Применение табличного процессора excel в профессиональной деятельности учителя начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время ИКТ востребованы не только школьниками, но и учителями, педагогами-психологами, руководством образовательных учреждений любого типа. В ХХI веке компьютер стал незаменимым и уникальным инструментом, который в руках учителя-мастера, администратора-профессионала, ученика-интеллектуала служит средством творческой работы, успешной учебы и интересного общения. [2]

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогами, а особенно перед администрацией образовательного учреждения встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.[3]

Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и программных технологий, в совокупности с их постепенным удешевлением, способствуют массовому применению их не только в образовательном процессе, но и в управлении им.

Режим школьного администрирования можно представить как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса с целью перевода последнего на более высокий уровень. Он состоит из следующих этапов: сбора информации, её анализа и принятия решений. Школьные управленцы должны иметь необходимый минимум информации о состоянии и развитии процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управляющее воздействие. В связи с этим работу администрации школы можно и нужно организовать с помощью персонального компьютера.[4]

Управление школой включает в себя большой круг вопросов: педагогических, хозяйственных, социально-педагогических, экономических, правовых, финансовых. Важным фактором совершенствования управления являются информационные технологии, которые предоставляют массу новых возможностей. Они позволяют накапливать и обновлять большие объемы информации, являются инструментом оптимизации времени и средств, расходуемых на решение отдельных задач управления, способствуют повышению качества принимаемых управленческих решений за счет предоставления оперативной и достоверной информации о состоянии управляемого объекта. [1]

Сегодня компьютер стал универсальным инструментом школьного администратора в его работе по мониторингу и анализу данных учебно-воспитательного процесса.

Оснащение общеобразовательных учреждений компьютерной техникой, современные требования к ведению и оформлению документации, необходимость быстрого анализа собранных данных образовательного процесса для эффективного управления им приводят к тому, что овладение информационными компьютерными технологиями становится насущной проблемой школьного администратора.[2]

Для более эффективного управления школой в ней должна быть создана единая информатизационная среда, отвечающая следующим требованиям:

Многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях решаются более качественно, эффективно и экономично за счет использования программного обеспечения пакета Microsoft Office.

Программа Microsoft Office Excel позволяет вводить базовые данные об учебном заведении, создавать банки данных по кадровому составу и контингенту учащихся, обрабатывать информацию для получения выходных документов, вести электронные варианты книг приказов. Несомненно, на первых порах, требуется много времени для создания банков данных, но при работе в многопользовательском режиме временные затраты существенно уменьшаются. При наличии соответствующих модулей система может быть использована в работе директора, секретаря, завучей, учителей-предметников и классных руководителей, школьного бухгалтера, библиотекаря, медперсонала.[4]

В электронной таблице информация отражает общую картину по всей школе. Очевидно, что при каждом изменении внутри класса, достаточно только добавить или удалить строку в файле, содержащем список учеников, автоматически произойдут соответствующие изменения во всех сводных таблицах. На итоговой таблице мы получим точную информацию на сегодняшний день.

Очевидно, что, используя эти и другие операции стандартной программы (Excel), можно хранить и обрабатывать информацию по контингенту сотрудников (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 7, Приложение 8); по учебной и внеурочной деятельности учащихся (Приложение 6, Приложение 5), по данным социального паспорта школы (Приложение 4) и пр.

Данная программа позволит освободить заместителя директора от монотонной работы по механическому подсчитыванию, а так же предупредит возможность возникновения арифметических ошибок. Кроме того, большие объемы статистической информации станут для управленца действительно материалом для анализа и основой для принятия правильного управленческого решения. [5]

Технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора MS Excel, сегодня столь же популярна, как и технология создания текстовых документов. Электронная таблица позволяет производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, структурировать данные, делать выборку из больших таблиц, создавать консолидированные таблицы и др. Использование возможностей современных информационных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ (Приложение 9, Приложение 10, Приложение 11, Приложение 12). Отслеживать их динамику, представлять результаты в наглядном виде, используя возможности мастера диаграмм (Приложение 13). Это, в свою очередь, создает условия для своевременной корректировки содержания и методики обучения, целенаправленного достижения образовательного стандарта.[8]

Внедрение программы Excel в работу администрации школы повышает эффективность управления образовательным учреждением за счет автоматизированного сбора статистической информации и отчетных материалов, оперативного структурированного представления информации, использования электронного документооборота.

Есть объективная необходимость создания в школе следующего материала с использование программы Microsoft Excel:

  • банк данных по педагогическим кадрам
  • банк данных по отслеживанию результатов обучения
  • банк данных по всеобучу
  • банк данных о выпускниках школы
  • банк данных об учениках-участниках олимпиад
  • банк данных об учителях,
  • социальный паспорт школы

Использование перечисленных банков данных позволяет минимизировать сроки создания отчетности, проведения мониторинга обученности школьников, отслеживания повышения профессионального мастерства учителей. [1]

Электронные таблицы Microsoft Excel имеют широкие возможности для воплощения идей автоматизации управления образовательным учреждением.

Аналогичным образом, с помощью богатого инструментария приложений Microsoft Office, решаются и другие вопросы – написание программ по модификации расписания, учету пропущенных и замещенных уроков, обработке данных по оплате труда, а также создание тестовых комплексов для внутришкольного контроля.

Информационные технологии дают огромные преимущества и учащимся, и учителям. Все, что создается с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, можно охарактеризовать тремя словами: эстетично, быстро, качественно. И самое главное – это возможность оперативного доступа к информации, возможность редактирования, получения твердой копии и передачи ее по локальной сети или Интернет-каналам.

Наибольших успехов сотрудникам школы удаётся добиваться благодаря применению электронных таблиц Microsoft Excel, на базе которых создано немало интересных решений, автоматизирующих отдельные участки учебно-воспитательной работы и административно-хозяйственной деятельности.[9]

Таким образом, эффективное использование информационного пространства способствует повышению качества профессиональной и общеобразовательной подготовки за счет внедрения новых технологий в образовательный процесс; способствует повышению творческой активности педагогов и учащихся; формированию информационной культуры (приобщение к информативно-коммуникационным возможностям современных технологий) руководящих, педагогических работников, обучающихся и их родителей. [1]

Табличный процессор MSExcel в профессиональной деятельности учителя и классного руководителя

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В статье "Табличный процессор MSExcel в профессиональной деятельности учителя и классного руководителя" описаны некоторые возможности табличного процессора в работе педагога: при создании автоматизированного рабочего места учителя и классного руководителя, при изучении тем по математике, связанных с графиками, при изучении отдельных тем по географии и т. д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Разработка электронного классного журнала

Рассмотрим в качестве примера технику ведения классного журнала учителя начальных классов в электронных таблицах Microsoft Excel. С технической точки зрения журнал представляет собой рабочую книгу (и файл) Excel, каждый лист которой отражает информацию по одному классу.

Итак, для начала выберем столбец для фамилий и увеличим его, так как нам понадобится больше места для записи имени и фамилии учащегося (столбец B ).

1.jpg

Рис. 1. Начальное оформление

Далее, согласно календарному плану, выделяем столько столбцов, сколько занятий у нас будет (в четверти, в полугодии – зависит только от заполняющего). Также выделяем столько строк, сколько учащихся в классе (+2-3 запасных строки). Строка 4 (Рис.1 и далее) выделяется под запись даты занятия.

hello_html_5bc2ad72.jpg

Рис.2. Заполнение списка учеников и дат уроков

У нас получилось 25 учеников. Теперь стоит обратить внимание на конец таблицы.

hello_html_m9a06609.jpg

Рис. 3. Добавление итоговых показателей

После выставленных занятий у нас идут итоговые отметки и показатели:

а) 1 четверть – в данном случае выставляется четвертная оценка. Оценка высчитывается с помощью функции СРЗНАЧ () по всем дням занятий. Но для того чтобы оценка получилась точной, данное значение требуется округлить. Тут имеется несколько подходов, также зависящих от преподавателя.

4.jpg

Рис. 4. Способ выставления четвертной оценки

б) Активность – за меру берется сумма всех отметок ученика

hello_html_7fa2058f.jpg

в) Средний балл – с помощью функции СРЗНАЧ () высчитываем средний балл ученика.

hello_html_m58dda987.jpg

Теперь выделяем данные поля и растягиваем для всех учеников.

hello_html_m32601412.jpg

Рис. 5. Заполнение дополнительных полей

Так может выглядеть журнал в процессе работы с ним (Рис. 5). Если педагог работает с несколькими классами, то для каждого выделяется отдельная страница в книге.

7.jpg

Рис. 6. Создание защиты листа

После проведения данной операции журнал можно свободно размещать на сайте школы, чтобы родители и ученики могли с ним ознакомиться. В рабочую книгу можно добавить дополнительные листы с организационной информацией для учеников и их родителей.

Создание тестов со свободным ответом

Отличительной особенностью заданий в тестах со свободным ответом заключается в том, что они должны порождать только один, запланированный разработчиком правильный ответ, а этого добиться зачастую трудно даже опытным разработчикам открытых заданий теста. Хотя внешне создание заданий этой формы выглядит достаточно просто.

Заполнение тестов

Для построения теста необходимо иметь достаточное количество заданий тестовой формы. Логическая конструкция заданий тестовой формы позволяет однозначно выразить законченную мысль, а при выборе правильного ответа получается истинное логическое высказывание. Ограничения по времени на выполнение заданий требуют краткой, четкой и однозначной постановки условия и такого же лаконичного ответа.

Оформите на листе Лист 1 таблицу. Лист 1 назовите Вопросы .

hello_html_m4e38f568.jpg

.

hello_html_4d5290b9.jpg

В графу Вопрос введите вопросы. Ответы ученик будет записывать в графу Введите ответ. Установите размер шрифта для ячеек с вопросами и ответами равный 14 и назначьте этим ячейкам другой цвет.

Выставление отметки

Каким образом оценить выполнение учащимися проверочных заданий тестовой формы, чтобы эта оценка была объективным критерием результатов обучения? Подходы к проблеме оценивания в системе образования различны, порой даже диаметрально противоположны. Обычно для каждого задания за правильный ответ принято ставить один балл, за неправильный – ноль. Сумма всех баллов и есть тестовый балл испытуемого. Но существуют и другие схемы оценивания, все зависит от цели тестирования и вида теста.

hello_html_m3f34da35.jpg

Перейдите на Лист 2 . Оформите таблицу.

В столбце А пронумерованы вопросы.

В столбец С для каждого вопроса в соответствующие строки введите верный ответ.

В столбец В для каждого вопроса будет заноситься 1, если ответ верный и 0 – если не верный. Для этого в ячейку В2 внесите формулу:

Поставьте курсор на ячейку В2;

Кликните по в строке формул;

hello_html_m132a6b8b.jpg

Выберите категорию Логические | Если | ОК. Появится окно.

Правильный ответ записывается в кавычках !

hello_html_5afee509.jpg

На Листе 2 начиная со второй строки оформите таблицу . Значения в столбце Е подсчитываются по формулам.

6.1. Поставьте курсор на ячейку Е2;

6.2.Кликните по в строке формул;

hello_html_m5560440c.jpg

6.3.Выберите категорию Статистические | Счетесли | ОК. Появится окно.

6.4.Поставьте курсор в поле Диапазон и выделите блок ячеек с результатом в столбце В.

6.5.В поле Критерий внесите 1, кликните по ОК.

Перейдите на Лист3 ( назовите его Результат) , здесь будет формироваться результирующая оценка .

Продумайте критерии выставления оценки, например, для вопросов, приведённых в Приложении А, могут быть такие критерии

f x | Категория: Логические | ЕСЛИ | ОК

В поле Значение_если_истина введите 5 (см.критерии оценки).

Кликните по полю Значение_если_ложь.

hello_html_5f6e9e2c.jpg

Кликните по ЕСЛИ , находящийся перед строкой формул.

В поле Значение_если_истина введите 4 (см.критерии оценки).

Кликните по полю Значение_если_ложь.

hello_html_5f6e9e2c.jpg

Кликните по , находящийся перед строкой формул.

В поле Значение_если_истина введите 3 (см.критерии оценки).

Кликните по полю Значение_если_ложь и впишите 2 | ОК.

hello_html_5c3ee0bf.jpg

Перейдите на лист Вопросы . В любую свободную ячейку под вопросами введите текст Ваша оценка . Поставьте курсор на ячейку с этим текстом и задайте команду Вставка ( для работы в Microsoft Office 2007: кликните правой кнопкой по ячейке с текстом ) | Гиперссылка | в появившемся окне кликните по Местом в документе | в поле Или выберите место в документе кликните по Результат | ОК .

hello_html_50f661d7.jpg

Данный материал создан как краткое пособие по работе с электронными таблицами в среде MS Excel. Основное его назначение - помочь учителям-предметникам, не владеющим навыками работы с электронными таблицами, помочь в каждодневной рутинной работе, связанной с вычислениями итоговых результатов поверочных работ и оформлению наглядного представления этих результатов.

ВложениеРазмер
et_-uchit-predmetn.docx 608.74 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь учителю-предметнику: знакомство со средой Excel и ее использование
в педагогической деятельности

1. Назначение электронных таблиц (ЭТ);

2. Знакомство со средой MS Excel;

3. Возможности использования среды Excel в педагогической деятельности учителя

3.1. Обработка результатов диагностической работы в параллели;

3.2. Построение гистограммы по результатам диагностической работы;

3.3. Вычисление СОУ, КЗУ и среднего балла по итогам четверти.

1. Назначение электронных таблиц (ЭТ)

Электронные таблицы (ЭТ) позволяют автоматизировать вычисления, обрабатывать большие объемы информации, использовать до четырехсот готовых формул, а также составлять свои любые формулы для вычислений, оформлять таблицы и отчеты, строить диаграммы и графики для наглядного представления результатов вычислений, легко осуществлять поиск нужных данных, если даже объем их очень велик. Также достоинством ЭТ является то, что при изменении табличных данных программа автоматически пересчитает все формулы, которые содержат эти данные и обновит диаграммы и графики, построенные с учетом этих данных.

2. Знакомство со средой MS Excel

Среда Excel – это прикладная программа, предназначенная для работы с электронными таблицами.

Документ Excel называется книгой, которая состоит из листов (лист1, лист2 и т.д.). Листы можно переименовывать, копировать, удалять, добавлять новые.

Лист представляет собой таблицу из поименованных столбцов (А, В, С и т.д.) и пронумерованных строк (1, 2, 3 и т.д.). На пересечении столбца и строки – ячейка, ее имя (или ее адрес) состоит из имени столбца и номера строки (например, А3, С2, В7). Активная ячейка это та, в которой стоит курсор. Она выделяется черной рамкой (например, В2). В правом нижнем углу этой рамки – маленький черный квадратик, называется маркером. Маркер нужен для автозаполнения таблицы и для копирования формул.

Над таблицей расположена строка формул – длинная полоса, в которой отображается содержимое активной (выделенной) ячейки. Используется не только для ввода данных, но и для редактирования данных, введенных в ячейку ранее.

Ячейка ЭТ может содержать:

Адрес ячейки, стоящий в формуле, называется ссылкой. Например, в ячейку С3 введена формула:
=(А1 + А2) * А3. Это значит, что в ячейке С3 будет находиться число, равное сумме чисел, введенных в ячейки А1 и А2, умноженное на число из ячейки А3. При изменении чисел, введенных в ячейки электронной таблицы, автоматически будут пересчитаны все формулы, содержащие ссылки на эти ячейки.

3. Использование среды Excel в деятельности учителя-предметника

Среда Excel очень удобна для вычислений и наглядного представления различных итоговых результатов.

Например, по итогам четверти всем нам нужно по каждому классу посчитать СОУ, КЗУ, средний балл. Для этого в Excel можно сделать заготовку для этих вычислений и в конце четверти нужно будет только ввести количество учащихся и различных оценок.

Все мы проводим мониторинговые, диагностические, контрольные работы. По результатам работ часто требуется составить отчет, в котором будет дано сравнение результатов контрольных работ по классам внутри одной параллели. Как правило, такие сравнения представляют в виде диаграмм или гистограмм, поскольку они дают визуальное, наглядное, быстрое сравнение классов между собой.

Можно также внутри одного класса с помощью диаграммы или гистограммы показать количественное соотношение оценок.

По итогам учебного года с помощью графиков можно показать динамику изменения КЗУ или СОУ по четвертям.

Также использование диаграмм или графиков может потребоваться учителю при его аттестации, поскольку представление итоговых результатов необходимо представлять в наглядном виде.

Для всех своих задач, решаемых с помощью Excel, учителю достаточно один раз сделать заготовку документа, в который затем в течение учебного года остается только вносить новые результаты и получать автоматически обновленные таблицы, гистограммы, диаграммы и пр.

3.1. Обработка результатов диагностической работы в параллели (автоматизация вычислений итоговых результатов)

Перед нами стоит задача: после проведения диагностической работы в параллели требуется посчитать по каждому классу средний балл.

Заполняем таблицу исходными данными.

Заполняем таблицу исходными данными (ячейки В3-Е6). Для перехода к очередной ячейке можно пользоваться мышкой или клавишами управления курсором на клавиатуре (стрелки влево-вправо, вверх-вниз).

Переходим к вычислениям. В ячейке F3 должен быть вычислен средний балл по 7А классу. Он равен:

Количество различных оценок содержится в ячейках C3-F3, количество учащихся – в ячейке В3.

В ячейке G3 должна быть формула: =(C3*5+D3*4+E3*3+F3*2)/B3

Вычисления произведены с большой точностью (много цифр в дробной части). Чтобы оставить один знак после запятой (посчитать средний балл с точностью до одной десятой), вновь делаем активной ячейку G3 и щелкаем в ней правой кнопкой мыши, вызывая контекстное меню. Выбираем Формат ячейки – Числовой – Число десятичных знаков – 1 - Ok .

Для вычисления средних баллов для остальных 7-х классов, мы не станем заново набирать формулы, а скопируем формулу из ячейки G3 в ячейки G4 G5,G6. Для этого нужно щелкнуть на ячейку G3, ухватить мышкой маркер (черный квадратик в нижнем правом углу ячейки) и, не отпуская левую кнопку мыши, протащить его вниз на ячейки G4 G5,G6. Формула скопируется, в ячейках появятся результаты вычислений (средние баллы для 7Б, 7В и 7Г классов).

Оформим таблицу, прорисовав границы. Выделяем мышкой ячейки с А2 по G6, находим на ленте (над рабочим полем таблицы) в группе кнопок Шрифты кнопку Границы и выбираем вариант Все границы .

3.2. Построение гистограммы по результатам диагностической работы

Для наглядного представления итогов диагностической работы (например, для отчета на заседании кафедры, для портфолио, при аттестации) построим столбчатую диаграмму (гистограмму).

Самый простой путь – делаем активной вкладку Вставка , выбираем Гистограмма , в выдающем меню – первый вариант гистограммы. По всем столбцам таблицы будут построены столбики с данными. Справа от гистограммы будет размещаться Легенда, она показывает, каким цветом построены столбики для 7А класса, для 7Б и т.д.

Построим гистограмму, которая покажет только средний балл по классам. Для построения такой гистограммы необходимо выделить мышкой столбец с названиями классов (ячейки А3-А6), нажать клавишу Ctrlи, не отпуская ее, выделить ячейки со средними баллами (ячейки G3-G6). Таким образом, будет выделен диапазон с теми данными, которые должны быть отражены в гистограмме. Далее – тот же алгоритм: делаем активной вкладку Вставка , выбираем Гистограмма , в выдающем меню – первый вариант гистограммы.

Построим круговую диаграмму. Выделяем вновь диапазоны ячеек А3-А6 и G3-G6 (с нажатой клавишей Ctrl), выбираем Вставка, Круговая, первый вариант. Поставим значения средних баллов у секторов: выделяем диаграмму (появится вокруг нее рамка), над Лентой появится надпись Работа с диаграммами , щелкаем на вкладке Макет , выбираем Подписи данных , вариант У вершины, снаружи . Для создания заголовка диаграммы здесь же, в Макете , левее кнопки Подписи данных , нажимаем кнопку Название диаграммы и в появившемся перечне выбираем вариант Над диаграммой . Останется только ввести название диаграммы и подтвердить ввод клавишей Enter.

3.3 Вычисление СОУ, КЗУ и среднего балла по итогам четверти

Для облегчения вычисления качественных показателей успеваемости по классам по итогам четверти можно создать в Excelтаблицу, в которую нужно будет только вводить количество учащихся и количества различных оценок и получать результаты, которые программа посчитает автоматически. Для следующих классов достаточно будет только изменить исходные данные.

Создать таблицу с исходными данными для одного класса.

В ячейках с СОУ и КЗУ должен быть процентный формат данных. Выделяем ячейку с СОУ и на Ленте нажимаем кнопку % . Дробное число будет представлено целым числом в %. Аналогично поступаем с КЗУ. Средний балл выводим с точностью до 1 знака после запятой (см. практическую работу №1).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация на тему "Система работы учителя предметника в интерактивной информационной среде Moodle" учителя химии ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1941 Шушляпиной Юлии Петровны

Для повышения интереса к предмету и развития познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время в Центре образования №1941 широко используются различные формы обуч.


Использование ЭОР (ЦОР) в учебной деятельности учителя предметника.

Выступление на семинаре "Использование ЭОР (ЦОР) в учебной деятельности учителя предметника.


Использование в педагогической деятельности развивающих технологий

Представлен опыт работы педагога по использованию в педагогической деятельности развивающих технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Использование в педагогической деятельности литературных произведений, как фактор формирования личности и развития интеллекта учащихся

Использование в педагогической деятельности литературных произведений, как фактор формирования личности и развития интеллекта учащихся.


Презентация "Использование технологии педагогического дизайна в работе учителя-предметника"

Основной целью педагогического дизайна является создание и поддержка для обучающегося среды, в которой, на основе рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных р.

Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы, образовательной деятельности учителя-предметника.
Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы, образовательной деятельности учителя-предметника.

Использование икт в преподавании русского языка и литературы, образовательной деятельности учителя-предметника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации содержится подробное описание работы в программе Microsoft Excel .

Использование программы Microsoft Excel в работе учителя

Фирсова О. П. – учитель математики

Запуск программы: Пуск  Программы  Microsoft Office  Microsoft Office Excel.

Запуск программы: Пуск  Программы  Microsoft Office  Microsoft Office Excel.

Читайте также: