Почему в романсе мусоргского в углу из цикла детская избран речитативный стиль кратко

Обновлено: 02.07.2024

Поэтика. Проблемы интерпретации

Мусоргский и речевая интонация – понятия нерасторжимые. Композитор исследует самым детальным образом речь и находит пути ее материализации в музыке. Но каким образом Мусоргский достигает целостности произведения, пронизанного прозаической речью и неисчислимого количества перемен, обусловленных фабульной канвой текста?

Мы можем только попробовать подойти к этой проблеме. Ее успешное решение требует очень большого мастерства от исполнителей – не только технических и музыкальных способностей, но, пожалуй, в первую очередь талантов драматического актера. Причем, сложность заключается в том, что игра актера не подкрепляется реальной сценической игрой, а концентрируется только в произнесении текста.

Напомним, что Мусоргский прошел школу музыкального драматического театра. Слово на сцене не повторяется. Целостность инструментальной музыки осуществляется благодаря тому, что ведущий интонационный мотив пьесы многократно повторяется. На сцене же в каждый момент происходит что-то новое. Мусоргский научился находить такую выпуклую интонационную форму, соответствующую той или иной словесной фразе, что каждая музыкальная фраза с первого раза (а, может быть, с единственного) запоминается, усваивается и дает возможность появиться уже следующей, новой поэтической информации. Но такое возможно только в одном случае, если композитор опирается на общие законы речевого интонирования, т.е. идет естественным путем. Но почему все-таки Мусоргский не впадает в физиологизм, в обыденную ситуацию, не имеющую ничего общего с художественно оформленным текстом?

Можно представить теперь композиционную канву цикла в виде главной партии (2 истории мальчика) и побочной (две истории девочки). Побочная партия противостоит главной своей пластикой, мягкостью. Вот оно! Уже здесь зарождается настоящее женское начало! Можно представить и иначе композиционные функции этих частей цикла. №№ 2, 3 как действенная первая часть симфонического цикла. №№ 4, 5 – это его лирическая сфера.

Даже общий взгляд на цикл дает возможность оценить проницательность Мусоргского: детский мир раскрывается только через действенную ситуацию общения, через диалог. Как опытный драматург, Мусоргский понимает, что обилие деталей, обусловленное всем ходом событийного развертывания, есть не что иное как подробная разработка мизансцен спектакля.

Работа над песнями Мусоргского требует своей методики. Чтобы понять секрет художественной выразительности и композиционной целостности прозаической и бытовой (по жанру) речи, необходимо начинать знакомство с песнями Мусоргского именно с анализа самого словесного текста. Он требует самого серьезного исследования. Основные параметры его анализа:

- определить все эпизоды фабулы;

- психологически осмыслить выбор эпизодов и их последование;

- выписать отдельно словесный текст в виде построчных фраз;

- выявить самостоятельный ритм каждого оборота, входящего в состав фразы;

- научиться говорить этот текст в соответствии с заложенной в этот текст интонационно-действенной информацией . Вот здесь требуется самая большая чуткость актера –чтеца;

- наложить интонацию, найденную вами при прочтении словесного текста, на собственную вокальную интонацию и сделать для себя открытие: Мусоргский гениально угадал вашу интонационную систему общения с миром.

- в то же время следует сделать и обратный вывод: если найденное вами направление звуковысотности не совпало с тем, что предлагает Мусоргский, значит, вы еще не достаточно поняли сам текст или ваш интонационный логотип не соответствует песням Мусоргского и исполнять вам их, может быть, пока не стоит.

Одним из самых сложных моментов работы с текстом является определение его ритма. Напомним, что текст сочинил сам Мусоргский. Он его сразу слышал в музыкальных ритмах – с продлениями, с паузами. Определение пульсации текста возможно через анализ фортепианной партии. Длинные ноты, представленные в аккомпанементе, фактурные фигуры позволяют выявить переменную метрическую пластику текста. Стоит обратить внимание на то, что тактовые черты выделяют не столько сильную долю метра, сколько отделяют границы одного оборота текста от другого. Смысловой акцент данного оборота может оказаться при этом внутри такта.


mus1

mus2

mus3

mus4

Необходимо уяснить, что выразительность интонирования вокальной строки возникнет только тогда, когда станет ясен смысл интонации словесной. Автор проявляет свою волю в определении смысловой точки каждого оборота. В каждом обороте эта смысловая точка получает высотное выделение. Однако ее направление, протяженность зависят от того, где она расположена – в начале оборота, в середине, в конце. Опоры, расположенные внутри оборота, появляются преимущественно в восходящей интонации, после которой происходит возвращение вниз, чаще всего, с последующим проговариванием этого звука (стихи 1,2, 5, 6, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 20 –23). В некоторых случаях эти вершины ритмически растягиваются, что связано с их особой выразительностью в общей череде таких оборотов.

Динамические оттенки окончательно проясняют интонацию. Следует научиться читать текст в ритме и с соответствующим повышением и понижением голоса – в зависимости от расположения смысловой точки.

Фортепианная партия образует одно целое с вокальной партией. Она проясняет все детали вокальной интонации, усиливает все, присущие ей нюансы. Главное же – она создает рельефный, яркий мир художественной действительности, в котором происходят все необычайные события этого вокального цикла.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический этюд учащейся 4 класса отделения хореографии (выполнение конкурсного задания) Алтуховой Кристины.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Выполнила: учащаяся 4 класса

Алтухова Кристина Александровна,

21.08.2004 года рождения

Юрова Светлана Анатольевна

Начало песни (фортепианное вступление и речь няни) словно рисует стремительно разматывающийся клубок, а вместе с ним - и возмущение, и гнев няни, которая увидела беспорядок в комнате.

Песню поёт один исполнитель. Но слушая её, кажется, что няня и Мишенька – это два разных исполнителя.

Постепенно ситуация начинает меняться: убедив самого себя в собственной невиновности, Мишенька понемногу меняет тон. Интонации мелодии из жалобных постепенно переходят в капризные, более уверенные.

Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. – М: Музыка, 2003.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

Конечно, погода сильно влияет на человека, особенно на детей и подростков, а еще людей, чувствительных к природным процессам и изменениям. головная боль, резкие скачки артериального давления, нарушение ритма сердца, ломота в суставах, снижение работоспособности, сонливость или, наоборот, бессонница, депрессия, немотивированная тревожность - все это может быть вызвано изменениями в природе. к примеру, люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями, как правило, хуже себя чувствуют при повышении влажности и отсутствии ветра, когда содержание кислорода в воздухе снижается. также влияет на людей и сухая безветренная погода , так как воздух в это время сильно загрязнен пыльцой растений, пылью, соединениями.ну, и конечно вредны перепады атмосферного давления, лично у меня болит в это время голова. но у каждого удачи












История создания

Личная жизнь Мусоргского сложилась так, что он никогда не был женат, вёл холостяцкую жизнь и соответственно не имел детей, хотя безмерно их любил. Однако у композитора были приятели и родственники, которые не были обделены семейным счастьем. Встречи с их детьми доставляли Модесту Петровичу много удовольствия и радостных моментов. Он уделял своим юным друзьям много внимания, рассказывал интересные истории, но самое главное всегда разговаривал с ними на равных. Дети, в свою очередь сразу чувствовавшие искренность и теплоту отношения к ним, с нетерпением ждали очередного визита дяди Моди.

Модест Петрович Мусоргский

Мусоргский
Даргомыжский

Интересные факты

Содержание

Вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского включает в себя семь разнохарактерных миниатюр, в которых композитор невероятно точно и с большой любовью отображает жизнь и раскрывает внутренний мир ребёнка.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: