Принципиальное отличие современного подхода к образовательной деятельности в школе
Обновлено: 02.07.2024
Принципиальное отличие современного подхода
Принципиальное отличие современного подхода
ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современный человек может:
• Анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способны к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Требования к современному уроку
• Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. • Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• Вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум
творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • в центре внимания урока - дети; • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; • умение демонстрировать методическое искусство учителя; • планирование обратной связи; • урок должен быть добрым
«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом
Различия
Инновационное, системно-деятельностный подход. 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
Традиционное обучение 1) базируется на принципе доступности; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.
Признаки современного урока:
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению. 3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. 5. Организация урока динамична и вариативна. 6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Деятельностный подход
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели; 2. «Не вводить знания в готовом виде; 3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений); 4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу; 5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
На первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и
1.Этап самоопределения к деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 3. Постановка учебной задачи 4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 5. Первичное закрепление во внешней речи 6.Самостоятельная работа с самопроверкой 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового. 2. Урок закрепления знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).
В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способным к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Главной задачей школы современности является развитие личности ученика, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, научить применять полученные знания в жизни. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он актуален или, проще говоря, современен. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время-сбережение и здоровье-сбережение; в центре внимания урока — дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, главным деятелем
Представлены четыре вида УУД:
- личностные
- познавательные
- регулятивные
- коммуникативные.
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.
Есть три составляющих для оценивания результативности: метапредметным, предметным, личностным результатам.
Согласно содержанию общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные — через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты — через формирование универсальных учебных действий.
Для повышения познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся необходимо использование современных педагогических технологий:
В презентации дается объяснение, что такое инновации в современной школе, рассказывается о нетрадиционных формах урока на примере проектной деятельности в начальной школе. Все проекты выполняются детьми по желанию с большим интересом.
Содержимое разработки
Принципиальное отличие современного подхода в образовании
Важнейшая задача учителя при реализации ФГОС ООО
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Вопросы образования становятся приоритетными во всём мире, так как они определяют будущее не только каждой страны, но и всего человечества в целом. Развитие образования без освоения новых идей невозможно.Образование это и есть инновация. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“.
- Что такое инновации в современной школе? Это новые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интернет-технологии, технологии деятельностные, игровые, компетентностные, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата. Это урок и внеурочная деятельность в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом. Инновации - это и новый учитель, с новыми взглядами и задачами, способный использовать современные ехнологии, методы, подходы и учиться вместе со своими учениками.
Каковы же особенности современного урока?
Нетрадиционные формы урока:
Нетрадиционные формы урока:
Главная цель учителя на уроке
поиску, обработке, информации;
обобщению способов деятельности;
постановке учебной задачи…
Основополагающие принципы современного урока
Этапы урока в деятельностном подходе .
Структура урока изучения нового материала
1) Организационный этап.
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости).
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
4) Актуализация знаний.
5) Введение новых знаний.
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
7) Оперирование знаниями в новых ситуациях.
8) этап включения в систему знаний и повторения;
8) Обобщение и систематизация знаний.
9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика:
они становятся партнёрами в образовательном процессе.
Что делает учитель?
спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает…
Что делают ученики?
записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы…
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы .
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
Выставка поделок из овощей и фруктов
-75%
Цели образования обычно определялись с помощью того набора умений, знаний, навыков, которые получал выпускник учебного заведения. В современных условиях подобный подход к обучению оказался несостоятельным и недостаточным.
Современные подходы к организации педагогического процесса
Результаты многих проведенных исследований показывают, что учащиеся сегодня зачастую не способны:
- распознать настоящие проблемы в рамках повседневной жизни;
- давать формулировку обнаруженной проблемы;
- трансформировать проблемы в задачи, требующие решения;
- соотносить проблему с приобретенными в процессе обучения знаниями;
- давать оценку и анализировать результаты принятого решения.
Компетентностный подход педагогического процесса
Компетенция является тем, чем необходимо овладеть с целью выполнения определенной деятельности.
Компетентность представляет собой умение использовать полученные знания на практике с целью решения теоретических или же практических проблем.
Проблематика отбора главных компетенций представляет собой важнейшую задачу для повышения уровня общего образования. Основные требования к ключевым компетенциям можно записать в виде следующего списка:
- многофункциональность,
- междисциплинарность,
- существенное интеллектуальное развитие,
- многомерность.
В наше время в области образования происходит развитие следующих основных компетенции:
- компетенции в сфере познавательной деятельности, которые базируются на усвоении методов самостоятельного получения знаний;
- компетенции в сфере общественной деятельности;
- компетенции в сфере трудовой деятельности;
- компетенции в сфере бытовой деятельности;
- компетенции в сфере культурной деятельности.
Компетентностно-деятельностный подход
В ходе преподавания разнообразных общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях стоит реализовать компетентностно-деятельностный подход в воспитании. Это способствует существенному улучшению практической направленности исследуемых предметов, помогает развивать мыслительную деятельность, а также стимулирует выработку практических навыков. В условиях применения подобного подхода обязательным является увеличение числа самостоятельных работ поискового, творческого, исследовательского, а также экспериментального характеров.
Поисковый подход
В качестве главной модели поискового подхода выступает модель обучения в виде творческого поиска. Процесс начинается с видения и определения проблемы, а заканчивается выдвижением предположений и гипотез, их проверкой и познавательной рефлексией над продуктами познания. Структура урока при подобном подходе должна быть следующей:
- включать такие этапы учебной деятельности, как постановка учебной задачи, непосредственно сами учебные действия, самооценку и самоконтроль;
- обеспечивать прохождение таких этапов усвоения знаний, как мотивация, материализованное действие, формирование ориентировочной основы действия, внешняя и внутренняя речь, а также автоматизированное умственное действие.
Аксиологический подход
Воспитание представляет собой социальную деятельность, которая способствует передаче основных ценностей старшим поколением младшему, от одного человека к другому. Ценности нематериальны, они появляются у человека лишь в том случае, если они принимаются через совместную деятельность. Принятие ценности является ведущим фактором человечности, который обеспечивает устойчивость личностному существованию. По той причине, что ценности – это смыслы, их принятие вносит некоторый смысл в жизнь человека и открывает жизнь перед ним в ее духовном качестве.
Ценности – это основной смысл воспитания и социализации.
Аксиологический подход характеризует систему социализации и воспитания растущего поколения. Он базируется на национальном воспитательном идеале в качестве высшей педагогической ценности. Аксиологический подход в воспитании позволяет человеку стать носителем основных национальных ценностей. Он способствует выстраиванию на нравственных основах уклад жизни человека и борьбе с моральным релятивизмом окружающей социальной среды.
Системно-деятельностный подход
Такой подход представляет собой важнейший современный подход для образовательного процесса базовой программы общего и начального образования. Содержание приведенного подхода раскрывается в ФГОС. А.Н.Леонтьев является одним из основателей системно-деятельностного подхода к организации обучения. В условиях такого подхода ребенок принимает ценности непосредственно через его личную деятельность. При применении системно-деятельностного подхода является недопустимой локализация воспитания в границах конкретных дисциплин или же образовательной области. Системно-деятельностный подход принимает за факт то, что деятельность различных субъектов социализации и воспитания, в условиях ключевой роли общеобразовательной школы, должна быть в обязательном порядке согласована. Системно-деятельностный подход представляет собой так называемую методологическую базу организации всей системы школьной жизни. Он позволяет получить понимание о том, что представляют из себя воспитание и социализация в структурно-методологическом плане.
Развивающий подход
Этот подход позволяет понять многоукладную системно-деятельностную технологию духовно-нравственного развития воспитуемого. Данная программа основывается на следующих ее аспектах:
- целостностный комплекс морально-нравственных ценностей, установок;
- многоукладность программы, включающей в свой состав разнообразные типы образовательной и социально-педагогической деятельности;
- содержание в программах технологий воспитания и социализации по характеру и количеству своих основных ценностей.
Развивающая функция воспитания действует в том случае, если ценности создаются в виде поставленного педагогом вопроса, в обязательном порядке воспринимаемого воспитанником и направленного на содержание обучения, семейной и социальной жизни, в том числе и к самому себе.
Читайте также:
- Применение табличного процессора excel в профессиональной деятельности учителя начальной школы
- Прощай оружие анализ кратко
- Какие последствия имело принятие русью христианства назовите не менее трех последствий кратко
- Что такое эталон в метрологии кратко
- Анализ плана воспитателя доу по работе с родителями младшая группа