Эвристические методы экономического анализа кратко

Обновлено: 01.06.2024

Эвристика – это наука о творческом мышлении, поэтому эвристические методы анализа – это творческий поиск решения экономических задач. Эвристические методы решения экономических задач применяются в тех случаях, когда связи экономических переменных нельзя описать с помощью математических моделей.

Наиболее часто используются следующие приемы:

1. прием аналогии – это использование подобного известного решения для ответа на конкретный аналитический вопрос;

2. прием инверсии – отказ от традиционных решений;

3. прием мозговой атаки – генерирование идей группой специалистов различного профиля. Он осуществляется в 2 этапа. На первом этапе выдвигается серия идей. Чем их больше, тем лучше результат. Считается, что для решения сложных задач требуется от 400 до 500 первоначальных идей, поэтому проводится несколько сессий продолжительностью по 40-50 минут. На втором этапе идеи обсуждаются, и выбирается несколько лучших идей для реализации;

4. прием коллективного блокнота – это самостоятельное накопление идей в течение определенного периода каждым участником. По окончании периода руководитель творческой группы систематизирует материал и передает его на совместное обсуждение для выработки окончательного решения проблемы;

5. прием контрольных вопросов – это опрос специалистов по определенному перечню вопросов, которые подводят к решению задачи. За рубежом чаще всего используется опросник А.Осборна. Он включает девять групп вопросов по следующим разделам: что можно в объекте преобразовать; что надо сделать наоборот; на какой объект похож данный объект; что можно скопировать; какие новые комбинации объекта возможны и т.д.;

6. прием синектики – это поиск решения задачи путем преодоления психологической инерции. Решение проблемы ищет группа специалистов различных профессий;

7. морфологический анализ – это использование структурных (морфологических) взаимосвязей экономических явлений и процессов. Он основан на систематическом исследовании всех теоретически возможных вариантов, вытекающих из закономерностей строения объектов анализа. Морфологический анализ предполагает создание дерева целей, или матрицы, где отражаются все показатели, характеризующие объект анализа и причины возможных их изменений. Построение матриц осуществляется высококвалифицированными специалистами;

· создание группы экспертов;

· обработка полученных результатов.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

yij - весовой коэффициент, соответствующий j–той альтернативе ответа эксперта на i–й вопрос;

yi – максимальный весовой коэффициент для показателя i.

При отборе экспертов методом самооценки эксперт сам оценивает свою осведомленность по вопросам, связанным с изучаемой проблемой по 11-балльной шкале (0-14 баллов). Компетентность эксперта оценивается с помощью коэффициента, рассчитываемого по формуле:

ki - самооценка в баллах, характеризующая степень ознакомления эксперта с i-тым вопросом;

n – максимально возможная самооценка.

Метод коллективной оценки применяется в том случае, если кандидаты в эксперты знают друг друга очно или по публикациям. Способности каждого специалиста оцениваются другими членами группы.

Статистическая обработка результатов экспертизы заключается в определении квартили, медианы или ранга явления.

Квартиль – это значение показателя, которое может быть приписано членам ряда, построенным в порядке возрастания и удаленным от начала на ¼ (нижний квартиль) и ¾ (верхний квартиль). Он характеризует доверительную зону. Экспертам, чьи оценки не попали в доверительную зону, предлагается привести дополнительную аргументацию для обоснования своей позиции или присоединиться к мнению большинства.

Медиана – это значение признака, соответствующее среднему члену ряда, построенного в порядке возрастания. Она определяется для доверительной зоны. Значение медианы характеризует обобщенное мнение группы экспертов по решаемой проблеме.

Ранг – это порядковый номер, обозначающий место исследуемого явления в общей совокупности факторов, оказывающих влияние на результат. Ранг самого важного фактора принимается равным единице, наименее важному фактору присваивается самый высокий ранг. Ранжирование производится каждым экспертом, затем путем суммирования или расчета средней арифметической устанавливаются результирующие ранги.

Надежность результатов экспертизы зависит от качества применяемых анкет, принципов подбора экспертов, методов группировки суждений специалистов. Достоверные экспертные оценки могут быть получены только при достаточно высокой согласованности мнений экспертов по исследуемым проблемам. Степень согласованности оценивается с помощью коэффициента конкордации, рассчитываемого по формуле:

Эвристика – наука о творческом мышлении. Поэтому психологические приемы экономического анализа стали называть эвристическими. Использование эвристических методов, направленных на получение качественных характеристик субъекта хозяйствования, имеет большое значение для анализа хозяйственной деятельности. Эвристические методы анализа представляют собой особую группу приемов сбора и обработки информации, опирающуюся на профессиональное суждение группы специалистов. Эти методы часто называют креативными, так как они опираются на творческое мышление группы людей.

Методы эвристики основываются главным образом на опыте и интуиции специалистов, их индивидуальных или коллективных суждениях. Среди эвристических методов можно выделить оценочные и оценочно-поисковые методы анализа.

Условия, при которых возникает необходимость использования эвристических методов, можно охарактеризовать следующим образом:

• качественный характер исходной информации, описываемый с помощью экономических и социальных параметров, отсутствие достаточно представительных и достоверных сведений по характеристикам объекта исследования;

• большая неопределенность исходных данных для анализа;

• отсутствие технических средств с соответствующими характеристиками для аналитического моделирования;

• экстремальность анализируемой ситуации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Кассовый метод и метод начислений

Кассовый метод и метод начислений Очень важно, как именно считаются деньги. Если используется кассовый метод бухгалтерского учета, то операция регистрируется только после того, как деньги переходят из одних рук в другие. Малые предприятия могут вполне довольствоваться

Метод мультипликаторов

Метод мультипликаторов Правила построения линейки аналогов можно спроецировать на метод сравнительного подхода – метод мультипликаторов. Суть метода отражена в формуле: где PV – текущая стоимость объекта оценки;M1 – параметр (ценообразующая характеристика) объекта

Упрощенный метод

Упрощенный метод При использовании данного метода основная задача заключается в формировании рейтинга рискованности процессов и выборе наиболее рискованных процессов для проведения проектов внутреннего аудита. Этот метод имеет одно существенное достоинство – его

Метод Юга

Метод Юга Посмотрим, как доктор Юг покупает автомобиль. Может показаться, что он крайне бережлив. Многие ПНБ, подобные доктору Югу, отводят от себя обвинения в расточительности, уверяя, что они покупают все по цене, близкой к себестоимости дилера, равной ей или даже

13.6. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов

13.6. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов Исчисление важнейших макроэкономических показателей осуществляется посредством системы национального счетоводства (СНС). СНС – это специальные таблицы и балансы, в которых отражено, с

20. Метод маркетингового исследования с использованием фокус-группы. Панельный метод маркетингового исследования

20. Метод маркетингового исследования с использованием фокус-группы. Панельный метод маркетингового исследования Особое место в системе маркетинговых исследований занимает метод исследования с использованием фокус-группы. Фокус-группа – малая группа лиц, работа

22. Метод бенчмаркинга. Метод ранжирования

22. Метод бенчмаркинга. Метод ранжирования Одним из современных маркетинговых методов является метод бенчмаркинга.Бенчмаркинг – это сравнение показателей ведения бизнеса на предприятии с аналогичными характеристиками компаний с целью определения источников высокой

76. Метод анкетирования, интервьюирование, целевой метод, метод комиссий и конференций

76. Метод анкетирования, интервьюирование, целевой метод, метод комиссий и конференций При проведении метода анкетирования эксперты заполняют предварительно составленные специалистами анкеты, в которых:• формулировки должны исключать смысловую неопределенность;• •

91. Индексный метод, интегральный способ, метод цепных подстановок

91. Индексный метод, интегральный способ, метод цепных подстановок Индексный метод основан на построении факторных (агрегированных) индексов. Применение агрегированных индексов означает последовательное элиминирование влияния отдельных факторов на совокупный

93. Балансовый метод, метод меньших чисел, метод среднего квадратического

93. Балансовый метод, метод меньших чисел, метод среднего квадратического Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий)

Референдум – это метод!

Референдум – это метод! Можно сколько угодно издеваться над надеждами АВН на организацию референдума. Только у тех, кто считается властью в России, у тех, кто пишет и утверждает ее законы, к референдуму другое отношение. Они прекрасно понимают, что, если инициатива

Метод Захмана

Метод Захмана Метод Захмана является одной из ранних попыток связать характеристики информационной системы с бизнес-задачами предприятия. Ни одна современная организация не работает без системы или систем какого-либо рода, при помощи которых достигаются цели

5. Озорство как метод

* ЧАСТЬ 2. МЕТОД *

* ЧАСТЬ 2. МЕТОД * Глава 2.ДЕЛАЙТЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧАСТНИКИМИ ДИСКУССИИ И ОБСУЖДАЕМЫМИ ПРОБЛЕМАМИУчастник переговоров прежде всего человекКаждый участник переговоров преследует двойной интерес: относительно существа дела и взаимоотношений между

14. Эвристические приемы решения экономических задач.

Круг экономико-математических моделей и методов, используемых в экономическом анализе, чрезвычайно широк, однако их применение сдерживается затрудненностью адекватного описания производственного процесса, получения решений в условиях высокой размерности задач, а также отсутствием необходимой для этого случая квалификации управленческого персонала. Методология экономического анализа, таким образом, должна быть расширена. Приемы исследования в экономическом анализе разделяют на две общие группы: качественные и количественные. Одним из видов качественных технических приемов являются эвристические.

Эвристика – приемы и методы принятия решений, использующие интуицию и опыт специалистов в решении аналогичных проблем.

1. Методы индивидуального творческого поиска.

2. Методы коллективного творческого поиска.

3. Методы активизации творческого поиска.

1. Метод аналогий, метод инверсии, метод идеализации.

Метод идеализации направлен на получение представления об идеальном варианте решения проблемы. Рассматривать идеальные решения полезно (даже когда имеет место фантазирование), т. к. они могут привести к новой идее.

Метод коллективного блокнота объединяет индивидуальное продвижение идей каждым членом рабочей группы с их коллективной оценкой. Каждый участник группы получает блокнот, в котором в доступной форме изложена суть решаемой проблемы.

3. Метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа.

Сущность метода фокальных объектов заключается в перенесении признаков случайно избранных объектов на объект, который совершенствуется, и находится будто бы в фокусе переноса (отсюда название).

Метод морфологического анализа базируется на комбинаторике и систематическом изучении всех теоретически возможных вариантов, которые вытекают из закономерностей строения (морфологии) изучаемого объекта.

В экономическом анализе также популярны эвристические методы прогнозирования – методы, используемые для прогнозирования поведения сложных систем с множеством параметров и целей, когда нет возможности формализовать прогноз в виде математических моделей. Различают две группы таких методов: интуитивные, основанные на личной эрудиции, проницательности и опыте эксперта; аналитические, основанные на логическом анализе модели процесса развития объекта прогнозирования. Результаты могут быть выражены математическими и графическими моделями, матрицами и сетями.

Эвристические методы получили достаточно широкое распространение в экономическом анализе, дальнейший прогресс в этом направлении связан с разработкой и внедрением экспертных систем.

Анализ хозяйственной деятельности представляет собой особый процесс, совмещающий в себе элементы точности и творчества одновременно. Для написания и формирования соответствующего отчета или студенческого, научно-исследовательского проекта целесообразно использовать эвристические методы, которые основываются на описанной комбинации. Их использование позволяет неординарно подойти к поиску экономического решения, создать новый механизм или алгоритм, который приведет к эффективному результату.

Анализ хозяйственной деятельности представляет собой особый процесс, совмещающий в себе элементы точности и творчества одновременно. Для написания и формирования соответствующего отчета или студенческого, научно-исследовательского проекта целесообразно использовать эвристические методы, которые основываются на описанной комбинации. Их использование позволяет неординарно подойти к поиску экономического решения, создать новый механизм или алгоритм, который приведет к эффективному результату.

Особенности использования эвристических методов в экономике

Эвристика – это наука о творческом мышлении, которая может использоваться повсеместно и в отдельных сферах деятельности. Подобные приемы целесообразны далеко не во всех ситуациях. Они позволяют установиться определенные взаимосвязи, проанализировать качественные характеристики субъектов и пр.

Что такое эвристика?

Основы эвристики

Эвристические методы носят поверхностный, неточный характер. Они могут полагаться на мнениях экспертов, выводах исследователей, научных работах предшественников и пр. Выводы, полученные при помощи данных инструментов, формируются на основе доказанных и общеизвестных правил.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие эвристические методы чаще всего используют в экономических исследованиях?

Самыми популярными и востребованными эвристическими методами, используемыми при анализе экономической деятельности предприятия, считают:

Данные методы сочетают в себе логические умозаключения и математические операции. Они призваны выявить причинно-следственные связи изменений, выявить динамику отдельных показателей, подготовить фундамент для рационального решения. Несмотря на уверенное сочетание логики и математики, суждения автора могу быть неточными и поверхностными, гипотетическими. Ход дальнейших действий зависит от того, как он преподнесет свои мысли, подчеркнет позицию и пр.

Экспертные эвристические методы позволяют выявить одиночные отклонения, которые могут свидетельствовать о наличии проблемы или вовсе не приниматься во внимание, выделяться из общей картины.

Экспертные методы предполагают изучение мнения со стороны. Самыми распространенными приемами данного плана являются интервью, анкетирование, социологический опрос, коллективное оценивание и пр. В любом из случаев поднимается определенный вопрос и уточняется мнение окружающих, а затем квалифицированные эксперты с учетом полученных результатов пытаются разработать оптимальный план по решению проблемы.

Данные методы могут носить как коллективный, так и индивидуальный характер. Он строится на обсуждении проблемы и выработке специфических решений, создании новых комбинаций и пр. чаще всего из данной категории на практике используют метод мозговой атаки, метод морфологического анализа, контрольные вопросы и пр.

Помимо вышеуказанных приемов, к группе эвристических методов исследования относят следующие приемы:

  • Метод аналогии, когда автор пользуется приемами из схожей работы, ситуации;
  • Метод инверсии, предполагающий изменение последовательности действий привычной для всех методики;
  • Метод идеализации, когда автор научной работы ориентируется на конечную цель и пытается смоделировать ситуацию под нее. Здесь главное объективно оценить предлагаемое решение – возможность его реализации в жизни, учесть все факторы и пр.

Важно отметить, что использование эвристики в экономике и результат о ее использования полностью зависит от компетентности специалиста, аналитика: чем глубже его знания, точнее навыки, тем выше результативность и эффективность предлагаемых им решений.

Когда целесообразно использование эвристических методов при проведении анализа хозяйственной деятельности организации?

Фактически эвристические методы основываются на интуиции, творческом потенциале исследователя, желании создать нечто новое и полезное, эффективное и специфическое.

В анализе хозяйственной деятельности предприятия используются преимущественно математические операции, анализ данных. Эвристические правила практикуют при разработке решений, прогнозировании ситуации.

Когда применяю эвристику

При каких условиях используют эвристические методы?

Использовать методы эвристике в экономике необходимо при наличии соответствующих условий и предпосылок:

  • Исходные данные носят качественный характер, описывают определенные тенденции и признаки проблемы (симптоматику), основываются на ранее полученных научных результатах и мнениях экспертов;
  • Ресурсы для анализа носят неопределенный характер, отсутствуют точности и детали (например, невозможно рассчитать большую часть показателей из-за дефицита данных) и пр.;
  • Невозможность использования формальных методов исследования.

Нередко использование эвристических методов усложняют процесс решения проблемы лишними этапами, но при этом создается весьма интересная, неординарная и эффективная модель.

Рекомендации по применению эвристических приемов и инструментов в экономике

Опытные эксперты рекомендуют с осторожностью относиться к эвристике при проведении анализа хозяйственной деятельности предприятия. Чтобы в дальнейшем предложенный план мероприятий не привел к негативным или плачевным последствиям, необходимо не просто полагаться на интуицию, но и учитывать ряд факторов: текущее положение дел в компании, динамику показателей, стремление руководства и пр.

Перед применением эвристических методов в экономическом анализе необходимо выполнить ряд действий:

  • Определить цель и задачи анализа;
  • Собрать максимум информации об объекте;
  • Определить методы исследования: эвристические, формализованные и пр. При этом важно определить целесообразность каждого приема, оценить возможности его использования, эффективность и пр.
  • Проведение анализа с учетом располагаемых данных и выбранных приемов, инструментов;
  • Систематизация данных и подведение итогов, рекомендаций.

При непосредственном анализе деятельности компании используют формализованные (то есть более точные) методы, которые позволяют на основе конкретных данных (бухгалтерской, финансовой, юридической отчетности) выявить закономерности, проблему.

Применение эвристики в экономике

Взаимосвязь эвристики и экономики

Эвристические методы целесообразны лишь при разработке решения проблемы, планировании соответствующих мероприятий и прогнозировании последствий (потенциальных результатов). Они позволяют не просто использовать стандартные методы, но и оптимизировать их с учетом реалий, потребностей и возможностей объекта исследования, изменять их или неординарно комбинировать привычные схемы. При этом важно не просто все красиво расписывать, идеализировать, но и учитывать возможности организации, полагаться на математические методы, моделирование и пр.

Обратите внимание, что эвристика в анализе экономической деятельности фирмы не гарантирует поиск оптимального решения, но при этом преследует цель – повышение эффективности, улучшение текущего положения или результата деятельности компании. Более того, приверженность к эвристическим методам способно исказить реальные данные (картину) или разработать неточный прогноз. Поэтому целесообразно умело сочетать эвристические приемы с формализованными, стандартными и привычными правилами диагностирования уязвимых мест и разработки путей по их ликвидации.

Команда образовательного центра Дисхелп поможет грамотно провести анализ хозяйственной деятельности предприятия с помощью эвристических и формализованных методов, получить достойный и достоверный результат. В нашем арсенале:

  • Высококвалифицированные эксперты, мастера пера студенческих и научных работ: педагоги сильнейших Вузов страны, кандидаты и доктора наук, практикующие дипломированные специалисты;
  • Высокое качество услуг: качественный подбор информационной базы, выполнение исследования с ноля, повышение оригинальности текста, оформление согласно ГОСТ;
  • Соблюдение действующих правил и требований, рекомендаций заказчика;
  • Соблюдение дедлайнов.

Оформить заявку можно, лично посетив один из наших офисов, или на нашем сайте, заполнив электронный бланк заказа.

Читайте также: