Как выбрать проблему для эксперимента в школе

Обновлено: 02.07.2024

Такому состоянию дел соответствует сложившееся разделение развитых отраслей психологии на собственно научные и прикладные. Научные направления ориентированы на получение теоретических знаний, необходимых для общего, принципиального решения проблем, связанных с познанием человека, его психологии и поведения. В прикладных отраслях на научной основе ставятся и решаются практические задачи, связанные с совершенствованием деятельности человека, улучшением его поведения и повышением уровня психологического развития, вырабатываются практические рекомендации. (сл 3) По указанной логике выделяют научно-познавательные и прикладные направления исследований в педагогической психологии, в том числе экспериментально-научную педагогическую психологию и экспериментально-практическую педагогическую психологию наряду с теоретической научной и теоретической прикладной психологией. В научно-познавательных психолого-педагогических исследованиях в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект.

1. Экспериментальная психология.

Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.

Экспериментальная психология - область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных методов это и есть экспериментальная психология.

С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением элементарных психических функций - сенсорных систем человека.

Особенно следует, заметен Вильгельм Вундт - немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию впоследствии ставшей институтом. Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля, он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать их культурно-историческим методом.

Если первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции, то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными, исследуются душевнобольные, дети.

Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т. д.

Гальтон разработал приёмы диагностики способностей, которые положили начало тестированию, методы статистической обработки результатов исследований (в частности, метод исчисления корреляций между переменными, массовое анкетирование.

Кеттел рассматривал личность как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик. Тем самым в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление - дифференциальная психология, предмет которой - индивидуальные различия между людьми и их группами.

Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, - к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия.

Методология экспериментальной психологии основывается на принципах :

Общенаучные методологические принципы :

1. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.

2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.

3. Принцип фальсифицируемости - требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Специфичные для экспериментальной психологии принципы :

1. Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией.

3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта - результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

2. Психолого-педагогический и формирующий эксперимент

Суть экспериментального метода заключается в том, что экспериментатор намеренно создает и контролируемым образом изменяет условия, в которых действует изучаемый испытуемый, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - исследовательская стратегия, которая характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы.

Для практических задач важно то, что, проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

В психологии применяют два основных типа эксперимента :

- лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента;

- естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых.

Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность контролируемого эксперимента. То, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию, обеспечивает естественность их поведения.

Вместе с тем, для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту.

В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.

Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей дошкольника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Психолого-педагогический эксперимент был разработан в детской и педагогической психологии. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей.

Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не только собственно изучение, но и активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности. Соответственно различают два его вида:

- обучающий психолого-педагогический эксперимент,

- воспитывающий психолого-педагогический эксперимент. 18 СЛАЙД!

При этом особую роль в построении различных теорий психического развития играет обучающий эксперимент. Это - форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов, прежде всего связанных с когнитивной сферой, происходит при их целенаправленном формировании.

Таким образом, психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, - это применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

Суть психолого-педагогического эксперимента заключается в том, что вначале изучают особенности психической деятельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенденций развития). Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и продвинуть их на более высокую ступень.

Психолого-педагогический эксперимент не просто устанавливает, уровень развития памяти и других сторон психической деятельности дошкольника, а изучает возможности и пути, которые обеспечивают совершенствование этой деятельности. Здесь изучение дошкольников совершается в процессе обучения, прослеживается влияние обучения и воспитания на развитие психической деятельности воспитанников, на формирование тех или иных качеств личности. Именно поэтому он обеспечивает соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Приведем пример. При изучении особенностей памяти старших дошкольников было установлено, что дети часто механически заучивают материал, вместо того, чтобы осмысленно запоминать его. Причиной установленного факта оказалось незнание детьми приёмов осмысленного запоминания, с помощью которых достигается понимание материала и его логическое усвоение. Обучая детей приемам смысловой группировки учебного материала, экспериментатор добился того, что школьники стали запоминать не механически, а осмысленно.

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества. Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями. Когда же педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у воспитанников определенных личностных качеств, на улучшение их обучения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.

В ходе психолого-педагогического эксперимента и обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная.

Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества.

Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил :

• Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.

• Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.

• Точное определение объекта и предмета исследования.

• Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.

• Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.

• Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.

• Характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.

Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:

1. проверка определенной системы обучения;

2. сравнение эффективности определенных методов обучения;

3. проверка эффективности системы проблемного обучения и воспитания;

4. разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей;

5. проверка эффективности мер по формированию у воспитанников навыков учебной деятельности;

6. дидактические исследования, связанные с выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических действий:

• обновление системы мер по предупреждению неуспеваемости;

• выбор оптимального числа упражнений для формирования определенного умения;

• выбор оптимальных вариантов системы мер по формированию у воспитанников навыков планирования;

• построение проблемного обучения слабоуспевающих дошкольников;

• дифференцированная работа в обучении на основе разной степени, оказываемой им помощи в обучении.

Все эти задачи в определенной мере переплетаются друг с другом, но каждая из них имеет и некоторый специфический акцент, определяющий особенности педагогического эксперимента.

Таким образом, круг задач, которые решаются с помощью педагогического эксперимента, весьма широк и разносторонен, охватывает все основные проблемы педагогики.

Список используемой литературы

1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. - М. : Владос, 2002. - 208 с.

2. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Журавлева. - М. : Просвещение, 1988. - С. 94

3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2001. - 256 с.

4. Зароченцев К. Д. Экспериментальная психология : учеб. / К. Д. Зароченцев, А. И. Худяков. - М. : Проспект, 2005. - С. 30-51.

5. Кондаков И. М. Практикум по общей психологии. Учебник для вузов / И. М.

Осуществление опытно-экспериментальной исследовательской работы является важным средством поиска эффективных путей обучения и воспитания.

Эксперимент – это метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факты в целях достижения оптимальных результатов.

Цель всякого эксперимента – создание нового, а потому любая экспериментальная работа предполагает творчество.

Организация эксперимента зависит от многих факторов, но прежде всего от его вида.

Различают несколько видов эксперимента:

Коллективное исследование – когда каждый из исследователей выполняет часть какой-то общей работы.

Комплексное исследование – отличается многопредметностью, включает психологический, социально-педагогический, управленческий аспекты.

Индивидуальное исследование проводится одним исследователем.

Любой эксперимент проходит несколько этапов:

Первый этап – ориентировочный, диагностический:

Объективный анализ и оценка образовательной ситуации, анализ состояния учебно-воспитательного процесса, выявление проблемы, ее актуальность.

Второй этап – прогностический:

Определяются цели и задачи, намечаются способы введения нового и отслеживание эффективности нововведений, составляется программа поиска. Разработка программы эксперимента.

Третий этап – организационный:

Создание условий для разработки и освоения новшеств (кадровых, методических, финансовых, мотивационных).

Четвертый этап – практический:

Выполнение запланированной работы ( эксперимент, отслеживание процесса, результатов, корректировка).

Пятый этап – обобщающий:

Итоговая диагностика, обобщение, интерпретация результатов, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, оформление результатов новшества.

Каковы же требования к эксперименту?

1. До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебный процесс.

2. По завершении определенного этапа эксперимента необходимо проанализировать полученные результаты, которые обычно оформляются в виде рефлексивного отчета, справки о результатах, доклада, заметки, статьи и т.д.

Структуру программы эксперимента приведем на примере программы экспериментальной работы нашей гимназии.

Любой эксперимент начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы.

Для нас объектной областью исследования стало – управление качеством образования.

Следующими шагами в эксперименте являются – определение проблемы и темы исследования.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением.

Для нас, совершенно определенно выявилось противоречие между общим для всех учащихся нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями, склонностями, интересами.

Т.о. темой эксперимента была определена тема: “Реализация личностного потенциала учащихся на основе прогнозирования индивидуальных достижений”.

Следующий шаг – определение объекта и предмета исследования.

Объект эксперимента – педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться.

Объектом нашего эксперимента является – образовательный процесс в гимназии.

Чтобы конкретизировать, на что именно направлено педагогическое воздействие, на какие свойства, связи, отношения - нужно выделить предмет эксперимента.

Предметами нашего эксперимента являются:

Индивидуальные достижения учащихся, эффективность прогнозирования учебных результатов.

Следующим необходимым элементом разработки программы является формулировка цели эксперимента.

Цель экспериментальная отвечает на вопрос: что педагог - экспериментатор хочет создать и апробировать в результате эксперимента?

Целью нашего эксперимента стало: создать условия для реализации личностного потенциала учащихся путем проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий на основе диагностики и прогнозирования индивидуальных достижений.

Важным этапом эксперимента является конкретизация общей цели, через постановку исследовательских задач.

Задачами нашей программы являются:

1)построить образовательную практику на основе диагностики интересов и потребностей учащихся;

2)совершенствовать систему стимулирования творческой активности педагогических кадров;

3)укрепить материально-техническое, кадровое, научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

4)обеспечить условия для сохранения здоровья детей.

Поставив задачи, необходимо выдвинуть гипотезу эксперимента – логически обоснованное предположение о том, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.

В нашем случае гипотеза сформулирована следующим образом: “Если систематически вести работу по анализу и прогнозированию индивидуальных достижений учащихся, то это будет положительно влиять на качество обученности учащихся”.

Следующей частью подготовки эксперимента является разработка диагностического инструментария – средства оценивания результатов эксперимента (выбор конкретных методик и методов исследования: (изучение литературы по теме эксперимента, анализ документации).

В программе необходимо указать сроки и этапы эксперимента, т.е.на какое время рассчитана работа. Этапы служат для фиксации промежуточных результатов, их оценивания и корректировки ( наша программа рассчитана на 2006-2010 г.г.).

Важным и обязательным компонентом программы является обозначение ожидаемых результатов. Они соотносятся с целями и задачами эксперимента.

  1. Создание насыщенной образовательной среды.
  2. Повышение качества образования.
  3. Совершенствование содержания образования, форм, методов и технологий обучения.

Что же сделано в рамках эксперимента у нас в гимназии, по созданию условий для повышения качества образования?

  • своевременный сбор информации о физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудностях в обучении и школьной адаптации учащихся с целью организации развития и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями, построения траектории развития каждого ребенка;
  • выработка рекомендаций для всех участников консилиума по организации единого подхода к учащимся.

Плановые консилиумы проводятся для 1,4,5,10 классов в соответствии с графиком учебной части. Внеплановые консилиумы (проводятся по запросам учителей –предметников, классных руководителей) решают вопросы о принятии каких-либо необходимых мер по вновь возникшим обстоятельствам, влияющим на обучение и развитие ребёнка.

9. В гимназии работает 4 кафедры и 5 методических объединений. Каждое из них имеет свою методическую тему, тесно связанную с темой гимназии. Каждый учитель работает над своей методической темой, есть учителя, которые в рамках комплексного исследования проводят индивидуальные исследования, разрабатывают программы экспериментальной работы.

Алгоритм составления индивидуальной программы эксперимента тот же, что и составление общей программы.

Приведу примеры тем экспериментальной работы учителей:

“Формирование компонентов учебной деятельности у учащихся начальных классов”

“Развитие орфографической зоркости с использованием нейролингвистического программирования”

“Активизация мыслительной деятельности на уроках химии” и др.

С промежуточными результатами исследования учителя выступают на кафедрах, методических объединениях, методсовете, творческих мастерских, проводимых в гимназии.

10. За последние 5 лет педагогами гимназии опубликовано более 70 статей по результатам экспериментальной и исследовательской работы в республиканских и российских изданиях. С первых дней мы участвуем в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”, который организован Издательским домом “Первое сентября”.

11. Сегодня в гимназии исследовательской деятельности активно занимаются и учащиеся.

С 1998 года работает научное общество “СОВА”. За эти годы подготовлено более 200 исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Важной составляющей эксперимента является умение делать проблемно-ориентированный анализ.

  1. Результаты работы, которые нас не удовлетворяют.
  2. Проблемы процесса, которые являются причиной проблем результатов.
  3. Проблемы условий, которые стали причиной проблем процесса.

На основе проведенного анализа, ставятся задачи на следующий период работы.

Такой анализ позволяет более детально проводить анализ работы. По такой схеме можно проводить анализ любого проведенного мероприятия, исследования, индивидуальной работы.

ТРУДНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)


Аннотация
В статье анализируются результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке и выполнении учебно-исследовательской работы в школе, а также предлагаются ключевые направления деятельности, обеспечивающие высокий уровень результатов данного аспекта обучения школьников.


Abstract
The article analyzes the results of ascertaining experiment aimed at identifying the difficulties faced by students when preparing and performing educational research work in the school as well as proposes key activities, providing high level results of this aspect of student learning.

В связи с вышесказанным исследовательская деятельность в школе становится неотъемлемой частью обучения. Если ранее в основном отдельные учащиеся представляли лучшие работы на тематических конференция, то сейчас перед всеми старшеклассниками стоит задача создания исследовательской работы и публичной защиты полученных результатов. Важно определить направление работы школьников и педагогов-наставников, организовать систематическую подготовку учащихся в условиях общего среднего образования.

Таким образом, чтобы повысить качество исследований школьников, упростить задачу педагогов по подготовке учащихся к проведению самостоятельного исследования, мы провели опрос с целью выявления основных трудностей, испытываемых в процессе реализации, а также для определения ключевых направлений деятельности, на которые следует обратить внимание руководителям проектов старшеклассников.

В опросе приняли участие 56 старшеклассников, участников Учебной исследовательской конференции в ГБОУ Школа №1347. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Тема проекта была выбрана самостоятельно или совместно с руководителем?
  2. Что вызвало наибольшие затруднения в подготовке исследовательской работы? С какими трудностями пришлось столкнуться?
  3. На какую помощь руководителя ты рассчитывал? В чем она должна заключаться?
  4. Все ли задуманное получилось? На что ты обратишь особое внимание, когда будешь готовить новый проект?

Выбор темы исследования у школьников часто вызывает сложности. Отметим, что большинство учащихся выбрали исследовательские работы по истории и информатике, при этом 29 учащихся ответили, что тема была выбрана ими самостоятельно в соответствии с предметными интересами, 27 человек прибегли к помощи руководителя при определении темы исследования.

В целом, определяя трудности исследовательской работы, учащиеся назвали следующие из них:

  • Поиск и анализ информации – 16
  • Оформление работы – 16
  • Оформление научного аппарата – 5
  • Создание оформленного текста (реферата) – 6
  • Лень, нехватка времени – 5

Обратим внимание на результаты опроса среди учителей [1], в ходе которого мы выяснили, что ключевые моменты в подготовке учебного исследования действительно отметили лишь 5-6 человек из общего числа опрошенных, многие руководители проектов не придают значения важным этапам исследовательской деятельности школьников, не представляют систему подготовки к ней учащихся, что является причиной затруднений школьников при работе над ключевыми этапами исследования. Свою роль в подготовке учащихся к исследовательской работе педагоги связывают с помощью в выборе темы исследования, в сборе материала и оформлении результатов работы (около 20% опрошенных руководителей проектов), про остальные важнейшие этапы работы (составление плана, обсуждение содержания работы, ознакомление с научным аппаратом исследования, поиск проблемы и др.) упомянули менее 10% из общего числа опрошенных учителей. Таким образом, трудности, которые испытывают школьники в проведении исследовательской работы, обусловлены прежде всего недостаточной методической подготовкой педагога.

Таким образом, в процессе осуществления учебной научной деятельности школьников при подготовке и организации учебно-исследовательской работы в школе необходимо обратить внимание на формирование общеучебных умений, обеспечивающих высокий уровень результатов этого аспекта обучения школьников. Назовем наиболее значимые из них:


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.




План исследовательской деятельности в первом классе
Экспериментальная часть








Приложение.
1. Оборудование для исследовательской деятельности:

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного
размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,
термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для
самостоятельной исследовательской деятельности.

2. Материал, подлежащий исследованию:

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный
уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские
шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, медный и железный купорос, сода, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,
мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки
орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,
кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

3. Правила безопасности жизнедеятельности учащихся:
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
4. Показатели сформированности исследовательской деятельности:
• Умение видеть проблему;
• Умение формулировать и задавать вопросы;
• Умение выдвигать гипотезы;
• Умение делать выводы и умозаключения;
• Умение доказывать и защищать свои идеи;
• Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.






Одной из актуальных проблем современной педагогической науки является привлечение учеников к познавательной деятельности для решения основной задачи: формировать творческую личность учеников. Именно поэтому необходимо осуществить кардинальный переход от информационно-объяснительного подхода в обучении к деятельному, направленного на формирование у учеников умения учиться. Большую помощь для реализации такого подхода дает именно эксперимент.

Эксперимент, как и наблюдение, относится к группе универсальных методов - таких, какие используются в рамках различных наук и типов научного познания. Главным признаком эксперимента считают такую ​​процедурную, ситуационную и содержательную организацию процесса познания, при котором возможно получить объективные эмпирические данные, в отличие от тех, что имеют субъективную оценку при применении других методов психолого-педагогического познания.

Эксперимент (лат. еxperimentum - проба, опыт) - изучение, исследования явлений и процессов, педагогической системы и ее элементов через воссоздание в искусственно созданных или природных (обычных) условиях. Эксперимент играет значительную роль при осуществлении педагогических, образовательных реформ. Эксперимент дает возможность проверить на практике правильность гипотез, теоретических положений, степень эффективности новых рычагов в профессиональной подготовке специалистов и в высшем образовании. Эксперимент также означает исследование, в процессе которого в заданных условиях меняют один или несколько факторов при неизменности других [2; с.187].

Эксперимент - это по сути, строго контролирующее педагогическое наблюдение, лишь с той разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целенаправленно и планомерно внедряет, а педагогический эксперимент может охватить группу учеников, класс, школу или несколько учебных заведений [3,. С. 148].

Экспериментальный метод в практику психолого-педагогического познания внедрен немецким психологом-исследователем В. Вундтом (1879), основы для такого типа эксперимента заложены Э. Вебером (1834). Первые отечественные экспериментальные лаборатории созданы Н. Ланге в Одессе (1880) и Г. Челпанов в Киевском университете им. Св. Владимира (1880). Первые эксперименты, собственно, педагогического направления считаются зарожденными французскими исследователями, в частности А. Бине (1895).

Осознав возможности эксперимента, педагоги-исследователи конца XIX начала XX в. стали связывать с ним большие надежды. Родилось исследовательское течение, получившее название "экспериментальная педагогика". Его истокам послужили впечатляющие эксперименты А. Сикорского по изучению умственной усталости школьников с помощью учета ошибок в диктантах (1879), Эббингауза по запоминанию материала (1885), исследование круга представления школьников, выполненные Холлом (1890), изучение интеллекта учеников, начатое Бине и Саймоном (1900), изучение типов представлений у школьников (Штерн, Нечаев, Лай), памяти у детей (Бурдон, Ист, Мейман) и другие опыты [3, 151]. Приведенное выше приводит нас к осознанию необходимости четкого определения термина эксперимент.

В энциклопедии образования академик, доктор педагогических наук, профессор С.У. Гончаренко [1, с. 253] сосредоточил внимание на характеристике эксперимента: "это комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Он дает возможность глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных инноваций в области обучения, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать лучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач. Эксперимент позволяет выявить устойчивые, необходимые, существенные связи между повторяющимися явлениями, т.е. изучать закономерности, характерные для педагогического процесса. Эксперимент проводится в том случае, если нет возможности доказать то или иное утверждение другим способом и, конечно, тогда, когда существуют сомнения, выбор, альтернативы. Эксперимент требует от исследователя высокой методологической культуры, старательной проработки его программы и надежного критериального аппарата, который позволяет фиксировать эффективность образовательного процесса ".

Подобное мнение высказывает И.П. Маноха [1, с.255], который определяет эксперимент, как метод научного познания, предусматривающий целенаправленный процесс получения объективных научных данных относительно сущности, динамики, особенностей существования и развития изучаемых явлений и процессов.

Использование эксперимента в учебном процессе позволяет:

  • проиллюстрировать установлены в науке законы и закономерности в доступном для учащихся виде и сделать их содержание понятным для учащихся;
  • повысить наглядность преподавания;
  • ознакомить учащихся с экспериментальным методом исследования;
  • показать применение приобретенных знаний в технике, технологиях и быту;
  • усилить интерес учащихся к обучению;
  • формировать у школьников опытно-экспериментаторские навыки.

Сегодня учебный эксперимент, особенно школьный является очень развитым. Чтобы дать ученикам прочные знания, сформировать у них важные практические умения и навыки, необходима координация в применении различных видов учебного эксперимента.

На основе исследования, мы пришли к выводу, что эксперимент - это педагогическое, контролирующее наблюдение, которое позволяет выявить необходимые связи, явления, закономерности, процессы.

В ходе научно-технического прогресса и перехода к новому содержанию образования возрастает роль эксперимента в обучении в школе.

Процесс обучения заключается в последовательном формировании новых для учеников понятий и теорий на основе немногих фундаментальных положений, опирающихся на опыт. В ходе этого процесса находит отражение индуктивный характер установления основных закономерностей на базе эксперимента и дедуктивный характер вывода следствий из установленных таким образом закономерностей. Таким образом, эксперимент в учебном процессе играет важную роль.

Читайте также: