Как сделать пандус для инвалидной коляски в школе

Обновлено: 16.05.2024

Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.

Паспорт доступности 2021 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:06 (скачать) (посмотреть)

Специально оборудованные учебные кабинеты

В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:08 (скачать)

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

Мягкая среда обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью её использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.

Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие и светооптические эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Воздушная среда (среда запахов) - в основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времён. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - всё это создаёт ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии.

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

- улучшению эмоционального состояния;

- снижению беспокойства и агрессивности;

- снятию нервного возбуждения и тревожности;

- активизации мозговой деятельности;

- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Сенсорные комнаты используются в работе как со взрослыми, так и с детьми. То есть могут приходить взрослые, заботящиеся о своём психоэмоциональном состоянии, родители с детьми любого возраста, будущие мамы, и все, кому необходим отдых. Она благотворно воздействует на человека.

В такой комнате специалисты проводят направленные занятия, способствующие гармонизации личности, оптимизации функционального состояния, оздоровления. Она может быть использована и просто для отдыха и релаксации после рабочего дня.

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются различные психоневрологические проблемы:

- задержки психомоторного и речевого развития;

- резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.;

- аутизм (легкие формы);

- даптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);

- школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);

- явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность);

- нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость);

- различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.

Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты эпилептический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов, синдром гиперактивности.

При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).

Занятия в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом.

Форма проведения занятий

Занятия в сенсорной комнате проводятся по следующим направлениям:

- Развивающие занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы и высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения), а также на достижение психоэмоциональной разгрузки, восстановлению/поддержанию психологического здоровья.

- Психотерапия широкого спектра психологических проблем.

- Психокоррекция нарушенного поведения, эмоциональной сферы.

- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

- Агрессивное поведение, вспыльчивость.

- Замкнутость, неуверенность в себе, пассивность, страхи.

Занятия проводятся в подгруппах (2-3 человека), индивидуальной форме.

Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:08 (скачать)

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:08 (скачать)

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Раздевалку, душевую и туалет при спортивном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:08 (скачать)

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:09 (скачать)

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Внутреннее пространство школы

Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 - 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

Перечень Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:06 (скачать) (посмотреть)

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:09 (скачать)

Специальные условия питания

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

Перечень Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:06 (скачать) (посмотреть)

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:09 (скачать)

Специальные условия охраны здоровья

Перечень Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:07 (скачать) (посмотреть)

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:10 (скачать)

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:10 (скачать)

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:11 (скачать)

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:11 (скачать)

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:11 (скачать)

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:11 (скачать)

Какие здания, учреждения в обязательном порядке должны быть оборудованы пандусами для инвалидов? На основании какого нормативного правового акта?

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Согласно Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975, инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к инвалиду или к его семье. Статья 8 данной декларации определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В ст. 2 Градостроительного кодекса РФ закреплено требование обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Требования Свода правил необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.

Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении (п. 1.5 Свода правил):

- досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

- безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

- эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

- своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

- удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

В соответствии с п. 4.1.14 Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.

Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9–1,0 м.

Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.

Право на образование прописано в Конституции. Однако на практике многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок физически не может посещать школу, а препятствием является обычный порог или лестница при входе. Для инвалида-колясочника, ребенка с хроническими или временными нарушениями работы опорно-двигательного аппарата это непреодолимый барьер.

Пускай родители сами помогут ребенку в коляске дважды в день преодолеть лестницу у входа, но проблемы на этом не исчерпываются. Потому что есть еще пороги внутри самой школы, лестницы между этажами. В итоге дети-инвалиды вынуждены получать образование на дому или обучаться в специализированных учебных заведениях, но качество и уровень такого образования отличаются от того, которое дают обычные средние школы или гимназии. А ведь дети-инвалиды тоже мечтают о карьере, строят свои планы на будущее и хотят общаться со сверстниками.

Опыт других стран убедительно показал: когда дети-инвалиды учатся вместе со всеми остальными, они становятся более самостоятельными, независимыми, лучше адаптируются к обществу. Есть и другая сторона медали: там, где инвалиды посещают обычные общеобразовательные школы и гимназии, отношение к людям с ограниченными возможностями более терпимое и уважительное.

Законодательная база

возможность беспрепятственного входа в школы и выхода из них;

возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

содействие при входе и выходе из объекта и многое другое.

Как обустроить вход

Если театр начинается с вешалки, то школа – с входной двери. На входе в большинство школ учеников ждут лестницы. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата это непреодолимое препятствие независимо от того, что они используют: трость, костыли или инвалидную коляску. Чтобы ребенок мог попасть в школу, нужно установить пандус.

Угол наклона пандуса – 1/12 для реконструируемых зданий и 1/20 для вновь строящихся, в исключительных случаях допускается уклон 10%.

Максимальная длина одного марша пандуса – 8 м.

Длина поворотно-разворотных площадок – 1,5 м, ширина - 1,5 м

Аппарели оборудуют парными металлическими поручнями на высоте 70-90 см от пола.

Изготовление пандусов для школ

Вопрос с пандусами можно попробовать решить самостоятельно, не привлекая компании, которые специализируются на безбарьерной среде. В этом случае вам придется самостоятельно изучить СНиПы, обратив внимание на то, какие материалы разрешены для аппарелей. Для школ можно использовать нержавеющую сталь – она прочная, способна выдержать большие нагрузки, выглядит эстетично. Но в таком случае вам придется не только изучать СНиП, но и самостоятельно контролировать работу подрядчиков. Потому что если они в чем-то нарушат нормативы, вам придется платить штраф контролирующим органам. Поэтому разумнее сразу обращаться к профессионалам.

Людям на инвалидных колясках сложно перемещаться без посторонней помощи, поэтому к ним следует быть внимательней. Сейчас для удобства возле подъездов, торговых центров, медицинских учреждений, магазинов и т.д. устанавливают пандусы. Они помогают не только людям с ограниченными возможностями, но и мамам с колясками пройти без особых усилий. В 2021 году установлены новые правила на строительство пандусов для инвалидов. В статье описаны размеры, уклон для пандуса и ограждений по новым нормам.

пандус для инвалидов готовый

Уклон и размеры пандусов для инвалидов по СНиП

угол наклона пандуса как определить

Пандус для инвалидов должен в первую очередь быть комфортным для передвижения, поэтому при установке нужно учитывать следующие характеристики:

  • допустимые углы уклона;
  • размер пандуса и ограждения;
  • ширина площадки для прохождения инвалидной коляски;
  • удерживающие устройства, поручни.

пандус для инвалидов устройство

В СНИП 35-01-2001 описаны все требования и ГОСТ:

  • сооружение не должно быть высоким и может состоять из нескольких рядов с максимальной высотой одного не более 800 метров;
  • допустимый наклон семь-восемь процентов, на невысоких пандусах можно десять процентов;
  • приемлемой шириной пандуса будет значение не менее одного метра. Если пандус двухсторонний, то нужно увеличить ширину до двух метров;
  • должна быть предусмотрена площадка, чтоб инвалид на коляске мог развернуться и продолжить движение, минимальный размер площадки 1500 метров;
  • материал, из которого выполняется конструкция, должен быть огнестойким со значением R 60, для ограждений R 120;

пандус для инвалидов требования гост

  • если пандус высокий должны быть предусмотрены поручни, начало за 0,3 метра до самой конструкции, располагаются по обе стороны;
  • за 0,6 метров до наклона должна быть рифленая поверхность или контрастная поверхность, чтобы инвалид заметил спуск;
  • по всему периметру должны быть бортики, высота пять сантиметров, как предупреждение срыва при пользовании пандусом.

уклон пандуса для инвалидов новые нормы 2021

Существующие виды пандусов

Обычный пандус, соответствующий требованиям ГОСТа, это наклонная площадка, которая меняет высоту от начала до конца, облегчает передвижение инвалидов и детей в колясках. Если пандус установлен в подъезде, то он находится рядом с лестницей или заменяет ее, если пространство предусмотрено только для передвижения инвалидов. Это могут отдельные корпуса больниц, специализирующих заведений или домов. Также пандусы устанавливаются в многоэтажных гаражах, но требования на такие конструкции другие.

приставной пандус из металла

Какие существуют виды пандусов для людей, перемещающихся на коляске.

Стационарные

Бетонная конструкция, строится по проекту, это наклонные полосы с металлическими поручнями. Такие пандусы не перемещаются и являются частью здания.

стационарный пандус из бетона

Откидные

Если в помещении не предусмотрен пандус для инвалидов, устанавливают откидную конструкцию, которая опрокидывается на лестничный пролет и после передвижения инвалида возвращается обратно в горизонтальное положение.

пандус для инвалидов откидной
Мобильные

Телескопический для временной установки, раздвижная конструкция разбирается и устанавливается на лестнице, закрепляется и может использоваться для въезда или съезда коляски, чтобы движение не было быстрым, телескопические пандусы делают с противоскользящей поверхностью.

компактный мобильный пандус для колсочников
Бордюрные

Подвид мобильного пандуса для инвалидов, не подходят для преодоления большого расстояния, потому что имеют небольшую высоту. Удобно брать с собой, если нужно куда-то поехать вместе с инвалидом для преодоления порогов и невысоких бордюров.

пандус для бордюра

Пандусы роллы

Появились недавно и сразу заняли лидирующую позицию среди переносных пандусов. Материал изготовления авиационный алюминий, такая конструкция не сломается даже при большой нагрузке. После использования собирается в ролик и перемещается. Секции пандуса съемные и можно взять, то количество, которое необходимо для преодоления возвышенности.

пандус телескопический для инвалидов

Обогреваемые

Конструкция довольно дорогая и устанавливается в элитных учреждениях на улице. Зимой на пандусы падает снег и от перепада температур образуется наледь, которая мешает инвалидам беспрепятственно перемещаться, коляска может соскользнуть и покатиться вниз. А обогреваемые поддерживают определенную температуру устройства для таяния льда и снега.

Нормативные размеры и конструкции

Документы, определяющие требования к устройству пандуса: СНиП 35-01-2012, Свод Правил 59.13330.2012, ГОСТ Р 51261-99.

  1. Разность высота, при которой необходима установка пандуса — 0,4 см.
  2. Если площадь большая, от 3,5 метров, то инвалиду будет сложно подняться даже на пандусе, для этого предусмотрены автоматические подъемники. Такое же правило действует при перепаде высоты от 30 см.
  3. Ширина пандуса не менее 1,8 метра, если движение одностороннее 1,5 метра.
  4. Одна пологая дорожка должна иметь расстояние до потолка, не менее двух метров, длина подъемов до тысячи см.
  5. Конструкция должна быть прочной выполнена из металла или крепкого дерева, состоять из рельсов или сплошной площадки с противоскользящими элементами и поручнями.

Правила установки

Пандус для инвалидов может быть:

  • однопролетным — установка на небольших расстояниях;
  • многопролетным — устанавливаются при входе в здания с высоким крыльцом или в торговых центрах;
  • односторонним — одновременно может перемещаться только одна коляска, в одном направлении;
  • двухсторонним — для пользования двумя инвалидами в одном направлении или разных;
  • форма может быть прямолинейной или изогнутой, в зависимости от лестницы.

готовый пандус по госту

От пространства будет зависеть способ установки. Пандус может быть установлен не в любом помещении. Ширина площадки должна начинаться от 185 см. Должно быть место для открывания двери, при этом она не должна задевать пандус и человека, который собирается спуститься или подняться по пандусу. Внутренняя глубина 140 см, внешняя 150 см. Чтобы совершить разворот, должно быть место не менее 220 см. В противном случае установка пандуса невозможно, но можно пользовать переносными раздвижными телескопическими пандусами.

Как правильно рассчитать уклон и сделать по чертежам пандус своими руками в подъезде

Пандус необходимая конструкция для передвижения людей с ограниченными возможностями, поэтому, если площадь позволяет, никто не может вам запретить его установить. При этом, как говорилось выше, если пространство недостаточное можно использовать откидные и мобильные пандусы. Права инвалида не должны ущемляться ни жильцами домов, ни представителями различных организаций.

пандус для инвалидов требуемые размеры

Раздвижные конструкции не всегда соответствуют новым нормам, но если с инвалидом есть сопровождающий, то можно передвигаться на самодельной конструкции. Чтобы подняться на первый этаж к квартире или лифту, нужно преодолеть всего шесть ступеней и размер пандуса будет соответствовать, для более длинных расстояний нужны дополнительные пролеты.

Материал, который понадобится для самодельного телескопического пандуса:

правила установки пандуса

Перед работой нужно нарисовать или купить чертеж, а после выполнить действия по сборке. Профиль кладут на лестницу по всему периметру от начала до конца, зазоров не должно оставаться. Сначала нужно померить лестничный пролет и обрезать профиль по размеру.

То же самое проделывается с другим профилем, должны получиться полозья с перемычками и креплениями для стены. Если все сделано правильно, конструкция будет легко опрокидываться от стены и возвращаться обратно, а коляска не будет застревать на профильной поверхности.

Приветствую! На нашем сайте вы найдете для себя огромное количество полезных статей и советов о современном строительстве, ремонте и дизайне интерьера. Для вашего удобства все статьи сайта распределены по тематическим разделам. Также мы всегда готовы поддержать беседу в комментариях, пишите.

Читайте также: