Проверка всеобуча в школе что проверяют

Обновлено: 06.07.2024

Изменились требования к проверкам в сфере образования. Теперь три вида контроля объединили в один, а значит, инспекторы запросят больше документов. Перечень документов для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – памятка с опорными точками проверки и два приказа: как подготовиться к контролю и устранить нарушения.

Что изменилось в проверке в сфере образования

Правительство установило новые правила надзора в сфере образования. Три вида контроля объединили в один. Изменили требования к периодичности проверок. Расширили перечень профилактических мероприятий. Разрешили вести фото-, видео- и аудио- фиксацию нарушений.

Объединили три вида контроля в один

С июля 2021 года запланированные проверки по надзору в сфере образования, контролю качества образования и лицензионному контролю проводят в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Больше не надо следить за тремя планами проверок и отвечать проверяющим на сходные вопросы. Достаточно найти в реестре проверок контрольное мероприятие по надзору в сфере образования и подготовиться. Инспекторы проверят, как вы соблюдаете общее законодательство в сфере образования, ФГОС общего образования и лицензионные требования. Таким образом, контрольное мероприятие охватит сразу три направления.

Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков

Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.

Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.

Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.

Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска

Категория риска

Периодичность проверки

Вид проверки

Один раз в три года

Документарная или выездная проверка

Один раз в четыре года

Проверять не будут

Расширили профилактические мероприятия

Чтобы минимизировать нарушения, ввели пять видов профилактических мероприятий. Контрольный орган обязан проводить их регулярно (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Профилактические мероприятия в сфере образования

Вид мероприятия

Как проводят

Когда проводят

Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований

Обобщение правоприменительной практики

Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем

Ежегодно до 1 июня

Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.

Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной

Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе

Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:

— периодичности и порядка проведения контроля;
— порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
— порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.

Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа

Когда школа или детский сад обратится за консультацией

Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.

В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.

О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.

Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты

Для организаций, которые:

— получили лицензию на образовательную деятельность - в течение одного года со дня начала деятельности;
— имеют категорию высокого риска - в течение одного года со дня принятия такого решения

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Практико-ориентированные программы:

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Ввели фото-, видео- и аудиофиксацию

Во время опроса и осмотра инспекторы могут проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, чтобы зафиксировать доказательства нарушения обязательных требований.

При фотосъемке делают минимум два снимка каждого из выявленных нарушений. Аудио- и видеозапись проводят при необходимости. Правительство не установило, в каком порядке их проводить. Лишь закрепило, что использовать аудио- и видеозапись, так же как и фото, нужно с учетом требований законодательства о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (п. 46 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Информацию о фотосъемке, аудио- и видеозаписи вносят в акт проверки.

Как подготовиться к проверке в сфере образования

Заранее подготовьте коллектив к надзору в сфере образования. Для этого разъясните работникам новые правила. Например, организуйте профильное собрание. Пригласите тех, кто обычно участвует в проверках контрольного органа. Например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, ответственного за сайт – в школе, заместителя заведующего и старших воспитателей – в детском саду. Кратко расскажите об изменениях.

Раздайте работникам памятки с правилами проверок. Так им будет легче участвовать в контрольных мероприятиях.

Памятка. Опорные точки проверки в сфере образования

памятка

Издайте приказ, чтобы подготовить образовательную организацию к проверке. Определите ответственных. Поручите проконтролировать актуальность информации на сайте школы и детского сада, наличие локальных актов, выполнение требований Закона об образовании. Воспользуйтесь готовым образцом.

Кто проводит надзор в сфере образования

Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Когда проверят по плану

Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.

Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.

Когда проверят вне плана

Внеплановую документарную и выездную проверку проведут, если есть одно из четырех условий:

1) контрольный орган получил сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявил в деятельности школы или детского сада индикаторы риска нарушения обязательных требований в сфере образования;

2) Президент или Правительство издали поручение о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) прокурор издал требование о проведении контрольного мероприятия по поступившим материалам и обращениям;

4) истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения, выявленного во время предыдущей проверки.

Когда проведут наблюдение за соблюдением обязательных требований

Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:

  • в рамках межведомственного взаимодействия;
  • по итогам мониторинга системы образования;
  • из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ФИС ФРДО, ФИС ГИА и Приема, РИС ГИА;
  • из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (ФГИС КИ);
  • с сайтов образовательных организаций.

Как долго будут проверять

Обычную выездную проверку проведут в течение пяти рабочих дней. Филиал на территории другого субъекта РФ проверят дополнительно – еще пять рабочих дней (п. 37 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Если выездную проверку проводят дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, она будет длиться 10 рабочих дней. Еще столько же добавят на филиал в другом субъекте России.

Какие документы запросят

ВНИМАНИЕ

Запрещено требовать документы, которые не относятся к предмету контроля или могут быть получены от других органов

Федеральное законодательство не содержит единого перечня документов, которые может запросить контрольный орган. Могут потребовать документы, о которых говорится в Законе об образовании и подзаконных актах, например которые:

  • содержат сведения о разработке и реализации образовательных программ;
  • подтверждают наличие в штате или привлечение на ином законном основании педагогов с профессиональным образованием, квалификацией, со стажем работы;
  • требуются для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы;
  • подтверждают соблюдение прав обучающихся, установленных законодательством;
  • необходимы для организации и проведения приема на обучение, практической подготовки обучающихся, итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации;
  • требуются для оформления и выдачи документов об обучении и образовании;
  • подтверждают, что исполнен каждый пункт ранее выданного предписания.

Чтобы проверить документы, которые могут запросить контролеры, воспользуйтесь готовыми справочниками. Они составлены с учетом законодательства об образовании, специфики детского сада и школы.

В бумажном виде направьте подлинники или заверенные копии документов – поставьте подпись и печать образовательной организации. Инспекторы не вправе требовать нотариального удостоверения копий. После проверки подлинники вернут.

ВНИМАНИЕ

Не предоставляйте повторно документы, которые ранее направляли в региональный обрнадзор

Какие действия проведут

Новые правила детально регламентируют действия проверяющих. Полномочия зависят от вида контрольного мероприятия. В сфере образования проводят три вида контроля: документарную, выездную проверки и наблюдение за соблюдением обязательных требований (п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Наблюдение – контроль без взаимодействия, который проводят по заданию контрольного органа и регулируют отдельно. А для документарной и выездной проверки установили исчерпывающий набор действий. Так, при документарной проверке инспекторы вправе истребовать документы, получать письменные объяснения и проводить экспертизу. При выездной – дополнительно могут провести опрос и осмотр (п. 30, 39 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Действия инспекторов при контрольных мероприятиях в сфере образования

Действие

Особенности

Обоснование

Инспектор осматривает помещения школы и детского сада в присутствии руководителя или уполномоченного работника либо с применением видеозаписи.

По итогам составляет протокол осмотра. Указывает перечень осмотренных территорий и помещений, вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов

П. 40 Положения о контроле

Инспектор опрашивает руководителя и других работников, обучающихся по вопросам, имеющим значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Результаты фиксирует в протоколе опроса. Просит подписать опрошенных лиц.

Дополнительно вносит результаты в акт контрольного мероприятия, если сведения имеют значение для проверки. Протокол опроса прикладывает к акту

П. 41 Положения о контроле

Получение письменных объяснений

Инспектор запрашивает объяснения от руководителя или иных представителей образовательной организации.

Оформите объяснения в свободной форме и направьте инспектору в указанный в запросе срок

П. 43 Положения о контроле

Инспектор выдает требование представить документы, которые имеют значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Могут потребовать также материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, носителей информации.

Главное, чтобы эти сведения нельзя было получить от других органов или из открытых источников. Иначе, запрашиваемые документы можно не предоставлять

П. 42 Положения о контроле

Контрольный орган приглашает эксперта или экспертную организацию, чтобы провести исследования, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.

Время экспертизы зависит от ее вида и устанавливается индивидуально.

Результаты оформляют экспертным заключением

П. 44 Положения о контроле

Как оформят результаты

По итогам надзора инспектор составит акт – в последний день проверки. (п. 47, 48 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если выявит нарушения, то в акте укажет, какое обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено.

Проверьте, чтобы к акту приложили:

  • протоколы контрольных действий;
  • документы, иные материалы, которые доказывают нарушения обязательных требований;
  • заполненные проверочные листы – если орган контроля их использует;
  • предписание об устранении нарушений – если они есть.

Если не отправите документы об устранении нарушения, или из них невозможно будет сделать вывод об исполнении решения, инспекторы проведут повторную проверку – документарную или выездную.

При наличии правонарушения образовательную организацию и должностных лиц привлекут к административной ответственности. Виды и размеры санкций смотрите в справочнике.

За неисправленные или повторные нарушения контрольный орган вправе ужесточать наказание вплоть до лишения лицензии и аккредитации. Подробнее смотрите в таблице.

Ответственность за нарушения в сфере образования

Нарушение

Действия контрольного органа

Основание

Нарушили требования законодательства об образовании, в том числе в части лицензионных требований и ФГОС

Выдает предписание со сроком устранения нарушений до шести месяцев

Ч. 1 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание

Возбуждает дело об административном правонарушении.

Запрещает прием в организацию полностью или частично сроком на один год.

Прием разрешат досрочно, если установят исправление нарушения, или вступит в силу решение суда о прекращении производства по административному делу

Ч. 2 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание об устранении нарушения требований ФГОС или аккредитационных показателей

Лишает государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования – после того, как вступит в силу постановление о назначении административного наказания

Ч. 4 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание, которое выдали в рамках административного дела

Приостанавливает действие лицензии полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии

Составитель: заместитель директора по УВР Малькова С.В.

Заместитель директора отвечает за правильную организацию учебно-воспитательного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль постановки учебно-воспитательной работы, за успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей, организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР.

1. Комплектует классы.

2. Составляет совместно с директором школы план работы школы на год, учебные полугодия.

3. Руководит составлением рабочих программ учителей, утверждает их. Систематически контролирует составление поурочных планов и дает указания о качестве этих планов, учит планировать учебный процесс.

4. Составляет расписание уроков и внеурочной деятельности, кружков, факультативов, расписание консультаций и других дополнительных учебных занятий для учащихся.

5. Организует замену учителей, не вышедших на работу, ведет книгу учета замещенных уроков. Ведет и подписывает табель для начисления заработной платы учителей.

6. Посещает уроки, консультации, классные воспитательные мероприятия, анализирует их, дает методические указания. Как правило, завучи должны посетить 10-12 контрольных процедур в неделю (проверка уроков, журналов, факультативов и т. д.).

7. Организует и контролирует применение на уроках ТСО, интернет ресурсов.

8. Совместно с директором школы составляет график внутришкольного контроля.

9. Контролирует выполнение учебных программ.

10. Организует методическую работу в школе, обобщение и распространение педагогического опыта.

11. Проверяет ведение классных журналов, дневников, тетрадей учащихся.

12. Осуществляет контроль успеваемости и поведения учащихся.

13. Контролирует выполнение решений и постановлений, относящихся к сфере деятельности завуча.

14. Осуществляет личный контроль обучающихся, имеющих пробелы в знаниях или с отклонениями от норм поведения.

15. Организует работу школьных МО, работу по самообразованию учителей.

Организационные и методические документы:

1. План работы школы, в том числе график учебного процесса и внутришкольного контроля.

2. Расписание учебных занятий .

3. График проведения контрольных работ, ВПР, мониторингов, пробных ОГЭ.

4. Планы работы методического объединения.

5. График работы кружков, факультативов, внеурочной деятельности, спортивных секций.

7. Правила внутришкольного распорядка для учащихся.

8. Единый орфографический режим.

9. План работы родительского лектория.

10. План проведения традиционных мероприятий.

11. Планы воспитательной работы классных руководителей.

12. Журнал учета посещаемости учащихся школы.

Документации заместителя директора школы

1. Графическое планирование:

а) расписание уроков;

б) расписание работы кружков, факультативов, внеурочной деятельности, спортивных секций.

в) график контрольных работ;

г) расписание работы воспитателей ГПД;

д) расписание работы школьных, районных семинаров совещаний;

е) график занятий учителей на курсах ПК

ж) план внутренней системы оценки качества образования

а) план работы школы;

б) план работы завуча на год, на месяц;

в) план работы м/о, преемственности с дошкольным отделением;

г) регистрация замещений учителей:

д) инструкции, приказы;

е) мониторинг успеваемости (ВСОКО);

ж) методическая работа: планы, протоколы.

3. Журналы: журнал пропусков и замены уроков (должен быть пронумерован, скреплен подписью директора школы и печатью школы).

а) ежемесячное планирование работы завуча;

б) запись посещенных уроков;

в) учет повышения квалификации и самообразования;

г) индивидуальные собеседования с учителями;

д) совещания в школе, районе; тесты, анализы административных, контрольных работ; ВПР, мониторинги по предметам;

е) списки учащихся:

- по классам, секциям, кружкам.

ж) проверка классных журналов:

- контрольные и практические работы;

- домашнее задание - количество и качество;

- опрос учащихся, опрос слабоуспевающих;

- проверка дневников, тетрадей, учебных планов.

Изучение и оценка педагогической деятельности учителя

Согласно современным теоретическим представлениям, в структуру педагогической деятельности входят три основных компонента

1. Педагогические цели и задачи.

В каждый момент педагогической деятельности учитель имеет дело с иерархией целей и задач, диапазон которых охватывает как общие цели (цели школы, системы образования, общества), так и оперативные задачи.

2. Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

При выборе средств и способов педагогических воздействий учитель должен быть ориентирован, в первую очередь:

в) на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом, создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата. Для этого необходимо уважительное отношение учителя к личности ученика, диалогическое открытое общение, тепло и дружелюбие в отношениях с детьми, определение областей непонимания и стремление его устранить, опираясь на сильное стороны ученика, его индивидуальный опыт, поиск активных и разнообразных методов работы учащихся на уроке;

г) на отбор и переработку содержания учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информационного материалов, направленных на усвоение учениками системы знаний, обосновывающей глубокую связь учебного предмета с жизнью.

3. Анализ и оценка педагогических действий учителя, то есть осознание и коррекция учителем своего труда.

Каждый учитель стремится правильно оценить и вовремя скорректировать свою работу. Поэтому он осуществляет анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщает свой опыт, составляет и реализует план своего профессионального развития. Особенность этих действий - направленность на самого себя, изучение уровня своего педагогического мастерства через анализ процессуальной результативной стороны деятельности.

Особенности индивидуального стиля педагогической

Педагогическая деятельность включает следующие компоненты:

1) постановку педагогических задач;

2) использование средств и способов педагогической деятельности;

3) реализацию приемов контроля и оценки своей деятельности.

Учитывая указанные компоненты, соотносимые с ориентировочной, исполнительской и контрольной фазами педагогической деятельности, были выделены содержательные и динамические характеристики индивидуального стиля, а также результативность педагогической деятельности учителя.

В таблице представлена схема общего подхода к индивидуальному стилю педагогической деятельности.

Содержательные характеристики индивидуального стиля

Динамические характеристики индивидуального стиля

Результативность педагогической деятельности

1. Преимущественная ориентация учителя на результаты обучения, на процесс обучения, на процесс и результаты обучения

2. Адекватность- неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса

3. Оперативность- консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности

3. Устойчивость-неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации

4. Стабильное, эмоционально-положительное – неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся

5. Наличие – отсутствие личностной тревожности

6. Направленность рефлексии в неблагоприятной ситуации на себя, на обстоятельства, на других.

  1. Уровень знаний учащихся
  2. Характер развития интереса школьников к изучаемому предмету
  3. Сформированность у школьников навыков и умений

Внутришкольный контроль - это сознательная, целенаправленная деятельность администрации школы, направленная на выявление отклонений от программы управления.

Руководитель образовательного учреждения:

1. определяет систему мер по выявлению соответствия реального хода учебно-воспитательного процесса учебным планам, приказам и инструкциям,

2. занимается сбором и обработкой контрольной информации,

3. выявляет успехи, достигнутые учителями с целью распространения в коллективе, и недостатки с целью их предупреждения и ликвидации,

Руководитель должен знать нормативные документы.

Руководитель должен знать цели и задачи на данный учебный год, решения педсоветов, производственных совещаний и т.д.

Содержание внутришкольного контроля

Три составляющих: учебно-воспитательный процесс, педагогические кадры, учебно-материальная база.

Основные направления внутришкольного контроля.

- контроль за выполнением всеобуча;

- контроль за состоянием преподавания учебных предметов;

- контроль за состоянием знаний, умений и навыков учащихся;

- контроль за внеклассной воспитательной работой;

- контроль за внешкольной воспитательной работой.

- контроль за выполнением нормативных документов;

- контроль за выполнением решений педсоветов;

-контроль за выполнением рекомендаций научно-практических конференции и производственных совещаний;

- контроль за работой м/о;

- контроль за повышением квалификации учителей;

- контроль за самообразованием учителей.

- контроль за учетом, хранением и использованием учебно-наглядных пособий и ТСО;

- контроль за развитием кабинетной системы;

- контроль за созданием учебно-материальной базы для внеклассной воспитательной работы;

- контроль за ведением школьной документации, школьного делопроизводства;

- контроль за деятельностью учебно-воспитательного персонала.

Принципы внутришкольного контроля

3. Выделение главного звена.

Методы внутришкольного контроля

1. Метод наблюдений за деятельностью учителя и ученика при посещении урока и внеклассных мероприятий.

3. Административные проверки (устные, письменные, комбинированные).

4. Метод выборочного специального собеседования.

5. Индивидуальные беседы с учениками, учителями, родителями.

Планирование внутришкольного контроля

2. Выбор объекта контроля.

3. Планирование контроля.

4. Определение субъекта контроля /кто исполняет/.

5. Сбор и обработка информации.

6. Подведение итогов контроля, выработка рекомендаций.

Виды и формы внутришкольного контроля

В соответствии с нормативными документами осуществляются два вида контроля: тематический и фронтальный.

Цель тематического контроля заключается в глубоком изучении отдельного вопроса (качество знаний учащихся по какой-то теме, формирование умений, навыков на уроках и т.д.). Объектом тематического контроля может быть один учитель или методическое объединение. Тематический контроль осуществляется в любое время года. Субъектом контроля могут быть администрация, общественный орган, совместные административные с общественными.

Фронтальный контроль осуществляется с целью глубокой, всесторонней проверки по всем вопросам одного учителя или группы учителей. Срок проведения фронтального контроля: не более одного раза в течение года. Субъектом контроля выступает администрация и общественный орган.

- в конце сентября административная проверка знаний по результатам повторения. Итог подводится на совместном заседании м/о учителей начальных классов и предметников;

- в сентябре планируется тематическая проверка: "Система работы молодых учителей и вновь прибывших учителей", или выявление уровня подготовки учителей к новому учебному году ;

- проверка классных журналов осуществляется в сентябре;

- проверка личных дел учащихся проводится два раза в год, справка оформляется директором.

Тематическая проверка может быть предупредительной и последующей по срокам реализации . По объекту контроля - персональной, классно-обобщающей и комплексно-обобщающей /в параллели/.

Программа фронтальной проверки работы учителя.

1. Выполнение учителями Устава школы и правил внутреннего распорядка.

2. Подготовка учителя к урокам, внеклассным мероприятиям (тематическое и поурочное планирования, планирование воспитательной работы).

3. Выполнение учителем учебных программ.

4. Качество уроков, их развивающая и воспитывающая роль.

5. Состояние знаний, умений и навыков учащихся. 6. Воспитание интереса к предмету (проблемное обучение).

7. Как учитель учит учиться.

8. Воспитание учащихся в ходе обучения и во внеурочное время.

9.Развитие устной и письменной речи учащихся. Организация внеклассного чтения.

10.Работа учителя по предупреждению неуспеваемости и второгодничества, изучение причин неуспеваемости, дифференцированная работа и индивидуальный подход.

11. Состояние тетрадей учащихся, периодичность и качество проверки. Система письменных работ, удельный вес самостоятельных и творческих работ.

12. Ведение классного журнала.

13. Воспитательная работа.

14. Работа с родителями.

15. Самообразовательная работа учителя.

16. Результаты учебно-воспитательной работы. Качество знаний учащихся. Фронтальный контроль может быть персональным, обобщающе-комплексным и иногда классно-обобщающим.

Способы проверки деятельности учителя и ученика

1. Выборочное посещение уроков. Администрации школы по личному плану следует проводить такое посещение. Цель: проверить готовность учителя к урокам.

2. Тематическое посещение уроков. Заранее запланировать. Цель: всестороннее изучение работы учителя во время посещений уроков по одной теме (3-5) с целью изучения опыта работы учителя или системы работы нового учителя.

3. Параллельное посещение уроков. Цель: посещение уроков с целью сравнения работ учащихся у разных учителей. Сравнить эффективность деятельности учителей при выполнении учебных программ в одних и тех же классах.

4. Комплексное изучение отдельных классов. Цель: посещение всех уроков в один день в одном и том же классе. Соблюдение единых требований к учащимся. Оценка работоспособности и активности учащихся одного и того же коллектива у разных учителей.

5. Целевое посещение урока с приглашением специалиста.

6. Посещение уроков с устным опросом учащихся. Такие посещения готовятся заранее или в ходе урока. /Оценка методов учителя/.

Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из важнейших управленческих функций. Что же необходимо знать и уметь, чтобы внутришкольный контроль стал помощью и эффективным способом работы с учителями по повышению их педагогического мастерства? По моему твёрдому убеждению, залогом успешности планирования и выполнения ВШК является: активность и ответственность каждого члена педагогического коллектива за результат своего труда. А это неизбежно должно привести к повышению качества учебно- воспитательного процесса. Следует помнить и о четырёх требованиях к контролю: систематичность, объективность, действенность и компетентность проверяющего.

Чем же является контроль по отношению к педагогу? Управляющим центром, корректирующим выполнение необходимых действий. Функции контроля – проверка и анализ того, что происходит в школе, сравнение с тем, что должно быть по различным нормативным документам и корректировка деятельности педагогов в соответствии с преследуемыми педагогическим коллективом целями и задачами. Эффективный контроль тесно связан с его переходом на диагностическую основу, превращением в инструмент развития творческого потенциала педагога, с получением объективной информации о жизни школы в целом.

Внутришкольный контроль - это сложный и многоплановый процесс, но всё же имеющий некоторую закономерную упорядоченность и организацию частей, которые находятся во взаимосвязях и выполняют определённые функции. Взаимосвязь этих частей есть структура. Структура является существенной стороной ВШК. А для того чтобы ясно представлять структуру ВШК, необходимо определить направления (разделы), входящие в него, и содержание каждого направления (раздела) контроля. Эффективный контроль не предполагает тотальные проверки по всем направлениям деятельности школы. Целесообразно вычленить приоритетные направления (разделы). В нашей школе это: обеспечение получения основного общего образования всеми категориями обучающихся; оформление и ведение школьной документации; знания, умения и навыки по предметам и состояние преподавания учебных предметов; классно-обобщающий контроль; контроль за работой педагогических кадров; подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Каждое из направлений имеет свои особенности с точки зрения организации и содержания работы, но в тоже время тесно взаимосвязано между собой. Например, понятно, что должное состояние преподавания учебных предметов и успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации выпускниками школы зависит от педагогического мастерства каждого педагога.

Второе, что необходимо чётко знать руководителю о ВШК, это содержание каждого направления (раздела) контроля. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом. И третье, чем должен владеть администратор, осуществляющий контроль, это знание его видов, форм и методов. Контроль может осуществляться в виде плановых и оперативных проверок, проведения административных контрольных работ или мониторинговых исследований. Формы контроля можно классифицировать по признаку исполнения: коллективная, взаимоконтроль, административные плановый и внеплановый и самоконтроль – форма, свидетельствующая о наивысшей степени организации педагогического коллектива. По объекту контроля: классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный; по используемым методам: наблюдение, проверка внутришкольной документации, тестирование, анкетирование; по признаку последовательности: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.

Любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, анализ результатов проверки, обсуждение итогов. Контроль будет эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ и для коррекции и регулирования. Поэтому результаты внутришкольного контроля обязательно должны анализироваться и оформляются в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, выводы и предложения и доводиться до каждого педагога.

Итак, что же необходимо знать о ВШК.

Совет №1:

1. структуру ВШК;

2. приоритетные, для Вашей школы, направления ВШК;

3. содержание каждого направления контроля;

4. виды, формы и методы ВШК;

5. цепочку последовательности проведения ВШК.

Руководство школой будет эффективно, если контроль осуществляется не от случая к случаю, а носит систематический характер, на основании намеченного плана. Для того чтобы план ВШК стал документом, ориентированным на достижение целей и задач работы школы, на повышение педагогического мастерства учителей, на качество учебно-воспитательного процесса, на успешность выпускников школы, был документом, носящим контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный характер, необходимо чётко определить направления контроля и содержание каждого из них, цели контроля, формы и методы, кто и когда осуществляет контроль, где обсуждаются результаты. Для этого необходимы тщательный анализ работы школы за прошедший год, формулировка целей и задач на предстоящий год, построение циклограммы работы по месяцам и на неделю. Далее определяются основные блоки ВШК, темы заседаний педагогических советов, вопросы для совещаний при директоре и при заместителе директора.

Совет № 2:

1. подходить ответственно к анализу работы школы за прошедший год, ибо только тщательный анализ позволит получить полную картину дел в школе и выявить стороны подлежащие изучению и контролю;

2. не возлагать на себя весь груз ВШК. Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства. Например, контроль за уровнем ЗУНов, ведением ученических тетрадей может осуществляться руководителями предметных методических объединений;

3. разработать оптимальную форму плана ВШК: компактную, наглядную, отражающую все стороны жизни школы, удобную для повседневной работы.

План ВШК является открытым документом в нашей школе, с ним может работать любой педагог, кроме того, в начале каждого месяца на специальный стенд в учительской и методическом кабинете вывешивается выписка из этого плана, для того чтобы каждый педагог был знаком с вопросами стоящими на контроле. Это исключает непонимание со стороны педагогов и позволяет быть готовыми к поверкам.

Совет № 3:

1. Внимательно изучи школьное положение о должностном внутришкольном контроле, раздел “Правила внутришкольного контроля”.

3. Анализ каждого урока проводи индивидуально с каждым учителем. При обсуждении будь принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания аргументируй фактами.

Совет № 4 (последний, но не главный!):

1. Оптимизируй свой труд и цени время коллег.

2. Предлагай педагогам такие формы отчётов, которые будут действительно полезны.

3. Не забывай, в какое время ты живёшь и работаешь, но не пренебрегай опытом педагогов со стажем и литературой с очень давним годом издания.

И, наконец, самый главный совет – “не стой” на месте, развивайся, самосовершенствуйся, учись, веди за собой, будь в центре всех школьных дел и событий, будь генератором идей и задумок, подавай пример во всём! И тогда, обязательно, всё задуманное исполниться!

На фестиваль педагогических идей “Открытый урок” я хочу представить пакет аналитических документов, касающихся проверки оформления и ведения школьной документации. Они могут быть полезны в работе как начинающим завучам, так и более опытным коллегам.

Классный журнал – важнейший государственный документ. Он отражает все стороны учебной деятельности ученика. В классном журнале есть специальная инструкция по его ведению. В начале года я провожу совещание по данной инструкции с учителями школы. После этого каждый учитель расписывается, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен. Цели контроля по проверке классных журналов формулируются следующим образом: состояние оформление журналов, накопляемость оценок; состояние классных журналов на конец 1 четверти; состояние посещаемости учащихся выпускных 9, 11 классов по классным журналам; выявление уровня работы классных руководителей по оформлению журналов, определение накопляемости оценок учителями-предметниками; проверка выполнения государственных программ и их практической части, объективность выставления оценок за четверть; своевременность и правильность заполнения журнала учителями-предметниками, состояние опроса у слабых и неуспевающих учащихся.

Если суммировать констатирующие части справок по проверке журналов, то в общем получается следующая картина: отмечается группа классных руководителей и учителей-предметников, у которых все в порядке; часть классных руководителей не до конца оформила журнал: данные об учащихся, показатели по физической культуре, листы здоровья; несвоевременно отмечаются пропуски учащихся, особенно, если это отдельные уроки, на странице пропусков; отсутствует запись уроков у отдельных учителей; неудовлетворительно поставлен опрос по предмету у некоторых учителей; необъективно выставлены оценки за четверть, год; недостаточная работа со слабоуспевающими учащимися, что является причиной большого количества текущих неудовлетворительных оценок; нарушение инструкции по ведению журнала.

Типичные рекомендации по работе с журналами следующие: обсуждение “Справки” на совещании при директоре, осуществление повторного контроля в такие-то сроки; приглашение для беседы с директором школы учителей, нарушающих инструкцию по ведению журнала. (Приложение №2).

Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. Трудно назвать предмет учебного плана, по которому школьник не имел бы тетради. Понимая, что без определенного контроля за ведением тетради нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности, государство оплачивает проверку тетрадей учителям-предметникам. При проверки тетрадей контролируется: выполнение учителем норм проверки тетрадей; выполнение учащихся домашних работ; правильность оформление письменных работ; соблюдение единого орфографического режима; наличие (отсутствие) работы над ошибками; правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года; соответствие объема классных и домашних работ. (Приложение №3)

Личное дело ученика – номенклатурный документ установленного образца, куда наряду с анкетными данными вносятся итоговые отметки успеваемости ученика по годам обучения. Личное дело сопровождает ученика по всему его учебному пути с 1 по 11 класс. В соответствии с законом личные дела учащихся хранятся в школе в течение трех лет после окончания ими школы. Личное дело ученика – это своеобразная визитная карточка школы. По нему судят о школе, в которой учился ребенок. Именно поэтому необходимо регулярно контролировать ведение личных дел учащихся. Привожу пример справки по проверке личных дел учащихся. (Приложение №4).

Тематическое планирование учителя предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса в системе уроков по данной теме или разделу учебной программы. Проверку тематического планирования провожу в начале учебного года по разработанной мною схеме. (Приложение №5). В конце каждого полугодия контролирую выполнение государственных программ, их соответствие календарно-тематическому планированию, выполнение практической части программ и норм контрольных работ. (Приложение №6). По итогам проверки все замечания и рекомендации доводятся до сведения учителей и оформляются в справках.

Аналитическая справка состояния всеобуча(для администрации школ).

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Анализ работы по всеобучу, который включает в себя: Сбор сведений о трудоустройстве выпускников Анализ обеспеченности учащихся учебниками Организация горячего питания детей, бесплатного питания детей. Анализ состояния здоровья учащихся, заполнение листов здоровья в журналах. Выявление детей, семей, оказавшихся в социально-опасном положении. Работа психолого-педагогического совета Создание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий. Смотр учебных кабинетов. Соблюдение ТБ. Организация работы с одаренными учащимися Работа по предотвращению неуспеваемости учащихся. Помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении. Учет посещаемости и успеваемости. Проверка нагрузки учащихся. Контроль выполнения учебных программ по предметам. Учет детей от 0 до 6, от 6-18 лет, подлежащих обязательному обучению, в микрорайоне школы Организация работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации. Профориентация уч-ся 9 классов. Набор учеников в 1 классы. Организация работы экзаменационной сессии. Организация работы летнего оздоровиельного отдыха уч-ся. Мониторинг получения основного и среднего образования. Собеседование с учащимися 9 класса по вопросу их дальнейшего обучения Уточнение потребности школы в учебниках на следующий учебный год. Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими неудовлетворительные оценки по итогам года.Анализ работы по всеобучу, который включает в себя: Сбор сведений о трудоустройстве выпускников Анализ обеспеченности учащихся учебниками Организация горячего питания детей, бесплатного питания детей. Анализ состояния здоровья учащихся, заполнение листов здоровья в журналах. Выявление детей, семей, оказавшихся в социально-опасном положении. Работа психолого-педагогического совета Создание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий. Смотр учебных кабинетов. Соблюдение ТБ. Организация работы с одаренными учащимися Работа по предотвращению неуспеваемости учащихся. Помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении. Учет посещаемости и успеваемости. Проверка нагрузки учащихся. Контроль выполнения учебных программ по предметам. Учет детей от 0 до 6, от 6-18 лет, подлежащих обязательному обучению, в микрорайоне школы Организация работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации. Профориентация уч-ся 9 классов. Набор учеников в 1 классы. Организация работы экзаменационной сессии. Организация работы летнего оздоровиельного отдыха уч-ся. Мониторинг получения основного и среднего образования. Собеседование с учащимися 9 класса по вопросу их дальнейшего обучения Уточнение потребности школы в учебниках на следующий учебный год. Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими неудовлетворительные оценки по итогам года.

Организация работы дополнительного образования. Проверить тематическое планирование кружков, методическую грамотность педагогов в определении задач работы с коллективом, способствовать работе по наполняемости групп.

Руководители кружков

тематический

Посещение и анализ

Зам. директора по ВР

справка

Дежурство по школе

Проанализировать состояние дежурства по школе за 1 полугодие

тематический

Анализ дежурства

Зам. директора по ВР

Совещание при зам дир по ВР

ФЕВРАЛЬ

Посещение и анализ открытых внеклассных мероприятий

Кл. рук.

тематический

Посещение и анализ

Зам. директора по ВР

Совещание кл. рук.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся

Изучение эффективности, системности и качества гражданско-патриотического воспитания школьников.

организационно-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Тематический

Анкетирование учащихся, посещение уроков. изучение программ гражданско-патриотического воспитания.

Зам. директора по ВР

Совещание при директоре

Координация педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

Посещение и анализ часов общения в 1-4 классах

Проверить качество проведения часов общения, проанализировать уровень активности учащихся, умение классных руководителей привлечь учащихся

Кл. рук.

тематический

Посещение и анализ

Зам. директора по ВР

Справка

Контроль за ведением ФГОС НОО

Посещение внеклассных занятий в 3-х кл.

Руководители кружков и секций

Персональный

Посещение и анализ

Зам. директора по ВР

Справка

Посещение родительского всеобуча в 7-х классах

Проверить работу с родителями

Классные руководители

тематический

Посещение и анализ

Зам. директора по ВР

Справка

Контроль за ведением школьной документации

Работа классных руководителей по проф ориентации

Классные руководители

тематический

Проверка классных журналов в 9-11 классах

Зам. директора по ВР

Справка

Март

Подготовка к организации каникул.

П роанализировать целесообразность запланированных на весенние каникулы мероприятий, соответствие их возрасту и интересам учащихся

Классные руководители

тематический

Анализ планов проведения каникул.

Зам. директора по ВР

Общешкольный план работы на каникулы, совещание при директоре

Посещение часов общения в 10 классе

Проверить качество проведения часов общения

Классный руководитель 10 класса

персональный

Посещение и анализ

Зам. директора по ВР

Справка

Контроль за ведением ФГОС НОО

Посещение внеклассных мероприятий

Проверить качество проводимых мероприятий, проанализировать уровень активности учащихся, умение классных руководителей привлечь учащихся и родителей.

Классные руководители 1-3 классов

персональный

Посещение и анализ

Зам. директора по ВР

Справка

Состояние работы с детьми из неблагополучных семей.

Организация работы с детьми из неблагополучных семей и детьми, состоящими на внутришкольном учёте.

Классные руководители

тематический

Анализ посещения внеурочных мероприятий. Собеседование с учащимися. Посещение семей.

Наблюдение

Зам. директора по ВР

Справка , совещание при зам дир по ВР

Апрель

Самоуправление в классе.

Изучение уровня сформированости органов самоуправления классных коллективов 5-6 классов.

классные коллективы

тематический

Анкетирование,

собеседование с учащимися.

Зам. директора по ВР

справка, совещание кл. рук.

Контроль за проведением часов общения по профориентационной работе в 9 и 11 классах

проверить работу по профориентации

Классные руководители 9 и 11 классов

тематический

Посещение и анализ

Зам. директора по ВР

Справка

Проверить работу классных руководителей с родителями

тематический

Посещение и анализ

Зам. директора по ВР

Справка

Посещаемость кружков учащимися.

Проверить наполняемость кружковых групп, своевременный учёт посещаемости кружковых занятий, выяснить эффективность проводимой работы по предупреждению необоснованных пропусков учащимися занятий

Руководители кружка

тематический

Анализ документации. Рейды по проверке посещаемости занятий, наблюдение, беседа

Зам. директора по ВР

Справка

Май

Организация занятости учащихся в летний период.

Работа администрации, классных руководителей 1-11 классов

Фронтальный

Собеседование.

Зам. директора по ВР

совещание кл. рук.

Организация летнего труда и отдыха учащихся.

Проверить содержание и уровень проведения оздоровительной и воспитательной работы в лагере дневного пребывания при школе

Классные руководители

тематический

Анализ документации.

Зам. дир по ВР

План график

Анализ работы за учебный год.

проанализировать аналитические умения и способность подвести итоги проведенной работы классных руководителей

Читайте также: