Что изучает история кратко

Обновлено: 07.07.2024

Объект и предмет, цели и задачи

История относится к гуманитарным и общественным наукам. Точно определить ее объект и предмет - сложно, так как круг ее интересов очень широк.

Чаще всего, объектом изучения истории называют общность составляющих человечество обществ, но также можно встретить иные вариант определения объекта истории, более узкие - ход становления и развития общества, отдельные события прошлого.

Предмет исторической науки, в широком смысле - совокупность проявлений человеческой жизни, всех действий людей (отдельных лиц, групп, сообществ и т.д.) от зарождения общества до настоящего времени, в более узком - закономерности развития общества.
Основная цель истории - поиск системного и объективного знания об историческом процессе.

Задачами же исторической науки являются:
1. Поиск и раскрытие смысла исторического процесса.
2. Изучение исторических событий.
3. Поиск закономерности между происходившими событиями.
4. Недопущение повторения ошибок прошлого.
5. Понимание причин современного состояния общества.

Функции

Среди функций исторической науки принято выделять четыре основные:
1. Познавательная (интеллектуально-развивающая) - изучение различных событий и их причин, предпосылок и последствий. Познание личности, человечества, этноса, государства и т.д.
2. Мировоззренческая - понимание исторической перспективы и формирование взвешенного научного взгляда на мир и происходящие в нем события.
3. Воспитательная - формирование исторического сознания, моральных и личностных качеств на основе опыта прошлого.
4. Политическая (практически-политическая) - выявление тенденций развития общества и создание с их помощью взвешенного политического курса.

Методология и принципы научного познания

История использует как собственные методы, так и методы других наук (геологии, лингвистики, математики и т.д.). Данное деление достаточно условно, так как некоторые исторические методы применяются и в иных дисциплинах. К числу специальных исторических методов относятся:
1. Идеографический (конкретно-исторический) - описание событий и фактов.
2. Хронологический - представление материала в хронологической последовательности.
3. Сравнительно-исторический - изучение события или явления в связке с другими ему подобными, имевшими место в иное время и/или в ином месте.
4. Историко-генетический - анализ возникновения исследуемого явления.
5. Ретроспективный - изучение причин и предпосылок события через последовательную возвратную реконструкцию.
6. Историко-типологический - классификация объектов по определенному признаку или ряду признаков с целью облегчения анализа данных объектов. Часто применяется в археологии, нумизматике и ряде иных дисциплин.
7. Нарративный (описательно-повествовательный) - описание исторических событий.

Помимо этого, историческая наука опирается на определенные принципы научного познания:
1.Принцип историзма - необходимо рассматривать все события, явления и факты в связке с соответствующей исторической обстановкой, учитывая их взаимосвязь.
2.Принцип объективности - каждое явление необходимо рассматривать со всех сторон, основываясь на фактах и принимая во внимание как отрицательные, так и положительные его аспекты.
3.Принцип социального подхода - требуется учитывать роль и интересы всех слоев социума.
4.Принцип альтернативности - необходимо анализировать вероятность событий с учетом объективных реалий и допускать различные варианты хода событий.
5. Принцип детерменизма - все явления и события не случайны и имеют причинно-следственную связь.

Вспомогательные исторические дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД) — научные дисциплины, исследующие конкретные аспекты содержания исторических источников. Они обладают собственными областями исследования и своими, иногда - уникальными, методами. Вот ряд примеров подобных дисциплин и их объектов изучения:
1. Археография - теория и практика издания письменных источников.
2. Архивоведение - различные стороны архивного дела.
3. Бонистика - уже не используемые денежные знаки и кредитные документы.
4. Генеалогия - родственные связи, происхождение.
5. Геральдика - гербы и использование.
6. Дипломатика - дипломатические и юридические документы.
7. Историческая метрология - меры длины, веса, объема и т.д.
8. Источниковедение - исторические источники.
9. Кодикология - рукописные книги.
10. Нумизматика - монеты, чеканка.
11. Ономастика - имена собственные.
12. Палеография - письмо, памятники письменности.
13. Сфрагистика - печати и оттиски.
14. Хронология - установление датировки событий и документов.
15. Эпиграфика - древние надписи на металле, камне и других нетипичных объектах.


Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не "беспристрастным исследованием", которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины [6] [7] .

Содержание

Этимология и смысл термина

История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным [14] , а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками [15] . Изучение истории часто сопряжено с определенными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства [16] .

Историография

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тем, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Философия истории

  • Какова важнейшая единица в истории — личность? Гражданское общество? Цивилизация? Культура? Национальное государство?
  • Имеются ли в истории общие для всех образцы или какой-то прогресс? Цикличность? Не может ли вся человеческая история быть случайной и лишенной всякого смысла?

Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определенные методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.

Профессиональные историки обсуждают также вопрос, является ли история наукой или свободным искусством. Это разделение является в значительной степени искусственным, так как историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах [17] [18] [19] .

План урока:

Что такое история?

История

В современном мире нам должно быть известно не только об истории нашей страны, но и об истории зарубежных стран, т.е. Всемирной истории.

Что собой представляет периодизация истории? Чтобы нам не запутаться в историческом прошлом, еще в древности была изобретена лента времени, которая позволяла увидеть какие события происходили в истории человечества и к какому периоду они относились.

Историческая хронология выделяет два больших периода, которые обозначаются на временной шкале: наша эра и до нашей эры.

В настоящее время принято считать за точку отсчета год рождения Иисуса Христа, именно с него и начинается новая эра. Все события, которые происходили до этой даты, относятся к периоду до нашей эры.

Также в истории выделяются несколько хронологических периодов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Как узнать прошлое человека?

Как люди стали узнавать о том как жили их предки?

Вещественные исторические источники

Это те останки, которые находят ученые посредством раскопок. Они материальны, их можно пощупать. Например: посуда, оружие, обувь украшения и т.д.

Письменные исторические источники

Данный вид останков также может быть найден посредством раскопок. Главное его отличие от артефактов в том, что кроме ценности материальной (можно узнать много по обложке книги, материалу, на котором писали люди) он дает возможность узнать, что думали наши предки, какие события происходили, какие издавались законы в то или иное время.

К данному виду источников относятся: книги, свитки, глиняные таблички, летописи, хроники, мемуары и т.д.

1. Чем древнее записи, тем труднее их расшифровать – это является одной из проблем работы с данными источниками.

2. Вторая проблема – это достоверность текста источника, ведь ни для кого не секрет, что историю пишут победители для укрепления ими почетного места в памяти прошлого человечества.

Устные исторические источники

Последний вид артефактов тесно связан с устным народным творчеством. Это все то, что передавалось целыми поколениями из уст в уста: мифы, легенды, песни, сказки, былины. С помощью этих источников мы можем проследить нравы и обычаи какого-либо народа, ведь в них отразились представления людей о мире, происхождении человека, о правителях и героях того или иного времени. Справедливо сказать, что данный вид источников является не особо достоверным, по нему сложно судить о том каким было прошлое человечества, ведь там содержалось много сказочного и вымышленного.

Как мы видим, типы исторических источников имеют большие различия между собой, в особенности их способы получения и разъяснения. Работа с историческими источниками занимает у ученых много времени, так как многие артефакты дошли до нас не в целостности и сохранности, а некоторые из них трудно восстановить даже в первозданном виде.

Работа с историческими источниками на уроках истории также занимает отдельное место. Благодаря данному процессу ученики лучше узнают историю человечества, он содействует созданию ярких образов и картин прошлого, создает присутствие духа эпохи.

Самыми известными помощниками истории являются:

Археология - наука, изучающая материальные артефакты прошлого человечества (предметы, окружение людей прошлого).

Антропология - наука, изучающая и восстанавливающая физический облик древних людей (то, как они выглядели).

Этнология - наука, изучающая своеобразность и самобытность жизни различных народов (то, как люди жили, культура, ценности и т.д.).

Одной из самых интересных и привлекательных исторических наук является археология.

Кто из нас не слышал про Лару Крофт или Индиану Джонса? Сколько интересных фильмов связано с раскопками. По праву профессия археолога является одной из самых романтичных специальностей в мире.

Конечно, не стоит путать работу профессиональных археологов с действиями вымышленных героев в художественных фильмах. Ведь труд ученного требует упорства, трудолюбия и серьезного отношения к делу. Восстановление жизни людей в далёком прошлом по вещественным останкам – вот главная цель археологов.

Из историй прошлого мы можем с вами узнать много необычных и даже парадоксальных вещей.

Интересные факты в мире археологии:

В 1974 г. на территории китайской провинции был обнаружен выдающийся артефакт. Археологи раскопали захоронение китайского императора Цинь Шихуанди и натолкнулись на многочисленную терракотовую армию. Китайских воинов там насчитывается 8.100 человек, примечательно, что ни один из них не похож друг на друга, возможно, там были захоронены живые люди.

Уникальные скульптуры, находящиеся на острове Пасхи поражают своей неповторимостью. Всего статуй насчитывается чуть более 900 штук, выполнены они были древними скульпторами примерно в XIII в., самая большая из этих статуй весит 82 тонны. По сей день археологи не могут понять, как туземцы переносили уже завершенные скульптуры или каменные монолиты на рабочее место.

Индейцы Латинской Америки всегда славились своей страстью украшать себя. Данные археологических раскопок показывают такой пример любви к инкрустации своих зубов. Эти загадочные люди вырезали отверстия в зубах и вставляли туда полудрагоценные камни. Эта практика была распространена только среди мужчин.

Значение истории

Подведем итоги: нужно ли тратить время на изучение истории?

Ответ: да, безусловно.

Зачем нам изучать историю?

Еще с давних времен человека интересовала жизнь его предков, простое любопытство захватывало его ум. Чем больше и дольше человек узнавал историю, тем быстрее шло развитие человечества, ведь новые знания черпались из старого багажа. Именно история позволила людям понять, какого уровня они достигли, какие ошибки они могли бы не повторять в будущем, и что они могут сохранить из знаний прошлого человечества.

Многие школьники нередко сомневаются в том, стоит ли изучать такой предмет как история, и пригодится ли он в жизни тем, кто не собирается стать специалистом в этой сфере. На все эти вопросы можно ответить однозначно – знать о событиях прошлого просто необходимо, и на это есть множество причин. Что изучает история и почему ее знание так важно для каждого гражданина страны, мы попробуем сейчас объяснить.

Что такое история?

Согласно определению, история – это наука, которая занимается изучением прошлого людей, цивилизаций. Но кроме того, ее можно еще и назвать машиной времени. Изучая эту науку, человек может погрузиться в прошлое, узнавать, как жили его предки в разные времена, чем они питались, что видели в окне и вокруг себя, просыпаясь каждый день утром. Помимо общеизвестных сухих фактов, история хранит множество тайн и загадок, разгадать которые сложно даже спустя века, а какие-то, наоборот, постичь со временем становится лишь сложнее.

зачем изучать историю

Как ученые узнают, как жили люди в прошлом?

Таким вопросом невольно задается каждый человек, который хотя бы раз в жизни прикоснулся к истории. И такой интерес не лишен здравого смысла, ведь и правда, откуда мы знаем так много о жизни наших предков, которые существовали множество веков назад. Во-первых, выводы об образе жизни людей и даже целых народов можно сделать из их устного народного творчества.

зачем нужна история

В каждой сказке есть доля правды, и в народном фольклоре присутствует описание жизни людей. Как наши предки жили, во что одевались, что ели, из чего строили свои жилища и чем расплачивались на базаре, можно узнать из легенд, сказаний, сказок и народных песен. Кроме того, в некоторых сказках встречаются и описания древних обычаев и традиций, а иногда даже неискаженное описание событий, происходивших в те времена. Чтобы узнать происходящее в более поздние века, можно обратиться к литературным произведениям различных авторов. Многие в них ярко и практически не искажая сути описывали исторические события, современниками которых были.

Всему сказанному в устном народном творчестве доверять, конечно, не стоит, поэтому нужны более достоверные источники для получения сведений. И таковые имеются. Отдельно можно выделить такой источник информации, как летописи. В древности люди, обычно монахи, из года в год записывали для потомков происходящие на их глазах события. Такие записи действительно очень помогли исследователям в дальнейшем.

Однако и в них есть неточности или расхождения. Пример – записи о потерях в Ледовом побоище. В русскоязычной Новгородской летописи говорится о тысячах убитых рыцарей тевтонского ордена, а в немецкой указано вовсе не такое огромное число жертв: всего двадцать убитых рыцарей и шестеро взятых в плен. По мнению историков, расхождение образовалось из-за того, что русские считали, что все участники сражения были рыцарями, а на самом деле большая часть захватчиков относилась к простым солдатам, и такие жертвы немцы даже не считали.

Из примера видно, что даже летописям, составители которых были современниками описываемых событий, не всегда можно доверять, но из них, несомненно, можно узнать гораздо больше полезной информации, чем из устного народного творчества. Следующим источником информации можно назвать вещи. У многих людей хранились дома фамильные драгоценности, история возникновения которых уходит вглубь веков и тесно переплетается с историей рода. А фамильные драгоценности королевской династии могут рассказать не только родословную венценосной семьи, но и поведать об интересных событиях в истории одной или нескольких стран.

Письма, песни, личные вещи, деньги дополняют список источников информации о прошлом человечества.

Значение истории

зачем история в школе

Зачем нужна история? Прежде всего затем, чтобы двигаться вперед. За множество веков человечество накопило колоссальный и бесценный опыт, который может существенно облегчить жизнь будущим поколениям, но для того чтобы пользоваться этими знаниями, необходимо разбираться в сути исторических событий и уметь их анализировать.

Патриот своей страны — это не только тот человек, который без раздумья встанет на защиту родины, но и тот, который знает все события из прошлого своей страны, понимает прошлые ошибки и старается их не допускать в будущем. Потому что только так жизнь в государстве может быть улучшена.

2) нау­ка, изу­чаю­щая про­шлое, кон­крет­ные про­яв­ле­ния и за­ко­но­мер­но­сти ис­то­рич. про­цес­са, раз­ви­тие об­ще­ст­ва и дея­тель­ность лю­дей во всём её мно­го­об­ра­зии.

Воз­ник­но­ве­ние и ста­нов­ле­ние ис­то­ри­че­ской нау­ки

Сле­дую­щий шаг в раз­ви­тии ис­то­рических пред­став­ле­ний свя­зан с ан­тич­ным ми­ром (V век до н. э. - V век н. э.), соз­дав­шим пред­по­сыл­ки для вы­чле­не­ния соб­ст­вен­но истории из еди­ной по­зна­ва­тель­ной сис­те­мы и пре­вра­ще­ния её в са­мо­сто­ятельную от­расль по­зна­ния; воз­ник­ли греческая (по­лис­ная) и римская (дер­жав­ная, им­пер­ская) тра­ди­ции. В III-V веках н. э. фор­ми­ро­ва­лась хри­сти­ан­ская кон­цеп­ция ис­то­рического раз­ви­тия, опи­рав­шая­ся на биб­лей­скую тра­ди­цию и дос­ти­же­ния ан­тич­ной ис­то­рической мыс­ли. В то же вре­мя эта кон­цеп­ция пре­одо­ле­ла ха­рак­тер­ное для ан­тич­но­сти пред­став­ле­ние о цик­лич­но­сти и по­вто­ряе­мо­сти истории и вы­дви­ну­ла про­ви­ден­циа­лист­скую по сво­ей су­ти идею еди­но­го ли­ней­но­го про­цес­са, рас­про­стра­няю­ще­го­ся на всю ой­ку­ме­ну.

Средневековая ис­то­рия, по пре­иму­ще­ст­ву опи­са­тель­ная, в Но­вое вре­мя ста­ла боль­ше объ­яс­няю­щей, что и пре­до­пре­де­ли­ло её пре­вра­ще­ние в нау­ку в XVIII-XIX веках в стра­нах Западной Ев­ро­пы и в Рос­сии. Ус­лож­не­ние ре­шае­мых историей за­дач при­ве­ло к диф­фе­рен­циа­ции и спе­циа­ли­за­ции ис­то­рического зна­ния. Из со­ста­ва истории вы­де­ли­лись ис­точ­ни­ко­ве­де­ние и вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны (ну­миз­ма­ти­ка, сфра­ги­сти­ка, па­лео­гра­фия, мет­ро­ло­гия, ар­хео­гра­фия, ди­пло­ма­ти­ка, ар­хи­ви­сти­ка и др.). Как са­мо­сто­ятельные от­рас­ли на­уч­но­го зна­ния с собственными ме­то­ди­ка­ми и ме­то­до­ло­ги­ей оп­ре­де­ли­лись ар­хео­ло­гия и эт­но­гра­фия (эт­но­ло­гия). Поя­ви­лась осо­бая дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая раз­ви­тие са­мой ис­то­рической нау­ки, - ис­то­рио­гра­фия. В XVIII-XIX веках ста­ли фор­ми­ро­вать­ся национальные ис­то­рио­гра­фические шко­лы, уко­ре­нять­ся на­прав­ле­ния, обу­слов­лен­ные до­ми­ни­ро­ва­ни­ем тех или иных ми­ро­воз­зрен­че­ских и ис­то­рио­соф­ских идей. История ока­за­лась вос­тре­бо­ван­ной об­ще­ст­вом и вла­стью, ко­то­рые уви­де­ли в ней мощ­ное ору­дие для раз­ре­ше­ния со­ци­аль­ных и по­ли­тических про­блем. Од­на­ко на ру­бе­же XX и XXI веков в са­мой ис­то­рической нау­ке воз­ник­ли но­вые про­бле­мы, ко­то­рые ча­стью со­об­ще­ст­ва ис­то­ри­ков вос­при­ни­ма­ют­ся как сим­пто­мы кри­зи­са.

Струк­ту­ра ис­то­ри­че­ской нау­ки

В тра­диционной за­пад­ной ис­то­рической нау­ке так­же вы­де­ля­ет­ся но­вей­ший пе­ри­од истории, но он обыч­но не свя­зы­ва­ет­ся с к.-л. кон­крет­ны­ми со­бы­тия­ми, а лишь ус­лов­но обо­зна­ча­ет со­во­куп­ность яв­ле­ний и про­цес­сов, сви­де­те­ля­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся жи­ву­щие в этот пе­ри­од по­ко­ле­ния. Мо­ди­фи­ка­ци­ей ма­те­риа­ли­стического по­ни­ма­ния истории яви­лось ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шее­ся во 2-й половине XX века пред­став­ле­ние о пе­ре­хо­де от об­ще­ст­ва, по­треб­ляю­ще­го про­дук­ты при­ро­ды, к об­ще­ст­ву про­из­во­дя­ще­му, ко­то­рое, в свою оче­редь, про­шло в сво­ём раз­ви­тии по край­ней ме­ре две фа­зы - аг­рар­ную (тра­ди­ци­он­ную) и ин­ду­ст­ри­аль­ную. Позд­нее ин­ду­ст­ри­аль­ная фа­за бы­ла над­строе­на пе­рио­дом фор­ми­ро­ва­ния по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва, ко­то­рое на­зы­ва­ют так­же ин­фор­ма­ци­он­ным.

Ис­то­рическая нау­ка име­ет внутреннюю спе­циа­ли­за­цию, ори­ен­ти­ро­ван­ную на изу­че­ние кон­крет­ных про­яв­ле­ний че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (во­енная история, эко­но­мическая история, ис­то­рии куль­ту­ры, ре­ли­гии, ес­те­ст­во­зна­ния и тех­ни­ки, ин­тел­лек­ту­аль­ная история, ис­то­рия-био­гра­фия и т. д.) или отдельных пе­рио­дов че­ло­ве­че­ской истории (ме­дие­ви­сти­ка, история Древ­не­го ми­ра или Но­во­го вре­ме­ни и т. д.), на изу­че­ние истории стран и на­ро­дов.

Функ­ции ис­то­ри­че­ской нау­ки

Ещё од­на важ­ная функ­ция истории свя­за­на с её ком­му­ни­ка­тив­ным ха­рак­те­ром. Ис­то­ри­ки не толь­ко на­ка­п­ли­ва­ют ин­фор­ма­цию, но и пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют её для ак­ту­аль­но­го при­ме­не­ния и для ис­поль­зо­ва­ния в бу­ду­щем. Ис­то­рическая нау­ка - мощ­ный ком­му­ни­ка­тор, пе­ре­даю­щий зна­ния обо всём, что про­изош­ло в ми­ре лю­дей, от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию. Вме­сте с язы­ком, обы­чая­ми и тра­ди­ция­ми, а так­же ре­ли­ги­ей история слу­жит од­ним из главных средств обо­зна­че­ния соб­ст­вен­ной иден­ти­фи­ка­ции для це­лых на­ро­дов и отдельных лю­дей, для фор­ми­ро­ва­ния у них ис­то­ри­че­ско­го соз­на­ния. С этим пря­мо свя­за­ны фик­са­ция в па­мя­ти лю­дей важ­ней­ших со­бы­тий в жиз­ни об­ще­ст­ва, вы­ра­бот­ка идео­ло­гии го­су­дарств, по­ли­тических воз­зре­ний, про­грамм об­щественных дви­же­ний.

Со­став­ные эле­мен­ты ис­то­ри­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния

Це­ли и за­да­чи ис­то­рической нау­ки дик­ту­ют основные приё­мы ра­бо­ты ис­то­ри­ка. Ме­то­до­ло­гия ис­то­рического ис­сле­до­ва­ния оп­ре­де­ля­ет­ся со­во­куп­но­стью вы­ра­бо­тан­ных вре­ме­нем профессиональных на­вы­ков и идей­но-тео­ре­тическими ус­та­нов­ка­ми ис­сле­до­ва­те­лей. Раз­ли­чия ме­то­до­ло­гических под­хо­дов, на­ря­ду с осо­бен­но­стя­ми твор­че­ских ин­ди­ви­ду­аль­но­стей ис­сле­до­ва­те­лей, при­во­дят к раз­но­об­ра­зию трак­то­вок ис­то­рических сю­же­тов, скла­ды­ва­нию на­учных школ, воз­ник­но­ве­нию кон­ку­ри­рую­щих кон­цеп­ций, соз­да­ют ос­но­ву для на­учных дис­кус­сий. Ме­то­до­ло­гия и тео­рия ис­то­рической нау­ки оп­ре­де­ля­ют по­ни­ма­ние са­мим ис­то­ри­ком ха­рак­те­ра, фак­то­ров и на­прав­лен­но­сти ис­то­рического про­цес­са. Ме­то­до­ло­гия истории опи­ра­ет­ся на об­щие ло­гические прин­ци­пы ме­то­до­ло­гии нау­ки, но из двух основных ме­то­дов на­учного по­зна­ния - на­блю­де­ния и экс­пе­ри­мен­та - история име­ет воз­мож­ность ис­поль­зо­вать толь­ко пер­вый. Что ка­са­ет­ся на­блю­де­ния, то пе­ред ис­то­ри­ком, как и пе­ред вся­ким учё­ным, сто­ит за­да­ча ми­ни­ми­зи­ро­вать воз­дей­ст­вие са­мо­го на­блю­да­те­ля на изу­чае­мый пред­мет. Для ис­то­ри­ка эта за­да­ча ока­зы­ва­ет­ся не ме­нее труд­ной, чем для фи­зи­ка или био­ло­га, хо­тя в дан­ном слу­чае кон­такт ме­ж­ду на­блю­да­те­лем и пред­ме­том осу­ще­ст­в­ля­ет­ся прин­ци­пи­аль­но иным об­ра­зом.

Сре­ди ме­то­дов ис­то­рической нау­ки наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ский ме­тод. Он по­зво­ля­ет вы­яв­лять тен­ден­ции ис­то­рического про­цес­са, фор­ми­ру­ет на­учную ба­зу его пе­рио­ди­за­ции, ука­зы­ва­ет на об­щее и осо­бен­ное в истории, да­ёт воз­мож­ность пре­одо­леть пё­ст­рую обо­лоч­ку яв­ле­ний и про­ник­нуть в их сущ­ность. Срав­ни­тель­но-ис­то­рический ме­тод пред­по­ла­га­ет ти­по­ло­ги­за­цию ис­то­рических яв­ле­ний, по­зво­ляю­щую от­де­лить их сущ­но­ст­ные ха­рак­те­ри­сти­ки от вто­рич­ных, не­обя­за­тель­ных. Ти­по­ло­ги­за­ция яв­ля­ет­ся убе­ди­тель­ной на­учной аль­тер­на­ти­вой прак­ти­ке пря­мых ана­ло­гий, ко­то­рая до­пус­ка­ет сво­бод­ное срав­не­ние раз­лич­ных по са­мой сво­ей при­ро­де, но внеш­не схо­жих яв­ле­ний и ве­дёт к оп­ро­мет­чи­вым вы­во­дам. Раз­ви­тие срав­ни­тель­но-ис­то­рического ме­то­да спо­соб­ст­во­ва­ло ста­нов­ле­нию ис­то­риз­ма (в рус­ле ко­то­ро­го все яв­ле­ния про­шло­го и история в це­лом рас­смат­ри­ва­ют­ся как не­кий про­цесс раз­ви­тия, под­чёр­ки­ва­ет­ся прин­ци­пи­аль­ная не­вос­про­из­во­ди­мость су­ще­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик ис­то­рических эпох, не­смот­ря на их ка­жу­щую­ся иден­тич­ность), при­шед­ше­го на сме­ну про­ви­ден­циа­лиз­му (кон­цеп­ции Бо­же­ст­вен­но­го пре­до­пре­де­ле­ния), рас­про­стра­нён­но­му в ан­тич­ном и средневековом об­ще­ст­ве и со­хра­нив­ше­му­ся в мо­ди­фи­ци­ро­ван­ном ви­де в Но­вое и Но­вей­шее вре­мя.

Важ­ней­шее зна­че­ние для изу­че­ния ран­ней истории че­ло­ве­че­ст­ва име­ют ис­то­ри­ко-лин­гвис­тические ис­сле­до­ва­ния, со­че­таю­щие под­хо­ды истории и язы­ко­зна­ния. Ис­то­ри­ки прак­ти­ку­ют и под­хо­ды, вы­ра­бо­тан­ные пси­хо­ана­ли­зом, что при­но­сит оп­ре­де­лён­ные ре­зуль­та­ты при объ­яс­не­нии мо­ти­вов по­ве­де­ния отдельных ис­то­рических пер­со­на­жей. Центральное ме­сто в раз­ви­тии ме­то­до­ло­гии истории на современном эта­пе за­ня­ли идеи меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го изу­че­ния про­шло­го, пла­но­мер­ной ин­те­гра­ции ис­то­рической нау­ки в еди­ное ис­сле­до­ва­тель­ское про­стран­ст­во с гео­гра­фи­ей, эко­но­мической нау­кой, со­цио­ло­ги­ей, со­ци­аль­ной пси­хо­ло­ги­ей. Дви­же­ние по это­му пу­ти по­зво­ли­ло ис­то­ри­кам уви­деть но­вые ис­то­рические го­ри­зон­ты и спо­соб­ст­во­ва­ло воз­ник­но­ве­нию но­вых дис­ци­п­лин, ле­жа­щих на сты­ках с др. нау­ка­ми (ис­то­ри­че­ской гео­гра­фии, ис­то­ри­че­ской де­мо­гра­фии, пси­хои­сто­рии и т. д.). Са­ма история всё ча­ще рас­смат­ри­ва­ет­ся как часть бо­лее ши­ро­кой нау­ки - со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии.

И в за­ру­беж­ной, и в отечественной ис­то­рической нау­ке по­сто­ян­но по­яв­ля­ют­ся но­вые ме­то­ды, что свя­за­но с по­треб­но­стя­ми са­мой нау­ки и с за­им­ст­во­ва­ния­ми из смеж­ных дис­ци­п­лин (со­цио­ло­гии, эт­но­ло­гии, де­мо­гра­фии, куль­ту­ро­ло­гии и др.). Со­вер­шен­ст­ву­ет­ся ка­те­го­ри­аль­но-по­ня­тий­ный ап­па­рат ис­то­рической нау­ки. Опыт ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний по­след­них сто­ле­тий по­ка­зал, что на­зван­ные и иные ме­то­ды по­зво­ля­ют бо­лее или ме­нее точ­но опи­сать и объ­яс­нить отдельные сто­ро­ны ис­то­рического про­цес­са, дать ключ к ре­ше­нию кон­крет­ных ис­сле­до­ва­тель­ских за­дач, но не мо­гут пре­тен­до­вать на уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. Обыч­но в ис­то­рических ис­сле­до­ва­нии при­ме­ня­ет­ся со­че­та­ние различных ме­то­дов, что по­зво­ля­ет ис­то­ри­ку мак­си­маль­но рас­ши­рить спектр ре­шае­мых на­учных за­дач.

Ме­то­до­ло­гия истории на­хо­дит­ся в тес­ной свя­зи с раз­ви­ти­ем ис­сле­до­ва­тель­ских ме­то­дик, ко­то­рые, хо­тя и слу­жат кон­крет­ным ин­ст­ру­мен­та­ри­ем спе­циа­ли­ста, ока­зы­ва­ют оп­ре­де­лён­ное воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние ме­то­до­ло­гической ба­зы истории как нау­ки.

Ис­то­ри­че­ская нау­ка и смысл ис­то­рии

Мыс­ли­те­ли раз­ных эпох не раз за­да­ва­лись во­про­сом о смыс­ле истории. Наи­бо­лее дав­ним по вре­ме­ни и со­хра­нив­шим не­ма­ло при­вер­жен­цев до на­ших дней нуж­но счи­тать по­ни­ма­ние истории как осу­ще­ст­в­ле­ние Бо­же­ст­вен­но­го про­мыс­ла. Про­све­ти­те­ли по­пы­та­лись объ­яс­нить со­дер­жа­ние и смысл ис­то­рического про­цес­са как раз­ви­тие ра­зу­ма и на­ук. Г. В. Ф. Ге­гель и его по­сле­до­ва­те­ли вер­ну­лись к те­лео­ло­гическому обос­но­ва­нию су­ти истории, об­лёк­ши сам про­цесс в диа­лек­тические фор­мы.

Изу­че­ние ис­то­рии

Цен­тра­ми изу­че­ния истории из­дав­на яв­ля­лись уни­вер­си­те­ты, в ко­то­рых история все­гда рас­смат­ри­ва­лась в ря­ду важ­ней­ших гу­ма­ни­тар­ных на­ук. В Но­вое вре­мя в раз­ных стра­нах ста­ли воз­ни­кать ис­то­рические об­ще­ст­ва, чле­ны ко­то­рых - ис­то­ри­ки-про­фес­сио­на­лы и лю­би­те­ли ис­то­рии - ин­фор­ми­ро­ва­ли друг дру­га о ре­зуль­та­тах ис­сле­до­ва­ний, об­су­ж­да­ли ис­то­рио­гра­фические но­во­сти. В Но­вей­шее вре­мя воз­ник­ли ис­сле­до­ва­тель­ские струк­ту­ры, объ­е­ди­няв­шие зна­чительный груп­пы спе­циа­ли­стов, за­ня­тых изу­че­ни­ем различных ис­то­рических про­блем.

На За­па­де та­ко­го ро­да об­ра­зо­ва­ния тра­ди­ци­он­но функ­цио­ни­ру­ют, как пра­ви­ло, при уни­вер­си­те­тах; в на­шей стра­не ут­вер­ди­лась прак­ти­ка изу­че­ния ис­то­рии (как и др. на­ук) в сис­те­ме Ака­де­мии на­ук. Ве­ду­щие ин­сти­ту­ты РАН (Институт все­об­щей ис­то­рии, Институт российской ис­то­рии, Институт ар­хео­ло­гии, Институт эт­но­ло­гии и ан­тро­по­логии, Институт вос­то­ко­ве­де­ния, Институт сла­вя­но­ве­де­ния и др.) сыг­ра­ли ог­ром­ную роль в раз­ви­тии ис­то­рической нау­ки в СССР и РФ.

Читайте также: