Принципиальное отличие современного подхода к образовательной деятельности в школе

Обновлено: 02.07.2024

Принципиальное отличие современного подхода

Принципиальное отличие современного подхода

ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современный человек может:

• Анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способны к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Требования к современному уроку

• Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. • Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• Вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум

творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • в центре внимания урока - дети; • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; • умение демонстрировать методическое искусство учителя; • планирование обратной связи; • урок должен быть добрым

«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом

Различия

Инновационное, системно-деятельностный подход. 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Традиционное обучение 1) базируется на принципе доступности; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

Признаки современного урока:

1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению. 3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. 5. Организация урока динамична и вариативна. 6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Деятельностный подход

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели; 2. «Не вводить знания в готовом виде; 3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений); 4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу; 5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

На первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и

1.Этап самоопределения к деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 3. Постановка учебной задачи 4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 5. Первичное закрепление во внешней речи 6.Самостоятельная работа с самопроверкой 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового. 2. Урок закрепления знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способным к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Главной задачей школы современности является развитие личности ученика, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, научить применять полученные знания в жизни. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он актуален или, проще говоря, современен. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время-сбережение и здоровье-сбережение; в центре внимания урока — дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, главным деятелем

Представлены четыре вида УУД:

  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные.

В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.

Есть три составляющих для оценивания результативности: метапредметным, предметным, личностным результатам.

Согласно содержанию общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные — через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты — через формирование универсальных учебных действий.

Для повышения познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся необходимо использование современных педагогических технологий:


В презентации дается объяснение, что такое инновации в современной школе, рассказывается о нетрадиционных формах урока на примере проектной деятельности в начальной школе. Все проекты выполняются детьми по желанию с большим интересом.

Содержимое разработки

Принципиальное отличие современного подхода в образовании

Важнейшая задача учителя при реализации ФГОС ООО

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Вопросы образования становятся приоритетными во всём мире, так как они определяют будущее не только каждой страны, но и всего человечества в целом. Развитие образования без освоения новых идей невозможно.Образование это и есть инновация. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“.

  • Что такое инновации в современной школе? Это новые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интернет-технологии, технологии деятельностные, игровые, компетентностные, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата. Это урок и внеурочная деятельность в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом. Инновации - это и новый учитель, с новыми взглядами и задачами, способный использовать современные ехнологии, методы, подходы и учиться вместе со своими учениками.

Каковы же особенности современного урока?

Нетрадиционные формы урока:

Нетрадиционные формы урока:

Главная цель учителя на уроке

 поиску, обработке, информации;

 обобщению способов деятельности;

 постановке учебной задачи…

Основополагающие принципы современного урока

Этапы урока в деятельностном подходе .

Структура урока изучения нового материала

1) Организационный этап.

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости).

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

4) Актуализация знаний.

5) Введение новых знаний.

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

7) Оперирование знаниями в новых ситуациях.

8) этап включения в систему знаний и повторения;

8) Обобщение и систематизация знаний.

9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика: они становятся партнёрами в образовательном процессе. Что делает учитель? спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает… Что делают ученики? записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы…

С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика:

они становятся партнёрами в образовательном процессе.

Что делает учитель?

спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает…

Что делают ученики?

записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы…

 Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы .

Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.

Выставка поделок из овощей и фруктов

Выставка поделок из овощей и фруктов









Дни науки



Очистка водоёмов



-75%

Цели образования обычно определялись с помощью того набора умений, знаний, навыков, которые получал выпускник учебного заведения. В современных условиях подобный подход к обучению оказался несостоятельным и недостаточным.

Современные подходы к организации педагогического процесса

Результаты многих проведенных исследований показывают, что учащиеся сегодня зачастую не способны:

  • распознать настоящие проблемы в рамках повседневной жизни;
  • давать формулировку обнаруженной проблемы;
  • трансформировать проблемы в задачи, требующие решения;
  • соотносить проблему с приобретенными в процессе обучения знаниями;
  • давать оценку и анализировать результаты принятого решения.

Компетентностный подход педагогического процесса

Компетенция является тем, чем необходимо овладеть с целью выполнения определенной деятельности.

Компетентность представляет собой умение использовать полученные знания на практике с целью решения теоретических или же практических проблем.

Проблематика отбора главных компетенций представляет собой важнейшую задачу для повышения уровня общего образования. Основные требования к ключевым компетенциям можно записать в виде следующего списка:

  • многофункциональность,
  • междисциплинарность,
  • существенное интеллектуальное развитие,
  • многомерность.

В наше время в области образования происходит развитие следующих основных компетенции:

  • компетенции в сфере познавательной деятельности, которые базируются на усвоении методов самостоятельного получения знаний;
  • компетенции в сфере общественной деятельности;
  • компетенции в сфере трудовой деятельности;
  • компетенции в сфере бытовой деятельности;
  • компетенции в сфере культурной деятельности.

Компетентностно-деятельностный подход

В ходе преподавания разнообразных общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях стоит реализовать компетентностно-деятельностный подход в воспитании. Это способствует существенному улучшению практической направленности исследуемых предметов, помогает развивать мыслительную деятельность, а также стимулирует выработку практических навыков. В условиях применения подобного подхода обязательным является увеличение числа самостоятельных работ поискового, творческого, исследовательского, а также экспериментального характеров.

Поисковый подход

В качестве главной модели поискового подхода выступает модель обучения в виде творческого поиска. Процесс начинается с видения и определения проблемы, а заканчивается выдвижением предположений и гипотез, их проверкой и познавательной рефлексией над продуктами познания. Структура урока при подобном подходе должна быть следующей:

  • включать такие этапы учебной деятельности, как постановка учебной задачи, непосредственно сами учебные действия, самооценку и самоконтроль;
  • обеспечивать прохождение таких этапов усвоения знаний, как мотивация, материализованное действие, формирование ориентировочной основы действия, внешняя и внутренняя речь, а также автоматизированное умственное действие.

Аксиологический подход

Воспитание представляет собой социальную деятельность, которая способствует передаче основных ценностей старшим поколением младшему, от одного человека к другому. Ценности нематериальны, они появляются у человека лишь в том случае, если они принимаются через совместную деятельность. Принятие ценности является ведущим фактором человечности, который обеспечивает устойчивость личностному существованию. По той причине, что ценности – это смыслы, их принятие вносит некоторый смысл в жизнь человека и открывает жизнь перед ним в ее духовном качестве.

Ценности – это основной смысл воспитания и социализации.

Аксиологический подход характеризует систему социализации и воспитания растущего поколения. Он базируется на национальном воспитательном идеале в качестве высшей педагогической ценности. Аксиологический подход в воспитании позволяет человеку стать носителем основных национальных ценностей. Он способствует выстраиванию на нравственных основах уклад жизни человека и борьбе с моральным релятивизмом окружающей социальной среды.

Системно-деятельностный подход

Такой подход представляет собой важнейший современный подход для образовательного процесса базовой программы общего и начального образования. Содержание приведенного подхода раскрывается в ФГОС. А.Н.Леонтьев является одним из основателей системно-деятельностного подхода к организации обучения. В условиях такого подхода ребенок принимает ценности непосредственно через его личную деятельность. При применении системно-деятельностного подхода является недопустимой локализация воспитания в границах конкретных дисциплин или же образовательной области. Системно-деятельностный подход принимает за факт то, что деятельность различных субъектов социализации и воспитания, в условиях ключевой роли общеобразовательной школы, должна быть в обязательном порядке согласована. Системно-деятельностный подход представляет собой так называемую методологическую базу организации всей системы школьной жизни. Он позволяет получить понимание о том, что представляют из себя воспитание и социализация в структурно-методологическом плане.

Развивающий подход

Этот подход позволяет понять многоукладную системно-деятельностную технологию духовно-нравственного развития воспитуемого. Данная программа основывается на следующих ее аспектах:

  • целостностный комплекс морально-нравственных ценностей, установок;
  • многоукладность программы, включающей в свой состав разнообразные типы образовательной и социально-педагогической деятельности;
  • содержание в программах технологий воспитания и социализации по характеру и количеству своих основных ценностей.

Развивающая функция воспитания действует в том случае, если ценности создаются в виде поставленного педагогом вопроса, в обязательном порядке воспринимаемого воспитанником и направленного на содержание обучения, семейной и социальной жизни, в том числе и к самому себе.

Читайте также: