Проект самовар в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Кокорина Марина Валентиновна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБОУ ОСОШ №1 СП "Детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: поселок Октябрьский, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Посидим у самовара"
Раздел: дошкольное образование

Актуальность: Многие праздники, в том числе и в детском саду, завершаются чаепитием.

Чаепитие…. А что это такое? А откуда оно взялось? А как пили чай в старину? Ответы на

эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях… В настоящее время наши

традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоги становится большим

минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для

педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание

старинных обычаев и традиций. Как объяснить детям, что традиции присущие нашей

стране - это частичка именно русского народа, а не какого-нибудь другого? Как доказать,

что именно мы, а не кто-то еще должны чтить, помнить и пронести через года наши

Дети видят предметы старины – самовар, кухонную утварь, только в книжках,

когда педагог знакомит с художественной литературой, в повседневной жизни

ребенок не сталкивается.

Родители с детьми не посещают музеи, выставки, не рассказывают детям, как

жили их бабушки и дедушки в свое время, в старину.

У детей отсутствует интерес к предметам старины, русским традициям.

Проблема: Недостаток знаний у детей 4-5 лет о традициях русского чаепития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип проекта: комплексный (информационно-творческий).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации: краткосрочный.

Актуальность:

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших и актуальных проблем на сегодняшний день. Одним из принципов такого воспитания является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям, истории и культуре государства. К сожалению, дети очень поверхностно знакомы с традициями, бытом русского народа. А посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще область прошлого. Хотя как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом России, а также примером объединения семьи, гармонии и общения.

Цель: познакомить детей с историей русского самовара, традициями русского семейного чаепития.

познакомить детей с историей появления самовара;

дать представления об уникальности русского чаепития;

развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к Родине.

План реализации проекта

Постановка цели и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.

Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Составление перспективно-тематического плана по ознакомлению детей с историей русского самовара, традициями семейного чаепития.

О существление совместной деятельности участников по реализации проекта .

III этап. Заключительный

Проведение итогового мероприятия, анализ и обобщение результатов работы, представление опыта.

Перспективно-тематический план по реализации проекта

-Что такое самовар?

-Как устроен самовар.

-Беседа, просмотр иллюстраций и видеоролика.

- познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;

-развивать познавательную активность детей;
- способствовать развитию у детей памяти, мышления;

-развивать ценностно-смысловое восприятие произведений искусства;

-вызвать эмоциональный отклик от общения в непринужденной обстановке;

-воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения;

- воспитание уважения к традиционным ценностям семьи;

Чтение худ. литературы:

- Чтение произведений художественной литературы;

-Беседа по содержанию прочитанного;

-Через произведения художественной детской литературы познакомить детей с традицией русского чаепития;

-развитие эмоциональной и речевой сферы у детей.

-Смысловое восприятие и понимание пословиц;

-развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

- учить детей эмоционально произносить пословицы использовать их повседневной жизни;

-развивать ценностно-смысловое восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать патриотические чувства у детей;

-расширять общий кругозор детей.

-Рисование самовара с использованием трафарета;

-Роспись полученного изображения;

- развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании

-Создание в группе мини-музея самоваров;

-углубить и расширить знания детей об истории самовара,

-активизация полученных детьми знаний в игре-викторине;

-чаепитие у самовара;

- формировать умение детей переносить ранее полученные знания в игру;

- воспитывать уважение к традициям русского народа;

-вызвать эмоциональный отклик;

Презентация проекта детьми

-презентация проекта детям других подготовительных групп;

Работа с родителями:

Планируемые результаты:

-Познакомились с историей возникновения самовара, расширили представления о русской народной культуре.

-Используют полученные знания о русском фольклоре в образовательной деятельности, а также в быту.

-Продолжают развивать творческие способности в различных видах деятельности.

-Активно сотрудничают с педагогами в развитии творческих способностей детей.

-Расширили знания о русских народных традициях.

- Осознают свою ведущую роль в воспитании и развитии детей

Продукт проекта:



"Он во главе - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове пыхтит с заваркой чайник ,
Внутри - воды кипящая река ,
Случайно не задень его руками,
В его стальной утробе - жгучий жар,
Гостей приветит чаем с пирогами,
Семьи поилец - русский самовар".
О. Карелин.








Мы выбрали эту тему, потому что нас заинтересовало, как раньше люди пили чай, когда не было электрических чайников, откуда появился самовар.

Цель: Познакомиться с историей русского самовара.

Он поможет достичь цели проекта, так как можно будет не только прочитать о самоваре, но и рассмотреть рисунки и фотографии с его изображением.

Мы начали свою работу с того, что составили план работы и поставили перед собой задачи.

• Изучить литературу и узнать лексическое значение слова.

• Узнать историю возникновения самовара. Кто его придумал.

• Выяснить, какие бывают самовары. Организовать выставку самоваров.

• Изучить строение самовара.

• Узнать, почему самовар является важной частью чаепития.

• Выяснить, как наш народ относится к самоварам.


Мы предположили, что самовар стал популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития долгими зимними вечерами. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это непременный атрибут семейного покоя.

Потом приступили к сбору информации о самоваре. И узнали следующее…

Лексическое значение слова.

"Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри" - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в Толковом словаре Русского языка В. И. Даля.

В Словаре указано функциональное предназначение самовара - нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда.

Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка.

История возникновения самовара.

По поводу возникновения самовара, есть несколько версий.

Согласно одной из них, самовар изобрели не в России, так как приборы по принципу работы самовара были известны ещё во времена античности: в ёмкость, наполненную водой, бросали большой раскалённый камень, благодаря чему вода закипала. И сам самовар, не мог появиться ни в какой другой стране. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Китая и применялся, в то время как лекарство среди знати. Есть в Китае родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе. Чай ввозился в Москву, а позднее и в другие города России. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

Русской "чайной машиной" называли самовар в Западной Европе. И действительно, вследствие формы, усиливающей акустику, он обладает удивительной способностью издавать звуки, точно указывающие на различные стадии кипения воды: "поет", "шумит" и "бурлит".


Собиралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Как в народе говорится? В тесноте, да не в обиде!

Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон веку самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

реб: Ой, смотрите- ка скорей!

Как вам это нравится?

Не иначе, у людей

ребенок: Собирайся, народ!

Всех праздник зовёт!

Приглашаем, от млада, до стара,

На весёлый праздник Самовара!

ребенок: Самовар всех на чай созывает,

Чаёк, небось, каждый уважает?!

Все: Заходи народ честной, праздник встретим всей душой.

Все дети: Здравствуйте, гости, дорогие!

Хозяйка: Давно мы Вас поджидаем, праздник не начинаем.

У нас для каждого найдётся и местечко,

И словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус.

Хозяйка: Эй, друзья идите в круг, смело без опаски.

Нам сегодня лучший друг – тот, кто любит пляски!

(песня из репертуара Надежды Кадышевой,

(движения на усмотрения музыкального руководителя)

Хозяйка: Да, что ни говори, любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня или после баньки, и в праздник без самовара нельзя. Он был для человека символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

Трудно представить дом – без самовара!

- Ребята, а у кого дома есть самовар?

- Вам нравится пить из него чай?

- Так, что же такое самовар?

(Дети делятся знаниями о самоваре)

Аты-баты, Произносят текст и ритмично

Шли солдаты, ударяют по коленям то одной ладонью,

Аты-баты, то другой.

Самовар: (за ширмой) Уф! Как жарко! Уф! Как весело!

Хозяйка: Ой! Кто это говорит? (под музыку входит ребёнок в костюме Самовара)

Самовар: Это я, Иван Иваныч Самовар!

Здравствуйте, мои друзья!

Вижу, собрались вокруг меня,

Деточки хорошие, гости все пригожие,

Чайку попить, сердце повеселить!

Артикуляционная гимнастика

Иван Иваныч Самовар Надувают обе щёки и удерживают в таком

Был пузатый самовар, положении 3-5 сек.

В нём качался кипяток, Поочерёдно надувают правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Пыхтел паром кипяток,

Лился в чашку через кран, Сжимают губы, надувают щёки, удерживают

Через дырку прямо в кран, воздух 2-3 сек. И выпускают через губы,

реб: Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

реб: Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

реб: Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

реб: Самовар гудит, шумит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец - самовар.

Стихотворение с движениями

Наклоняли, наклоняли, Стоят, ноги на ширине плеч,

Наклоняли самовар, руки на поясе.

Наклоняют корпус влево-вправо.

Но оттуда выбивался Стоят, руки к плечам. Поднимают руки вверх

Только пар, пар, пар. и опускают.

Наклоняли самовар, Стоят, руки на поясе. Наклоняют корпус

Будто шкап, шкап, шкап, вперёд.

Но оттуда выходило Полуприседают.

Только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч! Поднимают и опускают плечи.

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не даёт, Поворачивают голову вправо-влево.

Опоздавшим не даёт,

Лежебокам не даёт.

реб: Я хочу открыть секрет,

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

реб: Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью - лучший друг!

ВЕД: Эх! Недаром в народе говорят: Чай не пьешь - откуда силу возьмешь? А кто ещё пословицы да поговорки про чай знает?

реб: Выпей чайку - позабудешь тоску .

реб: За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем .

реб: С чая лиха не бывает!

реб: Пей чай, не вдавайся в печаль!

реб: А моя-то мама просто русская красавица.

До чего же мне, ребята, моя мама нравится!

А как танцевать начнет, как лебедушка плывет

ВМЕСТЕ : Полюбуйтесь-ка, друзья!

Хозяйка: А, ну- ка, мамы, выходите! Расписной платок берите! (Раздаёт мамам народные платки) Веселил нас много раз Русский танец-перепляс. Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

В плясках не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

СВОБОДНАЯ ПЛЯСКА МАМ И ДЕТЕЙ

Хозяйка: Молодцы у нас ребята!

Наши мамы и девчата!

Ну, ни в чем не уступали,

Очень весело плясали!

( под музыку на верёвочку необходимо надеть сушки, кто быстрее)


( За каждый комплемент самовар вручает – сушку, у кого больше сушек, тому вручается пачка чая.

Самовар пыхтит и раскланивается)

Всем спасибо за вниманье,

За игру, стихи и смех

Снова в гости ждём вас всех!

Хозяйка: Наступает час прощанья,

будет краткой наша речь.

Говорим Вам: «До свиданья!

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Встреча у самовара" с элементами ТРИЗ

Цель: Способствовать расширению круга знаний детей о бытовой технике; учить сознательному выполнению правил безопасного пользования бытовыми приборами и кухонной утварью.

Закрепить умение сервировать стол к чаю.

Воспитывать аккуратность, чувство самостоятельности, содействовать созданию эмоционального подъема

Материал: Заварка, чайники трех видов, самовар, чайные ложки, чашки с блюдцами, заварник, сахарница, блюдо (2), салфетки, скатерть, передник, магнитофон, продукты для чаепития, чайница.

В. Ребята, посмотрите, что я купила в магазине. Как вы думаете, что в этой коробочке?

Дети. Чай (заварка).

В. Правильно ребята, это заварка.

Ребята, коробочка с заваркой очень плотно упакована. Давайте откроем ее и посмотрим что же там внутри.

Дети. Черный чай.

В. А какой у чая запах?

Дети. Очень ароматный.

В. Ребята, чтобы получить от чая наслаждение и пользу, его нужно правильно хранить. Лучше всего это делать в фарфоровой и деревянной коробочке, которая называется чайницей. У меня много коробочек, а как вы думаете, какая из них подходит для хранения чая.

(Дети выбирают из предложенных коробочек ту, которая, как они считают, лучше всего подходит для хранения чая).

В. Крышка емкости должна быть плотно закрыта. Потому что чай легко впитывает влагу и разные запахи.

Ребята, а что нам нужно, чтобы заварить чай?

В. Посмотрите, что это у меня в руках.

В. Что есть у чайника?

Дети. Ручка, носик, крышка.

В. Зачем нужен носик?

Дети. Чтобы из него наливать воду.

В. Что хорошего и что плохого в носике?

Дети. Хорошо, что через него вода льется струей, а плохого, что за него можно зацепиться и опрокинуть чайник.

В. Для чего нужна ручка?

Дети. Чтобы удобно было держать чайник.

В. А что хорошего и плохого в ручке?

Дети. Хорошо, что берешь за ручку и несешь чайник или наливаешь воду, а плохо, что она может выскользнуть.

В. Для чего нужна крышка?

Дети. Чтобы закрывать чайник.

В. А что хорошего и плохого в крышке?

Дети. Хорошо, что закрыт горячий чайник, а плохо, что если плохо закроешь, может упасть на пол.

В. Ребята, зачем вообще нужен чайник? Можно ли его заметить другим предметом (кастрюлей).

Воспитатель наливает воду из кастрюли и из чайника.

В. Ребята, как вы думаете из чего удобней наливать воду из чайника или кастрюли.

Дети. Из чайника удобней, потому что одна рука свободна и ей можно придерживать чашку, а когда наливаешь из кастрюли, то заняты две руки.

В. Можно ли, ребята, самим ставить чайник на плиту и зажигать ее.

В. Почему нельзя?

Дети. Можно обжечься, устроить пожар.

Проблема: Как быть если хочется чаю, а плиты нет.

Дети. Электрочайник, самовар.

В. Правильно в этом нам поможет электрочайник или самовар. Внутри них находится спираль. Она и греет воду.

Что хорошего и плохого в электрочайнике и самоваре?

Дети. Хорошо, что быстро нагревают воду. Плохо то, что если нальет мало воды, перегорит спираль и можно устроить пожар.

В. Ребята, какая посуда, по вашему мнению, нужна для чаепития?

Дети. Чашки, блюдца, а еще конечно чайник или самовар

В. Ребята, сейчас мы нальем воду в самовар и пока она закипит, накроем на стол. Дети наливают в самовар воду, взрослый включает. Дети идут мыть руки.

Читайте также: