекта:
Показательное выступление - лучшая фитбол- сказка, придуманная детьми и родителями .
Диагностика на конец года.

Сроки этапы реализации проекта: .(долгосрочный).
Раздел Формы работы Выход

3.Заключитель-ный Показательное выступление лучшая фитбол-сказка, придуманная детьми и родителями; проведение диагностики на конец года с целью отслеживания результатов работы Рефлексия (самоанализ)

Перспективный план работы с детьми

Укрепление здоровья,
развитие двигательной
памяти и творческого воображения.
Изобразительная деятельность

Методика выявления уровней умений и навыков по театрализованнойдеятельности детей дошкольного возраста
Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, бесед с детьми, отражений своих впечатлений в рисунках, наблюдений во время проектной деятельности.

1. Основы театральной культуры
Высокий уровень:
3 балла Средний уровень:
2 балла Низкий уровень:
1 балл
1.
С удовольствием участвует в драматизации сказки. Интересуется театральной деятельностью Не проявляет интереса ктеатральной
деятельности.
2. Называет различные виды театра, может
разыгрывать сказку. Использует свои знания втеатрализованной
деятельности. Отказывается принимать участие в игре, драматизации.
2. Речевая культура
1. Понимает главную
идею литературного произведения, поясняет свое высказывание
Понимает главную идею литературного произведения Понимает содержание произведения
2. Дает подробные словесные характеристики главных ивторостепенных героев Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев Различает главных и второстепенных героев
3. Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения Выделяет и может
охарактеризовать единицы сюжета. Затрудняется выделить сюжет
4. Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно - образные средства выразительности
речи В пересказе использует средства языковой
выразительности. Пересказывает произведение
с помощью педагога
3. Эмоционально-образное развитие
1. Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характ героев,использует различные средства
воспитателя. Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь в выразительности Различает эмоциональные состояния и их характеристики но
затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
2. Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы. Передает в свободных пластических движениях характер музыки Затрудняется в создании
образов в соответствии с характером музыки.
4. Основы коллективной творческой деятельности
1. Проявляет инициативу,
согласованность действий с партнерами, творческую
активность на всех этапах работы над спектаклем. Проявляет инициативу и согласованность действий с детьми в
планировании коллективной деятельности.
Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над
спектаклем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Галимова Лилия Рихватовна ( kbkbz 2881@ mail . ru )

Не бойся сказок . Бойся лжи. А сказка ? Сказка не обманет .

Ребёнку сказку расскажи – на свете правды больше станет.

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Актуальность.

Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке и способна развивать сокровища его души.

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология

Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Функций сказок

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция Сказкотерапии основана на идеи ценности метафоры как носителя информации:

– о жизненно важных явлениях;

– о жизненных ценностях;

– о постановке целей;

– о внутреннем мире автора.

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

– как устроен этот мир, кто его создал;

– что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

– какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;

– как приобретать и ценить дружбу и любовь;

Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич -Евстигнеева: [3]

1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки . Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;

– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.

– Страшные сказки. Сказки о нечистой силе. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать, что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.

– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.

4. Дидактические сказки . Создаются для подачи учебного материала. Так, например, на организованной - образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.

5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.

6. Психотерапевтические сказки , раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Основные методы, используемые в сказкотерапии

Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

1.Вачков, И.В. Сказкотерапия в работе детского психолога / Современное дошкольное образование. – 2008.- №4.- с.50 – 55.

6. Сухомлинский В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - Москва: Политическая литература, 1982 - с. 270.


4. Психотерапевтические сказки создаются для того. Чтобы оказать своевремен¬ную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, выле¬чить психоэмоциональную травму.
Психотерапевтические сказки используются только специалистами. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания ребёнка в зависимости от выбранной цели.

Условия пространства и времени
Для проведения сказкотерапии – желательно отдельное, хорошо освещенное помещение, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание ребят. Достаточно одного раза в неделю. В младшей и средней группах - 15-20 минут; в старшей и подготовительной до 25-30 минут.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми.

Консультация для педагогов

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации оздоровительной деятельности современного детского сада.

Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий в оздоровительной деятельности:

внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ.

использование нетрадиционных приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

Цель: выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и

устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;

воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития

Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности, красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект дат использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких, как:

Сказкотерапия

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

• о жизненно важных явлениях;

• о жизненных ценностях;

• о постановке целей;

• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

• как устроен этот мир, кто его создал;

• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

• какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

• какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

• как приобретать и ценить дружбу и любовь;

• какими ценностями руководствоваться в жизни;

• как строить отношения с родителями и детьми;

Одна из важных функций сказочной истории – это хранение опыта, то есть даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.

Типологии сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева:

1. Художественные сказки.

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

– Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

– Бытовые сказки, в них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

– Страшные сказки. Сказки про нечистую силу, сказки-страшилки, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Рассказывание страшилок рекомендуется в группе детей (старше 7 лет) и подростков. И конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

3.Авторские художественные сказки.

Чтобы помочь детям осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку.

4. Дидактические сказки.

В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На занятиях детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

5. Психокоррекционные сказки.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

6. Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

1.Ребенок ведет себя плохо, если:

– Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания.

– Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.

– Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

• И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

4. Анализ сказочного сюжета - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

•Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

•Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)

•Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

•Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.

•Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?

•Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

Сказочки с различным шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия и слуховой памяти, воображения и фантазии, а также формируют навыки сотрудничества и взаимодействия.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки дружелюбного общения.

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок.

Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

Развиваются концентрация внимания и выдержка.

Итак, ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.

Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.

Читайте также: