Психофизиологическая характеристика умственной деятельности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психофизиологические характеристики интеллектуального, учебного труда и работоспособность студента

Результаты исследований ученых говорят о том, что здоровье человека тесно связано, прежде всего, с его работоспособностью. Успешность учебно-трудовой деятельности студента в большой мере зависит от состояния его здоровья. Очевидным является тот факт, что имеющая тенденцию к росту утрата резервных возможностей организма, его сопротивляемости к внешним и внутренним, негативным факторам, а также существование широкого спектра патологий здоровья у студентов приводят к значительному снижению результативности обучения и последующей профессиональной деятельности. В годы студенчества данная негативная тенденция весьма опасна.

Процесс обучения в высших учебных заведениях предъявляет к студентам повышенные требования, вызывающие необходимость существенных умственных и нервно-психических напряжений, которые, особенно, в период экзаменационных сессий, доходят до пределов возможного. Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является познавательная деятельность студентов.

Знание психофизиологических характеристик интеллектуального и учебного труда студента позволит значительно облегчить адаптацию к условиям обучения в вузе и сохранить здоровье. В результате повысится работоспособность, что приведет к значительному росту эффективности учебно-трудовой деятельности.

В этой связи изучение психофизиологических характеристик учебной и трудовой деятельности студентов очень важно для познания тех ее важных особенностей, использование которых нужны для рационального внедрения средств физической культуры в учебный процесс и отдых студентов.

Умственным или интеллектуальным трудом является такая работа, которая осуществляется для решения определенных задач по определенному плану, с целью получения нужного результата, имеющего то или иное общественное значение (обучение, изобретение, художественное произведение и т. д.).

Многочисленными исследованиями было доказано, что интеллектуальная деятельность приводит к изменениям в функциональном состоянии многих органов и систем органов. Мозг человека использует намного больше кислорода, чем другие органы. В состоянии покоя потребление кислорода тканями мозга может достигать порядка 20% от общего потребления его всем организмом. По расчетам исследователей мозг человека поглощает от 40 до 50 л кислорода в минуту []. Однако как бы ни было велико потребление кислорода мозга, оно может остаться незаметным в общем энергетическом балансе организма.

Главным источником энергии для мозга является глюкоза, потребление которой составляет около 80 мг в минуту. От функциональной деятельности мозга зависит его метаболическая активность. В момент сна происходит накопление фосфорных соединений, которые богаты энергией, а при интенсивном интеллектуальном труде они расщепляются. Происходит усиленное образование молочной кислоты. Возбуждение центральной нервной системы приводит к увеличению образования аммиака, а угнетение, напротив, вызывает уменьшение его содержания в мозговой ткани []. Расход энергии при интеллектуальной работе составляет 2500-3000 ккал. в сутки. Отдельные данные о расходах энергии во время умственной работы по сравнению с состоянием покоя приведены в таблице 1.

Таблица 1. Расход энергии при умственной работе (по М.Н. Шатерникову)

Вид работы Повышение в %

Может характеризовать напряженность интеллектуального труда и изменение некоторых показателей газообмена. Например, при прорабатывании трудной книги во время чтения первых 8 страниц выделение углекислого газа повышалось на 12% по сравнению с состоянием покоя, после 16 страниц − на 20%, а после 32 – на 35% [ ].

В процессе интеллектуального труда функции сердечно-сосудистой системы изменяются несущественно. Реакции сосудов противоположны тем, что случаются при мышечной деятельности: происходит сужение периферических сосудов конечностей, расширение сосудов внутренних органов, увеличение кровенаполнения мозговых сосудов. Непродолжительная, но интенсивная умственная деятельность приводит к учащению частоты сердечных сокращений, а длительная работа, напротив, к замедлению.

Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса в среднем 70,6 уд/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы − 77,4 уд/мин. Такая же работа средней степени напряженности повышала пульс до 83,5 уд/мин, а при сильном напряжении − до 93,1 уд/мин.

Утомление − это объективное естественное состояние организма. Усталость же является субъективным чувством индивидуума. Если человек не удовлетворен работой, получает неудачи в ней, то в таком случае усталость может усиливаться.

Напротив, успешное завершение какого-либо этапа деятельности или всей работы в целом, способствуют снижению усталости. Чувство усталости можно снизить положительными эмоциями, сосредоточением внимания, повышением интереса к работе. Часто люди в возбужденном состоянии не чувствуют утомления. Например, несмотря на то, что экзамены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоциональный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снимает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобилизует студента. Неудача же, напротив, может вызвать депрессивное состояние.

Функциональное утомление не всегда проявляется в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. При значительном снижении работоспособности в одном виде интеллектуальной деятельности может сохраняться его эффективность в другом виде. Например, устав заниматься математическими расчетами, можно эффективно заниматься чтением. Такое частичное утомление характерно для определенных видов интеллектуальной деятельности.

Следует отметить, что умственный труд в большинстве случаев осуществляется в условиях практически отсутствия двигательной активности. Данное обстоятельство приводит к развитию процессов торможения в коре больших полушарий головного мозга и, соответственно, к возникновению условий для повышенной утомляемости и снижения работоспособности, а также, ухудшения общего самочувствия.

При повышении умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения очень опасно для всего организма и, вызывает неблагоприятные последействия.

При регулярном перенапряжении нервной системы возникает состояние переутомления. Субъективные признаки переутомления проявляются в чувстве усталости еще до начала работы, отсутствии интереса к ней, повышенной раздражительности, апатии, снижении аппетита, головных болях. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, повышенная потливость, снижение сопротивляемости организма различным инфекционным заболеваниям и т. д.

Работоспособность следует понимать как способность человека выполнять определенную умственной работу в определенных временных пределах при условиях ее эффективности []. В основе работоспособности состоят специальные знания, умения, навыки, определенные психофизиологические особенности, например, перцепции памяти, внимания и т. п., физиологические особенности сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и других систем, а также психологические особенности индивида. Среди психологических качеств можно выделить общие: те, которые имеют значение во многих видах деятельности (добросовестность, ответственность, сообразительность, и т.д.), а также, специальные качества, обусловливающие качественное выполнение конкретной работы. Вместе с тем, работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов, которые можно разделить на три группы:

факторы физиологического характера − состояние здоровья, пол, сон, питание, нагрузка, и др.;

факторы физического характера, которые воздействуют на организм через органы чувств − температура окружающей среды, освещение помещения, шум и др.;

факторы психического характера − настроение, самочувствие, мотивация и др.

Обеспечение высокой работоспособности в любой деятельности достигается исключительно в случае, если ритм жизни человека правильно согласуется с естественный биологическими ритмами его психофизиологических функций, свойственными для организма. Суточные ритмы имеют наибольшее значение для человека. В их процессе происходит изменение более 50 физиологических функций организма. Функциональные показатели дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, выделительной и других систем достигают максимальных значений в период активного бодрствования, тем самым обеспечивая возможность активной деятельности человека. В ночное время происходят процессы восстановления.

Более точное совпадение начала учебной, трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма обеспечивает более продуктивное выполнение учебного труда. Сон отличается большей эффективностью и глубиной в том случае, если к моменту засыпания снижается интенсивность функций организма, падает возбудимость ЦНС и начинают преобладать процессы торможения.

В исследованиях ряда ученых установлено наличие студентов с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности [].

Приведенные в данной работе факты свидетельствуют, что умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний. Рассмотренный материал позволяет заключить, что утомление − это возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений. Оно возникает, как правило, в результате напряженной или длительной умственной деятельности и является обратимым процессом. Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения развития истощения в организме. Начало утомления является сигналом к прекращению работы и физиологическому восстановлению. Правда, сигнал этот может быть заторможен волевым усилием, но это лишь отдаляет утомление, но не ликвидирует его.

Приведенные нами в работе данные свидетельствуют о том, что учебный труд студентов, независимо от его временных параметров − учебный день, неделя, семестры учебного года − характеризуются последовательной сменой периодов врабатывания устойчивой, высокой работоспособности и периода ее снижения. Подобные изменения определяются действием общих адаптационных психофизиологических механизмов организма в ответ на учебные нагрузки, обусловленные спецификой организации учебного процесса в вузе и образом жизнедеятельности студентов. Наличие закономерных изменений работоспособности диктует тактику использования средств физической культуры и отдыха в целях оптимизации условий учебно-трудовой деятельности студентов.

Список литературы

Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А.Г. Хрипковой М.В. Антроповой.− М.: Педагогика, 1982.− 240 с.

Здоровье человека и профилактика заболеваний. Учебное пособие. /Под ред. В.П. Зайцева.− Белгород, ГТАСМ, 1998.− 218 с.

Валеология: формирование и укрепление здоровья: учебное пособие / под ред. В. П. Зайцева / Белгород, ГТАСМ, 2006.− 519 с.

Социально-биологические основы физической культуры : Учеб. пособие для студентов строит. спец. / Я. Н. Гулько.− М.: МГСУ., 1996 .− 56 с.

Основы спортивной тренировки и методы контроля за состоянием организма студентов в вузе / под ред. Т.Г. Савкина. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 374 с.

Мельников, В.С. Физическая культура: Учебное пособие / В.С. Мельников.− Оренбург: ОГУ, 2002.− 130 с.

Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко.− М.: АСВ, 2000. − 432.

Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков.− М.: КНОРУС, 2013.− 240 с.

Физическая культура студента / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2005. – 445 с.

Спортивно ориентированное физическое воспитание – новая педагогическая технология XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (4 апреля 2014 г.) / под ред. К.В. Чедова, Д.В. Фонарева. – ФГБОУ ВПО ЧГИФК, Чайковский: ФГБОУ ВПО ЧГИФК, 2014. − 252 с.

Умственный труд - работы, связанные с приёмом и переработкой информации и требующие напряжения сенсорного аппарата внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы. В современных условиях: разнородность информации, дефицит времени, личная ответственность приводит к эмоциональному перенапряжению, сердечно сосудистым заболеваниям, нервным заболеваниям.

Виды умственного труда:

1. Операторский – управление машиной, технологическими процессами:

Характеризуется большой ответственностью, перенапряжением.

2. Управленческий – руководители предприятий, преподаватели.

Характеризуется большим объемом информации, дефицитом времени, личной ответственностью, широким кругом знаний.

3. Творческий – артисты, композиторы, научные работники. Напряжение внимания, памяти.

4. Труд мед. работников. Характеризуется большой ответственностью.

5. Труд учащихся и студентов. Напряжение основных психических функций (память, внимание, восприятие), наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Напряженность труда – эмоциональная нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.

Критерии напряженности: внимание, длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов в 1 ч., эмоциональное напряжение, сменность, продолжительность рабочего дня, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность, монотонность нагрузок. Общая оценка напряженности трудового процесса оценивается по 23 показателям.

Условия, способствующие повышению умственного труда:

2. необходимо соблюдать определенный ритм работы

3. последовательность и систематичность в работе

4. правильное чередование умственного труда и отдыха

5. упражнение и тренировка

6. комплексы психофизиологических нагрузок

И.М. Сеченов утверждал, что утомление лучше предупредить, чем бороться с ним. Он считал, что своевременный отдых — одно из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда, в том числе за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.

Меры борьбы с развивающимся утомлением:

1. Своевременное назначение отдыха — активного или пассивного, при неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, напри­мер, 3—5 минут в среднем, дает положительный эффект.

2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельными операциями.

3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесо­образно снизить мощность выполняемой работы.

4. Использование функциональной музыки.

5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС — напри­мер, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выпол­нении самомассажа головы, лица, шеи, туловища.

6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика

Правильное чередование ритма труда и отдыха - наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей. Выполнение всех этих несложных рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья человека, связанных с его утомлением в процессе умственной деятельности.

Аннотация: Особенности учебного труда и влияние физической культуры на формирование внимания, оперативного мышления, инициативности и эмоциональной устойчивости.

5.1. Основные понятия

5.2. Особенности учебного труда студентов

Одна из важнейших задач высшей школы - создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодежи.

Согласно великому Аристотелю, "хороший вождь должен обладать "этосом", "пафосом", "логосом". Известно, что "этос" - высокая нравственность, источник убеждать в своей правоте, "пафос" - способность затрагивать чувства людей, "логос" - умение разумно обосновать свои поступки и заставлять думать людей.

Известно, что здоровье человека на 45-50% зависит от условий образа жизни, избранного стиля жизни, четко связанных с формированием граней личности.

Каждый вуз имеет свою, рожденную им же и постоянно совершенствующуюся информационно-воспитательную среду. Ее многокомпонентность и положительное влияние на студента, особенно первокурсника, корреляционно зависит от уровня педагогического мастерства преподавателей до наиглавнейшего компонента - вузовской (не школьной "физры") физической культуры, спорта, существенно сокращающей период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с его "мягкими" на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо жесткими по отношению к организму, порой еще недостаточно окрепшему, в периоды зачетов и экзаменов.

Такие термины, как "самоуправление", "аутогенный менеджмент " - не только дань моде, но и важные волевые моменты, основа которых: постановка целей, планирование своей деятельности, распределение времени и многое другое, что связано с изменением уклада, стиля, образа жизни.

Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования. Вуз предоставляет такую возможность.

Особо следует сказать об адаптации к вузовским формам и видам обучения. Подчеркнем, что студенту-первокурснику, резко перешедшему границу между условиями обучения в школе и вузе, важно сократить этот период, который может длиться и семестр и два-три года. Просматривается четкая закономерность сокращения времени адаптации у тех, кто коммуникабелен, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности.

  • активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование, скалолазание и другие виды целенаправленной физической занятости;
  • массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, в которых студент - участник, организатор, помощник и т.п.;
  • разумное планирование своей жизни на ближайшие 3-5 лет в виде реально обоснованной программы самосовершенствования, основные положения которой нацелены на укрепление здоровья, повышение интеллекта, освоение избранной профессии.

Известно, что человек рождается только с задатками тех природных качеств, которые определяют красоту тела и соразмерность, согласованность движений, физическую силу, гармоничность развития. Активное развитие, совершенствование и формирование этих природных дарований - это процесс самопознания, самоутверждения, становления личности, и "ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие" (Аристотель).

Не менее важно и использование средств физической культуры, спорта в психологической подготовке будущего специалиста. Именно спорт, физическое воспитание ставит студента (пока студента!) в те условия, которые формируют его психологическую готовность к профессиональным негативным воздействиям. Австралийский психолог Алан Пиз доказал, что с помощью слов, вербально, мы передаем только 7% информации, 93% приходятся на интонацию, мимику, жесты, бессознательные телодвижения. Только наличие сильной воли, умение сохранять самообладание могут позволить скрыть свое психологическое состояние.

Утомление необходимо рассматривать как временное ухудшение функционального состояния организма, основные признаки которого:

  • резкое снижение работоспособности;
  • изменение физиологических функций;
  • изменение внешних признаков поведения.

Способность человека выполнить конкретную умственную деятельность в заданных параметрах эффективности определяется как работоспособность, основу которой составляют определенные психофизиологические свойства, психологические качества индивида и специальные знания, умения, навыки.

Наиболее типичные изменения работоспособности студентов связаны с учебной нагрузкой, расписанием занятий, занятостью научно-исследовательской, профессиональной деятельностью как дополнительными факторами. К ним следует отнести и особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Принятые системой образования рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный, зимний и летний каникулярный отдых, временное пребывание целевого характера в профилакториях, санаториях, академический годовой отпуск нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от разных систем организма, при этом пятьдесят и более процентов от всех импульсов принадлежит мышцам.

Движения мышц, создающие громадное количество импульсов, способствуют образованию замкнутых циклов возбуждения, отличающихся высокими уровнями стойкости, инертности.

Так, после прекращения физической работы человек сразу отключается от нее. При умственной деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Нервная система полностью не реабилитирована. Экспериментально доказано, если человек после физической работы не получил полного отдыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомленный мозг мобилизует свои возможности для борьбы с переутомлением. мускулатуры.

Для умственной деятельности необходим не только тренированный мозг, но и тренированное тело.

Приведенные данные (табл. 5.1) могут служить некоторым ориентиром использования различных физических нагрузок с целью оптимизации умственной деятельностью студентов.

5.3. Формирование профессионально важных качеств средствами физической культуры, спорта и туризма

Внимание

Отдельные качества внимания имеют много специфического, в связи с этим при их формировании и совершенствовании используются различные педагогические приемы.

Объём и распределение внимания формируются как деленный навык одновременного выполнения нескольких действий, близких по своей психофизиологической структуре профессиональным действиям, выполняемым в условиях высокого темпа работы. При этом постепенно увеличивают количество воспринимаемых объектов и явлений, расстояние между ними и темп восприятия.

Переключение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями: упражнениями на переключение внимания с объекта на объект с предварительным усвоением техники и "маршрутов" переключений; упражнениями с выделением наиболее важных объектов из второстепенных; тренировками в быстроте переключения внимания с объекта на объект.

Концентрация внимания развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание.

Устойчивость внимания обеспечивается выработкой волевых качеств и созданием путем тренировки определенной физиологической базы для проявления устойчивого внимания, в частности, выносливости глазодвигательного аппарата.

Большие возможности для качеств внимания представляют гимнастические и строевые упражнения.

Эффективным универсальным средством развития внимания являются спортивные игры с мячом. Это объясняется тем, что действия в них требуют высокого уровня проявления различных качеств внимания. Так, волейболисту в процессе игры приходится одновременно воспринимать более 10 объектов и их элементов. Например, принимая мяч, он одновременно определяет расстояние до мяча и игроков, следит за перемещением своих игроков и игроков противника, выбирает способ и усилие для передачи мяча и т.д. Кроме того, волейболисту во время игры приходится постоянно моментально менять объекты, на которые направлено внимание. Сделав передачу для нападающего, он переключает свое внимание на страховку, прием и т.д. Только за одну секунду внимание волейболиста переключается поочередно на 3-6 объектов. Длительность игры, разнообразие тактических ситуаций требуют устойчивости внимания. Все это приводит к тому, что уже сами по себе занятия волейболом способствуют развитию качества внимания. Например, объем внимания у волейболистов больше, чем у гимнастов, борцов, пловцов на 25-31%.

Упражнения на внимание

Упражнения для развития объема и распределения внимания: бег, езда на велосипеде по шоссе; бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног (например, эстафетный бег); бег под гору между деревьями; прыжки в длину с разбега; метание легкоатлетических снарядов; выполнение вольных гимнастических упражнений на координацию движений рук и ног; жонглирование двумя и более мячами; ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам.

Оперативное мышление

Эффективными путями развития оперативного мышления в процессе физического воспитания являются: использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств и тренировка в этих видах; введение определенной системы педагогических воздействий, специально направленных на формирование качества.

Существенный эффект оказывают:

  • обучение (по принципу проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий) приемам оперативного мышления на материале, специфичном для физического воспитания;
  • упражнения, направленные на решение различных двигательных алгоритмических (решаемых по определенной схеме) и эвристических (требующих творческих усилий мысли) задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика, бегуна на средние дистанции, борца;
  • упражнения на развитие наблюдательности, памяти, восприятия, внимания, воли и других психических процессов, связанных с быстрым мышлением.

Упражнения на оперативное мышление

  1. Выполнение различных тактических алгоритмических и эвристических заданий для бегуна на средние дистанции, игровика, борца, фехтовальщика, боксера.
  2. Эстафета с решением внезапно возникающих алгоритмических и эвристических задач (легкоатлетические эстафеты с общей зоной передачи, эстафеты с преодолением препятствий, с ведением, переноской мяча).
  3. Преодоление незнакомых полос препятствий на время.
  4. Бег под гору, езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах, санях по закрытому маршруту.
  5. Спортивные игры (бадминтон, баскетбол, бейсбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, теннис, настольный теннис, мини-футбол, хоккей, велобол, велополо, мотобол).
  6. Игра в бадминтон, волейбол, теннис через закрытую сетку.
  7. Ориентирование на местности.
  8. Игра в шахматы "блиц". Продолжительность партии - 3-10 мин. На каждый ход - 3-10 с. Время на обдумывание и партию постепенно сокращается.

Эмоциональная устойчивость

В процессе профессионально-прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается путем:

  1. приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам;
  2. выработки навыков, умений, привычек, саморегуляции эмоциональной напряженности.

Для решения первой задачи наиболее эффективными средствами являются упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил занимающихся для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях.

Решение второй задачи осуществляется путем упражнений в приемах изменения соматических и негативных проявлений эмоций (контроля и регуляции мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры, специальных дыхательных упражнений) и способах отвлечения от эмоций, самовнушения-самоубеждения.

Упражнения, направленные на приобретение опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности

  1. Бег с горы по сложному маршруту.
  2. Эстафета с выполнением двигательных задач, требующих проявления смелости, решительности.
  3. Выполнение различных двигательных задач на высоте (гимнастическом бревне, гимнастической стенке, специальной площадке).
  4. Прыжки в воду с вышки.
  5. Прыжки на батуте (с выполнением сложных по координации движений).
  6. Командные спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, борьба за мяч, хоккей и др.).
  7. Скоростной спуск на лыжах по сложному маршруту.
  8. Скалолазание.

Волевые качества

Методической основой волевой подготовки является система воздействий, направленных на воспитание конкретных волевых проявлений личности, накопление ею опыта волевого поведения, создание хорошей функциональной, физиологической и морфологической базы для волевых проявлений. Основными средствами для решения этих задач служат физические упражнения, виды спорта, требующие преодоления трудностей, адекватных трудностям производства.

Инициативность

Нормирование этого волевого качества на занятиях физической культурой и спортом осуществляется главным образом за счет накопления опыта инициативного поведения. С этой целью действенными являются следующие приемы и средства:

  1. выполнение физических упражнений на занятиях одним из многих способов по личной инициативе;
  2. самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;
  3. соревнования с другими студентами на оптимальное решение двигательной задачи;
  4. самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях;
  5. организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе;
  6. спортивные игры;
  7. единоборства;
  8. эстафеты;
  9. личные соревнования.
Смелость и решительность

Формированию этих качеств в наибольшей степени способствуют упражнения, содержащие элементы известного риска и требующие преодоления чувства боязни и колебания.

Упражнения на смелость и решительность

  1. Бег под крутую горку с преодолением препятствий.
  2. Прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов.
  3. Ходьба и бег с закрытыми глазами.
  4. Прыжки через препятствия и гимнастические снаряды.
  5. Упражнения на батуте: прыжок на живот - прыжок на ноги, сальто вперед и назад в группировке, согнувшись.
  6. Преодоление специальных полос препятствий.
  7. Игра в регби по упрощенным правилам с силовыми элементами.
  8. Акробатические прыжки.
  9. Прыжки в воду.
  10. Прыжки-падения на землю, пол.
  11. Быстрое нападение в играх.
  12. Боксерский поединок с сильным противником.
  13. Скалолазание.
Стойкость

Наиболее действенным средством формирования этого качества в процессе физического воспитания являются упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, в большом объеме, требуют значительного нервного напряжения. При воспитании стойкости целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственное наращивание усилий, тренировку в группе, соревновательный метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств.

Во время формирования стойкости нужно тренировать не только волевое усилие, но и физиологическую базу усилия. В этом случае необходимо строго соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и адекватности их возможностям организма. В противном случае может произойти истощение физиологической базы, что, в конечном счете, отразится на волевом действии.

Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Преподаватель _______ В.Ф.Богомолов

Студент ЮС16-01Б, 161619906 _______ А.В.Фаттахова

СОДЕРЖАНИЕ

1 Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента………………………………………………………….5

2 Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие……………………………………………………………………..8

3 Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления…………………………………………………..10

4 Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики, повышение эффективности учебного труда…………………………………………………………………. 12

Список использованных источников…………………………………………. 18

ВВЕДЕНИЕ

Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.

Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

1) Противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;

2) Между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

3) Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.

Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе – психоэмоциональное состояние студентов.

К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

1) Резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом

2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива

4) Сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.

Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.

На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.

Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственностью с элементом напряженности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.

Читайте также: