Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Татьяна Александровна Шитова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Залазна
Населённый пункт: с. Залазна Омутнинского района Кировской области
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Развитие межличностных отношений младших школьников в условиях малокомплектной школы"
Раздел: начальное образование

Развитие межличностных отношений младших

школьников во внеурочной деятельности

в условиях малокомплектной школы.

учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Залазна

Шитова Татьяна Александровна

Интеграционные процессы проходящие в современном обществе, бурный рост

науки и техники являются причинами актуальности проблемы сотрудничества, общения

между людьми, развития отношения между ними. Основным условием развития

межличностных отношений является общение. Это важный фактор формирования

личности, один из главных видов деятельности человека.

Над данной темой работа велась на протяжении нескольких лет в процессе

межличностных отношений занимает огромное место в воспитательном процессе. В

классах обучались дети разных возрастов (7-10 лет) и разного социального статуса. Среди

детей были учащиеся, которые не желали общаться со сверстниками, были дети из

неблагополучных семей (злоупотребляли алкоголем). Поэтому проблема общения встала

Данный опыт можно применять в любой школе при создании разновозрастных

Общение имеет огромное значение в развитии личности. При общении с другими

людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает

умениями и навыками. Общение- всегда взаимодействие людей, при котором они познают

друг друга; взаимоотношения, при котором между ними устанавливается определенное

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в отношениях

детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи. Начинает

формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка.

На этой основе у них начинает определяться направленность личности. Происходит

довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только

учителями, но и сверстниками. Появляются новые чувства и потребности. Школьники

начинают жить многообразной совместной жизнью, наполненной общими интересами,

стремлениями, радостями и печалями. Важнейшая специфическая черта межличностных

отношений – эмоциональная основа. Эмоциональное состояние в коллективе обладает

функцией сплочения, объединения людей. А чувства младших школьников развиваются

прежде всего внутри школьной жизни.

Развитие межличностных отношений происходит в процессе взаимодействия со

взрослыми, со своими сверстниками. Но среди детей есть учащиеся, которые не желают

общаться со сверстниками. В классе они чувствуют себя дискомфортно, желают

отделиться от коллектива или изменить свое положение в нем. Неприятие таких детей в

коллективе можно объяснить их неблагополучием в семье. Родители таких детей

злоупотребляют алкоголем, поэтому в школу он часто ходят неопрятные, немытые,

неряшливо одетые. Сверстники с такими детьми общаются неохотно. Поэтому они

изолироваться, проявляя негативное отношение к классу. Защищая себя, они стараются

огрызаться, проявляют какую-либо агрессию или замыкаются в себе, предпочитают

Цель данной разработки – определить педагогические условия, способствующие

развитию межличностных отношений младших школьников малокомплектной школы во

Первым шагом по развитию межличностных отношений младших школьников

был фольклор. Это различные игры, загадки, шутки, частушки. Многие можно проводить

в виде физкультминуток на уроке. Затем были выдвинуты новые задачи и соответственно

изменилось содержание. Были введены семейные праздники, тематические праздники,

родительские собрания с новым наполнением содержания.

Тем самым обновилась организация процесса. Необходимо было выстроить,

продумать роль каждого ребенка. Чтобы активизировать уровень развития возрастных

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТННЫХ

ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Класс или другое более или менее постоянное объединение людей всегда представляет

собой какое-то целое, малую группу в социально-психологическом смысле слова. Что же

сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Какова внутренняя

психологическая причина того, что люди вступают между собой в личностный

эмоционально насыщенный контакт? Такой внутренней основой между людьми является

потребность в общении.

Потребность в общении- одна из основных социальных потребностей. Она

возникает и ясно проявляется уже впервые месяцы жизни ребенка. С возрастом

потребность в общении расширяется и углубляется как по формам, так и по содержанию.

Дети начинают ее осознавать. При этом особо строго проявляется потребность в общении

со сверстниками, потребность в детском коллективе. С того момента как ребенок попадает

в группу сверстников, индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне

взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со

сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности.

Общение- это всегда взаимодействия людей, при котором они познают друг друга,

вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается

определенное взаимообращение. На пути личностного развития ребенка в современном,

чреватом человеческими конфликтами обществе, могут возникнуть серьезные опасности.

Одной из таких опасностей является агрессивность. Повышенная агрессивность

детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов,

но и для общества в целом. Агрессивный ребенок чаще всего видит себя и отношение к

себе. Другие дети выступают для него как обстоятельство его жизни, которые либо

мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются

нанести ему вред. Поэтому для таких людей недоступно сочувствие, сопереживание или

агрессии, на развитие коммуникативных навыков, на формирование способностей видеть

и понимать других.

Переход ребенка к школьному обучению часто с повышением уровня

тревожности малыша. Нередко у него проявляется такое качество как застенчивость. Быть

застенчивым- бояться общения. Застенчивый ребенок воспринимает себя слабым,

неумелым, неспособным. Жалким. Он хочет общаться, но не знает как это сделать, а

может быть не умеет использовать свои навыки. Наверное, надо дать возможность

ребенку проявить себя в том, что у него получается лучше. Это придает малышу

уверенность в себе, и, возможно он станет более свободным в общении с людьми.

В межличностных отношениях ребенка с другими людьми- со взрослыми и со

сверстниками – возникает и развивается сложная гамма чувств. В непосредственном

общении со взрослыми, в играх и соревнованиях со сверстниками развиваются качества

ребенка, так или иначе поворачивающие его к другим людям. Это прежде всего

выражается в способности к сопереживанию. Сопереживание включает в себя и

сострадание (жалость, отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся

им на персонажей сказок, рассказов. При слушании, а затем при инсценировании сказок,

ребенок превращается из пассивного слушателя в активного участника событий.

Младшие школьники еще не могут сдерживать проявление чувств. Обычно лица и

позы детей очень ярко выражают их эмоциональное состояние. Неумение сдерживать

свои чувства объясняет также возникновение у детей аффективных состояний, их

склонность к кратковременным бурным вспышкам радости и печали. Для младших

школьников характерна легкая заразительность эмоциональными переживаниями других

людей. Хорошо известны факты, когда смех отдельных учеников вызывает смех

остальных учащихся класса, когда последние могут и не знать причины смеха.

Возникновение чувств у младших школьников связано с конкретной обстановкой, в

которую попадают дети. Непосредственные наблюдения тех или иных событий, или яркие

жизненные представления и переживания – все вызывает у детей этого возраста

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Одним из средств развития межличностных отношений может послужить особая

область народного творчества, называемая фольклором. Фольклор – своеобразная

кладовая народа. В ней хранятся образцы творчества

взрослых и то, что создано

выдумкой детей. Фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он

включает в себя музыку, игровые и плясовые песни, загадки, хороводные игры,

фольклорные праздники и др. Изучая фольклор можно многое понять в психологии детей

того или иного возраста.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он

представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых

жанров, русскими народными песнями, частушками. В произведениях, перешедших к

детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Это виды

творчества открывают широкий простор для импровизации и выдумки. Все свободное

время дети играют. Игра – это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование,

стремление каждого участника выйти победителем.

Типичный жанр детского творчества – это хоровод. Функция хоровода

многозначна. Хоровод – своеобразная школа общения, выходящая за пределы семьи,

инсценировки как сценки из народной жизни.

В игре ребенок привыкает к тому, что только сообща можно создать что-то

стройное и совершенное. На каждом шагу он убеждается в том, что одному так много и

разнообразно не придумать бы в игре, да и не выполнить тоже так, как это удается сделать

всем коллективом. Если кто-нибудь нарушает общий порядок в игре или ничего не

вносит, то игра теряет смысл. Дети убеждаются в том, что всем вместе можно сделать

чуть ли не целый театр.

Одним из жанров народного творчества является фольклорный праздник. Более

эффективным оказывается действие, в которых дети являются

участниками. Во время праздника каждый становится исполнителем и зрителем

одновременно. Никто не сидит и не смотрит, как выступают другие. Все поют в общем

круге или ведут игры, или образуют движение в хороводе. В том, что каждый учащийся

вовлечен в пение, игру, танец заключается значение праздника как коллективного

Тайна человеческого общения состоит в том, чтобы догадываться о несказанном,

уметь воспринимать услышанное. Как важно внушить ребенку, что он кому-то нужен,

что он личность. Одиночество дома, одиночество в классе приводит детей к нервному

расстройству. Как научить их полноценному общению? Прежде всего, в приобщении

детей к культуре общения должна присутствовать игра, новизна, стимул.

Дети очень любят мероприятия с включением элементов фольклора. Это различные

игры, загадки, шутки, частушки. Многие игры можно проводить на уроках в виде

физкультминуток, а не только во внеурочной деятельности. Эта область народного

творчества наиболее доступна детям, тем болеем живущим в сельской местности.

Элементы фольклора используются почти во всех внеклассных мероприятиях. Это

раскрепощает детей, дает им возможность в игровой форме взаимодействовать друг с

другом, договариваться, прислушиваться друг к другу. Даже дети, наиболее склонные к


В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования взаимодействия детей в процессе и вследствие этой деятельности.

Ключевые слова: культура межличностного общения, внеурочная деятельность, формирование культуры, общение младших школьников

В настоящее время перед обществом остро стоит проблема развития социального взаимодействия людей в целом и младших школьников в частности. Современному школьнику необходима стабильная способность понимания себя и окружающих людей, своих отношений с другими членами общества, предсказывания межличностных событий. Только на таком фундаменте можно вырастить и воспитать сознательную, требовательную по отношению к себе и своему делу, творческую личность, способную оперативно действовать в изменчивых условиях жизни, умеющей строить межличностное общение. Но не во всех случаях этот фундамент строится удачно.

Существует острая проблема детских взаимоотношений, притягивающая внимание не только педагогов, но и психологов. Изучение ! вопроса межличностных отношений детей со сверстниками и взрослыми имеет большое значение для общества.

Межличностные отношения формируются в дошкольном возрасте и наиболее прогрессируют в младшем школьном возрасте. Навыки первых межличностных отношений являются основой для развития личности ребенка.

Межличностные отношения детей являются важнейшим жизненным звеном. Дети, общаясь друг с другом, получают удовольствие, поэтому тянутся и наиболее охотно участвуют в коллективных занятиях, стремясь к сотрудничеству.

Становление культуры межличностных отношений, начиная со школьной скамьи, является социально значимым для всего общества нашей страны. Уровень сформированности навыка межличностных отношений показывает степень успешности освоения программы школьного образования.

Важнейшим условием для гармоничного развития ребенка является его взаимодействие со сверстниками и прочими людьми во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, предполагающей неформальное общение. В процессе коллективной внеурочной деятельности происходит социальное становление личности: ребенок осваивает жизненные ценностные ориентиры; перенимает важный социальный опыт; учится правильно воспринимать окружающую действительность; формирует интересы, влияющие на всю дальнейшую жизнь; учится социальному межличностному взаимодействию.

Автором была предложена гипотеза, которая основана на идее о том, что процесс формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности будет наиболее результативным, если:

‒ обоснована внеурочная деятельность как фактор формирования культуры межличностного общения младших школьников;

‒ разработана и введена модель формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности;

‒ выявлены и обоснованы условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности.

Отталкиваясь от положений ФГОС ООО нового поколения, определено, что среда воспитания и развития учащихся в условиях воспитательного процесса общеобразовательной школы включает в себя урочную, внеурочную и общественно-значимую деятельность. В исследовании была поставлена задача изучения внеурочной деятельности как фактора формирования культуры межличностных отношений младших школьников.

На данной основе было определено содержание и организация внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста: повышение уровня духовно-нравственного развития, ведущая роль учителя, расширение форм деятельности, коллективного взаимодействия, выявление и применение способностей, интересов, возможностей и склонностей школьников, требования к результатам деятельности, ее познавательный характер, коррекция условий, необходимых для индивидуального развития каждого ученика.

Основываясь на положениях ФГОС ООО, нами была проведена опытно — экспериментальная работа, направленная на выявление воспитательного воздействия внеурочной деятельности на формирование культуры межличностных отношений младших школьников, и создана педагогическая модель формирования культуры межличностных отношений младших школьников, эффективность которой была проверена в экспериментальной работе.

  1. Организация внеурочной деятельности, направленной на формирование культуры межличностных отношений младших школьников.
  2. Разработка и применение диагностического аппарата, направленного на выявление уровня сформированности межличностных отношений младших школьников.
  3. Анализ, оценка и коррекция процесса формирования культуры межличностных отношений младших школьников.

Основные принципы, на которых было основано наше экспериментальное исследование: учет индивидуальных особенностей младшего школьного возраста и его специфики, принцип культурологического подхода, принцип связи обучения с жизнью, принцип добровольности, принцип сотрудничества.

‒ разработка педагогической диагностики;

‒ изучение индивидуальных особенностей младших школьников;

‒ разработка и организация мероприятий внеклассной деятельности, направленной на формирование культуры межличностных отношений младших школьников;

‒ влияние педагога на учащихся посредством требований, убеждения, поощрения, нравоучения, личного авторитета, приказов, совета, личного примера, просьбы;

‒ создание определенных ситуаций, заставляющие учащихся пересматривать свое личное отношение к происходящему, проявлять характер, выражать позицию, формировать положительные межличностные отношения, совершать поступки;

‒ выявления причин, по которым младший школьник потерпел неудачу, добился успехов, а также рассмотрение путей преодоления возникших трудностей;

‒ общение при личном контакте.

Предполагаемый результат работы:положительная динамика, рост культуры межличностных отношений младших школьников.

Также в исследовании было сформулировано несколько педагогических условий формирования культуры межличностного общения младших школьников:

  1. Организация детского коллектива и его сплочение, что способствует развитию личности младшего школьника, совершенствованию характера взаимоотношений между участниками коллектива, повышению уровня развития коллектива.
  2. Организация участия младших школьников в общественно значимой деятельности, направленной на удовлетворение потребности детей в общении не только со сверстниками, но и взрослыми, формирование навыков сотрудничества.
  3. Использование индивидуально ориентированных средств и форм формирования культуры межличностных отношений младших школьников.
  4. Взаимодействие с семьями учащихся и сотрудничество с ними, целью которого является приобретение ими опыта и знаний формирования культуры межличностных отношений у младших школьников в условиях семьи.
  5. Достижение воспитательных результатов в личностном и метапредметном развитии младшего школьника, которые будут являться подтверждением сформированности культуры межличностных отношений.

Таким образом, проделанная работа по формированию культуры межличностных отношений, а также повторно проведенная диагностика, позволившая определить динамику развития межличностных отношений между младшими школьниками, доказали эффективность внеурочных занятий. Подтвердилась гипотеза, основанная на идее о том, что процесс формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности будет наиболее результативным, если:

‒ дана сущностная характеристика культуры межличностного общения младших школьников;

‒ обоснована внеурочная деятельность как фактор формирования культуры межличностного общения младших школьников;

‒ разработана и введена модель формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности;

‒ выявлены и обоснованы условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности.

Экспериментально проверены педагогические условия формирования культуры межличностного отношения младших школьников во внеурочной деятельности:

1) сплочение детского коллектива, что способствует развитию личности младшего школьника, повышению уровня коллективизма, совершенствованию характера взаимоотношений участников коллектива;

2) организация участия младших школьников в общественно-значимой деятельности, удовлетворяющей потребности в общении со взрослыми и сверстниками и способствующей формированию навыков сотрудничества;

3) использование индивидуально ориентированных форм и средств формирования культуры межличностных отношений младших школьников;

4) взаимодействие с семьями учащихся с целью приобретения ими опыта и знаний формирования культуры межличностных отношений младших школьников в условиях семьи;

5) достижение воспитательных результатов в личностном и метапредметном развитии младшего школьника, что будет являться подтверждением сформированности культуры межличностных отношений.

Их внедрение в образовательный процесс школы во внеурочное время, согласно проведенному экспериментальному исследованию, будет способствовать эффективному развитию личностно значимого смысла умения создавать и поддерживать позитивные межличностные отношения, способствующие избеганию конфликтов, поддержанию баланса в совместной деятельности и личном общении.

Однако проведенное исследование не раскрывает полностью изучаемую проблему. Дополнения требуют такие темы, как подготовка педагогов к формированию культуры межличностного общения младших школьников, сотрудничество педагогических коллективов с учреждениями дополнительного образования, касающегося изучаемой проблемы и т. п.

  1. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций // Психология / Л. С. Выготский. — М., 2002.
  2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителей / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М., 2014.
  3. Замолоцких, Е. Г. Теория и практика взаимодействия основной общеобразовательной школы и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников: Дис. … д-ра пед. наук / Е. Г. Замолоцких. — М., 2005.
  4. Козлова, Е. В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: Дис. … канд. пед наук / Е. В. Козлова. — Оренбург, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, межличностное общение, школьник, формирование культуры, отношение, младший школьник, младший школьный возраст, условие формирования культуры, детский коллектив, метапредметное развитие.

Ключевые слова

внеурочная деятельность, культура межличностного общения, формирование культуры, общение младших школьников

культура межличностного общения, внеурочная деятельность, формирование культуры, общение младших школьников

Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников.

- формирование культуры отношений младших школьников формируется только в том случае, если он чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны педагога. Эмоциональное отношение учителя определяет характер эмоциональных переживаний детей.

Роль межличностных отношений в психологическом развитии.

В статье анализируются проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сверстниками. Изучены особенности формирования их личностных качеств посредством межличностных отношений.

Особенности формирования межличностных отношений.

Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на

Ключевые слова: младший школьник, межличностные отношения, психологический климат

Изучив актуальный уровень развития межличностных отношений младших школьников.

Игра как метод формирования межличностных отношений.

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений.

Формирование экологической культуры младших школьников.

Салеева Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе.

Цель: формирование нового экологического сознания и мировоззрения у школьников, повышение экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях реализации программы.

Социально-психологические аспекты развития межличностных.

В основе развития межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников лежит потребность в общении, и эта потребность с возрастом изменяется. Данная потребность удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член детского коллектива занимает.

Внеурочная деятельность младших школьников

Внеурочная деятельность школьников — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития.

Организационно-педагогические условия социально.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, КТД, младший школьник, методы, приёмы.

В школьном коллективе обеспечивается всестороннее развитие личности и создаются

Внеурочная деятельность — это один из видов деятельности школьников.

Социально-коммуникативное развитие младших школьников.

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

Формирование социально-коммуникативных универсальных действий у младших школьников происходит успешнее во внеурочной.

Актуальность исследования. Процессы демократизации и гуманизации в российском обществе требуют изменения приоритетов воспитания современного школьника. Рост количества различных социальных контактов, в которые вступает личность, требует сформированности у нее нравственных знаний, умений и навыков межличностных отношений, развития соответствующих деловых и личностных качеств.

В "Национальной доктрине развития образования Российской Федерации", Конвенции ООН "О правах ребенка" подчеркивается необходимость создания условий для развития и самореализации каждого человека, воспитание у детей и молодежи способности противодействовать проявлениям бездуховности, формирования умений межличностного общения и высокой культуры отношений.

В п.8 ФГОС ООО нового поколения указано, что личностное развитие учащихся начальной школы включает сформированность значимых социальных и межличностных отношений в их среде, ценностно-смысловых установок, которые отражают их личностные и социально значимые позиции в деятельности, а метапредметные – самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Проблему развития младших школьников как субъекта педагогического процесса раскрывают в своих трудах такие отечественные педагоги и психологи, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.В. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.А. Реан, Е.Н. Шиянов, Д.Б. Эльконин и др..

Имеется целый ряд фундаментальных исследований, которые рассматривают данную проблему с разных сторон. Большое значение в развитии теории отношений имеют работы таких ученых, как Б.Г.Ананьев, В.М. Бехтерев, М.П. Денисов, А.Ф. Лазурский, Н.И. Касаткин. В трудах ученых дается общая характеристика, структура и функции межличностных отношений. Н.Н. Обозов и Р.М. Грановская в своих исследованиях дают классификацию межличностных отношений. В исследованиях А.А. Бодалева, Н.Н. Богомоловой, Е.М. Дубовской, Г.В, Дьяконова проанализированы анализ взаимосвязи социальных отношений с общением.

В работах А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.М. Мясищева и др. исследован процесс общения, его генезис и развитие отношений в межличностном взаимодействии; установлены причины и механизмы разрешения социальных конфликтов. Проблема общения также раскрывается в психолого-педагогической науке в работах Б.Г. Ананьева, А.А. Добрович, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, Р.С. Немова, Ю.М. Орлова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской и др.

В изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития младших школьников внесли большой вклад многие отечественные, среди которых Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др., и зарубежные классики педагогической науки (Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.).

Таким образом, очевидно, что проблема формирования и условий ее решения во внеурочной деятельности является не только актуальной, но и необычайно значимой. Однако, она остается недостаточно изученной, что подтверждается недостаточным ее представлением в научной педагогической литературе.

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения в воспитательный процесс общеобразовательной школы содержательных и адекватных вызовам времени инновационных технологий формирования межличностных отношений у младших школьников.

В решении этой проблемы существенную роль играет внеурочная деятельность, ориентированная на расширение и углубление знаний, умений и навыков школьников, развитие их самостоятельности, индивидуальных способностей, удовлетворения интересов и налаживания позитивных отношений со сверстниками. Однако изучение воспитательного процесса общеобразовательной школы указывает на традиционность содержания и организации внеурочной деятельности младших школьников: отсутствие или эпизодичность форм работы, которые побуждают школьников к активно-творческой деятельности, способствуют удовлетворению их потребности в общении, во взаимодействии; ориентация деятельности воспитанников на результат, а не на содержание отношений, на внешний аспект, а не на активизацию внутренних сил личности; репродуктивный характер деятельности, лишен познавательной и личностно развивающей основы.

Несмотря на то отметим, что научных исследований, которые бы раскрывали сущность и содержание формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности, недостаточно. Итак, социальная значимость, практическая необходимость повышения культуры отношений среди младших школьников, а также недостаточная теоретическая и методическая разработанность данной проблемы и определили выбор темы нашего исследования: "Условия формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности".

Цель исследования: определить, модель и условия формирования межличностных отношений младших школьник во внеурочной деятельности.

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия формирования межличностных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности.

  • - выявлена сущность и содержание понятия межличностных отношений младших школьников;
  • - определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности межличностного общения младших школьников;
  • - учитываются и последовательно реализуются педагогические условия эффективного формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности: 1) организация коллектива младших школьников на основе совместной их деятельности, последовательная работа по его сплочению; 2) обеспечение комплексного педагогического воздействия на личностный, мотивационно-ценностный, информационный, поведенческий компоненты межличностных отношений младших школьников в процессе внеурочной деятельности; 3) привлечение младших школьников к нравственной оценке их поведения; 4) гуманно-личностный подход к младшим школьникам; 5) взаимодействие учителя и семьи в формировании межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.
  • 1. Раскрыть сущность и содержание понятия "межличностные отношения младших школьников" как системы взаимосвязанных компонентов и выяснить особенности отношений младших школьников во внеурочное время.
  • 2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности межличностных отношений младших школьников.
  • 3. Разработать и внедрить модель формирования межличностных отношений младших школьников.
  • 4. Экспериментально проверить модель и педагогические условия эффективного формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Методологической основой исследования являются положения о взаимосвязи объективных и субъективных факторов в процессе формирования личности, ее активную позицию по отношению к собственному совершенствованию; теория и практика развития личности; идеи гуманистической педагогики; системный, культурологический, гуманно-личностный, деятельностный, аксиологический подходы.

  • - труды теоретиков и практиков отечественной педагогики А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского;
  • - социально-психологические исследования о развития личности в системе межличностных отношений (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.А. Катаева-Венгер, И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Мясищев, Р.С.Немов, А.В. Петровский В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), а также философские, социологические, этнографические, психологические работы педагогического характера в сфере общения (A.M. Баскаков, B.C. Грехнев, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик);
  • - работы по теории деятельности (Л.И. Анциферова, А.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, А.В. Петровский, К. Роджерс М.Г. Ярошевский и др.);
  • - концепции воспитания учащихся средствами внеурочной деятельности (Б.3. Вульфов, А.Я. Журкина, И.П. Иванов, Г.М. Иващенко, С.В. Сальцева и др.);
  • - исследования возрастных особенностей младшего школьного возраста и, соответственно, специфики педагогической деятельности с детьми данной возрастной категорий (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Э. Шпангер, Э. Штерн, Э. Эриксон и др.)
  • - Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, синтез, сравнение, систематизация, моделирование, обобщение, что позволило раскрыть состояние разработки проблемы исследования, ее актуальность, уточнить содержание и структуру понятия "межличностных отношений младших школьников"; системно-структурный, сравнительный анализ для определения экспериментальной модели формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности;
  • - Эмпирические: анкетирование, беседы с младшими школьниками, тестирование, наблюдение за поведением школьников, организацией их внеурочной деятельности, воспитательным процессом школы применялись с целью изучения уровней сформированности у младших школьников межличностных отношений и обоснование выводов о целесообразности оптимизации их внеурочной деятельности для повышения уровня их культуры в межличностном взаимодействии;
  • - Экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперимент) использовались с целью моделирования и проверки эффективности обоснованных теоретических положений по формированию межличностных отношений младших школьников; математической статистики применялись для обработки полученных данных и установления количественных зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами.

Практическое значение полученных результатов заключается в обобщении практического опыта общеобразовательных учебных заведений по формированию во внеурочной деятельности межличностных отношений у младших школьников, в разработке и апробации модели формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения к разделам, общих выводов, списка литературы, приложений.

Читайте также: