Протокол заседания совета по педагогической этике в школе

Обновлено: 08.07.2024

Положение об организации работы Совета по педагогической этике

3. Организация деятельности Совета
3.1 Срок полномочий Совета три года.
3.2 Совет состоит из председателя, секретаря и членов Совета. Число членов Совета должно быть нечетным и составлять не менее семи человек.
3.3 В Совет входят следующие лица:
1) совет должен состоять из представителей профсоюзов и (или) неправительственных организаций и (или) общественных объединений, осуществляющих деятельность в отрасли образования;
2) не менее двух педагогов;
3) педагоги, вышедшие на заслуженный отдых.
3.4 Руководитель организации образования, работники управленческого, административного, вспомогательного персонала организации образования, родители обучающихся и воспитанников данной организации образования не могут быть включены в состав Совета в качестве его членов. При этом в качестве секретаря Совета допускаются работники управленческого, административного, вспомогательного персонала организации образования.
3.5 Совет избирается на педагогическом совете организации образования:
1) обеспечивает соблюдение требований законодательства при формировании Совета;
2) обеспечивает проведение процедур, необходимых для своевременного избрания Совета;
3) создает условия и оказывает содействие в работе Совета.
3.6 Состав Совета утверждается приказом руководителя организации образования.
3.7 Председатель и секретарь Совета избираются большинством голосов из состава Совета на первом заседании.
3.8 Член Совета не может участвовать в обсуждении и голосовании по дисциплинарному делу, если он либо совместно проживающие с ним близкие родственники связаны с лицом, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело, родственными отношениями либо находятся в служебной или иной зависимости от указанного лица. Член Совета извещает членов Совета о данных обстоятельствах до обсуждения и голосования Совета по соответствующему делу.
3.9 Совет принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Члены Совета по этике не могут воздерживаться при голосовании.
3.10 В отсутствие председателя Совета по его поручению исполняет обязанности председателя один из членов Совета.
3.11 Заседание Совета оформляется в виде протокола, который подписывается председателем и секретарем Совета.
4. В состав Совета не входят лица:
4.1 признанные судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4.2 лишенные судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
4.3 уволенные за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу;
4.4 ранее судимые или освобожденные от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;
4.5 уволенные по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов и судов, воинской службы, за исключением случаев увольнения лица на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд.
5. Права и обязанности председателя и членов Совета
5.1 Вносить предложения по плану работы Совета и повестке дня заседаний;
5.2 Участвовать в подготовке материалов к заседаниям Совета и проектов его решений;
5.3 Принимать участие в обсуждении вопросов, рассматриваемых Советом.
6. Права педагога при рассмотрении вопроса о соблюдении педагогической этики
6.1 получение в письменном виде информации о рассматриваемом вопросе;
6.2 ознакомление со всеми материалами по рассматриваемому вопросу;
6.3 защиту своих прав и законных интересов всеми не противоречащими закону способами лично или через представителя в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
6.4 получение решения в письменном виде;
6.5 обжалование принятого решения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
7. Дисциплинарное дело в отношении педагога приостанавливается на период:
7.1 Временной нетрудоспособности;
7.2 Нахождения в отпуске или командировке;
7.3 Освобождения от исполнения своих должностных обязанностей на время выполнения им государственных или общественных обязанностей;
7.4 Нахождения на подготовке, переподготовке, курсах повышения квалификации и стажировке
7.5 Секретарем принимаются меры по извещению лиц, привлекаемых к дисциплинарной ответственности, о месте и времени проведения заседания Совета.
7.6 Рассмотрение дисциплинарного дела на заседании Совета может происходить без участия лиц, привлекаемых к дисциплинарной ответственности, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте заседания Совета не менее чем за три дня до проведения заседания.
8. Вопросы дисциплинарной ответственности педагога рассматриваемые на заседании Совета
8.1 Имело ли место конкретное действие (бездействие), являющееся основанием для рассмотрения дисциплинарной ответственности педагога;
8.2 Является ли это действие (бездействие) дисциплинарным проступком, и в нарушение каких норм законодательства оно совершено;
8.3 Совершено ли это нарушение этики педагогом;
8.4 Усматривается ли вина педагога в совершении этого проступка;
8.5 По итогам рассмотрения дела Совет рекомендует руководителю организации образования налагать и (или) не налагать соответствующее взыскание на педагога.
8.6 Решение Совета носит рекомендательный характер.

9. Рекомендации итогам рассмотрения дисциплинарного дела Советом
9.1 Руководитель организации образования при рассмотрении рекомендации Совета принимает решение в соответствии с требованиями трудового и иного законодательства.
9.2 Рекомендовать руководителю организации образования, налагать и (или) не налагать соответствующее дисциплинарное взыскание на педагога;
9.3 Какой вид взыскания рекомендуется наложить на педагога
9.4 Прекратить дисциплинарное дело.
9.5 Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Материалы педагогического совета

Педагогический совет:

Тема: Профессиональная культура учителя

Должны мы бороться за детские души,

Но что, если под поучительской чушью

В нас нету души?

Задачи педсовета:

1. Выявить представления учителей о профессиональной культуре учителя.

I. Вступление ведущего педсовета.

Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя, преподавателя является педагогическая этика . Именно об этой составляющей профессиональной культуры учителя речь пойдёт на нашем заседании.

Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности.

Вспомните свои школьные годы, и чуть ли не каждый второй из нас может констатировать тот факт, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Нередко наша любовь или, наоборот, неприязнь к биологии или астрономии объяснялась соответствующим отношением к биологичке или астрономичке. Некоторых учителей мы боялись настолько, что с трудом сосредоточивались на объяснении, других любили безоглядно и считали все сказанное ими истиной в последней инстанции.

Это очевидно – ребенок воспринимает любой урок как нечто целое, состоящее из неразрывно связанных частей, и поэтому отношение к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю.

Одним из старых педагогических мифов является миф о том, что школа учит, а семья воспитывает. Действительно, фундаментальные свойства личности закладываются родителями с детства, причем в основном стихийно, так как ребенок в ходе ежедневного общения с мамой и папой усваивает некоторые истины, нередко против их желания. Школа же существует для того, чтобы обеспечить систематическое усвоение знаний об окружающем мире. Однако как о многом ребенок узнает не только из учебника, так и воспитывает его вся окружающая действительность.

Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит не только химии и физике, но и тому, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть маленький, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.

Поэтому проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.

Миссию школы с точки зрения личностного подхода в образовании, можно понимать со следующих позиций:

А) ученик – не средство, а цель образования;

Б) ученик – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нём, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату;

В) воспитание без диалога с учеником, без уважения к нему – подавление;

Г) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку.

I группа: Определить наиболее значимые составляющие профессиональной культуры учителя.

II группа: Основные качества личности учителя.

III группа: Чего не имеет права делать учитель-профессионал с точки зрения педагогической этики.

Работа в группах 15 минут

Каждая группа, пользуясь своим плакатом, обосновывает свою позицию.

После выступления представителей групп ведущий педагогического совета делает основные выводы в рамках поставленных вопросах.(Слайды 11-20)

1.Составляющие профессиональной культуры учителя(17)

- педагогическая этика (правила поведения, внешний вид и.т.п.),

Если остановиться на такой составляющей как профессиональная этика, то конечно же, имеет место говорить и о правилах поведения учителя . Ведь правила поведения - это зеркало человека, в котором отображается его портрет. Правила поведения определяют формы взаимодействия людей в самых разных житейских ситуациях - дома, на работе, в театре.

Чтобы быть воспитанным, культурным человеком, недостаточно только знать существующие требования этикета и лежащие в их основе принципы. Знания, умения и привычка - вот три ступени восхождения к настоящей воспитанности, культурному поведению.

Воспитанный, культурный человек - не тот, кто долго думает, выбирает, как поступить, и, наконец, принимает правильное решение, а тот, кто по-другому поступить просто не может.

Также важным аспектом профессиональной этики и нравственной культуры учителя является педагогический такт.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

2. Основные качества личности учителя(18)

педагоги называю: ум, интеллектуальные способности, доброта, любовь к детям, выдержанность, терпение, открытость, коммуникабельность, юмор, ответственность, исполнительность и т.д.

Для успеха в деле воспитания и обучения учитель должен обладать определенными профессиональными способностями: педагогическими, дидактическими, экспрессивными, организаторскими, коммуникативными, научно-познавательными.

3. Учитель-профессионал не имеет права:(19-20)

4. 10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке.

1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.

2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.

3. Приказной , административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".

4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).

5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.

6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.

7. Неумение выразить веру в ученика.

8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.

9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.

10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

На интерактивной доске написано:

(учителя записывают пункты кодекса).

2. Начать изучение вопросов формирования положительного имиджа школы, для чего:

- изучить научные основы проблем формирования имиджа школы (отв.____________., срок до _____.2015г)

Выписка из протокола

заседания Попечительского совета

от 13 марта 2021 года

Присутствовали: председатель ПС Калдыгулова С.М.,

члены Попечительского Совета, классные руководители 1-11 классов,

председатели родительских комитетов 1-11 классов,

администрация школы.

Повестка дня

  1. Информационно -просветительская работа профориентации школьников.
  2. О деятельности Совета по педагогической этике.
  3. Информация по одаренным детям.
  4. Кружковая и секционная работа по школе -гимназии №17.

Председатель – Есиркепова Салтанат Маликовна, председатель профсоюзного комитета. Члены Совета:

Секретарь - Кулмагамбетова Алия Тулеубаевна, учитель художественного труда.

Елена Геннадьевна отметила, что Совет по педагогической этике (далее – Совет) является коллегиальным органом, создаваемый в организациях образования, рассматривающий вопросы, соблюдения педагогами педагогической этики.

В Совет по педагогической этике организации образования могут обращаться физические и юридические лица по вопросам соблюдения педагогами педагогической этики.

Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами Республики Казахстан "Об образовании", "О статусе педагога", настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами и руководствуется принципами объективности и справедливости, этичности.

Был составлен план работы Совета на 2020-2021 учебный год. Педагогический коллектив был ознакомлен с приказом о создании Совета, а также с Типовыми правилами организации работы совета по педагогической этике.

По третьему вопросу выступила заместитель директора по УВР Закиржанова Е.А.

Елена Анатольевна сообщила , что на реализацию по одаренным детям направлена работа научных обществ учащихся. Эти объединения по интересам способствуют развитию познавательной активности и творческих способностей подростков в процессе углубленного изучения ими одной из отраслей науки, техники или искусства. На протяжении последних лет в школе-гимназии сложилась собственная система организации научно-исследовательской деятельности, которая включает требования к развитию творческих возможностей учащихся от занятий в кружках до выполнения исследовательских проектов. Определились результативные формы работы с такими детьми: психологом школы проводятся аналитические исследования наличия одаренных детей в школе (тесты, анкеты), создается обогащенная среда через:

  • участие в олимпиадах по общеобразовательным предметам, в том числе дистанционных;
  • участие в интеллектуальных играх;
  • исследовательская деятельность;
  • проведение внеклассных мероприятий по предметам.

В олимпиадном движении предусмотрены следующие уровни:

  • республиканская олимпиада по общеобразовательным предметам (школьный, городской, областной, республиканский этапы);
  • городская олимпиада для обучающихся 2-4, 5-6, 7-8 классов; дистанционные олимпиады.

По четвертому вопросу выступил социальный педагог Балгалыев Косай Дуйсенбаевич. Который рассказал, что по состоянию на 13.03.2021 года в кружках и спортивных секциях нашей школы задействованы 984 учащихся. В среднем в каждом кружке занимались по 15-18 учащихся. Учащиеся и родители в начале учебного года сами выбирают кружок по интересу и записываются у руководителя кружка. Каждый кружок имеет свою программу, рассчитанную на отведенные часы. В течение года учащиеся активно принимают участие в школьных, городских и областных конкурсах и добиваются неплохих результатов. Все кружки проводятся строго по расписанию кружковых занятии, которое вывешено в фойе 1 этажа. Расписание спортивных секции вывешено на стенде возле спортивного зала. Согласно госстандарту по государственной услуге по дополнительному образованию при зачислении учащегося в кружок с родителей требуется три основных документа: заявление, свидетельство о рождении ребенка и медицинская справка форма 035-у.

Вопросов по окончанию выступления у присутствующих не было.

Решение

  1. Информационно -просветительскую работу по профориентации школьников взять во внимание. Классным руководителям 9-11 классов обратить особое внимание на учащихся, требующих постоянного контроля для успешного завершения выпускных классов.
  2. Информацию о деятельности Совета по педагогической этике принять к сведению.

3.Информацию по одаренным детям принять к сведению.Усилить работу по привлечению детей к научно-исследовательской деятельности, как учащихся начальных классов, среднего звена и старших школьников по всем направлениям.

4.Информацию по кружковой и секционной работе принять к сведению. Руководителям кружков и секции продолжить работу в данном направлении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая этика изучает особенности, содержание, принципы и функции педагогической морали, характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в педагогической среде, разрабатывает основы педагогического этикета. Педагогический этикет - свод выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Моральный аспект педагогической профессии предполагает личную ответственность каждого педагогического работника за свои действия и их последствия. Педагог обязан действовать так, чтобы его ученикам было хорошо, и не допускать никаких действий, которые причиняют им вред или зло. Он свободен в выполнении или нарушении этого морального долга. Как и для чего он использует свои профессиональные знания, умения и навыки, зависит от его профессиональной этики.

В большинстве стран мира учителям до сих пор не удалось создать для самих себя с помощью своих профессиональных организаций кодекс профессиональной морали. И в нашей стране вместо четко сформулированных норм педагогической морали действуют многочисленные ведомственные инструкции и правовые предписания.

Моральные нормы, фиксируя правила или модели профессионального поведения, представляют собой некий желательный стандарт, в поддержании которого заинтересована соответствующая социально-профессиональная группа. Нормы профессионально-педагогической морали, минимум которых приводится ниже, входят в структуру нравственного сознания каждого эффективно работающего учителя. Для тех, кто серьезно относится к своей профессии, стремится достичь высот педагогического мастерства, эти нормы перестают быть требованиями извне, а превращаются в собственные убеждения.

Знание и добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей. Очевидно, каждый учитель согласится с тем, что необходимо знать и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, о которых говорилось выше. Но не каждый придерживается этой нормы. Между тем их незнание, забвение или недобросовестное исполнение приводит к большим человеческим потерям, моральным и интеллектуальным. Особое значение приобретает знание этой нормы для будущих учителей. Сознательный выбор педагогической профессии предполагает знание связанных с ней обязанностей и норм, чтобы проверить, насколько кандидат в педагоги соответствует предъявляемым педагогической профессией требованиям. К сожалению, такая самопроверка происходит во многих случаях поверхностно и слишком поздно.

Профессиональная увлеченность. Эта норма предполагает полную самоотдачу учителя при выполнении профессиональных обязанностей. Чтобы хорошо делать свое дело, надо его любить, отдавая ему все силы и способности. Это, по свидетельству психологов, дает возможность самовыражения, приносит чувство удовлетворенности и счастья.

Профессиональное мастерство и самосовершенствование. Профессиональное дилетанство всегда безнравственно. Оно наносит не меньше вреда обществу, нежели открытое безделье. Оно снижает уровень образованности детей, препятствует ускоренному внедрению высокоэффективных методов и технологий, передового педагогического опыта в практику массовой школы. Профессиональное мастерство учителя, напротив, повышает эффективность всей педагогической системы, порождает чувство гордости за человеческое умение, уверенность в своих силах.

Недостаток профессионального мастерства особенно остро ощущают начинающие учителя в трудные для них годы профессиональной адаптации. Чтобы выйти из этого состояния профессиональной незрелости, необходимо заниматься самосовершенствованием своей личности: пополнять и расширять специальные и психолого-педагогические знания, совершенствовать методические умения, развивать профессионально значимые качества. И делать это нужно на протяжении всей профессиональной жизни педагога, следуя мудрости древних: меньше учить, больше учиться.

В качестве минимальной нормы здесь следует назвать свободное владение теми знаниями и умениями, которые учитель должен передать ученикам. Для нравственной ориентации, вынесения правильных моральных оценок учителю необходимо свободно распоряжаться разнообразными знаниями, легко их увязывать и соотносить друг с другом. Это особенно важно в условиях возросшей информированности учащихся.

Конечно, можно быть хорошим учителем, обладая различными чертами характера. Однако, следующие качества, как свидетельствует практика, имеют существенное значение для успешной профессиональной деятельности и прогрессивного развития личности учителя. Это любовь (доброжелательность) к детям, самодисциплина, терпеливость, оптимизм, отзывчивость, бодрость и живость. Эти ценные черты характера не появляются сами собой, а вырабатываются и совершенствуются в течение всей профессиональной деятельности педагога. Причем наряду с их развитием следует преодолевать негативные черты, такие, как раздражительность, мелочность, придирчивость, мстительность, властность, обидчивость, болтливость. Достижение высокого уровня профессионального мастерства невозможно без непрерывной работы над своим педагогическим характером.

Забота учителей о благе своих учеников. Школы и учителя существуют для учеников. Об этом часто забывают потому, что ученики приходят и уходят, а учителя остаются. Прежде всего упускается из виду, что школа существует не для учеников вообще, а для каждого ученика в отдельности. Для учителя отдельный ученик легко растворяется в массе соучеников. От отношения ученика к учителю мало что зависит, а от отношения учителя к ученику — многое. Для учителя это отношение является чем-то второстепенным среди многих других, для ученика, напротив, оно может оказать большое — положительное или негативное — влияние на его судьбу. Поэтому настоятельное требование профессиональной морали педагогов — заботиться о благе каждого отдельного ученика. В чем состоит это благо в каждом конкретном случае учитель должен научиться решать сам, исходя из анализа личности конкретного ученика, его положения в классе, семье и взаимоотношений с окружающими детьми и взрослыми. Мораль требует от педагога постоянного творческого напряжения. Важнейшим критерием моральности педагогических поступков является мера заботы об ученике.

Следование норме "Не навреди!" предполагает самокритичный анализ учителем своего профессионального поведения.

Социальная функция педагогического образования и самообразования состоит в том, чтобы сформировать профессионально значимые качества личности педагога, максимально совпадающие с нормативными требованиями его профессиональной роли.

Читайте также: