Степ логоритмика как средство развития речи в старшей группе детского сада

Обновлено: 07.07.2024

5 Умеющие общаться с окружающими людьми!

6 Логопедическая ритмика – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

7 Основные задачи логоритмического воздействия: 1. развитие слухового внимания; 2. развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха; 3. развитие фонематического слуха; 4. развитие пространственной организации движений; 5. развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики; 6. формирование и развитие кинестетических ощущений; 7. воспитание выразительности и грации движений; 8. воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; 9. формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; 10. развитие физиологического и фонационного дыхания; 11. развитие певческого диапазона голоса; 12. развитие чувства ритма; 13. воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями; 14. воспитание умения перевоплощаться; 15. развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; 16. воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; 17. формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

8 Методологическая основа: положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координаций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн); положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; авторские методики по логоритмике О.А. Новиковской, Г.А. Волковой, М.Ю. Картушиной, Н.В. Микляевой, В.Т. Таран, А.Е. Вороновой и др.

9 III этап Этап формирования коммуникативных умений и навыков III этап Этап формирования коммуникативных умений и навыков II этап Этап формирования первичных произносительных умений и навыков II этап Этап формирования первичных произносительных умений и навыков I этап Подготовительный I этап Подготовительный Содержание работы Содержание педагогической технологии по коррекции речи дошкольников средствами логоритмики - Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных способностей; - Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания; - Воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основных движений; - Развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха; - Развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пении, певческого диапазона; - Развитие чувства ритма; - Развитие общей, тонкой моторики, мимики; - Развитие артикуляционного аппарата; - Формирование у детей подражательности движениям педагога; - Обучение детей навыкам релаксации; - Обогащение активного и пассивного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных способностей; - Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания; - Воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основных движений; - Развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха; - Развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пении, певческого диапазона; - Развитие чувства ритма; - Развитие общей, тонкой моторики, мимики; - Развитие артикуляционного аппарата; - Формирование у детей подражательности движениям педагога; - Обучение детей навыкам релаксации; - Обогащение активного и пассивного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Продолжение развития неречевых функций, указанных в подготовительном этапе; - Развитие мышления; - Совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; - Развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха; - Развитие фонематического восприятия; - Формирование связной речи, расширение понимания грамматических форм слов; - Закрепление навыков релаксации; - Обогащение пассивного и активного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Продолжение развития неречевых функций, указанных в подготовительном этапе; - Развитие мышления; - Совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; - Развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха; - Развитие фонематического восприятия; - Формирование связной речи, расширение понимания грамматических форм слов; - Закрепление навыков релаксации; - Обогащение пассивного и активного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Закрепление двигательных умений общей и мелкой моторики; - Дальнейшее развитие музыкального слуха; - Развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантомимики, просодики речи, фонематического восприятия; - Развитие речевой моторики; - Формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; - Накопление пассивного и активного словаря ребёнка; - Дальнейшая коррекция эмоционально- личностной сферы. - Закрепление двигательных умений общей и мелкой моторики; - Дальнейшее развитие музыкального слуха; - Развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантомимики, просодики речи, фонематического восприятия; - Развитие речевой моторики; - Формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; - Накопление пассивного и активного словаря ребёнка; - Дальнейшая коррекция эмоционально- личностной сферы.

10 Методы обучения Наглядные (используются при обучении движению) Наглядные (используются при обучении движению) Словесные (применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений) Словесные (применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений) Практические (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений) Практические (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений) Приёмы работы - Наглядно-зрительные приёмы, включающие: показ педагогом движения; подражание образам окружающей жизни; использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.). - Приёмы для обеспечения тактильно- мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок и т.д. - Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений: звучание инструментальной музыки и песен; использование бубнов, колокольчиков и др.; декламация коротких стихотворений. - Наглядно-зрительные приёмы, включающие: показ педагогом движения; подражание образам окружающей жизни; использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.). - Приёмы для обеспечения тактильно- мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок и т.д. - Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений: звучание инструментальной музыки и песен; использование бубнов, колокольчиков и др.; декламация коротких стихотворений. - Краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей. - Пояснение и показ движения. - Указания при воспроизведении показанного педагогом движения, при самостоятельном выполнении движений детьми. - Беседа при обучении или когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета игры. - Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются считалки, игровые зачины). - Образный сюжетный рассказ для развития выразительности движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ. - Словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. - Краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей. - Пояснение и показ движения. - Указания при воспроизведении показанного педагогом движения, при самостоятельном выполнении движений детьми. - Беседа при обучении или когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета игры. - Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются считалки, игровые зачины). - Образный сюжетный рассказ для развития выразительности движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ. - Словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. - Игровые приёмы. - Соревновательные приёмы. - Игровые приёмы. - Соревновательные приёмы.

11 Средства логопедической ритмики: - ходьба и маршировка в различных направлениях; - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения, активизирующие внимание; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - упражнения для развития музыкального слуха; - ритмические упражнения; - пение; - упражнения в игре на инструментах; - импровизация на детских музыкальных инструментах; - игровая деятельность; - развитие творческой инициативы; - заключительные упражнения на расслабление (релаксация).

18 Требования к проведению логоритмического занятия: - занятие проводится фронтально один раз в две недели; - продолжительность занятия минут (в зависимости от возраста детей); - одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности; - тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы; - сотрудничество специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя) и родителей в подготовке и проведении логоритмических занятий.

19 Уровни успешности Средняя группа уч. год Старшая группа 2010 – 2011 уч. год Подготовительная группа 2011 – 2012 уч. год Начало годаКонец годаНачало годаКонец годаНачало годаКонец года Высокий8,3 %67 %-38,5 %66,7 %81,8 % Средний83,3 %33 %92,3 %61,5 %33,3 %18,2 % Низкий8,3 %-7,7 %--- СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, в %

20 Логоритмика, друзья, умная наука! С нею, точно знаю я, не страшна нам скука. Логоритмика - забава и учёба, и игра! Очень любит заниматься этим делом детвора. Это знают все вокруг, логоритмика - наш друг! Она учит, исправляет, с нами весело играет! Движение, музыка и слово! Всё это связано толково. Если что не ясно Вам, приходите в гости к нам!

Цель: применить степ - логоритмику, как средство развития речи дошкольников.

Задачи: познакомить педагогов с приемами степ - логоритмики.

Степ-логоритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений на степ- платформе, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Одним из путей преодоления недостатков физического развития и речевых нарушений могут стать степ-платформы.

Средствамистеп-логоритмики являются

• упражнения на проговаривание звуков и стихов в движении для развития речевых нарушений. ;

• упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений;

• речедвигательные упражнения с использованием степов для развития всех видов моторики.

• упражнения на развитие дыханиядля восстановления дыхательной системы

Для получения коррекционного эффекта игры и упражнения должны проводиться в системе, с постепенным усложнением речевого материала.

Для речедвигательной гимнастики прекрасно подходят песни Е. Железновой. Они ритмичны, ритм удобен для выполнения детьми, текст песен прост и понятен детям, легко запоминается. Движения выполняются по тексту.

Для упражнений на степах подойдут любые скороговорки, считалки, короткие стихи и попевки. Движения каждый педагог может придумать свои. Данные упражнения будут прекрасным дополнением на занятиях логоритмикой.

Используя степы, дети с удовольствием выполняют речевые игры. Развитие речи происходит в движении и с положительными эмоциями. Всё вместе даёт большой развивающий и коррекционный эффект.

Задание для педагогов :

Чтобы собрать цветок нам нужно выполнить задание, которое написано на каждом лепестке.

Я называю упражнения и мы вместе его выполняем. Упражнения выполняем чётко. Будьте внимательны!

1 лепесток открываем,

артикуляцию гласных звуков

с движением рук и ног начинаем.

Ходьба на месте. Руки через стороны вверх.

А -а–2 хлопка вверху. О - о – опускаем руки вниз, 2 хлопка.

У – вытягиваем руки, наклон вперёд

Ы– руки согнуты в локтях, присядаем.

Левую ногу на правый край степа, правую ногу на левый край степа.

Эти звуки мы можем произносить: громко, тихо, быстро, медленно

2 лепесток открываем

Чистоговорки с движением рук проговариваем.

За-за-за Разводим руками в стороны

Уходи домой коза Грозим указательным пальчиком перед

разводим руки в стороны

Шу – шу – шу Выпрямляем руки вперед

Я рукой машу Машем ладошками

РО – ро – ро Наклон туловища вперёд делаем моторчик

Потерял петух перо Поднимаем руки вверх

Бьёт кулак, как молоток Сначала стучит один

Застучали две руки Оба кулачка стучат

Застучал мой каблучок Сначала топает одна ножка –

шаг на степ,

затем вторая - шаг на степ,

топаем ногами - возле степа

Две ноги и две руки Одновременно работают

изображаем молоточек и

делаем приставные шаги

на степ как во 2 куплете

Основные виды движений на степах изучаем.

Руки в стороны, в полет отправляем самолет.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед,

К облакам мы поднялись.

Упражнения на развитие чувства ритма и внимания.

Попеременно дотрагиваемся каждым пальчиком до большого пальца и считаем 1-2-3-4.

4 лепесток открываем

5 лепесток открываем

Комплекс степ-логоритмики под музыку начинаем.

Выполняется комплекс степ-логоритмики под музыку.

1. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5–7 лет. Методическое пособие – М. : ТЦСфера, 2006.

2. Долганова В. Г. Речедвигательная гимнастика, как элементы комплексной работы по преодолению речевых нарушений.

4. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика, Московский Государственный Гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, Москва, Редакционно-издательский центр, 2008.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

С теп – логоритмика – это процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, подобранных с учетом сюжета занятия. Уникальное сочетание физических упражнений, степа, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подьём, чувство радости и удовольствия. Для детей с речевыми расстройствами этот прием особенно важен, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен.

ВложениеРазмер
step_logoritmika.docx 59.13 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ РЕЧИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Что значит и что могут дать несколько часов правильной речи

среди целых суток неправильного разговора!

Буду все время постоянно следить за собой …

Превращу жизнь в сплошной урок!

Таким путем я разучусь говорить неправильно.

Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемами восприятия фонем. У детей наблюдается некоторое несовершенство двигательных функций, коррекция которых способствует более эффективному и быстрому преодолению основного речевого расстройства.

Задача – на логопедических занятиях подобрать такие формы и методы обучения детей – логопатов, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность дошкольников, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь.

Все вышеизложенное и побудило меня заняться проблемой устранения нарушения звукопроизношения посредством использования степ- логоритмики.

В своем опыте работы я постаралась систематизировать знания, полученные в ходе изучения литературы по данной проблеме, наметила пути коррекционной работы по автоматизации звуков посредством применения степ - логоритмики в коррекционной логопедической группе.

Степ-аэробика один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. В переводе с английского языка "степ" буквально означает "шаг". Несколько лет назад степ-аэробика была официально признана самостоятельным видом спорта. В ряду различных методик, представляющих систему работы по развитию речи, определенное место занимает логоритмические упражнения.

Степ – логоритмика – это процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, подобранных с учетом сюжета занятия. Уникальное сочетание физических упражнений, степа, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подьём, чувство радости и удовольствия. Для детей с речевыми расстройствами этот прием особенно важен, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен.

Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Процентное содержание перечисленных компонентов может быть разнообразным, с преобладанием одного из них или связи между ними в зависимости от тяжести речевого и общепсихического нарушения, от этапа коррекционного воздействия.

Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает. Ни моторное, ни речевое развитие спонтанно не достигнут своего онтогенетического уровня. Необходима комплексная система коррекционной работы, направленная одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сферы.

Исходя из выше сказанного, было принято решение на практике выяснить, действительно ли важным фактором, стимулирующим речевое развитие детей, является использование степ - логоритмики. Таким образом мой опыт работы поможет понять всю важность своевременной помощи детям в данном вопросе.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Работая в ДОУ, мы еще раз убедились, что нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет осложнение не только устной, но и письменной речи. У ребенка с дефектным произношением нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности. Помимо этого, нарушение звукопроизношения приводит к следующему:

• отстает психическое развитие ребенка;

• замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

• появляются нарушения эмоционально-волевой сферы;

• возникают трудности в усвоении чтения и письма.

Поэтому, для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная грамотная речь.

Перед педагогами ДОУ стоит задача не только подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.

Данный опыт по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников нацелен на коррекцию нарушенных звуков в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством их автоматизации с использованием степ – платформ. Актуальность разработки данного материала вызвана тем, чтобы показать, какие нетрадиционные приемы можно использовать в коррекционной деятельности с детьми.

Степ-аэробика доставляет детям большое удовольствие. Наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата происходит повышение уровня общей выносливости. Большие и маленькие мячи, ленточки, погремушки – элементы, усложняющие и украшающие степ-аэробику. Наблюдая за тем, как двигаются дети подготовительной группы, никто не усомнится в том, что с точки зрения развитости координации и пространственной ориентации их речь, безусловно, становится правильной.

Использование степ – аэро6ики и логоритмики, способствующей развитию общей моторики, как одного из условий речевого развития дошкольников.

Теоретическая 6аза опыта.

Степ-аэробика стала популярна на всем земном шаре и с каждым днем приобретает все больше и больше последователей. Это уже далеко не новый вид спорта, он известен более десяти лет. Степ в качестве гимнастики или аэробики был изобретен в США известным фитнесс- инструктором Джиной Миллер. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесенной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму.

Степ аэробика - один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. "Step" в переводе с английского языка буквально означает "шаг". Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Степ-аэробика стала популярна на всем земном шаре и с каждым днем приобретает все больше и больше последователей. Это уже далеко не новый вид спорта, он известен более десяти лет, хотя в России о нем, к сожалению, узнали совсем недавно. А в дошкольных учреждениях – редкий вид физической деятельности.

Степ-аэробика - это танцевальные занятия при помощи специальной платформы, имеющей приспособления, позволяющие устанавливать нужную высоту. В детском саду мы используем степ-доску высота – 10см, ширина – 30см, длина – 40см.

Все упражнения в степ - аэробике направлены на тренировку мышц сердца и выработку лучшей координации движений. Степ-аэробика оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно - сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализуя артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата.

Новизна данного опыта заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике, а также логоритмические упражнения, оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь. У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой, повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровыми бодрым).

Степ аэробика используется для профилактики заболеваний, которые вызваны гиподинамией, т.е. недостатком движений, она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы.

Эта система способствует устранению дефектов звукопроизношения, совершенствованию речевого дыхания, устранению недостатков голоса. Таким образом, владея современными образовательными технологиями и методиками, происходит осуществление целостного коррекционного процесса.

В своей работе с дошкольниками в логопедической группе, я использовала:

  • степ – логоритмику;
  • индивидуальные занятия с детьми по степ- аэробике;
  • рекомендации для родителей по степ – логоритмике.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Степ аэробика уникальна в своем роде: особых приспособлений не надо, достаточно шаговой скамейки. Степ аэробикой можно заниматься в различных вариантах: в форме полных занятий оздоровительно тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста продолжительностью 25-30 мин., как часть занятия от 10 до 15мин. в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект; в показательных выступлениях на праздниках - как степ развлечение.

Индивидуальные занятия с детьми по степ – аэробике организуются в свободное от занятий время в разное время дня: утром между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью.

С большим удовольствием использовались на прогулках подвижные игры со степ - платформами. Они внесли в игровую деятельность элемент новизны, показали детям необычную сторону использования обычных предметов, то есть степ - скамейки побуждали к исследованию качеств и характеристик и экспериментированию с придумыванием разнообразных движений.

Упражнения для степ - аэробики подбираются, преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.

Каждый комплекс упражнений классически состоит из трех частей:

Подготовительная часть , обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. В эту часть входят построение и перестроение.

Во второй части степ - шаги в сочетании с упражнениями плечевого пояса и упражнениями на другие группы мышц (10 минут), силовые упражнения с использованием степа (5 минут); используются общеразвивающие упражнения основные виды упражнений и подвижная игра.

Во время выполнения комплекса степ - аэробики, воспитатель постоянно напоминает детям об осанке и правильном дыхании, поддерживает их положительные эмоции. В процессе тренировки основная нагрузка приходится на нижнюю часть туловища, шаги помогают повысить тонус мышц. Степ-аэробика - это тренировка в низкоинтенсивном режиме. Идеальное положение для занятия степ - аэробикой - голова высоко поднята, плечи опущены, спина, живот и ягодицы напряжены.

Я составила методические рекомендации проведения занятий по степ -аэробике, где говорится о пользе степ-аэробики, структуре проведения занятий, указаны основные элементы степ-аэробики, список методической литературы для изучения данного направления работы с детьми.

И в заключении хочется сказать, что за короткое время (всего 1 год), степ-аэробика стала одним из любимых занятий для детей.

Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям, им казалось, должно быть, особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве, но психологическая привлекательность мини степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через 2-3 занятия они адаптировались к требуемым условиям. И степ становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.

В комплексе с другими закаливающими и укрепляющими мероприятиями использование степ - платформы дало хороший результат. По сравнению с данными заболеваемости детей на начало учебного года к концу заболеваемость дошкольников понижается.

Проанализировав свою работу по данной проблеме, наметила перспективу на будущее:

1. Для более успешной работы с детьми в степ – аэробике, необходимо создавать интерес к ритмике.

2. Продолжать изучать новую методическую литературу по данному вопросу, перенимать опыт других руководителей физического воспитания и внедрять в свою педагогическую практику.

3. Учить детей придумывать разные по форме музыкально - игровые комплексы, делая их более интересными.

4. Обогащать мимику детей, применяя визуальные команды, обозначающие направления движений, количество повторений.

Использование степ - аэробики позволило сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физической культурой, своим достижениям, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.

Адресная направленность опыта.

Данный опыт работы будет интересен и полезен воспитателям, родителям воспитанников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

683030 Камчатский край г. Петропавловск – Камчатский, ул. Зелёная роща,6,

ПАПКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

(старшая комбинированная группа)

1 квалификационной категории

Овчинникова Людмила Владимировна

Начата: сентябрь 2020 г.

Окончена: май 2021 г.

г. Петропавловск – Камчатский

2020 – 2021 уч. гг.

Актуальность:

Всё окружающее нас живёт по законам вечного ритма. Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Именно так утверждал Эмиль Жак-Далькроз, швейцарский педагог и музыкант, создатель системы ритмического воспитания. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Интенсивные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, эмоциональных реакций и активности.

Цель: создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики.

ü изучить методическую литературу по данной теме;

ü провести мониторинг ЗУН детей, анкетирование родителей;

ü создать условия для организации ООД по логоритмике с использованием здоровьесберегающих технологий;

ü разработать перспективное планирование проведения ООД по логоритмике, дидактические пособия;

ü внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей с нарушениями речи;

ü повышение педагогической компетентности.

ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Форма работы

Ожидаемый результат

Вводная часть

1.Подбор и изучение методической

2.Мониторинг деятельности.

3.Проектирование деятельности.

1.Проанализируемая методическая научная литература:

1.ВолковаГ.А.

2.ВороноваЕ.А.

3.КартушинаМ.Ю.

4.Фёдорова Г.П.

7.Э. Жак-Далькроз

2.Мониторинг деятельности: составлена программа по самообразованию.

3.Проектирование деятельности: разработан учебно-методический комплект для работы по данной теме; подготовлен теоретический материал.

Основная часть

1.Работа с детьми:

*проведение ООД с использованием логоритмических

*совместная деятельность воспитателя с детьми.

2.Работа с родителями:

*стендовая информация (консультации, памятки, папка-передвижка);

3.Работа с педагогами:

*стендовая информация (консультации);

1.Работа с детьми:

*проведение ООД с

ООД по развитию речи:

ООД по развитию речи:

ООД по развитию речи:

ООД по развитию речи:

ООД по развитию речи:

ООД по развитию речи:

ООД по ФЭМП:

ООД по ФЭМП:

ООД по ФЭМП:

ООД по ФЭМП:

ООД по ФЭМП:

ООД по ФЭМП:

ООД по ознакомлению с окружающим:

ООД по ознакомлению с окружающим:

ООД по ознакомлению с окружающим:

ООД по ознакомлению с окружающим:

ООД по ознакомлению с окружающим:

ООД по ознакомлению с окружающим:

ООД по ознакомлению с художественной литературой: Чтение закличек, потешек об осени

ООД по ознакомлению с художественной литературой:

1.Работа с детьми:

работы с детьми;

1.Работа с детьми:

деятельности воспитателя с

динамические паузы, корригирующая гимнастика, мимические упражнения, логоритмические игры на

развитие мелкой моторики, логоритмические досуги.

развитие - коммуникативные

Художественно-эстетическое развитие (музыка) - музыкальные

2.Работа с родителями:

1)Консультация «Логоритмика как средство профилактики рече-двигательных нарушений в

3.Работа с педагогами:

1)Консультация «Требования к

2)Консультация «Игровые приёмы

Буклеты для педагогов:

1)«Ловкие пальчики - развитая

Буклеты для педагогов:

Создание видео-презентаций «Использование логоритмики при проведении ООД в старшей

Заключительная часть

1.Контрольный

мониторинг деятельности.

2.Оформление

результатов работы по

теме самообразования:

*отчёт-презентация по теме самообразования;

*оформление практического материала.

3.Проектирование

Деятельности.

1.Контрольный

мониторинг деятельности: составлена программа по самообразованию.

2.Оформление

результатов работы по

теме самообразования:

*отчёт-презентация по теме самообразования;

*оформление практического материала:

1)Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста «Поём,

4) Картотека пальчиковой

5) Картотека физминуток и динамических пауз «ЗдОрово

Конспекты ООД:

2)ООД по ФЭМП:

3) ООД по ознакомлению с окружающим:

Видео-презентации:

3.Проектирование

деятельности:

1.Подбор и изучение методической литературы:

2.Мониторинг деятельности

(начало года):

Не сформированы 52%

Частично сформированы 33%

Сформированы 15%

1. Работа с детьми:

Конспекты ООД

Проведение ООД с использованием логоритмических упражнений

Развитие речи:

Ознакомление с окружающим:

Ознакомление с художественной литературой:

2.Работа с родителями:

Анкетирование родителей

Стендовая информация

Консультации:

Родительское собрание

3.Работа с педагогами:

Стендовая информация

Консультации:

Анимационные девочка и мальчик показывают друг другу языки

Становление речевой функции является одним из основных показателей гармоничного развития личности ребёнка. Образовательной программой детского сада предусмотрена последовательная и многосторонняя работа, направленная на помощь малышам в освоении речи, а также коррекцию возможных нарушений. В логопедической практике дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) особое место занимает логоритмика, представляющая собой отдельный методический курс, элементы которого активно вводятся на занятиях.

Значение занятий по логоритмике в детском саду

Главное препятствие на пути устранения проблем в становлении речевой функции заключается в том, что дети не могут раскрепоститься, а значит, полностью погрузиться в содержание логопедических упражнений. В этом случае на помощь педагогу приходит логоритмика (логопедическая ритмика). Это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции малышей. Логопедическая ритмика, занятия которой начинаются с малышами трёхлетнего возраста, полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам. Но особенно актуальны такие занятия для ребят, у которых наблюдаются такие проблемы становления речевой функции, как:

  • заикание;
  • нарушения звукопроизношения;
  • замедление или, наоборот, ускорение темпа речи;
  • дизартрия (поражение нервной системы, характеризующееся ограниченностью подвижности органов речи и вызывающее затруднения артикуляции);
  • нарушения моторики;
  • задержка речевого развития.

Дети двигаются под аккомпанемент фортепиано

Логоритмика объединяет слово, движение и музыку

Практика введения логоритмики в образовательный процесс ДОУ показывает, что уже за 9 месяцев регулярных занятий у детей, вне зависимости от вида речевых нарушений, прослеживается положительная динамика развития. Попутно малыши учатся общаться со сверстниками и взрослыми, то есть социализируются.

Это интересно. Занятия по логоритмике проводятся логопедом при участии музыкального руководителя. Отдельные элементы логоритмических упражнений также вводятся в ежедневный образовательный процесс в ДОУ и организуются воспитателем группы.

Цели и задачи

Развитие двигательной сферы малыша в сочетании с музыкой и словом позволяет реализовать комплекс образовательных целей:

  • развивает все виды моторики (общую, артикуляционную, мелкую);
  • формирует правильное дыхание, что, в свою очередь, позволяет, например, отработать произношение смычно-проходных (л, л’), свистящих (с, с’, з, з’, ц) и других видов звуков;
  • тренирует способность ориентироваться в пространстве;
  • помогает выработать точные скоординированные движения, связанные с речью;
  • способствует становлению фонематического слуха (способности улавливать и различать звуки речи), просодических компонентов (темпа и тона речи, пауз, мелодики);
  • вырабатывает навык релаксации;
  • воспитывает чувство радости от общения в коллективе.

Улыбающийся мальчик на фоне плаката с буквами и картинками

Занятия по логоритмике позволяют не только откорректировать некоторые речевые нарушения, но и решить ряд других общеобразовательных задач

Среди задач, решение которых способствует реализации поставленных целей, можно назвать несколько:

Формы занятий

Как отмечалось выше, логоритмика может быть цельным занятием, а может быть элементом других образовательных курсов. Так, логоритмические упражнения используются во время занятий по:

  • физкультуре;
  • музыке;
  • развитию речи.

Элементы логопедической ритмики эффективно применяются педагогами ДОУ и на прогулках.

Педагог в костюме клоуна играет с детьми в автобус

Большая часть упражнений по логоритмике носит игровой характер

Виды заданий по логоритмике

Поскольку логопедическая ритмика сочетает движения, слово и музыку, то в различных комбинациях эти компоненты могут быть представлены набором заданий.

Таблица: картотека разных видов упражнений по логоритмике

(Младшая, средняя, старшая группы).

  • Приводить в норму ритм и темп речи;
  • расширять пассивный и активный словарь;
  • автоматизировать произношение звуков.
  • Мы — снежинки, мы — пушинки, (Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо и влево)
    Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360 градусов)
    Мы — снежинки-балеринки, (Наклоны туловища вправо и влево)
    Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево)
    Мы деревья побелили, (Подъём на носочки с подниманием рук, возврат в исходную позу)
    Землю бархатом укрыли (Приседание с разведением рук)
    И от стужи сберегли (Возврат в исходную позу с разведением рук в стороны и вниз).

(Младшая и средняя группы).

  • Тренировать последовательность мелодии и речи;
  • отрабатывать дикцию, глубину и темп дыхания;
  • воспитывать вокальные навыки.
  • Тренировать движения пальцев рук, их координацию;
  • развивать артикуляционную моторику.
  • Зайчики и белочки вышли погулять, (Кисти в кулачок — поочерёдное разгибание и сгибание пальцев — по 2 раза)
    На полянке солнечной в салочки играть. (Круговые движения кистями, поочерёдное поглаживание кистей)
    Выходи скорей в кружок. (3 хлопка и кисти в форме шара)
    Здравствуй, здравствуй, мой дружок! (Пальцы правой руки поочерёдно встречаются с пальцами левой руки).

(Младшая, средняя группы).

  • Развивать координацию динамических и статических движений;
  • тренировать пластичность.
  • Я на солнышке лежу, (Ноги на ширине плеч, ленты в опущенных руках, поочерёдное поднимание и опускание рук),
    Я на солнышко гляжу. (Наклоны в стороны, руки над головой)
    Всё лежу и лежу (2 наклона вниз с вытянутыми руками)
    И на солнышко гляжу. (Подпрыгивание на месте с разворотом на 360 градусов, руки над головой).

(Старшая, подготовительная группы).

  • Развивать общую моторику;
  • тренировать координацию движений;
  • воспитывать чувство ритма.
  1. Малыши выстраиваются парами по кругу.
  2. Поднимают и опускают правую руку, глазами внимательно следя за её движениями.
  3. Повторяют 2 раза.
  4. Левую руку ставят на пояс и одноимённую ногу отставляют в сторону.
  5. Повторяют 2 раза.
  6. Делают 4 шага, заведя одну руку за спину.
  7. С правой ноги начинают кружиться в парах.

Это интересно. Завершать комплекс логоритмических упражнений следует ходьбой в спокойном темпе, дыхательными упражнениями или простыми общеразвивающими упражнениями.

Педагог и дети выполняют упражнение с поднятыми вверх ладошками

Видовое разнообразие упражнений по логоритмике позволяет комплексно подойти к решению проблем, связанных с речью

Приёмы проведения занятий по логоритмике в ДОУ

Являясь частью образовательного процесса ДОУ, логоритмика на занятиях проводится с помощью комбинации из трёх групп методических приёмов.

Виды словесных приёмов

В работе с дошкольниками без звучащей речи не обойтись. Тем более если речь идёт о занятиях логопедической ритмикой, где у слова особенная, терапевтическая, роль. Поэтому коррекция речевых функций предполагает использование четырёх видов словесных приёмов.

Объяснение

Все задания, в том числе и игрового характера, требуют детального и подробного объяснения. При этом важно помнить, что, подражая речевому образцу педагога, малыши постепенно вырабатывают для себя языковую модель. В связи с этим, чтобы усвоить нормы и правила грамматического строя, в младших группах рекомендуется объяснение формулировать одним и тем же набором речевых средств. А старшие дошкольники, наоборот, должны получать представления о многообразии языковых возможностей, поэтому педагогу необходимо следить за богатством своей речи, насыщая её синонимами, сложными синтаксическими конструкциями, языковыми клише.

Трое детей вытянули губы трубочкой

Даже для самых маленьких ребят важно не только увидеть образец выполнения упражнения, но и услышать словесное описание порядка его выполнения

Загадки

Это один из самых актуальных мотивационных приёмов в работе с детьми. Загадки позволяют, с одной стороны, привлечь внимание ребят, а с другой — настроить их на выполнение упражнений, актуализировать знания по теме.

  • Если в доме вдруг случится —
    Из окошек дым клубится,
    И огонь, и пышет жар —
    Это значит там … (Пожар).
  • Победит огонь коварный
    Тот, кого зовут … (Пожарный).
  • Выпал на пол уголёк,
    Деревянный пол зажёг.
    Не смотри, не жди, не стой.
    А скорей залей … (Водой).

Это интересно. Для младшего дошкольного возраста загадки лучше подбирать с договорками. Малышам будет проще понять, о чём идёт речь, опираясь не только на содержание, но и на рифму.

Дети сжимают щёки ладошками

Загадки помогают привлечь внимание детей, включают их в работу

Стихотворения

Большинство логоритмических упражнений построено на рифмовках, поэтому использовать стихотворения, которые по праву считаются одним из самых эффективных мотивационных приёмов, следует с оглядкой. Если задание имеет рифмованную основу, то перенасыщать работу одной и той же формой не стоит. А вот переход к упражнениям на регуляцию тонуса мышц, заданиям с танцевальными элементами и т. д. можно сделать стихотворным.

Я на пальчики встаю
Ловко и умело.
И над сценою парю,
Словно лебедь белый.
Озорнее ветерка,
Как пушиночка, легка
В пышной пачке синьорина —
Танцовщица балерина.

После чтения стихотворения мы с детьми беседуем о его содержании. Разговор выстраивается на основе вопросов к тексту:

  • Как называется танцовщица балета?
  • В чём особенность движений балерины?
  • Вы бывали на балетных спектаклях? Чем они запомнились?

Словесное сопровождение упражнений по логоритмике обычно имеет стихотворную форму

Короткие сюжеты

Это словесный приём также относится к мотивационным, позволяющим сосредоточить внимание дошкольников на выполнении логоритмических упражнений.

  • С кем дружил Зайчонок?
  • Кого разбудили малыши?
  • Что успокоило Волка?

Это интересно. Сюжеты не должны быть слишком замысловатыми, иначе они, во-первых, перестанут быть короткими, а во-вторых, отвлекут малышей от самого задания.

Девочка повторяет движения пальчиками за педагогом

Короткие истории могут сопровождаться выполнением пальчиковой разминки

Группа наглядных приёмов

Без воздействия на являющийся ведущим в дошкольном возрасте зрительный канал восприятия реализовать цели и задачи логоритмики не удастся. Поэтому при подготовке занятий, упражнений педагогу важно подобрать:

  • картинки к заданиям (если речь идёт о заданиях на развитие голоса, артикуляцию, дикцию, то без иллюстрирующих игровые действия изображений добиться правильного положения органов речи у детей очень сложно — малыши должны видеть, как нужно расположить язык, насколько растянуть губы или приоткрыть рот);
  • демонстрационный материал (видеоролики, презентации, в которых показаны все этапы выполнения того или иного упражнения);
  • игрушек-персонажей, от лица которых идёт объяснение порядка выполнения логоритмических упражнений.

Практические приёмы

Обычно приёмы этой группы используются для подведения итогов работы над логоритмическими упражнениями, для проверки качества усвоения детьми материала занятия. К этим способам взаимодействия с дошкольниками относятся:

  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки;
  • проекты (этот вид работы приобретает всё большую популярность в контексте поддержания связи детского сада с семьями воспитанников, так как бо́льшая часть работ такого свойства выполняется ребёнком при помощи мамы или папы).

Игровые приёмы

Это интересно. Чтобы не было переизбытка, игровые приёмы не следует сочетать с упражнениями игрового характера.

Мальчики выкладывают палочками лучи солнца

Настольные дидактические игры могут проводиться для актуализации опорных знаний или для их закрепления

Как индивидуализировать задания

Для прочного и точного запоминания материала по логоритмике дети должны:

По опыту своей работы могу сказать, что самый беспроигрышный вариант настроить на работу гиперактивных ребят, способных поменять 2–3 вида деятельности в считаные минуты, — это отдать проведение мотивационного этапа занятия им на откуп. Возможность почувствовать себя в роли воспитателя дисциплинирует непосед.

Это интересно. Индивидуализация является приоритетным направлением выбора упражнений для коррекции конкретных речевых расстройств. Но поскольку эти отклонения имеют медицинский характер, ответы на вопросы выбора индивидуальной логоритмической траектории остаются за специалистом (логопедом, дефектологом).

Некоторые виды нарушений речи после проведённой профессионалом диагностики могут потребовать индивидуальной работы с логопедом или дефектологом

Подготовка и проведение занятия по логоритмике в детском саду

Занятия по логоритмике в детском саду, как правило, объединены общими сюжетами, что способствует большей организованности дошкольников и мотивирует их к выполнению заданий. Разрабатывая план занятия, педагог равномерно распределяет эмоциональную и физическую нагрузку своих подопечных, подбирает различные формы работы, учитывает индивидуальные особенности ребят.

Временной план занятия

Временные рамки занятия по логоритмике зависят от возраста подопечных, для каждого из которых установлены конкретные границы:

  • в первой младшей группе — 15 минут;
  • во второй — 20 минут;
  • в средней — 25 минут;
  • в старшей и подготовительной — 30 минут.

Дети по очереди показывают язык в зеркало, которое держит педагог

Продолжительность занятий по логоритмике зависит от возраста воспитанников

Таблица: поэтапный хронометраж занятия

Этап Содержание Время
Вводный Разминка-марш до 2 минут
Игры на развитие мелкой моторики до 5 минут
Основной Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания до 5 минут
Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение, задания на отработку темпа речи и др. 5–15 минут
Заключительный Расслабляющие или общеукрепляющие упражнения до 3 минут
Ходьба 1 минута

Составление конспекта занятия по логоритмике

При создании конспекта занятия по логоритмике педагог подбирает комплекс заданий, реализующий актуальную коррекционную или общеразвивающую задачу, а также заранее подбирает необходимое музыкальное сопровождение.

Дети и педагог выстукивают ритм деревянными ложками

В процессе проведения занятия педагог ориентируется на решение актуальных образовательных задач

  • В огород сейчас пойдём,
    Овощей там соберём. (Дети шагают на месте)
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Что мы будем собирать? (Хлопают в ладоши)
    Картошку, морковку, репу и свёклу, помидоры, огурец
    И капусту, наконец! (Загибают пальцы сначала на правой руке, а затем на левой).
    В огороде мы старались —
    Низко к грядке нагибались. (Наклоняются)
    Весь собрали урожай. (Выпрямляются и разводят перед собой руки)
    Вот он, видишь? Получай! (Протягивают вперёд ладони).

(На экране через проектор появляется красивая картинка овощей)…>

  • У нас под крышей (Руки над головой)
    Белый гвоздь висит.
    Солнце взойдёт, (Роняют расслабленные руки)
    Гвоздь упадёт. (Приседают).

Педагог: Вы очень хорошо изобразили сосульки. Но что это я слышу? Мне кажется, дует сильный ветер? (Звучит фонограмма шума ветра).

Читайте также: